Изменения спецоценки условий труда. Сроки специальной оценки условий труда Для чего нужна специальная оценка условий труда в организации

В 2020 году оценивать условия труда на рабочих местах можно исключительно в форме специальной оценки условий труда. Порядок для данной процедуры прописан в законе. В статье вы узнаете последние изменения в специальной оценке условий труда в 2020 году.

Аттестация рабочих мест в 2020 году: последние изменения

В 2020 году общий порядок проведения спецоценки не поменяется, при этом есть два важных изменения, которые нужно учесть в работе.

В 2020 году придется провести спецоценку организациям, которые оформили результаты проверки до 2015 года. Это связано с тем, что результаты оценки действуют пять лет. А значит, аттестация будет действовать до 31 декабря 2019 года. О том, как правильно провести спецоценку

Также в 2020 году трудовые инспекции сразу не будут штрафовать те организации и ИП из субъектов малого предпринимательства за то, что не провели спецоценку и нарушили законодательство об охране труда. Вместо этого инспекторы сначала направят предупреждение и потребуют устранить нарушение. Срок, чтобы провести спецоценку, также укажут в предупреждении (разъяснения Минтруда от 16.01.2019 № б/н).

Для чего нужна специальная оценка условий труда в организации

Специальная оценка условий труда или СОУТ нужна, чтобы выявить вредные и опасные факторы на рабочих местах сотрудников (п. 1 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. Оценку на основании гражданско-правового договора проводит независимая организация (п. 2 ст. 8 Закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Однако, есть случаи, когда спецоценку не проводят . О них рассказали эксперты Системы Главбух.

Как проводится специальная оценка условий труда на рабочем месте в 2020 году

Порядок проведения спецоценки следующий. Методика проведения спецоценки утверждена приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н.

Итак, первый этап – создание комиссии. Работодатель создает комиссию, чтобы проводилась спецоценка условия труда. Обратите внимание - число членов комиссии должно быть нечетным (ст. 9 Закона № 426-ФЗ). Комиссия утверждает график спецоценки, а также перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться.

Второй этап – заключение договора. Комиссия ищет специализированную организацию, которая будет проводить спецоценку, далее с ней заключается договор. В договоре прописывают мероприятия по спецоценке и график проведения. О том, как выбрать организацию, которая будет проводить спецоценку , рассказали эксперты Системы Главбух.

Третий этап – непосредственно спецоценка. Специализированная организация выявляет вредные факторы на рабочих местах, фиксирует результаты.

Четвертый этап – отчет. По окончании мероприятий специализированная организация составляет отчет (приложение 3 к приказу Минтруда России № 33н). Члены комиссии и председатель подписывает этот отчет.

Кем проводится специальная оценка условий труда

Руководитель - сотрудник, ответственный за проведение спецоценки рабочих мест в организации. Но непосредственно оценкой рабочих мест должна заниматься специализированная организация с действующей аккредитацией.

Работодатель заключает договор на спецоценку с организацией, которая должна соответствовать следующим требованиям (ст. 19 и 22 Закона № 426-ФЗ):

  • быть независимым лицом по отношению к вашей компании;
  • основным видом деятельности организации должно являться проведение специальной оценки условий труда;
  • организация должна быть аккредитована в установленном порядке (приказ Минздравсоцразвития России от 01.04.2010 № 205н);
  • в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат на выполнение спецоценки, и хотя бы один эксперт, имеющий высшее образование по специальности общая гигиена, гигиена труда или санитарно-гигиенические лабораторные исследования
  • в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Как часто проводить СОУТ

Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с Методикой, которую утверждает Минтруд. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено в законодательстве. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении спецоценки.

Кроме того, внеплановая спецоценка необходима в следующих случаях (ст. 17 Закона № 426-ФЗ):

  • трудовая инспекция выявила нарушения и передала вам предписание о спецоценке;
  • изменили технологический процесс, поменяли оборудование, виды материалов или сырья, а также средства индивидуальной защиты, в результате чего могли измениться условия на рабочих местах;
  • на рабочем месте произошел несчастный случай или выявлено профзаболевание по причине воздействия вредных или опасных факторов;
  • профсоюзная организация предложила провести внеплановую спецоценку.

Сколько стоит проведение специальной оценки условий труда

Спецоценку проводят аккредитованные коммерческие организации. Цены на мероприятия они устанавливают самостоятельно. В среднем стоимость спецоценки колеблется от 1500 до 3500 руб. за рабочее место. Цена на услуги зависит от параметров производства, характеристики рабочих мест, количества работающих.

