Сфера профессиональной деятельности фельдшера. Фельдшер « В помощь выпускникам « Полезная информация. Этапы оказания акушерско-гинекологической помощи

— медсестра;

— акушерка;

— санитарный врач;

— ветеринар;

— врачи всех клинических специализаций.

Сфера профессиональной деятельности

— медицина;

— биология;

— сфера обслуживания.

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда : основная деятельность фельдшера связана с работой с людьми, что позволяет отнести ее по предмету труда к типу «Человек – Человек».

Класс профессии : исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия связана с выполнением однотипной работы, организованной по заданному образцу, с четким выполнением установленных алгоритмов при решении стандартизированных задач, полным соблюдением всех правил, нормативов, инструкций.

Описание профессии

Фельдшер — медицинский работник со средним медицинским образованием. Оказывает первую доврачебную, срочную и неотложную помощь больным и пострадавшим, работая в составе бригады «скорой помощи», является помощником врача и работает под его наблюдением в лечебно-профилактических учреждениях, самостоятельно осуществляет стационарную, амбулаторную помощь и помощь на дому, выполняя иногда функции врача, в медицинских пунктах сельской местности.
Проводит мероприятия по профилактике и снижению заболеваемости, по раннему выявлению заболеваний. Оказывает помощь в родах. Проводит различные анализы. Разрабатывает лечебно-профилактические и санитарно-гигиенические мероприятия и участвует в их проведении. Выполняет врачебные назначения. Руководит действиями младшего медицинского персонала. Круг обязанностей во многом зависит от места работы.

Профессия фельдшера довольно многогранна. Ее можно разделить на две группы:

Фельдшер без врача. Данные специалисты берут на себя терапевтические обязанности доктора. Встретить их чаще всего можно в сельской местности или на ночных дежурствах. В круг их обязанностей входит выполнение и контроль ряда процессов: первичная диагностика и назначение соответствующего лечения, направление пациента к врачу-терапевту или более узкому специалисту. Может проводить несложные операции: трахеостомия, интубация трахеи, пункция яремной вены, а именно наружной ее части, и принятие родов с последующим наложением швов. В спектр обязанностей входит сбор анализов, проведение сердечно-легочной реанимации и процедуры ЭКГ. В случае остановки сердца фельдшер имеет право и обладает необходимыми навыками для проведения дефибрилляции.

Фельдшер с врачом. В таких случаях данный специалист обычно выполняет функцию помощника. Спектр его деятельности невелик, он помогает в перемещении больного. В некоторых случаях, в зависимости от опытности и навыков фельдшера, ему позволено ассистировать при оперативных вмешательствах. Также фельдшер проводит экстренные меры по реанимации. Чаще всего такие фельдшеры работают в составе бригады скорой помощи, в акушерских пунктах, на предприятиях и заводах, где есть риск травматизма и может понадобиться неотложная медицинская помощь.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам относятся:

— умение договариваться с людьми;

— общительность;

— доброжелательность;

— эмоциональная устойчивость;

— самообладание;

— ответственность;

— организованность;

— хорошая оперативная и долговременная память;

— способность концентрировать и распределять внимание;

— хорошая зрительно-моторная координация;

— развитие органов чувств (цветоощущение, обоняние, вкус, осязание, тактильная чувствительность);

— способность эффективно действовать в кризисной ситуации;

— собранность;

— выносливость.

К личностным качествам относятся:

— любовь к людям;

— физическая выносливость;

— аккуратность;

— внимание.

Медицинские противопоказания

Требования к профессиональной подготовке

Фельдшер должен знать :

— основы организации здравоохранения, терапии, педиатрии, методы обследования и лечения больных с распространенными заболеваниями;

— приемы оказания первой доврачебной помощи;

— методы ухода за больными;

— инструкции по применению медикаментов;

— правила дезинфекции;

— принципы медицинской этики.

Требуются хорошие знания в области химии, фармакологии, биологии, анатомии и физиологии человека.

Фельдшер должен уметь :

— проводить дефибрилляцию сердца;

— сердечно-легочную реанимацию;

— запись ЭКГ, анализ результатов, определение первичного диагноза;

— трахеостомию;

— пункцию наружной яремной вены;

— принимать непосредственное участие в родах;

— интубировать трахею;

— назначать медикаментозную терапию.

Фельдшер (толк. слов. С.И. Ожегова) - это помощник врача, лицо со средним медицинским образованием, осуществляющее лечебную и санитарно_профилактическую помощь.
Вся деятельность медицинских работников посвящена людям, борьбе за их здоровье и долголетие.
Эмблема медицины - змея, обвивающая чашу, чей яд с незапамятных времен применялся людьми в лечебных целях.
В государствах древнего мира (Индии, Риме, Греции) уже за несколько веков до нашей эры были люди, которые занимались врачеванием (лечением). Они вели кочевой образ жизни, поэтому людей принимали в палатках, которые раскидывали прямо на городских площадях.
В настоящее время в стране создана разветвленная сеть больниц, диспансеров, санаториев и оздоровительных комплексов, в которых трудятся сотни тысяч людей медицинской профессии. Профессия фельдшера - одна из них.
Фельдшер является помощником врача и работает под его наблюдением, но в определенных условиях имеет право самостоятельно обслуживать больных и оказывать им доврачебную помощь.
Фельдшер работает в лечебно_профилактических, санитарно-противоэпидемиологических медицинских учреждениях, фельдшерско-акушерских и здравпунктах, бригадах «скорой помощи», лабораториях.

Психологические характеристики профессии
В обязанности фельдшера входят:
оказание лечебной и санитарно_профилактической помощи, первой неотложной медицинской помощи;
проведение лабораторных исследований;
проведение диагностики типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний и назначение лечения;
оказание медицинской помощи при беременности и родах;
осуществление текущего санитарного надзора, организация и проведение противоэпидемических мероприятий;
проведение санитарно_просветительной работы и пропаганда здорового образа жизни среди населения.
Таким образом, основная цель деятельности фельдшера - оказание доврачебной медицинской помощи больным и пострадавшим.

Основные предметы труда
человек (медицинское обслуживание) и природа (человек как биологический объект), сопутствующий - знаковые системы (тексты на родном и латинском языках, документы).

В своей работе фельдшер использует средства труда:
вещественные (орудийные) - ручные (авторучку; иглы, шприцы, скальпель, ножницы), механические (прибор для определения артериального давления,
микроскоп, весы), электрические (аппарат для снятия электрокардиограммы, ультразвуковые установки);
невещественные (функциональные) - практическое наглядно_действенное и словесно_логическое мышление; долговременную логическую, моторную и сенсорную (зрительную, слуховую, обонятельную, тактильную) память, концентрированное, распределенное внимание; речь; общую координацию движений тела, зрительно_моторную координацию, мелкую моторику рук; органы чувств - зрение, слух, обоняние, осязание.

Работа фельдшера имеет достаточно определенный характер и осуществляется в соответствии с действующими:
должностными обязанностями;
правилами, инструкциями, руководящими материалами;
законодательными и директивными документами здравоохранения;
основными аспектами деятельности лечебно_ и санитарно_профилактических учреждений;
правилами техники безопасности при работе с медицинским инструментом и оборудованием;
правилами гигиены и санитарии;
нормами профессиональной этики, но в работе встречаются ситуации и проблемы, требующие принятия нестандартных ответственных решений,
иногда в экстренном порядке.

Труд фельдшера имеет индивидуальную организацию, при которой он самостоятельно или под наблюдением врача выполняет свою работу и отвечает за нее.
Функционально фельдшер является как исполнителем распоряжений врача, так и организатором работы других людей - пациентов, медсестры.
Контакты многочисленные - это пациенты, коллеги.
Ответственность повышенная - за жизнь и здоровье людей и моральная - за сохранение врачебной тайны.
Фельдшер работает и в комфортных условиях - в помещении, и за пределами кабинета, в постоянном передвижении - в бригаде «скорой помощи», по вызову на дом.

Возможные факторы психофизиологической напряженности в работе:
повышенная ответственность за жизнь и здоровье людей, моральная;
постоянное общение с людьми, больными и здоровыми (коммуникативные и эмоциональные нагрузки);
физические нагрузки (постоянное передвижение, возможность экстренных вызовов к больным);
возможность неожиданной опасности, связанной с риском для здоровья больного и собственного (ожоги, порезы, поражение электрическим током, инфицирование);
нарушение социальной потребности в эстетических ощущениях при восприятии другого человека (возрастные и физические особенности пациента, нечистоплотность);
ночные смены.

Требования профессии
К индивидуальным способностям и особенностям:
нервно_психическая устойчивость;
физическая выносливость;
высокая координация и чувствительность кистей и пальцев рук;
правильное цветоощущение;
четкая речь.

К личностным способностям и качествам:
стрессоустойчивость;
социальный интеллект (способность адекватно воспринимать и оценивать человека);
способность к сопереживанию, отзывчивость;
способность правильно ориентироваться и принимать решение в сложных условиях;
внимательность;
ответственность.

