Получение информации о состоянии окружающей среды. Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды Примеры из практики

Продолжает эколого-правовое просвещение граждан и представляет вашему вниманию очередную инфографику на тему «Открытость экологической информации».

В первую очередь необходимо разобраться, что из себя представляет экологическая информация и в чем выражается её открытость. Согласно экологическому справочнику экологическая информация - это «любая информация в письменной, аудиовизуальной, электронной или любой иной материальной форме о состоянии элементов окружающей среды; факторах, оказывающих или способных оказать воздействие на элементы окружающей среды; состоянии здоровья и безопасности людей; условиях жизни людей; состоянии объектов культуры, зданий и сооружений». Открытость этой информации предполагает беспрепятственное получение сведений о состоянии окружающей среды общественностью, а также возможность принимать участие в решении экологических проблем.

В российском законодательстве, в отличие от справочников, отсутствует определение экологической информации, а нормы, регулирующие ее получение, носят скорее формальный, декларативный характер. Тем не менее, вопрос получения экологической информации крайне важен. В первую очередь потому, что право на ее получение закреплено в статье 42 Конституции РФ.


Более того, сокрытие, искажение или непредоставление экологической информации могут привести к административной и даже уголовной ответственности в отношении лиц, которые обязаны ее предоставить.

Какого же рода экологическую информацию и в каком виде ее должны предоставлять? Сведения об этом можно найти в Федеральном законе №7 “Об окружающей среде” от 10 января 2002 года и в более, чем 30 специальных федеральных законах. Экологическая информация, на которую вы имеете право, согласно этим документам должна обладать тремя неотъемлемыми характеристиками - быть полноценной, достоверной и своевременной. Не вдаваясь в долгие размышления на эту дискуссионную и подчас спорную тему, мы решили сразу же рассказать вам - где экологическую информацию искать.

Ознакомиться с существующей информацией можно во многих источниках. Как госорганы, так и СМИ публикуют новые законы и документы в сфере охраны окружающей среды. Во многих госорганах есть электронные приемные, куда вы уже самостоятельно можете направить обращение, если необходимой вам информации в открытом доступе вы не находите. К основным источникам экологической информации можно отнести:

- Министерство природных ресурсов и его ведомства (Росприроднадзор , Федеральная служба по надзору в сфере природопользования , Федеральное агентство по недропользованию , Федеральное агентство водных ресурсов , Федеральное агентство лесного хозяйства );
- Росгидромет - основной орган, который занимается мониторингом окружающей среды;
- Ростехнадзор , Россельхознадзор , Роспотребнадзор ;
- справочные системы Консультант Плюс и Гарант . Они частично предоставляют бесплатный доступ, однако для доступа ко всей базе документов необходима платная подписка. Эти системы включают в себя законодательство по всем отраслям, в том числе и из сферы экологии;
- порталы и разделы открытых данных. Существуют порталы федерального уровня, например, государственный или портал Открытого правительства , а также порталы открытых данных в отдельно взятых регионах и частные;
- Росреестр , на сайте которого публикуется информация, связанная с мониторингом земель и землеустройства, в том числе тех, которые входят в состав заповедников, национальных парков и т.п.
- «Российская газета» , которая оперативно публикует последние изменения в федеральном законодательстве. Документы регионального уровня публикуются в областных и местных изданиях;
- в региональных и муниципальных ведомствах.
Также важную информацию могут публиковать компании и организации, которые так или иначе работают в сфере природопользования.

Безусловно, получить необходимую экологическую информацию иногда немного проблематично, хотя право на нее и прописано в законе. Необходимо терпение как для того, чтобы найти на некоторых запутанных сайтах нужную информацию, так и для того, чтобы дождаться ответа, если вы направляли интересующие вопросы через приемные (в среднем срок рассмотрения обращения 30 дней).

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Pоссийской Федерации от 01.04.2015г. No 79-рп и на основании конкурса, проведенного Движением "

Понятие и виды экологических прав граждан.

