Как выстроить план карьеры. Построение карьеры. Внутренние карьерные ресурсы. Существует ли алгоритм успешного движения в карьере

Цель карьеры

Цель карьеры проявляются в причине, по которой человек хотел бы иметь конкретную работу, занимать определенную ступеньку на иерархической лестнице должностей.

При планировании карьеры различают три типа целей :

Личные. Они отвечают на вопрос: почему я это собираюсь делать?

Предметные - отвечают на вопрос: что именно человек хочет совершить, чтобы осуществить свои личные цели?

Инструментальные - отвечают на вопрос: как и уста­навливают пути достижения.

Можно выделить конкретные цели карьеры:

♦ заниматься деятельностью, кото­рая доставляет удовлетворение;

♦ получить работу или должность, в местности, природные условия которой благоприятно действуют на состояние здоровья и позволяют организовать хороший отдых;

♦ заниматься работой, которая усиливает возможности или носит творческий характер;

♦ достичь определенной независимости;

♦ хорошая оплата и одновременно побочные доходы;

♦ иметь работу, позволяющую продолжать обучение;

♦ заниматься вос­питанием детей или домашним хозяйством.

Формиро­вание целей карьеры процесс постоянный. Цели карьеры меняются с возрастом, с ростом квалификации и т.д.

В основе типологии лежат три характе­ристики, которые, как правило, входят в список критериев оценки персонала на фирме.

Самооценка . Отражает уве­ренность человека в своих профессиональных и личных силах, его самоуважение и адекватность происходящему, объективная оценка своих возможностей и способностей. Заниженная самооценка приводит к «выученной беспомощности» - человек заранее опускает руки перед трудностями и проблемами, поскольку «все равно ни на что не способен». Завышенная самооценка чревата чрезмерными претензиями на внимание к своей персоне и опрометчивыми решениями.

Уровень притязаний. Высокий уровень притязаний указывает на то, что человек хочет много достичь в жизни, подняться по со­циальной или профессиональной лестнице, завоевать свое место под солнцем. Он готов для этого рисковать и браться за трудные задачи. Но реальных результатов он достигнет только в том случае, если ему есть на что опереться. Низкий уровень притязаний бывает у людей, предпочи­тающих синицу в руках, для них важнее не потерять достигнутое и избежать неудачи.

Локус контроля. Это показатель ответственности человека. Люди с внешним локусом контроля ищут объяснения всего проис­ходящего в стечении обстоятельств и поступках других людей. В крайних вариантах безответственны, всегда себя оправдывают и не стесняются сваливать вину за свои ошибки на окружающих. Внутренний локус контроля говорит об ответственности за свои поступки и способности делать выводы из собственных ошибок, что иногда приводит к склонности к самообвинениям.


В реальной жизни наиболее часто встречаются шесть типов подходов к построению карьеры .

1. Альпинист - сознательная карьера, не склонен к резким необдуманным решениям; проходит ступени снизу доверху; следующий шаг, только хорошо закрепившись и подстраховавшись. Полон решимости дойти до вершины и будет ее штурмовать до победы.

2. Иллюзионист - предпочитает казаться, чем «быть»; хорошо умеет его эксплуатировать внешние признаки имиджа успешного человека; ждет самую высокую волну, которая подняла бы его наверх; может манипулировать окружающими, не склонен брать на себя боль­шую ответственность; уйдет к конкуренту при более выгодном предложении.

3. Мастер - интересно осваивать новые об­ласти, глав­ное - интересная насыщенная жизнь, ощущение движения вперед (а не вверх). Может принимать неожиданные для окружающих решения об уходе или смене деятельности.

4. Муравей - р аботает строго по конкретным задачам из-за боязни совершить ошибку, исполнителен, биться ответственных решений; четкие инструкции, отсутствие свободы выбора и похвала руководства будут ему лучшей наградой.

