Открыть бизнес по доставке с нуля: курьерская служба по городу. Как открыть курьерскую службу доставки Как открыть курьерскую службу

Курьерская доставка – это услуга, которая пользуется огромной популярностью у населения. В ней нуждаются многие компании и учреждения. Этот бизнес прекрасно подходит для начинающих предпринимателей. О том, как открыть курьерскую службу доставки мы поговорим в этой статье.

Виды услуг

Перед тем как составить бизнес план курьерской службы доставки, необходимо определиться с форматом услуг, которые она будет предоставлять клиентам:

  • Деловые письма и документы. Несмотря на то что в наше время стремительно развиваются интернет-технологии, необходимость в передаче бумажных носителей информации все еще остается актуальной. Поэтому такая услуга пользуется большой популярностью;
  • Бандероли и посылки. Безусловно, такой груз можно отправить и по почте, но в таком случае ваша посылка будет идти слишком долго. Поэтому намного удобнее воспользоваться услугами курьерской службы, которая гарантирует своевременную доставку посылки по указанному адресу;
  • Цветы. Чтобы предоставлять такую услугу, необходимо заключить договора с цветочными магазинами. Кроме того, можно сотрудничать с кафе или предприятиями быстрого питания;
  • Товары. Интернет-магазинам намного удобнее работать с курьерской службой, чем содержать в штате собственных курьеров.

С чего начать?

Если вы решили открыть курьерскую службу доставки пошаговая инструкция состоит из следующих пунктов:
  1. Исследование рынка. Такой проект больше подходит для крупных населенных пунктов, но если ответственно подойти к делу, он будет приносить хорошую прибыль и в небольшом городе;
  2. Определяем специфику груза;
  3. Транспорт. Если вы планируете заниматься доставкой документов в пределах города, в таком случае можно обойтись без автомобиля. А вот для перевозки посылок понадобиться транспортное средство;
  4. Для работы с клиентами и приема заявок нужно нанять диспетчера. Чтобы сэкономить на первых порах, эту работу можно выполнять самостоятельно. Диспетчерская служба должна работать круглосуточно. Благодаря этому вы сможете привлечь больше клиентов.

Регистрация

Чтобы официально оформить курьерский бизнес достаточно открыть ИП или ООО. Если вы будете работать с физическими лицами и брать с них оплату наличными, можно зарегистрировать ИП. Для работы по безналичному расчету с юридическими лицами следует открыть ООО.

Код ОКВЭД для курьерской службы выбираем под номером 64.12. Он включает перевозку посылок, пакетов, контейнеров и прочего.

Персонал

В курьерских службах часто возникают проблемы с персоналом. Причиной тому является ограниченное количество заказов. Если их мало, это негативно отражается на заработной плате. Люди обычно не задерживаются на низкооплачиваемой работе, поэтому текучесть кадров в таких организациях большая.

Иногда сотрудники даже исчезают с деньгами, которые получили за доставленный заказ. Студенты, которые хотят подработать, часто интересуются, как стать курьером? Но они, как правило, безответственно относятся к работе, к тому же ограничены по времени. Поэтому многие компании при выборе сотрудников отдают предпочтение пожилым людям. К сожалению, они не так расторопны, как молодежь и не могут доставлять тяжелые грузы.

Дополнительные проблемы создает и автопарк. Если ваша фирма имеет собственные автомобили, придется тратить средства на техническое обслуживание и топливо. В связи с этим возрастает себестоимость услуг.

Что касается официального оформления на работу курьеров, то, как правило, они работают по договору. В такие компании обычно приходят люди, которые ищут временную работу и возможность подзаработать.

Схема работы

Рассмотрим принцип работы курьерской службы на примере доставки еды. Многие начинающие предприниматели интересуются, если нет собственного кафе? Все очень просто. Многие заведения общественного питания имеют собственные сайты, на которых выложены фотографии различных блюд с описанием. Клиент может выбрать подходящий ему вариант и сделать заказ, который ему доставят по указанному адресу.

Вы можете создать такой сайт и выложить на нем блюда из разных кафе или ресторанов. Когда поступит заказ, курьер отправляется в заведение, покупает там заказанные блюда, упакованные на вынос, и доставляет их по адресу клиента. По такой схеме работает большая часть курьерских служб, которые занимаются доставкой еды.

