Виды отправительских маршрутов. Виды отправительских маршрутов и их организация Понятие о вагонопотоках. Форма их представления

В железнодорожном сообщении на территории России действует три основных подхода к классификации маршрутов: по протяженности, по административно-территориальному делению территории и по внутреннему районированию Российских Железных Дорог (по ).

По протяженности маршруты подразделяются на:

Пригородные - действующие в радиусе 200 километров (Петрозаводск - Токари, Кемь - Идель, Беломорск - Маленга и др.) и имеющие остановки на всех станциях, разъездах, блокпостах, платформах и остановочных пунктах по пути следования. Пригородные поезда имеют четырехзначную нумерацию с № 6000 по 6999 (например № 6635/6636) и обслуживаются только вагонами пригородного или общего типа.

Поезда дальнего следования работают на расстоянии более 200 километров (Мурманск - Москва, Мурманск - Вологда, Костомукша - Санкт-Петербург) с трехзначной нумерацией от 001 до 699. В остальном - как местные поезда.

Поезда дальнего следования, в свою очередь, имеют несколько типов.

Скорые - поезда, следующие с остановками только на крупных, чаще всего, узловых станциях и имеют номера с 001 по 299. Скорые поезда, как правило, действуют между крупными городами на трассах с очень плотным пассажиропотоком и при наличии других видов сообщений (местное и пригородное сообщение или почтово-багажные поезда). Среди скорых выделяют Фирменные поезда, отличающиеся более высоким уровнем обслуживания пассажиров и служащие «визитной карточкой» того или иного региона и отделения железной дороги (поезд «Карелия» № 17/18 сообщением Петрозаводск - Москва).

Скоростные - поезда, отличающиеся высокой скоростью сообщения и следующие без остановок между конечными пунктами. В России такие поезда работают только по линии Москва - Санкт-Петербург.

Пассажирские - поезда, следующие с остановками не только в крупных и узловых пунктах, но и других. В случае отсутствия в данной местности пригородного железнодорожного сообщения, пассажирские поезда останавливаются во всех остановочных пунктах. Такая категория поездов может обслуживаться вагонами различного класса, но чаще всего используются общие, плацкартные и купейные, реже - «СВ». Нумерация поездов следует с № 300 по 599 (например: поезд № 381/382 Мурманск - Москва).

Среди пассажирских поездов выделяются местные - действующие в радиусе от 200 до 700 километров (Петрозаводск - Санкт-Петербург, Петрозаводск - Костомукша) имеющие остановки только на крупных станциях, а при отсутствии пригородного сообщения - на всех платформах, разъездах, блокпостах и остановочных пунктах. Местные поезда имеют трехзначную нумерацию с 600 по 900 (например № 657/658) и могут использовать различные типы вагонов.

Почтово-багажные поезда используются главным образом на протяженных участках между крупными городами для доставки почтовой корреспонденции, при этом, как правило, в составе следуют 1 - 2 пассажирских вагона общего типа.

Грузопассажирские поезда используются главным образом на небольших участках железнодорожной сети Республики для доставки почтовой корреспонденции и пассажиров до узловых станций генеральных направлений, где происходит перецепление вагонов к другим поездам. Нумерация данного класса поездов, как и почтово-багажных, следует в пределах 900 - 999 (например № 961/962 Юшкозеро - Ледмозеро, № 955/956 Лендеры - Суккозеро, № 959/960 Питкяранта - Лодейное Поле, № 961/962 Янисьярви - Питкяранта и др.).

По административно-территориальному признаку железнодорожные маршруты подразделяются на внутрироссийские и международные (Мурманск - Минск и Мурманск - Кишинев). Главными признаками, отличающими такие поезда, являются уровень обслуживания и тарифная политика на данных направлениях. Например, поезд 325/326 сообщением Мурманск - Минск имеет отличные от остальных поездов Октябрьской Железной Дороги тарифы (без сезонных коэффициентов и т.п.), поскольку обслуживается составами Белорусского формирования.

По внутреннему районированию РЖД маршруты классифицируются относительно их формирования, т.е. какое отделение какой дороги обслуживает данный поезд. В целом, ОАО «Российские Железные Дороги» имеет в своем составе 17 дорог: Октябрьская (ОЖД), Московская, Калининградская, Юго-Восточная, Приволжская, Северо-Кавказская, Куйбышевская, Горьковская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Кемеровская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Сахалинская и Дальневосточная. Каждая из дорог, в свою очередь, подразделяется на отделения, например: Октябрьская ж/д - Мурманское, Петрозаводское, Псковское, Новгородское и Петербургское отделения. Основная часть поездов, проходящих по Республике Карелия, формирования Мурманского отделения, только поезда 657/658 Петрозаводск - Санкт-Петербург, 17/18 Петрозаводск - Москва и 349/350 Костомукша - Петербург формируются Петрозаводским отделением ОЖД.

Маршрутизация перевозок с мест погрузки является высокоэффективным способом организации грузовых перевозок.