Приказ по спецоценке условий труда на 2020 год

Перед мероприятиями работодатель готовит документы по специальной оценке условий труда. В частности, составляет приказ о создании комиссии по спецоценке и проведении мероприятий. В приказе прописывает членов комиссии, председателя, а также сроки спецоценки. О том, какие еще документы нужно составить , рассказали эксперты Системы Главбух.

Образец приказа по спецоценке условий труда


Результаты специальной оценки условий труда

Результаты спецоценки условий труда специализированная организация отражает в отчете. Отчет подписывает председатель и члены комиссии. Если специальная оценка условий труда на предприятии проведена, работодатель обязан в течение 30 календарных дней после подписания отчета ознакомить с результатами работников.

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы рабочих мест. Всего четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия (ч. 1 ст. 14 Закона № 426-ФЗ). При этом у вредных условий труда есть четыре подкласса (степени). От того, какой класс (подкласс) условий труда установлен на рабочем месте, зависят гарантии и компенсации для работников, а также размер дополнительного тарифа по взносам на пенсионное страхование.

Если условия труда признаны вредными или опасными, следует выяснить, должна ли компания платить дополнительные взносы и по какому тарифу (ст. 428 НК). О том, как посчитать взносы по дополнительным тарифам , рассказали эксперты Системы Главбух.

Кроме того, результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться для разработки мероприятий по приведению условий труда к нормативным значениям. Согласно результатам спецоценки работодатель обязан обеспечить сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также предоставить им гарантии и компенсации за работу во вредных и опасных условиях.

В этом году в спецоценке условий работы произойдет сразу несколько важных изменений. Они коснутся как порядка проведения этой процедуры в целом, так и выполнения СОУТ для отдельных профессий. Кроме этого, у работодателей станет меньше возможностей избежать проведения СОУТ на своем предприятии.

Аттестация рабочих мест: последние изменения в документах

Этот год станет последним, в течение которого работодатели могут использовать возможность применять результаты АРМ. Напомним, такой переходный порядок был предусмотрен положениями ст. 27 426-ФЗ , регулирующего правила проведения спецоценки. Положения указанной статьи касались работодателей, которые имеют действующую документацию о проведении АРМ. Это означало, что они провели аттестацию незадолго до ее отмены в 2014 году. Актуальное законодательство разрешало таким компаниям не проводить спецоценку в период действия свидетельства об АРМ. Однако такое послабление применяется только до 31 декабря этого года. С 1 января 2019 года все такие организации должны будут иметь документы о выполнении СОУТ, даже если свидетельство об АРМ еще не прекратило своего действия.

Спецоценка рабочих мест: последние изменения

Важным изменением в СОУТ станет окончание периода, отведенного для поэтапного проведения спецоценки. Такая возможность была предоставлена крупным предприятиям и организациям, которые в силу тех или иных причин не могли организовать процедуру одномоментно. Тем из них, кто еще не завершил работы по выполнению оценки мест работы, следует поторопиться: их необходимо полностью выполнить не позднее 31 декабря этого года.

Работодатели, которые уже провели СОУТ и обнаружили вредные и опасные места работы на своих предприятиях, должны будут пересмотреть систему компенсаций для сотрудников. Это касается тех ситуаций, когда указанная система базируется на минимальном размере оплаты труда (МРОТ). С мая этого года его величина будет повышена с 9489 руб. до 11163 руб.

Спецоценка для отдельных категорий мест работы

25 декабря 2017 года начал действовать Приказ Минтруда России N 543н. Он установил обновленный порядок СОУТ для водителей общественного транспорта. Уже с 1 января этого года процедура спецоценки будет проводиться для них с использованием расширенного перечня негативных факторов, влияющих на здоровье. Работодатели, которые используют для работы одинаковые модели транспорта, могут объединиться, чтобы сократить расходы на проведение СОУТ.

Штрафы за непроведение СОУТ в 2019 году ожидают всех, кто не завершил спецоценку до 31 декабря 2018. Расскажем, какую сумму придется выложить в этом случае, кто несет ответственность, можно ли избежать наказания.

Читайте в статье:

Штрафы за отсутствие специальной оценки условий труда в 2019 году

На проведение спецоценки работодателям был отведен период до 31 декабря 2018 года. К этому времени не только необходимо завершить саму процедуру, но утвердить отчет и в течении 3 рабочих дней уведомить об утверждении экспертную организацию, проводившую СОУТ. После этого экспертная организация в десятидневный срок направляет в Федеральную государственную информационную систему учета (ФГИС) сведения о результатах.

