Перспективы и формы инвестирования в туристический бизнес. Инвестиции в туризм – выгоды и риски Тенденции развития туризма

Федеральная целевая программа "Развитие внутреннего и въездного туризма» будет продлена до 2025 года.

Заместитель председателя правительства РФ Виталий Мутко поручил ведомствам сформировать рабочую группу и разработать проект программы, которая стартует в 2019 году.

Представители Минкавказа России, Минвостокразвития, а так же Минкомсвязи и Минприроды должны представить в Ростуризм свои предложения. Время пошло - отчет о ходе работы над программой Виталий Мутко будет принимать ежеквартально.

Действующая ФЦП стартовала семь лет назад и сейчас вышла на финишную прямую. Она завершится в 2018 году. С учетом накопленного опыта Ростуризм должен обеспечить подготовку концепции новой целевой программы. Ее основные задачи прежние: создание туристических кластеров, приоритетных проектов в сфере туризма РФ, продвижение туристического продукта на внутреннем и международном туристских рынках, повышение качества туристских услуг. Однако, концепция программы может измениться.

Об этом журналу «Отдых в России» и деловому порталу «Инвестиции в туризм» рассказал Николай Королев, заместитель руководителя Ростуризма. Николай Королев входит в рабочую группу по разработке новой целевой программы. В середине марта Федеральное агентство по туризму намерено представить документ на обсуждение.

«На каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций».

Николай Вадимович, новая концепция ФЦП по туризму уже готовится к старту. Специалисты не раз подчеркивали, что программа по развитию туризма - самая сложная из всех федеральных целевых программ, которые реализуются в России. Как чувствуют себя регионы и инвесторы на финише действующей программы?

С каждым годом компетенции растут, появляются проектные команды в администрациях. Накоплен опыт взаимодействия с инвесторами.

Задача ФЦП по развитию туризма - создание благоприятных условий для привлечений частных инвестиций в отрасль. Она основана на принципах государственного и частного партнёрства. Это предполагает не только федеральное финансирование и вложение средств из бюджета регионов, но и, самое главное, внебюджетное финансирование. На 1 рубль средств федерального бюджета привлекается порядка 2,3 рубля инвестиций со стороны. Кстати, когда запускалась программа, этот коэффициент был еще ниже.

- Удалось ли сделать программу эффективным инструментом в работе с инвесторами?

Вот, предварительные цифры. За 2011- 2016 годы более 87 миллиардов рублей поступило по программе регионам-участникам. Много это или мало?

Если разложить эти 87 миллиардов «по полочкам», получится такая картина: из федерального бюджета выделено более 17,8 млрд. рублей, из бюджетов субъектов - более 5,2 млрд. Сумма поступивших в отрасль инвестиций из внебюджетных источников - более 64 млрд. рублей. То есть, на каждый выделенный бюджетный рубль привлечено на строительство туркластеров примерно 2,6 рубля частных инвестиций. Это больше, чем изначально планировалось по программе!

«Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт».

- Сколько регионов уже смогли воспользоваться плюсами ФЦП?

В программе участвуют 34 субъекта, на территориях которых осуществляется 44 инвестиционных проекта - крупные туристско-рекреационные и автотуристские кластеры. Введены в эксплуатацию «Золотое кольцо» в Ярославской области, «Тункинская долина» и «Кяхта» в Бурятии. В Вологодской области построен «Насон-город». Уже принимают туристов «Елец», «Кладезь земли Костромской», «Этническая Чувашия», «Ярославское взморье», «Белокуриха», «Шерегеш», «Самоцветное кольцо Урала», «Плёс», «Верхневолжский», что в Тверской области, «Кезеной-Ам» в Чеченской Республике…

Термин «введён в эксплуатацию», с точки зрения развития любой туристской дестинации, наверно, не совсем точен. Скорее, завершено строительство объектов кластера, которые были запланированы в рамках Федеральной целевой программы. Дальше надо говорить о развитии, и это уже следующий важный этап для регионов.

Заметно повысилась конкурентоспособность территорий - участников ФЦП. По программе федеральные средства были направлены на строительство 171 объекта туристской инфраструктуры. За счёт внебюджетных источников в регионах строятся 500 объектов, 200 из которых введены в эксплуатацию. Создано более 20 тысяч рабочих мест.

Размер федеральных средств, изначально выделенных государством программу в 2011 году, впоследствии резко уменьшили. Это для инвесторов было неприятным сигналом. Ведь, согласитесь, участие в программе для инвесторов хорошее подспорье и стимул.

Соглашусь, что сегодняшний уровень финансирования мероприятий программы является критически низким по отношению к изначально установленным лимитам и реальной потребностью отрасли. Вы правильно заметили, когда программа запускалась, планировалось только из федерального бюджета на ее поддержку выделить около 96 млрд. рублей. А в настоящее время выделено в пять раз меньше...

