Как рассчитать совокупный годовой объем закупок для смп. Определение объема закупки. Особенности определения объема закупок у смп и сонко

Федеральный закон номер 44 регулирует и контролирует процессы закупок разными категориями компаний и организаций. В настоящем законе описан термин совокупного годового объема закупок, способы его расчета и процессы осуществления.

Что это такое?

СГОЗ - это совокупный объем закупок по 44 ФЗ. Согласно 3 статье Федерального закона 44, совокупный объем закупок утверждается в планах и графиках на будущий финансовый год. По СГОЗ утверждается общий объем денежных средств, обеспеченных для осуществления закупок на будущий год. Объем утверждается по представленным положениям и условиям Федерального закона номер 44, в него также включаются все контракты, заключенные или принятые в предыдущем году, но по плану оплачиваемые в последующем финансовом году.

Что включается в СГОЗ по 44 ФЗ? Согласно Федеральному закону номер 44, в совокупный годовой объем закупок входят товары, услуги и работы, контракты заключенные или принятые поставщиком и заказчиком в наступившем финансовом году и оплачены в нем же, либо заключены в предыдущем финансовом году, но оплачены в последующем.

Порядок расчета СГОЗ по ФЗ 44

Согласно статье 30, СГОЗ определяется по принятому лимиту на закупки у лиц, занимающихся малым предпринимательством или у некоммерческих организаций. Определенный сотрудник, называемый управляющим, составляет график и план закупок. Затем из высчитанной денежной суммы управляющий вычитает определенные законом факторы, не учитываемые при финальной сумме.

Согласно законодательству, расчет СГОЗ осуществляется следующим образом:

  • Рассчитывается точная денежная сумма закупок, осуществленных организацией за год;
  • Из полученной суммы вычитаются факторы, подходящие под категории кредитов, обороны, закрытых покупок или покупок у единственного поставщика и атомной энергии;
  • После от полученной суммы вычитается 15%. Конечный вариант округляется в большую сторону. Это делается для погашения изменений цен в момент аукциона.

Формула СГОЗ по 44 ФЗ такова: П+Т+С=СГОЗ.

П — это совокупность контрактов, которые были приняты и реализуются, но остались неоплаченными. Т — это совокупность сделок и контрактов, которые в этом году уже выполнены, но еще не оплачены. С — это совокупность сделок и контрактов, принятых в настоящем году, но которые будут действовать еще в течение продолжительного времени.

Пример расчета совокупного годового объема закупок по 44 ФЗ:

За год компания «Альянс» приобрела товаров на 6 миллионов рублей. Исходя из отчета часть трат была внесена за коммунальные услуги, интернет и телефонную связь. Для примера, округлим сумму и получаем, что на коммунальные услуги был потрачен 1 миллион рублей, а на мелкие товары и другие мелкие траты было потрачено 2 миллиона рублей.

Исходя из предоставленной формулы от общей суммы, 6 млн руб, отнимаем 1 млн и 2 млн Полученная сумма — 3 миллиона рублей. Затем от 3 млн руб отнимаем 15%, которые были потрачены на товары СОНКО и СМП, значит получается в итоге 2 млн и 550 тысяч. На СОНКО и СМП было потрачено 450 000. Компания составляет с СОНКО и СМП контракт, по которому сумма должна быть либо соответствующей, либо больше.

Расчет для бюджетного учреждения

Если лицо не знает, как осуществляется расчет денежных сумм для бюджетных учреждений, рекомендуется обратиться к Федеральному закону 44 и Федеральному закону 223. Как рассчитать СГОЗ в бюджетном учреждении? Аналогичным образом, как описано выше. Однако существует пару нюансов.

Особенности расчета СГОЗ:

  • Рассчитывается общий бюджет компании за год согласно предоставленным субсидиям из бюджета Российской Федерации. Закупки осуществляются именно исходя из денежной суммы субсидий. Требования и условия по осуществлению покупок описаны в ФЗ номер 44;
  • Покупка товаров, услуг или работ может быть выполнена только если компания или организация имеет правовой документ. Документ представлен в Федеральном законе о закупках отдельными видами юр. лиц номер 223, во второй статье, части 3.

Так как расчет для бюджетных учреждений происходит аналогичным образом, как описано выше, пример расчета такой же, как у компании «Альянс».