Реклама

Важную роль в развитии любого бизнеса играет реклама. Поэтому перед тем как открыть курьерскую службу доставки с нуля, необходимо тщательно продумать маркетинговую стратегию. Самый эффективный вариант – это раздача листовок в людных местах, а также возле общественных учреждений и бизнес центров. Кроме того, следует обойти пиццерии, кафе и супермаркеты, чтобы обсудить возможности сотрудничества.

Еще один мощный инструмент, который можно применить для развития курьерского бизнеса – это собственный интернет-сайт. Неплохой результат могут дать объявления в СМИ. Также их можно расклеить на остановках общественного транспорта.

Расходы и рентабельность

Бизнес, связанный с курьерской доставкой, отличается высокой рентабельностью. Он не требует крупных финансовых вложений, но при этом стоимость услуг достаточно высокая. Если работать на небольшой территории, можно существенно сэкономить на кадрах и, соответственно, тем самым, увеличить доходность своего предприятия.

Стоимость доставки составляет 5–15 долларов. В нее заложены расходы на зарплату сотрудникам, бензин и прочее. В среднем одна компания выполняет 40–50 заказов в день. Полученная прибыль полностью покрывает все расходы на содержание персонала, рекламу и транспорт. Рентабельность этого бизнеса достигает 90%.

Если у вас есть собственный транспорт, для того чтобы открыть собственную службу курьерской доставки вам понадобится всего лишь 3–5 тыс. долларов на аренду офиса, зарплату сотрудникам и рекламу. Чтобы не снимать офисное помещение, можно узнать, как открыть доставку еды по городу и работать непосредственно с предприятиями общественного питания, выполняя только их заказы.

Курьерская служба – это высокодоходное предприятие. Самое главное – это правильно расставить приоритеты. Если вы сумеете правильно организовать свой бизнес, он принесет вам первую прибыль буквально через месяц работы.

Перед тем как открыть службу доставки, желательно поработать некоторое время курьером, чтобы понять все тонкости этого бизнеса.

Доходность такого предприятия напрямую зависит от клиентской базы. Главные клиенты курьерских служб – интернет-магазины, кафе и другие организации, которым невыгодно содержать в штате собственных курьеров. Открыть такое дело можно практически с нуля. Найдите несколько единомышленников и организуйте с ними небольшую службу курьерской доставки. На первых порах всю работу можно выполнять самостоятельно. Когда бизнес начнет развиваться, можно нанять людей и закупить транспорт, чтобы выйти на новый уровень.

Вы слышали о компаниях FedEx, DHL, UPS? Если так, то, наверняка, Вы или Ваши знакомые пользовались их услугами. А хотели бы Вы открыть собственную курьерскую службу?

Если да, то эта статья будет полезна для Вас и расскажет о том, как это сделать.

Специально для подготовки статьи мы взяли интервью у трёх экспертов и выяснили, как открыть курьерскую службу доставки. Знакомьтесь с нашими гостями:

  • Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост. Специализация компании- курьерская доставка товаров из интернет-магазинов.
  • Сергей Невзоров, основатель сервиса Департамент Логистики.
  • Журабек Турдиев, директор курьерской службыBTS Express. Специализация компании - экспресс-доставка документов, корреспонденции, посылок до 3 кг внутри Узбекистана.

Статья написана совместно с нашими экспертами и при их активном участии. Это позволило получить развёрнутую, более полную информацию из первых рук об открытии курьерской службы.

Как подготовиться к открытию?

Как и при открытии любого бизнеса необходимо провести предварительный анализ рынка. Получаемые сведения должны касаться:

  • Целевой аудитории, спроса с её стороны. Кто ваш потенциальный клиент, какие именно услуги ему нужны, что он будет ожидать от вас.
  • Сведения о конкурентах и об их деятельности.
  • Текущие условия на рынке. Какие ниши ещё относительно свободны и другая информация.

Это первое. Второе - выбор ниши и оказываемых услуг. После изучения рынка в0ам, возможно, захочется развивать курьерскую службу в какой-то узкой конкретной нише. Или вы предпочтёте специализацию на доставке определенных посылок, например, товаров из интернет-магазинов, еды из ресторанов.

