Презентация по биологии на тему: "Хрящевые рыбы". Нервная система I. Организационный момент


Происхождение

Слева одна из панцирных рыб – ботриолепис.

Справа челюсти ископаемой акулы-кархарадона


  • древняя группа рыб.
  • Акулы и скаты
  • 600 видов
  • Хрящевой скелет
  • Тело покрыто костной чешуей

  • К акулам относят рыб с удлиненной торпедообразной формой тела и длиной от 20 см до 20 м. Кожа акул шероховатая, покрытая многочисленными зубчиками. Парные грудные и брюшные плавники расположены горизонтально и обеспечивают движение рыбы вниз и вверх. На голове имеются слаборазвитые глаза, способные видеть предметы только в черно-белом изображении.

  • Дыхательная система начинается с 5–7 пар жаберных щелей.
  • В кишечнике по всей его длине тянется спиральный клапан, увеличивающий всасывающую поверхность.
  • Артериальный конус двухкамерного сердца способен к самостоятельному сокращению и даёт дополнительный импульс крови.
  • Органы чувств представлены органами обоняния, зрения, осязания (боковая линия)
  • Оплодотворение почти у всех хрящевых рыб внутреннее.
  • У многих из них есть клоака.
  • Хрящевые рыбы живородящи или откладывают яйца.

Наиболее опасные акулы

Белая акула

Акула - молот


  • Это относительно крупные рыбы, некоторые из них достигают ширины 6 – 7 метров и массы 2,5 т Тело их плоское, сплющенное в спинно-брюшном направлении, ромбовидное - со сросшимися, расширенными по бокам грудными плавниками. Хвостовой плавник имеет вид вытянутого тонкого хлыста. Кожа некоторых скатов гладкая, но у многих из них развиты чешуя и шипы, схожие с акульими.

  • Жаберные щели расположены на брюшной стороне
  • Тело сильно уплощенное.
  • Широкие грудные плавники прирастают к краям тела и голове. Хвостовой плавник тонкий, а его лопасти часто редуцированы. Анальный плавник отсутствует.
  • Используют для передвижения грудные плавники, взмахивая ими как крыльями.
  • Брызгальца развиты значительно лучше, чем у акул.
  • Большинство видов являются обитателями морского дна, из-за чего их спина имеет покровительственную окраску под цвет грунта.
  • Скаты размножаются откладывая на дно заключенные в капсулу яйца или живорождением.

  • У скатов некоторых видов есть электрические органы.
  • Разряд длиться 0,03 сек с напряжением до 220 В.

Европейская химера

Американский гидролаг


  • Челюсти полностью слиты с черепом.
  • Жаберные щели прикрыты кожной складкой.
  • Клоаки нет, анальное и мочеполовое отверстия обособлены друг от друга.
  • Голое тело длиной до 1,5 м, постепенно утончаясь, переходит в длинный хвост.
  • Живут от шельфа до больших глубин Мирового океана.
  • Химеры питаются морскими беспозвоночными и рыбами.
  • Промыслового значения практически не имеют.

Тестовое задание «Волна»

1) у хрящевых рыб жабры закрыты хрящевыми

крышками;

3) большинство скатов ведут придонный образ

4) акулы и скаты ведут придонный образ жизни;

5) все акулы опасны для людей;

6) хрящевые рыбы имеют сильно развитую мускулатуру;

7) хрящевые рыбы имеют плавательный пузырь;

8) кожа хрящевых рыб покрыта чешуей;

9) тело скатов имеет торпедообразную форму;

10) окраска скатов покровительственная.


Слайд 1

Класс хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс костные рыбы: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые.

Слайд 2

Цель урока:
Изучить происхождение, общую характеристику рыб. Класс хрящевые рыбы: акулы и скаты. Класс костные рыбы: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые.

Слайд 3

Слайд 4

Ихтиология- наука о рыбах.

Слайд 5

Характеристика надкласса рыбы:
Тело покрыто кожей, в которую погружена чешуя (плакоидная - у акул, костная- у костных рыб) Скелет: череп, жаберные крышки, жаберные дуги, скелет туловища (позвоночник, рёбра) и скелет парных конечностей. Мускулатура дифференцирована. Нервная система состоит из спинного и головного мозга, от которого отходит 10 пар черепно - мозговых нервов. Хорошо развиты органы чувств (глаза, слух, боковая линия, обоняния) Пищеварительная система: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишка, анус, печень и слаборазвитая поджелудочная железа. Гидростатический аппарат- плавательный пузырь- заполнен газом, в состав которого входят кислород, азот, углекислый газ. Органы дыхания- жаберный аппарат. Органы выделения- первичные почки. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка Преимущественно раздельнополы (морской окунь- гермафродит). Оплодотворение наружное.

Слайд 6

Сравнительная характеристика основных групп рыб.
Группа рыб Черты внешнего строения Черты внутреннего строения Число видов Представители

Слайд 7

Акулы. Верхний ряд, слева направо: кархаринообразные (чёрная пилозубая акула), катранообразные (обыкновенный катран, полярная акула). Нижний ряд, слева направо: разнозубообразные (австралийская бычья акула), пилоносообразные (южная акула-пилонос), скаватинообразные (европейский морской ангел).

Слайд 8

Скаты. Верхний ряд, слева направо: пилорылообразные (обыкновенная пила-рыба), ромботелые (ромбовый скат, пятнистый орляк). Нижний ряд, слева направо: хвостоколообразные (гигантский морской дьявол (манта), американский скат-хвостокол), электрические скаты (обыкновенный электрический скат).