Скачать ФЗ 44 в новой редакции

Для более подробного рассмотрения расчета для разных категорий компаний и при разных видах закупок рекомендуется ознакомиться с настоящим законом. Он был принят именно для того, чтобы лица могли определить удобные для себя способы и виды и могли просмотреть все необходимые процессы и положения.

Скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» можно

Виды закупок.

Методы определения потребности в материальных ресурсах.

Различаются два метода установления потребности в материальных ресурсах:

1) на плановой основе;

2) на основе расхода материалов прошлых периодов.

Первый метод требует интеграции планирования сбыта, производства и закупок материальных ресурсов. Исходными данными для определения материальной потребности этим методом служат: план производства продукции, конструкторские спецификации, рецепты, по которым рассчитывается потребность в материалах в расчете на единицу продукции, нормы расхода материальных ресурсов. Потребность в каждом материале устанавливается умножением планируемого количества продукции на норму расхода материала.

Второй метод определения потребности в материальных ресурсах связан с учетом складских остатков материалов и постоянным пополнением запасов регулированием сроков поставок или размеров партий, а также с учетом расходов материальных ресурсов прошлых периодов.

После определения потребности в каждом виде материальных ресурсов устанавливается возможный вид закупки. Вид закупки определяет отдел маркетинга. Известны следующие виды закупок:

Напрямую у изготовителя;

Оптовые через посредника или биржу;

Мелкими партиями в магазинах розничной торговли.

Прямые закупки материальных ресурсов, как правило, осуществляются при больших объемах потребления.

Через оптовую фирму закупаются материалы и сырье небольшими партиями или делаются срочные закупки для обеспечения бесперебойного хода производства.

Весьма распространенными являются закупки через биржи
и аукционы. Через них промышленные предприятия закупают сырье, цены на которое испытывают резкие сезонные и конъюнктурные колебания. Таким образом, закупается большая часть сельскохозяйственного сырья предприятиями пищевой, кожевенной и текстильной промышленности.

Для каждого материала выбирается вид закупки. Определив вид и установив конкретные сроки закупок, следует рассчитать объем закупок по каждому материалу.



партии;

q - величина партии закупки;

Ц - цена единицы сырья;

h - расходы по хранению единицы сырья на складе в течение года

Разработка пла на закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия

В процессе планирования материально-технического обеспечения в целях сокращения затрат осуществляется стоимостный анализ. Для проведения стоимостного анализа в отделе снабжения предприятия должен быть один или несколько специалистов по стоимостному анализу и изучению рынка сырья и материалов.Основной задачей этих специалистов является снижение затрат на материальные ресурсы, повышение их качества благодаря смене поставщиков, замены материалов альтернативными, концентрации объема закупок. Проведение стоимостного анализа предполагает сотрудничество отдела снабжения с другими отделами предприятия.



39. Понятие бюджета снабжения предприятия.(распечатка)

Разработка плана закупок завершается составлением бюджета снабжения предприятия, который включает:

· бюджет закупок (объем и стоимость закупок);

· бюджет общих затрат, включающий затраты на приобретение материалов, затраты на хранение запасов и накладные расходы.

В процессе планирования материального обеспечения предприятия и в целях сокращения затрат должен осуществляться стоимостной анализ, результаты которого используются при согласовании плана закупок со сметой затрат на производство.

План закупок материальных ресурсов согласовывается следующим образом. Отдел материально-технического снабжения предприятия передает экономическому отделу данные о закупочных ценах на материальные ресурсы и план закупок материальных ресурсов в натуральных единицах измерения. Экономический отдел определяет приемлемые цены закупки материальных ресурсов с учетом рентабельности производства, а также согласованный со сметой затрат на производство план закупок материальных ресурсов. В смете затрат на производство определяются все затраты на выполнение производственной программы. В состав материальных затрат в себестоимости продукции входят:

· сырье и основные материалы;

· вспомогательные материалы;

· покупные изделия и полуфабрикаты;

· топливо и энергия со стороны;

· износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов;

· прочие материальные затраты.

Из затрат на материальные ресурсы, входящих в себестоимость продукции, исключается стоимость используемых возвратных отходов, к которым относятся остатки сырья, материалов, образовавшиеся в процессе производства и утративших полностью или частично свои потребительские качества.