С 2019 г. Минтруд начнет с помощью автоматизированных проверок выявлять предприятия, которые не провели специальную оценку. Инспекция труда будет сравнивать базы предприятий налоговой службы и пенсионного фонда с данными, которые есть во ФГИС. Кроме того, нарушителей будут выявлять при проверках в общем порядке – плановых или внеплановых.

Чем грозит отсутствие специальной оценки условий труда? Нарушения станут поводом для привлечения к административной, а в некоторых случаях – к уголовной ответственности. Штраф за отсутствие СОУТ в 2019 составит от 5 000 до 80 000 руб. Мы собрали все виды наказаний и размеры штрафов в таблицу, вы можете посмотреть и скачать её ниже.

Вид наказания

Организация (юридическое лицо)

Должностное лицо организации

Индивидуальный предприниматель

Предупреждение

Применяется, если административное правонарушение совершено впервые, при этом не причинен вред или отсутствует угроза его причинения жизни и здоровью людей.

Неправильно проведенная СОУТ может повлечь уголовную ответственность. Если следствием нарушения станет несчастный случай (травма, авария и т.д.), предусматривает для работодателя наказание в виде лишения свободы на срок 2 и более лет. Помимо пребывания в «местах не столь отдаленных», придется оплачивать моральный и материальный ущерб пострадавшим.

Ответственность за отсутствие специальной оценки условий труда 2018

Согласно закону «О специальной оценке условий труда» , от 28 декабря 2013 г., проведение СОУТ – прямая и непосредственная обязанность работодателя. Все вопросы организации и оплаты данной процедуры предприятие должно брать на себя. Таким образом, ответственность за отсутствие или некорректно осуществленную спецоценку полностью возлагается на работодателя.

Как избежать штрафа за отсутствие СОУТ

В 2019 году Роструд начнет штрафовать за отсутствие СОУТ предприятия после плановых и внеплановых проверок. Однако в случае, если это нарушение выявят с помощью автоматизированной проверки, организации-нарушителю направят предостережение и дадут полгода на проведение процедуры. Чтобы точно уложиться в этот срок, воспользуйтесь алгоритмом специальной оценки условий труда от директора Департамента условий и охраны труда Минтруда Валерия Коржа.

Ульяна Фадеева

частнопрактикующий юрист, Член Общероссийской общественной организации «Ассоциация юристов России»

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим работникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). В связи с развитием высоких технологий во всех сферах деятельности человека и все большей информатизацией труда растет количество офисных рабочих мест. Согласно данным Росстата о численности занятых в различных сферах экономики и их распределении по профессиональным группам количество работников, работающих в офисе, за 2014 год составило почти 32 млн. человек. Всего занятое население за 2014 год составляет 71,5 млн. человек. Следовательно, почти 45 % работников трудятся в офисах. В отношении такого внушительного количества рабочих мест работодатели обязаны обеспечить безопасные условия труда.

Итак, какие мероприятия и в какие сроки необходимо провести, чтобы доказать контролирующим органам исполнение своих обязанностей по обеспечению безопасных условий труда в офисе?

Закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее по тексту - Закон) обязывает работодателей проводить специальную оценку в отношении офисных рабочих мест. С необходимостью спецоценки в отношении офисных рабочих мест определились, но остается вопрос - в какой срок?

Интерес для практического применения представляет ч. 6 ст. 27 Закона, в которой установлено, что специальная оценка условий труда в отношении рабочих мест, не указанных в ч. 6 ст. 10 Закона, может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее 31 декабря 2018 года. При этом в качестве исключений в ч. 6 ст. 10 Закона поименованы рабочие места:

    работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

    в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

    на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Другими словами, из общего правила по предоставлению «отсрочки» исключены рабочие места, которые не нуждаются в проверке (этап идентификации не проводится) и наличие вредных и (или) опасных производственных факторов презюмируется .

Очевидно, что офисные рабочие места не относятся к указанным в ч. 6 ст. 10 Закона, и можно сделать обоснованный вывод из буквального толкования Закона, что в отношении них действует «отсрочка». Однако не все так однозначно, поскольку переходные положения в Законе имеют противоречивые формулировки и порождают много толкований. За полтора года его действия накопилась определенная правоприменительная практика, которая позволяет проанализировать различные позиции и взвесить риски.