Маршрутизация является предметом договора на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте, поэтому лишь участники договора вправе определять его содержание. В нем могут предусматриваться отправительские маршруты, формируемые на железнодорожном подъездном пути или на железнодорожной станции, группы вагонов для организации ступенчатых станционных или участковых маршрутов и др.

Под отправительским маршрутом понимается состав поезда установленной массы или длины, сформированный грузоотправителем на железнодорожном подъездном пути организации либо по договору с железной дорогой на железнодорожной станции с обязательным освобождением не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренным действующим планом формирования грузовых поездов.

Отправительские маршруты проходят одну или несколько сортировочных станций без переработки, поэтому ускоряется доставка груза, сокращается работа по переформированию составов, снижается себестоимость перевозок, ускоряется оборот вагонов, снижается потребность в вагонах, лучше обеспечивается сохранность перевозимых грузов, повышается конкурентоспособность производителей товаров и железнодорожного транспорта.

Ступенчатые маршруты формируются из вагонов, погруженных разными грузоотправителями на путях одной или нескольких станций участка или узла. Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте предусматривают, что в целях ускорения доставки грузов, сокращения транспортных и эксплуатационных расходов перевозки грузов могут осуществляться отправительскими маршрутами и предусматриваться в договорах на организацию перевозок грузов на железнодорожном транспорте. Отправительская маршрутизация является основой создания в перспективе сети логистических центров железных дорог России.

Порядок перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливается Правилами перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте.

По назначению отправительские маршруты бывают:

  • прямые — при перевозке на одну станцию назначения (перевалки) в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого грузополучателя должны находиться в составе отдельной группы);
  • в распыление — при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные ОАО РЖД пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.

Грузоотправитель согласовывает с грузополучателем возможность приема маршрутов установленной массы или длины под выгрузку. При наличии на направлении следования маршрутов станций изменения массы поезда (пункт перелома) в сторону уменьшения отправление маршрутов организуется из ядра и прицепной части, следующей в составе маршрута до пунктов перелома массы.


Ядро — это основная часть отправительского маршрута установленной массы, которая следует без переформирования до железнодорожной станции назначения в случае изменения массы поезда в пути следования.

По условиям обращения отправительские маршруты различают:

  • кольцевые с постоянным составом, которые после выгрузки в том же составе возвращаются на ту же станцию или отделение под повторную погрузку;
  • кольцевые с переменным составом, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию или отделение, при этом сохраняется число, тип вагонов и их назначение, но при необходимости одни вагоны могут заменяться другими аналогичными вагонами.

Организация кольцевых маршрутов существенно сокращает затраты на подготовку вагонов под погрузку, при этом сокращается простой вагонов в пунктах погрузки, так как вагоны требуют минимальной подготовки под нее.

Предисловие

Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами (далее - Инструкция) разработана в связи с принятием Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ и Приказом Минтранса России от 10 июня 2009 г. N 94 "О внесении изменений в Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. N 10Ц".

Маршрутизация перевозок грузов является одной из форм организации вагонопотоков в поезда, способствует сокращению сроков, повышению надежности и ритмичности доставки грузов, ускорению оборота вагонов, уменьшению объема их переработки на станциях, экономии материальных средств, созданию условий обеспечения сохранности грузов при перевозках.

Настоящая Инструкция регламентирует:

Порядок разработки технологии маршрутных перевозок;

Организацию погрузки, формирования и продвижения маршрутов;

Порядок оформления перевозочных документов и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами;

Порядок контроля, учета и анализа маршрутных перевозок.

Инструкция предназначена для работников Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", Центра фирменного транспортного обслуживания - филиала ОАО "РЖД", Управления анализа и статистики ОАО "РЖД" при организации перевозок грузов, собственных и арендованных порожних вагонов маршрутами.

Инструкция разработана специалистами Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" и Отделения взаимодействия транспортных систем ОАО "НИИАС".

1. Определения и классификация

1.1. Под отправительским маршрутом в Правилах перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте понимается состав поезда установленного веса или длины, сформированный на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с перевозчиком и/или владельцем инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования на железнодорожных путях общего пользования железнодорожной станции с обязательным условием освобождения в пути следования не менее одной технической станции от переработки такого поезда, предусмотренной планом формирования грузовых поездов.

1.2. Маршруты классифицируются по условиям организации; назначениям и порядку расстановки включаемых в них вагонов; условиям и полигонам обращения; принадлежности подвижного состава.