К состоянию здоровья (медицинские противопоказания).
Работа фельдшера не рекомендуется людям с заболеваниями:
нервно_психическими (органические заболевания центральной нервной системы, психические, логоневроз);
сердечно_сосудистой системы (ревматизм, органические поражения клапанов и мышц сердца, функциональные нарушения, гипертоническая и гипотоническая болезнь);
опорно_двигательной системы (деформации позвоночника и грудной клетки, деформации и заболевания нижних и верхних конечностей, кистей рук);
бронхо-легочными (туберкулез, хронические заболевания бронхов, легких);
эндокринными (хронические специфические, диффузный токсический зоб, гипотиреоз);
кожи (хронические заболевания ограниченной локализации и в выраженной степени, аллергические);
лор_органов (понижение слуха, хронический ларингит, нарушения носового дыхания);
зрения (сильное снижение остроты зрения, расстройства цветоощущения, нарушение бинокулярного зрения).

К допрофессиональному образованию:
необходимы знания по русскому языку и биологии в рамках школьной программы.

К профессиональному образованию:
среднее профессиональное образование.

Родственные профессии
Врач, медицинская сестра, акушерка, фармацевт, зубной врач.

Глава 1 Основная структура работы фельдшера на ФАП

Организация работы на фельдшерско-акушерском пункте (ФАП)

Характеристика фельдшерско-акушерского пункта

Фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельской местности. Руководство медико-санитарной деятельностью ФАП осуществляется органами здравоохранения. ФАП проводит лечебно-профилактическую, санитарно-эпидемиологическую работу и санитарно-гигиеническое просвещение населения; имеет свою смету, круглую печать и штамп с указанием своего наименования; составляет планы, отчет с объяснительной запиской анализа заболеваемости; ведет учетно-отчетную документацию. На должность заведующего фельдшерско-акушерским пунктом назначается фельдшер (фельдшер-акушерка) с законченным средним медицинским образованием. При фельдшерско-акушерском пункте, находящемся в селе (где нет аптеки), организуется аптечный пункт (или киоск) по продаже населению готовых лекарственных средств и предметов ухода за больными.

Должностные обязанности заведующего ФАП

Должностные обязанности заведующего ФАП (фельдшера). Заведующий ФАП (фельдшер) возглавляет работу по организации и планированию лечебно-профилактической помощи на участке; несет ответственность за оказание своевременной медицинской (доврачебной) помощи при различных острых заболеваниях и несчастных случаях.

Фельдшер обязан:

1) знать особенности организации неотложной помощи при массовых несчастных случаях, отравлениях химическими веществами и лекарственными средствами;

2) знать основы доврачебной реанимации; производить закрытый массаж сердца и искусственную вентиляцию легких;

3) осуществлять амбулаторный прием и обслуживание больных на дому;

4) своевременно направлять больных на консультацию в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение (центральную районную больницу);

5) в необходимых случаях сопровождать больного лично.

Фельдшер организует прием больных участковыми врачами и другими специалистами на ФАП по графику, утвержденному главным врачом. Ко дню приема фельдшер готовит больных и первичную документацию. Врач ведет прием больных вместе с фельдшером. Личное участие фельдшера в консультации больных способствует своевременному лечению больных, их трудоустройству и повышению квалификации фельдшера.

Фельдшер принимает активное участие в диспансеризации населения своего участка, составляет карты на больных, подлежащих диспансерному наблюдению. Фельдшер под руководством врача периодически организует медицинские осмотры населения с неблагоприятными условиями труда. Диспансерному наблюдению подлежат больные туберкулезом, гипертонической болезнью, ишемической болезнью сердца, язвенной болезнью желудка и двенадцатиперстной кишки, диабетом, глаукомой, тромбофлебитом, облитерирующим эндартериитом и т. д. На диспансерном учете и наблюдении находятся инвалиды и ветераны Великой Отечественной войны, ликвидаторы последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Для правильной организации работы ФАП составляется план лечебно-профилактических мероприятий на текущий год. В плане конкретно указываются намечаемые мероприятия, срок выполнения, ответственный исполнитель. Заранее разработанный план утверждается главным врачом. Все намеченные мероприятия выполняются в установленные сроки.

Фельдшер осуществляет медицинский контроль за развитием и здоровьем детей в яслях, детских садах, детских домах, школах, расположенных на территории деятельности ФАП и не имеющих в своих штатах соответствующих средних медицинских работников; по утвержденному плану проводит санитарно-противоэпидемическую и санитарно-просветительную работу.

Организация оказания неотложной помощи

Для оказания неотложной помощи, доврачебной реанимации на ФАП по утвержденному табелю должны быть необходимый набор инструментов, перевязочный материал и медикаменты. В комнате для оказания неотложной помощи находятся кровать со щитом или плоская жесткая кушетка, носилки, средства иммобилизации, шкаф для хранения медикаментов, стол, стерилизатор, шприцы (2, 5, 10, 20 мл), жгуты резиновые, тонометр, термометр, зонды разных размеров и воронка для промывания желудка, стетоскоп, мензурки, ведро, тазик, набор резиновых катетеров, перевязочный материал, дыхательная и кислородная аппаратура, инкубационный набор, баллон с кислородом.

Организация медицинской помощи сельскому населению

Акушерско-гинекологическая помощь сельскому населению

Особенности условий жизни и труда сельского населения, выражающиеся в дисперсности населенных пунктов, различии форм организации сельскохозяйственного производства, разнообразии видов сельскохозяйственных работ (земледелие, животноводство, птицеводство и др.), большом фронте этих работ, их сезонности, определяют особенности организации всей медицинской помощи в сельском районе, в том числе и акушерско-гинекологической.

Акушерско-гинекологическую помощь сельскому населению оказывает комплекс лечебно-профилактических учреждений. В зависимости от степени приближения к сельскому населению, от специализации и квалификации медицинской помощи, уровня материально-технической оснащенности в системе оказания акушерско-гинекологической помощи принято различать три этапа.

Этапы оказания акушерско-гинекологической помощи

Первый этап – осуществление доврачебной и первой врачебной помощи. Этим этапом является сельский врачебный участок. Он включает в себя сельскую участковую больницу с амбулаторией и стационаром, фельдшерско-акушерские пункты (ФАП), родильные дома. Расположение первого этапа – периферия района.

Второй этап – осуществление квалифицированной врачебной помощи. Он включает в себя районные (номерные) и центральную районную больницу, имеющие в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женские консультации. Расположение второго этапа – районный центр.

Третий этап – обеспечение сельского населения высококвалифицированной (специализированной) акушерско-гинекологической помощью. Он включает в себя областную (краевую, республиканскую) больницу, имеющую в своем составе акушерско-гинекологические отделения и женскую консультацию или самостоятельный родильный дом с женской консультацией. Дислокация третьего этапа – областной (краевой, республиканский) центр.

Врачебная акушерско-гинекологическая помощь

Врачебная акушерско-гинекологическая помощь на сельском врачебном участке осуществляется врачом общего профиля – главным врачом сельской участковой больницы (при наличии в участковой больнице двух врачей – одним из них). Под его непосредственным руководством работает акушерка участковой больницы, которая помогает врачу как в стационаре (принимает участие в ведении родов), так и в амбулатории (принимает участие в наблюдении за беременными, родильницами и лечении гинекологических больных). Число родильных коек в сельской участковой больнице обычно не превышает 3–5. Для приближения квалифицированной врачебной помощи к сельским жителям осуществляется постепенное сокращение числа родильных коек в сельских участковых больницах и расширение числа коек в районных и центральных районных больницах. Однако в ряде районов, где по местным условиям не представляется возможным обеспечить население акушерско-гинекологической помощью в районных и центральных больницах, осуществляется укрупнение сельских участковых больниц, и в соответствии с этим расширение числа родильных коек достигает восьми, предусмотрена должность врача акушера-гинеколога.

В участковую больницу (при отсутствии в штате врачей специалиста акушера-гинеколога) не должны госпитализироваться беременные и роженицы с патологическим течением беременности и родов и отягощенным акушерским анамнезом.

Несмотря на наличие на периферии района врачебного стационара – сельской участковой больницы, основной объем акушерско-гинекологической помощи в сельском врачебном участке относится к доврачебной помощи, и осуществляют ее акушерки фельдшерско-акушерского пункта и колхозного (межколхозного) родильного дома. Работа этих учреждений осуществляется под непосредственным руководством главного врача сельской участковой больницы. При наличии в штате участковой больницы врача акушера-гинеколога последний осуществляет всю лечебно-консультативную помощь на фельдшерско-акушерском пункте и в колхозном родильном доме.

ФАП: структура работы

Фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) предусмотрены номенклатурой медицинских учреждений. ФАП организуется в селе с численностью населения от 300 до 800 жителей в тех случаях, если в радиусе 4–5 км не имеется сельской участковой больницы или амбулатории.