5. Коллекционер - Хочет достичь вершин, но слишком долго готовится начать профессиональную деятель­ность, имеет несколько образований, но реального опыта почти не имеет; туманно представляет себе свой карьерный путь, денежные притязания выше его реальной стоимости.

6. Узурпатор - надеется в жизни в основном на себя, движется по карьерной лестнице, погоняемый самолюби­ем, ориентирован на вертикальную карьеру, авторитарный стиль управления. Чувствует себя ответственным, старается контролировать свою работу и работу соседних подразделений, часто произвольно расширяя свои полномочия. Неуверенность заставляет его примыкать к сильным группам, но недоверие не дает использовать открываю­щиеся возможности.

Можно применить типологию карьеры по признаку принадлежности к определенной отрасли профессиональной дея­тельности , определенной профессии. Эта типология карьеры менеджера представляет со­бой наиболее сложный вид карьеры.

Во-первых, охватывает все перечисленные типы карьерного процесса, вбирает в себя все свойства, присущие карьере. Она может выражаться в продвижении по ступеням иерархии и в совершенствовании профессионализма при движении по функциональным подразделениям организации.

Во-вторых, сама профессия «менеджер» для овладения ею требует высоких личностных качеств, способностей и практических навыков, что оказывает влияние на особенности карьеры в профессиональной деятельности.

В-третьих, менеджер своим профессиональным ростом и личностными особенностями во многом определяет развитие и особенности организации, что отражается на характере карьеры.

В-четвертых, менеджер, как руководитель (зависит от служебного положения), является одновременно и созда­телем, и потребителем системы карьерного движения. Он создает смысл трудовой деятельности в рамках орга­низации и для подчиненных, и для себя.

Для современной России характерны несколько типов карьеры , которые определяюторганизационное по­ведение руководителей.

Ситуационная карьера. Особенность этого вида карьеры со­стоит в том, что поворотами в карьере человека распоряжается его величество Случай.

Карьера «от начальника» - модификация предыдущей, акцентирует­ся внимание на начальнике - лице, принимающем решение, называют «зависимой» карьерой, «подхалимской», «угоднической».

Карьера в зависимости «от развития объекта». Бывают ус­ловия и ситуации, когда карьера человека находится как бы в его собственных руках, ведущую роль играют личные способности по развитию объек­та и поддержка со стороны руководства.

Собственноручная - человек собственными усилиями и стараниями добивается определенного положения в организации.

Карьера «по трупам» - к арьерные интересы сильно превалируют, что не останавлива­ется ни перед чем в желании пройти наиболее короткий путь к нужной должности. «Трупный карьерист» использует различные методы и приемы уничтожения тех, кто мешает ему на «карьерной дороге».

Системная карьера. Данный вид считается важнейшим призна­ком современного уровня кадрового менеджмента. Системная карьера требует более качественных ин­формационных, организационных, социальных, социально-психологи­ческих и психологических технологий. Ее главные идеи заключаются в том, чтобы:

~ соединить в единое целое различных составных частей карьеры;

~ создать организационный фундамент для планирования карь­еры;

~ не поддаваться влиянию случайных факторов, противопоста­вив им системный подход и системные средства;

~ обучить работников кадровых служб для квалифицированной разработки системной карьеры, использования современных форм и методов управления карьерой, «карьерных технологий».

Беляева Екатерина

Работа выполнялась на областной конкурс исследовательских и проектных работ "Моя профессиональная карьера". Будет интересна выпускникам школ, а также студентам техникумов, решивших принять участие в подобном конкурсе.. На зональном этапе работа студентки стала призером, на областном этапе- участником

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сл.1 .- Добрый день! Меня зовут Беляева Екатерина, я студентка 1 курса специальности «Операционная деятельность в логистике» Бутурлинского сельскохозяйственного техникума.

Сл.2 . – Цель моего проекта: Спланировать свою профессиональную карьеру на ближайшие 10 лет после окончания техникума. С помощью поставленных задач я определяю, как же я смогу достичь поставленной цели.