1.3. По условиям организации маршруты с мест погрузки, организуемые с участием грузоотправителей на основе заявок на перевозку грузов, подразделяются на:

отправительские маршруты, полностью сформированные на железнодорожном пути необщего пользования грузоотправителем либо владельцем железнодорожного пути необщего пользования на основании договора на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договора на подачу и уборку вагонов, либо на путях общего пользования железнодорожной станции по договору между грузоотправителем и перевозчиком. Отправительский маршрут может состоять из вагонов, оформленных одной маршрутной отправкой или несколькими групповыми или повагонными отправками;

станционные маршруты, сформированные на путях общего пользования железнодорожной станции средствами перевозчика из вагонов, предъявленных одним грузоотправителем, при отсутствии с ним договора на формирование маршрута;

ступенчатые маршруты, сформированные из вагонов, предъявленных разными грузоотправителями на местах общего или необщего пользования, примыкающих к одной железнодорожной станции (станционный ступенчатый маршрут), одним грузоотправителем (владельцем железнодорожных путей необщего пользования) или разными грузоотправителями (владельцами железнодорожных путей необщего пользования) на нескольких железнодорожных станциях участка или железнодорожного узла (участковый или узловой ступенчатый маршрут).

1.4. По назначениям включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

прямые маршруты - на одну железнодорожную станцию назначения в адрес одного или нескольких грузополучателей (грузовые вагоны в адрес каждого получателя должны находиться в составе отдельной группой);

маршруты в распыление - маршруты назначением на определенные перевозчиком (в том числе по просьбе грузоотправителей, грузополучателей) по согласованию с владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка вагонов (указание станции назначения и грузополучателя) до станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей;

маршруты назначением на станцию расформирования при оформлении перевозочных документов до конечной станции (станции выгрузки груза) с расформированием такого поезда на попутной технической станции по плану формирования поездов либо назначением на станции одного участка выгрузки с подборкой вагонов группами по станциям назначения.

1.5. По условиям обращения выделяются:

кольцевые маршруты с постоянными составами, которые после выгрузки возвращаются на ту же станцию, участок, узел под повторную погрузку;

технологические маршруты, которые обращаются по установленным ниткам графика между предприятиями-отправителями и получателями с технологическими процессами основного производства, требующими регулярной (ритмичной) доставки грузов;

отдельно выделяются сложные кольцевые маршруты, курсирующие по определенной перевозчиком технологической схеме, предусматривающей обратную загрузку вагонов на станциях, лежащих в пределах порожнего рейса состава, определенного перевозчиком (в случае нахождения вагонов в управлении перевозчика) либо оператором (владельцем) подвижного состава.

Схемы курсирования внутридорожных кольцевых маршрутов для перевозки грузов между разными станциями одной железной дороги устанавливаются по согласованию с начальником Региональной дирекции управления движением, а междудорожных - по согласованию с начальником Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД".

1.6. По полигонам обращения маршруты подразделяются на:

межгосударственные маршруты, следующие от станций отправления (погрузки или формирования) до станций назначения (выгрузки или распыления) по железным дорогам двух и более государств (железнодорожных администраций);

сетевые маршруты, следующие в пределах двух и более железных дорог России;

внутридорожные маршруты, следующие в пределах одной железной дороги.

1.7. По расстановке включаемых вагонов маршруты подразделяются на:

групповые маршруты с подборкой вагонов по станциям, участкам или получателям;

одногруппные маршруты без указанной подборки.

Маршрутизация перевозок

1) по способу организации

2) по назначению

3) по расстоянию следования

Организация перевозок грузов маршрутами

Освоение устойчивых груженых вагонопотоков маршрутными перевозками учитывается при разработке плана формирования поездов.

Грузоотправитель с заявкой на перевозку грузов, представляют в дирекцию Ж/Д заявку на перевозку грузов маршрутами в 3х экземплярах в установленной форме.

При рассмотрении заявки проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов установленным нормам веса и длины маршрута.

1экз. принятой заявки на перевозку грузов маршрутами направляется грузоотправителю

2экз. начальнику станции отправления

3экз. остается в ДУД Ж/Д

На станции погрузки маршрута в перевозосчных документах на вагоны, следующие в составе маршрута или ядра на одну станцию выгрузки, производится отметка штемпелем «Отправительский маршрут №… прямой.»

А назначением на станции распыления штемпелем «Отправительский маршрут №… с распылением на станции…»

Порядок подачи вагонов под погрузку и выгрузку маршрутов, их формирования, возврат порожних вагонов после выгрузки, технологические нормы на погрузку/выгрузку – устанавливаются в договорах на эксплуатацию пути необщего пользования и на подачу/уборку вагонов.

При организации маршрутных перевозок следует учитывать техническую оснащенность грузовых фронтов погрузки/выгрузки, нормы веса, длины состава маршрутных поездов и др. факторы.

Грузоотправитель должен согласовать с грузополучателем технологическую возможность приема маршрутов установленного веса и длины под выгрузку, благодаря развитию перевозок по схеме прямой вариант, происходит согласование массы длины времени отправления и поступления на склады грузополучателя отправительских маршрутов, что превращает их в логистические поезда.

Значение, характеристика и классификация железнодорожных путей необщего пользования.

Ж.д. ПНП предназначены для обслуживания отдельных предприятий, учреж/дений. Они связаны с общей сетью ж.д. России непрерывной рельсовой колеёй.