Однако, 17.8 миллиардов - сумма немалая, но, на наш взгляд, она должна быть более значимой. Уровень софинансирования со стороны федерального бюджета на поддержку инфраструктурных проектов в сфере туризма, пока недостаточен.

С какими сложностями столкнулись за время реализации ФЦП? Нужно было менять отношение, менталитет региональных чиновников, прежде всего, губернаторов?

Конечно, возникало много проблем, связанных с неумением регионов работать с инвесторами. Пожалуй, это была ключевая проблема.

Регионы привыкли просить - дайте нам инвесторов. А инвестора нужно привлекать готовыми инвестплощадками, а не заклинаниями… Нужна стратегия, комплексная программа развития. Инвестор, выходя на площадку, заранее просчитывает все риски. Без стратегии качественный инвестор в регион не пойдёт.

Как формируется туристский кластер и обязательства субъектов? Нагрузка стартапа должна быть не на инвесторе, а на регионе?

Субъект готовит всю необходимую документацию, так называемый, сводный план. Проводит маркетинг региона, определяет территории, наиболее перспективные для развития туризма, их границы - это и есть туркластер. Кропотливо прорабатываются все моменты, вплоть до количества объектов показа, пунктов общепита, развлечений, размещения, турпотока. Решается, что нужно сделать, чтобы, например, увеличить турпоток в два раза? Просчитывается создание определенной инженерной инфраструктуры на данной территории, например, подведение линии электропередачи или газопровода, обустройство набережной, пляжных территорий, строительство дорог, подъездных путей. Приглашаются инвесторы. Государство готово в соответствии с программой содействовать в постройке инженерной инфраструктуры. Инвесторам предлагаются коммерческие проекты. На такой большой серьезный этап подготовки от идеи до начала реализации уходит 2-3 года.

От слаженных профессиональных действий команды в регионе, наверно, во многом зависит успех ФЦП? Если бы таких команд было больше - больше субъектов участвовало бы в программе.

Да, я совершенно с вами согласен. Сейчас ситуация меняется. Руководители становятся более прогрессивными. Всё, естественно, зависит от воли политической, зависит от губернатора, зависит от команды. Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП.

Часто привожу в пример Алтайский край. Здесь губернатор давно определился с туризмом, как с приоритетной отраслью, и все ветви власти работают в одном ключе. В Псковской области, которая с 2011 года в проекте ФЦП, руководство правильно оценило важность развития туризма для региона и выстроило технологию управления отраслью. Подготовлены специалисты, у которых большой опыт. А ведь в Псковской области особый случай - кластер развивается на территории культурного наследия, где действуют определенные ограничения. Такие же сложности преодолевают в Бурятии, в Краснодарском крае - здесь экологические экспертизы значительно осложнили ход выполнения программы.

Иной пример - Ставрополье, территория знаменитых Кавминвод. Представители исполнительной власти недооценили важность ФЦП. Из 380 миллионов рублей, которые планировалось выделить региону, субъект смог выбрать только 187 миллионов…

«Если команда активная, как правило, регион - участник ФЦП».

Использование механизмов государственно-частного партнерства - одно из приоритетных направлений, один из критериев эффективности руководителей на местах.

Регионы уже получили бесценный опыт, почувствовали свою ответственность за реализацию ФЦП. Мы постоянно ведем работу по конкурсному отбору наиболее перспективных инвестиционных проектов.

Безусловно, при подготовке новой программы будет учитываться положительный опыт по строительству существующих кластеров и перспективы их развития в рамках действующей ФЦП.

- Сколько уже заявок находится в вашем «портфеле»?

На сегодня выбрано 66 проектов новых кластеров из 30 регионов. Для их реализации потребуется не менее 30 млрд. рублей из федерального бюджета.

- Что нового будет включать программа ФЦП, концепцию которой вы сейчас готовите?

Новые возможности программы будут обращены на перспективные виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, активный, оздоровительный, экологический, круизный, сельский и деловой... К активному туризму можно отнести - горнолыжный, пешеходный, водный, горный, велотуризм, парусный, конный. В соответствии с этими видами туризма определятся специализации кластеров.

Такие кластеры логично развивать в перспективных регионах, учитывая сложившиеся туристские дестинации. Например, Краснодарский край и Крым будут специализироваться на пляжном отдыхе. Северный Кавказ — на оздоровительном туризме. В Алтайском крае, Кемеровской области и Хакасии поддержку получат спортивно-оздоровительные объекты. В Амурской области и Хабаровском крае, на Волге — круизные.

Нам важно понимать и возможности финансирования, так называемые, потолки. Работа с инвесторами, будет предусматривать соглашения не на один, как сейчас, а на три года.

