Презентации по психологии общения эффекты восприятия. Презентация по социальной психологии "перцептивная сторона общения". Понятие социальной перцепции

Перцептивная сторона делового
общения
Лекция 2

План лекции
1. Феномен формирования первого впечатления о человеке
1.1. партнера при
первом знакомстве
1.2. Явление самоподачи. Понятие имиджа.
2. Механизмы межличностного восприятия
2.1. Идентификация и эмпатия
2.2. Аттракция
2.3. Рефлексия
2.4. Каузальная атрибуция
3. Эффекты межличностного восприятия
3.1. Эффект ореола
3.2. Эффект первичности или новизны
3.3. Эффект или явление стереотипизации
2

Ключевые понятия
Перцепция
Восприятие
Фактор превосходства
Фактор привлекательности
Фактор отношения к
3
наблюдателю
Самоподача
Имидж
Идентификация
Эмпатия
Рефлексия
Аттракция
Стереотипизация
Каузальная атрибуция
Эффект ореола
Эффект первичности
Эффект новизны

Основные понятия
Перцепция
процесс восприятия одним человеком другого
Восприятие
целостный образ другого человека, формируемый на
основе оценки его внешнего вида и поведения
4

Этапы процесса восприятия
Восприятие внешних признаков, формирование
образа другого человека (первое впечатление)
Выражение лица (мимика)
Способы выражения чувств (экспрессия)
Жесты и позы
Походка
Внешний вид (одежда, прическа)
Особенности голоса и речи
Соотнесение внешних признаков с личностными
характеристиками воспринимаемого индивида
Интерпретация поступков другого человека
5

Феномен формирования первого впечатления о человеке

1 вопрос
ФЕНОМЕН ФОРМИРОВАНИЯ
ПЕРВОГО ВПЕЧАТЛЕНИЯ О
ЧЕЛОВЕКЕ

Факторы, обуславливающие ошибки первого
впечатления
Превосходство
Привлекательность
Отношение к нам
7
Неравенство партнеров в
какой-либо сфере
(социальной,
интеллектуальной,
физической и др.)
Общая эстетическая
выразительность человека
Хорошее или плохое
отношение к нам

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор превосходства
Человек, который превосходит
наблюдателя по какому-либо важному
параметру, оценивается им гораздо
выше и по остальным значимым
параметрам.
Если же мы имеем дело с человеком,
которого мы в чем-то превосходим, то
мы недооцениваем его
8

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор привлекательности
чем больше внешне
привлекателен для нас человек,
тем лучше он во всех
отношениях;
если же он непривлекателен, то
и остальные его качества
недооцениваются
9

Факторы, обуславливающие ошибки восприятия
Фактор отношения к
наблюдателю
людей, которые хорошо к
нам относятся или
разделяют какие-то важные
для нас идеи, мы склонны
позитивно оценивать и по
другим показателям
10

Основные понятия в процессе управления
восприятием партнера
Самоподача
способность живого объекта восприятия вмешиваться в
процесс формирования своего образа у собеседника
Имидж
(image – англ., образ) – целостное представление об
образе, которое остается в сознании людей, в их памяти
11

12
Причин поведения
Актуального
состояния
Отношения
Привлекательности
Превосходства
Виды самоподачи
Самоподача

Механизмы межличностного восприятия

2 вопрос
МЕХАНИЗМЫ
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Механизмы межличностной перцепции
Познание и понимание людьми друг друга
14
– Идентификация
– Эмпатия
– Аттракция
– Стереотипизация
Познание самого себя в процессе общения
– Рефлексия
Прогнозирование поведения партнера по общению
– Каузальная атрибуция

Идентификация
Способ познания другого человека, при котором
15
предположение о его внутреннем состоянии строится
на основе попыток поставить себя на место партнера
по общению
Обозначает тот простой эмпирический факт, что
простейший способ понимания другого человека есть
уподобление себя ему
При идентификации человек как бы ставит себя на
место другого и определяет, как бы он действовал в
подобных ситуациях

Эмпатия
Понимание на уровне чувств, стремление
эмоционально откликнуться на проблемы другого
человека
Эмоциональное сопереживание другому человеку,
способность эмоционально воспринять, проникнуть в
его внутренний мир, принять его со всеми его мыслями
и чувствами
Основана на умении правильно представить себе, что
происходит в душе другого человека, что он
переживает, как оценивает окружающий мир
К. Роджерс (1902-1987): «Эмпатическое понимание умение войти внутрь личного мира значений другого
человека и увидеть правильно ли мое понимание».
16

