Задне боковой свет фотографии. Боковой свет. Рациональные условия для поляризатора

Этим материалом я продолжаю цикл по студийному освещению, начатый статьей «Фотостудия для начинающих. Основы работы со студийным импульсным светом» . Следующая статья будет посвящена основным ошибкам в студийном фотопортрете, затем мы рассмотрим другие световые схемы - «высокий ключ» High Key, «низкий ключ» Low Key и нестандартные схемы постановки света в фотостудии, включая световую схему и способ обработки в стиле Андржея Драгана, пример которой можно часто увидеть на обложках журнала Esquire. Полетели!

Задачи студийного освещения - имитировать естественный свет, создать и подчеркнуть объем, передать настроение снимка, показать преимущества портретируемого и скрыть недостатки. Рассмотрим классическую световую схему. Часто ее называют рембрандтовской (в такой манере великий художник писал свои портреты), иногда встречается название «45 градусов» (сорокопятка). Расположение приборов на схеме приводится в качестве примера. Повторять расстановку схемы в студии один в один не стоит!

Рисующий источник света (Key Light).

Рисующий источник света формирует светотональный или светотеневой рисунок.

Какие светоформирующие насадки необходимо использовать для рисующего источника света?

Для передачи настроения снимка необходимо выбрать световое решение. Напомню, что по характеру света (мягкий, жесткий) выделяют два типа световых решений: светотеневое и светотональное. Светотеневое освещение - это жесткий свет , который получается при использовании рефлекторов небольшого размера. Обычно используют портретные тарелки и рефлекторы. Серебристая поверхность и небольшие размеры рефлекторов дают жесткий свет.

Плюсы светотеневого освещения: ярко выраженный объем и фактура. Минусы: сильно выраженная фактура кожи, которая допустима для мужских портретов, но является нежелательной для женских. К минусам можно отнести и необходимость тщательного продумывания расстановки света и положения модели. Смещение модели на пару сантиметров или небольшой поворот могут привести к появлению некрасивых теней и нежелательному изменению линий и форм. Для получения светотонального характера портрета мы будем использовать для рисующего источника источники мягкого рассеянного света с большой светоизлучающей поверхностью: софт-боксы, стрип-боксы и фотозонты.

Где и на какой высоте устанавливать рисующий источник света?

Варианты установки света:

  • Фронтальный
  • Переднедиагональный
  • Боковой
  • Заднедиагональный
  • Контровый

Рисующий источник располагается обычно переднедиагонально. Под углом приблизительно 45 градусов относительно оптической линии камера-модель. Причем модель повернута к рисующему источнику таким образом, чтобы рисующий источник был чуть «контровее» плоскости носа. (Представим дугу камера-фон и проведем от носа модели плоскость, которая пересечет эту дугу. Прибор должен быть за этой точкой пересечения, чуть ближе к фону.)

Теперь о высоте рисующего источника. Если опустить источник слишком низко, мы получим жутковатого «графа Дракулу» (помните в пионерлагерях пугали друзей фонариком у подбородка). Также лицо будет казаться шире, чем есть на самом деле. Если поднять прибор слишком высоко, то мы получим драматический верхний свет как в театре, тени под глазами (как у панды). Вывод: будем ставить чуть выше головы модели. Также рекомендую при постановке света по высоте следить за бликами в глазах модели. Блики придают взгляду большую выразительность.

Какова мощность рисующего света относительно других приборов?

Рисующий источник обычно ярче на 1–1,5 ступени (F-Stop), чем остальные источники световой схемы. Мощность других источников всегда согласуется с рисующим и в классической схеме освещения всегда меньше него.

Заполняющий свет (Fill Light)

Для заполняющего света используют либо софт-бокс, либо светоотражающую панель (лайт-панель, лайт-диск). Задача заполняющего света - смягчить светотеневой рисунок. То есть сделать тени менее глубокими. Примеры, когда заполняющий свет просто не нужен: светотеневой мужской портрет, драматический женский портрет (встречается реже) и светотональный портрет, при котором и так все мягко и хорошо.

Заполняющий свет обычно располагают либо фронтально, либо рядом с камерой (чуть левее-правее), переднедиагонально. В литературе я встречал заявление, что источник заполняющего света должен быть исключительно фронтально, чтобы не допустить появления двойных теней. С этим заявлением я категорически не согласен. Достаточно использовать большой софт-бокс или лайт-диск (лайт-панель), расположенный близко к модели, который не приведет к появлению дополнительных теней.

Фоновый свет (Back Light)

Единственная задача фонового света - отделить модель от фона, придать глубину и объем фотографии. Для фонового света обычно используют источники жесткого света, формирующие световое пятно определенной формы и размера, или равномерно освещают фон. Светоформирующие насадки для фонового света: ковш, стандартные рефлекторы, тубус (Snoot), шторки (Barn Doors). Применяют также цветные фильтры для получения необходимой окраски фона или специальные приборы с линзой Френеля и возможностью установки масок Габо (металлические пластинки-трафареты с вырубленным рисунком) - например, для имитации эффекта жалюзи или рисунка, имитирующего свет из окна с тенью от рамы.

Слово «фотография» дословно переводится как «рисование светом». Именно поэтому красивый свет – залог хорошего снимка. Нужна постоянная практика, чтобы научиться «видеть» свет, «ловить» свет и выгодно использовать его. Но для начала неплохо бы обобщить в своей голове немного теоретических знаний о свете в фотографии . Этим-то мы и займемся!

Свет в фотографии можно классифицировать по следующим параметрам:

— характер освещения (мягкий или жесткий свет);

— способ получения освещения (направленный, рассеянный, отраженный);

— направление света относительно объекта съемки (фронтальный, боковой, контровой, верхний, нижний);

— роль того или иного источника в общем свето-теневом рисунке (рисующий, заполняющий, контровой, моделирующий и фоновый);

— в зависимости от характера источника (естественный и искусственный свет);

— по цветовой температуре (теплый или холодный свет).

Можно до бесконечности выделять все больше и больше видов света, но мы остановимся на представленном делении.

Мягкий свет и жесткий свет.

Жесткий свет имеет характерную картинку, которую легко распознать по резкому контрасту между светом и тенью, минимумом полутонов. При жестком освещении тени от объектов становятся глубокими, а блики – ярко выраженными. Также подчеркивается текстура объектов съемки. Самый простой пример жесткого света – это солнце в яркий полдень. Также жесткий свет можно создать при помощи вспышек, направленных на объект съемки без использования каких-либо насадок. Жесткий свет дают студийные приборы с рефлектором или с насадкой типа соты, тубус и т.п.