Всю работу ФАП обеспечивает фельдшер, акушерка, санитарка. Количество обслуживающего персонала определяется мощностью ФАП и численностью обслуживаемого им населения.

На ФАП предусмотрены следующие должности:

1) фельдшер – 1 должность при численности населения от 900 до 1300 человек; 1 должность при численности населения от 1300 до 1800 человек; 1,5 должности при численности населения от 1800 до 2400 человек и 2 должности при численности населения от 2400 до 3000 человек;

2) санитарка – 0,5 должности при численности населения до 900 человек и 1 должность при численности населения свыше 900 человек.

В зависимости от местных условий ФАП может вести только амбулаторный прием или иметь родильные койки. В последнем случае на ФАП, наряду с амбулаторной помощью, оказывается и стационарная.

В связи с тем, что на ФАП оказывается медицинская помощь всему сельскому населению, а не только женскому, помещение, в котором он располагается, должно состоять из двух половин: фельдшерской и акушерской.

Акушерская часть ФАП

Акушерская часть ФАП должна иметь следующий набор помещений: прихожая, ожидальная и кабинет акушерки. ФАП, имеющие родильные койки, помимо этих помещений, должны иметь смотровую комнату, родовую и послеродовую палаты. Акушерка ФАП осуществляет всю работу по организации и оказанию акушерско-гинекологической помощи сельским жительницам в радиусе обслуживания пункта.

Обязанности акушерки ФАП

В обязанности акушерки ФАП входят:

1) выявление в районе обслуживания всех беременных в максимально ранние сроки, обеспечение диспансерного наблюдения за ними, включая проведение необходимых лечебно-профилактических мероприятий, патронаж беременных, родильниц и детей в возрасте до 1 года;

2) проведение санитарно-просветительской работы среди женщин;

3) оказание медицинской помощи при нормальных родах;

4) выявление гинекологических больных, направление их к врачу и оказание им медицинской помощи по назначению врача.

Лодворные обходы населения

Значительную помощь в раннем выявлении беременных оказывают подворные обходы населения, проводимые акушеркой ФАП. В наблюдении за беременными акушерка выполняет весь основной объем необходимых исследований. Так, при первом обращении беременной акушерка собирает подробный анамнез, общий (наследственность, перенесенные заболевания и др.) и специальный акушерский (менструальная, половая, генеративная, лактационная функции, гинекологические заболевания и др.).

Из анамнеза акушерка выясняет особенности течения предыдущих беременностей, наличие экстрагенитальных заболеваний и других перенесенных отклонений в состоянии здоровья женщины, способных повлиять на течение беременности и родов.

Обследование беременных женщин

Обследование каждой беременной женщины акушерка начинает с исследования внутренних органов: сердечной деятельности, измерения артериального давления (на обеих руках), исследования пульса, мочи на белок (путем кипячения). Изучение состояние здоровья беременных в настоящее время акушерка проводит на основании измерения роста, массы тела (в динамике), наличия отеков, пигментации, состояния молочных желез и сосков, состояния брюшного пресса.

Проводя специальное акушерское обследование, акушерка измеряет наружные размеры таза, путем влагалищного исследования устанавливает срок беременности и внутренние размеры таза. Во второй половине беременности измеряет высоту стояния дна матки над лоном, определяет положение и предлежание плода, выслушивает его сердцебиение.

На общий анализ крови, групповую принадлежность, определение резус-фактора, титра антител, реакцию Вассермана, общий анализ мочи беременная направляется в ближайшую лабораторию. Здесь же проводится бактериологическое исследование влагалищной флоры на степень чистоты, отделяемого уретры, шейки матки и влагалища на гонококк, реакции влагалищного секрета. Рентгенологические исследования у беременных (рентгеноскопия органов грудной клетки, плода, пельвиография и др.) производятся только при наличии строгих показаний.

Тщательное обследование беременных дает возможность выявить различные патологические состояния, на основании чего эти беременные выделяются в группы повышенного риска и требуют наиболее пристального к ним внимания при беременности; в родах и послеродовом периоде выделяют группы повышенного риска по сердечной патологии, кровотечениям в послеродовом и раннем последовом периодах, воспалительно-септическим осложнениям после родов, эндокринопатиям: сахарному диабету, ожирению, надпочечниковой недостаточности и другим видам акушерской и соматической патологии.

Все индивидуальные карты беременных, относящихся к группе риска, принято отмечать соответствующей цветовой маркировкой, обозначая определенным цветом риск возникновения той или иной патологии (красным – кровотечения, синим – токсикоз, зеленым – сепсис и т. д.).

Объем исследований гинекологических больных

Объем исследований гинекологических больных также включает в себя сбор общего и специального гинекологического анамнеза. Изучение состояния здоровья женщин в настоящее время проводится на основании общего клинического обследования, аналогичного обследованию беременных. Специальное гинекологическое исследование включает в себя двуручное и инструментальное (осмотр в зеркалах) исследование. Проводится бактериоскопическое исследование отделяемого уретры, шейки матки и влагалища на гонококк с применением методов провокации, по показаниям – реакции Борде – Жангу; исследование влагалищного мазка на атипию клеток; исследования по тестам функциональной диагностики.

При необходимости проведения женщине биохимического исследования крови на содержание холестерина, билирубина, сахара, остаточного азота и исследования мочи на ацетон, уробилин, желчные пигменты, она направляется в ближайшую многопрофильную лабораторию. Женщины и супружеские пары, у которых в анамнезе были наследственные заболевания или дети с уродствами центральной нервной системы, болезнью Дауна, пороками сердечно-сосудистой системы, направляются на обследование, в том числе и для определения полового хроматина, в специализированные медико-генетические центры. Осуществляя наблюдение за беременными, акушерка ФАП обязана каждую из них показать врачу. Если беременность у женщины протекает нормально, то ее встреча с врачом осуществляется при первом же плановом ее посещении ФАП. Все беременные, у которых обнаруживаются малейшие отклонения от нормального развития беременности, должны быть немедленно направлены к врачу.

При каждом последующем посещении ФАП беременная подвергается необходимым повторным исследованиям. Во второй половине беременности особенно тщательно нужно следить за возможным развитием позднего токсикоза, для чего необходимо обращать внимание на наличие отеков, динамику артериального давления и наличие белка в моче. Очень важно следить за динамикой массы беременной.

Организация патронажной работы

Обязательным разделом работы акушерки в наблюдении за беременными должно быть проведение занятий по психопрофилактической подготовке их к родам.

В организации наблюдения за беременными на селе так же, как и в городе, весьма ответственной является патронажная работа. Патронаж беременных и гинекологических больных является элементом активного диспансерного метода. Цели патронажа весьма разнообразны, поэтому каждое патронажное посещение женщины ставит определенную цель. Прежде всего это знакомство с условиями жизни женщины. Зная особенности быта каждой семьи (жилищные условия, состав семьи, уровень материальной обеспеченности, степень культуры, в том числе санитарной грамотности и т. д.), акушерке легче осуществлять наблюдение за состоянием здоровья населения. Целью патронажа бывает необходимость выяснить состояние здоровья беременной, не явившейся на прием в назначенное время. В этом случае акушерка в беседе с беременной выясняет общее состояние женщины, производит тщательный осмотр, обращает внимание на наличие отеков, измеряет артериальное давление. При больших сроках беременности она измеряет окружность живота и высоту стояния дна матки, определяет положение плода. Убедившись в отсутствии отклонений от нормального развития беременности, акушерка назначает женщине срок явки на следующий осмотр. При наличии малейших признаков осложнения беременности акушерка приглашает беременную на прием к врачу или сообщает об этом врачу, который решает вопрос о возможности лечения беременной на дому или необходимости ее госпитализации. В последнем случае акушерка контролирует своевременность поступления женщины в стационар и продолжает активное наблюдение после выписки ее домой. Причиной патронажа может быть желание убедиться в правильности выполнения женщиной назначений врача, необходимость провести дополнительные исследования (лабораторные, измерить артериальное давление и пр.).

Акушерка ФАП обязана осуществлять патронаж детей, особенно первых 3 лет жизни. При этом необходимо соблюдать кратность наблюдений детей 1-го года жизни акушеркой (фельдшером) ФАП: 1-й месяц жизни – наблюдение только на дому – 5 раз; 2-й месяц жизни – наблюдение на дому – 3 раза; 3-5-й месяцы жизни – наблюдение на дому – 2 раза в месяц; 6-12-й месяцы жизни – наблюдение на дому – 1 раз в месяц. Кроме того, ребенка до 1 года должен осматривать на ФАП педиатр не менее 1 раза в месяц.

Таким образом, акушерка видит ребенка в течение 1-го года жизни 12 раз на профилактических осмотрах врача и 20 раз – при патронаже на дому.