Отличие эмпатии от идентификации
17
Эмпатия
Идентификация
если я проявляю
эмпатию к другому
человеку, я просто
понимаю его
чувства и линию
поведения, но
свою собственную
могу строить
совсем по-иному
человек полностью
отождествляет
себя с партнером
по общению и,
соответственно,
испытывает те же
чувства, что и он, и
ведет себя
подобно ему

Рефлексия
Осознание действующим индивидом того, как он
воспринимается партнером по общению
Предполагает попытку логически проанализировать
некие признаки и сделать определенный вывод о
другом человеке и его поступках (обобщение), а затем,
опираясь на это обобщение, делать частные выводы о
частных конкретных случаях взаимодействия
Л.С.Выготский: "Личность становится для себя тем, что
она есть в себе, через то, что она представляет собой
для других"
18

Рефлексивная структура диадического общения
(Дж.Холмс)
А
19
Джон, «каким его
сотворил Господь Бог»
Б
А1
Джон, каким он сам себя
видит
Б1
А2
Джон, каким его видит
Генри
Б2
А3
Джон, каким ему
представляется его образ
в сознании Генри
Б3

Аттракция
Взаимная привлекательность, форма познания другого
человека, основанная на формировании устойчивого
позитивного чувства к нему
Уровни аттракции
− Симпатия - эмоциональная положительная установка на
объект
− Притяжение - потребность человека быть вместе, рядом с
другим человеком
− Дружба
− Любовь
Факторы, влияющие на аттракцию:
− Сходство «Я-концепций» партнеров
− Функциональная дистанция – то, как часто люди
20
сталкиваются в повседневной жизни

Приемы формирования аттракции
Имя собственное
Зеркало отношения
(улыбка)
Золотые слова
(комплимент)
Терпеливый слушатель
21

Психологический механизм действия приема «Имя
собственное»
Обращение к партнеру по
имени
Внимание к личности
партнера
Утверждение человека как
личности
Удовлетворение потребности
утверждаться как личности
Образование положительных
эмоций
22

Психологический механизм действия приема «Зеркало
отношений»
Добрая улыбка, приятное
выражение лица
Сигнал «Я Ваш друг!»
Друг обеспечивает
защищенность
Удовлетворение
потребности в защите
Образование
положительных эмоций
23

Психологический механизм действия приема «Золотые
слова»
Образование
положительных
эмоций
Расположенность
к источнику этих
эмоций
Эффект
внушения
«Золотые
слова»
(комплимент)
24
Удовлетворение
потребности в
самосовершенствовании

Психологический механизм действия приема
«Терпеливый слушатель»
Предложение поговорить
Концентрация внимания на интересующей партнера проблеме
Установление визуального контакта
Стимулирование высказываний партнера
Активное выслушивание (эмоциональное подкрепление действий
партнера)
Удовлетворение потребности в самовыражении
Образование положительных эмоций
Расположенность к источнику этих эмоций
25

Этапы процесса познания
Эмоциональная оценка другого
Попытка понять строй его поступков
Основанная на этом стратегия изменения его поведения
Построение стратегии своего собственного поведения
26

Каузальная атрибуция
Каузальная атрибуция - от лат. causa - причина +
attribuo -придаю, наделяю, приписываю
Механизм интерпретации поступков и чувств другого
человека (стремление к выяснению причин поведения
субъекта)
Атрибуции - приписывание людьми причин поведения,
образцов поведения или каких-то более общих
характеристик
27

Трактовки источников поведения
Диспозиционные (внутренние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение причинами,
лежащими внутри индивидуума
Ситуативные (внешние) атрибуции
− объясняют наблюдаемое поведение сложившейся
ситуацией, т.е. указывают на факторы социальной
и физической среды, которые заставляют человека
вести себя определенным образом
28

Схемы причинности
Личностная
атрибуция
Склонность
находить
виновника
случившегося,
приписывать
причины
происшедшего
конкретному
человеку
29
Обстоятельс
твенная
атрибуция
Склонность,
прежде всего,
винить
обстоятельства,
не утруждая
себя поисками
конкретного
виновника
Стимульная
атрибуция
Видит причину
случившегося
в предмете, на
который было
направлено
действие, или
в самом
пострадавшем