Мягкий свет
характеризуется более спокойным рисунком – максимум полутонов и градиентов. Поэтому в классической портретной съемке основным источником является источник мягкого света – студийный прибор с фотозонтом или софтбоксом или же мягкий свет из окна. Также примером мягкого света может служить естественное освещение в облачную погоду или свет в тени здания в солнечный день.

Как получить нужный светотеневой рисунок.

Светом можно управлять (при съемках в студии или со вспышкой) или же использовать то, что есть вокруг (при съемках на улице или в помещении без вспышки). Как бы то ни было, фотограф может использовать три разных по способу получения вида света .

Направленный свет получается при использовании довольно мощного источника, направленного на объект съемки с небольшого расстояния, без использования дополнительных насадок. Поэтому направленный свет – обычно жесткий с характерным светотеневым рисунком.


Отраженный свет
получается при отражении основного источника от какой-либо поверхности. Это может быть зеркало, белый однородный материал, серебристая поверхность или обычная выкрашенная в однотонный цвет стена. Поверхности белого и серебристого цвета не изменяют цветовую температуру (т.е. сохраняют естественные цвета). Цветные поверхности при отражении света от них дают цветные рефлексы, поэтому их нужно использовать с осторожностью. Отраженный свет по жесткости занимает среднее положение между направленным и рассеянным.

Рассеянный свет – это свет от основного источника, который проходит через полупрозрачные субстанции, прежде чем попасть на объект съемки. В качестве рассеивателя могут служить кучевые облака на небе, кусок полупрозрачной ткани, лист бумаги, занавески или профессиональные приспособления (зонты на просвет, софтбоксы и т.п.). Также рассеянный свет – это свет в тени в солнечный день. Рассеянный свет – наиболее мягкий, дающий плавные переходы между светом и тенью на объекте съемки.

Вы наверняка зрительно представляете, что свет можно направлять под разным углом относительно объекта съемки: прямо на модель («в лоб»), сбоку, под 45 градусов, сзади, сверху или снизу. От угла освещения зависит способ передачи объемов на объекте съемки. Наверняка вы слышали выражения типа «плоский свет» и «объемный, художественный свет». Так вот для того, чтобы при помощи фотографии, двухмерного изображения передать объем, который мы видим в реальном, 3D мире, необходимо использовать свет, подчеркивающий объемность предметов.

Лучше всего с этой задачей справляется боковой свет , а в сочетании с акцентной подсветкой сзади он создает максимальный художественный эффект. Только боковой свет – понятие довольно широкое, его можно поставить под разными углами. То, как правильно выставить боковой свет, зависит уже от модели и особенностей ее внешности. Также красивый свето-теневой рисунок создает верхний свет , который часто используют для модельной съемки в студии. А вот нижний свет используют в основном для заполнения теней или для создания специфического эффекта съемки для фильмов ужасов.

Роль источников света в схеме освещения

Теперь рассмотрим роль разных источников в зависимости от их участия в общей картине освещения объекта съемки. Вы скорее всего уже встречали такие понятия как «заполняющий свет», «рисующий свет», «контровой свет» и т.п. Давайте разберемся, что означают все эти страшные понятия. На самом деле нет ничего сложного:

Рисующий свет – это основной источник освещения в схеме постановки света. Именно он прорисовывает основные объемы объекта, отсюда и название. В англоязычном мире этот свет называют «key light», т.е. ключевой свет. Источник рисующего света обычно бывает один, и он самый мощный по сравнению с остальными. В качестве рисующего света классически используют боковой или верхний свет.

Заполняющий свет – свет, который используется для равномерного освещения всей сцены. Его обычно применяют либо для подсветки теней, либо для общего выравнивания освещенности в кадре, чтобы получить возможность нормально проэкспонировать снимок при желаемых значениях выдержки и диафрагмы.

Моделирующий свет применяется для создания акцентов (подчеркивания бликов) или же смягчения отдельных теней на объекте съемки. Обычно моделирующий свет является узконаправленным, а его мощность устанавливается так, чтобы не перебивать основной светотеневой рисунок.

Контровой свет (его еще называют контурным) создается при помощи источника, расположенной за моделью. Обычно он используется для отделения модели от фона, для создания акцентов и художественной подсветки контуров фигуры. В классической портретной съемке контровой свет направляют либо сзади, либо сзади под углом (из-за плеча). Схемы с использованием контрового света – наиболее красивые. Контровая подсветка эффектно смотрится в мужских портретах, а также интересно смотрится для подсветки пышной прически у девушек. Кстати, именно благодаря контровому свету снимки, сделанные на закате, кажутся такими волшебными!

Фоновый свет – как можно догадаться из названия, он используется для подсветки фона. Дело в том, что из-за расстояния между фоном и моделью при использовании, например, одного источника освещения, фон оказывается затемненным. Это не значит, что его обязательно нужно подсвечивать, иногда фоновый свет не используют именно для создания такого эффекта глубины пространства. Свет на фон направляют либо точечно (создают световое пятно сзади модели), либо равномерно (одинаково освещают всю поверхность фона), либо создают мягкий градиентный переход. Последний вариант не советую использовать в недорогих студиях с дешевыми бумажными фонами, потому что они имеют особенность быть неидеальными. В результате на снимках получается такой бомж-эффект, да простите меня за такое выражение.

Десять схем постановки света со стандартным набором из трёх осветителей Hensel.

Многие фотографы задают вопрос, как ставить свет в студии при съёмке портрета. Понимая, что без примеров учиться очень сложно, мы решили написать статью о фотосъёмке fashion.

Для того чтобы схемы можно было легко повторить в большинстве студий, мы использовали 3 моноблока Hensel 500 Integra.

И самые популярные светоформирующие насадки: октобокс 80 см, серебристый зонт 120 см, портретную тарелку, стандартные рефлекторы, стрипбоксы 60х120 см и 30х180 см (в идеале должны быть одинаковыми, но пришлось работать с тем, что есть).

Помимо этого, мы использовали отражающие панели и чёрные флаги.

Схема 1



В качестве рисующего света использовали осветительный прибор с серебряным зонтом, установленным немного справа от камеры. Два осветителя со стрипбоксами мы поставили по бокам и чуть сзади модели.

Чтобы контровики не влияли на фон, мы установили между фоном и светильниками белые панели. Панели отсекли лишний свет от фона и перенаправили его на модель, сделав контровой свет более объёмным, а сам фон освещался только основным рисующим светом.

Интенсивность освещения фона в этой схеме легко регулировать положением рисующего света. Если поднять светильник с зонтом выше и наклонить его к модели более круто, то основной свет попадает на модель, а на фон - только свет от верхней периферической части октобокса, фон в этом случае становится более тёмным.