Патронажная работа акушерки строго планируется. В плане предусматриваются дни посещения сел и деревень. В специальной тетради ведется учет патронажной работы, регистрируются все посещения женщин и детей. Все советы и рекомендации акушерка вносит в тетрадь работ на дому патронажной медсестры (патронажный лист) для последующей проверки их выполнения.

Выездные бригады из ЦРБ

Основная масса женщин из сельской местности рожает во врачебных акушерских отделениях ЦРБ. При необходимости стационарную квалифицированную медпомощь сельским жительницам оказывают в крупных республиканских, областных, краевых родильных домах.

Для приближения врачебной амбулаторно-поликлинической помощи жительницам сельской местности создаются выездные бригады из ЦРБ, которые приезжают на фельдшерско-акушерские пункты по утвержденному графику.

В состав выездной бригады входят врач акушер-гинеколог, педиатр, терапевт, зубной врач, лаборант, акушерка, детская медицинская сестра. Состав выездной бригады врачей и средних медицинских работников доводится до сведения заведующих фельдшерско-акушерскими пунктами.

Проведение профилактических периодических осмотров

Фельдшер и акушерка обязаны на своем участке иметь список женщин, подлежащих профилактическим и периодическим осмотрам.

Практически здоровые женщины с благополучным акушерским анамнезом, нормальным течением беременности в период между выездами бригады наблюдаются у акушерки ФАП или участковой больницы, на роды направляются в ближайшую участковую или районную больницу.

С группой женщин, которым противопоказано вынашивание беременности, акушер-гинеколог и акушерка проводят беседы о вреде для их здоровья беременности, возможных осложнениях беременности и родов, обучают их пользоваться противозачаточными средствами, рекомендуют внутриматочные противозачаточные средства. Врач акушер-гинеколог выездной бригады при повторном выезде проверяет выполнение акушеркой ФАП назначений и рекомендаций. Значительную помощь в раннем выявлении беременных оказывают подворные обходы населения, проводимые акушеркой. Все выявленные беременные женщины, начиная с самых ранних сроков беременности (до 12 недель), и родильницы подлежат диспансеризации.

При нормальном течении беременности здоровой женщине рекомендуется посетить консультацию со всеми анализами и заключениями врачей через 7-10 дней после первого обращения, а затем посещать врача в первую половину беременности 1 раз в месяц, после 20 недель беременности – 2 раза в месяц, после 32 недель – 3–4 раза в месяц. За время беременности женщина должна посетить консультацию примерно 14–15 раз. При заболевании женщины или патологическом течении беременности, не требующем госпитализации, частота осмотров определяется врачом в индивидуальном порядке. Важно, чтобы беременные аккуратно посещали консультацию в период дородового отпуска.

Госпитализация беременных во врачебные стационары

Очень важным в работе акушерки ФАП является своевременная госпитализация беременных во врачебные стационары при появлении начальных признаков отклонения от нормального течения беременности, а также женщин с отягощенным акушерским анамнезом. Дородовой госпитализации во врачебные стационары подлежат беременные с узким тазом (при наружной конъюгате менее 19 см), неправильным положением плода и тазовым предлежанием, иммунологической несовместимостью крови матери и плода (в том числе в анамнезе), экстрагенитальными заболеваниями, при появлении кровянистых выделений из половых путей, отеков, наличии белка в моче, повышении артериального давления, избыточной прибавке массы, при установлении многоплодной беременности, а также при других заболеваниях и осложнениях, угрожающих здоровью женщины или ребенка.

Направляя беременную в акушерский стационар, очень важно правильно выбрать способ ее транспортировки (санитарный автотранспорт, санитарная авиация, попутный транспорт), а также правильно решить вопрос об учреждении, в которое следует госпитализировать данную беременную. Правильная оценка состояния здоровья беременной женщины позволит избежать многоэтапной госпитализации, а сразу же определить больную в тот акушерский стационар, где имеются все условия для оказания ей медицинской помощи в полном объеме.

Проведение родов на ФАП На фельдшерско-акушерском пункте предусмотрено проведение только нормальных (неосложненных) родов. В тех случаях, когда в родах возникает то или иное осложнение (что не всегда можно предвидеть), акушерка ФАП должна немедленно вызвать врача или (если это возможно) доставить роженицу во врачебный стационар. В этом случае очень важно решить вопрос о средствах транспортировки. Необходимо помнить, что женщин с неотделившимся последом, преэклампсией и эклампсией, а также с угрожающим разрывом матки транспортировать нельзя. Если женщина с неотделившимся последом нуждается в транспортировке в связи с теми или иными осложнениями беременности, акушерка ФАП обязана прежде всего произвести ручное отделение последа и при сократившейся матке транспортировать женщину. При невозможности оказать женщине необходимую помощь в такой степени, чтобы она была в состоянии транспортабельности, следует к ней вызвать врача и с ним наметить план дальнейших действий. Оказывая неотложную доврачебную помощь беременной и рожающей женщине, акушерка ФАП вправе производить следующие акушерские операции и пособия: поворот плода на ножку при полном открытии маточного зева и целых или только что отошедших водах, извлечение плода за тазовый конец, ручное отделение последа, ручное обследование полости матки, восстановление целости промежности (после разрыва промежности или перинеотомии). При кровотечении в раннем послеродовом периоде акушерке необходимо исключить разрыв тканей родовых путей. Осложнения, возникающие по ходу родов, требуют от акушерки, помимо срочного вызова врача, четких действий организационного характера, от которых во многом зависит исход родов. Акушерка должна полностью владеть первичными методами реанимации новорожденных, родившихся в асфиксии.

Ведение документации на ФАП

Очень важно в работе акушерки ФАП осуществлять тщательное ведение документации. На каждую обратившуюся в ФАП беременную женщину заполняется «Индивидуальная карта беременной». При выявлении акушерских осложнений или экстрагенитальных заболеваний заполняется дубликат этой карты, который передается районному акушеру-гинекологу.

Существует много вариантов хранения индивидуальных карт. Один из наиболее удобных для работы вариантов, который может быть рекомендован, заключается в следующем: ящик для хранения индивидуальных карт (ширина и высота ящика должны соответствовать размерам карты) разделяется поперечными перегородками на 33 ячейки. На каждой перегородке проставляется цифра от 1 до 31. Эти цифры соответствуют числам месяца. Назначая беременной очередную явку, акушерка помещает ее карту в ячейку с отметкой соответствующего числа месяца, т. е. того дня, когда ей необходимо явиться на прием. Перед началом работы акушерка вынимает из соответствующей дню приема ячейки все индивидуальные карты и подготавливает их для приема: проверят правильность записей, наличие последних анализов и т. д. Заканчивая прием беременной, назначает ей день последующей явки и помещает карту этой беременной в ячейку с отметкой, соответствующей числу месяца, на которое ей назначена явка. По окончании приема по числу оставшихся карт легко судить о беременных, не явившихся на прием в назначенный им день. Эти карты акушерка помещает в 32-ю ячейку ящика с отметкой «Патронаж». Затем акушерка посещает на дому (патронирует) всех не явившихся на прием женщин. Все карты родивших и подлежащих диспансерному наблюдению до завершения послеродового периода помещаются в 33-ю ячейку с отметкой «Родильницы».

Кроме этих документов, на ФАП ведется дневник-тетрадь записи беременных (ф-075/у) и дневник (ф-039-1/у). При направлении беременной (после 28 недель беременности) или родильницы во врачебный акушерский стационар ей на руки выдается «Обменная карта». Если госпитализируется беременная до 28 недель, ей на руки выдается выписка из истории болезни. Выписываясь из стационара, она получает по той же форме выписку из истории болезни, которую ей вручает акушерка ФАП.

Организация и проведение профилактических осмотров сельских женщин

Важным разделом в работе акушерки фельдшерско-акушерского пункта является организация и проведение профилактических осмотров женщин. Профилактические осмотры сельских жительниц желательно проводить в осенне-зимний период с тем, чтобы до начала весенних полевых работ закончить оздоровление выявленных больных.

Всей работой по организации профилактических осмотров руководят районный акушер-гинеколог и главная акушерка района. Предварительно составляется план проведения осмотров, в котором указываются место, где будет проводиться осмотр, календарные сроки осмотров по каждому населенному пункту. Профилактические осмотры проводят акушерки ФАП, прошедшие специальную подготовку и инструктаж. Для успешного проведения профилактического осмотра акушерка должна предварительно совершить подворный обход, задачи которого – разъяснить женщинам цель осмотра, способ его проведения, место осмотра и др.

Целью профилактических осмотров является раннее выявление у женщин предопухолевых, опухолевых, воспалительных и так называемых функциональных заболеваний органов половой сферы и назначение при необходимости соответствующего лечения. Профилактические осмотры также дают возможность выявить среди организованной части женского населения профессиональные вредности, оказывающие воздействие на органы половой сферы, и выработать мероприятия для их устранения.