Объем инвестиций

Всё зависит от выбранной ниши и услуг, которые Вы собираетесь оказывать. Алексей Прыгин, заместитель гендиректора МаксиПост:

«Затраты (стартовые и ежемесячные) складываются из следующих расходов:

  • рекрутинг персонала;
  • закупка и брендирование униформы (если необходимо);
  • автоматизация процессов;
  • закупка кассовых аппаратов (и их дальнейшее обслуживание);
  • покупка или аренда автотранспорта (если необходимо);
  • связь (мобильная, городская, интернет);
  • хозяйственные и канцелярские товары;
  • банковские расходы (в основном, инкассация);
  • топливо (если необходимо);
  • зарплаты и налоги.

Основная расходная часть в „курьерке“ - это зарплаты и налоги.

Конкурентная борьба на рынке курьерских услуг сейчас зашкаливает и дальше будет только нарастать, открывать новый бизнес в этой сфере стоит, если у вас есть хорошие стартовые инвестиции, „подушка“ на будущее и опыт в этой сфере.»

У МаксиПост следующий формат - доставка товаров из интернет-магазинов. Если не закупать транспортные средства, то вложения потребуются относительно малые. Но! Нужно быть готовым к последующим финансовым вливаниям, чтобы удержаться на рынке и продолжать расти.

А вот BTS Express потребовались значительные инвестиции для запуска и развития своей курьерской службы.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Как видно из двух примеров, объёмы инвестиций могут отличаться в несколько раз. Многое зависит от ниши и оказываемых услуг. Но оба наших гостя сходятся во мнении, что для дальнейшего существования и роста компании потребуется регулярное финансирование.

Пошаговая инструкция

Как и говорилось выше, открытие курьерской службы начинается с определения портрета клиента, его потребностей, ожиданий. Опираясь на эти данные, необходимо определиться с нишей и конкретным перечнем услуг, которые будет оказывать ваша компания.

После выяснения этих ключевых моментов можно думать о том, на что пойдут инвестиции, как дальше выстраивать бизнес, какая география обслуживания у вас будет.

Персонал. Найм, обучение, мотивация, отношения

О работе с персоналом рассказывает наш гость Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Штат курьеров - это один из самых первых шагов при организации курьерской службы. Чтобы его сформировать, нужно:

Набрать курьеров, предварительно рассчитав их количество и загрузку исходя из планируемого объема продаж и графика распродаж;

Обучить курьеров, разработав заранее систему обучения, включая умение коммуницировать, работать с кассовой техникой, соблюдать правила кассовой дисциплины и т.д.;

Разработать систему мотивации и контроля курьеров: как вы им будете платить - фиксировано или сдельно? Как рассчитывать премиальную часть - исходя из количества выкупленных или доставленных посылок? Как будете контролировать их работу и сводить на нет риски недобросовестных исполнителей, что особенно важно с учётом того, что курьер - лицо материально ответственное?

Систему мотивации курьеров нужно строить исходя из бизнес-целей компании. Например, в нашей компании на первом месте не количество, а качество доставки, процент выкупа доставленных посылок. А значит все заточено исключительно на этот KP

Журабек Турдиев

директор BTS Express:

При работе с персоналом основное внимание и усилия нужно направить на курьеров, потому что, курьер:

  • Лицо компании, и он по большей части общается с клиентами и получателями посылок.
  • От него в значительной степени зависит, как и в каком состоянии будет доставлена посылка.
  • Курьер - лицо материально ответственное.

При подборе курьеров мы смотрим на следующие моменты:

  • Заполнение анкеты. До конца ли она заполняется. Если да, то это говорит о серьёзном отношении к делу кандидата и о том, что он хочет трудиться в нашей компании.
  • Умение общаться. Легко ли человек входит в контакт, не агрессивен и не груб ли.
  • Возраст и наличие водительских прав. В нашей компании курьерами работают только молодые люди.

Месяц у нас длится испытательный срок. В течение этого периода мы обращаем внимание на другие показатели курьеров:

  1. Как ведёт документы курьер? Всё ли и вовремя ли заполняется? Своевременно ли сдаются отчёты?
  2. Соблюдение поставленных графиков.
  3. Умение общаться с клиентами и получателями посылок.
  4. Обратная связь от клиентов и сотрудников. Если курьер грубит, нарушает правила, на него жалуются клиенты и сотрудники, то такой человек у нас не задерживается.

Система обучения и адаптации у нас тоже есть. Она позволяет новичку быстро влиться в дело и успешно выполнять свои задачи.

