Презентация на тему: Проблемы современной молодежи. Презентация к работе " нравственные проблемы современной молодежи" Скачать презентацию социальные проблемы международного развития молодежи

  • «Молодежь счастлива тем, что у неё есть будущее» Н. В. Гоголь
Программа работы «круглого стола»:
  • Кого считать молодым?
  • Что означает гражданское совершеннолетие?
  • Процесс социализации молодежи.
  • Проблемы молодежи.
  • Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?
Молодые граждане
  • К молодежи многие социологи относят группу населения в возрасте
  • от 14-16 до 25-30 лет.
Молодежь с точки зрения правового статуса
  • Несовершеннолетние -
  • Совершеннолетние -
  • Граждане с 14 до 18 лет.
  • Они обладают частичной дееспособностью
  • Граждане, достигшие 18 лет.
  • С этого возраста гражданин нашего государства может осуществлять свои права и обязанности в полном объеме.
Как относится молодежь к службе в армии?
  • Обязательна -55 %
  • По желанию -45 %
Платное образование в России: «за» и «против».
  • «за» - 33 %
  • «против» -67%
Проблемы молодежи
  • Данные социологических исследований показывают, что современная молодежь подвергает свое здоровье большим рискам, чем их сверстники десятилетие назад.
Проблемы молодежи
  • Проблемы со здоровьем:
  • Курение
  • Алкоголь
  • Наркомания
  • Экстремистские молодежные движения и субкультуры
ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ 6-8 кл. 9-11 кл.
  • ПРИОБРЕТЕНИЕ ИНТЕРЕСНОЙ 6-8 кл. 9-11 кл.
  • ПРОФЕССИИ 73% 33%
  • ЛИЧНЫЕ ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ 20 % 0%
  • ДЕНЕЖНЫЕ ТРУДНОСТИ СЕМЬИ 13% 22%
  • ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ 27% 22%
  • ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РОДИТЕЛЯМИ 7% 0%
  • ОТНОШЕНИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ 7% 0%
  • КОНФЛИКТЫ С ПЕДАГОГАМИ 7% 11%
  • ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
  • МАТЕРИАЛА 80% 22%
  • ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ В СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ 7% 11%
  • ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ 7% 0%
  • ЗДОРОВЬЕ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ 40% 11%
  • ОТСУТСТВИЕ НОВЫХ ГАДЖЕТОВ 20% 12%
  • ЭКЗАМЕНЫ 40% 100%
  • ДРУГОЕ 40% 40%
  • Проблемы, волнующие молодежь
Молодежная культура
  • Вступающему во взрослую жизнь молодому человеку предстоит освоить то, что было создано предшествующими поколениями, узнать и принять сложившиеся нормы общественной жизни. Однако этот процесс не простой. Далеко не все ценности, которым привержено старшее поколение, воспринимается молодыми.
Молодежная субкультура
  • Отчасти это связано с присущей возрасту высокой критичностью, представлением, что «история начинается с нас». Сказывается и то, что молодежь по своей природе нацелена на преобразования, создание нового.
Основные черты молодежной субкультуры:
  • Вызов ценностям взрослых и эксперименты с собственным образом жизни;
  • Включение в различные группы сверстников;
  • Своеобразные вкусы, особенно в одежде, музыке;
  • Это скорее культура досуга чем работы.
Виды
  • Байкеры
  • Рэперы
  • Готы и сатанисты
  • Скинхэды
  • Панки
  • Растаманы
  • Фрикки
  • Граффитеры и др.
Байкеры