ПНП. – это комплекс устройств, включающих путевое хозяйство, складские сооружения, погрузо-разгрузочные устройства и механизмы, весовые приборы, устройства СЦБ и связи и др.

ПНП должен обеспечивать в соответствии с объёмом работы бесперебойную погрузку и выгрузку, маневровую работу и рациональное использование вагонов и локомотивов.

Здесь начинается и завершается процесс перевозки груза, выполняемый транспортом общего пользования, на них выполняется основная часть грузовых операций. Также на ПНП выполняется большой объём внутризаводских перевозок готовой продукции, сырья и полуфабрикатов в процессе производства. Эти перевозки, называются технологическими . Они осуществляются, как правило, на предприятиях чёрной, цветной металлургии, химической промышленности.

К другой категории ПНП относятся ПНП, несвязанные с технологическими внутризаводскими перевозками. На таких путях выполняются операции только по погрузке/выгрузке груза, и маневровые операции.

Уставом предусмотрено, что ПНП не связанные с технологическими перевозками могут принадлежать перевозчику или предприятиям и организациям.

6. Основные требования к Ж/Д ПНП, примыкающим к Ж/Д путям общего пользования

Ж/Д ПНП и расположенные на них сооружения и устройства должны обеспечивать маневровую и сортировочную работу в соответствии с объемом перевозок.

Ритмичную погрузку и выгрузку, а так же рациональное использование Ж/Д транспорта и его сохранность.

Конструкция и состояние сооружений и устройств расположенных на ПНП должны соответствовать строительным нормам и правилам, обеспечивать пропуск вагонов в допустимые на Ж/Д путях нормы технической нагрузки, а так же пропуск локомотивов предназначенных для обслуживания ж/д ПНП.

Владелец ПНП обеспечивает за свой счет их содержание с соблюдением требований безопасности движения и эксплуатации ж/д транспорта а также осуществлять совместно с ГО и ГП, освещение таких путей в пределах занимаемой ими территории и в местах погрузки-выгрузки грузов. Проводят очистку ПНП от мусора и снега.

В случае если на ПНП осуществляется подача ж/д ПС, эксплуатация которого осуществляется так же на ж/д путях общего пользования, ж/д ПНП должны соответствовать требованиям установленным в отношении ж/д ПОП и в определенных случаях подлежат обязательной сертификации.

Строительство и реконструкцию ж/д ПНП, устройств предназначенных для погрузки-выгрузки грузов, очистки и промывки вагонов (контейнеров), определение мест примыкания ж/д ПНП к ж/д ПОП осуществляется в порядке установленном федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта (ФАЖТ) по согласованию с владельцем инфраструктуры к которому примыкает ж/д ПНП и федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (Минтранс).

Строительство новых ж/д ПНП осуществляется по согласованию с органом исполнительной власти субъекта РФ на территории которого будут находиться такие ж/д пути.

Примыкание к ж/д пути общего пользования строящихся, новых или восстановленных ж/д ПНП осуществляется в порядке определенном правительством РФ.

Примыкание к ж/д ПНП строящихся ПНП в порядке определяемом федеральным органом исполнительной власти в области ж/д транспорта совместно с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта.

Договор на эксплуатацию ж/д ПНП содержит следующие положения:

1. Принадлежность ж/д пути необщего пользования;

2. Указание развернутой длины ж/д ПНП в метрах;

3. Описание порядка передачи уведомления о подаче вагонов;

4. Описание порядка движения поездов на ж/д ПНП в том числе с соблюдением ПТЭ, ИДП, инструкции по маневровой работе, ИСИ (сигнализации);

5. Количество вагонов каж/дой одновременно сдаваемой группе и места их передачи;

6. Порядок обмена информацией о готовности вагонов к сборке и срок уборки вагонов перевозчиком;

7. Нормы технологического срока оборота вагонов (час.);

8. Неоплачиваемое технологическое время на выполнение начально/конечных операций включенные в тариф, а так же неоплачиваемое время на подачу вагонов к местам погрузки(выгрузки) нежен контрагент

9. Перерабатывающая способность по основным родам грузов;

10. Расстояние, за которое взимается сбор за подачу и уборку вагонов

11. Мероприятия по развитию транспортного хозяйства.

12. Виды сборов уплачиваемых владельцем за подачу и уборку вагонов.

Контейнерные терминалы

Переработка контейнеров на сети ж/д РФ происходит на контейнерных терминалах, которые являются частью территории станции, где осуществляется: погрузка/выгрузка, сортировка, хранение, завоз/вывоз, комплектование, технический и коммерческий осмотр и текущий ремонт, оформление грузовых и перевозочных документов, транспортно-экспедиционных документов, информирования грузополучателя о времени прибытия контейнера, а также др. операции обеспечивающие сохранность груза.

Терминал может иметь одну или несколько контейнерных площадок, которые включают в себя погрузо-разгрузочные и подкрановые пути, площадку для кратковременного хранения, грузоподъемные устройства и машины, стоянки для прицепов и полуприцепов.