Итак, если аттестация офисных рабочих мест никогда не проводилась, можно ли не проводить специальную оценку до 2018 года? О том, существует ли возможность «отодвинуть» момент проведения спецоценки, а также о практических рекомендациях, как минимизировать затраты на эти мероприятия, читайте в настоящей статье.

Офисные рабочие места неоднократно оказывались в фокусе внимания законодателя. Для полного понимания проблематики немного «предыстории». В соответствии с ранее действовавшим п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 аттестации подлежали все без исключения рабочие места. Эксперты Минэкономразвития РФ признали эти требования обременительными и неэффективными, и 12 декабря 2012 г. Приказом № 590н были установлены исключения в виде рабочих мест, на которых работники исключительно заняты работой на компьютере и использованием оргтехники. Однако необходимость обязательного проведение медосмотров для работников, занятых на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени (п. 3.2.2.4 Приказа Минздравсоцразвития России № 302н от 12.04.2011 г.), автоматически влечет необходимость проведения аттестации рабочих мест (п. 4 Приказа Минздравсоцразвития России № 342н от 26.04.2011 г.). Поэтому Минтруд РФ дал разъяснения, в котором даны уточнения: "Если работник занят на работе с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то такое рабочее место должно аттестовываться" (Письмо Минтруда РФ от 08.04.2013 г. № 15-1-859). Для того чтобы воспользоваться «привилегией» не проводить аттестацию, необходимо было подтвердить соблюдение предельной нормы времени работы за компьютером и обеспечить доказательства того, что остальное рабочее время работа не была связана с компьютером (Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22.08.2013 г. по делу № 33-5043).

В сложившейся ситуации, начиная с 2013 года, работодатели, в основном, не проводили аттестацию офисных рабочих мест, ссылаясь на Приказ Минздравсоцразвития России № 590н от 12.12.2012 г. Наиболее «сознательные» работодатели документировали факт соблюдения 50-процентного лимита рабочего времени сотрудников на компьютере. Таким образом, подавляющее большинство предприятий в настоящее время не имеет возможности использовать результаты аттестации офисных рабочих мест по причине ее отсутствия.

Для ответа на вопрос о возможности проведения поэтапной специальной оценки в отношении рабочих мест, на которых аттестация не проводилась, проанализируем две противоположные точки зрения.

Позиция 1. Офисные рабочие места подлежат поэтапной специальной оценке до 2018 года.

Исходя из буквального толкования ч. 6 ст. 27 Закона следует, что правила о поэтапном проведении специальной оценки распространяется в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация, то есть рабочих мест, в отношении которых не известно, имеются или отсутствуют вредные и (или) опасные производственные факторы (Письмо Минтруда от 08.12.2014 г. № 15-1/В-1829 «О сроках проведения специальной оценки»). Офисные рабочие места подходят под этот критерий, поскольку они являются потенциально безопасными и в отношении них проводится первый этап спецоценки - идентификация. Необходим ли следующий этап (измерение вредных факторов), будет зависеть от содержания заключения организации, проводящей спецоценку. Следовательно, на проведение специальной оценки офисных рабочих мест есть время до 2018 года (Определение Приморского краевого суда от 02.07.2014 г. № 33-5613, Апелляционное определение Челябинского областного суда от 11.11.2014 № 11-11698/2014).

Позиция 2. Офисные рабочие места подлежат специальной оценке с 2014 года.

Проведение спецоценки поэтапно возможно только в том случае, если по рабочим местам до 01.01.2014 была проведена аттестация. Суды считают, что данную норму следует применять во взаимосвязи с ч. 4 ст. 27 Закона, при наличии результатов аттестации можно провести спецоценку в течение 5 лет с момента ее проведения. В отношении же рабочих мест, которые не были аттестованы, норма ч. 6 ст. 27 Закона применению не подлежит. Если организация не проходила аттестацию рабочих мест, то спецоценку нужно провести незамедлительно . В подтверждение такой позиции приводятся Апелляционное определение Костромского областного суда от 02.06.2014 г. № 33-823, Апелляционное определение Мурманского областного суда от 28 мая 2014 г. № 33-1478-2014, Определении Архангельского областного суда от 23.03. 2015 г. № 33-1316/2015.