Возвратные отходы могут оцениваться:

· либо по полной цене исходного материального ресурса, если они реализуются на сторону для использования в качестве полноценного ресурса;

· либо по пониженной цене, если они применяются для основного производства по повышенным нормам расхода или используются для изготовления предметов широкого потребления или хозяйственного обихода.

40. Определения экономически-целесообразных партий закупок материальных ресурсов.(распечатка)

При определении наиболее приемлемой для условий рынка производственной программы следует учитывать спрос покупателей на изделия предприятия, а также имеющуюся на складе продукцию, учитывать данные реализации в предшествующие периоды.

При стабильном потреблении материальных ресурсов целесообразно применять метод статистического прогнозирования . Главным для этого метода является определение потребности будущего периода на основе показателей прошедшего времени. После определения потребности в материальных ресурсах разрабатывается план закупок. Этот план закупок нужен для рациональной закупки материальных ресурсов. Составить план закупок – это означает определить объем закупок на определенный период.

Объем закупок определяется по формуле:

L = V - Он - Мз,

где V - потребность предприятия в материале (сырье) за определенный пе-

Он - остаток материала на складе на начало периода;

Мз - заказанная поставщику, но не поступившая на склад партия мате-

Таким образом, материальное обеспечение ориентировано на создание запасов, но при этом учитывается уровень производственных запасов на складе отдела материально-технического снабжения. Снабжение, ориентированное на создание запасов, имеет положительные и отрицательные стороны. К положительным относятся:

· использование ценовых льгот (скидки с цены для крупных покупателей);

· определенная защищенность от рыночной конъюнктуры.

К отрицательным относятся:

· затрачивается значительный оборотный капитал;

· увеличение процентов за кредит при росте запасов.

Поэтому стоит задача определения экономически целесообразного уровня материальных запасов, поскольку размер запасов влияет на конечные результаты деятельности предприятия. Отделу материально-технического снабжения выгодно закупать сырье и материалы большими партиями, так как при этом можно получать скидки с оптовой цены. Но увеличение партии закупки приводит к росту производственных запасов и потребности в оборотных средствах, увеличиваются затраты на хранение. Поэтому в целях уменьшения затрат предприятия нужно рассчитывать экономически целесообразные партии закупки материальных ресурсов у поставщиков.

Расходы, связанные с закупками материальных ресурсов определенного вида, можно представить следующей формулой:

где С – суммарные годовые затраты по организации закупки, доставке
материалов и хранению запасов на складе;

А– расходы на организацию одного заказа и поставку закупаемой
партии;

V - годовая потребность предприятия в материале определенного вида;

q - величина партии закупки;

Ц - цена единицы сырья;

h - расходы по хранению единицы сырья на складе в течение года.

В приведенной формуле включены три вида затрат:

· годовые затраты на организацию закупки и поставку материальных ресурсов. Эти затраты включают расходы по организации и размещению заказов, определению потребности в ресурсах, заключению договора с поставщиком, организации приемки и контроля качества поступающих материалов;

· годовые затраты на закупку материалов: Ц х V;

· расходы на хранение материальных запасов на складе в течение года:

.

Таким образом, расчет экономически целесообразной партии закупки, которой можно достичь путем минимизации годовых затрат по организации закупки, доставке материалов и хранению запасов на складе, можно представить следующей формулой:


41. Определение потребности цехов в материальных ресурсах.

Обеспечение цехов и производственных участков материальными ресурсами является завершающим этапом материально-технического обеспечения. В целях эффективного использования каждый цех предприятия должен получить материальных ресурсов столько, сколько их необходимо для выполнения задания по выпуску продукции. Поэтому целесообразно установить цехам лимит отпуска сырья и материалов на определенный период.

Установление лимита на материалы предполагает ограничение их отпуска в производство в соответствии с обоснованной потребностью цехов. Лимитирование повышает ответственность цехов за экономное использование материалов, упорядочение работы складского хозяйства и увеличивает возможность контроля за использованием ресурсов в производстве.

Лимит должен соответствовать фактической потребности цехов в материалах, устанавливается на основе норм расхода и размеров цеховых запасов. Лимит отпуска материальных ресурсов цеху рассчитывается по формуле:

Лц = Пц + З – Оф,

где Пц – потребность цеха в определенном материале для изготовления
необходимой продукции;

З - запас материала, который постоянно находится в цехе;

Оф – фактический остаток неизрасходованного материала на начало

того периода, на который установлен лимит.

