Как открыть закусочную на колесах. Выгодный бизнес: кафе на колесах. Как открыть кафе-автобус. Перечень необходимых документов и оборудования Закусочная на колесах франшиза

Потребители, как известно, падки на новые виды удовлетворения их потребностей. Одним из них стало кафе на колесах – это дешевый и сравнительно быстро окупаемый способ создать прибыльный бизнес. Такие кафе появились практически в каждом городе, но ниша все еще готова к новым заведениям. Открыть его несложно – главное, чтобы под рукой был грамотный бизнес-план кафе на колесах.

Резюме

Почему кафе на колесах так популярны среди начинающих предпринимателей? Актуальность этого бизнеса – в его мобильности. Вы не будете знать таких проблем, как невыгодное месторасположение и низкая проходимость, что становится поводом для волнения владельцев стационарных кафе. В будни вы можете находиться вблизи деловых и студенческих центров, на перекрестках и в парках, в выходные – перемещаться в районы развлечений, в праздники – быть рядом с толпой.

Правда, этими достоинствами бизнеса можно воспользоваться только в городах с населением от 500 тысяч человек. В городах меньше открываться просто бессмысленно. Но даже в крупных городах с большим количеством лакомых местечек не спешите бывать везде. Ваша покупательская аудитория должна сформироваться, поэтому выберите один-три района и обоснуйтесь там, а если поток покупателей уменьшится, попробуйте покормить людей в других местах. И не забывайте о сезонности этого бизнеса – в связи с этим стоит разработать отдельные меню для теплого и холодного времени, но покупателей зимой будет меньше в любом случае.

Услуги кафе на колесах: приготовление, подача и доставка еды, обслуживание частных и муниципальных мероприятий.

Этапы подготовки к работе кафе на колесах:

  • Разработка концепции заведения, написание плана (можете использовать наш пример бизнес-плана), анализ рынка, определение актуальности заведения, выбор основных точек для торговли.
  • Подбор и оснащение транспорта.
  • Подбор поставщиков оборудования и его покупка.
  • Регистрация кафе на колесах и получение необходимых разрешений.
  • Проведение рекламной кампании.
  • Наем и обучение работников.

Целевая аудитория

К аудитории кафе на колесах относится ядро среднего класса и наименее состоятельная его часть. Ему хочется вкусной готовой еды из кафе, но в стационарном заведении наценка на блюда высока или сидеть там просто не хочется. Ориентироваться стоит также на молодежь, особенно на студентов и школьников. Востребованность кафе на колесах появляется у той части населения, что постоянно находится в движении и в делах. Ей приходится перекусывать на ходу – на полноценный обед в стационарном заведении времени нет. Да и обед там обходится дороже.

Услуга доставки еды такого уровня имеет аналоги не в каждом городе. Даже в сравнении с бюджетными столовыми и супермаркетами с готовыми блюдами кафе на колесах выигрывает. Оно находится ближе, и небольшая очередь быстро двигается на свежем воздухе. Часто посетителями кафе на колесах становятся случайные прохожие или те, кто вышел на перекур, поэтому оформление фургона должно быть привлекательным.

Инструкция по открытию

Прежде чем заняться практическими вопросами открытия, бизнесмену придется заняться бумажной работой. С законодательством у кафе на колесах особые отношения. С одной стороны, никто не может сказать, что точка торговли стоит в неположенном месте, ведь она не стационарная. С другой, любое предприятие общепита должно быть подключено к канализации и водопроводу, поэтому в некоторых городах администрация просто не даст открыть кафе на колесах. Но, если в вашем городе есть другие такие заведения, значит, способ открыть свое кафе есть. Если нет, уточните этот момент в администрации.

Порядок работы таков:

  • Выберите организационно-правовую форму и систему налогообложения. Лучше всего подойдет ИП на УСН.
  • Ваш код ОКВЭД – 56.10.22.
  • Получите соответствующее разрешение на свою деятельность.
  • Получите разрешение СЭС. Для этого вам нужны сертификаты соответствия для оборудования, договоры для утилизации и уборки.
  • Получите разрешение пожарных. Понадобится копия техпаспорта на фургон.
  • Заключите договор с поставщиком.

Вам нужно быть готовым к проблемам с землей. Где-то, как в Москве, предприниматели покупают разрешение на пользование землей на несколько месяцев. А гарантий, что потом вы его продлите, нет. Отсюда вытекает проблема с получением кредита.

Разработка меню

В первую очередь, нужно определиться, будет ли ваше заведение покупать готовые к разогреву блюда у стационарного кафе или ресторана или готовить еду попроще на месте. В первом случае выбор будет больше, а конкурентов – меньше. Но готовое меню приходит к вам уже с наценкой, поэтому поднять доход можно будет только сетью кафе на колесах. Да и покупатель не ждет замысловатые варианты от фургона.

Пусть лучше ваше меню включает закуски и напитки, по возможности, основные блюда. Вы можете специализироваться на одном виде еды – шаурма, хот-доги, пицца – или предлагать большой спектр угощений до 6 блюд, а также их вариации. Большее количество крошечная кухня фургона может не потянуть. Да и квалификация повара должна быть высокой, чтобы знать и умело готовить десяток разных блюд. В качестве закусок вы можете предлагать сэндвичи и бутерброды, выпечку и сладости, фастфуд и блюда национальных кухонь.

Напитки выбирайте по сезону: зимой – горячие и пряные, летом – прохладительные. Но всегда оставляйте в меню популярные, исключая алкоголь (для его продажи ваше кафе не подойдет по размерам торговой площади). Если вы хотите подавать такие продукты, как блины, гриль и барбекю-блюда, приобретите оборудование соответствующей мощности. В целом, ориентируйтесь на похожие точки, чтобы понять, чем взять аудиторию.