И, конечно, в программе нужно предусмотреть реализацию задач по повышению качества туристских услуг и по продвижению национального туристского продукта на мировом и внутреннем туристских рынках.

Беседовал Олег ЗЛОБИН

Экспертное мнение. Портал «Инвестиции в туризм» проводит опрос и публикует комментарии участников ФЦП по туризму.

Сергей БАЧИН, инвестор

В нашем портфеле два крупных туристских кластера. Все они входят в Федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Одна из главных положительных ролей ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» - предоставление инвестору возможности значительно сократить сроки окупаемости своих проектов путем кратного увеличения турпотока в течение 2-3 лет вместо 5-6. То есть частно-государственное партнерство в туризме является залогом повышения конкурентоспособности российского туристского рынка. Инвестор создает новые высококачественные курорты, а государство обеспечивает необходимую им инфраструктуру.

Из досье редакции:

«Завидово» - крупнейший инвестиционный проект в туристской отрасли . В составе туристско-рекреационного кластера «Верхневолжский». С 2014 года включен в перечень мероприятий Федеральной целевой программы.

Объем вложенных в проект внебюджетных средств превысил 10 млрд рублей.

В 2015 году в рамках ФЦП построена дорога к гостиничному комплексу «RadissonRezort, Zavidovo» (2 км; 99,7 млн рублей). В 2016 году - 1-й этап дороги к п. Шоша (0,6 км; 88,3 млн рублей).

На 2017 год запланирована реализация 2-го этапа дороги к п. Шоша, в его рамках будет построен 100-метровый мост через Дойбицу, который соединит новый участок трассы с правым берегом реки, где располагается комплекс Radisson. Предполагаемая сумма средств федерального бюджета согласно Постановлению Правительства РФ - 217 млн руб.

«Ярославское взморье» - это масштабный проект по созданию курортной зоны в европейской части России. Проект предусматривает комплексное развитие территории Рыбинского района площадью 8600 га.

С 2013 года «Ярославское взморье» является участником Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

Общий объем вложенных инвестиций в проект - более 3,4 млрд рублей.

За счет бюджетных средств уже построен и введен в эксплуатацию объект обеспечивающей инфраструктуры «Берегоукрепление и дноуглубление в районе д. Петраково в целях создания общедоступного пляжа с возможностью причаливания туристических судов для «зеленой стоянки» (общая стоимость - 207 млн рублей). Благодаря строительству данного объекта за сезон 2016 года уже принято 65 судов и 15 000 туристов.

В 2016 году также введен в эксплуатацию объект «Газопровод для подключения 6 отелей и других туристических объектов с. Глебово - д. Ларионово (с отводом на д. Ясенево)». Стоимость объекта - 170млн руб. Протяженность - 24,26 км.

Кроме того, ведется строительство трассы хозяйственно-бытовой канализации (напорной и безнапорной) с локальными очистными сооружениями. Ввод в эксплуатацию - в конце 2017 года. Протяженность: 8203 м. Плановая стоимость объекта - 139,9 млн руб.

В 2017 году будут завершены строительство автомобильной дороги д. Ясенево - пляж и зеленой стоянки в районе д. Петраково и реконструкция подъездной дороги к курорту на участке автомобильной дороги г. Рыбинск - с. Глебово.

Вадим ВОЛКОВ, начальник Управления культуры и туризма Липецкой области

Благодаря федеральной программе туризм проявил себя не только как перспективная, но и уже функционирующая отрасль экономики. Лучшее тому доказательство в - принимающие туристов кластеры, среди которых «Елец» и вышедший на финишную прямую автокластер «Задонщина».

Главное, благодаря ФЦП заложен фундамент - объекты обеспечивающей инфраструктуры. Это позволит развиваться территориям региона еще не один год.

Модернизация программы необходима - нужно учесть накопленный опыт федерального и регионального уровня и отобрать наиболее перспективные проекты.

Из досье редакции:

Липецкая область уже сегодня готова войти в обновленную программу с туристическими кластерами «Ораниенбург», «Добрый», «Шуховский», «Липецкие курорты», в полной мере отвечающими направлениям экологического, познавательного, активного и оздоровительного туризма.

Аркадий АМЕЛИН, Вице-президент Общероссийской общественной организации "Инвестиционная Россия", Руководитель рабочей группы по инвестированию в туристские объекты.

Продление ФЦП "Развитие внутреннего и въездного туризма» до 2025 года - хорошая новость. В последнее время приходилось слышать немало критики по поводу недостаточной эффективности её реализации. Возможно, были допущены отдельные недочеты, однако уверен, что никто не будет ставить под сомнение необходимость и важность программы для развития российской туриндустрии, учитывая, что ФЦП создает благоприятные условия для привлечений частных инвестиций в отрасль.