На сети терминалов 700 штук, из них 298 открыты для переработки крупнотоннажных контейнеров.

По роду выполняемых работ контейнеры бывают: грузовые, сортировочные, смешанные. Грузовые перерабатывают только местные контейнеры, сортировочные только транзитные, смешанные и те и другие.

Размещение контейнеров с соблюдением правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, правил противопожарной безопасности, габаритов и требований, относящихся к организации текущего ремонта контейнеров и ТО кранов.

Среднетоннажные контейнеры устанавливаются на площадке, как правило, в один ярус, крупнотоннажные в зависимости от применяемых погрузо-разгрузочных машин и прочности покрытия площади могут устанавливаться не более чем в 6 ярусов. (чаще всего 1-2).

Число погрузо-разгрузочных путей, количество, линейные размеры площадок определяются объемом работы, характером операций и средствами механизации.

Площадь контейнерных площадок рассчитывается, но нормам установленным инструкцией по проектированию станций и узлов. Контейнерные терминалы должны примыкать к путям станции стой стороны где находиться сортировочные устройства или к горловине параллельно с соединительным путем, целесообразно иметь выставочный путь длинной около 220 метров вмещающая 50% от состава контейнерного поезда.

Необходимо чтобы движение автотранспорта на терминале было поточным, автопроезды не пересекали ж/д пути в одном уровне.

Индекс негабаритности груза

Индекс негабаритности груза для указания в перевозочных документах а так же в поездных документах выдаваемых из ЭВМ данных о зонах и степенях негабаритности перевозимых грузов вводится понятие индекс негабаритности груза, который состоит из 5ти знаков. Каждый знак индекса негабариности (кроме первого) обозначает степень негабаритности. Сверхнегабаритность в любой зоне обозначается цифрой 8.

Обозначение в индексе негабаритности.

Первый знак: всегда буква H

Второй знак: степень нижней негабаритности (от 1 до 6)

Третий знак: степень боковой негабаритности (от 1 до 6)

Четвертый знак: степень верхней негабаритности (от 1 до 3)

Пятый знак: вертикальная сверхнегабаритности (8)

Отсутствие негабаритности в любой зоне в том числе и отсутствие вертикальной сверхнегабаритности отмечается цифрой 0 в соответствующем знаке индекса негабаритности.

Например, индекс негабаритности Н8480 означает что негабаритный груз имеет нижнюю и верхнюю сверхнегабариность, боковую негабаритность 4-той степени, а вертикальная сверхнегабаритности отсутствует. В натурном листе и телеграмме натурном листе рядом с номером поезда проставляется индекс негабаритности поезда. То есть буква Н и коды наибольших степеней нижней, боковой и верней негабаритности (с учетом расчетной) а так же код вертикальной сверхнегабаритности (0 или 8) грузов имеющихся в составе поезда.

Определение и классификация маршрутов

Маршрутизация перевозок – является высокоэффективным способом оптимизации грузовых перевозок. Она обеспечивает быстрейшее продвижение грузов из пунктов производства в пункты потребления. Сокращает работы технических станций по переформированию составов, обороты вагонов, снижает себестоимость перевозок, обеспечивает сохранность перевозок. В маршрутах вагоны в составе полновесных поездов проходят транзитом без переформирования все или часть участковых и сортировочных станций, расположенных меж/ду станциями погрузки и назначения.

В соответствии со ст.13 Маршрутом называется состав поезда установленной массы или длины, сформированный в соответствии с правилами технической эксплуатации Ж/Д ПТЭ и планом формирования из вагонов определенного назначения при условии прохож/дения без переработки не менее 1 технической станции.

Маршруты с мест погрузки классифицируются по следующим признакам:

1) по способу организации

а) отправительские, погруженные и сформированные на 1станции или на 1 пути необщего пользования, одним или несколькими грузоотправителями.

б) ступенчатые, погруженные несколькими ГО на путях необщего пользования с объединением групп вагонов на станции примыкания, либо погруженные на нескольких станциях узла или участка с объединением на опорной станции.

в) кольцевые (вертушки), составы поездов обращающиеся меж/ду 1 станцией погрузки и выгрузки по принципу челночного движения.

2) по назначению

а) прямые, составленные из вагонов, следующих до 1 станции назначения

б) в распыление, состоящие из вагонов, следующих по нескольким станциям назначения подлежащих расформированию на ближайшей району выгрузки технической станции.

3) по расстоянию следования

а) сетевые – следующие от станции формирования до станции назначения в пределах двух и более Ж/Д.

б) внутридорожные - в пределах одной Ж/Д.

Вес и длина сетевых маршрутов устанавливается ОАО РЖ/Д, а внутри дорожные начальником дирекции соответственно или его заместителем. Норма веса и длины маршрута определяется грузоотправителем. Маршрутом могут перевозиться однородные грузы или грузы нескольких наименований.