Под экологическими правами человека понимаются признан­ные и закрепленные в законодательстве права индивида, обеспе­чивающие удовлетворение разнообразных потребностей человека при взаимодействии с природой.

Основные права закреплены в Конституции:

1. право на благоприятную окружающую среду,

2. право на достоверную информацию о ее состоянии

3. право на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением

В Федеральном законе "Об охране окружающей среды" частично воспроизведены конституционные экологические права, но в ухудшенном варианте. Согласно ст. 11 анализ закрепленных в законодательстве экологических прав, т.е. прав человека на природу или связанных с природой, позволяет объединить их в следующие группы:

Права, направленные на удовлетворение потребностей человека за счет ресурсов природы. К ним относятся право на благоприятную окружающую среду и права на природопользование (водопользование, недропользование, лесопользование).

Права, направленные на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды . права на охрану здоровья (ст. 41), на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности (ст. 37), а также на радиационную безопасность

Права, служащие средствами обеспечения соблюдения и защиты прав на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды .

ü право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды,

ü на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу человека экологическим правонарушением,

ü на защиту окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на возмещение вреда окружающей среде

ü создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды;

ü принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды

Право на обращение с целью получения информации о состоянии окружающей среды.

Гражданам принадлежит право направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране.

Информация – любые сведение, независимо от формы их представления.

Объектом отношений, возникающих в ходе реализации права граждан на экологическую информацию, выступает сама экологическая информация , в составе которой могут содержаться сведения:

О состоянии земли, почвы, недр, воды, атмосферного воздуха, флоры и фауны, природных комплексов;

Об экологической угрозе или риске для здоровья и жизни людей; о химических, физических и биологических воздействиях на состояние и объекты окружающей среды и их источниках;

О деятельности, отрицательно влияющей или могущей повлиять на природные объекты и человека;

О мерах по охране окружающей среды, в том числе правовых, административных и иных;

О деятельности государственных органов, юридических лиц и граждан-предпринимателей в сфере распоряжения природными ресурсами, природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения соблюдения и защиты экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц, если необходимость осуществления такой деятельности установлена законодательством Российской Федерации.

Гарантиями прав граждан служат своевременность предоставления официальными органами экологической информации, ее достоверность и полнота.

Так, достоверной признается не искаженная экологически значимая информация, которой располагают или должны располагать специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды и иные субъекты права в пределах их компетенции.

Полной можно считать информацию, которая передается заинтересованным лицам в том объеме, в котором может или должен обладать ею государственный орган, орган местного самоуправления или иной собственник (владелец) информационных ресурсов.

Своевременной может быть признана информация, передаваемая лицу, обратившемуся за ней, в максимально короткие сроки с момента запроса и обязательно - до истечения срока, определенного в законодательстве, если таковой установлен. В случае, если официальные органы не ответили в течение 1 месяца на запрос граждан о получении информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, граждане в такой ситуации вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган или в суд.

КОАП РФ (статья 8.5) предусматривает административную ответственность за «сокрытие или искажение экологической информации». (Сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию).

Пенсионный фонд Российской Федерации в настоящее время не направляет застрахованным лицам Извещения о состоянии их индивидуальных лицевых счетов.

В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» застрахованное лицо имеет право получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете (указанные сведения могут быть направлены ему в форме электронного документа, порядок оформления которого определяется Пенсионным фондом Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, а также иным способом, в том числе почтовым отправлением).