Классы причин, приводящие к отклонениям реальной
каузальной атрибуции от идеальных моделей
Информационные различия - заключаются в
различном владении информацией о действии -
деятель знает об «истории» действия больше, чем
наблюдатель, он также «знает» свои желания, мотивы,
ожидания об этом действии, а у наблюдателя этой
информации нет
Мотивационная предубежденность - различного
вида защитные функции (пристрастия, асимметрия
позитивных и негативных результатов, т.е. успех личная заслуга, неудача – виноваты обстоятельства)
30

Ошибки атрибуции
Фундаментальная ошибка атрибуции
− переоценка личностных факторов и недооценка ситуационных
− склонность людей при объяснении своего собственного
поведения приписывать причины преимущественно
требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении
чужого поведения - в основном внутренним условиям,
диспозициям
Ошибка «иллюзорных представлений»
− люди используют априорную информацию о причинных связях
Ошибка «ложного согласия»
− приписывание причин поведения всегда происходит с
эгоцентрической позиции, причем переоценивая его
обычность и распространенность
31

«эффекты» межличностного восприятия

3 вопрос
«ЭФФЕКТЫ»
МЕЖЛИЧНОСТНОГО
ВОСПРИЯТИЯ

Эффекты восприятия людьми друг друга
Эффект «ореола»
− Информация, получаемая о человеке,
накладывается на образ, который уже был создан
заранее
Эффект «первичности»
− Информация, предъявленная ранее, получает
приоритет (для восприятия незнакомого человека)
Эффект «новизны»
− Последняя, наиболее новая информация
33
оказывается более значимой (для знакомого
человека)
Эффект (явление) стереотипизации

Явление стереотипизации
Стереотипизация - это восприятие партнера на
основе некоего стереотипа, т. е. прежде всего как
представителя определенной социальной группы
Понятие «стереотип» впервые было использовано
американским ученым Уолтером Липпманом и в
переводе с греческого означает «твердый отпечаток»
Стереотип - матрицы, образцы восприятия и поведения
для наиболее часто повторяющихся ситуаций
Социальный стереотип - устойчивое представление о
каких-либо явлениях или людях, свойственное
представителям той или иной социальной группы
34

Классификация стереотипов
Этнические
Религиозные
Профессиональные
Идеологические
Возрастные
35

Приемы манипулирования социальными
стереотипами
Навешивание ярлыков
− человека "подгоняют" под стереотип типа "демагог",
"популист", "бабник", "пьяница" и т.д.
«Блистательная неопределенность»
− «демократия», «права человека», «общечеловеческие
ценности», «в интересах закона» и т.д.
Апелляция к большинству
− «по многочисленным просьбам трудящихся»..., «все россияне
единодушно поддерживают...», «в коллективе есть мнение...»,
«коллектив считает, что…» и т.д.
Перенос
36
− ссылка на авторитетную личность
Простонародность, или "свой парень»

идентификация с народом, подчиненными

Приобретенные знания
Знание факторов, приводящих к ошибкам первого
37
впечатления
Умение распознавать знаки во внешнем облике и манере
поведения другого человека, запускающие в действие
ошибки первого впечатления
Знание особенностей самоподачи и формирования
имиджа
Знание способов преодоления ошибок первого
впечатления
Знание механизмов межличностного восприятия
Знание эффектов межличностного восприятия

Вопросы для самопроверки
Назовите основные ошибки, возникающие при
38
формировании первого впечатления.
Какие знаки во внешнем облике и манере поведения
другого человека свидетельствуют о превосходстве?
Охарактеризуйте явление самоподачи и понятие
имиджа.
Какие существуют механизмы межличностного
восприятия?
В чем сущность фундаментальной ошибки каузальной
атрибуции?
Охарактеризуйте наиболее известные эффекты
межличностного восприятия.

Рекомендуемая литература
1. Психология и этика делового общения: Учебник для вузов/ В.Ю.
Дорошенко, Л.И. Зотова, В.Н. Лавриненко и др.; Под ред. проф.
В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Культура и
спорт, ЮНИТИ, 1997. - 279 с.
2. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М.:
Смысл; СПб.: Питер, 2005. – 280 с.
3. Лукаш Е.Ю. Профессиональная этика: Искусство общения с
людьми: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2002. –
224 с.
4. Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник для студ. вузов /
А.Я. Кибанов, Захаров Д.К., Коновалова В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2009.
5. Ковальчук А. С. Основы делового общения. – М.:Дашков и Ко,
2010. – 300 с.
39

Использование материалов презентации
Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ
об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления.
Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для
личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с
любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование
любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также
использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается
только после получения письменного согласия авторов.