Сл.3 . – Я думаю, каждый из вас задавался вопросами Кем стать? Как правильно выбрать профессию? Какая профессия лучше? Почему они настолько актуальны?

Все просто - от правильного ответа на них зависит судьба каждого человека. Выбор профессии должен быть продуманным и предельно четким, от него зависит наше будущее.

Сл.4. Знаете ли вы, что выбор профессии «стоит на трех китах»: «ХОЧУ», «МОГУ», «НАДО». Когда три «кита» совпадают, человек доволен делом, которым занимается,видит перспективы для профессионального роста, зарабатывает на достойную жизнь.

Сл.5 .-Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным, окружающие довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением окружающих.

Сл.6.- Вы знаете, передо мной в 8 классе тоже возник вопрос: какую профессию выбрать для себя? Решила узнать у своих одноклассников, знают ли они, кем хотят стать и спросила их об этом. Один говорит: «Буду поваром, хочу научиться вкусно готовить и в дальнейшем открыть свой ресторан», другой говорит: « Хочу быть экологом, буду защищать и оберегать все живое!», еще одна подружка обожает всяких зверюшек и хочет быть ветеринарным врачом в собственной клинике. А когда они мне задали этот же вопрос, я застопорилась и не знала, что ответить… Пришла домой, зашла в интернет.

Сл.7.- Оказалось, что по статистике поисковых систем более 20 миллионов россиян в год задают вопрос, подобный моему. Проанализировав количество вакансий на сайтах, я выбрала самые востребованные сферы профессиональной деятельности.

Сл.8 .- Меня заинтересовала профессия операционного логиста. Но по началу сложно было понять кто вообще это, чем он занимается, как образование получить такое?

Сл.9.- ВИДЕО-РОЛИК

Сл.10.- Из Википедии я узнала, что логист-это специалист по организации хранения и транспортировке продукции.

Сл.11 .- Специалисты по логистике, отвечающие за транспортировку, растаможивание и хранение грузов, не сидят без работы. Оказывается, в наши дни многие, даже небольшие организации имеют в своем штате логиста.

Сл.12.- На поисковых сайтах и газетах «Ищу работу» в рейтинге профессий «Транспорт, логистика» наибольшим спросом пользуются: специалист - логист и менеджер.

Сл.13.- Сектор перевозок и экспедирования грузов занимает главное место на рынке логистических услуг. Лидером грузоперевозок является автомобильный транспорт. Причем самым загруженным по перевозкам оказывается август.

Сл.14 .-По данным портала «Работа mail.ru» по запросу «логистика» выдается более 22 тыс. вакансий. Это новая специальность, поэтому востребованность таких специалистов на рынке труда велика.

Сл.15 .- На вопрос, где получить образование логиста, интернет выдал мне небольшой список учебных заведений. Оказывается, обучение логистов в ВУЗАх началось в 2000 году, в техникумах только с 2008 года в связи с нехваткой на рынке труда специалистов среднего звена.

Спустя какое-то время в газете «Бутурлинская жизнь» была напечатана статья о нашем Бутурлинском сельскохозяйственном техникуме. И...какая радость для меня…никуда далеко ехать не надо…с 1 сентября 2014 года здесь можно будет получить специальность операционного логиста. Я сразу же твердо решила - обязательно получу эту специальность!

Сл.16 .- Сфера деятельности логиста подразделяется на два сегмента: складскую и транспортную

Сл.17.- Сегодня в области логистики наибольшим спросом пользуются специалисты по закупкам, логисты по перевозкам.

Сл.18 .- Задачи логистики определены в зависимости от ее применения, планирования необходимых материальных запасов до информационного обеспечения всех видов деятельности.

Сл.19,20 - Существует очень много вариантов обязанностей логиста. В разных компаниях они различны.

Сл.21 .- На сайтах поиска вакансий я узнала, какими личностными качествами должен обладать специалист- логист.