Отдельный разговор - это мотивация. Нам нужны целеустремленные люди, и их мы продвигаем на более высокие должности, если, конечно, есть стремление у сотрудника.

Основной принцип выстраивания отношений с курьерами, да и со всеми сотрудниками компании - это дать им понять, что они ценны и что их труд важен не только для компании, но и для клиентов и общества. И самое главное - не просто дать понять, а день за днём доказывать это на деле.

На начальном этапе лучше сконцентрироваться на привлечении и высококачественном обслуживании N-ного количества первых клиентов. Я бы рекомендовал начать с 200 клиентов. Такой подход позволит:

  1. выявить слабые места в вашем бизнесе и ликвидировать их,
  2. понять ожидания и потребности своих клиентов,
  3. на основе полученной обратной связи выстраивать дальше свою маркетинговую стратегию.

Каналы продвижения могут быть разными. Нужно учитывать специфику своей ниши и ориентироваться на клиентов.

Говорит Журабек Турдиев, директор BTS Express:

В нашем случае хорошо работает SEO, рассылка коммерческих предложений по организациям, сарафанное радио. Социальные сети мы в основном используем для сбора обратной связи.

В деле выбора канала продвижения нужно исходить из особенностей клиентов. А именно знать:

  • Через какие каналы коммуникации до них можно достучаться.
  • Через какие каналы уже ищут информацию о Вас потенциальные клиенты.

Ниша и оказываемые услуги вашей курьерской службы играют основную роль при принятии решения о выборе места для размещения офиса и склада.

Например, доставка еды из ресторанов не требует наличия склада, т.к. посылка доставляется прямиком с кухни до получателя. Аналогичная ситуация при доставке посылок внутри города, т.к. доставка осуществляется в течение нескольких часов.

А вот в случае с междугородней доставкой наличие склада обязательно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

При выборе места мы учитывали следующие критерии:

  • Удобное расположение для клиентов, т.к. часть наших клиентов приезжает в офис, чтобы отправить посылку. Также часть получателей забирает посылку из офиса. Это эконом-тариф с самовывозом с наших офисов. Главное, чтобы клиентам было удобно подъехать к нам, легко найти нас, и чтобы была парковка.
  • Близость аэропорта, т.к. посылки в отдалённые города для увеличения скорости доставки мы отправляем самолётом.

Достаточная площадь помещения для работы всех отделов (ресепшн, склад, администрация). Это касается только центрального офиса в Ташкенте. Офисы в регионах устроены проще

Документы

Курьерскую службу можно оформлять как ООО или ИП. ООО удобен следующим:

  • Инвесторы охотнее вкладывают деньги в дело, т.к. могут выступить соучредителями. Банки также охотнее выдают кредиты.
  • Больше доверия со стороны организаций. Имеет значение, если организации являются вашими потенциальными клиентами.

У ИП следующие преимущества:

  • Легко зарегистрировать.
  • Можно платить налоги по «упрощёнке». Налоговая отчётность проще.

Выбор организационно-правовой формы на усмотрение владельца бизнеса. Регистрация компании - один из самых простых этапов при открытии курьерской службы.

Чек-лист открытия

Выгодно ли открывать

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно учесть следующее:

  • Курьерская служба как бизнес - это долгосрочный бизнес-проект. Здесь не получится по-быстрому «сделать деньги». Как и заводы, курьерские службы дают отдачу не сразу, а через некоторое время. Начиная курьерский бизнес, нужно быть готовым к марафону, а не к спринтерскому забегу.
  • Многое зависит от выбранной ниши и оказываемых услуг, ситуации на рынке.

Алексей Прыгин, заместитель генерального директора МаксиПост:

Услуги вообще сами по себе редко бывают высокомаржинальным бизнесом, а при неблагоприятном раскладе (а сейчас именно такой) разница между тарифом и себестоимостью стремится к нулю. Увеличивать этот зазор очень сложно: поднять цену значит потерять клиентов, а уменьшить себестоимость очень сложно.

Журабек Турдиев

директор BTS Express

Мы смогли выйти на операционную прибыль только на пятый год развития. До полной самоокупаемости есть ещё время. Вырученные деньги вкладываем в развитие. Курьерские службы - это долгоиграющий бизнес. Нужно обладать изрядным терпением, чтобы поднять такое предприятие.