Запас материала , который постоянно находится в цехе, рассчитывается по формуле:

где С – среднесуточное потребление материала;

t - интервал времени между поставками сырья в цех.

Лимит отпуска материалов цехам может быть рассчитан на месяц или квартал, что зависит в основном от типа производства. Лимит отпуска цехам должен устанавливаться отделом материально-технического обеспечения предприятия. Кроме отпуска материалов цехам по лимиту, могут быть сверхлимитный отпуск, а также замены одних материалов на другие, связанные с конструктивными изменениями в выпускаемых изделиях, в технологическом процессе (нелимитированный отпуск).

42. Выбор потенциальных поставщиков: источники информации, процедура отбора, критерии выбора, метод бальных оценок.

При прочих равных условиях предпочтительнее воспользоваться услугами местных поставщиков. Выбор поставщиков должен быть начат с анализа материальных потребностей предприятия и возможности удовлетворить их на рынке. После изучения рынка нужно составить спецификацию на необходимые виды материальных ресурсов. Спецификация должна включать наименование и характеристику материалов, требование к ним.

В спецификацию должны быть включены все характеристики и стандарты требуемого материала. После составления спецификации

Источники информации для составления списка поставщиков является изучение рынка сырья и материалов. Когда поставщиков немного (2 или 3), то критериями выбора наиболее подходящего из них служат сравнительные производственные мощности, цены на закупаемые материалы, надежность поставщиков. Выбирается поставщик, в наиболее полной степени соответствующий названным критериям.

Определённые особенности имеются при выборе поставщиков сырья. Когда уровень конкуренции среди поставщиков сырья низок, то определяющими факторами выбора поставщиков являются: стоимость сырья и обьём закупок.

При увеличении конкуренции следует принимать во внимание конъюнктуру сырьевых рынков (спрос, предложение, цены), а также тарифы на перевозку сырья, таможенное и налоговое законодательство, определяющее стоимость закупки сырья за пределами Беларуси.

Когда поставщиков много, то выбор целесообразно проводить в два этапа. На первом этапе производится предварительный отбор поставщиков. Критерии выбора поставщиков в таблице.

Критерии предварительного выбора поставщиков:

1.Производственная мощность.

2.Удалённость поставщика

3.Форма расчётов.

4.Качество продукции (по спецификации)

5.Цена единицы продукции

6.Возможности переналадки оборудования

7.Комплектность поставки

8.Упаковка

9. Размер партии

После анализа поставщиков часть из них, не соответствующая требованиям, исключается из таблицы.

На втором этапе берётся более расширенным перечень критериев выбора поставщиков

На последнем корпоративном тренинге по бюджетированию закупок с участниками тренинга мы рассмотрели подход по моделированию плана закупок. Что я подразумеваю под определением «моделирование плана закупок»? Как всем известно, любые статьи бюджета предприятия строятся на базе планов по продажам. Не исключение и планы по закупкам.

После того, как отделу закупок был предоставлен план по продажам на год с разбивкой по месяцам, менеджерам по закупкам необходимо определить, какие суммы закупок они должны осуществить в том или ином месяце, чтоб обеспечить товаром выполнение поставленных плановых показателей по продажам.

Думаю, все согласятся с тем, что главным критерием эффективности вложенных средств в запасы является показатель прибыльности инвестиций в запасы, который определяется по формуле:

ПР.СКЛ. = ВП / ср.СЕБ.СКЛ.,

где ПР.СКЛ. – прибыльность складских запасов (%),

ВП – валовая прибыль (у.е.),

ср.СЕБ.СКЛ. – средняя себестоимость складских запасов (сумма себестоимости складских запасов на начало и конец месяца, делённая на два).

В свою очередь прибыльность складских запасов может также быть разложена с помощью двух показателей: коэффициента оборачиваемости складских запасов и прибыльности продаж (маржи). Умножение данных показателей и даёт в конечном итоге результат прибыльности инвестиций в запасы.