Если опустить рисующий ниже и развернуть его более фронтально, то в этом случае на фон будет попадать довольно много света от основного источника, он станет более белым, но на фоне может появиться тень от модели.

Схема 2



Яркие, насыщенного цвета модели одежды прекрасно смотрятся на абсолютно белом фоне.

При максимальном освещении фона существует опасность, что отражённый от фона свет будет настолько мощным, что зальёт всю сцену светом.

В результате боковой свет от фоновых светильников, не попадая на модель, шёл непосредственно на фон, освещая его и отражаясь, делал фон абсолютно белым, без тени от модели, а белые панели выполняли функцию контрового света, отражая падающий от рисующего свет.

Картинка получилась контрастная с прекрасной проработкой деталей одежды.

Схема 3



Очень простая схема. В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Модель снималась в полный рост, и для контрового света мы использовали ростовой стрипбокс 30х180 см, который установили слева от модели. Этот стрипбокс удобен для съёмки моделей в полный рост.

В итоге мы получили ярко освещённую модель, выделяющуюся на тёмно-сером фоне.

Схема 4



Схема с одним источником света. Рисующий свет от нашего фаворита - моноблока с октобоксом. По бокам модели две широкие отражающие панели для заполнения светом.

Этого оказалось вполне достаточно для получения интересной фотографии.

Как видите, фон при этом освещён равномерно.

Почему я назвал октобокс фаворитом? Он мне всегда нравился - достаточно мягкий, почти как от зонта, но легко управляемый свет. И в зрачках модели не получается квадратного блика, в отличие от обычного софтбокса.

Схема 5



В данной схеме рисующим стал октобокс, контровой стрипбокс, отделённый от фона отражателем, чтобы он меньше влиял на фон.

Чтобы получить на фоне градиент, мы поставили моноблок с рефлектором и сотами.

Светлое пятно на сером фоне оживило изображение.

При достаточной фантазии цветные фильтры, установленные на фоновом светильнике, добавят изображению желаемый эффект и превратят нежно-серый фон в цветной. Размер пятна легко отрегулировать с помощью установки сотовой решётки различной градусности.

Схема 6



В предыдущем кадре мы получили однородный тёмно-серый фон.

Добавив в кадр уже применяемый нами фоновый светильник со стандартным рефлектором и сотами, мы осветили фон и изменили настроение в кадре.

Этот пример лучше всего показывает, как любая схема может быть изменена и пополнена для достижения конкретной цели.

Схема 7



Фотосъёмка достаточно высокой модели в полный рост потребовала равномерного освещения от верхней до нижней границы кадра. Этого легко добиться, используя в качестве рисующего света осветитель с длинным стрипбоксом.

В качестве контрового света также использовался стрипбокс. По бокам модели установили чёрные светопоглощающие панели. Свет от источников попадал на модель, светопоглощающие панели исключали его бесконтрольное переотражение в кадре.

Схема 8



В качестве рисующего света мы использовали светильник с октобоксом.

Контровой источник со стрипбоксом установили позади модели слева и достаточно высоко, чтобы подсветить причёску.

Такая схема постановки позволила нам чуть приглушить освещение фона и обрисовать модель контровым светом.

Схема 9



Зонт достаточно редко используется в студии, зато на выезде он очень популярен за счёт своей компактности и быстрой готовности к работе.

В качестве рисующего света мы использовали источник с серебряным зонтом, который даёт мягкий, обволакивающий свет, которым чрезвычайно трудно управлять.

Свет распространяется от источника сплошной световой волной, освещая практически всё на своём пути. В нашем случае использовался большой параболический зонт, световой пучок от которого всё же был управляем, он расширялся или сужался простым перемещением источника света на оси зонта (ближе к зонту или дальше).

Зонт расположили практически над головой фотографа, чуть правее, и направили его круто вниз.

Схема 10



В качестве рисующего света мы использовали портретную тарелку. Чтобы получить более направленный пучок света, надели сотовую решётку.

По обеим сторонам от модели установили светопоглощающие панели, так называемые французские флаги. Модель в чёрной кожаной куртке, освещённая узким пучком света, получилась на абсолютно чёрном фоне.

Чтобы куртка не сливалась с фоном, мы осветили последний с помощью стандартного рефлектора.

Итоги

Завершая данный обзор, хочу сказать, что хорошие кадры можно сделать как с одним, так и с двумя источниками света, комбинируя их в соответствии с вашей фантазией. Использование же при съёмке трёх источников света практически делает ваши возможности безграничными. Не зря же многие известные компании, и в их числе Hensel, производящие и продающие осветительное оборудование, комплектуют наборы из трёх осветителей и светоформирующих насадок, упакованных в удобный фирменный кофр.

Бэкстейдж

Благодарности

Благодарим за техническую помощь в организации съёмки hensel-studio.ru , эксклюзивного дистрибьютора продукции Hensel в России.

Команда

  • Фотограф и стиль: Ира Бачинская, @irabachinskaya_photographer
  • Автор и технический специалист:

65350 Совершенствуем знания 4

В этом уроке вы узнаете: Роль света. Цветовые характеристики света. Правило обратных квадратов. Естественный и искусственный свет. Свет от разных источников

Свет — это еще одно средство создания изображения, пожалуй, одно из самых капризных. Когда мы говорим о свете в фотографии, то вспоминаем как минимум то, что само название "фотография" переводится с древнегреческого как "светопись". Однако говоря о роли света в фотографии, нужно помнить, что он выполняет здесь две прикладные функции.

Первая из них заключается в получении фотографического изображения необходимого качества, с хорошей проработкой деталей в тенях и светах, что обеспечивается правильной экспозицией при съемке и грамотно проведенным негативным процессом. Отдавая должное технической стороне вопроса, без чего невозможно получить более или менее приемлемый фотоснимок, нельзя относиться к свету в фотографии только как к фактору, определяющему экспозицию.

У него есть вторая, более сложная функция, которая носит творческий характер, и поэтому, в отличие от экспонирования и обработки негативов, не может быть поручена автомату. Свет является одним из основных и наиболее ярких изобразительных средств фотографии. Это своего рода и палитра, и кисть фотографа, с помощью которых мы добиваемся необходимого выразительного эффекта, определяющие художественные достоинства того или иного снимка.

Основная цветная характеристика света — его спектральный состав и цветовая температура. Цветовая температура разных источников света сильно отличается, поэтому, снимая на пленку или цифровую камеру, помните о возможности корректировать цвета.