Непосредственный осмотр женщин состоит из двух последовательно проводимых процедур:

1) обследования наружных половых органов, влагалища и влагалищной части шейки матки (при помощи зеркал);

2) двуручных исследований с целью выяснения состояния внутренних половых органов.

При профилактических осмотрах используются объективные методы диагностики: цитологическое исследование отделяемого влагалища, «отпечатков» с шейки матки, кольпоскопическое исследование.

Для осуществления лабораторных исследований берется материал из различных отделов мочеполового аппарата женщины:

1) мазки из уретры и шеечного канала для бактериологического исследования на гонококки Нейссера и флору. Материал, полученный из уретры, наносится на предметное стекло в виде кружочка, а из шеечного канала – в виде штриха в продольном направлении;

2) мазок из заднего свода влагалища для определения степени чистоты влагалищного содержимого берется после введения зеркал;

3) мазок с боковой стенки влагалища для гормональной цитодиагностики берется также после введения зеркал.

При малейшем подозрении на наличие заболевания, возникшем у акушерки, производящей профилактический осмотр, женщину следует немедленно направить к врачу.

В проведении профилактических осмотров очень важными являются тщательная регистрация и учет всех осмотренных женщин, для чего составляется список лиц, подлежащих целевому медицинскому осмотру на выявление. Для регистрации и учета женщин, подлежащих активному диспансерному наблюдению, на них заводятся контрольные карты диспансерного наблюдения.

Еще одним учреждением, оказывающим доврачебную акушерско-гинекологическую помощь в сельской местности, является колхозный родильный дом. В колхозном родильном доме обязательно должны быть предусмотрены следующие помещения: тамбур, приемная, родовая (10–12 м2), послеродовая палата (6 м2 на 1 материнскую и детскую койку), кухня, туалет. В каждом колхозном родильном доме развертывается от 2 до 5 коек (из расчета 1 койка на 1000 населения).

Колхозный родильный дом размещают на расстоянии 6–8 км от сельского врачебного участка, к которому он прикреплен. При хороших транспортных условиях это расстояние может быть увеличено до 10–15 км. Колхозные родильные дома обслуживает акушерка, обязанности которой аналогичны таковым акушерки ФАП. Если в одном селении вблизи ФАП располагается колхозный родильный дом и по объему его работы нет необходимости в самостоятельном штате, обслуживание последнего возлагается на акушерку ФАП.

Вопросы охраны труда в работе акушерско-гинекологической службы В работе акушерско-гинекологической службы на селе на всех ее этапах много места занимают вопросы охраны труда работниц сельскохозяйственного производства. Сельскохозяйственные работы имеют свои особенности, главными из которых являются сезонность, выполнение различных производственных операций в сжатые сроки при любых погодных условиях и т. д. Это требует от человека значительных усилий и напряжения, что неминуемо ведет к нарушениям режима труда и отдыха. Работницы сельскохозяйственного производства испытывают дополнительные неблагоприятные влия ния таких производственных факторов, как шум, вибрация, пыль, контакт с пестицидами (ядохимикатами) и минеральными удобрениями. Основную работу по проведению мер, направленных на охрану труда сельских жителей, выполняют врачи-гигиенисты. Но в этой работе должна принимать участие и акушерско-гинекологическая служба, так как неблагоприятные производственные факторы оказывают отрицательное влияние и на специфические функции женского организма.

Из книги Полный медицинский справочник фельдшера автора Вяткина П.

Глава 1 Самостоятельная работа фельдшера на скорой медицинской помощи и в составе фельдшерско-врачебной бригады Организация работы скорой медицинской помощиСлужба скорой помощи является одним из важнейших звеньев в системе здравоохранения в нашей стране. Объем

Из книги Своя контрразведка [Практическое пособие] автора Землянов Валерий Михайлович

Часть II Основные принципы работы фельдшера на фельдшерско-акушерском

Из книги Женщина. Руководство для мужчин автора Новоселов Олег Олегович

Часть III Основные принципы работы

Из книги Основы управления конкурентоспособностью автора Мазилкина Елена Ивановна

Из книги Женщина. Учебник для мужчин. автора Новоселов Олег Олегович

Из книги История на миллион долларов автора Макки Роберт

Глава 2. иерархическая структура

Из книги автора

1.5 Первобытное племя. Функциональная структура. Структура иерархии. Структура межполовых отношений Даже самые примитивные народы живут в условиях культуры, отличной от первичной, во временном отношении такой же старой, как и наша, и также соответствующей более поздней,

Из книги автора

Глава 3. Структура и сеттинг ВОЙНА СО ШТАМПАМИПожалуй, за весь период существования человечества именно сегодня писателю работается труднее всего. Сравните пресыщенную историями современную аудиторию с той, которая была в прошлом. Сколько раз в год образованные люди

Из книги автора
Содержание
    Введение………………………………………………………… .…………3
    Профессия «Фельдшер»…………………………………………………. .4
    Психологические аспекты в работе фельдшера………..………………5
    Понятие психологической компетентности ………….………………....7
    Профессиональные качества фельдшера……………………………….9
    ……………………………….…………………………………………… 10
    Заключение…………………………………………………… …………..12
    Список литературы……………………………………………….… ……13

Введение.
В жизни каждый из нас, так или иначе, сталкивается с профессией фельдшера.
Современному фельдшеру зачастую приходится принимать решения в условиях нестандартных ситуаций. Медицинская помощь требует решений в экстремальных ситуациях при лимите времени.
Для успешного выполнения этих задач фельдшеру недостаточно лишь знаний в области своей узкой профессиональной компетенции. Важнейшим критерием компетентности становится его психолого-педагогические возможности, наличие качеств, способствующих коммуникативным способностям в общении с населением, видение будущего и желание постоянно заниматься своим саморазвитием.
Работа фельдшера сопряжена большими психологическими и физическими нагрузками, поэтому он должен быть своего рода психологом.
Анализируя деятельность медицинских работников, легко заметить, что при одинаковых кадровых и финансовых возможностях успехи отдельных фельдшеров разные. Проблема заключается не только в объективных условиях, но и в личности фельдшера. Успешность работы находится в определенной зависимости не только от профессионального мастерства, но и от личностных качеств, особенностей психики, свойств нервной системы, направленности личности.
Актуальность данного исследования определяется высокой степенью влияния психологической компетентности фельдшера на качество жизни его пациентов. В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этического и нравственного характера.
Цель работы: изучение понятия психологической компетентности и профессиональных качеств фельдшера.
Объектом исследования является психология общения в системе «фельдшер - пациент»;
В соответствии с целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

    Проанализировать психологические аспекты профессиональной деятельности фельдшера.
    Оценить влияние качеств фельдшера на состояние пациентов.

Профессия «Фельдшер»
Профессия фельдшер по предмету труда относится к типу – "человек–человек"; по характеру труда является профессией исполнительского класса.
Назначение профессии:

    Оказание лечебно–профилактической помощи
    Санитарно–профилактическая помощь
    Первая доврачебная помощь
    Срочная и неотложная медицинская помощь.
Основные решаемые задачи профессии фельдшер:
    оказание экстренной и неотложной медицинской помощи;
    проведение малых хирургических операций;
    диагностика типичных случаев наиболее часто встречающихся заболеваний, назначение лечения;
    участие в разработке и реализации лечебно–профилактических и противоэпидемических мероприятий;
    проведение лабораторных исследований;
    проведение физиотерапевтических процедур по назначению врача;
    ассистирование врачу при оперативном вмешательстве и проведении сложных процедур;
    систематизация и анализ статистических данных о состоянии здоровья обслуживаемого населения;
    пропаганда санитарно–гигиенических знаний среди населения.
Профессия фельдшера требует от специалиста интеллектуальных, физических и нервно–психических затрат. Профессиональная деятельность, прежде всего, подразумевает выполнение конкретных задач с применением специальных навыков труда.

Своеобразие «помогающих» профессий заключается в том, что сам субъект деятельности является первичным инструментом своей работы, и для построения помогающих отношений оказывается недостаточным использование только методических приемов. Помогающая деятельность требует от профессионала личностной вовлеченности, открытости отношениям, умения сопереживать и сочувствовать, а также способности понимать интересы другого человека.