Известно, что помимо высокой прибыли, инвестора беспокоит вопрос безопасности вложений. В этом смысле проект, получивший поддержку государства и финансирование из федерального бюджета, обладает в глазах любого бизнесмена очень высокой степенью надежности. В нашу организацию часто обращаются частные инвесторы с просьбой подобрать именно такие проекты.

О том, что Россия идет верной дорогой, свидетельствует и международный опыт моей профессиональной деятельности в части развития туризма, привлечения инвестиций и девелопмента курортов. Много приходится работать со странами АСЕАН. Пройденный нашей страной отрезок пути вызывает самый живой интерес у наших зарубежных партнеров.

Безусловно, наработанный Россией опыт взаимодействия с инвесторами на принципах государственного и частного партнёрства будет крайне полезен и востребован.

В ходе рассмотрения мировой практики по государственному регулированию туризмом в различных странах следует отметить, что все они могут быть поделены на две группы:

В первую группу входят страны, которые имеют самостоятельный орган исполнительной власти, отвечающий за туризм. При этом в странах, относящихся к этой группе, министерство туризма, со всем разнообразием своих департаментов и отделов, напоминает правительство в миниатюре, в нём действует налоговый, инвестиционный отделы, отдел по управлению имуществом, отделы профессионального образования, экономики и статистики, сертификации, лицензирования. Орган исполнительной власти, осуществляющий управление туристской отраслью, должен устанавливать отношения с министерствами экономики, внешнеэкономических связей или внешней торговли, культуры, образования, сельского хозяйства и транспорта. При этом правительства стран, где действуют государственные органы управления туризмом, передают им исключительные полномочия решать вопросы, относящиеся к регламентации туристской деятельности, продвижению страны как туристского направления, вопросы профессиональной подготовки и т.д. .

К первой группе можно отнести и страны, в которых туристские администрации входят в состав министерств экономики, промышленности, транспорта, торговли. Так, отдельные структурные подразделения, наделенные большой компетенцией и входящие в состав других министерств, существуют в Италии, Тунисе, на Кипре, Испании .

Вторая группа включает страны, где функции государства в области туризма рассредоточены в разных органах государственной власти. Для второй группы стран характерно отсутствие четкой туристской политики, дублирование функций несколькими органами исполнительной власти, размытость вопросов компетенции и функций в сфере туризма. К таким странам можно отнести Российскую Федерацию, Казахстан. В целом, туризм в этих странах развивается медленно и не является ведущим сектором экономики .

Известно, что туризм является одним из самых прибыльных видов бизнеса в мире. По оценкам ВТО к 2013 г. количество международных туристских поездок составит 937 млн., а поступления от туризма возрастут до 1,1 трлн. долларов США .

Развитие туризма влияет на создание новых рабочих мест. Так, если в 1998 г. в мировой туристской индустрии было занято около 115 млн. человек, то в 2010 г. уже 310 млн. человек.

При изучении опыта правового регулирования государств, где наиболее развит туризм, хотелось бы отметить, что успех развития туризма напрямую зависит от того, как на государственном уровне воспринимается эта отрасль, насколько эта отрасль пользуется государственной поддержкой.

Разработанные в ряде стран государственные программы стимулирования въездного туризма предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций в туризм, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой страны может служить Турция, дающая льготы местным и иностранным инвесторам, туроператорам. Благодаря финансовой поддержке государства и местных властей туристская отрасль Турции находится на подъеме. Так, если в 2002 г. количество туристов составило 6,7 млн. чел., то в 2009 г. этот показатель достиг 9,2 млн. человек, а доход за год составил 8 млрд. 300 млн. долл. США .

При этом любое цивилизованное государство для того, чтобы получать от туристской индустрии доходы в бюджет, должно вкладывать средства в исследование своих территорий для оценки туристского потенциала, подготовки программ развития турбизнеса, проектов необходимой инфраструктуры курортных регионов и туристских центров, в информационное обеспечение. Частнопредпринимательский сектор никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры, и не способен выполнять отдельные функции Национальной Туристской Администрации. Во всех сильных туристских державах есть такие организации, подчиненные, как правило, министерствам, которые занимаются разработкой национальных программ развития туризма, называются они по-разному: в Великобритании - BTA (British Tourist Authority), в Ирландии - Irish Board, в Испании - Turespana, в Италии - ENIT, в Норвегии - NORTRA и т.д.

Именно они содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации. Специфика туризма связана с интернациональным характером и широким спектром отношений, в которые приходится вступать лицам, так или иначе участвующим в организации отдыха и путешествий. Разнообразие этих отношений порождает определенную сложность правового регулирования.