Измерение цветовой температуры источника cвeтa основано на соотношении количества холодного синего цвета и тёплого красного цвета. Единица измерения цветовой температуры °К (градус Кельвина). Источник свeтa с более высокой температурой имеет больше голубого оттенка в своём составе. И наоборот, чем больше красной составляющей спектра в источнике cветa, тем ниже цветовая температура. Ниже приведена таблица цветовых температур, в которой указаны значения цветовой температуры согласно источникам освещения:

Не секрет, что основа успеха фотографии состоит именно в освещении - без света вообще невозможно сделать снимок. Кто не хочет получить яркие, сочные снимки как на обложке глянцевого журнала? Освещение очень значимо как для портрета, так и для натюрморта, а также и для других видов съемки. Первое требование - света должно быть достаточно. Длительные выдержки приводят к смазанному изображению, повышению светочувствительности и к появлению «шумов» на изображении. Когда света достаточно, снимок получается сочным, ярким, насыщенным с хорошо различимыми деталями. Поэтому очень важно обеспечить достаточный свет. Вторая, более сложная задача - сделать световой рисунок выразительным, акцентировать внимание зрителя на главном. Красивый необычный свет становится неотъемлемой частью снимка, частью композиции. А для экспериментов и получения интересных снимков совершенно не обязательно использовать дорогое студийное оборудование.

Проанализировав список слагаемых хорошей фотографии, мы подходим к важному выводу. Для того, чтобы фотография получилась, чтобы изображение на снимке было близко к нашим зрительным ощущениям, недостаточно одной эмоциональной составляющей, даже если она дополнена хорошим композиционным решением снимка. В светописи одно из самых главных слагаемых - это свет и его характеристики. А значит - сложно недооценить умение фотографа правильно видеть, оценивать и виртуозно использовать имеющееся освещение (или создавать искусственное). Важно следить и за техническими характеристиками света. Поэтому, рассматривая тему света и освещения, есть смысл все световые характеристики разделить на три независимые группы. Это цветовые, количественные и качественные характеристики света. Рассмотрим их.

Цветовые характеристики света

Цветовые характеристики света - это соотношение количества разных лучей света в спектре источника, освещающего наш объект съёмки. Очевидно, что источники света, с которыми мы сталкиваемся в нашей жизни, имеют заметно отличающиеся друг от друга характеристики. И это легко увидеть, если расположить несколько разных источников света рядом друг с другом. К примеру, лампа накаливания по сравнению с дневным освещением окажется откровенно желтой, а "экономные" (люминесцентные) лампы "дневного" и "теплого" света, установленные в один светильник, воспринимаются как сине-голубые и желто-розовые. Хотя, если объект съёмки освещается только одним источником света, наши глаза отлично адаптируются к его цветовым характеристикам. Такая особенность нашего зрения позволяет точно определять цвета окружающих предметов практически при любом освещении.

Баланс белого, как и зачем . К сожалению, матрица цифрового аппарата сама по себе так легко приспосабливаться не умеет. А значит - её цветовосприятие нуждается в настройке при помощи меню "баланса белого". Собственно "баланс белого" - это и есть передача матрицей света, состоящего из разного количества лучей синей, зеленой и красной областей спектра видимого света. А настройка баланса белого - это изменение чувствительности матрицы к лучам красного, синего и зеленого цвета в соответствии с особенностями освещения. К примеру, в спектре дневного ("белого") света количество синих, зеленых и красных лучей примерно одинаково. В этом случае, если чувствительность матрицы к синим, зеленым и красным лучам света будет также одинакова, то цветопередача на фотографии будет вполне естественной. Зеленая трава будет передана зеленой, синее небо останется синим, а нейтрально окрашенные предметы не получат нежелательного цветного оттенка. Именно это мы, в общем случае, и понимаем под "естественной цветопередачей".

Состав света ламп накаливания отличается от белого света из-за преобладания в спектре желто-красных лучей и недостаточного количества синих. И, если оставить "дневной" баланс белого при переходе от уличной дневной съёмки к сюжетам, освещаемым лампами накаливания, то картинка будет иметь грубый желтовато-оранжевый оттенок, а синие и фиолетовые цвета практически исчезнут со снимка. Вернуться к нормальной цветопередаче можно, переключив баланс белого на аппарате в положение "лампы накаливания". В этом случае чувствительность матрицы к красно-желтым лучам будет значительно снижена (поскольку их количество в спектре и так избыточно), а чувствительность к лучам синей части спектра, наоборот, заметно увеличена (так как последние лампой накаливания излучаются в очень малом количестве). В итоге нейтрально окрашенные предметы избавятся от нежелательной оранжевой окраски, а цветопередача предметов остальных цветов максимально приблизится к нашему восприятию.

Автоматический баланс белого . В современных аппаратах предусмотрен и вариант настройки баланса белого в полностью автоматическом режиме, без необходимости вмешательства со стороны фотографа. Пользоваться автобалансом, как и любой другой автоматикой, очень удобно, оперативно и приятно. Однако, к сожалению, режим автобаланса белого не всегда адекватен. Ведь электронная "начинка" даже самого современного фотоаппарата не идёт ни в какое сравнение с нашими мозгом и объёмом жизненного опыта. Существует достаточно ситуаций, когда в режиме автобаланса передача цветов на снимке искажается. В этих случаях цветопередача получается весьма далёкой не только от естественной или желаемой, но даже может выходить за рамки приемлемости. К примеру - тропинка через зелёный луг, занимающий на снимке основную площадь, почему-то приобретает пурпурноватый оттенок, а зелень при этом становится сероватой и пожухшей. Вывод напрашивается сам собой - от услуг автоматики в таких случаях придётся отказываться.

Пользовательский баланс белого . Более "профессиональным" считается режим пользовательской настройки баланса белого по эталону нейтральной окраски (белому листу или серой карте). Этот вариант позволяет в некоторых случаях добиться практически идеальной цветопередачи, но требует гораздо больших трудозатрат и не всегда применим. Впрочем, излишне сильно углубляться в подробности настройки баланса белого мы сейчас не будем. Во-первых, вы уже знаете главный принцип - при настройке баланса белого мы компенсируем повышенной чувствительностью матрицы к синим, например, лучам недостаток их в спектре источника света. И наоборот - излишнее количество, например, жёлтых лучей в спектре источника света не приведет к жёлтому оттенку на фотографии, если матрица к ним будет менее чувствительна. Во-вторых, вполне достоин внимательного прочтения раздел инструкции вашего фотоаппарата, посвященный этой теме. Ну а в-третьих - обсуждению всех нюансов, связанных с передачей цвета и балансом белого (в нашей фотошколе этому посвящено отдельное занятие), достойна отдельная большая статья, которая со временем обязательно будет написана. В любом случае важно понимать, что неоправданно искаженная цветопередача может вызвать у зрителя подсознательное ощущение какой-то неправильности. Которое, в свою очередь, трансформируется в ощущение неправдивости и неприятия ко всему, что изображено на фотографии. А значит - такой зритель уже не сможет (или не захочет) принимать ваши мысли и ощущения, высказанные фотографией, близко к сердцу.