Техническая база

Важнейшее оборудование для кафе на колесах – сами колеса. Это может быть прицеп, фургон или автолавка. Лучше всего купить последние варианты. Проблема в том, что через шесть лет они потребуют трат на ремонт. «Купава» и «Тонар» изготавливают такие, но вы также можете приобрести уже обставленное заведение. Если вы решите комплектовать кафе сами, соотносите размеры оборудования с размером помещения. И главное, не забудьте прикрутить всю мебель к полу. Сумма, которую вы тратите на оборудование, и есть стоимость открытия кафе на колесах с нуля.

Статья расхода Цена (в рублях)
Фургон или автолавка (б/у) 580 000
Инвертор 2 000
Генератор 40 000
Шумоизоляция 26 000
Подогрев ступенек 5 000
Создание дизайна и косметический ремонт 100 000
Кондиционер 70 000
Конвектор 2 000
Холодильник (2) 60 000
Микроволновая печь 3 000
Техника для приготовления еды 150 000
Кофемашина 300 000
Производственный стол (2) 14 000
Аудиосистема 17 000
Одноразовая посуда, салфетки и материалы для упаковки (1000) 500
Мусорное ведро 1 000
Итого 1 370 500

Персонал

Кафе на колесах не требует большого штата персонала. Достаточно водителя (на него можно возложить и различные технические обязанности), повара и кассира. Серьезно подойдите к найму водителя: он должен быть опытным и хорошо знать город. Если водитель будет неаккуратен или ошибется с местом стоянки, бизнес потерпит убытки или обзаведется проблемами с законом.

Не забудьте о бухгалтере на аутсорсе, который будет вести ваши дела. Это обойдется примерно в 5 тысяч рублей в месяц. Далее приведем таблицу затрат на персонал.

Маркетинговый план

По сути, кафе на колесах – само по себе реклама. Оно ездит по городу, красуется в самых людных местах. Но некоторые услуги такого заведения стоят специальной рекламы: обслуживание частных праздников, доставка еды прямо в фургоне, чтобы приготовить ее на глазах клиента. Используйте в качестве рекламной площадки СМИ и рекламные каталоги. Кроме того, эффективны будут листовки.

В качестве способа продвижения можете использовать участие в городских праздниках. Обычно администрация заранее договаривается об обслуживании таких мероприятий. Не забывайте о специальных акциях: скидки в день рождения, шестой кофе в подарок и так далее. Ведите паблик в социальных сетях. Так как среди вашей аудитории много молодежи, на ура пройдут партнерские программы.

Финансовый план

Также стоит учесть периодические затраты на ремонт и техническое обслуживание транспорта. Заложить на обслуживание б/у машины нужно порядка 40 тыс. рублей в год. Наш бизнес-план кафе на колесах с расчетами показывает, что средневзвешенные доходы будут составлять 270 тысяч рублей в месяц, если рассчитывать на 30 человек в день и средний чек 300 рублей. Летом посетителей больше, зимой – меньше. Это дает 3 240 тысячи рублей в год. Ну а прибыль кафе на колесах за месяц равна примерно 40-50 тысячам рублей.

И, наконец, рентабельность кафе на колесах. Если разделить прибыль на выручку и умножить на 100%, получим:

(50 000 / 270 000) х 100% = 18%.

Относительно низкая рентабельность объясняется высокими расходными затратами и невысокой, в сравнении, с обычным кафе наценкой. Для увеличения рентабельности предлагается продавать сопутствующие товары широкого потребления для увеличения среднего чека, развивать бренд и узнаваемость своей компании, чтобы увеличивать наценку без риска потерять клиентуру.

Перспективы и риски

Возможностей роста достаточно: стабильные условия для развития, интерес аудитории к новым видам кафе. Владелец такого заведения имеет перспективу открыть свою сеть. Основная аудитория кафе на колесах – низ среднего класса – постоянно растет, поэтому популярность будет увеличиваться.

Но и рисков у бизнеса много:

  • Усиление конкуренции.
  • Ужесточение правовых норм для заведений общественного питания.
  • Недостаточная населенность города.
  • Нежелание городской администрации давать развиваться формату кафе на колесах.
  • Неблагоприятная погода.
  • Нехватка капитала из-за отказа банков сотрудничать.

Особо важно изучить ситуацию с подобными заведениями именно в своем городе и регионе, чтобы понять, подходит ли этот рынок для вашего города. Если молодежи в нем мало, как и студенческих центров и городских праздников, если администрация города не приветствует кафе на колесах, не стоит рассчитывать на легкие деньги.

В итоге

Проект кафе на колесах не требует больших стартовых затрат: 1 370 тысяч рублей – сравнительно небольшие вложения. Вам не нужно арендовать помещение для кафе на колесах и закупать большую партию оборудования – вы ограничиваетесь небольшим фургоном и скромным набором техники. Ежемесячные затраты в 213 тысяч рублей полностью покрывает доходность бизнеса – 270 тысяч рублей в месяц.

Мы высчитали, что чистая прибыль кафе на колесах будет составлять около 50 тысяч рублей в месяц в первые два года работы, если каждый месяц вы будете обслуживать по 900 покупателей. Рентабельность кафе на колесах не такая большая, но, быстро получив нужный опыт, предприниматель имеет все шансы поднять бизнес. Остается грамотно распоряжаться прибылью, чтобы в скором времени кормить город с помощью сети кафе на колесах.