Сл.22 .- А также логист должен обладать общими и профессиональными компетенциями. Логистика – это та сфера, где необходима внимательность, аналитический склад ума, умение мыслить стратегически, одновременно выполнять множество задач. Важно уметь четко соблюдать установленные сроки. Менеджер, который не укладывается в дедлайны и срывает поставки, вряд ли дождется повышения зарплаты и уж точно не построит успешной карьеры.
Сл.23. - Я учусь на 1 курсе, поэтому моя задача - освоить все компетенции для осуществления своей мечты.

Сл.24.- Большую роль в моем будущем играют общеобразовательные дисциплины. Я учусь на 4,5, но считаю, что моих знаний пока недостаточно для овладения профессией и дальнейшего обучения в ВУЗЕ.

Сл.25,26- Но у меня уже есть определенные успехи за время обучения в техникуме. Я занимаюсь исследовательской деятельностью, участвовала в трех региональных научно- практических конференциях, в Люкинских чтениях, Арт Профи Форуме, зональном этапе Зарница… Мне нравится быть активной! Умею и люблю получать знания самостоятельно по литературным источникам и в Интернете. Неплохо владею компьютерными технологиями.

Сл.27 .- По результатам Недели специальности я заняла 3 место. До 1 места, к сожалению, не «дотянула», хотя старалась принимать участие во всех мероприятиях. Значит, мне много нужно работать над собой.

И в тот момент передо мной остался один вопрос, где я буду работать, если выучусь на логиста.

Я снова начала изучать интернет.

Сл.28.- Познакомилась со многими логистическими компаниями и определилась, что компаниями моей мечты являются: Алиди, STS Logistics , Протек, DHL , Pony Express .

Сл.29. – Для того, чтобы устроиться на работу, необходимо грамотно составить резюме. И свою профессиональную карьеру на ближайшие 10 лет я представляю так:

Сл.30.- 1 этап:

Для карьерного старта лучше подходит складская логистика.

Имею диплом среднего профессионального образования с отличием по специальности «Операционная деятельность в логистике».

Поступила на вечернее отделение в ВУЗ. Должность-ассистент в отделе логистики в компании «Алиди». Занимаюсь статистикой и оформлением документов.

Изучаю тонкости профессии и специфику рынка сбыта.

Сл.31.- 2 этап: Мой опыт работы в сфере логистики -4 года. Имею диплом о высшем образовании. Работаю логистом в компании «Алиди». Хочу приобрести опыт работы в разных областях: закупки, транспорт, таможня, склад, клиентский сервис.

Обучаюсь на курсах английского языка. Планирую сдать экзамен BEC и получить сертификат о владении деловым английским языком.

Сл.32.- 3 этап:

Имею опыт работы в сфере логистики- 8 лет. Владею деловым английским языком. Работаю в международной компании STS Logistics старшим менеджером по логистике. Занимаюсь контролем грузовых перевозок по России и всему миру.

Сл.33.- Именно так я представляю себе свою профессиональную карьеру, выбрав интересную профессию логиста. Рано или поздно каждый из нас сталкивается с выбором своего жизненного пути и от того, какой ты сделаешь выбор, зависит твоя судьба. Я считаю, что я делаю правильные шаги навстречу своей мечте.

Спасибо за внимание!

Тема профессиональной карьеры в настоящее время является актуальной и достаточно разработанной в отечественной и зарубежной психологической литературе. Как отмечается в работах по исследованию профессионального и карьерного самоопределения и становления, сопряжение линий личностного и профессионального развития не всегда является гармоничным. Интеграция возможна тогда, когда планирование и построение карьеры, карьерная направленность наполнены личностным смыслом, ценностным содержанием, согласующимся с общей направленностью личности.

Термин «карьера» многозначен. Этимология данного термина восходит к латинским словам «carrus» – телега, повозка и «currere» – бежать, итальянскому «carrierа» – бег, жизненный путь, поприще, французскому «cariere» – продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы, выгоды. Отсюда идёт определение карьеры как беговой дорожки, дорожной гонки в профессиональной жизни.