Слайд 9


Осётрообразные. Верхний ряд, слева направо: белуга, сибирский осётр, стерлядь. Нижний ряд, слева направо: севрюга, обыкновенный лопатонос, веслонос.

«Электрический скат» - Электрические скаты всегда будоражили сознание людей. Каждый новых разряд всё слабее и слабее, а потом батарейки и вовсе садятся. Электрический скат. Питаются электрические скаты рыбой, которую поджидают, закопавшись в песок или ил, и оглушают при первой удобной возможности. Один электрический разряд, способный убить рыбёшку и как следует вдарить человека, длится три сотых секунды, но скаты предпочитают давать серию зарядов - от 12 до более 100 непрерывной "очередью".

«Классификация рыб» - Хрящевые рыбы подразделяются на два подкласса: Пластиножаберные (Elasmobranchi) и Цельноголовые(Holocephali). Манта морской дьявол. Экскурсия в мир ихтиофауны. По чешуе можно узнать возраст рыб. Жаберные щели прикрыты?______. Разминка. Скелет частично или полностью становится костным. Определите систематическое положение рыбы.

«Строение двоякодышащих рыб» - Первые двоякодышащие. Африканские протоптеры. Протоптер. Хорда. Вопросы. Двоякодышащие рыбы. Строение двоякодышащих. Лепидосирен. Рогозуб. Образ жизни.

«Подклассы рыб» - Отряд Акулы. Классификация рыб. Отряд Химеры. Тип Хордовые. Одно из самых древних позвоночных. Наличие черепа и твёрдого скелета. Подкласс Цельноголовые Отряд Химеры. Многообразие рыб. Подкласс Цельноголовые. Тип: Хордовые Класс: Рыбы. Отряд СКАТЫ. Подкласс Кистеперые рыбы. П/тип Позвоночные. Подкласс Осетровые.

«Костно-хрящевые рыбы» - Сельдеобразные. Batoidea) содержат пять отрядов и пятнадцать семейств. Костные рыбы. Скаты (лат. Хвост бичеобразной формы. Осётрообразные. Лососеобразные. Сегодня известно около 20 тыс. видов. Perciformes) насчитывают свыше 6000 видов и около 150 семейств. Акулы. Скаты. Окунеобразные. Рыбы живут только в воде.

«Отряд акулы» - Наиболее распространенная акула тропиков, людоед, мусорщик, около 9м. Веки акул закрываются наверх. На сетчатке глаза - пигментные клетки. Появились около 300 млн. лет назад. Мясо имеет неприятный запах. Особенности внешнего строения акул: Обычно 5-7 пар жаберных щелей. Зубы акулы мако. Шип(35см) на конце хвоста содержит смертельный для человека яд.

Всего в теме 15 презентаций






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Тип урока: формирование и закрепление новых знаний.

Цель: ознакомление с общей характеристикой класса, многообразием и особенностями строения и поведения отрядов акул, скатов, химерообразных.

Задачи:

  • усвоить основные признаки хрящевых рыб;
  • уяснить классификацию;
  • выявить черты приспособленности к среде обитания;
  • узнать значение в природе и в жизни человека;
  • уметь узнавать представителей отрядов Акулы, Скаты и Химерообразные;
  • развивать умение наблюдать за животными при просмотре видеофрагмента;

Методы обучения:

По источнику передачи и восприятия учебной информации:

  • словесные (рассказ, беседа);
  • наглядные (иллюстрация, демонстрация);
  • практические (тест, упражнения).

По степени управления учебной работой:

  • учебная работа под руководством учителя;
  • самостоятельная работа учеников;
  • работа с учебником;
  • практический контроль и самоконтроль.

Форма организации учебной деятельности учащихся:

  • фронтальная
  • индивидуальная
  • парная

Оборудование :

  • иллюстрации с изображением представителей типа,
  • компьютер,
  • экран,
  • мультимедийная установка,
  • презентация «Power Point».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Давайте подведём итог. Слайд 5

– Происхождение. Слайд 6

  • Родственны древним панцирным рыбам
  • У примитивных антиархов в панцирь из кожных пластинок было заковано всё тело;
  • У хищных артродир панцирь покрывал только переднюю часть тела.
  • Панцирные – первые челюстные рыбы; их челюсти возникли из жаберных дуг, сместившихся ближе ко рту, и состояли из заострённых костных пластинок.
  • Панцирные рыбы вымерли в конце девона.

2. Характеристика отрядов.

Акулы. Общая характеристика слайды 7-8

Многообразие акул. Слайд 9-13, кинофрагменты слайды 10, слайд 12

Гимнастика для глаз слайд 14

  1. Быстро поморгать, закрыть газа и посидеть спокойно, медленно считая до 5 (4-5 раз)
  2. Крепко зажмурить глаза (сосчитать до 3) Открыть и посмотреть вдаль (считать до 5) (4-5 раз)
  3. Проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, затем в левую. Посмотреть вдаль на счёт 1-6. (1-2 раза)

Скаты (Объяснение учителя с элементами беседы.) слайды 15-17

Посмотрите на снимок. Какие черты приспособленности к среде обитания вы увидели?

Химерообразные (Объяснение учителя с элементами беседы.) слайды 18-19

Дополнительный материал для учителя (См. приложение 8 )

IV. Закрепление знаний

слайд 20

Работа в парах (проверить друг у друга)

Ответ на доске

слайд 21

К какому отряду принадлежат данные рыбы?