Исходя из выше перечисленного, чтобы определить плановую сумму закупки, мы можем сделать упор на необходимый для компании коэффициент оборачиваемости и прибыльность продаж. Прибыльность продаж компании обычно определяется по недавней истории продаж и на новый период имеет фиксированный характер (бывают исключения). То есть если мы в последнем квартале продавали товар с маржой 30%, то в следующем квартале планировать уровень маржи 40%, 50% и выше – нет смысла, так как в таком случае компания будет неконкурентна на рынке по цене. Поэтому мы делаем вывод, что нам уровень плановой маржи определить достаточно легко. Также стоит заметить, что кардинально изменить прибыльность продаж по определённой продукции для компании за короткий период времени практически невозможно.

Что касается коэффициентов оборачиваемости складских запасов, то в течение года данный показатель не может быть постоянен. Если вы наложите два графика, график по коэффициентам сезонности и график по коэффициентам оборачиваемости складских запасов, то увидите, что коэффициенты оборачиваемости ведут себя в течение года так же, как и коэффициенты сезонности. Другими словами, коэффициент оборачиваемости также имеет своего рода сезонных характер. Для наглядности смотрите пример ниже.

На графике выведены усреднённые коэффициенты сезонности и оборачиваемости за 3 летний период.

Таким образом, также по прошлой истории продаж за несколько лет мы можем определить, какой усредненный коэффициент оборачиваемости складских запасов в каждом месяце мы можем ожидать.

Итак, на начало периода нам известны следующие плановые показатели для каждого месяца:

  • план продаж (у.е.),
  • плановая прибыльность продаж (%),
  • плановый коэффициент оборачиваемости складских запасов,
  • фактическая сумма складских запасов на начало периода (у.е.),
  • коэффициент себестоимости

С помощью этих показателей мы и можем рассчитать плановую сумму закупок. Чтобы вывести формулу для расчёта плановой суммы закупок, мы используем формулу по определению оборачиваемости складских запасов (приведённой к годовому выражению):

После детализации компонентов формулы по расчёту коэффициента оборачиваемости запасов и 5-6 действий по переносу компонентов формулы в разные части уравнения получаем формулу по определению плановой суммы закупок:

где ПРОД.ПЛАН – плановая сумма продаж на месяц (у.е.),

МАРЖА – плановый уровень маржи (прибыльности продаж) на месяц,

k обор. пл. – плановый коэффициент оборачиваемости складских запасов для определённого месяца приведённый к годовому выражению,

себ.скл.н.м. – фактическая себестоимость складских запасов на начало месяца (плановая расчётная себестоимость складских запасов на начало каждого последующего месяца),

k себ. – коэффициент себестоимости на продукцию, рассчитанный по формуле – (затраты на транспортировку + закупочная цена) / закупочная цена.

Детальный пример с расчётом плана закупок вы найдёте в файле, который вы можете скачать, предоставив краткую информацию о себе.

Совокупный годовой объем закупок - понятие относительно новое для российского законодательства, оно стало использоваться только в рамках Закона о контрактной системе, в 94-ФЗ привязки к СГОЗ не было.

Статья 3 44-ФЗ. Совокупный годовой объем закупок — это утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления заказчиком закупок в соответствии с Законом № 44-ФЗ, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

Каждый год происходит одно и то же: разыгрываются контракты на следующий год. Но это нужно делать, когда доведены бюджеты. Однако вся страна немного нарушает Бюджетный кодекс, перезаключая необходимые договоры на непрерывные услуги. Конец осени и декабрь — время заключения контрактов, которые должны быть заключены и оплачены в следующем году. Контракт может быть заключен в 2016 году, но бюджет под него может быть выделен на 2017 год. Есть исключения в бюджетном законодательстве, когда контракт может исполняться в течение нескольких финансовых лет.

Для чего СГОЗ используется в законодательстве?

  1. Определения объема закупок у СМП и СОНКО. Речь идет о статье 30 Закона 44-ФЗ, где предусмотрен алгоритм расчета преференций.
  2. Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Пункт 4 и 5 части 1 статьи 90 Закона 44-ФЗ. Периодичность таких закупок не установлена законом, но есть определенный объем расчета данного лимита. Это может быть фиксированная сумма (2 млн рублей) или установление процента от годового объема закупок (5% или не более 50 млн рублей в год).
  3. Определение лимита закупок, осуществляемых путем проведения запроса котировок. Эта процедура простая и быстрая, но есть ограничения на проведение: общий объем таких процедур - не более 10% от СГОЗ.
  4. Образование контрактной службы заказчика. Это важно, так как если СГОЗ превышает 100 млн рублей, то заказчик обязан создать контрактную службу. Если менее этой суммы или равно ей — заказчик вправе создать контрактную службу, но обязан иметь должностное лицо, которое сможет заниматься закупками.