Количество света

Вторая группа технических вопросов, связанных со светом - это его количество. Наше зрение и в этом вопросе решает всё практически незаметно для нас в полностью интуитивно-автоматическом режиме. Мы находим среди окружающих предметов наиболее темные (считаем их "чёрными") и наиболее светлые (называем их для себя "белыми"). Все остальные предметы мы сравниваем по тону с белым и черным. Вроде всё, казалось, просто. Но камера таким путем пойти не может. Поскольку её "сердце" - светочувствительная матрица - не может определять тон объекта съёмки. Она лишь выдает соответствие между количеством попавшего на неё света и уровнем выходного сигнала. И то - лишь в узких рамках так называемого "линейного диапазона" чувствительности матрицы. Поэтому-то при определении количества света, попадающего на матрицу, мы вынуждены пользоваться помощью точного прибора - экспонометра. Экспонометр в автоматическом режиме определяет количество света, отраженного объектом съёмки, и предлагает (или даже сам устанавливает) соответствующее сочетание выдержки и диафрагмы (а иногда - и чувствительности матрицы). Сразу заметим, что даже самый зоркий и чувствительный глаз не в состоянии точно определить количество света и соответствующие ему пару выдержка-диафрагма.

Поэтому "самурайскими" методами, без помощи экспонометра, обойтись при съёмке на "цифру" будет очень сложно. И ещё надо сказать, что экспонометр и связанная с ним экспозиционная автоматика в большинстве случаев отрабатывают своё назначение вполне достойно, не оставляя нам необходимости явно вмешиваться в процесс определения количества света. За исключением, может быть, самых сложных в плане света сюжетов, характеризующихся очень большим диапазоном яркостей.

"Сложные" сюжеты и экспонометр . Дело в том, что диапазон яркостей, который может "переварить" обычная матрица цифрового аппарата - достаточно невелик. И когда яркость самых светлых деталей нашего объекта съёмки значительно отличается не только от теней, но и от объектовсредней (как нам кажется) яркости, начинаются проблемы. И в этом случае нам нужно определиться с тем, какие именно из увиденных нами объектов нам наиболее важны для кадра, определить экспозицию для наиболее корректной передачи их тонального диапазона. И, понятно, смириться с тем, что более светлые и более темные объекты передадутся не так, как мы их воспринимаем нашим зрением, а в виде выбеленных или утонувших в тени. А поскольку белые и черные "дырки" (то есть области с неоправданно потерянными деталями) на фотографии смотрятся крайне неприятно и неопрятно, есть смысл обращать на это внимание при компоновке снимка. При этом лишний раз заметим, что "Великий и могучий Фотошоп", равно как и другие программы для последующей обработки фотоснимков, могут лишь улучшить восприятие картинки, адаптировав её для более лёгкого и удобного восприятия. Особенно когда речь идёт о печати фотографий на фотобумаге, которая воспроизводит гораздо более узкий диапазон яркостей. Ну а если в процессе съёмки детали потеряны из-за пересвета или недосвета, то ни одна (даже самая сложная и могучая) программа обработки, ни шаманские танцы с бубнами уже никогда не смогут вернуть их на снимок.

Направление падения света

Третья группа из набора параметров освещения - это его качественные характеристики. Свет не просто освещает нужный нам объект съёмки, чтобы мы смогли увидеть и запечатлеть его цветовые и тональные характеристики. Освещая выбранный нами в качестве объекта съёмки предмет, источник света создает на его поверхности участки с разным уровнем яркости - яркие ("света"), средней тональности ("полутени") и минимальной яркости ("тени"). И это очень важно. Ведь из одних светов создать картинку достаточно сложно, а из одних теней - и вовсе невозможно. Контраст (разница) между светами и тенями создёт ощущение яркости. Сами тени и света дают нам возможно однозначно судить о форме и объёме объектов, из которых складывается сюжет нашего снимка. А маленькие тени, "отрисовывающие" каждую, даже самую незначительную неровность поверхности нашего объекта съёмки, демонстрируют нам его фактуру. Но всё это происходит тогда, когда свет правильно падает на наш объект.

Наиболее часто в фотографии используется свет передне-верхне-бокового направления. То есть источник света освещает объект съёмки со стороны фотографа, находясь при этом выше фотографа и правее (левее) относительно направления съёмки. В этом случае изображение будет состоять не только из светов, но и небольшого количества теней. Передне-верхне-боковое освещение - это стандартный и, даже можно сказать, беспроигрышный вариант освещения для съёмки большинства сюжетов. Остальные варианты освещения (в первую очередь свет из задней полусферы и нижний свет) применяются гораздо реже, и только тогда, когда в таком варианте освещения есть осознанная необходимость.

Фронтальный свет . Он же — прямой, лобовой. Помните, как выглядят снимки со встроенной вспышкой, которая дает именно фронтальный свет? Он падает на модель строго спереди, лишая лицо рельефа, делая его плоским, съедая всю фактуру. Иногда людям нравятся портреты, сделанные с таким светом, так как несмотря на потерю деталей лица, исчезают прыщи и морщины, однако редко когда такой результат действительно профессионально выглядит.

Боковой свет . Как следует из названия, источник света стоит сбоку. Текстура при этом прорисовывается очень хорошо. Жесткий боковой свет с одной стороны способен полностью провалить в черноту неосвещенную сторону, поэтому лучше всего, если такой тип света поддерживается заполняющим светом. Хотя, конечно, многое зависит от задумки автора.


Передне-боковой свет . Золотая середина. Такой свет подчеркивает контуры щек и скул, форму губ и носа модели, передает объем, и при этом не проваливает в темноту половину лица, так как все-таки находится не сбоку.
Если источник такого света еще и мягкий, то он вполне может оказаться единственным и самодостаточным источником освещения в портрете.

Верхний свет . Мы о нем уже говорили, когда рассматривали пример жесткого света на полуденном солнце. Проваленные глазницы, черная тень под носом и подбородком. Пейзаж при верхнем свете тоже смотрится довольно скучно. Однако если источник верхнего света крупный и находится прямо над головой модели, можно получить интересный результат.

Нижний свет . Нижний свет гарантированно делает из человека страшилку по той простой причине, что тень от носа падает не привычно вниз, а уходит наверх. Тень от щек тоже уходит наверх, скрадывая глазницы.

В результате мы получаем лицо, похожее на череп. Кстати, нижний свет — единственный тип света, практически не встречающийся в природе.