Сезонность

Как и в ряде отраслей существует сезонность и в курьерском бизнесе. Она связана с периодом коммерческой активности населения перед знаковыми праздниками и другими событиями:

  • Новый Год
  • 23 февраля
  • 8 марта
  • Чёрная пятница и т.д.

Алексей Прыгин

заместитель генерального директора МаксиПост

Курьерский бизнес подвержен сезонности, которая напрямую зависит от всплеска продаж в интернет-магазинах. Самый горячий сезон для курьерских служб - это Новый год. Даже если вы целый год перебиваетесь от заказа к заказу, с конца ноября скучать не придётся. Наши люди никогда не перестанут закупать подарки к этому празднику, поэтому всегда есть шанс сделать хороший оборот за один месяц. Декабрь - это гарантированный заработок. А еще бывает 23 февраля, 8 марта, чёрные пятницы, киберпонедельники, подготовка к школе в августе и куча всевозможных более или менее успешных сезонов и распродаж, которые обеспечивают курьерам надежный доход.

Открытие собственной курьерской службы может быть весьма увлекательной деятельностью для молодого предпринимателя, поэтому вы должны узнать, как создать курьерскую службу с нуля правильно. Оказывается, что открывая свою курьерскую компанию мы все еще можем найти свою нишу и предлагать услуги там, куда не доходят большие сети. Этот факт дает вам возможность оказывать услуги многим индивидуальным клиентам, а также корпорациям. Ниже приводится несколько советов, которые стоит принять во внимание, если вы думаем о создании собственной курьерской службы.

Открыть курьерскую службу с нуля

Нужно составить подробный бизнес-план, который должен включать в себя название компании, тип используемых транспортных средств (автомобили, велосипеды и т. д.), ценовую политику, стратегии маркетинга и развития. Затем необходимо решить, в какое время хотите обслуживать клиентов и на какие расстояния вы сможете доставлять груз. Стоит задуматься о найме дополнительных сотрудников. Конечно, нужно также подумать о продвижении компании и о приеме на работу бухгалтера, который будет заниматься финансовыми делами.

Если вы собираетесь самостоятельно заниматься доставкой грузов до клиентов, готовы ли вы на вождение автомобиля в течение длительного периода времени? Если да, необходимо в первую очередь приобрести проверенный и надежный автомобиль. Альтернативой будет использование для перевозки только велосипедов. В таком случае вы сделаете все возможное для защиты окружающей среды, что может стать вашим козырем по сравнению с конкурентами. Доставка велосипедами, естественно, только в пределах определенных районов города!

День из жизни владельца курьерской службы

Учитывая тот факт, что транспортные средства, которыми вы будете распоряжаться будут ключевыми для функционирования бизнеса, нужно быть уверенными в том, что они полностью исправны. В транспортной отрасли не должно быть места поломкам, длительным ремонтам и опозданиям. Независимо от того, основан ли ваш бизнес на автомобильном транспорте, или велосипеде, эти транспортные средства должны соответствующим образом обслуживаться.

Необходимо составить график поставок, а также определить самые быстрые (и самые экономичные) маршруты поставок. Если у вас есть команда работников, придется иметь с ними постоянный контакт, чтобы убедиться, что они на местах назначения, а клиенты довольны от предоставляемых услуг. В самом начале деятельности очень важно будет сконцентрироваться на маркетинговой деятельности, чтобы обеспечить постоянный приток заказов, что обеспечит развитие вашей компании. В конце каждого дня вашей обязанностью будет анализ финансов. Ежедневно нужно узнавать что-то новое, прочитать несколько статей на тему «как открыть курьерскую службу» будет недостаточно!

Для кого вы будете работать?

Вашими клиентами будут частные лица, а также корпорации, ищущие качественные, своевременные и конкурентоспособные по цене курьерские услуги. Во многих случаях перевозимые товары будут требовать большой осторожности и на них нужно будет выделять персональных курьеров для быстрой доставки.

Задумайтесь над расширением сети курьеров. Клиенты курьерских компаний, как правило, ждут посылки у себя дома, но это не всегда для них реально с финансовой точки зрения. Если вы задумались над тем, как открыть курьерскую службу, значит выделяйтесь среди серой толпы различных фирм. Предложите дешевую или бесплатную доставку домой! Независимо от применяемой вами модели расчетов, очень важно, чтобы прайс-лист был прозрачный и четкий.