  • Байкеры – одни из немногих, для кого слова “один за всех, все за одного” – не пустой звук, а стиль жизни. Байкер – это водитель мотоцикла. Они прошли эволюцию от диких орд, рассекающих по сельским дорогам бескрайней Америки, до элитной, жесткой, имеющей дело с огромными деньгами организации, сетью окутавшей планету.
  • Рэперы и хип-хоперы
  • Плюсы: Человек-рэпер не только занимается спортом (что уже есть плюс), он проявляет себя творчески. А проявление таланта всегда приводит в росту личности. Это огромный плюс. Минусы: Все вроде хорошо, но есть такое подтечение как «Ганста». Вот именно здесь «в моде» агрессивный стиль поведения. Такие люди могут обладать огнестрельным оружием, так как считают, что мир жесток, и лишь они сами могут себя защитить. Они считают себя королями и не признают никого и нечего выше себя
  • Плюсы: Как правило, готы, это люди ищущие вдохновения, а значит творческие люди. И их увлечение данной субкультурой ничто иное, как просто способ насытиться энергией. А их вид (пусть даже кого-то пугающий), это просто ответ созданный в противовес ничего настоящему гламуру, в котором за картинкой пустота.
  • Минусы: Здесь так же есть опасные подтечения. Существуют сатанисты. Их идеология – бунт против церковно-традиционалистской системы. Именно люди из такой субкультуры могут пойти на осквернение церковных предметов, жертвоприношение и прочие действия основанные на поклонение сатане.
  • Готы и сатанисты.
Скинхэды
  • Плюсы: Конечно основным плюсом это не назовешь, но идея скинхедов - Только сильные могут жить. Следовательно, нужно быть сильным, и не только телом, но и духом.
  • Минусы: Минусов намного больше. Свою идею они принимают слишком буквально. Именно за скинхедами очень часто замечаются приступы без причинной агрессии по отношению к другим людям. Они совершенно не боятся убить «не своего», и даже в некоторой степени стремятся к этому.
Панки
  • Плюсы: Лично я как человек со стороны их не вижу.
  • Минусы: Там, где появляются панки, - драки, грабежи, насилие с целью надругательства над личностью.
Растаманы (растафари)
  • Плюсы: Довольно спокойная культура и безобидная для общества. Как говориться «чем бы дитя не тешилось…»
  • Минусы: По сути, их занятие это безделье, такой человек вряд ли станет кем-то большим в социальной жизни.
Фрики
  • Плюсы: Нет никакого негативного отношения к миру и к «не своим». Нет ничего такого, против чего они яро выступают.
  • Минусы: Именно их свобода есть их главный минус. Она дает им все, в то время как на них самих невозможно повлиять извне, т.е. если пока это безобидно и весело, то кто знает, во что это выльется потом… И никто их не сможет остановить.
Граффиттеры.
  • Граффити - итальянское, и изначально значит “нацарапанный”.
В качестве причин появления неформальных молодёжных объединений выделяют:
  • 1) Вызов обществу, протест.
  • 2) Вызов семье, непонимание в семье.
  • 3) Нежелание быть как все.
  • 4) Желание утвердится в новой среде.
  • 5) Привлечь к себе внимание.
  • 6) Не развитая сфера организации досуга для молодежи в стране.
  • 7) Копирование западных структур, течений, культуры.
  • 8) Религиозные идейные убеждения.
  • 9) Дань моде.
  • 10) Отсутствие цели в жизни.
  • 11) Влияние криминальных структур, хулиганство.
  • 12) Возрастные увлечения.
  • Домашнее задание:
  • Написать эссе:
  • «Молодежь счастлива тем,
  • что у неё есть будущее» Н. В. Гоголь