В любом государстве взаимоотношения сторон «турист - турфирма», «турист - государство», «турфирма - государство», регулируются соответствующим законодательством. В зависимости от степени цивилизованности государства и при всем большем приближении к понятию правового государства законодательство становится более детальным и полным. В оптимальном варианте должен быть охвачен каждый элемент взаимоотношений указанных сторон.

Современный период развития туризма требует формирования новых механизмов и мотиваций деятельности туристических предприятий, так как недостаточно разработаны разделы законодательства, прямо или косвенно затрагивающие интересы потребителей, туристских предприятий и государства в процессе становления частного сектора туризма. Анализ документов международных конференций по туризму показывает, что «туризм должен планироваться государственными властями, а также местной администрацией и туристскими организациями на комплексной и последовательной основе».

Сегодня невозможно обойтись без единого национального механизма, обеспечивающего координацию туристской политики на общегосударственном уровне. В связи с этим большое значение имеет Всемирная туристская организация (ЮНВТО) - специализированное учреждение Организации Объединенных Наций, являющееся ведущей международной организацией в сфере туризма и путешествий. Она служит в качестве глобального форума в области туристской политики и практического источника туристского ноу-хау.Имея штаб-квартиру в Мадриде (Испания), ЮНВТО играет центральную и решающую роль в пропаганде и развитии ответственного, устойчивого и общедоступного туризма, призванного способствовать экономическому развитию, международному взаимопониманию, миру, благосостоянию, а также взаимному уважению, безусловному соблюдению гражданских прав и основных свобод. В своих рекомендациях ВТО отмечает, что на нынешнем этапе развития туризма только государство и правительство играют в нем первостепеннейшую, если не единственную роль, а частнопредпринимательский сектор участвует в этом лишь частично. Последний никогда не сможет покрыть потребности в крупных инвестициях для развития курортных, гостиничных и иных туристских предприятий, как и основных элементов туристской инфраструктуры. Именно государство и государственные органы содержат представительства по туризму в других странах, разрабатывают привлекающие туристов программы и обеспечивают поток туристской информации.

При их помощи в ряде стран разрабатываются государственные программы стимулирования выездного туризма, которые предусматривают льготы в налогообложении, упрощение погранично-таможенного режима, создание благоприятных условий для инвестиций, увеличение бюджетных ассигнований на развитие инфраструктуры, рекламу на зарубежных рынках, подготовку кадров.

Примером такой страны может служить Греция. Ее правительство предлагает инвесторам помощь в получении кредита по выгодной процентной ставке, скидки по налогам. Так, НДС на размещение и питание в Греции составляет 8%, в то же время Правительство разработало систему скидок турфирмам, осуществляющим прием в несезонный период .

Ежегодно Министерство национальной экономики Греции объявляет общую сумму помощи инвесторам в туризм. Правительством Греции определятся приоритеты инвестирования в туризм. Прежде всего, это строительство, расширение и модернизация высококлассных отелей и туркомплексов. Причем, если объем инвестиций достигает 21 млн. долларов США, предоставляются дополнительные льготы .

Интересно, что реконструирующиеся гостиницы и другие туристские объекты имеют право выбора формы государственной помощи. В зависимости от состояния предприятий это могут быть субсидии или налоговые льготы. Такая политика в области туризма дает, безусловно, положительный результат. Государственные программы развития туризма существуют во многих странах мира, которые считают туризм одной из основных отраслей развития экономики. Доходы, получаемые государством в виде налога от туристской деятельности, тоже весьма внушительны: в США сумма налогов от туризма составляет 130 млрд. долл. в год, в Японии - 70, в Германии - 57 .

Государственная политика в сфере туризма предполагает, прежде всего, создание правовой базы, позволяющей туризму нормально функционировать как равноправной отрасли в условиях рынка.

Отметим, что сегодня сложилось несколько подходов к организации модели государственного регулирования туризма. Так, в некоторых странах с развитой рыночной экономикой государственное регулирование упразднено и субъекты рынка осуществляют оперативное регулирование (например, в США в 1997 г. была упразднена государственная администрация, занимающаяся вопросами развития туристской отрасли). В странах, где присутствует государственное регулирование рынка туристских услуг, реализуются две модели: либо созданы специальные органы государственной власти, либо же регулирование осуществляется многопрофильными органами.

Рассмотрим, как же действует государство и осуществляется государственное управление туризмом на примере нескольких стран.