Неслучайно «карьера» и «конкуренция» оказываются этимологически родственными понятиями. Понятие «карьера» происходит от лат. «currere» – бежать, а «конкуренция» – от «concurrere» – бежать вместе, в одном направлении, соперничать. Оба понятия носят выраженный социальный характер. Успешная карьера предполагает конкурентоспособную личность. Л.М. Митина называет три интегральные характеристики конкурентоспособной личности: направленность, компетентность, гибкость. Направленность понимается как система эмоционально-ценностных отношений, задающих доминирующие мотивы личности, компетентность – как знания, умения, навыки, способы, приёмы реализации в деятельности и коммуникативные качества, гибкость – как качество интеллекта, поведения, эмоциональных проявлений. В.И. Андреев выделяет десять ключевых параметров конкурентоспособности: чёткость целей и ценностных ориентаций, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, способность быть лидером, стремление к непрерывному саморазвитию, стрессоустойчивость, стремление к непрерывному профессиональному росту, к высокому качеству конечного продукта своего труда.

Согласно культурно-исторической парадигме (С. Московичи, А.А. Потебня, Г.Г. Шпет) процесс осмысления жизни, выбор ценностей и построение карьеры не являются результатом только индивидуального развития, а опосредованы социальными представлениями, ценностями, нормами и эталонами, транслируемыми обществом и референтными группами. Их содержание обусловлено историческим этапом, культурой и социальными установками того общества, в котором пребывает индивид.

Наглядной иллюстрацией этих идей является история России на протяжении XIX-XX вв., когда профессиональный выбор был обусловлен практически исключительно его социальным происхождением, классовой принадлежностью, что порождало феномен сословно-профессиональной замкнутости. В конце XIX века с развитием промышленности ситуация стала меняться, и эти изменения породили социально-детерминированный выбор карьерных и профессиональных ориентаций. При этом с приходом советской власти ценности материальной обеспеченности и построение карьеры объявляются как индивидуалистские и противоречащие ценностям общества, т.к. желание «делать карьеру» означало осознанно стремиться к возвышению над другими людьми и противоречило советской идее социального равенства.

В конце XX века с развалом СССР в обществе вновь произошла ценностная переориентация, связанная с приходом «культуры успеха», характерной для западных стран: в зарождающемся капиталистическом обществе «делать карьеру» стало не только можно, но и нужно, чтобы считаться и считать себя успешным человеком. Если в период советской власти понятия «карьера» и «карьеризм» относились к одному моральному основанию, причём социально-негативному, то с развитием рыночных отношений в общественном сознании с понятия «карьера» был снята «пелена морального осуждения». Карьеризм же и в настоящее время не приветствуется и понимается как «карьерная агрессия», погоня за карьерой, стремление к личному благополучию, продвижению по службе в личных интересах, не считаясь с интересами дела, хотя в общественном сознании людей, особенно молодого возраста, понимание слова «карьерист» трактуется совсем по-другому. Так, в статье из журнала «Квалифицированная работа» (2004 г.) слову «карьерист» даётся определение: «Сегодня карьеристом можно назвать человека, который стремится к достижениям. Он может двигаться вверх по служебной лестнице или совершенствоваться как профессионал в своей области. Он говорит себе и окружающим: «Я могу больше, я готов брать ответственность и рисковать».

По отношению к своей карьере человек может выступать как субъектом, так и объектом. Человек как «объект карьеры» предполагает следующие характеристики: а) пассивность в планировании и построении карьеры, неспособность управлять своим карьерным развитием; б) «карьеризм», когда на первый план выходят ценности материального благополучия и должностного продвижения и игнорируются ценности развития в других планах – личностном (потребность в самоактуализации), профессиональном (повышение компетентности), общественном (желание приносить пользу обществу). Человек в той мере является субъектом своей карьеры, в какой способен планировать и конструировать возможные альтернативы своего карьерного развития, самостоятельно выбирать и реализовывать те или иные модели карьеры и жизненного пути в целом, при этом высокой самоактуализации и осмысленности жизни возможно достичь с любым типом карьерной направленности.