Психологические аспекты в работе фельдшера.
Условия труда медицинских работников обладают некоторой спецификой.
В настоящее время медицина поднялась до уровня осознания биомедицинских проблем этического и нравственного характера. Меняется характер работы, возрастает нравственная ответственность. Это влияет на мировоззрение, личностную оценку, требует особого профессионализма, выхода к новым горизонтам: осмыслению этических, психологических, антропологических, правовых проблем лечебного дела.
В основе медицинской профессии лежит уважение к жизни, включающее принцип священности человеческой жизни и принцип качества жизни. Не причинение вреда, зла, ущерба – первейшая обязанность каждого медицинского работника. И. Кант сказал, что «самое главное для человека – это огромное звёздное небо над его головой и великий нравственный закон внутри нас». «Нравственный закон внутри нас» – это не просто исполнение своего долга на высоком уровне, не просто соответствие моральным нормам, это то состояние души, когда нравственность, милосердие становятся внутренней сущностью личности.
Современный фельдшер службы скорой помощи – это специалист, самостоятельно действующий в рамках лечебного процесса, для осуществления которого ему необходимо: уметь собрать данные о пациенте, определить круг проблем, поставить диагноз и в соответствии с ним составлять план своих действий, осознавать ответственность за свои действия, искать пути совершенствования методики помощи пациенту, обучать пациентов навыкам сохранения и восстановления здоровья, повышать свою квалификацию, отстаивать права пациентов. Все эти требования могут быть выполнены только при наличии клинического мышления.
В деятельности связанной с оказанием неотложной помощи пациенту встаёт вопрос о том, что означает заболевание для пациента, как он на него реагирует, что стимулирует его к должному поведению в отношении болезни или что мешает ему в этом. Очень существенно знать, каков уровень умственного развития, образования пациента. К каждому пациенту должен быть найден сугубо индивидуальный подход, который учитывает все особенности конкретного человека.
Требования, предъявляемые к эмоциональной сфере медицинских работников, довольно противоречивые. Наряду с эмпатичностью они должны быть и эмоционально устойчивыми. Как чрезмерная эмоциональность, так и заторможенность, могут быть препятствием для осуществления чётких и быстрых действий.
Фельдшеру нередко приходится скрывать свои спонтанно возникающие естественные чувства, которые не соответствуют ситуации. Немало эмоций уходит, например, на подавление чувства раздражения, усталости, злости, возникающих при общении с пациентом, на скрывание своего неприятия каких-либо качеств пациента.

Понятие психологической компетентности.
Психологическая компетентность фельдшера понимается как совокупность психологических знаний, умений и набора социально-психологических личностных характеристик которые он применяет в своей работе. Это интегральное профессионально-личностное образование, позволяющее фельдшеру психологически конструктивно решать задачи профессионального и личного опыта. Высокий уровень психологической компетентности позволяет субъекту целесообразно использовать личностные ресурсы, минимизировать затраты, оптимизировать внешнюю и внутреннюю активность, актуализировать скрытые возможности других, прогнозировать отставленные эффекты профессиональной активности, конструировать продуктивные модели саморазвития.

Профессиональные качества фельдшера.
Медицинская деонтология является практическим применением этических принципов в работе медицинского персонала. Наряду с соблюдением этико-деонтологических норм и высоким профессионализмом фельдшер должен обладать особыми личностными качествами: состраданием, гуманностью, терпением, сдержанностью, добросовестностью, честностью, любовью к своей профессии, внимательностью.
Умение общаться, базирующееся на знании психологических особенностей процесса общения, или коммуникативная компетентность – необходимое профессиональное качество фельдшера. Коммуникативная компетентность предполагает сформированность специальных навыков: умения устанавливать контакт, слушать, читать невербальный язык коммуникаций, строить беседу, формулировать вопросы.
Важно, чтобы фельдшер владел собственными эмоциями, умел сохранять уверенность, контролировать свои реакции и поведение в целом.
Терпение и вежливость – составные элементы хорошего стиля работы, в них выражается заботливость и внимание медицинского работника к своим пациентам. Существенным является проявление уважения к пациенту. Медицинский работник должен уметь адекватно строить взаимоотношения с пациентом, д
и т.д.................

Умения студента, необходимые для выполнения эмпирической НПР Обоснование актуальности исследования Определение предмета и объекта эмпирического исследования (ЭИ) Формулировка цели и задач ЭИ Планирование ЭИ и прогнозирование достоверности ожидаемых результатов Выбор методов и подбор методик для проверти гипотезы эмпирического исследования Практическое освоение методики исследования Статистическая обработка данных ЭИ Интерпретация полученных результатов Формулировка выводов и рекомендаций Правильное оформление дипломной работы

Оформление работы Формат страницы – А 4, шрифт – 14, межстр. интервал – 1, 5. Выравнивание по ширине, отступ слева – 1, 5. Текст следует размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 20 мм.

Титульный лист является первой страницей ВКР/КР и оформляется в соответствии с установленным образцом. Не нумеруется

Реферат Оформляется в самый последний момент(после окончания работы над КР), однако в работе следует после титульного листа В реферате указываются: 1. Объем страниц Количество рисунков Диаграмм Таблиц Приложений Источников 2. Перечень ключевых слов, которые в совокупности дают представление о данной работе 3. Определяются Объект исследования Предмет исследования Цель дипломной работы 4. Используемые методы исследовательской деятельности. Страница не нумеруется Задачи в реферате не формулируются!!! Например: При разработке и решении поставленной цели использовались методы – наблюдение, сравнение, анализ теоретического и практического материала.

Пример реферата дипломной работы Реферат Дипломная работа написана на 92 стр. , в работе содержится 8 таблиц, 10 приложений, 5 схем, 8 рисунков. Перечень ключевых слов, которые дают представление о содержании данной работы: заболевания приводящие к угрозе возникновения терминальных состояний, структура ФАПа, нормативно – правовые акты регламентирующие деятельность фельдшера при данной патологии, заболеваемость, профилактика. Объектом исследования в дипломной работе является тактика фельдшера при проведении сердечно-легочной реанимации; Предмет исследования – выявление факторов, влияющих на эффективность проведения сердечно-легочной реанимации; Основная цель курсовой работы – обосновать перечень необходимых приемов и средств, повышающих эффективность сердечно – легочной реанимации на догоспитальном этапе; При разработке и решении поставленной цели использовались методы – наблюдение, сравнение, анализ теоретического и практического материала.

Требования к выбору темы курсовой/дипломной работы Конкретность темы Из заглавия работы должен быть ясен предмет и объект исследования Заголовок работы должен соответствовать исследовательской гипотезе или цели исследования В случае длинных заголовков лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих и уточняющих комментариев после двоеточия. Например: «Подростковый кризис у девочек, воспитывающихся в неполных семьях: индивидуальные особенности»

Объект исследования Объектом исследования является фрагмент реальности, который изучается или область деятельности Объект – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем? » Например: Тема работы: Особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при бронхиальной астме. Объект исследования: Деятельность медицинской сестры при терапевтических заболеваниях в условиях стационара /и, или поликлиники

Предмет исследования Предметом исследования являются определенные стороны или отношения объекта, процессы, состояния или свойства явлений или людей, функции и характеристики отдельных явлений, связи и влияние их друг на друга. Именно на предмет исследования направлено основное внимание автора, именно предмет определяет тему работы. Для его исследования (предмета) формулируются цель и задачи Например: Тема работы: Особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при бронхиальной астме. Предмет исследования: Особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при БА в условиях стационара и, или поликлиники

Цель исследования Цель работы характеризует ее ожидаемый результат. Цель напрямую зависит от темы. Например: Тема работы: Особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при бронхиальной астме. Цель работы: Обосновать перечень необходимых приемов и средств, оптимизирующих сестринскую деятельность при оказании помощи пациентам, страдающим БА; провести апробацию в ходе учебной/производственной практики и сформулировать практические рекомендации по улучшению СУ при бронхиальной астме

Задачи исследования – это выбор путей и средств для достижения цели. Конкретизируют цель. Теоретические задачи обычно решаются путем анализа, синтеза, поиска сходного и различного, абстрагирования и обобщения, классифи кации и систематизации теоретических и эмпирических данных, имеющихся в литературе. Эмпирические задачи решаются путем сбора и анализа данных, полученных с помощью эмпирических методов, таких как наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, измерение, а также методов качественной и количественной обработки этих данных, таких как типологизация, корреляция, сравнение, факторизация. Для достижения цели в курсовой/дипломной работе ставится не более 5 задач

Пример формулировки цели и задач дипломной работы Тема работы: Особенности профессиональной деятельности медицинской сестры при бронхиальной астме. Цель работы: Обосновать перечень необходимых приемов и средств, оптимизирующих сестринскую деятельность при оказании помощи пациентам, страдающим БА Задачи: 1. Проанализировать нормативную документацию, регламентирующую тактику медицинской сестры при БА 2. Проанализировать особенности работы медицинской сестры при БА в условиях терапевтического стационара ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» 3. Проанализировать особенности работы медицинской сестры при БА в условиях поликлиники ГБУЗ ЯО «Переславская ЦРБ» 4. Дать рекомендации по оптимизации деятельности медицинской сестры при ведении пациентов, страдающих БА

Оглавление содержит все заголовки разделов КР с указанием страниц, с которых они начинаются. не нумеруется

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, определяются цели и задачи исследования, предмет и объект, методы исследования, указывается база проведения работы

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы Объект исследования Предмет исследования Цель дипломной работы Задачи дипломной работы База проведения работы