Распоряжение ОАО "РЖД" от 21 октября 2015 г. № 2509р
"Об утверждении Инструкции по планированию, организации и
учету перевозок грузов маршрутами"

1. В целях повышения эффективности организации вагонопотоков на железных дорогах ОАО "РЖД" утвердить и ввести в действие с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция).

2. Признать утратившей силу с 1 ноября 2015 года "Инструкцию по планированию, организации и учету перевозок грузов отправительскими и ступенчатыми маршрутами", утвержденную ОАО "РЖД" 15 декабря 2010 г. № 119.

3. Директору ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальнику Центральной дирекции управления движением Иванову П.А., генеральному директору Центра фирменного транспортного обслуживания Кунаевой Е.А., директору Главного вычислительного центра Лыкову Р.Ю., начальникам: Департамента реализации тарифной политики в области грузовых железнодорожных перевозок Кирилловой А.Г., Департамента управления бизнес-блоком "Железнодорожные перевозки и инфраструктура" Шило А.Н., Департамента информатизации Павловскому А.А., железных дорог принять к руководству и исполнению Инструкцию, утвержденную настоящим распоряжением.

Первый вице-президент
ОАО "РЖД"

А.А. Краснощек

Инструкция
по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами

Предисловие

"Инструкция по планированию, организации и учету перевозок грузов маршрутами" (далее - Инструкция) разработана в соответствии с положениями:

- "Правил перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте", утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 29 марта 1999 г. № 10Ц (с учетом правок Приказа Минтранса России от 10 июня 2009 г. № 94 и Приказа Минтранса России от 3 октября 2011 г. № 258);

Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ (статья 8, статья 16);

Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (статья 11, статья 13);

- "Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом" ("Об утверждении правил переадресовки грузов на железнодорожном транспорте" от 18.06.2003 № 44, "Об утверждении правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 27, "Об утверждении правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 18.06.2003 № 39, "Об утверждении правил перевозок грузов группами вагонов по одной накладной" от 18.06.2003 № 32; "Об утверждении правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" от 16.06.2003 № 21);

3. Организация маршрутных перевозок

3.1. Общие положения

Центральная дирекция управления движением разрабатывает порядок формирования станционных маршрутов по указанным в уведомлении условиям и телеграфным указанием Директора ОАО "РЖД" по управлению перевозками - начальника Центральной дирекции управления движением доводит его до сведения причастных дорог;

Центральная дирекция управления движением вправе прекратить формирование станционных маршрутов, в случае наступления обстоятельств, когда утрачивается техническая и технологическая возможность формирования поезда по согласованным условиям.

3.3.2. В случае принятия решения о прекращении формирования маршрутов, организованных перевозчиком по договору:

Центральная дирекция управления движением в течение 24 часов письменно уведомляет Центр фирменного транспортного обслуживания со ссылкой на пункт договора, заключенного с заявителем, содержащий соответствующее основание такого прекращения;

Центр фирменного транспортного обслуживания на основании полученной от Центральной дирекции управления движением информации осуществляет действия по расторжению заключенного с заявителем договора в установленном в нем порядке.

3.3.3. Договор с заявителем на формирование станционного маршрута по признакам, не предусмотренным планом формирования грузовых поездов, должен предусматривать возмещение дополнительных расходов ОАО "РЖД", связанных с маневровой работой локомотива, и расходов на услуги по использованию инфраструктуры общего пользования.

4. Организация погрузки и формирования маршрутов

4.1. Грузоотправители, совместно с заявкой на перевозку грузов (ф. ГУ-12), а также отправители наряду с запросом-уведомлением на перевозку порожних собственных (арендованных) вагонов представляют заявку на перевозку отправительскими маршрутами в трех экземплярах по форме, установленной Правилами перевозки грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте (см. Приложение к настоящей Инструкции).

Представление и рассмотрение перевозчиком заявок на маршрутную перевозку осуществляются в порядке, установленном статьей 11 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации". При этом проверяется соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным на данных направлениях нормам веса и/или длины поезда.

Один экземпляр принятой заявки на маршрутную перевозку направляется грузоотправителю (отправителю), второй экземпляр - Начальнику станции отправления, а третий экземпляр остается в территориальном центре фирменного транспортного обслуживания.

4.2. Представленные грузоотправителями (отправителями) заявки на маршрутную перевозку, территориальными центрами фирменного транспортного обслуживания передаются в соответствующие региональные дирекции управления движением. Региональные дирекции управления движением проверяют технико-экономическую эффективность маршрутов, соответствие предъявленных к перевозке объемов грузов (порожних собственных (арендованных) вагонов), установленным графиком движения поездов нормам веса и/или длины маршрутов, исключают из заявок маршруты, не соответствующие установленным нормативам и не обеспечивающие съема переработки вагонопотока, сообщают результаты рассмотрения в территориальные центры фирменного транспортного обслуживания для информирования грузоотправителей (отправителей).