Положительные стороны

  • Бизнес без необходимости собрания больших финансовых средств (для мелких курьерских фирм).
  • Индивидуальная работа, «не на дядю». Отличная бизнес-идея для всех, кто не в восторге от работы за письменным столом.
  • Установка удобных для себя часов работы и радиуса действия.

Отрицательные стороны

  • На рынке присутствуют по крайней мере несколько крупных и признанных агентств курьерской доставки, с которыми вы будете соревноваться.
  • Работа курьера достаточно тяжелая.

Что вам понадобится

СКОЛЬКО НУЖНО ДЕНЕГ ДЛЯ НАЧАЛА?

Вам потребуется транспорт (сэкономите, берите на работу персонал с личным авто. Либо закупите 2 простеньких автомобиля (около 600 тыс.рублей), либо 2-3 скутера (100 тыс. рублей).

Аренда помещения на первый месяц — около 20 тыс. рублей.

Мебель для сотрудников (компьютеры, столы) — около 100 тыс.рублей.

Вывеска, визитки, сайт — около 50 тыс. рублей

Итог: на открытие курьерской службы вам понадобится от 300 тыс. рублей

Создание собственной службы курьерской доставки - непростая задача даже для тех, кто давно работает на рынке логистики. Генеральный директор TopDelivery Глеб Никулин делится своим опытом запуска курьерской службы в Москве.

В закладки

Мы запустились в 2011 году и ориентировались прежде всего на доставку посылок из интернет-магазинов в регионы. Чтобы доставить заказ по Москве, многие магазины набирали курьеров в штат или пользовались услугами локальных курьерских служб, а в другие города отправляли Почтой России. Мы обосновались в перспективной нише доставок из Москвы в регионы, но уже через пол года почувствовали присутствие крупных игроков.

Конкурировать с ними было сложно - компании обладали заведомо большими ресурсами, мы стали постепенно терять темпы роста. Тогда нас спасла скорость разработки решений именно для электронной коммерции. Одними из первых мы предложили услуги примерки и частичного выкупа, возможность оплаты при получении, удобную интеграцию по API, смс- и емейл-информирование получателей, запустили сбор причин отказов. Гибкость и доп услуги помогли закрепиться на рынке, и помогают развиваться сейчас.

Наша доставка в регионы строится по надежному принципу: для каждого города и его области мы составляем цепочку доставки, на последней миле которой участвует локальный агент c курьерами или пунктом выдачи заказов, за действия которых мы несем ответственность как за свои. Все операции с заказом от его создания до возврата наложенного платежа отправителю происходят в системе TopDelivery, которую разрабатывает внутренний IT-отдел компании. Локальные агенты производят операции с заказами также в системе TopDelivery. Долгое время в Москве мы работали по тому же принципу.

История движения заказа в личном кабинете менеджера ТД

Почему решили создать свою курьерскую службу в Москве?

Если наши агенты в регионах - небольшие компании, которые работают в нашей системе и по нашим стандартам, то в Москве потенциальные агенты - средние и крупные фирмы, имеющие свой регламент и ИТ-систему. В столице полная свобода действий во внедрении новых услуг возможна либо с небольшим подрядчиком, либо со своими курьерами. Мы понимали, что СКС (собственная курьерская служба) дает большую свободу действий во внедрении нужных для клиента функций и услуг, поэтому решили пойти новым для нас путем и в Москве открыть собственную службу доставки.

Надо сказать, в 2011 году мы уже пробовали запустить собственную курьерскую службу по Москве. Тогда поняли, что набор и обучение своих курьеров отнимают слишком много времени, и на развитие регионов внимания уже не хватает. Из-за этого темпы расширения географии стали падать, и мы приняли, наверное, одно из самых важных решений за историю компании - временно закрыли направление доставки по Москве.

В 2013 году мы начали строить доставку по Москве по тому же принципу, что и в регионах - нашли двух агентов, прописали с ними регламент работы и со своей стороны занимались организацией и контролем доставки, но внедрение новых решений и услуг давалось тяжелее: агенты были относительно крупными, имели свой регламент и систему, не во всем могли идти нам навстречу. Например, загружать заказы ночью этим агентам мы не могли, что вынуждало осуществлять более ранний забор грузов от клиентов со всеми вытекающими последствиями.