В настоящее время реализованы следующие способы получения застрахованным лицом информации о состоянии его индивидуального лицевого счета:

  • самостоятельно в режиме он-лайн через Единый портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ) www.gosuslugi.ru при условии прохождения процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА). Данная услуга предполагает формирование на названном портале сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица с возможностью их отправки на адрес электронной почты по выбору гражданина. В ходе получения услуги гражданин информируется о том, что документ будет переслан в специальном формате, гарантирующем подлинность данных. Застрахованное лицо получает пакет документов, содержащий сведения о состоянии индивидуального лицевого счета в формате xml и pdf, подписанный усиленной квалифицированной электронной подписью органа государственной власти в формате XMLDSIG. Подробно процедура регистрации и способы получения государственных услуг представлены в виде обучающих видеороликов в Информационно-справочном разделе ЕПГУ;
  • самостоятельно в режиме он-лайн с использованием электронного сервиса «Личный кабинет гражданина» интернет-портала «Пенсионный фонд Российской Федерации» www.сайт в разделе «Электронные сервисы» при наличии подтвержденной учетной записи в ЕСИА. Однако в этом случае документ квалифицированной электронной подписью заверен не будет;
  • путем получения сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица на основании заявления, поданного в любое территориальное Управление ПФР. Такое заявление может быть подано застрахованным лицом лично (при себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство) либо направлено в территориальное Управление ПФР по почте. В этом случае к заявлению необходимо приложить копии паспорта и страхового свидетельства, заверенные в установленном законодательством порядке, а также в заявлении следует указать, каким именно образом застрахованное лицо будет получать сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица (лично или по почте заказным письмом). Если застрахованное лицо выразит желание получить их по почте, необходимо указать полный почтовый адрес места жительства, по которому в течение 10 дней со дня обращения заказным письмом будут направлены сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица;
  • обратившись с запросом о предоставлении сведений о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). При себе необходимо иметь паспорт и страховое свидетельство.

Задача. Много лет Кировский сельский строительный комбинат (ССК) сгружал с барж на берег р. Вятки песок. Место складирования -- село Красное (в черте г. Кирова) расположено во втором поясе зоны санитарной охраны городского водозабора.

Кировский городской комитет по охране природы предписал ССК изменить технологию доставки песка и отказал в согласовании выделения земельного участка для складирования песка. Администрация Нововятского района отказала ССК в отводе земли для указанной цели.

  • -- на каких юридических основаниях осуществляется хозяйственная деятельность в селе Красном;
  • -- что делает ССК для охраны окружающей природной среды;

Руководство ССК в течение года на эти и повторные аналогичные запросы Общества и гражданина С. не ответило, в связи с чем они подали исковые заявления (раздельно) в суд по месту нахождения ответчика о защите права на получение экологической информации.

В принятии исковых заявлений судом было отказано.

Бывший заместитель председателя Общества гражданин К. (к тому времени в Обществе не работающий) также запросил информацию у ССК и, не получив ответа, предъявил ССК иск о предоставлении информации, ссылаясь на ст. 24 Закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

Какие права граждан и общественного объединения нарушены?

Имеются ли юридические основания для защиты нарушенных прав в судебном порядке?

В какой форме должна производиться защита права на информацию: в форме производства по жалобе на действия должностных лиц или в форме искового производства?

Какие шаги Вы посоветовали бы предпринять гражданам, их объединениям в данной или аналогичной ситуации для наиболее эффективной защиты их экологических прав?

Решите дело.

Решение

Ст. 42 КРФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию, о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Кроме того, для защиты нарушенных прав в судебном порядке имеется следующие основания:

Статьей 3) предусмотрен основной принцип «соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством»

Статья 12 ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года N 7-ФЗ (в ред. Федерального закона от 09.05.2005 N 45-ФЗ ). Права и обязанности общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды

1. Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

за счет собственных и привлеченных средств осуществлять и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование, сбор подписей под петициями и принимать участие в указанных мероприятиях в соответствии с законодательством Российской Федерации, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обсуждении проектов, касающихся охраны окружающей среды;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и к должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды, о мерах по ее охране, об обстоятельствах и о фактах хозяйственной и иной деятельности, создающих угрозу окружающей среде, жизни, здоровью и имуществу граждан;

участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных и иных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье и имущество граждан;

обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями, исками и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

организовывать и проводить в установленном порядке слушания по вопросам проектирования, размещения объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может нанести вред окружающей среде, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан;

организовывать и проводить в установленном порядке общественную экологическую экспертизу;

подавать в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, суд обращения об отмене решений о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная и иная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду, об ограничении, о приостановлении и прекращении хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;

осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

2. Общественные и иные некоммерческие объединения при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

Статья 24 ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 года N 24-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ) .

1. Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользователям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в судебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору поставки, купли - продажи, по другим формам обмена информационными ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица, получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение понесенного ими ущерба.

  • 2. Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущерба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользователям или в результате других нарушений прав пользователей .
  • 3. Руководители, другие служащие органов государственной власти, организаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и нарушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об административных правонарушениях.

Следовательно, лучше всего и законодательно весомее защищать право граждан на информацию в форме искового производства.

Для наиболее эффективной защиты их экологических прав следует обратиться с жалобой или с заявлением о привлечении виновных лиц к административной ответственности в вышестоящие инстанции прокуратуры и суда.

экологический право информация среда

Литература

  • 1. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды): Учебник. М.: Юристъ, 1999. 688 с.
  • 2. Ерофеев Б.В. Экологическое право России: Учебник. М.: Юристъ, 1996. 624 с.
  • 3. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1998. 448 с.
  • 4. Экологическое право России: Учебник / под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева. М.: ИМПЭ, 1997. 478 с.
  • 5. Комментарий к Закону РСФСР “Об охране окружающей природной среды” / отв. ред. С.А. Боголюбов. М.: Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 1997. 382 с.
  • 6. Маковик Р.С. Экологическое право. Определения, схемы, комментарии. М.: Манускрипт, 1996. 88 с.

Поскольку коммерческий успех предприятия в современных условиях зависит от степени удовлетворения потребителя, система качества должна быть ориентирована на информацию о потребностях и степени их удовлетворения, а также о состоянии рынка конкурентов и качестве выпускаемой ими продукции.

Основу системы качества должны составлять маркетинговые исследования, при осуществлении которых необходимо учитывать следующие особенности современного рынка:

– потребитель диктует, что, когда в каком виде хочет получить и по какой цене;

– конкуренция на рынке ввиду его глобализации резко обостряется;

– потребности потребителей и ситуация на рынке изменяются очень быстро.

Функция маркетинга должна заключаться в определении потребностей, спроса, конкретных и ожидаемых требований потребителей и рынка, характеристик продукции, соответствующих требованиям потребителей и нормативных документов.

Именно то обстоятельство, что современный мировой рынок - это рынок покупателя, и побуждает правительства всех промышленно развитых и многих развивающихся стран всячески способствовать наращиванию национального экспорта.

Рассмотрим понятие конкурентоспособности. Это очень важный критерий, характеризующий возможности фирмы существовать в рыночных условиях.

В общем случае подконкуренцией понимается: элемент рыночного механизма или форма взаимодействия рыночных субъектов или экономическое соперничество обособленных товаропроизводителей за долю рынка и прибыли, получение заказа или

Нас интересует сейчасконкурентоспособность товара - способность товара отвечать требованиям рынка данного вида товара.

Оценка конкурентоспособности товара (КСП) производится на основе сопоставления данной продукции с соответствующей продукцией других фирм. Показатель конкурентоспособности продукции выражается отношением полезного эффекта к цене потребления, а за полезный эффект принимаются интегральные показатели характеристик товара - его качество.

Способы получения информации: анализ рынка, открытые источники, маркетинговые исследования, собственные исследования, привлечение специалиста со стороны и т.д.



Планирование качества

Под планированием качества продукции понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный мс времени или в течение заданного интервала времени.

Планирование повышения качества должно опираться научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. Для правильного обоснования планов повышения качества следует использовать данные о результатах эксплуатации продукции, обобщать и анализировать информацию о фактическом уровне ее качества.