4.3. В целях обеспечения формирования маршрутов с мест погрузки/выгрузки с наибольшей эффективностью, в Центральной дирекции управления движением при составлении месячных Планов маршрутных перевозок, устанавливают размеры отправительской маршрутизации по Региональным дирекциям управления движением и в целом по сети.

4.4. В соответствии с утвержденным Планом маршрутных перевозок на год и на основе принятых месячных заявок на маршрутные перевозки, Региональная дирекция управления движением совместно с территориальным центром фирменного транспортного обслуживания разрабатывают проект плана погрузки грузов маршрутами на месяц и передают его в Центральную дирекцию управления движением для согласования (Приложения 5 и 6 к настоящей Инструкции).

Календарный план погрузки маршрутов разрабатывают на месяц и корректируют по декадам с учетом вновь поступивших заявок грузоотправителей и изменений, внесенных по инициативе грузоотправителей в ранее поданные заявки.

Утвержденный календарный план объявляют станциям погрузки/выгрузки маршрутов и грузоотправителям не позднее, чем за три дня до наступления планового периода.

4.5. Региональные дирекции управления движением обеспечивают своевременную подготовку и первоочередную подачу под погрузку/выгрузку маршрутов вагонов принадлежности, указанной в заявке на маршрутную перевозку, а грузоотправители - их погрузку с преимуществом перед немаршрутной погрузкой. Подача вагонов под погрузку маршрутов на железнодорожные пути необщего пользования осуществляется с учетом использования вагонов из-под выгрузки на этих путях. Грузоотправитель может заменять вагоны, поданные под погрузку маршрутов, другими вагонами соответствующего рода и принадлежности, находящимися у него под погрузкой или выгрузкой.

4.6. Для осуществления перевозки маршрутными отправками груза сера (комовая или гранулированная) в полувагонах грузоотправитель обязан обеспечить "прикрытие" вагонов, входящих в состав маршрута, от ведущего и подталкивающего локомотива в соответствии с Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам . В качестве "прикрытия" должны использоваться порожние собственные (арендованные) вагоны из-под неопасных грузов.

Вагоны, используемые для "прикрытия", включаются в общий вес брутто отправительского маршрута, провозная плата за перевозку вагонов прикрытия взимается без применения понижающего коэффициента к тарифам Прейскуранта № 10-01 .

4.7. Станционные (маневровые) диспетчеры и дежурные по станциям погрузки (формирования) маршрутов обязаны принять меры к тому, чтобы составы маршрутов были полновесными (полносоставными), сформированными в соответствии с ПТЭ, планом формирования грузовых поездов и требованиями настоящей Инструкции.

При этом технологические маршруты должны быть подготовлены к отправлению на установленные для них специализированные нитки графика движения поездов, остальные маршруты - на нитки графика движения, установленные в откорректированном по 3 - 6-часовым периодам сменном плане поездной работы.

4.8. При организации ступенчатого маршрута с нескольких станций поездной диспетчер в соответствии с заданием сменно-суточного плана обязан объявить станциям погрузки график подвода порожних вагонов и обеспечить своевременную уборку и продвижение по участку погруженных групп вагонов до станции формирования (объединения) ступенчатого маршрута. Если погрузка ступенчатого маршрута осуществляется на разных диспетчерских участках, согласование работы по организации формирования маршрута обеспечивает дорожный диспетчер по району управления.

4.8.1. Дежурные по станциям погрузки по прибытии поезда с группами вагонов для ступенчатого маршрута обеспечивают прицепку своих групп вагонов в соответствии со схемой формирования маршрута и с Планом маршрутных перевозок.

4.8.2. Если отдельные грузоотправители, участвующие в организации ступенчатого маршрута, не могут загрузить предусмотренное календарным планом количество вагонов, то перевозчик может накануне или в день погрузки маршрута согласовать с другими грузоотправителями погрузку недостающего количества вагонов до полного состава маршрута.

4.9. Погрузка маршрута считается необеспеченной по вине перевозчика в случаях:

а) неподачи вагонов полностью или частично под погрузку маршрута, подачи вагонов неисправных или не соответствующих по роду для погрузки данного груза (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

б) подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки, если грузоотправитель не загрузил и не сдал перевозчику маршрут до конца отчетных суток (если вагоны находятся в управлении перевозчика);

в) невыполнения по вине перевозчика срока доставки собственных и арендованных вагонов, предназначенных для погрузки маршрута (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 в строке "Принадлежность" указаны признаки "С" или "А", а в графе "Примечание" указано наименование собственника (оператора) подвижного состава).

Окончание погрузки маршрута следует обеспечивать в сроки, установленные договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов, в том числе в случаях подачи вагонов под погрузку маршрута с неполным сроком на погрузку в данные отчетные сутки.