На Мальте вопросы регулирования туризма осуществляет Мальтийское Управление по Туризму. Так, основной целью создания Мальтийского Управления по Туризму являлось объединение различных государственных советов и учреждений, занимающихся туризмом. Управление занимается продвижением Мальты как турнаправления, даёт направляющий стимул индустрии туризма Мальты, играет регулятивную, координирующую роль. Это позволит Мальтийскому Управлению по Туризму, используя свой новый имидж, поставить продвижение Мальты как турнаправления в соответствие с высоким качеством Мальтийского туристского продукта. В новой программе маркетинга Управление будет делать акцент на те особенности Мальты, которые турист не найдет в других местах, - уникальность истории и культуры, простоту и подлинность .

Во Франции Законом о туризме определены условия, позволяющие заниматься продажей туров, установлен круг физических и юридических лиц, подпадающих под действие данного закона, названы услуги, относящиеся к туристским, сформулированы условия, при которых возможно осуществление туристской деятельности для турагентств, общественных организаций и ассоциаций, местных туристских органов, а также отдельных категорий лиц. Фактически речь идет о возможности получения разрешения (в виде лицензии, сертификата и иного официального согласия) на занятие туристской деятельностью в том виде, в каком это определено Законом.

В специальном разделе Закона фиксируются отношения между производителем и потребителем туристского продукта, перечислены основные права и обязанности продавца и покупателя, которые должны содержаться в контракте (договоре). Законом также регламентированы меры ответственности продавца турпродукта за качество входящих в него услуг, а также случаи, исключающие такую ответственность, санкции к нарушителям и механизм контроля со стороны государственных органов за деятельностью физических и юридических лиц, подпадающих под регламентацию данного Закона.

Вопросы регулирования туризма относятся к компетенции Министерства транспорта и общественных работ, в структуре которого предусмотрены Государственный секретариат по вопросам туризма и Управление туризма. Эти органы курируют вопросы управления и регулирования отрасли, инвестирования и международных отношений в сфере туризма .

ВТА занимается привлечением иностранных туристов в Великобританию и развитием внутреннего туризма, а также консультирует правительство и другие государственные учреждения по вопросам туризма. Для этого администрация проводит рекламные кампании за рубежом через сеть своих офисов и представителей, через прессу, радио и телевидение, организует международные конференции, предоставляет маркетинговые и консалтинговые услуги по вопросам международного туризма, издает разнообразные информационно-справочные материалы.

Являясь по организационно-правовой форме частнопредпринимательским институтом, ВТА наряду с традиционной деятельностью на зарубежных рынках (распространение информации туристического содержания, участие в выставках) предоставляет платные консалтинговые и маркетинговые услуги, организует выставки и семинары, осуществляет различные проекты с участием иностранного капитала, издаёт и реализует путеводители, видеофильмы и другую рекламно-информационную продукцию.

Во главе ВТА стоит совет директоров из пяти человек и президент. В штате организации около 300 человек, из которых примерно треть работает в Лондоне, а остальные за рубежом в 26 странах мира. Более чем на 2/3 (68%) ВТА финансируется из госбюджета.

В США Первый Национальный закон США «О международном туризме» был принят в 1961 г. Им предусматривалось создание Администрации по путешествиям и туризму (АПТ) в рамках Федерального министерства торговли США. Далее в 1981 г. был принят Закон "О Национальной политике в сфере туризма", а 30 мая 1992 г. - Закон "О политике в сфере туризма и развитии экспорта", согласно которому перед АПТ были поставлены следующие основные задачи: координация государственной политики в области туризма в интересах США, исследование конъюнктуры туристского рынка, ведение статистики туризма, руководство программой развития туризма, оказание поддержки штатам, графствам, городам и сельским районам.

Помимо Национального органа, регулировавшего туризм на федеральном уровне, в США в каждом из штатов имеется соответствующая служба, ответственная за развитие туризма. Как правило, это Агентство по торговле, коммерции и туризму, перед которым поставлены задачи планомерного роста и всестороннего развития въездного и внутреннего туризма, проведение рекламно-информационных программ по их пропаганде, осуществление исследовательских акций по анализу состояния и перспективам развития туризма. Аналогичная картина в графствах и городах, где при местных органах власти имеются специальные Бюро по туризму, главной функцией которых является привлечение туристов. В Бюро входят представители городских властей, транспортных компаний, отелей, ресторанов, развлекательных и прочих учреждений. Бюджеты Бюро формируются из средств, собираемых графством или городом в виде налога, взимаемого с жильцов гостиниц за проживание (от 8 до 18%), а также за счет членских взносов и доходов от рекламы .

Администрация по путешествиям и туризму (АПТ) была призвана работать в тесном контакте с Консультативным советом по вопросам туризма, куда входят 15 представителей основных отраслей промышленности США, а также Национальным Советом по пропаганде путешествий и туризма, который ответствен за издание каждый год доклада с обязывающим названием: "Туризм работает на Америку". В этих докладах четко прослеживается мысль, что въездной и внутренний туризм являются важнейшими секторами национальной экономики. В США туристская индустрия является вторым крупнейшим «работодателем» после системы здравоохранения.