Исследователи выделяют два критерия успешной карьеры: объективный и субъективный. С точки зрения объективного критерия, процесс карьерного роста можно оценить по двум базовым параметрам: движение внутри организации и внутри профессии. Критерием личностной, субъективной успешности может быть собственное мнение человека о том, достиг ли он того успеха, к которому стремился.

Большое внимание отечественные исследователи уделяют вопросам периодизации профессионального и карьерного развития. Одной из наиболее известных в России периодизаций развития человека как субъекта труда, предложенная Е.А. Климовым. Он выделяет два этапа в развитии человека: допрофессиональное и собственно профессиональное развитие. Учёный выделяет следующие стадии профессионального развития: предыгры, игры, овладения учебной деятельностью, оптации, адепта, адаптанта, интернала, мастера, авторитета, наставника.

Акмеологическая концепция Э.Ф. Зеера позволяет говорить о «жизненном пути» профессионала, т.к. включает основные этапы от его начала и до вершины и содержит пять стадий профессионализации: 1. Оптация – выбор профессии с учетом индивидуально-личностных и ситуативных особенностей; 2. Профессиональная подготовка – приобретение профессиональных знаний, навыков и умений; 3. Профессиональная адаптация – вхождение в профессию, освоение социальной роли, профессиональное самоопределение, формирование качеств и опыта; 4. Профессионализация – формирование позиций, интеграция личностных и профессиональных качеств, выполнение обязанностей; 5. Профессиональное мастерство – реализация личности в профессиональной деятельности.

Человечество вступило в новую эру – информационной культуры. Мы живем в динамичном, меняющемся мире, поэтому и мир профессий тоже меняется. Так, в 2014 году Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Московская школа управления «Сколково» представили «Атлас новых профессий», созданный в результате уникального для России масштабного исследования «Форсайт компетенций 2030». В атласе описаны как профессии будущего, которые появятся в ближайшие 10-20 лет, так и устаревающие профессии, которые исчезнут на рынке труда в том же временном промежутке. Чтобы ориентироваться в этом динамичном мире профессий, нужно осознано и целенаправленно планировать и строить свою профессиональную карьеру.

Итак, традиционное понимание карьеры как трудового пути человека сменяется современным пониманием карьеры как жизненного пути, как самореализации субъекта в профессиональной деятельности. Такое расширенное понимание позволяет посмотреть на жизнь и карьеру человека с точки зрения формирования его стиля жизни, жизненной философии, ценностей и смыслов.

Успешная карьера в современных социальных условиях предполагает наличие субъектной позиции по отношению к своему развитию и карьере, осознанность и осмысленность её построения, особенно на начальном этапе профессионализации – в вузе. Современному молодому специалисту для успешной конкуренции на рынке труда недостаточно только владения профессиональными знаниями и умениями, необходимо также осознанное и осмысленное планирование и построение своего профессионального развития, своей карьеры. Это становится возможным, когда человек обладает сформированным профессиональным самосознанием и ценностно-смысловым отношением к будущей профессиональной деятельности.

Это Ваши активные действия к достижению успехов в профессиональной деятельности. Она тесно связана с профессиональным ростом и мастерством. Это не только сама цель, сколько движение к этой цели. Удачной карьера оказывается в том случае, когда человек заранее не просто знает, что он хочет, но и зачем ему это надо, что он будет делать, добившись цели.

Планирование профессионального пути - это процесс создания поэтапного достижения цели с учетом "человеческого фактора" (т. е. закономерностей развития человека, особенностей психики и т. д.). Прежде чем планировать профессиональную карьеру, необходимо выяснить отношение человека к ней, общий эмоциональный настрой, то, что вкладываете в понятие карьеры, ведь сложно, а быть может невозможно, стремиться к цели, которую не знаешь, как назвать. Важно, также знать, каков у Вас уровень мотивации. Уровень мотивации к деятельности зависит от побуждения человека к выполнению трудовых задач путем активизации его волевой сферы. В качестве психологических факторов, участвующих в конкретном мотивационном процессе и определяющих принятие решения могут выступить нравственный контроль, способности, склонности, внешняя ситуация и т. д. Часто бывает, что человек приступает к конкретным действиям, не имея мотивации на достижение успеха.