В конце 2016 года решились на вторую попытку запустить курьерскую службу со своими курьерами в Москве. К тому моменту мы уже присоединили сеть ПВЗ Maxima Express, и ежедневные маршруты по Москве стали для TopDelivery привычным делом. Решающим шагом к открытию собственной курьерской службы стал запрос от крупного клиента, который в срочном порядке менял подрядчика по Москве, и был бы рад отдать заказы в нашу курьерскую службу, но при условии, что забирать заказы будем ночью, что мы смогли бы сделать, только отгружая заказы напрямую своим курьерам. И мы сделали это.

Какие задачи решили

У нас было всего 3 недели (поскольку интернет-магазину требовался старт ровно 1 февраля), список требований от клиента и понимание, как должен функционировать отдел курьерской доставки. Тогда мы считали, что для запуска своей курьерки формирование самого отдела и обеспечение его ресурсами - достаточная задача, ведь все остальное мы давно умеем делать: интеграции с клиентами, первая миля, сортировка, перевод наложенных платежей, поддержка и так далее. Но на деле своя курьерская служба подразумевает внедрение новых функций в каждом отделе, что увеличивает сложность работы. Нужно было продумать намного больше процессов, чем раньше. Важным фактором было то, что наши представители оказывали услуги доставки на высоком уровне, и, переходя на работу со своими курьерами, мы должны были сохранить качество: оказывать такой же большой перечень услуг и обеспечивать такой же высокий процент выкупа заказов.

Основные процессы, которые предстояло научиться делать своими силами:

  • Качественная курьерская доставка, нацеленная на высокий процент выкупа
  • Коммуникация получатель-курьер, получатель-оператор, оператор-курьер
  • Прием денег от получателей через свои кассы
  • Прием банковских карт
  • Возможность вскрытия, примерки и частичного возврата

За отведенные на запуск 3 недели мы успели обучить персонал основным процессам, которые потом отлаживали весь год. В компании появились кардинально новые процессы, основная часть которых легла на плечи транспортного отдела. Разумеется, под это нужно было внести десятки доработок в систему, научиться сортировать заказы под курьеров. Если раньше Москву мы отдавали в 2 окна 2 разным агентам, то теперь нужно было сортировать заказы по 50 курьерам.

В итоге получилось достаточно много изменений:

  • Создали новую зону отгрузки и приемки водителей, рассчитанную на большее количество пунктов сортировки
  • Разработали регламент работы курьерской службы
  • Забрендировали часть автопарка
  • Внедрили кассовую дисциплину
  • Интегрировали маршрутизатор в нашу систему
  • Расширили колл-центр для коммуникации с курьерами
  • И много небольших, но важных изменений

Брендированная машина TopDelivery

Кое-где были перерасходы. Например, кассы пришлось закупать дважды. На момент запуска мы уже знали, что через пол года всех обяжут использовать онлайн-кассы, но самих онлайн-касс в продаже еще не было. Поэтому в январе 2017 года мы закупили кассы первый раз, а в июне 2017 - второй раз.

Появлению ФЗ-54, на самом деле, мы были только рады. Товарные позиции от клиентов мы получали еще с 2011 года, оставалось только добавить НДС в нашу систему.

Существенную часть забот сняли курьеры - мы учли свои ошибки и набрали опытных людей, которые уже умеют доставлять заказы из интернет-магазинов, поэтому на начальном этапе обучали новым процессам только офис. Это сэкономило значительную часть ресурсов, и закрывать направление как в 2011 году не пришлось. Наоборот, собственная курьерская служба выступила локомотивом развития в 2017 году.

Через неделю после запуска курьерской службы мы с бизнес-аналитиком решили выйти на маршрут с одним из курьеров, чтобы своими глазами посмотреть на его работу, понять все проблемы и потребности. Честно, я испытал прилив уверенности от этой поездки: курьер рассказал нам, как планирует свой маршрут, за сколько минут звонит клиенту, мы услышали как он общается с получателями. Тогда я понял, что если все наши курьеры будут так хорошо работать - получатели обязательно останутся довольны, и бизнес будет расти.

Про сезон

Ноябрь-декабрь - традиционный пик на рынке электронной коммерции. Все покупают подарки к новому году, и количество заказов в интернет-магазинах всегда растет. Мы готовились к сезону с июля, но он все равно нагрянул неожиданно: в середине ноября у нас произошло двукратное увеличение объемов за один день. Мы были готовы к такому числу посылок, но думали, достигнем его постепенно к середине декабря. Теперь курьерка работала на предельных мощностях, а объемы продолжали расти каждый день. Мы чувствовали себя как на иголках. Началась горячая пора.