Кафе на колесах уже совсем не редкость в больших, густонаселенных городах. Большинство предпринимателей, занятых в сфере общественного питания, уже так или иначе рассматривали возможность реализации данной бизнес-идеи. В данной публикации мы решили подробно рассмотреть этот проект.

Краткий анализ бизнеса:
Затраты на организацию бизнеса: 1,7-2,5 млн рублей
Актуально для городов с населением: от 300 тысяч
Ситуация в отрасли: малый уровень конкуренции
Сложность организации бизнеса: 3/5
Окупаемость: 1,2-2 года

Владельцы многих точек общественного питания, наверное, не раз сетовали на то, что их заведение «привязано» к одному месту. Кажется, что выбирали местоположение по всем правилам: первая линия домов, оживленное движение, наличие необходимых коммуникаций. Но не тут-то было! Вкусы и запросы потребителя изменчивы, как море в ненастную погоду, и все тонкие расчеты идут впустую. И сколько раз возникает такая мысль: «Взять и перенести свою точку в другое место»?

И вот это-то как раз и не проблема! Берите и переносите, точнее – перевозите. Сегодня здесь, завтра там, а на следующей неделе вообще в другом районе. Кафе на колесах – вот вариант решения этой проблемы. Причем не только для владельцев существующих предприятий питания, но и для тех, кто не обладает достаточным стартовым капиталом, чтобы открыть полноценное стационарное кафе.

Можете представить себе недорогое, уютное мобильное кафе на колесах, которое перемещается по городу в поисках наиболее оживленных людных точек? Наглядно все можно увидеть на фото в статье. Между тем, подобный бизнес на колесах уже давно не нов в городах нашей страны. Нужно отметить, что «мобильный» бизнес вообще «набирает обороты» — сейчас далеко не редкость мобильные кофейни , в которых можно приобрести стаканчик горячего, бодрящего напитка, и для этого не нужно никуда специально идти.

Сломалось авто в дороге? На помощь приедет мобильный автосервис ! В мобильном планетарии получат массу новых знаний и удовольствие от просмотра школьники, а дискотека на колесах даст возможность отлично повеселиться именно там, где вы захотите!

Можете представить какой «навар» будет приносить мобильное кафе на колесах в праздничные или выходные дни? Ведь такой ларек на колесах можно поставить где угодно: на площади, в парке, в будни – возле учебных заведений, вокзала или другом месте.

А затраты на начинание такого предприятия в десятки раз меньше, чем на открытие стационарной точки питания. Один из самых «приятных «бонусов» – это отсутствие арендной платы за помещение, которая во многих бизнес-проектов является одной из самых значительных статей расходов.

Это интересно: в США бизнес на колесах реализуется уже несколько десятков лет, поэтому, встретив фаст-фуд на колесах никто не удивляется. Поэтому 20-летняя девушка Шади Фарси решила привнести свою «изюминку» в этот бизнес, организовав фаст-фуд на колесах, где посетителей обслуживают девушки в бикини (о чем-то подобном мы рассказывали в материале «Уборка топлесс». Нужно сказать, что от посетителей нет отбоя, и Шади после года работы уже подумывает об открытии целой сети таких кухонь на колесах.

С чего начать

Прежде всего нужно определиться с целевой аудиторией ваших будущих посетителей (как это сделать читайте ). Именно это знание определит и ассортимент вашего заведения на колесах, и маршруты, по которым вы будете передвигаться по городу, и стратегию рекламной кампании, и многое другое. Вообще, самый лучший вариант – это иметь под рукой грамотный бизнес-план, который позволит вам не только увидеть полностью всю «картину» своего будущего бизнеса, но и позволит предусмотреть большинство трудностей, которые ожидают начинающего предпринимателя.

Что нужно для открытия бизнеса

Самое главное, это, конечно, средство передвижения. Недаром ваше заведение будет называться передвижное «кафе на колесах». Это могут быть переоборудованные автобусы, фургоны, или прицепы, наподобие домов на колесах. В Москве мы побывали в одном таком кафе на колесах, под который приспособили даблдекер – двухэтажный английский автобус. Нужно отметить, что получилось просто шикарно! Ларек на колесах отличается от, например, мобильной кофейни в том, что в первом посетители имеют возможность посидеть и спокойно покушать, выпить кофе, посмотреть телевизор, послушать музыку, и т.д.

Есть также вариант мини-кафе на колесах, при котором в том месте, где остановится мобильная кухня на колесах, расставляется несколько складных столиков и стульев, при необходимости раскидываются навесы возле автомобиля. При этом само транспортное средство полностью отводится под кухню.

Ваше мобильное помещение должно отвечать требованиям:

  • санитарно-эпидемиологической службы — иметь сертификаты соответствия на используемое оборудование, ряд договоров на обеспечение привозной водой, утилизации отработанной, утилизации твердых отходов и уборку прилегающей территории;
  • противопожарным нормам — это исправность электрооборудования, наличие средств тушения пожара;
  • техническим правилам. Для этого нужно предоставить копию техпаспорта прицепа (фургона), его фотографию, и сертификат соответствия. К этому пакету документов нужно дополнительно иметь договор с предприятием – поставщиком продуктов, и заключение Роспотребнадзора о транспорте на котором производится поставка продуктов.
  • И еще: по правилам внос продуктов и вынос отходов должен производиться через разные двери. Количество необходимых документов внушительное, но для открытия обычного кафе их требуется еще больше. И потом – всегда со всеми можно договориться.