Актуальность темы исследования – это степень ее важности в данный момент и в данной ситуации для решения данных проблем или задач Актуальность раскрывается во введении Освещение актуальности не должно быть многословным Объем для дипломной работы – одна страница

Введение (пример) Количество людей, погибающих ежегодно в России от внезапной остановки сердца (ВОС), сравнимо с населением крупного города и составляет порядка 300 000 случаев. По официальной статистике, в Европе и Америке в 1 -5 случаях на каждую тысячу госпитализированных пациентов возникает необходимость в оказании мер сердечно-легочной реанимации (СЛР). По статистике Всемирной Организации Здравоохранения на один миллион населения в неделю внезапно умирает 30 человек. В США своевременно и надлежаще проведенная СЛР позволяет спасти от 100 000 до 200 000 человеческих жизней ежегодно. Внезапная сердечная смерть составляет 15 -20% всех ненасильственных случаев смерти среди жителей развитых стран и может настигнуть даже абсолютно здорового человека без предварительных признаков заболеваний сердечно-сосудистой системы, внезапно и без оглядки на возраст. Исчерпывающего ответа на вопрос о причинах данного явления до сих пор не существует. Около 75% случаев ВОС происходят дома, на работе, в местах отдыха и только 25% случаев - в лечебных учреждениях. Без оказания первой помощи около 91% пострадавших от ВОС умирают прежде, чем поступают в больницу. Таким образом, оказать помощь на месте развития клинической смерти в полном объеме должен именно фельдшер скорой помощи или ФАПа. Очевидна закономерность: чем раньше начато оказание помощи, тем выше вероятность спасения человека, поэтому реанимационные мероприятия на месте происшествия должны быть наиболее эффективными и своевременными. Учитывая вышесказанное, возникает проблема: организация эффективной деятельности фельдшера на СМП и ФАПе при проведении сердечно-легочной реанимации. Решение названной проблемы является одним из основных путей снижения уровня смертности и существенного повышения эффективности медицинской помощи населению. Цель исследования состоит в обосновании перечня необходимых приемов и средств, применяемых фельдшером, повышающих эффективность СЛР. Объект исследования - тактика фельдшера при проведении СЛР. Предмет исследования - выявление факторов, влияющих на эффективность проведения СЛР. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования ставятся следующие задачи: 1. Проанализировать нормативную документацию, регламентирующую тактику фельдшера при проведении СЛР. 2. Проанализировать распространенность заболеваний, которые могут привести к развитию терминальных состояний на ФАПе. 3. Проанализировать статистику СМП по проведению реанимационных мероприятий и их эффективности. 4. Внести предложения по приемам и средствам, повышающим эффективность проведения фельдшером СЛР. Базы проведения работы: Медягинский фельдшерско-акушерский пункт, ГУЗ ЯО ССМП.

Основная часть носит содержательный характер, в ней решаются поставленные задачи, описываются ход и результаты научно аналитической, работы.

Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для решения задач практики. Здесь студенту необходимо показать, чем полученные им научные результаты могут быть полезны для решения практических задач в определенной сфере деятельности Практическая значимость исследования должна логически вытекать из самого исследования

Практическая часть КР Количество параграфов практической части чаще всего соответствует количеству задач. Для решения каждой практической задачи отводится отдельный параграф главы. В конце каждого параграфа делается вывод Практическая часть курсовой работы: Составление вопросника для выявления факторов риска заболевания у пациента Составление плана ухода за пациентом Составление плана подготовки пациента к ДМИ Составление памяток для пациента по лечебному питанию, режиму физической активности, правилам приёма назначенных лекарств Составление рекомендаций родственникам по организации ухода за пациентом в домашних условиях

Методы исследования – это способы сбора и обработки информации. Выбор методов определяется объектом и целями научного исследования. Основные методы: метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протекания изучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента; экспериментальные методы включают лабораторные опыты, психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях; социологический метод включает опрос, беседу, анкетирование, тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов); статистический метод применяется при необходимости получить количественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом; исторический метод включает историко графическое, архивное изучение литературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;

Выводы и Практические рекомендации Вытекают из логики исследования; 2. Связаны с целью работы и поставленными задачами, решение которых и привело к формулировке выводов; 3. На каждую задачу должен быть сформулирован вывод; 4. Рекомендации направлены на улучшение процесса, деятельности, показателей, и т. д. 1.

Выводы 1. вытекают из задач 2. оформляются в заключении Задачи 1. Проанализировать нормативную документацию, регламентирующую тактику фельдшера при проведении СЛР. Выводы 1. Анализ литературы и нормативной документации, регламентирующих тактику фельдшера при проведении сердечно легочной реанимации позволил выявить, что за последние пять лет произошли существенные изменения в алгоритме проведения сердечно легочной реанимации. А именно: Изменен алгоритм диагностики клинической смерти, что позволяет наиболее точно и быстро поставить диагноз, не тратя время на попытки выявить остановку дыхания с помощью зеркальца, движения обрывка нити и т. п. ; Не используются такие методы искусственной вентиляции легких, как «изо рта в нос» так как доказана его неэффективность и «изо рта в трахеостомическую трубку» из за невозможности соблюдения гигиенических норм при использовании этого метода; Упрощены мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма после наступления клинической смерти, выполняемые всеми реаниматорами, независимо от того, являются ли они квалифицированными медицинскими работниками или непрофессионалами. Это, соответственно, позволит снизить уровень смертности и число случаев потери трудоспособности, как последствий нарушения работы мозга после остановки кровообращения.

Заключение В заключении последовательно излагаются теоретические и практические результаты и суждения, к которым пришел студент в результате исследования. Они должны быть краткими, четкими, дающими полное представление о содержании, значимости, обоснованности и эффективности работы. Результаты (выводы) исследования должны соответствовать поставленным целям и задачам.

Пример оформления заключения Заключение. Запоздалая сердечно легочная реанимация значительноснижает шансы на полноценное восстановление жизнедеятельности организма. Так, если реанимационные мероприятия были начаты позднее чем через 10 минут после остановки сердца, то в преобладающем большинстве случаев полное восстановление функций центральной нервной системы невозможно. У выживших пациентов будут более или менее выражены неврологические симптомы, связанные с поражением коры мозга. Если же оказание сердечно легочной реанимации начали проводить спустя 15 минут после наступления клинической смерти, то в большинстве случаев наблюдается полная смерть коры мозга, приводящая к социальной гибели человека. В таком случае удается вернуть только вегетативные функции организма (самостоятельное дыхание, питание и т. п.), как личность человек гибнет. Через 20 минут после остановки сердца, обычно, происходит полная смерть мозга, когда даже вегетативные функции вернуть нельзя. Сейчас полная смерть мозга юридически равняется к гибели человека, хотя жизнь организма можно еще некое время поддерживать с помощью современной медицинской аппаратуры и фармацевтических препаратов. Таким образом можно подвести следующие итоги: 1. Анализ литературы и нормативной документации, регламентирующих тактику фельдшера при проведении сердечно легочной реанимации позволил выявить, что за последние пять лет произошли существенные изменения в алгоритме проведения сердечно легочной реанимации. А именно: Изменен алгоритм диагностики клинической смерти, что позволяет наиболее точно и быстро поставить диагноз, не тратя время на попытки выявить остановку дыхания с помощью зеркальца, движения обрывка нити и т. п. ; Не используются такие методы искусственной вентиляции легких, как «изо рта в нос» так как доказана его неэффективность и «изо рта в трахеостомическую трубку» из за невозможности соблюдения гигиенических норм при использовании этого метода; Упрощены мероприятия по поддержанию жизнедеятельности организма после наступления клинической смерти, выполняемые всеми реаниматорами, независимо от того, являются ли они квалифицированными медицинскими работниками или непрофессионалами. Это, соответственно, позволит снизить уровень смертности и число случаев потери трудоспособности, как последствий нарушения работы мозга после остановки кровообращения. 2. В результате анализа факторов влияющих на угрозу возникновения терминальных состояний следует, что их риск развития на анализируемом участке невысок и ведется максимально возможная работа по дальнейшему его снижению, но в тоже время для оказания наиболее полной и своевременной неотложной помощи необходимо улучшать оснащение Медягинского ФАПа, заменить инструкции по проведению СЛР, провести санитарно просветительную работу среди населения в отношении изменения стандартов СЛР, так как именно владение приемами СЛР как можно большего числа жителей, позволит своевременно получить помощь пострадавшему и, следовательно, повысит шансы на успешное завершение реанимационных действий. 3. Анализ эффективности сердечно легочной реанимации, проводимой бригадами ССМП г. Ярославля показывал, что количество смертей в 2014 году снизилось по сравнению с 2013 на 0, 02%, что свидетельствует об эффективности оказания СЛР, благодаря быстрому своевременному приезду фельдшерских и специализированных бригад, а также их полному оснащению, введению нового протокола СЛР от 2010 г. 4. Проанализировав литературу и нормативную документацию, регламентирующие тактику фельдшера при проведении сердечно легочной реанимации, изучив распространенность факторов, влияющих на угрозу возникновения терминальных состояний и статистику СМП можно внести следующие предложения по приемам и средствам, повышающие эффективность проведения фельдшером сердечно – легочной реанимации: контролировать профессиональные знания и навыки фельдшеров по проведению СЛР; контролировать оснащенность ФАПов и других служб догоспитального этапа необходимым набором реанимационного оборудования; регулярно проводить учебу; контролировать знание приказов; своевременно обновлять пособия и инструкции. Все это позволит повысить выживаемость пациентов до приезда специализированных бригад СМП.