Контровой свет . Источник света находится прямо напротив камеры или немного сбоку — в таком случае он называется задне-боковым.Такой свет красиво подчеркивает контур лица или фигуры. А когда источник контрового света один-единственный, мы получаем силуэт. Кстати, контровой свет может быть направлен не только на модель, но и на фон за моделью, тогда он станет мягким и ровным.

Контражур . Разновидность контрового света с условием, что источник света располагается прямо за объектом. Контуры объекта при этом загораются, создается эффект свечения. Очень красиво в таком свете смотрится что-то прозрачное и легкое: фата невесты, волосы...

Жесткость света

Кроме направления света важно не забыть и о второй качественной характеристике - жесткости (или мягкости) света. Жесткий свет создается источником света небольших размеров в сравнении с расстоянием до него (пример - свет солнца при чистом небосводе). При этом получается достаточно яркое и контрастное освещение - яркие света, глубокие и чётко очерченные тени.

Жёсткое освещение очень хорошо выявляет все особенности поверхности объекта съёмки - форму и фактуру. Особенно это заметно, когда свет имеет "скользящее" направление относительно поверхности объекта съёмки.

Мягкий свет - это свет от относительно большого по размерам (в сравнении с расстоянием до него) источника света. Пример такого освещения - пасмурная погода, где источник света - это затянутое облаками небо. В противоположность жесткому, мягкий свет создает гораздо менее контрастное освещение, ведь изображение при этом состоит в основном из более светлых и более темных полутеней. Яркие света и глубокие тени на снимке, сделанном при мягком освещении, либо присутствуют в совсем незначительных количествах, либо - вообще отсутствуют. Мягкий свет гораздо хуже, чем жесткий, прорабатывает фактуру поверхности объектов съёмки, зато акцентирует внимание на их цветовых особенностях. Самые "цветные" снимки - это фотографии, сделанные именно при мягком освещении.

Жесткий свет в ясную погоду Мягкий свет в пасмурную погоду

Свет в естественных условиях

Все то, о чем мы сейчас говорили, вполне можно использовать даже в тех случаях, когда вы работаете не в студии и не пользуетесь вспышкой. На улице тип освещения напрямую зависит от положения солнца. Чем ближе к полудню, тем больше свет похож на верхний. Но, кстати, не зимой. Зимой солнце висит низко и даже в полдень дает косой свет.

Контровой солнечный свет . Очень красиво выглядят снимки, сделанные на закате или рассвете. Низкое солнце дает длинные тени, а фотография приобретает приятный теплый оттенок. Будет этот естественный свет фронтальным, боковым, переднебоковым или контровым, решать вам. Все зависит от того, как вы повернете модель относительно солнца и какое положение займете сами.

Но поскольку слишком глубокие тени все же требуют проработки, вам понадобится заполняющий свет. Как правило, он в таких случаях отраженный. Вы можете получить его, используя специальный лайт-диск для подсветки теней, либо же воспользовавшись любой светлой поверхностью, оказавшейся под рукой. Например, белая футболка или светлая стена отлично отражают свет под разными углами и дают мягкое заполняющее освещение. Темные поверхности, наоборот, поглощают свет, так что если хотите сделать тени поглубже, можете найти черную стену и поставить модель рядом с ней.

Если же вы снимаете в пасмурную погоду, свет будет проще и скучнее — мягкое и равномерное освещение модели и фона со всех сторон, без глубоких теней и провалов. С одной стороны, это хорошо, с другой — ни о каком акцентировании светом и прорисовке объема не идет и речи.

Снимая дома, вы тоже можете получить интересные сюжеты — достаточно подойти к окну. Окно работает как большой источник мягкого света, который очень красиво ложится на объект. Кстати, если поставить модель или объект между окном и светлой занавеской, то занавеска даст легкий заполняющий свет.

Освещение от ламп накаливания обычно смотрится довольно скучно. Люстра, висящая на потолке, дает верхний жесткий свет, да и с настольными лампами манипуляции тоже довольно ограничены, так как свет от них будет жестким (поскольку они маленькие) и тусклым. Для получения качественной картинки в таком случае лучше воспользоваться вспышкой.

Источники света в фотографии условно могут выполнять следующие роли.

Рисующий свет . Источник рисующего света должен быть всегда один. Теоретически это основной свет в композиции. Это направленный свет, который выявляет форму и детали предмета, этот свет может быть жестким или мягким. Лампы нужно использовать либо различной мощности, либо удалять их на разное расстояние от объекта. Часть света от источника рисующего света может отражаться от отражателя, и вы получите заполняющий свет, который подсвечивает тени. Источник света ставится обычно не ближе полутора двух метров от объекта, но и не слишком далеко. Функцию рисующего света может выполнять солнечный свет, который проходит через окно, дверь и т.д. Рисующий свет создает теневой контур. При освещении поверхности источником света со стороны камеры, на отдельных участках, расположенных под различными углами к световым лучам, образуются теневые участки, создающие контур.

Заполняющий свет должен равномерно освещать объект, создать такой уровень освещенности, чтобы хорошо проработались детали, и не было видимых теней. Тени он делает более светлыми. Заполняющий свет должен быть мягким - например, источник можно направить в светлый потолок.

Моделирующий свет играет роль дополнительного заполняющего света. Он подсвечивает тени в нужных участках. Моделирующий свет образуется маленькими источниками мягкого света. Позволяет получить блики, рефлексы на отражающих деталях объекта съемки.

Контровой свет (встречное освещение) . Световой источник располагается за объектом съемки. Создается световой контур, а также используется для выявления воздушной дымки, освещения фактур, создания "игры света" на прозрачных предметах. Чем ближе к камере расположен источник света, тем шире образуется полоса светового контура. Чем дальше источник света от камеры, тем больше световая полоса сужается.

Фоновый свет освещает фон. Используется мягкий и рассеянный или направленный свет. Фоновый свет выделяет объект съемки, создает разницу освещения между ним и фоном. Чтобы получить объект идеально белом фоне, на фон направляется более сильный свет, чем на объект. Чтобы подчеркнуть объект на цветном фоне, фон освещается меньше, чем объект съемки.

Световой акцент - узкий направленный луч жесткого или мягкого света направляется на часть объекта, которую нужно подсветить и композиционно выделить.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ. Освещенность объекта съемки прямо пропорциональна яркости источника света. При увеличении яркости света в два раза освещенность предмета увеличится вдвое. При искусственном свете освещенность зависит от расстояния между источником света и объектом съемки. Относительная освещенность точечного источника света обратно пропорциональна квадрату этого расстояния. Это и есть правило обратных квадратов , котороеозначает, что:

При увеличении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность уменьшается в четыре раза;

При увеличении расстояния между объектом и источником света в три раза освещенность уменьшается в девять раз;

При уменьшении расстояния между объектом и источником света в два раза освещенность возрастает в четыре раза.