Кстати, маленький совет: позаботьтесь о том, чтобы внешний вид вашего автокафе на колесах был исключительно в ярких, радужных красках, и оборудован привлекательной вывеской – приток покупателей увеличится в геометрической прогрессии. Кроме этого, автотранспорт должен быть полностью звукоизолирован, чтобы наружу, по возможности, проникало как можно меньше звуков. Думаю, излишне говорить о том, что помещение на колесах должно быть теплым и иметь кондиционер, сидеть в холоде и в духоте точно никто из посетителей не будет.

Ассортимент меню в кафе на колесах

Кафе, тем более мобильное – это все-таки не ресторан . Поэтому основной упор в меню нужно сделать на блюда, не требующие долгого времени приготовления. Это могут быть легкие закуски, салаты, выпечка, фаст-фуд, бутерброды, кондитерские изделия. Из напитков – горячие (чай, кофе, шоколад), соки, газировка. Торговля любой алкогольной продукцией в передвижных торговых точках менее установленной законодательством площади запрещена.

Хотя организация кухни часто предусмотрена подобными проектами прямо в автотранспорте, многие владельцы подобных заведений стараются избавиться от лишних хлопот, связанных с приготовлением пищи прямо на месте. И поэтому держат в холодильниках готовые блюда, которые при необходимости можно разогреть в микроволновке. В общем, быть или не быть кухне в вашем кафе на колесах – решать только вам, однозначного совета здесь дать нельзя.

Необходимое оборудование

В принципе, большинство оборудования вам понадобится из «арсенала» обычного стационарного кафе, это:

  • пару холодильников;
  • микроволновая печь;
  • печь для приготовления пищи;
  • кофе-машина;
  • водонагреватель;
  • необходимое количество одноразовой посуды (использовать другую будет нецелесообразно), салфеток, гигиенических принадлежностей.

Поставьте внутри контейнер под использованную одноразовую посуду. Если мебель будет находится внутри, то ее следует прикрепить к полу, чтобы во время движения ничто не «уехало» вместе со столом.

Из «нестандартного» оборудования понадобится:

  • телевизор;
  • преобразователь напряжения в 220 вольт;
  • аудиосистема с динамиками, размещенными по всему салону автомобиля.

Маршруты движения

Несколько слов нужно сказать о том, какие маршруты нужно выбирать для передвижения по улицам города. Если заведение будет арендовано на несколько часов одной компанией, то маршрут, конечно, выбирает тот, кто платит. В других ситуациях следует выбирать улицы с ровным дорожным покрытием, чтобы по возможности, посетители не испытывали всех присущих российским дорогам неудобств.

Как вариант – можно сделать прогулку по достопримечательностям вашего города (для туристов), ориентируясь на присутствующую аудиторию проехаться по романтическим местам (для влюбленных пар), или доставить к паркам с аттракционами семейные пары с детьми. Разумеется, нужно заранее иметь в навигаторе (который позволит избежать пробок) несколько вариантов движения.

Персонал

С подбором сотрудников проблем возникнуть не должно. Найти желающих с опытом работы в предприятиях быстрого питания труда не составит. Главное, чтобы у них в наличии были медицинские книжки. Достаточно будет двух человек поваров-официантов и водителя-грузчика в одну смену.

Еще один момент – это получение разрешения муниципальных властей на ведение торговли. Обычно администрации населенных пунктов идут навстречу таким начинаниям – ведь налоги от доходов идут в местный бюджет.

Как видите, в реализации данной бизнес-идеи нет ничего сложного. Постоянное расширение ассортимента, организация доставки еды на заказ (как организовать доставку читайте тут — ), скажутся только благоприятно на вашем бизнесе, и всячески содействуют рекламе. Приложите чуточку усилий и креативности – и ваш ларек на колесах станет самой известной точкой быстрого питания в районе и в городе.

Кстати, мнения экспертов от бизнеса в отношении данной бизнес-идеи противоречивы. Вот на что ссылаются оппоненты передвижного кафе (взято из материалов журнала «Cвое дело»):

  • Скорее всего, стоимость обслуживания и эксплуатации данного автобуса будет сопоставимой (или даже больше) с расходами на содержание стационарного кафе сопоставимой площади: расходы на бензин, зарплату персоналу, техническое содержание. При этом доходы заведомо будут меньше - собственное производство всегда более прибыльно, а в данном случае придется закупать готовую продукцию на стороне.
  • Во-вторых, данную идею не одобрят санитарные службы города. Если уж и браться за данный проект, то может, иметь смысл переориентировать его на корпоративное обслуживание (дни рождения, вечеринки, выпускные) и делать упор на развлекательную программу и напитки.
  • Проект нежизнеспособный. Во-первых, «Роспотребнадзор» ни за что не выпустит такой автобус на маршрут (любое заведение общепита должно быть подключено к стационарному водопроводу и канализации). Во-вторых, по правилам пожарной безопасности входа должно быть, как минимум, два. В проекте же действует только один вход.

Бизнес этот очень интересен — и наше издание расскажет вам, как им заняться.

Основа бизнеса — прицеп

В начале 90-х годов в российских городах незаметно исчезли многочисленные когда-то блинные, пельменные и закусочные. Но именно тогда появилась новая рыночная ниша для кафе на колесах, остававшаяся до кризиса 1998 года практически незанятой. В Москву в 1994 году пришла фирма «Маркон — Сити», владеющая сетью быстрого питания Steff, которая продавала жителям столицы фирменные хот-доги — до кризиса у нее практически не было конкурентов. Steff и по сей день остается самой крупной российской сетью, в ее состав входит 115 мобильных кафе. По мнению Евгения Кобзаря, возглавляющего Московскую ассоциацию предприятий быстрого питания, именно на примере этой сети-первооткрывательницы учились последователи, число которых все увеличивается.