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

 Цель работы - изучение актуальных проблем современной молодежи.  Задачи исследования: 1. Изучить причины социальных проблем. 2. Рассмотреть факторы которые влияют на проблемы молодежи. 3. Провести социологический опрос среди молодёжи. 4. Проанализировать ответы опроса.  Методов получения информации –это опрос. Опрос заключается в задавании людям специальных вопросов, ответы на которые позволяют исследователю получить необходимые сведения в зависимости от задач исследования.

 Интернет-зависимость. Данная проблема все больше набирает обороты. Десять лет назад мало у кого в 1 классе был телефон, а теперь же это считается нормой, но используется он совсем не для экстренной связи с семьей, а для таких вещей, как социальные сети в интернете, различные чаты и игры. Интернет оказывает еще большее влияние на подростка, чем сверстники и родители.

 Безработица.Проблемы такого характера происходят из экономической нестабильности государства, не способного предоставить необходимое количество рабочих мест, нежелания работодателей принимать низкоквалифицированных и неопытных сотрудников. Проблема трудоустройства молодежи так же состоит в финансовых притязаниях молодых специалистов, которые не разделяются работодателями. Таким образом, молодые люди ищут работу, но не могут устроиться, из-за чего не имеют средств к существованию. Это толкает на поиск нелегальных заработков, что нередко толкает к преступности, наркотической зависимости, приводит к бедности, способствует развитию жилищных проблем молодежи.

 Культура молодежи. Снижение уровня жизни молодых людей отразилось и на их культурной жизни. Популярны западные идеи потребительского отношения к жизни, что нашло свое отражение в культе денег и моды, стремлению к материальному благополучию, получению удовольствий.

 Психологические проблемы.Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки

 Алкоголизм.Алкоголизм можно назвать социальной проблемой молодежи, так как от него никто не застрахован. Здесь влияет как наследственная предрасположенность, так и приобретенная, методом втягивания. Подросток, рано начавший употреблять спиртные напитки, теряет смысл в жизни. Сегодня алкоголизм является самой актуальной проблемы молодежи не зависимо от пола.

 Психологические проблемы.Психологические проблемы юношества связаны, главным образом, с отсутствием четкого жизненного ориентира. С законами жизни парней и девушек знакомят не только родители, школа и книги, но и улица, продукты массовой культуры, СМИ, собственный опыт. Безучастность власти и бесправие, юношеский максимализм провоцирует в молодежи развитие равнодушия или агрессии, толкает к вступлению в молодежные неформальные группировки. Кроме того, юношество – это пора, когда человеку приходится решать множество важных задач: выбор профессии, второй половины, друзей, определение жизненного пути, формирование собственного мировоззрения.

Особое внимание уделяется анализу проблем криминализации молодежной среды, профилактики молодежной преступности, положения молодых предпринимателей в бизнесе и др.

Социология молодежи изучает также проблематику молодой, в частности, студенческой семьи, динамику заключения браков и разводов, причины ослабления семьи как социального института.

2. Социализация молодежи, ее ценностные ориентации и социальное самочувствие.

Социализация – длительный процесс усвоения индивидом всей совокупности социальных норм, ценностей и поведенческих стереотипов, в результате которого формируется его социальная личность.

Процесс социализации продолжается на протяжении всего периода детства и юности человека (первичная социализация), а затем и всей жизни (вторичная социализация).

Таким образом, общество как бы «подгоняет» индивида под свой стандарт всю его жизнь, заставляя человека осваивать новые социальные роли.

Социализация молодежи

Благодаря социализации общество оказывается в состоянии воспроизводить себя в каждом конкретном индивиде.

В тоже время каждый из молодых людей несет в себе отпечаток своей семьи, социальной группы, к которой принадлежит, всего общества в целом. Присмотревшись к человеку можно определить из какой среды он вышел, из какого региона или страны приехал. Представители разных поколений несут на себе отпечатки той эпохи, в которой они жили или живут сегодня.

Социализация молодежи

Следует подчеркнуть, что в исторически стабильном обществе между хронологически близкими поколениями нет существенной разницы, что говорит об эффективности социализации.

В кризисные, революционные периоды социализация становится неэффективной, т.к. новое поколение начинает отрицать и критически переосмысливать нормы и ценности своих родителей. Возникает конфликт поколений, способный породить социальные потрясения.

Социализация молодежи

Нестабильность переходного общества способствует широкому распространению кризисного типа социализации, для которого характерны рост девиаций, несовпадение выполняемых индивидом функций и ролей.