Профессиональная карьера характеризуется тем, что человек в своей трудовой жизни проходит различные стадии развития: выбор профессионального пути, обучение, поступление на работу, профессиональный рост, поддержка индивидуальных профессиональных способностей и т. д. Важно помнить, что карьера начинается не в момент назначения на какую-либо должность, а в момент выбора сферы, в которой можно применить свои способности. Основным условием успешной карьеры является правильный выбор профессии. Разрешение этой проблемы основывается на учете нескольких факторов.

Фактор 1

Нужно хорошо знать мир профессий и требования, которые предъявляются к человеку, выполняющему ту или иную работу. Уточнить для себя формулу выбранной профессии, с учетом возможных запасных вариантов выбора.

Фактор 2

Нужно правильно определить свои интересы и склонности, оценить свои возможности, состояние здоровья, способности и соответствие требованиям выбираемой профессии.

Фактор 3

Нужно изучить состояние рынка труда, его потребности и региональные особенности.

Фактор 4

Нужно исходить из реальных возможностей получения образования, переобучения и повышения квалификации.

Проделав все это, вы сможете отобрать для себя несколько интересующих Вас профессий, и среди них - отыскать свою единственную, наметить свой профессиональный маршрут, и выбрать индивидуальный путь достижения поставленной цели.

Горизонтальная и вертикальная карьера

Различают горизонтальную карьеру - это рост профессионального мастерства. Она может развиваться в двух направлениях: углубление и расширение. В первом варианте Вы будете стараться освоить более сложные формы работы, и в результате сможете выполнять такие операции, которые другим специалистам не по силам. При этом Вас будут уважать, ценить и руководство и коллеги по работе. Если Вы будете расширять профессиональные возможности, Вами могут быть освоены смежные профессии, что придаст Вам независимости от других и универсальности при выполнении работ. Этот путь так же приветствуется руководством и коллегами.

Кроме горизонтальной, есть вертикальная карьера или административная - это рост в должности и связан с умением организовывать работу. Качества, которые определяют карьерный успех в профессиях - это:

  • образованность;
  • системность и аналитичность мышления, умение прогнозировать развитие ситуации, предвидеть результат решения, умение мыслить масштабно и реалистически одновременно;
  • коммуникативные умения, навыки эффективного межличностного взаимодействия, проницательность, умение оказывать психологическое воздействие и влияние на других людей;
  • высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим состоянием, развитость самоконтроля, стрессоустойчивость;
  • деловая направленность; активность, настойчивость и целеустремленность, направленность на принятие решений, умение решать нестандартные проблемы и задачи, стремление к постоянному повышению профессионализма;
  • реалистическое восприятие своих возможностей и способностей, высокое самоуважение (реальное восприятие себя, без самоуничижения).

Шаги построения профессиональной карьеры

Планирование профессиональной карьеры - непрерывный процесс, длящийся на протяжении всей профессиональной жизни.Какие шаги Вам надо осуществить, чтобы построить свою карьеру?

Первый шаг - это осознанный и самостоятельный выбор профессии, что требует от Вас непрерывного трудового напряжения, творческого поиска самого себя, знания своих индивидуальных возможностей, своего призвания и своих пределов.

Второй шаг - продумывание и составление (самостоятельно или с помощью специалистов) личного профессионального и жизненного плана с учетом Ваших способностей и возможных препятствий и с проработкой запасных вариантов на случай неудачи.