Обязательно надо заметить, что не существует какого-то "гарантированно хорошего" света, при котором всё, что попало в поле зрения объектива вашей фотокамеры, превращается в отличную фотографию. Точно так же не существует и "однозначно плохого" света. "Хорошим" и "правильным" освещение будет тогда, когда его направление и жесткость наиболее хорошо выявляют нужные нам для сюжета характеристики нашего объекта съёмки. И наоборот - "плохой" и "неправильный" свет акцентирует наше внимание на тех свойствах нашего объекта, которые мы показывать не хотели. К примеру, при съёмке в лучах света жесткого источника света кожа на лице теряет свой естественный цвет, зато становится шершавой, бугристой и испещренной морщинами. А мягкий свет делает эту же кожу мягкой, гладкой и нежной, позволяет насладиться естественным "телесным" тоном её цвета. В других ситуациях, когда необходимо подчеркнуть фактуру кирпичной кладки стены старинного дома, выявить форму каждого колоска на пшеничном поле или буквально "нарисовать" следы на песке - нет альтернативы скользящему жёсткому свету.

Так что не бойтесь экспериментировать и помните, что хороший снимок делает не оборудование, а фотограф.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ.

1. Поставьте на стол небольшую модель, например куклу и "поиграйте" разными источниками освещения, которые найдёте у себя дома. Это может быть настольная лампа, торшер, софит или фонарик... Поснимайте свою модель при различных комбинациях света.

2. Возьмите фонарик, подойдите к зеркалу, посмотрите внимательно на своё лицо. Теперь, используя фонарик как моделирующий свет, освещайте лицо с разных сторон - сбоку, сверху, снизу. Проанализируйте это упражнение.

3. Предлагаю вам ответить на следующие вопросы:

  • Как, используя освещение, добавить "возраст" человеку?
  • В какое время суток лучше снимать пейзаж? Почему?
  • Почему не рекомендуется снимать в помещении со встроенной вспышкой, особенно с близкого расстояния?
  • Зачем в яркий солнечный день часто рекомендуется включать фотовспышку?

Результаты опытов, а так же вопросы по теме урока мы ждем на сайта.

В следующем небольшом уроке №2 вы узнаете: когда в большинстве случаев нужно соблюдать правила композиции, а когда можно рискнуть их нарушить и получить необычное изображение.

Куратор Технического факультета Королевской академии Театрального искусства Нейл Фрейзер рассмотрел пять основных аспектов сценического освещения.

Во втором уроке Нейл Фрейзер отвечает на вопрос, откуда должен падать свет на сцену, рассказывает о различных углах освещения и предлагает целый ряд полезных упражнений для построения световых картин.

Выбирая угол, под которым падает свет, важно найти компромисс между тем, насколько ясно публика видит освещаемый объект, и драматическим восприятием этого объекта. Прекрасно, когда воплощаются обе идеи, но часто одна из них вытесняет другую. Например, так происходит, когда кто-то пытается сделать объект более заметным для зрителей и убирает тени, придающие ему нужный характер.

Обычно, глядя на угол, под которым падает свет, мы можем предположить, где расположен его источник. Сложнее определить, какой именно источник излучает свет: солнце, настольная лампа или уличный фонарь. Так, интерпретируя свет на сцене, публика может и не провести аналогии между углом падения света и знакомым ей реальным источником света.

Основные углы освещения

Ниже перечислены пять основных углов, характеризующие расположение источника света по отношению к освещаемому объекту:
  1. Горизонтальный (плоский) свет – свет, падающий прямо на объект по линии взгляда зрителя
  2. Задний свет – свет, исходящий сзади и сверху
  3. Боковой свет – свет со стороны на уровне объекта
  4. Верхний свет – источник расположен прямо над объектом
  5. Рамповый свет – источник расположен перед объектом снизу
Совместив некоторые из этих направлений, можно получить также:
  • Верхний передний свет – свет сверху и спереди объекта
  • Диагональный свет – свет сверху в сторону от объекта
Выбор угла освещения зависит от того, что мы хотим сообщить зрителю. Поэтому давайте представим эмоциональное значение этих углов.

Плоский свет на сцене часто бывает скучным, так как он почти не производит теней. Лишь в определённом контексте (когда требуется сильное воздействие) он может быть загадочным и интересным.

Задний свет можно назвать зловещим или таинственным. Он редко используется отдельно, в чистом виде.

Боковой свет оказывает сильное воздействие, как нечто абстрактное (редко встречающееся в естественных условиях).

Верхний свет может восприниматься как гнетущий, кажется, что он придавливает освещаемый объект.

Рамповый свет на сцене кажется самым странным, сверхъестественным и необычным из всех. Не удивительно, что он используется реже других.

Верхний передний свет хорошо моделирует известные нам источники света – именно под таким углом падает солнечный свет, свет от уличных фонарей или от комнатной люстры. Кроме того, он наиболее гармонично сочетает в себе хорошую видимость и определённый драматизм.

Диагональный свет не такой привычный, как верхний передний, но более естественный, чем боковой свет, т.к. падает сверху.
Воздействие, которое свет оказывает на зрителя, зависит не столько от самого света, сколько от теней, которые он образует. Именно светотень способна показать очертания и форму объекта, вызвать к нему интерес.



Комбинируем углы освещения

Использование нескольких источников света на сцене делает световую картину интереснее. Ниже приводятся несколько замечаний по этому поводу:

  1. Эффект от источников света, расположенных под основными углами по отношению к объекту, может сильно отличаться от того, что получается в результате их комбинации. Сочетая разные углы освещения, мы должны помнить о том, какой вклад вносит каждый источник света в общую картину. Например, один угол используется для придания картине ясности, а другой – для создания драматического света.
  2. Каждый художник по свету знает, что присутствие в схеме освещения сильного доминирующего источника света делает световую картинку более привлекательной. Можно предположить, что сильный ключевой свет воспринимается нами как приятный на подсознательном уровне (как это происходит в ясный солнечный день). Это можно использовать: сделать один источник света более сильным, чем другой, нетрудно, а выглядит это хорошо.
  3. Следует помнить, что использование слишком большого числа углов освещения делает общую картину размытой или пересвеченной. Видно хорошо, но смотреть не интересно. Здесь (как и во многих других ситуациях) работает поговорка «лучше меньше, да лучше».
  4. Свет на сцене способен «передвигать» объект, например, приближать или удалять его. Это хорошо заметно, когда вы используете задний свет, который в сочетании с другими углами освещения приобретает реальную силу: создавая ореол вокруг объекта, он будто подталкивает его по направлению к зрителю, подчёркивает его форму, демонстрирует его трёхмерность.
Обычно способы, которыми художник реализует освещение на сцене, отталкиваются от того, как это происходит в реальном мире. Если сценический объект выглядит привычным образом, зритель легко додумывает известный ему источник света. Тогда можно говорить о естественном (реалистичном) свете на сцене.