Кстати, в этом году известная сеть «Крошка-картошка» обогнала Steff по оборотам.

Основа любого передвижного кафе — прицеп, оснащенный необходимыми аппаратами для приготовления пищи. Например, фургоны, привозимые Steff из-за рубежа, обходились ей в 25 тысяч долларов. С тех пор цена заметно упала: полный аналог того прицепа сейчас на российском рынке стоит 9 тысяч долларов. В России есть несколько ведущих фирм, которые поставляют такую продукцию. Во-первых, это легендарная орехово-зуевская компания «Тонар», которая вот уже 10 лет изготавливает различные модели прицепов. Легендарная она потому, что «Тонарами» зачастую зовут вообще любые прицепы, предназначенные для торговли, не подозревая, что это имя собственное. Название проникло даже в постановления властей различных городов, посвященные вопросам мелкорозничной торговли. К сожалению, ни одна модель «Тонара» не подходит напрямую для открытия мобильного кафе — прицепы фирмы требуют серьезного дооснащения. Зато эти прицепы — самые дешевые; стоят они 3-4 тысячи долларов. Второе предприятие — это белорусский завод «МАЗ-Купава», который имеет представительства в Москве и Санкт-Петербурге. Несколько моделей «Купавы» уже могут без доработки использоваться для торговли простейшими продуктами — такими, как, например, гриль и шаурма. Обойдется подобное кафе на колесах в пять-шесть тысяч долларов.

Еще один лидер в изготовлении прицепов для мобильных кафе, на котором можно завершить обзор этого рынка, — компания «Автохолод». Она делает около 70 разных модификаций кафе на базе прицепов «Купавы». Стоит продукция «Автохолода» от 5 до 12 тысяч долларов. А оснащением любых прицепов оборудованием для приготовления пищи занимается компания «Деловая Русь» .

Средняя стоимость прицепа для организации точки фаст-фуда составляет 10 тысяч долларов — по крайней мере, по такой залоговой стоимости прицепы предоставляются для открытия кафе по франчайзингу. На ваше средство производства вам придется отложить как минимум 5 тысяч долларов. Столько стоят простейшие модели, оснащенные только грилем, которые чаще всего используются для изготовления кур-гриль. По мнению Владимира Сорокина, владеющего тремя прицепами для торговли курами-гриль, именно эти кафе быстрее всего окупаются — и по причине дешевизны, и из-за популярности среди представителей низшей прослойки среднего класса, самой многочисленной, по крайней мере, в столице, категории покупателей.

Специалисты считают, что срок годности прицепа — 5-6 лет: именно через такое время интенсивная эксплуатация приводит к изнашиванию. Это свойство надо учитывать предпринимателям, по крайней мере тем, кто не планирует оставлять этот бизнес через пятилетку.

Ограничений на то, чем может торговать мобильное кафе, сейчас практически нет — прицеп без проблем оснастят всем необходимым для изготовления выпечки, пиццы, барбекю, блинов, картошки, пончиков, разнообразных национальных блюд. Получить представление о потенциальном разнообразии продукции можно, познакомившись с ассортиментом вышеупомянутой «Деловой Руси». Дело только в вашей фантазии. Правда, ни в коем случае нельзя упускать из виду и более прозаические основы успешности вашего будущего бизнеса, вроде технологичности продукции и возможности постоянно иметь под рукой полуфабрикаты.

Ограничений на продукцию нет, зато есть ограничения другого рода. О них нам рассказал Евгений Кобзарь, который является к тому же руководителем «Автохолода» — собственника сети прицепов «Пирожки из печи». Во-первых, мобильные кафе — это бизнес больших городов. В городе с населением 200 тысяч жителей, где у людей другой менталитет и где они могут запросто ходить обедать домой с работы, открывать кафе на колесах — занятие малоперспективное. В таких городах кафе могут приносить доход только в местах массового отдыха да на городских праздниках и, как правило, летом. Во-вторых, массовое распространение кафе, продающих кур-гриль, шаурму (или, по-питерски, шаверму) и хотдоги, имеет вполне прозаическое объяснение. Полуфабрикаты для изготовления описанной продукции можно легко приобрести и нет необходимости держать отдельную заготовительную базу. Более сложная продукция, вроде картошки с начинкой или блинов, требует организации своей производственной базы, которая будет окупаться только в случае открытия сети из 5-6 передвижных кафе.

Закон для фаст-фуда не писан

Третью проблему, самую большую, можно описать двумя словами — отношение властей. То, что для получения разрешения на право торговли нужно пройти 15 инстанций, а при попытке перебазирования этот круг надо будет повторить (что ставит под сомнение само понятие «мобильности» точки), тут вовсе не самое главное. По словам Евгения Кобзаря, свое отношение к прицепам «пиво-воды-сигареты» как к неизбежному временному злу, которое надо терпеть до организации нормального количества точек стационарной торговли, власти многих городов распространяют и на точки мобильного фастфуда. Подобное отношение сохраняется и в столице, несмотря на то, что передвижные кафе активно привлекаются для помощи в организации городских праздников: 9 мая, День города, праздники «МК» и Фестиваль пива.

Отсутствие нормативов организации деятельности мобильного фаст-фуда на федеральном уровне приводит к тому, что власти городов сами определяют политику в отношении кафе на колесах. Поэтому и ситуация меняется от города к городу. В Москве, например, действует около 30 постановлений, которые иногда просто противоречат друг другу. За последнее время в столице было несколько громких скандалов, связанных с мобильными точками. Так, в Северном округе префект потребовал вывозить «тонары» на ночь — именно так говорится в одном из постановлений.