Третий шаг - получение Вами профессионального образования, что оказывает большое влияние на успешность самореализации, успешность карьеры, получение общественного признания, развития своих способностей, в достижении материального благополучия и тому подобное. Кроме того, в современном мире профессиональные знания и умения устаревают крайне быстро. Все настойчивее звучит сегодня требование готовности и способности к переобучению, повышению квалификации. Без этого условия невозможно не только продвинуться, но иногда и просто удержаться на своем месте.

Четвертый шаг - это умение найти и получить работу. При этом важно наличие:

  • позитивной установки на трудоустройство;
  • умения эффективно искать и находить информацию о рабочих местах;
  • навыка грамотно составлять документы, необходимые при поиске работы и трудоустройстве, умения правильно составить резюме;
  • умения предоставить по телефону о себе информацию, чтобы с Вами захотелось встретиться и познакомиться поближе;
  • умение построить беседу с потенциальным работодателем так, чтобы он захотел принять Вас на работу, предложить достойные условия труда и оплаты.
Построение карьеры – это определенный алгоритм действий, которые позволяют каждому индивидууму расти в профессиональном плане, быть более ценным работником на рынке труда, больше зарабатывать, достигать желаемых результатов в процессе трудовой деятельности.
В плане развития карьеры существует только одно правило: этот процесс исключительно субъективный.
То есть, такие проблемы саморазвития как:
- где и на кого учиться?
- какую профессию выбрать?
- на какую должность устроится?
- поиск работы ,
- в какой компании работать?
- темпы продвижения по карьерной лестнице ,
- рост доходов и проч.
На самом деле зависят исключительно от каждого человека отдельно.
Ошибочно считать, что желаемому построению карьеры мешают какие-либо внешние факторы или объективные обстоятельства. Управление карьерой зависит только от желания работника.

Как планировать карьеру?

Успешное построение карьеры зависит от ее грамотного планирования. Невозможно создать чего-либо, если не знаешь, что создаешь.
1) Поэтому первый шаг в построении карьеры начинается с выбора места обучения. Этот выбор должен быть осознанным.
Если человек не видит себя через несколько лет именно в данной профессии или чувствует себя случайным субъектом в процессе образования (учится, потому что принято учиться, считает, что диплом надо получить ради самого диплома), то такой стиль жизни нельзя называть первыми шагами к построению карьеры.
2) Для того чтобы окончательно убедиться, что движение к освоению той или иной специальности происходит по правильному пути, во время учебы желательно использовать возможности практического освоения специальности, которые предоставляют программы стажировки студентов.
Соединение теоретического обучения с практикой – это еще один удачный шаг к построению будущей карьеры. Тем более что крупные компании способствуют желанию будущих работников и сами выступают инициаторами стажерских программ. Ведь всегда проще обучить молодого специалиста, и развивать его с учетом специфики и потребностей компании, чем искать сотрудника с опытом и потом переучивать его.
3) Соединение практического и теоретического обучения стоит продолжать и устроившись на работу. Разница только в том, что на работе теории может быть меньше практики (функциональных обязанностей).
К теоретическому обучению во время рабочего процесса относится:
- самообучение и освоение источников, которые позволяют обладать актуальными знаниями, и свежей информацией, а следовательно, быть конкурентоспособным участником рынка труда и ценным сотрудником .
- Тренинги, семинары, курсы повышения квалификации . Если есть возможность пользоваться программами по обучению и развитию, этот шанс не стоит упускать.
- Регулярные аттестации и экзаменационные проверки на работе . От того, насколько удачными будут результаты оценки, всегда зависит повышение в должности, участие в перспективных проектах или рост зарплаты.
4) Проявление инициативы. Не стоит ждать, пока руководство предложит занять должность на уровень выше или увеличить должностной оклад. В 50 случаях из 100 можно высказать такие пожелания самостоятельно.
Необязательно прямым текстом озвучивать свое видение собственной карьеры, это можно сделать и косвенно, для того чтобы руководство считало, что приняло такое решение самостоятельно. Конечно, «подталкивание» к нужной мысли – это психологический процесс, но построение и управление карьерой – это всегда манипуляции.