В Германии вопросами международного туризма занимается Национальный туристский комитет Министерства экономики, отвечающий за продвижение туризма в Германии и увеличение турпотока в страну. Представительства комитета функционируют в 27 странах мира.

В Австрии туристскую отрасль курирует Министерство экономики. Рекламой туристских возможностей страны ведает Австрийский национальный туристский офис, представительства которого работают в 26 странах мира.

В Швейцарии вопросами въездного туризма занимается Центральное ведомство по туризму (ЦВТ) - крупнейшее национальное рекламное агентство.

В Индонезии существует специальное ведомство по туризму, которое наделено достаточно широкими полномочиями в области защиты прав туристов. В частности, в стране действует влиятельная туристская полиция, которая осуществляет контроль и надзор за туристской и гостиничной индустрией, а также разбирает конфликтные ситуации, участниками которых становятся гости из-за рубежа .

В Израиле работает мощное Министерство туризма, бюджет которого в 2007 году достиг $150 млн. Эти деньги используются на финансирование мероприятий, связанных с информационной, презентационной, выставочной деятельностью по всему миру, на проведение конференций, организацию консалтингового обслуживания, издание буклетов и рекламных материалов.

В объединяющейся Европе еще в июне 1990 г. была принята Директива ЕС по содержанию туристских услуг и турпродукта в целом. Для защиты прав потребителей в Директиве ЕС приведены к единому содержанию тексты контрактов между турфирмой и туристом-потребителем, оговорены условия, взаимные права, обязанности и гарантии.

Бразилия - индустриально-аграрная страна с высоким уровнем развития рыночной экономики. ВНП составляет $472 млрд. ($5470 на душу населения). Импорт - $36 млрд, экспорт - $43,6 млрд. Среди наиболее развитых отраслей промышленности в Бразилии выделяются: автомобилестроение, самолетостроение, электронно-вычислительная техника .

В Бразилии туризм относительно молодая отрасль национальной экономики. Число иностранных туристов, посещающих Бразилию, пока еще значительно отстает от числа местных туристов. Правительство вкладывает большие деньги в развитие туризма, поэтому следует ожидать, что в скором будущем туризм станет развитой и прибыльной экономической отраслью страны.

Изучение опыта государственно-правового управления развитием туризма в некоторых странах дальнего зарубежья показывает, что в этих странах развитие индустрии туризма происходит при всесторонней поддержке государства путем создания специальной системы законодательных актов, благоприятных условий для привлечения инвестиций и последовательного развития инфраструктуры. При этом наиболее эффективными методами государственного регулирования явилось среднесрочное планирование развития сферы туризма в сочетании с формированием особых экономических зон туристско-рекреационной направленности на основе всемерной государственной поддержки и льготного налогообложения в целях стимулирования ускоренного развития и формирования туристских зон. Полагаем, что возможно использование указанных методов для развития туризма для нашей страны.

Несмотря на то, что туризм есть отрасль, осуществляемая частными организациями, присутствие государства ощущается во всех направлениях. И это есть залог качества туристской деятельности. В последние годы во многих странах наблюдается устойчивая тенденция передачи административных и законодательных функций по управлению и регулированию деятельности в сфере туризма на региональный и местный уровень.

Центральные органы власти оставляют за собой право определять генеральную линию развития туризма в стране, представлять страну в международных организациях, подписывать межгосударственные соглашения о сотрудничестве в области туризма, издавать так называемые «рамочные законы», которые устанавливают систему общих норм по регулированию туристской деятельности и обеспечивают проведение единой национальной политики в области туризма.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Туристическая отрасль на данный момент является одной из самых важных отраслей, и находиться практически на одном уровне с нефте- и газодобывающими отраслями. Туризм привносит в экономику страны значительную часть доходов. В своей работе я хотела бы рассказать об инвестиционных планах и проектах в развитии туризма. Данную деятельность регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) в котором сказано «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Федеральное агентство по туризму в целях оказания поддержки и содействия субъектам РФ в развитии туризма и строительстве туристско-рекриационных комплексов, а так же иной туринфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного клиента в регионах России.

Одним из направлений работы Федерального агентства по туризму является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекриационных комплексов, которые являются информационной базой перспективных туристических проектов субъектов РФ.

Инвестиционные планы и программы развития туризма

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества. Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие развивать экономику региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона - это ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц, а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в, то, же самое время не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);

Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);

Потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);

Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);

Интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);

Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);

Инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.