В процессе социализации в детстве и юношестве вырабатывается самооценка, связанная с отношением к своей внешности, своим способностям и качествам. Комплекс неполноценности, или, наоборот, лидерские качества, остаются у человека на протяжении всей жизни.

Социализация молодежи

В период ранней молодости человек пытается определить свое место во «взрослом мире», испытывает особый интерес к «красивым» престижным специальностям, тяготеет к разнообразным формам творчества.

Обнаружив у себя недостаток соответствующих способностей, индивид испытывает разочарование в себе и жизни.

Представители более старшего поколения молодежи (после 20 лет) меняют направленность социализации на самореализацию в профессиональной деятельности и поиск партнера для брака.

Противоречия между усложнившимися противоречивыми общественными отношениями и недостаточностью ресурсов для обеспечения нормальной социализации молодежи;

Нестабильность экономической и политической жизни, криминогенность, активизации теневого сектора;

Высокий уровень поляризации общества, сокращение возможностей для восходящей мобильности бедным слоям населения;

Повышение уровня требований общества к личностным и профессиональным качествам молодых людей;

Снижение шансов самореализации, усиление социального пессимизма и апатии.

Проблемы социализации молодежи

За последние годы продолжает увеличиваться слой незанятой молодежи. Официально зарегистрированы на бирже труда около 3% и около 15% - те кто временно не работает и не учится.

Резко сокращается количество молодых людей в составе рабочей силы (в 5-6 раз). Молодежь предпочитает работать в сфере распределения и обращения.

Меняются базовые ценности отечественной культуры, связанные с соборностью, усиливаются ценности западной культуры, ориентирующей молодежь на индивидуализм.

Проблемы социализации молодежи

Высокая степень социальной и правовой незащищенности молодежи, невостребованность ее инновационного потенциала;

Действует тенденция сжатия временных рамок социализации, обусловленная необходимостью ранних заработков. Сформировался подростковый рынок труда;

Политический экстремизм и радикализм, фашизация определенной части малообеспеченной и малообразованной молодежи.

Ценностные ориентации молодежи

Молодежь отличается от взрослого поколения тем, что ее ценностные ориентации еще не сформированы. Для нее характерен ценностный максимализм, подверженность влиянию извне.

Оценка жизненной ситуации (7 баллов):

Повысить

Повысить

Защитить

Преуспеть в

квалифик

зарплату

Стабильность

и спокойствие

неопределенн

1 слайд

Проблемы современной молодежи и пути их решения. Как мало прожито, как много пережито.

2 слайд

Мы должны создать для нашей молодежи такую социальную программу, при которой они бы оставались самими собой и которая приносила бы им удовлетворение. Такая общественная деятельность способствовала бы укреплению душевного здоровья личности Р. Мэй Основополагающий вопрос. В возникающих проблемах виноваты мы сами или окружающий нас мир? Проблемные вопросы: Какие проблемы возникают у современной молодежи и способы их решения? Как относится современная молодежь к общечеловеческим ценностям? Какие факторы влияют на формирование здорового образа жизни?

3 слайд

В настоящее время объектом пристального внимания различных общественных институтов и организаций стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно состояние молодежи обуславливает будущее общества, перспективу его развития. Воспитание подрастающего поколения должно, с одной стороны, отвечать потребностям общества, с другой – учитывать интересы личности. Проблема

4 слайд

высокая коммуникативная культура, которая включает в себя умение создать свой имидж и навык самопрезентации, умение сотрудничать; формирование индивидуального образа жизни на основе наиболее полной реализации интересов, склонностей, способностей, творческого потенциала личности; деловые качества, в том числе ответственность, предприимчивость, умение выходить из затруднительных жизненных ситуаций, быстро адаптироваться в изменяющихся условиях нынешней реальности; внутренняя устойчивость, которая предполагает способность выдерживать высокие морально-психологические нагрузки, характерные для нашего нестабильного периода, толерантность к стрессу; высокая духовная и нравственная культура как фундамент для формирования вышеперечисленных качеств, ибо игнорирование этого аспекта ведет к деградации как отдельной личности, так и общества в целом. Какие же личностные качества необходимы человеку в современных условиях, чтобы эффективно строить свою жизнь, чтобы занять достойное место в постоянно меняющемся мире? Это прежде всего:

5 слайд

Молодежь на определенном этапе жизни, в период взросления, испытывает потребность во вхождении в сообщества, основанные на общих ценностях, которые переводятся во внутренний план и используются как материал для саморазвития. Подводя итог вышесказанному, сформулируем гипотезу: использование групповых методов психолого-педагогического воздействия позволяет сформировать в специально организованном молодежном микросоциуме (клубе) благоприятную воспитательную среду.

6 слайд

Объектом исследования являются групповые методы психологического воздействия в работе с молодежью. Цель исследования: выявление роли групповых методов воздействия в создании благоприятной для личностного развития воспитательной среды. Задачи исследования: обосновать эффективность использования групповых методов воздействия на формирование личности в юношеском возрасте; исследовать отношение молодежи к общечеловеческим ценностям.

7 слайд

Методы исследования: контент – анализ; наблюдение и самонаблюдение; опрос (анкетирование, беседа); тестирование; метод логического анализа и интерпретации; метод статистической обработки данных; деловая графика.

8 слайд

9 слайд

Среди учащихся 11 классов было проведено анкетирование для того, чтобы точно выяснить интересы и проблемы молодежи. На основании анкетирования можно сказать, что основной целью современной молодежи является получение престижной работы, считая получение образования одной из составляющих в достижении жизненного успеха.

10 слайд

Исследование отношения молодежи школы к общечеловеческим ценностям и проблемам. Данные исследования строились на основе методики "проблемных вопросов", отраженных в проблемных темах, таких, как: мужчины и женщины; свобода и привязанность; семья и измена; любовь; святое, центральные ценности; принятие себя, других, мира; открытость во взаимоотношениях; одиночество; дети; игра и "роли-по-жизни"; самореализация; полнота и осмысленность жизни; дело и развлечения; переживание собственной уникальности. Варианты ответов: не задумывался над этим вопросом; актуальная для меня тема; хотел бы обсудить этот вопрос с другими участниками группы; нейтральное отношение к проблеме.

11 слайд

12 слайд

Человек-общественное существо, живущее в сообществе себе подобных, включен в систему связей и отношений с другими людьми, занимает в этой системе собственную позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Это значит, что его психика и поведение существенно зависят от сложно устроенной, структурированной социальной среды, в которой люди объединены в многочисленные, разнообразные, более или менее стойкие сообщества - группы. Группа-это некое единство, подчиняющееся собственным законам, в котором протекают динамические процессы и которые определенным образом влияют на входящих в него людей. В этом проявляется воспитательное значение группы.

13 слайд

Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью. Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Существуют три вида активности: познание мира и себя; вынесение оценки окружающему миру; изменение себя и мира. К факторам, побуждающим к активности, относятся: познавательный и профессиональный интерес, или личная заинтересованность в познании; творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер проведения занятий, динамика и драматизация; эмоциональное воздействие разных факторов.

14 слайд

Групповые методы воздействия: Дискуссионные методы. Игровые методы. Сенситивный тренинг (тренировка межличностной чувствительности и восприятия себя как психофизического единства). Поведенческий подход (бихевиоризм). Деятельностный подход. Психоаналитический подход. Когнитивный подход. Психодрама. Психосинтез. Т-группы (группы тренинга) Группы встреч. Танцевальная терапия. Терапия искусством. Телесно-ориентированная терапия.