Общий объем финансового обеспечения

  • Понятие общего объема финансового обеспечения включает в себя лимиты бюджетных обязательств, выделенные заказчику (государственные, муниципальные органы, казенные учреждения), а также может включать в случае наличия финансирование, которое осуществляется в рамках действия плана финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений (предоставленные субсидии на выполнение государственного задания). См. письмо Минэкономразвития России от 22.07.2016 № Д28и-1880.
  • Рассчитывать совокупный годовой объем закупок с учетом фактически затраченных на оплату контрактов денежных средств в текущем финансовом году неправомерно (письмо Минэкономразвития России от 31.12.2014 № Д28и-2898).

Соотношение СГОЗ и плана-графика

  • СГОЗ и план-график не совпадают и не должны совпадать. Это разные понятия и они рассчитываются по-разному. План-график создается на календарный год, а СГОЗ связан с финансированием в текущем году. Если контракты пойдут в декабре 2016 года, то финансирование будет в 2017 году, поэтому они входят в СГОЗ по 2017 году. План-график можно менять неограниченное количество раз, так как есть множество причин для изменения. Это может быть и изменение лимитов бюджетных обязательств. Тогда и пересчитывается СГОЗ. Внебюджетные средства: это двойной режим закупок, когда средства можно рассчитывать по 223-ФЗ. При разделении закупок начинается разделение функций персонала и планирования. Нужно понимать, что не все внебюджетные средства выходят за рамки 223-ФЗ. Вопрос учета внебюджетных доходов в СГОЗ является дискуссионным, так как средства не всегда включаются в СГОЗ. Минэкономразвития настаивает на том, что речь идет об общем объеме и если речь идет о плане закупки, тогда эти средства должны учитываться в СГОЗ.
  • Информация об осуществлении закупки подлежит включению в план-график размещения заказов того года, в котором размещено извещение об осуществлении закупки.
  • План-график может меняться в том числе при изменении выделяемых заказчику лимитов бюджетных обязательств (предоставляемых субсидий).

В таком случае при изменении плана-графика корректируется также и совокупный годовой объем закупок заказчика (письмо Минэкономразвития России от 30.03.2015 № ОГ-Д28-4322).

СГОЗ и внебюджетные средства

  • Если бюджетное учреждение не имеет положения о закупке согласно Закону № 223-ФЗ, то внебюджетные средства расходуются по правилам Закона № 44-ФЗ.
  • Следовательно, внебюджетные средства должны быть учтены в составе совокупного годового объема закупок.

СГОЗ и оплата кредиторской задолженности

  • В случае возникновения кредиторской задолженности в финансовом году, в котором осуществляется ее выплата, такая сумма учитывается в СГОЗ указанного года (письма Минэкономразвития России от 06.05.2015 № Д28и-1274, от 10.06.2016 № ОГ-Д28-7244). Здесь вопрос решается не в зависимости от даты заключения контракт, а из бюджета какого года осуществляется выплата задолженности.
  • Кредиторская задолженность входит в СГОЗ того года, за счетов лимитов которого она оплачивается (письмо Минэкономразвития России от 28.03.2016 № Д28и-746).

СГОЗ и возмещение по авансовым отчетам подотчетным лицам

  • В совокупный годовой объем закупок включаются все закупки, направленные на обеспечение государственных или муниципальных нужд, а под отчет в рассматриваемом случае денежные средства выделяются на приобретение товаров для заказчика. Это ежедневная потребность любой организации, когда необходимо выдать деньги сотруднику, а сотрудник отчитывается в бухгалтерии. Вычитать эти деньги из СГОЗ никакого основания нет.
  • Возмещения по авансовым отчетам подотчетным лицам на приобретение товаров для учреждения за наличный расчет должны быть включены в совокупный годовой объем закупок.

Особенности определения объема закупок у СМП и СОНКО

Важно помнить, что штраф для меньший объем закупок — 50 000 рублей, давность правонарушения — с 31 декабря подотчетного года. Год привлечения к ответственности начнет считаться только с 1 января следующего года.