Работая с углами освещения, нужно иметь в виду некоторые общие положения, касающиеся работы со светом:

  • именно свет выявляет форму объектов,
  • одинаковые световые картины быстро приедаются,
  • недостаточное количество источников света ухудшает видимость,
  • наличие тени усиливает воздействие света.

Как правило, художники по свету совершенствуют своё мастерство всякий раз, когда просто делают свою работу. Однако иногда бывает полезно поэкспериментировать со светом без привязки к какому-либо проекту. Такие упражнения можно делать одному или в компании с коллегами.

Нейл Фрейзер рекомендует начинающим художникам по свету вести дневник или журнал с идеями, ссылками, схемами и набросками, фотографиями, открытками и т.п. Такой журнал может стать своеобразной копилкой идей и источником вдохновения. Будет полезно включить в него ваши заметки, касающиеся предлагаемых упражнений.

УПРАЖНЕНИЯ

Для большинства приведённых здесь практических упражнений потребуется несколько источников света. Конечно, лучше всего подойдут театральные светильники, но в некоторых случаях можно обойтись помощью торшеров. Некоторые упражнения можно смоделировать в миниатюре, используя небольшие лампочки и поверхность стола. Упражнения, не связанные с практикой, помогут вам заполнить идеями ваш блокнот или журнал.

Упражнение 1. Ищем нужный угол

1.Найдите интересный неодушевлённый объект для освещения, например, сложите пирамиду из стульев или набросьте ткань на ножки перевёрнутого стола.

2.Выберите точку обзора.

3.Возьмите три источника света и расположите их под разными углами к объекту.

4.Посмотрите, как выглядит освещение от каждого источника в отдельности и опишите его

5.Посмотрите, как выглядит освещение при попарном комбинировании источников света, опишите свои впечатления.

6.Посмотрите на эффект от включения всех трёх источников сразу, опишите свои впечатления в журнале. Если у вас есть возможность менять яркость приборов, воспользуйтесь ей для создания комбинаций ключевого и заполняющего света.

Чтобы сделать эффект от каждого источника света более заметным, используйте для каждого из них различные цветные фильтры насыщенных оттенков, например, красный, голубой и зелёный.

Упражнение 2. Рисование светом

1.Просмотрите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Возьмите стопку старых журналов и пролистайте её в поисках иллюстраций, где свет падает одним из вышеперечисленных способов.

3.Когда таких примеров наберётся достаточное количество, разложите их в порядке возрастания: от самого лучшего до самого худшего применения данного угла освещения.

Некоторые углы освещения будут попадаться чаще, чем остальные, к тому же в чистом виде они встречаются редко. Поэтому можно повторить это упражнение, когда у вас снова накопятся старые журналы. Подшивайте лучшие фотографии в папку, чтобы иметь возможность обратиться к ним в будущем. Это упражнение можно выполнять, просматривая телевизионные или видео изображения.

Упражнение 3. Учимся видеть свет

1.Возьмите список основных углов освещения:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

2.Посетите несколько разных мест, например, вашу спальню, класс, библиотечный зал, парк и т.д.

3.Сделайте соответствующие пометки в вашем блокноте (место, время суток и т.д.) и зафиксируйте углы, под которым падает свет в каждом из этих мест.

4.Если вы умеете рисовать, сделайте наброски.

Придумайте обозначение для каждого угла (это может пригодиться для дальнейших записей).

Упражнение 4. Три против одного

Это упражнение похоже на Упражнение 1, но вместо неодушевлённого предмета следует освещать живую модель. И снова важную часть этого упражнения составляет словесное описание того, что вы увидите. Ещё полезнее это упражнение станет, если вы будете поводить и обсуждать его с партнёром.

1.Поместите модель в центр освещаемого пространства.

2.Выберите точку наблюдения – место, откуда вы будете смотреть на модель.

3.Выберите три источника света и поместите их под разными углами по отношению к модели.

4.Посмотрите, как освещает модель каждый из них по отдельности. Опишите ваши впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

5.Сделайте то же самое для попарных комбинаций источников света.

6.Включите все три источника сразу и запишите ваши впечатления.

7.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте ключевой и заполняющий свет. Или перейдите к Упражнению 6 (оно расширяет эту тему).

Упражнение 5. Рабочая пятёрка

Создайте схему освещения модели, помещённой в центр выбранного пространства, с помощью пяти источников света. Каждый из них должен светить под одним из базовых углов:

Горизонтальный свет,

Задний свет,

Боковой свет,

Верхний свет,

Рамповый свет.

Конечно, при этом вы должны очень чётко определить собственную точку наблюдения. Когда вы составите свою схему:

1.Посмотрите, как все пять источников света работают сами по себе. Опишите свои впечатления: что вам это напоминает, какую атмосферу они создают, какие эмоции вызывают.

2.Скомбинируйте источников света попарно и запишите свои впечатления.

3.То же самое проделайте для различных сочетаний из трёх источников света.

4.Если вы можете регулировать яркость источников света, создайте несколько вариантов ключевого и заполняющего света.

5.Ответьте самому себе на следующие вопросы:

Нравится ли вам, как освещается модель под тем или иным углом. Выберите наиболее понравившийся вам одиночный источник света: почему он вам нравится?

Какие из созданных вами комбинаций источников света вам нравятся, а какие нет? Почему? Можете ли вы, используя вашу схему, сделать так, чтобы модель выглядела определённы образом (как герой, как слабый человек, как заключённый и т.д.)?

Можете ли вы с помощью вашей схемы создать определённую атмосферу? Попробуйте следующие варианты: мистерия, ужас, беспокойство, веселье, драма, сердечность, безысходность, возбуждение, скуку, подавленность.

Упражнение 6. Реалистичный свет

1.Поместите модель в центр вашего помещения

2.Выберите три источника света и расположите их так, чтобы вы модель освещалась, как в яркий солнечный день (при этом нельзя использовать цветные фильтры). Проверьте результат, попросив кого-нибудь прокомментировать получившуюся картинку. Спросите: «Какое естественное освещение тебе это напоминает?» Если он ответит: «полдень» или солнечный день», попросите его сказать, откуда идёт солнечный свет (т.е. какой именно из источников света имитирует солнечный свет).