Cлайд 1

Cлайд 2

Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

Cлайд 3

Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Психологи обнаружили несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Построение образа партнера по этим схемам приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.

Cлайд 4

При ошибках неравенства схема восприятия такова: При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.

Cлайд 5

Для определения параметра превосходства в нашем распоряжении имеются два основных источника информации: 1) одежда человека, весь его имидж; 2) манера поведения человека (как он сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.).

Cлайд 6

Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.

Cлайд 7

Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.

Cлайд 8

Три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола. Три вида ошибок при формировании первого впечатления называются эффектом ореола.

Cлайд 9

Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, создаваемый при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.

Cлайд 10

В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении. В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.

Cлайд 11

Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.

Cлайд 12

В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор.

Cлайд 13

Cлайд 14

Когда человек только формулирует Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в пространство") когда мысль полностью сформулирована - на собеседника когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - он смотрит на него только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. слушающий больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.

Cлайд 15

При определенных При определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.

Cлайд 16

Походка строго индивидуальна. Походка строго индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Оказывается, самая "тяжелая" походка - в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив, то он "летит ", у него более частые и легкие шаги.

Cлайд 17

Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия.

Cлайд 18

Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении.

Cлайд 19

Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель

Cлайд 20

От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.

Cлайд 21

Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. У каждого свои представления о причине опоздания. Первый приятель видит ее в обстоятельствах, второй- в особенности личности опаздывающего, третий видит причину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.

Cлайд 22

Обаяние – это когда тебе говорят"да", Обаяние – это когда тебе говорят"да", когда ты ничего не просил. А. Камю

Cлайд 23

Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием. Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.

Cлайд 24

Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.

Cлайд 25

К подобным механизмам социального восприятия относятся: К подобным механизмам социального восприятия относятся: самоподача превосходства, привлекательности, отношения, актуального состояния и причин поведения.

Cлайд 26

Для того чтобы быть Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Очень важно, чтобы эти факторы были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены.

Cлайд 27

Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других.

«Функции и виды общения» - Ритуальный стиль. Анализ всех систем невербальной коммуникации. Социальная психология. Невербальная коммуникация. Аттракция. Формирование отношения. Механизмы межличностной перцепции. Изучение каузальной атрибуции. Манипулятивный стиль. Организация пространства. Намерения. Виды взаимодействия. Личность.

«Межличностное общение» - 2.4. Психология межличностного воздействия. 2.1. Межличностное общение. 2.2. Структура общения в межличностных отношениях. 1. Межличностное взаимодействие 1.1 Задачи межличностного взаимодействия. 1.3 Межличностные отношения. Цель исследования дать характеристику межличностного взаимодействия и общения людей.

«Виды общения между людьми» - Ритуальное общение. Формы юношеского общения. Потребность в общении. Общение. Общение как процесс. Неутолимая жажда. Перцептивное общение. Убеждающее общение. Виды общения по способам взаимодействия. Человек. Формы взаимодействия. Межличностное взаимодействие. Межличностный конфликт. Сотрудничество.

«Вербальное общение» - Ясная и четкая. Слово + Слово = Речь. Культурные различия в вербальной коммуникации. Призыв (восклицание). Цитирование. Люди косвенной интерпретации значений слов. Противо-поставление. Информация. Объем запоминания. Невозмутимость, рассудительность, основательность. Речь. Низкий голос. Ключевые фразы: «Как я понял Вас...», «Вы думаете, что...», «По - Вашему мнению...».

«Виды общения» - Что такое - Уметь общаться. Функции ДО: аффективно-коммуникативная,информационно-коммуникативная, регуляционно-коммуникативная. Виды общения. Рокфеллер: Умение общаться с людьми – такой же покупаемый за деньги товар, как сахар или кофе. Перцептивная Коммуникативная Интерактивная. Социальное преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

«Бесконфликтное общение» - Противоречивые позиции. Технология разрешения конфликтов. Правила бесконфликтного общения. Как возникают конфликты. Основы бесконфликтного общения. Стихи Омара Хайяма. Конфликт. Главная формула конфликта. Стратегии поведения при возникновении конфликта. Устранить конфликтную ситуацию. Неконструктивный (разрушительный) конфликт.

Всего в теме 6 презентаций


Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.


Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Не следует судить о человеке по лицу - оно позволяет лишь строить предположения. Лабрюйер Психологи обнаружили несколько типовых схем, по которым строится образ другого человека. Построение образа партнера по этим схемам приводит к эффектам первого впечатления или систематическим ошибкам социального восприятия. Знание этих схем способствует пониманию того, как формируется первое впечатление о человеке.


Схема восприятия срабатывает в случае неравенства партнеров в той или иной сфере. При ошибках неравенства схема восприятия такова: При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем это было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы его недооцениваем.


Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются. Не менее важными являются ошибки, связанные с тем, нравится нам внешне наш партнер по общению или нет. Чем более внешне привлекателен для нас человек, тем лучше он во всех отношениях, если же он непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.


Схема «отношения к нам»: Те люди, которые к нам относятся хорошо, кажутся нам значительно лучше тех, кто к нам относится плохо. Позитивное отношение к нам порождает сильную тенденцию к приписыванию положительных свойств и "отбрасыванию" отрицательных, и наоборот, - негативное отношение вызывает тенденцию не замечать положительных сторон партнера и выделять отрицательные.


Вероятно, потому, что перед человеком никогда не стоит задача просто воспринять другого человека. Образ партнера, создаваемый при знакомстве, - это регулятор последующего поведения, он необходим, чтобы правильно и эффективно построить общение в данной ситуации. Наше общение строится в зависимости от того, с кем мы общаемся, и для каждой категории партнеров существуют разные техники общения.


В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении. В любом случае мы должны осознавать, что ошибкой является не само по себе первое впечатление, а использование этого впечатления не по адресу в длительном межличностном общении.


Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко Легче познать людей вообще, чем одного человека в частности. Ф. Ларошфуко В постоянном общении продолжают действовать результаты первого впечатления. Однако при постоянном и длительном общении нам может быть недостаточно только черт и свойств, приписанных партнеру при первом впечатлении. В постоянном общении становится важным более глубокое и объективное понимание партнера.


В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор. В реальном общении мы почти всегда примерно понимаем, что происходит с нашим партнером. При этом вряд ли каждый может в любой момент объяснить, почему ему кажется, что собеседник чем-то расстроен или не хочет продолжать разговор.


Важную роль при чтении информации "с лица" играет направление взгляда. Когда человек только формулирует мысль, он чаще всего смотрит в сторону ("в пространство") когда мысль полностью сформулирована - на собеседника когда речь идет о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается - больше тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнера - он смотрит на него только для того, чтобы проверить его реакцию и заинтересованность. слушающий больше смотрит в сторону говорящего и "посылает" ему сигналы обратной связи.


Однако… При определенных обстоятельствах (например, соблюдении правил этикета), когда человек хочет скрыть свои чувства, лицо становится малоинформативным, а тело - главным источником информации для партнера. Некоторые психологи даже называют тело местом "утечки информации" о наших душевных состояниях.


Походка также является одним из важнейших ключей к пониманию внутреннего состояния человека. Походка строго индивидуальна. По походке довольно легко распознать эмоциональное состояние человека. Оказывается, самая "тяжелая" походка - в состоянии гнева, самая большая длина шага - в состоянии гордости. Когда человек испытывает страдание, он почти не размахивает руками, они "висят", а если он счастлив, то он "летит ", у него более частые и легкие шаги.


Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Для того чтобы умение понимать партнера начало проявляться в общении необходимо особое отношение к партнеру, особая направленность на него. В таких ситуациях нам очень хочется понять другого, не обидеть его, не сделать что-то не так и т.д. Механизмом этого типа восприятия и понимания другого является эмпатия.


Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении. Эмпатия основана на умении (которое определяется стремлением) поставить себя на место другого, взглянуть на мир его глазами, прочувствовать его состояние и позицию и учесть их в своем поведении.


От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения. От понимания истоков действий и их причин во многом зависит построение взаимодействия с другим человеком. Пути и механизмы такого понимания заинтересовали психологов, поэтому возникло целое направление: исследование процессов и результатов каузальной атрибуции (приписывания причин) поведения.


Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. Например, кто-то опаздывает на свидание с приятелями. У каждого свои представления о причине опоздания. Первый приятель видит ее в обстоятельствах, второй- в особенности личности опаздывающего, третий видит причину в себе, а четвертый считает опоздание намеренным и целенаправленным. Причины опоздания совершенно по-разному мотивируются, причем это связано с тем, что приятели по-разному проводят атрибуцию.


Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием. Самоподача - способность вмешательства в процесс формирования своего образа у партнера. По существу, самоподача состоит в управлении вниманием.


Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия. Управление восприятием партнера происходит с помощью привлечения внимания к тем особенностям своего внешнего облика, своего поведения или представления о ситуации, которые "запускают" соответствующие механизмы социального восприятия.


Для того чтобы быть Для того чтобы быть эффективным, этот механизм социального восприятия должен опираться на некоторые объективные признаки, знаки превосходства - одежду, манеру речи и поведения. Очень важно, чтобы эти факторы были действительно заметны, акцентированы, подчеркнуты и выделены.


Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других. Самоподача превосходства имеет очень большое значение для людей, специальность которых подразумевает профессиональное общение, - руководителей, юристов и многих других.


Правило самоподачи привлекательности очень простое: Правило самоподачи привлекательности очень простое: не одежда сама по себе делает нас привлекательными, а та работа, которая затрачена нами на ее приведение в соответствие с нашими внешними данными.


Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Самоподача превосходства и самоподача привлекательности по значению и частоте употребления значительно проигрывают самоподаче отношения. Действительно, всегда очень важно уметь показать партнеру свое отношение к нему - чаще хорошее, но иногда и плохое.


Главное в вербальных приемах - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Главное в вербальных приемах - это умение как можно скорее выразить согласие с собеседником в значимых для него вопросах и ни в коем случае не возражать. Часто такие же приемы мы используем в ситуациях обыденного общения.


Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику. Арсенал невербальных средств разнообразен: показать свое отношение можно и кивком головы, и взглядом. Но, пожалуй, наиболее важны поза и расположение тела по отношению к собеседнику.


Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку. Очень важно, чтобы вербальные и невербальные средства не противоречили друг другу: совпадение этих средств усиливает доверие к человеку.


Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными и средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой. Огромное количество таких часто употребляемых оборотов, как "я не виноват, что...", "обстоятельства так сложились, что...", "я был вынужден..." и т.д., являются достаточно простыми и всем доступными, наивными и средствами самоподачи, в которой внимание партнера привлекается к той причине собственных действий, которая кажется нам наиболее приемлемой.


Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Поэтому она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека. Самоподача объективно присутствует в любом общении, хочет того человек или нет. Поэтому она в любой ситуации может послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Философия"

В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по философии и философским наукам. Готовая презентация по философии содержит иллюстрации, фотографии, схемы, таблицы и основные тезисы изучаемой темы. Презентация по философии - хороший метод подачи сложного материала наглядным способом. Наша коллекция готовых презентации по философии охватывает все философские темы учебного процесса как в школе,так и в ВУЗе.

Слайд 2

Восприятие в социальной психологии

Восприятие в социальной психологии - это целостный образ другого человека, формируемый на основе оценки его внешнего вида и поведения.

Слайд 3

Социальный стереотип

Социальный стереотип - это устойчивое представление о каких-либо явлениях или людях, свойственное представителям той или иной социальной группы.

Слайд 4

Существует 3 типа ошибок первого впечатления

  • Слайд 5

    Ошибки по фактору превосходства

    При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более положительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. Очень важно, что превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходят по многим параметрам.

    Слайд 6

    Ошибки по фактору привлекательности

    Не менее важными и узнаваемыми являются ошибки, связанные с общей эстетической выразительностью человека, т.е. с тем, нравится нам внешне партнер по общению или нет. Ошибки заключаются в том, что если человек нам нравится внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его психологические характеристики.

    Слайд 7

    Ошибки по фактору отношения к нам

    Те люди, которые нас любят, хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто нас ненавидит или плохо относится.

    Слайд 8

    Что свидетельствует о превосходстве?

    • Одежда человека (включая все его внешнее окружение, так сказать, «внешнюю одежду»)
    • Манера поведения
  • Слайд 9

    Знаки превосходства в одежде

    • Силуэт
  • Слайд 10

    Знаки превосходства в манере поведения

    • Независимость от партнера
    • Независимость от мелких, неписанных норм общения
  • Слайд 11

    Психологические механизмы восприятия и понимания партнера

    • идентификация,
    • эмпатия,
    • рефлексия.
  • Слайд 12

    Фундаментальная ошибка атрибуции

    Люди склонны при объяснении своего собственного поведения приписывать причины преимущественно требованиям ситуации и обстоятельствам, а при объяснении чужого поведения приписывать причины в основном внутренним условиям - диспозициям. То есть, если действует другой, то причина в том, что он сам такой, а если действую я, то таковы обстоятельства.

    Посмотреть все слайды