Если бы префект добился своего, это означало бы, что торговцы были бы ввергнуты в значительные дополнительные расходы. Ведь «тонары» подключены к электросети и их надо было бы каждый день отключать (что случится при этом с продуктами из холодильников, представить несложно), владельцам пришлось бы нанимать шоферов, а отбуксированные прицепы надо было бы где-то хранить. К счастью, префект просто демонстрировал предпринимателям, кто в округе хозяин. В другом округе у владельцев кафе вдруг потребовали убирать территорию радиусом 30 метров вокруг прицепа. Таких случаев наверняка множество и в других городах.

По мнению специалистов Московской ассоциации предприятий быстрого питания, на данный момент развитию бизнеса мобильных кафе больше всего мешает неурегулированность вопроса с землей. Например, в столице владельцы кафе на колесах получают в Москомземе земельную декларацию и платят не арендную плату, а плату за использование земли. Разрешение дается на одинтри месяца. По прошествии этого срока никто из предпринимателей не застрахован от того, что его разрешение не продлят или точку куда-нибудь не передвинут.

Именно из-за такого подвешенного состояния, как считают эксперты, владельцы точек экономят на дополнительных вложениях в развитие бизнеса. К тому же, из-за отсутствия долгосрочных гарантий этим бизнесом трудно заинтересовать банки — даже быстроразвивающиеся сети не могут это осуществить.

Показательно и отношение федеральных властей. Уже приняты новые российские санитарные нормы, которые требуют от предприятий общественного питания подключения к городским системам канализации и водопровода, и никаких исключений для кафе на колесах не сделано. Санэпидемнадзор отсрочил пока введение в действие этих норм до февраля следующего года — за это время проблему надо решить. А пока городские власти Ярославля, к примеру, вообще запретили такой бизнес, как мобильные кафе, ссылаясь именно на эти санитарные нормы.

Хорошее кафе на колесах отличается повышенной проходимостью.

Наибольшее распространение этот бизнес получил пока в Москве. Здесь работают 3000 кафе на колесах, 300 из которых принадлежат различным сетям. Несмотря на такое количество точек, о серьезной конкуренции на этом рынке речи не идет и рентабельность его очень высока. Первоначальные инвестиции на открытие мобильной точки фаст-фуда составляют от 5 до 15 тысяч долларов (на организацию сети таких точек, затраты на порядок выше). Сюда входит приобретение оснащенного прицепа, покупка кассового аппарата, одноразовой посуды и полуфабрикатов. Окупается кафе на колесах через 6-8 месяцев, в зависимости от месторасположения в городе. Как рассказал Евгений Кобзарь, есть города, в которых мобильное кафе окупается именно за этот срок — так же, как и в столице. Это Нижний Новгород, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Краснодар, Сочи. Хотя там покупательная способность несколько ниже, чем в Москве, это компенсируется повышенным интересом клиентов к передвижным кафе. Бизнес этот в регионах развивается достаточно бурно. Евгений Кобзарь, который руководит компанией «Автохолод», рассказывает, что предприниматели из городов России, которые начали этот бизнес 2-3 года назад, сейчас регулярно возвращаются для покупки все новых и новых прицепов-кафе.

Каждую точку профессионалы характеризуют двумя показателями — проходимостью (сколько покупателей прошло за день) и средним размером чека (средней стоимостью одной покупки). Не очень удачно расположенная точка обслуживает 50-60 покупателей в день, а средний размер чека составляет 15-25 рублей. Прибыльная точка обслуживает 200-300 клиентов (физический предел — 500 покупателей). Стоимость одной покупки в среднем составляет 50 рублей и ограничена 100 рублями даже в столице — из-за нынешней покупательной способности россиян.

Что касается сезонности, то январь и февраль не очень удачные месяцы для этого бизнеса (а в морозные дни выручка просто стремится к нулю). Всплески интереса к мобильным кафе происходят ранней весной и поздней осенью, на стыке холодного и теплого сезонов.

Скромные инвестиции, быстрый старт, широкий выбор франчайзеров – вот что делает привлекательным фаст-фуд на колесах. Но самая большая привлекательность бизнеса в том, что мобильная точка может легко и быстро переместиться в любое место. А от места, как известно, зависит прибыльность любого дела.

Определяемся с видом закусочной

Прежде всего, надо определиться, будет ваш мобильный киоск специализироваться на каком-то одном продукте, или предлагать широкий выбор различной быстрой еды. От этого зависит его месторасположения. В спальных районах лучше предлагать ту еду, которая может заменить быстрый ужин, когда людям нет времени самостоятельно его готовить: куры-гриль, пельмени – все то, что не съешь «на ходу». А вот блинчики с начинкой, шаурма и пирожки отлично пойдут там, где людям надо что-то быстро перекусить, не меняя своего маршрута движения и не уделяя еде слишком много времени.

Подходящее место

От места, как говорилось, зависит многое. Иногда даже 50 метров играют решающую роль в успехе бизнеса. Особенно остро этот вопрос будет стоять для круглосуточной закусочной. Через нее должен постоянно проходить поток людей даже в темное время суток. Поэтому такую закусочную рекомендуется ставить у дороги.

Обратите внимание, чтобы ваш бизнес работал без проблем, надо согласовать с местными властями месторасположение вашего фаст-фуда. Фургон или мини-автобус – это не повод парковаться, где понравиться и оттуда вести торговлю. Такие действия расцениваются, как административное правонарушение.