При этом есть следующие инвестиционные риски:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);

Политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструктивность в возможном проявлении этой поляризации);

Социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки, разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т.е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т.е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Заключение

На основе моей работы можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы туризм станет основной отраслью дохода нашей страны, наравне с нефте- и газодобывающей промышленностью, так как их ресурсы иссекаемы. Я считаю, что государству нужно как можно больше узаконить и ужесточить контроль за туристической деятельностью, чтобы было как можно меньше так называемых «фирм-однодневок» тогда большая прибыль от турдеятельности будет идти в госбюджет.

Подобные документы

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области. Совершенствование программы развития туризма Псковской области.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2003

    Определение и классификация международного туризма, перспективы его развития в условиях кризиса. Прогнозы развития международного туризма. Существующее состояние, цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Туристский потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан, формирование индустрии туризма за годы государственной независимости. Исследование туристкой привлекательности в регионах, проблемы и перспективы развития туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Индустия туризма одна из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства (статистические данные). Экономико-географические и историко-культурные факторы оказывающие влияние на развитие туризма в Европе. Туристские потоки между регионами.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

Распространенных видом активного инвестирования является вкладывание капиталов в динамично развивающиеся отрасли экономики. Одним из перспективных направлений такого вложения считаются инвестиции в туризм.

По оценкам экспертов, в настоящее время туризм обеспечивает до 12% внутреннего валового продукта, 11% потребительских затрат и 30% услуг в мировой экономике. При этом динамика развития этой отрасли продолжает увеличиваться и сохранять инвестиционную привлекательность. В том числе и в России.

Тенденции развития туризма

Особенностью развития туризма и связанной с ним деятельности в настоящее время является интенсивное освоение новых сегментов рынка. Конкуренцию «классическим» услугам и маршрутам составляют вновь открываемые для туристов направления и виды активности.

Однако создание конкурентоспособного и привлекательного для потребителей туристического бизнеса возможно при условии создания инфраструктур, которые гарантируют предоставление услуг заявленного уровня и подкреплены соответствующими законодательными и организационными нормами. К основным элементам туристической инфраструктуры относятся:

  • отели и рестораны;
  • курортно-оздоровительные комплексы;
  • транспорт и связь;
  • индустрия развлечений, спорта и т.п.;
  • финансовые и организационные услуги;
  • другие виды деятельности (изготовление и продажа сувениров, аренда транспорта и недвижимости, прокат и т.п.).

Создание новой зоны для туризма представляет собой большую программу, часто на государственном уровне, но создание отдельных ее элементов доступно и небольшой компании и даже частному предпринимателю.

Инвестиции в туризм в России могут осуществляться как в виде участия в паевых инвестиционных фондах, так и в виде индивидуальных капиталовложений в определенный частный бизнес, связанный с туризмом. Первое направление гарантирует стабильный, но невысокий доход, во втором случае рисков значительно больше, но и вероятность открыть «золотое дно» и существенно умножить свои капиталовложения является очень высокой.

Риски инвестирования в туризм

Специфика рисков в секторе туристической деятельности заключается в том, что невозможность предоставления заявленных услуг, а соответственно, и получения доходов от них часто бывает связана с непредвиденными обстоятельствами и невозможностью управления ними, особенно в России. К таким обстоятельствам относятся:

  • стихийные бедствия (наводнения, землетрясения, извержения вулканов, аномальные погодные явления и т.д.), последствия которых отрицательно влияют на активность туристов даже после ликвидации их последствий;
  • эпидемии и объявленные карантины;
  • социальные потрясения (массовые забастовки, военные действия, политические перевороты), а также проявления терроризма.

Другую группу рисков снижения доходности туристической деятельности является повышенный уровень угроз для людей, находящихся далеко от своего жилища (заболевания и пищевые отравления, несчастные случаи, потеря имущества, конфликты с местным законодательством ввиду недостаточной информированности о нем и т.д.). Выплата компенсаций по таким случаям может повлиять на результаты деятельности туристической компании как прямо, так и косвенно, однако риски этой группы можно минимизировать путем соответствующей системы страхования и составления договоров с диверсификацией ответственности.

Стратегии инвестирования туризма

По оценкам мировых экспертов, рынок туристических услуг в России и постсоветских государствах обладает огромным потенциалом, однако нуждается в целенаправленной программе развития. Основными направлениями такой программы является:

  • создание правовой и нормативной базы, способствующей притоку инвестиций и развитию предпринимательства;
  • рост конкурентоспособности туристических и курортно-оздоровительных услуг;
  • инновационные решения в сфере инфраструктуры, облуживание;
  • природоохранные мероприятия.

Эффективные инвестиции в туризм, независимо от их величины и объекта вложения – это не только повышение доходов инвесторов и предпринимателей. Рост этой отрасли способствует наполнению бюджета всех уровней, увеличивает занятость и доходы населения, является одним из наиболее эффективных решений для возрождения депрессивных регионов.