15 слайд

Влияние группы на личность посредством взаимоотношений достаточно велико. Не последнюю роль играет и позиция самого члена группы. То, насколько человек активен в своем стремлении к творческому самовыражению, самосовершенствованию, участию в развитии, в немалой степени способствует его адаптации, индивидуализации и интеграции в коллективе. В Арсеньевском городском округе на протяжении нескольких лет проводится акция «Подросток». Основная задача операции «Подросток» - организация занятости детей в летний период, максимальный охват различными формами отдыха, организованным трудом, первичная профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма среди детей и подростков, профилактика правонарушений. В учебных и оздоровительных заведениях города за период проведения операции "Подросток" инспекторами ОДН проведено 57 бесед с подростками на правовые темы.

16 слайд

В рамках межведомственной операции "Подросток" были проведены профилактические мероприятия, такие как "Беглец", "Подросток-Игла", "Подросток-Лето-2005- детям", "Подросток-Мигрант", "Подросток-семья", "Безнадзорные дети", "Всеобуч", "Мир без наркотиков". За лето было охвачено отдыхом, оздоровлением и занятостью 7481 несовершеннолетних. В трудовых бригадах на каникулах трудилось 1340 ребят. Приоритетными направлениями деятельности учреждений культуры в рамках комплексной операции «Подросток» являлись: профилактика правонарушений и пропаганда здорового образа жизни; формирование у молодежной аудитории правовой культуры; организация полезного отдыха; вовлечение в клубы по интересам. На фоне общего роста преступности несовершеннолетних на территории г. Арсеньева в период проведения операции "Подросток" в 2005 году наблюдается снижение преступности среди учащихся школ города на 24 %..

17 слайд

Рассмотрим еще одну проблему современной молодежи – здоровье. Анализируя диаграмму общей заболеваемости подростков (возраст 15-17 лет) следует отметить, что помимо болезней органов дыхания, которые в общей заболеваемости составляют 40,0%, можно выделить болезни органов пищеварения (8,6%), травмы и отравления (8,4%), а также болезни мочеполовой системы (6,3%), глаза и его придаточного аппарата (6,2%), кожи и подкожной клетчатки (5,6%), нервной системы (5,4%). Обращает на себя внимание удельный вес такой патологии как психические расстройства, на которые у подростков приходится 4,5% всей заболеваемости. В чем же причина?

18 слайд

Рассмотрим динамическую систему развития населения в виде потока в социальном пространстве В настоящее время в России продолжает доминировать социально-трудовая компонента. Главным признаком успешного развития личности является формирование материального и финансового капитала. В этих условиях человеческий капитал подвергается интенсивному использованию, что ведет к значительным издержкам в виде повышенной смертности и сокращения продолжительности жизни, а также значительному ухудшению здоровья подрастающего поколения. Из всего этого можно сделать вывод, что необходимо объединение и координация усилий администрации, учреждений и ведомств по решению проблем охраны и укрепления здоровья молодежи. Необходимо изменение психологии населения по отношению к здоровью, пропаганда здорового образа жизни и приоритетными д.б. социально-экологическая и социально-культурная компоненты.

20 слайд

Я являюсь членом туристического клуба «Экстрим», увлекаюсь экстремальными видами спорта, поэтому хотел бы обратиться к сверстникам: «Ударим спортом по наркомании, табакокурению и пьянству!!!». Для тех, кто еще не сделал свой выбор, хочу представить сайт нашего клуба «Экстрим».

21 слайд

Список использованных материалов при создании проекта Текстовые материалы Интернет, ресурсы Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта в учебном процессе. http://www.nasha-strana.ru/activity/?a=124&s=20&p=4 Социологический опрос молодежи в г.Уссурийске. http://nkozlov.ru/ Групповые методики психологического воздействия. http://www.infoschool.narod.ru/fhotoshopbook/index.htm Учебник по фотошопу. http://strateg.novo-sibirsk.ru/2004/invest/target/t01.htm Программа Здоровый город. Материалы на печатной основе М.Ю. Монахов и др. Учимся проектировать на компьютере практикум Москва. Н.Д. Угринович Исследование информационных моделей Элективный курс. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994.