Поэтому важно не просто выбрать удачное место, но и определиться с его владельцем, обратиться к нему за соответствующим разрешением. Если территория принадлежит городским властям, надо обратиться в комитет муниципального имущества. Там же можно запросить схему размещения мобильных точек торговли с указанием мест, где нет необходимости оформлять специальные разрешения.

Стартовый капитал

Первое, чем привлекает этот бизнес предпринимателей – низкий порог входа. Переоборудованный автомобиль или прицеп обойдутся примерно в 20 тыс. долл., а если купить подержанный объект, эту статью расхода можно сократить вдвое. Также основными статьями расхода станут:

  • регистрация и другие организационные вопросы;
  • создание фирменного стиля;
  • закупка партии продуктов;
  • зарплата персоналу.

Если открыть бизнес по франшизе, можно существенно снизить риски стартапа, хотя существенно увеличить первоначальные инвестиции. Но в этом случае предприниматель получает ряд преимуществ:

  • отсутствие расходов на организацию собственного стиля;
  • бесплатное обучение персонала и рекомендации по входу в бизнес;
  • нет необходимости завоевывать рынок новым продуктом.

Если не ошибиться с местом, то бизнес можно вывести на хорошую окупаемость. Причем лучше всего начинать сразу с нескольких автофургонов в разных местах города. Правда, при этом придется полностью подчиниться правилам франчайзера.

Необходимые формальности

Бизнес необходимо зарегистрировать в налоговой в качестве ООО или индивидуального предпринимателя. Деятельность закусочных регулируется ОКВЭД 55.30: «деятельность ресторанов и кафе». Для налогообложения используют режим ЕНВД, поскольку размер налога зависит от занимаемой торговой точкой площади. А она, понятное дело, небольшая. Также в этом случае применяется коэффициент к2, который смягчает режим налогообложения. Помните, что автофургон – это транспортное средство, а, значит, его надо зарегистрировать в ГИБДД.

Но это не все формальности, с которыми столкнется бизнес. Поскольку торговая точка – это закусочная, то ее деятельность надо согласовать с пожарной инспекцией и Роспотребнадзором. В последний надо предоставить такие заключенные договора:

  • на обследование систем вентиляции;
  • на чистку одежды;
  • на дезинфекцию;
  • на вывоз мусора и ТБО.

Оборудование

Сегодня на рынке можно найти предложения уже готовых оборудованных фургонов под конкретные направления. Но если вы только начинаете свой бизнес, нет смысла покупать новое оборудование за 25 тыс. долл. Можно купить оборудованный б/у фургон за 5-7 тыс. долл. и протестировать свой бизнес.

Если вы будете торговать штучными товарами или готовить еду из полуфабрикатов, надо закупить холодильное оборудование. В этом случае придется организовать источник питания. К жилым домам подключаться нельзя, поэтому часто предприниматели покупают генератор (еще тысяча долларов). Хотя он не всегда покрывает потребности.

По производителям оборудования лучше отдавать предпочтение французским компаниям, если покупаете электрику, немецким и итальянским, если газовое, а датским при выборе холодильных установок.

Обслуживающий персонал

Для работы на одной торговой точке надо нанять двух сотрудников, которые будут работать по графику двое суток через двое. У каждого из них должна быть санитарная книжка. Оптимальный режим заработной платы – ставка плюс процент от дневной выручки. Причем желательно установить минимум дневной выручки, с которой будет платиться процент. Это мотивирует персонал на качественную работу. Желательно, чтобы у них был опыт работы в заведениях общепита.

Важно, чтобы это были добросовестные сотрудники, особенно если ваш фаст-фуд торгует едой на вес, а не поштучно. Недовес – это дополнительная выручка в карман продавца, но и минус к репутации вашей точки. А проследить работу персонала не так просто.

Поиск поставщиков

Обычно после открытия точки поставщики сами начинают выходить на владельцев. Но чтобы ваш бизнес был успешным, важно выбрать хорошего поставщика заранее. От качественных и свежих продуктов зависит качество предлагаемой вами еды, а, значит, спрос на ваши услуги.

Для курей-гриль надо выходить на сотрудничество с местными птицефабриками. Для продажи пирожков стоит наладить отношения с хлебопекарнями. Можно найти производителей полуфабрикатов и закупать у них продукцию, которую готовить прямо на точке.

Подсчет доходов

Основная ошибка начинающих предпринимателей – слишком высокие или слишком низкие цены на старте бизнеса. На самом деле надо найти среднюю цену по рынку и на начальном этапе установить свои цены немного ниже.

Хорошо раскрученная точка в сезон (весна-лето) может зарабатывать до 800 долл. в стуки. Зимой из-за холода люди предпочитают питаться в стационарных заведениях общепита. Самое интересное, что конкуренция в этом бизнесе играет незначительную роль. Даже две расположенные рядом мобильные точки или расположенный у стационарной закусочной мобильный фаст-фуд может иметь хороший успех.

Определить рентабельность точки можно по простому тесту – если после часа пик у вас не будет ни одного клиента, ее лучше закрыть или отвезти в другое место.

В середине мая в Петербурге появился фургон с уличной едой «1983». Его создатели - студент Влад Кяуне и дизайнер Саша Братчиков - в течение нескольких месяцев сами ремонтировали Volkswagen Transporter 1983 года выпуска и обустраивали в нём передвижное кафе, а затем начали работать на улицах, несмотря на отсутствие разрешающих документов. The Village расспросил Влада о том, как превратить ржавую развалюху в модный малый бизнес.