Ответственность сторон за невыполнение запланированной погрузки маршрутов регулируется действующими Правилами составления учетной карточки выполнения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

В случае нарушения перевозчиком установленного порядка формирования отправительских маршрутов или маршрутов, организованных перевозчиком, руководитель подразделения (Начальник станции (ДС) - внеклассной, I класса, грузовой станции I - II класса; Начальник региональной дирекции управления движением - для грузовой станции III - V класса) железной дороги обязан провести разбор каждого случая нарушения организации маршрута с безусловным определением меры ответственности виновных работников. Материалы разбора сохранять в соответствии с установленным порядком делопроизводства.

4.10. Погрузка отправительского маршрута считается необеспеченной по вине грузоотправителя, если:

а) маршрут, назначенный к погрузке на данные сутки и обеспеченный перевозчиком вагонами с полным сроком на погрузку, не погружен и не сдан перевозчику до конца отчетных суток (если в заявке на перевозку грузов формы ГУ-12 указана принадлежность вагонов, не находящихся в управлении перевозчика);

б) грузоотправитель отказался от согласованной погрузки;

в) маршрут или ядро маршрута передается перевозчику меньшим весом или количеством вагонов против установленной нормы или он сформирован грузоотправителем с нарушением плана формирования поездов и Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации ;

г) передача маршрута перевозчику, ядро которого состоит из отдельно стоящих групп вагонов смешанных с прицепной частью маршрута;

д) маршрут, сформированный грузоотправителем без выделения ядра и прицепной части установленным порядком;

е) вагоны под погрузку маршрута были не поданы или поданы с неполным сроком на погрузку вследствие занятости фронта погрузки или по иным зависящим от грузоотправителя причинам;

ж) оформление погрузки маршрута не было закончено до конца отчетных суток в связи с оформлением таможенных и товаросопроводительных документов.

5. Документальное оформление и информационное сопровождение перевозок грузов маршрутами

5.1. Оформление перевозочных документов на перевозку грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, производится в порядке, установленном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 39 (зарегистрирован Минюстом России 23 июня 2003 г., регистрационный № 4819), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 25 декабря 2007 г. № 196 (зарегистрирован Минюстом России 23 января 2008 г., регистрационный № 10971), и Правилами перевозок железнодорожным транспортом грузов, порожних грузовых вагонов группами вагонов по одной накладной, утвержденными Приказом Минтранса России от 26.02.2015 № 32 (зарегистрирован Минюстом России 19 июня 2015 г., регистрационный № 37721), с изменениями, внесенными Приказом Минтранса России от 10 июня 2007 г. № 76 (зарегистрирован Минюстом России 6 июля 2007 г., регистрационный № 9779).

Перевозка грузов в вагонах, следующих в составе маршрута, может оформляться одним либо несколькими перевозочными документами.

При наличии в составе отправительского маршрута нескольких групп вагонов, перевозка каждой из которых оплачивается отдельным плательщиком, грузоотправитель обязан оформить отдельные накладные на каждую группу вагонов.

5.2. Оформление перевозки грузов отправительскими маршрутами может производиться с использованием электронной транспортной железнодорожной накладной формы ГУ-27у-ВЦ (далее - накладная) в порядке, предусмотренном Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом.

5.3. При формировании отправительского маршрута, состоящего из ядра (основной части отправительского маршрута) и прицепной части маршрута, отдельными накладными оформляются как ядро маршрута, следующее на одну станцию выгрузки, так и каждая группа вагонов, находящихся в составе прицепной части маршрута, либо каждый одиночный вагон прицепной части маршрута.

1. Наименование заявителя.

2. Код по ОКПО.

3. Железнодорожная станция формирования поезда.

4. Место формирования поезда (на путях станции - наименование станции или сортировочной системы, на путях иных инфраструктур - наименование железнодорожной инфраструктуры или железнодорожного пути необщего пользования).

5. Железнодорожная станция назначения поезда.

6. Назначения включаемых вагонопотоков (описание области включения или диапазоны тарифных кодов станций).

7. Вес и длина поезда (унифицированная или предлагаемые значения).

8. Дополнительные признаки включения вагонов (по номенклатурным группам или точным наименованиям грузов, грузополучателям или группам грузополучателей, операторам вагонного парка, железнодорожным путям необщего пользования, отдельным маневровым районам станций назначения, категориям годности порожних вагонов под погрузку).

9. Период действия заявляемого назначения.

10. Расчетная мощность вагонопотока.

11. Признак возможности пополнения вагонами других назначений, для групповых поездов - описание включаемых поездных групп.

Подпись ________________ Дата _________

(наименование номенклатурной группы грузов, род вагона)

По железнодорожной станции ________________________________________________

(наименование станции отправления

Грузоотправитель (Отправитель) ______________________________________________

Полное наименование организации перевозчика и почтовый адрес _________________

___________________________________________________________________________

Дата подачи вагонов

Железнодорожная станция назначения маршрутов

Наименование инфраструктуры железнодорожной станции назначения маршрутов

Железнодорожная станция распыления

Количество

маршрутов

вагонов