Увеличилась нагрузка на отдел качества, который занимается обработкой проблем по заказам. Процент проблемных отправок незначительно увеличился, но из-за общего увеличения объема посылок у ребят было ощущение, что все катится в бездну.

Мы экстренно вывели всех курьеров на работу 5/2 и 6/1 вместо 2/2, но стало очевидно, что этих мер не достаточно.

В сезон время поджимало, поэтому я сам поехал на склад разбираться с процессами, помогая в этом руководителю сортировочного центра. Через несколько дней подключил технического и коммерческого директоров. Вместе мы выполнили более 40 задач по улучшению операций всего за 3 недели. Применили теорию маленьких шагов на практике. В IT передавали задачи со сроком реализации не более 3 дней, обновления выкатывали каждый день.

В итоге уже в начале декабря вернули отгрузку всех курьеров к 7:00-8:00 при все возрастающем объеме посылок. Стали выводить дежурных курьеров второй волной. Сорванных доставок стало меньше. Чтобы поддержать командный дух, я старался почаще рассказывать об успехах склада и курьерской службы и проводил там как можно больше времени, налаживая процессы.

Итоги

Надо сказать, что собственная курьерская служба позволила нам больше контролировать процессы и лучше решать экстренные ситуации. Например, в 2016 году у нас было ограничение на число заказов в конце декабря. Тогда мы, идя на риски, привлекли еще партнеров, но понимали, что они тоже могут ввести лимиты, и это будет серьезным ударом по нашему бизнесу и репутации. В этом году мы имели больше возможностей влиять на производительность: выводить на маршруты больше курьеров, договариваться с каждым об увеличении дней и часов работы. В итоге, с объемом мы справились: не встали, собрались и все довезли.

Некоторые давние клиенты звонили мне лично. Некоторые ругались, грозились завтра же расторгнуть с нами договор. Другие, наоборот отмечали, что хорошо справляемся. Конечно, кто-то из клиентов перестал с нами сотрудничать, перейдя к конкурентам. Но и от этих же конкурентов к нам приходили новые клиенты, которые остались довольны. В сезон некоторый «обмен» клиентами почти неизбежен. Приятно, что абсолютное большинство клиентов прошли сезон вместе с нами, некоторые - уже не в первый раз. Круто иметь клиентов, которые, как и мы, настроены на долгосрочное партнерство.

Выводы

По итогу сезона главных выводов у меня два:

1. Сезон почти всегда превзойдет самые смелые ваши ожидания
2. Ситуацию спасет сплоченная команда

Именно команда помогла нам справиться с увеличением числа посылок. Мы работали больше обычного, выходили на работу по выходным, брали на себя больше обязанностей. Я очень благодарен тем людям, которые сделали больше, чем я от них ожидал, не рассуждая категориями «это не моя зона ответственности».

Многое мы сделали впервые. И для первого раза, я считаю, получилось очень неплохо. На мой взгляд, у нас был год за три. Уверен, что в 2018 году пройдем сезон успешнее. С учетом нашего опыта, будем готовиться к сезону немного иначе.

В этом году для дальнейшего развития начнем нанимать больше курьеров и сразу обучать их нашим стандартам работы. За год в ряде вещей мы наработали экспертизу, которой теперь делимся и с региональными подрядчиками.

Планы на будущее

Постепенно мы закрываем все проблемные места, и c января стали видны положительные результаты от изменений декабря. 5 марта переехали на Нагатинскую - новый склад имеет на 60% больше полезной площади, что позволит улучшить ряд процессов, значительно ускорить сортировку заказов и загрузку курьеров. Офис теперь находится рядом со складом, значит, коммуникация между подразделениями улучшится.

В планах много крупных и мелких задач. Вот-вот запустим несколько важных улучшений, например, эквайринг в регионах и онлайн-статусы заказов. В течение года хотим дать клиентам возможность отправлять многоместные заказы, расширить географию доставки крупногабаритного груза (сейчас возим КГТ только по Москве). Продолжим сокращать сроки доставки. В прошлом году почти не говорили про это, но на деле стали доставлять быстрее примерно в 40% городов из нашей географии.