ВЛАД КЯУНЕ
создатель кафе
в фургоне «1983»

Покупка фургона

История с уличной едой нас заинтересовала прошлым летом, когда в Петербурге начали появляться интересные стритфуд-проекты. Конечно, тележка была одним из самых ярких. Мы им даже написали за советом, но они не ответили. К сентябрю мы с моим напарником Сашей уже начали сколачивать стойку, но у нас возникла масса технических вопросов: как приделать колёса, как сделать стенд. Потом стало холодно, и мы решили повременить, утащив стойку в гараж. Примерно в это же время прочитали про ребят из Владивостока, которые сделали прицеп с бургерами и стейками. Они нас тоже очень вдохновили, и мы начали думать о прицепе, но поняли, что это накладно.

В итоге решили, что идеальным вариантом будет просто старый фургон. Его стали искать на Avito и быстро нашли тот вариант, с которым мы сейчас работаем. Он стоил 40 тысяч рублей. У него был рабочий двигатель, и в целом за ним следили. Но то, что это фургон не за миллион рублей, нам аукается с завидной регулярностью. Зато теперь мы отлично разбираемся в устройстве автомобиля.

Первое время мы пытались вести сами все работы по ремонту, и какие-то вещи у нас даже получались. Каждый вечер мы проводили в гараже, но процесс тянулся долго. Теперь, когда у нас появилась куча других дел, мы стали отдавать фургон в руки мастеров.



Оборудование

С самого начала мы купили кофемашину, гриль, холодильник и кофемолку. Сейчас добавили фритюр, мультиварку и тостер. Всё упирается в проблему с электричеством. Нужно либо протягивать его с какой-то площадки, либо ставить генератор. У нас есть генератор на три киловатта, но его хватает только на кофемашину и кофемолку. У наших друзей из фургона с мороженым « » есть генератор на пять киловатт. Если мы с ними поменяемся, тогда заживём и наконец-то сможем ездить по городу, а не искать дружественные площадки! Сейчас для нас это один из ключевых вопросов.

Площадки для работы

Первый раз мы выехали в 5 утра в выходной на канал Грибоедова. Понятно, какая в это время была публика. Мы полчаса сидели в фургоне и боялись из него выйти. В нашем случае нельзя было просто открыть дверцу и тихо начать продавать. С дверью фургона у нас до сих пор проблемы: мы вдвоём её вынимаем и ставим рядом, это целый перформанс. Кроме того, нужно было достать генератор, поставить его около Невского и включить. В итоге мы это сделали, простояли полчаса-час и продали пару бейглов с кофе. Этого хватило, чтобы получить какой-то первый опыт.

Следующие пару-тройку дней мы стояли на Английской набережной, там тоже было достаточно вяло, но мы начали получать первый фидбек. В тот момент мы столкнулись с проблемой, которая с нами до сих пор: люди в основном фотографируются с фургоном, а не покупают у нас еду. Но это, конечно, всё равно приятно. Те десять бейглов, которые мы продали за несколько часов, помогли нам продумать, как всё должно быть устроено внутри фургона, и организовать процессы приготовления еды.

Первый раз нас полноценно загрузило на «Ресторанном дне», когда мы сначала стояли в Contour, а потом во «Флигеле». Тогда распродали всё. Затем нам начали писать с предложениями. Одно из них - от бизнес-центра «Ново-Исаакиевский», где мы теперь встаём по средам. У них очень красивый внутренний двор, туда хорошо помещается фургон. Также мы взяли место в аренду в кластере «Флигель» - там можно встать во внутреннем дворике. Хоть и напротив помойки, но достаточно комфортно. Аренда стоила 30 тысяч рублей, но мы их наскребли. Зато сразу поняли, какой должна быть стоимость еды и сколько мы можем отбивать. Сейчас мы также кормим художников, которые приехали на открытие выставки в Музей стрит-арта. Пока это наш основной источник дохода.




Разрешения на работу

Все проекты с уличной едой делятся на два типа: легальные и полулегальные, когда кто-то сверху «помогает» и организует тебе безопасное место на улице за деньги, примерно равные стоимости аренды небольшого помещения. В августе будет период подачи заявок в администрацию города на согласование уличных киосков, тележек и фургонов. Это согласование в хорошем случае идёт полгода, и практически нереально, что тебе что-то согласуют. Этим мы и будем заниматься. Правда, в этом случае нам выделят фиксированное место, а это всё равно немного не то, что мы хотим.

В принципе, с теми документами, которые мы можем сделать - налоговым оформлением и санкнижками, - уже можно работать. Основной максимальный штраф, который нам за это грозит, - пять тысяч рублей, но есть ряд дополнительных санкций за отсутствие туалета, нарушение норм расположения техники. На Английской набережной мы стояли 9 мая, полиция проезжала мимо и даже приостановилась. Мы старались в их сторону не смотреть. Но в итоге пронесло.

Меню

Сначала мы продавали бейглы, так как занимались в основном самим фургоном, а не едой - мы в общем-то и не повара. Первые две недели мы закупали у все ингредиенты по граммам, а затем их собирали и разогревали. Но в таком формате нельзя строить бизнес из-за большой себестоимости продукта, поэтому мы решили сами развивать кухню. Пробуем готовить чиабатту, сэндвичи, хот-доги, бургеры. На данный момент мы ещё не пришли к чёткому меню. Финальный вариант точно будет ёмким: несколько сэндвичей, один суп и напитки. Это позволит экономить время и не терять в качестве.

Мы решили сделать меню доступным, поэтому пока много не зарабатываем. Сейчас у нас нет цели получать зарплату, все деньги сразу идут в дело. Следующая прибыль пойдёт на генератор и ремонт двери. Ещё нам хочется иметь навес от дождя и большие колонки - чтобы можно было включать музыку и ездить по городу.

фотографии : Дима Цыренщиков