Алгоритм действий заказчика:

  • Рассчитать совокупный годовой объем закупок.
  • Вычесть суммы на оплату закупок по обороне, кредитам, атомной энергии, единственному поставщику и закрытым закупкам.
  • Рассчитать 15% от полученного результата. Именно эта сумма должна уйти на закупки у СМП и СОНКО.
  • Пересчитывать полученный объем при заключении контракта с единственным поставщиком по результатам несостоявшихся процедур.

Существует еще одна проблема — признание конкурентной закупки несостоявшейся. Ранее по 94-ФЗ в этом случае заказчик отдавал контракт единственному участнику данной процедуры. Когда есть один участник, то закупку признают несостоявшейся. Также есть согласование заключения контракта с контрольным органом. Эта процедура согласования введена для дополнительного контроля за действиями заказчика.

Как только эта процедура начала применяться, в ФАС стало поступать слишком много обращений. Поэтому сейчас согласованию подлежит только заключение контракта с единственным участником или единственным поставщиком. К примеру, запрос котировок проводится для СМП и для СОНКО, по факту остается одна заявка. Можно отдать контракт ей без согласования с контрольным органом, но получается абсурдная ситуация — появление единственного поставщика, когда 15% в течение года нужно пересчитывать. Чтобы не пересчитывать 15%, была просьба учитывать данную ситуацию в законе, но пока поправки не было.

Расчет лимита закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)

«Стотысячные» закупки по выбору заказчика составляют:

  • либо 2 млн руб. в год,
  • либо 5% от СГОЗ, но всего не более 50 млн руб. в год.

Минэкономразвития России неоднократно разъясняло, что периодичность таких закупок Законом № 44-ФЗ не установлена. Однако существует практика привлечения заказчиков к административной ответственности за ошибочный выбор способа закупки («дробление» закупок).

  • «Четырехсоттысячные» закупки составляют 50% от СГОЗ, но всего не более 20 млн руб. в год.

Расчет лимита закупок, осуществляемых путем запроса котировок

  • Закупки посредством запроса котировок составляют не более 10% от СГОЗ, но всего не более 100 млн руб. в год.
  • Если запрос котировок признан несостоявшимся в связи с наличием единственной заявки, контракт заключается на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то есть с единственным поставщиком. Такой контракт не входит в состав десятипроцентного лимита.
  • Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить путем проведения запроса котировок (10%), рассчитывается по сумме оплаченных контрактов от общего объема финансового обеспечения соответствующего года, за счет которого производилась оплата указанных контрактов (письмо Минэкономразвития России от 04.04.2016 № ОГ-Д28-4271).

Образование контрактной службы заказчика

  • Контрактная служба должна быть образована заказчиком, СГОЗ которого превышает 100 млн руб. Если менее — есть только право образовать контрактную службу и обязанность назначить контрактного управляющего. Контрактная служба часто похожа на комиссию, то есть их назначают, но функции не выполняются.
  • Контрактная служба может быть отдельным структурным подразделением.
  • Если контрактная служба не образована как отдельное структурное подразделение, то ее возглавляет руководитель заказчика или один из заместителей руководителя.
  • Минимальное число работников контрактной службы составляет 2 человека.

Вопросы участников

Муниципальное унитарное предприятие, бюджетных средств не получает. Закупки ведутся на деньги от хозяйственной деятельности. В чем логика? МУПы переводят на 44-ФЗ, а бюджетные учреждения получили право работать по 223-ФЗ.

Логики нет. Принятие закона было очень быстрым, законопроекту предшествовал доклад ФАС в сентябре 2014 года, где говорилось о том, что закупки неэффективны. С конца 2014 года начала муссироваться идея перевода унитарных предприятий на 44-ФЗ. Таким образом, унитарные предприятия находятся в худшем положении, чем бюджетные учреждения. Но официальные органы молчат, ни одного официального разъяснения не было написано. В законе также есть ошибка, где положение о закупке предполагает гранты (которых не может быть), которые можно перевести на 223-ФЗ, если информация будет на официальном сайте до 31 декабря. Но положение нужно разместить новое. Закон обязывает совершить определенные действия до его вступления в силу.

Будет ли нарушением, если в организации нет должности «контрактный управляющий», а просто обязанности наложены на одного из сотрудников?

Нет, это не нарушение.

Работа ведется по 223-ФЗ, как правильно рассчитать СГОЗ?