Требования к списку литературы Нормативно правовые документы и источники: приказы федеральные, региональные, Порядки и стандарты, Сан. Пины, ГОСТы Монографии Сборники Печатные статьи Интернет издания Нумерация единая по алфавиту Полное соответствие нумерации с текстом работы

Требования к оформлению работы При составлении данного пособия использовались ГОСТы: ГОСТ 2. 105 - 95. ЕСКД. «Общие требования к текстовым документам» (с обновлением на 13. 01. 2010 г.) ГОСТ 7. 32 - 2001 «Отчет о научно исследовательской работе. Структура и правила оформления» ГОСТ Р 6. 30 - 2003 «Унифицированная система документации. Унифицированная система организационно распорядительной документации. Требования к оформлению документов. » ГОСТ 7. 1 - 2003 «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления» ГОСТ 7. 12 - 77 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании» ГОСТ 7. 11- 78 «Сокращение слов и словосочетаний на иностранных языках в библиографическом описании» ГОСТ 7. 80 - 2000 «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления» ГОСТ 7. 82 - 2001 «Библиографическое описание электронных ресурсов: общие требования и правила составления» ГОСТ 7. 0. 5 - 2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления » .

№п/п Объект унификации выпускных квалификационных работ Параметры унификации Требования к оформлению 1 Формат листа бумаги А 4 2 Размер шрифта 14 пунктов 3 Название шрифта Times New Roman 4 Междустрочный интервал Полуторный 5 Количество строк на странице 28 30 строк (1800 печатных знаков) 6 Абзац 1, 25 см (5 знаков) 7 Поля (мм) Левое, верхнее и нижнее – 20, правое – 10 8 Общий объем без приложений 50 60 стр. машинописного текста 9 Объем введения 2 4 стр. машинописного текста 10 Объем основной части 40 50 стр. машинописного текста 11 Объем заключения 3 5 стр. машинописного текста (примерно равен объему введения) 12 Нумерация страниц Сквозная, в нижней части листа, посередине. На титульном листе номер страницы не проставляется 13 Последовательность Титульный лист. Задание на выполнение выпускной приведения структурных квалификационной работы. Содержание. Введение. частей работы Основная часть. Заключение. Глоссарий. Список использованных источников. Список сокращений. Приложения 14 Оформление структурных Каждая структурная часть начинается с новой частей работы страницы. Наименования приводятся с абзаца с прописной(заглавной буквы). Точка в конце наименования не ставится 15 Структура основной части 2 3 главы, соразмерные по объему 16 Наличие глоссария 15 20 понятий 17 Состав списка использованных 30 50 библиографических описаний документальных источников и литературных источников 18 Наличие приложений Обязательно 19 Оформление содержания Содержание (оглавление) включает в себя заголовки (оглавления) всех разделов, глав, параграфов, глоссария, приложений с указанием страниц начала каждой части

Пример оформления таблицы Таблица 1 Сравнительная характеристика оснащенности автомобилей различных классов Рекомендуемая комплектация бригад скорой помощи тип А тип В тип С НАБОРЫ МЕДИЦИНСКИЕ Набор инфузионный для скорой помощи НИСП-05 1 Набор травматологический для скорой помощи НИТ-01 1 Набор акушерский для скорой помощи НИСП-06 1 1 Набор реанимационный для скорой помощи НИСП 1 1

Оформление приложений В виде приложений оформляется материал, дополняющий основную часть КР Обозначаются прописными буквами, за исключением Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ Каждое приложение начинается с новой страницы Имеют общую с основной частью документа нумерацию страниц

Оформление приложений В тексте КР должны Например: быть ссылки на все Основными проявления приложения изменения костной Ссылки на приложения системы при циррозе в тексте КР должны быть печени являются организованы в строго изменения пальцев рук в нумерационном порядке виде «барабанных палочек» , ногтей – в виде «часовых стекол» (Приложение В).

Тактические ошибки Ошибки в стиле изложения Основные требования к стилю изложения Дипломная /курсовая работа должна быть изложена лаконичным, четким, грамотных языком Предложения, посвященные изложению какой либо конкретной мысли, идеи следует объединить в отдельный абзац. Изложение и расстановка рассматриваемых в текстовой части вопросов и разделов дипломной работы должны быть последовательными и логичными. Для отображения числовых данных, результатов анализа, обобщения показателей, выявления взаимосвязей исследуемых величин, следует использовать иллюстрации (фотографии, схемы, диаграммы, таблицы и т. д.). Излагать материал в дипломе рекомендуется своими словами не допуская дословного переписывания из литературных источников. Не допускается также произвольное сокращение слов. Заимствованные из литературы цитаты, данные, рисунки, таблицы, изложение взглядов других авторов должны быть снабжены ссылками на соответствующие источники. При написании текста дипломной работы общий тон изложения материала должен быть спокойным, а утверждения – аргументированными. Излагать материал следует от первого лица множественного числа, например: анализируем, проектируем, выбираем. Можно использовать и неопределенную форму, например: следует принять, считать целесообразным и т. п. Во всей работе необходимо применять единую терминологию. Если термин имеет синонимы, то следует выбирать один из них. Обычно многократно повторяющийся многословный термин заменяют сокращением. Важное условие предупреждения ошибок – предварительное чтение материалов диплома руководителем и консультантом, которые отмечают допущенные студентом ошибки и указывают, что нужно сократить, дополнить, пояснить. Критические замечания студент должен записать и учесть. Работу рекомендуется показать специалистам практикам в организации, по материалам которой она написана.

работы Схема доклада по защите выпускной квалификационной работы 1. Обращение: Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается выпускная квалификационная работа на тему… 2. В 2 – 3 предложениях дается характеристика актуальности темы. 3. Приводится краткий обзор литературных источников по избранной проблеме (степень разработанности проблемы). 4. Цель выпускной квалификационной работы – формулируется цель работы. 5. Формулируются задачи, приводятся названия глав. При этом в формулировке должны присутствовать глаголы типа – изучить, рассмотреть, раскрыть, сформулировать, проанализировать, определить и т. п. 6. Из каждой главы используются выводы или формулировки, характеризующие результаты. Здесь можно демонстрировать плакаты /слайды При демонстрации слайдов не следует читать текст, изображенный на них. Надо только описать изображение в одной двух фразах. Если демонстрируются графики, то их надо назвать и констатировать тенденции, просматриваемые на графиках. При демонстрации диаграмм обратить внимание на обозначение сегментов, столбцов и т. п. Графический материал должен быть наглядным и понятным со стороны. Текст, сопровождающий диаграммы и гистограммы, должен отражать лишь конкретные выводы. Объем этой части доклада не должен превышать 1, 5 2 стр. печатного текста. 7. В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы: (формулируются основные выводы, вынесенные в заключение). 8. Опираясь на выводы, были сделаны следующие предложения: (перечисляются предложения). Примечание. Седьмая и восьмая части доклада не должны превышать в сумме 1 стр. печатного текста. Всего весь доклад с хронометражем в 10 12 минут (с демонстрационным материалом) укладывается на 3 4 страницах печатного текста с междустрочным интервалом 1, 0 и шрифтом (14 пунктов).

Порядок выполнения ВКР студентами Период Октябрь Ноябрь Декабрь Январь – февраль Март Апрель – май Июнь Стадии выполнения ВКР Выбор проблемы и формулировка темы. Составление ориентировочного плана исследования. Подбор литературы по теме. Работа с источниками. Определение основных методологических характеристик работы: выделение объекта и предмета исследования, формулировка цели, гипотезы, задач исследования, выбор методов исследования. Работа с источниками. Написание теоретической части ВКР. Разработка практической части работы. Проведение практической работы, анализ показателей. Работа с источниками, систематизация материала, редактирование теоретических параграфов работы. Окончательная формулировка темы исследования. Проведение практической части работы. Описание данной стадии работы. Анализ результатов практической части работы. Описание завершающей стадии работы. Обобщение материалов исследования по теме работы. Предзащита ВКР. Окончательное оформление работы: написание выводов по главам, написание введения и заключения, составление окончательного варианта библиографии, оформление приложений, титульного листа, листа содержания, компоновка и переплет дипломной работы. Проверка работы научным руководителем. Рецензирование работы. Выполнение процедурных моментов. Защита ВКР.