Предметом планирования качества продукции являются, в конечном итоге, различные показатели, отражающие как отдел свойства продукции, так и разнообразные характеристики системы и процессов управления качеством. Эти показатели находят отражение в конкретных заданиях по улучшению качества продукции в планах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, стандартизации и метрологического обеспечения, внедрения систем управления качеством, технического развития предприятия; подготовки кадров и т.д.

Главными задачами планирования повышения качества продукции являются:

Обеспечение выпуска продукции с максимальным соответствием ее свойств существующим и перспективным потребностям рынка;

Повышение технического уровня и качества продукции до уровня лучших отечественных и зарубежных образцов;



Установление экономически оптимальных заданий по повышению качества продукции с точки зрения их ресурсного обеспечения и запросов потребителей;

Совершенствование структуры выпускаемой продукции путем оптимизации ее типоразмерного ряда;

Увеличение выпуска сертифицированной продукции;

Улучшение отдельных потребительских свойств уже выпускаемой продукции (надежность, долговечность, безопасность, экономичность и др.);

Своевременное сокращение выпуска или снятие с производства морально устаревшей и неконкурентоспособной продукции;

Обеспечение строгого соблюдения требований стандартов, технических условий и другой нормативно-технической документации, своевременное внедрение вновь разработанных и пересмотр устаревших стандартов;

Разработка и реализация конкретных мероприятий, обеспечивающих достижение заданного уровня качества;

Планирование повышения качества должно осуществляться на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла изделий, включая проектирование, производство и эксплуатацию. Планы повышения качества должны быть обеспечены необходимыми материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами, а планируемые показатели и мероприятия по повышению качества необходимо тщательно обосновывать расчетами экономичен эффективности.

Планирование повышения качества продукции на предприятии должно быть основано, прежде всего, на:

Тщательном изучении текущего и перспективного спроса продукцию;

Анализе отзывов потребителей о поведении продукции в эксплуатации;

Проработке договоров с заказчиками.

Планы повышения качества должны учитывать также:

Результаты сертификации продукции;

Прогрессивные требования действующих стандартов и технических условий;

Результаты научных исследований;

Патентные материалы;

Лицензии;

Данные научно-технической информации;

Требования потребителей.

Создание системы качества

Система качества это совокупность организационной культуры, методик, процессов, необходимых для осуществления общего руководства качеством. Выбор модели системы качества зависит от финансового состояния предприятия, целей, которые оно преследует при создании системы, размеров предприятия, структуры и организации производства. Создание эффективной структуры системы качества требует максимальной интеграции деятельности всех подразделений и служб предприятия.

Успешное функционирование системы качества и её дальнейшее совершенствование зависит от оргструктуры управления качеством, которая может быть:

– вертикальной (сверху вниз);

– горизонтальной (система сотрудничества).

Выбор оргструктуры зависит от предпочитаемой предприятием концепции управления качеством и целей создания системы качества. Иерархические оргструктуры с вертикальными процессами управления, как правило, плохо приспособлен к осуществлению разработки и внедрения современных систем качества. Наиболее эффективны горизонтальные процессы управления качеством, среди которых получили признание в мире следующие:

– проектный стиль управления;

– статистическое управление процессами;

– построение организационных структур из цепочек «потребитель­ – поставщик»;

– структурирование функций качества.

Большое распространение получил проектный стиль управления. Проект всегда ориентирован на конкретного потребителя и заказчика продукции. Руководитель проекта назначается высшим руководством предприятия и подотчетен только ему. Внутри проекта на конкурсной основе создается команда проекта, которая разрабатывает все процессы и систему качества в соответствии с требованиями данного потребителя. Сущность статистического управления состоит в использовании статистических методов, позволяющих максимально снизить вариабельность процесса. Деминг утверждал, что качество продукции будет тем выше, чем меньше будет вариабельность проектов.