Нужно подождать разъяснений. Некоторые заказчики используют понятие «совокупный годовой объем заключенных договоров». Но важно, что фактическая сумма не может отражать реального исполнения договоров.

Кто должен утверждать план-график для МУПа?

Либо руководитель, либо иное лицо, уполномоченное доверенностью. Есть общее правило для всех учреждений.

Необходимо ли утверждать СГОЗ локальным актом заказчика?

Учреждение работает по 223-ФЗ и 44-ФЗ. В 2017 году есть план полностью перейти на 44-ФЗ. Как правильно это сделать, ведь положение по 223-ФЗ уже размещено?

Если положение о закупках уже размещено на официальном сайте, то убрать его оттуда можно только на основании решения суда либо предписания контрольного органа. Здесь неясно, с кем судиться и по какому поводу должно быть предписание. Но ФАС не может выдавать предписания без факта нарушения. Можно разместить положение о закупке в новой редакции и написать, что положение о закупке с 1 января 2017 больше не применяется.

При расчете объема закупок у СМП и СОНКО из СГОЗ вычитается сумма, приходящаяся на единственного поставщика по фактическим суммам или первоначальным?

Первоначальным.

Учитываются ли в СГОЗ командировочные расходы, возмещенные авансовым отчетом?

Нет, командировки вообще не учитываются как закупки, так как расходы на командировку — это категория «гарантии и компенсации».

Можно назначить контрактным управляющим в детском саду воспитателя с высшим образованием, который прошел повышение квалификации по 44-ФЗ в объеме 144 часов?

Можно, но когда воспитатель будет выполнять свою основную работу? К сожалению, законодательство о закупках не коррелирует с Трудовым кодексом.

Как рассчитать минимальный объем закупок у СМП, СОНО

Расскажем в статье, как рассчитать минимальный объем закупок у СМП, СОНО и приведем пример такого расчета. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ) по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе (до ввода единой информационной системы – на официальном сайте (ч. 5 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Расчет минимального объема закупок среди СМП, СОНО рассмотрим на примере заполнения отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства (СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНО). Порядок подготовки отчета, указанного в ч. 4 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации (ч. 4.1. ст. 30 Закона № 44-ФЗ). Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 утверждены правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее – Правила) и требования к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Требования) и форма отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (далее – Форма). Согласно пп. "в" п. 2 Требований в позиции 3 Формы указывается совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных ч. 1.1 Закона № 44-ФЗ, как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным в пп. "а" п. 2 Требований, и общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, указанным в пп. "б" п. 2 Требований (тыс. рублей).
В свою очередь, согласно пп. "а" п. 2 Требований в позиции 1 Формы указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с п. 16 ст. 3 Закона № 44-ФЗ, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей). В данном случае это 237 529, 23 тыс. руб. В соответствии с пп. "б" п. 2 Требований в позиции 2 Формы указывается общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч. 1.1 ст. 30 Закона № 44-ФЗ, рассчитанный как сумма значений позиции 2 (тыс. рублей): объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на оказание услуг по предоставлению кредитов (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с ч. 1 ст. 93 Закон № 44-ФЗ (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на выполнение работ в области использования атомной энергии (тыс. рублей); объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (тыс. рублей).
Пример
СГОЗ заказчика за 2015 год составляет - 237 529 228,61 рублей; Сумма контрактов, заключенных в соответствии с ч.1 ст. 93 (пункты 1, 4, 6, 8, 22, 29) - 11 971 821,92 руб.; Сумма контрактов, заключенных на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 - 122 453 574,88 руб. Предположим, что все средства, выделенные на оплату контрактов, будут использованы именно в 2015 году полностью. Если у заказчика осуществлены только в соответствии с ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ, то в позиции 2 Формы указывается только общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных ч.1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. В данном случае это: 11 971 821,92 руб. + 122 453 574,88 руб. = 134 425 396, 80 руб. = 134 425,40 тыс. руб. То есть, в позиции 2 Формы должно быть указано: 134 425,40 тыс. руб. В позиции 3 Формы необходимо указать: 103 103,83 тыс. руб. (237 529, 23 тыс. руб. - 134 425,40 тыс. руб.). Заказчик рассчитывает минимальный объем закупок среди СМП, СОНО таким образом: 103 103,83 тыс. руб. * 0,15 = 15 465,57 тыс. руб.