Представляется, что первая позиция более аргументирована применительно к рассматриваемому вопросу. Проанализировав судебные решения, приведенные в пользу второй позиции, следует отметить, что на судебное решение повлияли следующие обстоятельства:

    обязательность проведения аттестации по ранее действовавшему законодательству и не проведение ее по каким-либо причинам. Если рабочее место предполагает работу с ПЭВМ более 50% рабочего времени, то суд примет сторону контролирующих органов, обяжет провести специальную оценку в силу того, что ранее рабочие места подлежали аттестации;

    момент введения рабочего места: до или после вступления в силу закона (с 01.01.2014). После вступления Закона в силу все вновь организованные рабочие места подлежат внеплановой специальной оценке в течение 6 месяцев (пункт 1 ч. 1 ст. 17 Закона). На рабочие места, введенные до вступления в силу Закона, распространяются переходные положения.

Итак, если для того, чтобы воспользоваться «отсрочкой» по проведению спецоценки до 2018 года, необходимо иметь обширную доказательственную базу для подтверждения следующих фактов.

Во-первых, факт того, что рабочие места предполагают работу с ПЭВМ не более 50% рабочего времени, и они не подлежали аттестации по ранее действовавшему законодательству. Требуется документально показать, как распределяется рабочее время при исполнении трудовой функции по той или иной должности. Законодательство не детализирует порядок проведения хронометражных наблюдений. Представляется, что работодатель вправе самостоятельно разработать такой порядок в локальных нормативных актах с регламентацией способов средств фиксации, порядка документального отражения результатов наблюдений, назначить ответственных лиц . Доказательствами могут служить также трудовые договоры, должностные инструкции, протоколы работы компьютера с выписками времени начала работы на компьютере, времени завершения работы на компьютере, задания в письменном виде, отчеты о выполнении поручений, не связанные с работой ПЭВМ, сведения о командировках, графики оптимального расходования рабочего времени при выполнении трудовых обязанностей, которые оформляются в виде приложений к должностной инструкции, и другие документы (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2015 г. № 20АП-952/2015 по делу № А68-8419/2014, Апелляционное определение Саратовского областного суда от 22 .08.2013 г. по делу № 33-5043).

Во-вторых, важным фактором для обоснования законности не проведения аттестации и использования «отсрочки» является момент введения рабочих мест. Рабочие места должны быть введены в тот период, в который на них распространяется законное освобождение от аттестации. Начало такого момента определяется действием новой редакции Порядка проведения аттестации, согласно которой проверять офисные рабочие места необязательно, то есть с 26.02.2013 года. Поскольку ранее действующий порядок предусматривал 60 рабочих дней для аттестации новых рабочих мест, то последний 60-й рабочий день для проведения аттестации должен приходиться на 26.02.2013 (дату отмены такой аттестации) или быть позднее. В ином случае налицо будет неисполнение обязанности по аттестации. Конечной датой, когда рабочие места должны быть введены - 31.12.2013 г., поскольку с 01.01.2014 г. вступил в силу Закон о специальной оценке. Необходимо учитывать, что вновь организованное рабочее место - это рабочее место, которое до его введения отсутствовало в штатном расписании работодателя. Такое рабочее место должно быть определено в штатном расписании, обоснование введения нового рабочего места может содержаться в технической документации, расчетах, служебных записках и других документах. Доказательством введения новых рабочих мест в конкретный период может служить Выписка из Единого государственного реестра, свидетельствующая о создании или реорганизации предприятия.

Как мы видим, обосновать право на «отсрочку» достаточно сложно, и необходимо юридически грамотно подготовить большой объем документации, в связи с этим предприятие оказывается в уязвимом для контролирующих органов положении. Штрафы могут существенно превысить стоимость специальной оценки .

Для снижения затрат на спецоценку можно использовать следующие правовые механизмы.

Во-первых, снизить расходы за счет выявления аналогичных рабочих мест, то есть исследовать условия труда на одинаковых рабочих местах можно выборочно. От общего количества рабочих мест непосредственно оцениваются только 20 процентов, следовательно, расходы можно уменьшить в 5 раз по сравнению с ситуацией, если бы оценки подлежало общее количество рабочих мест.

Во-вторых, снизить расходы за счет определения в договоре не общей стоимости оценки, а стоимости по отдельным этапам. Например, в отношении офисных рабочих мест предусмотреть в договоре стоимость только этапа идентификации. При выявлении вредных факторов и необходимости измерений можно будет оформить дополнительное соглашение к договору. Если вредных факторов не будет выявлено, то специальная оценка завершится на данном этапе и дорогостоящие измерения не потребуются.

Таким образом, при первоначальном подсчете расходы на спецоценку могут составить «кругленькую» сумму. Во время финансового кризиса, когда ликвидность оставляет желать лучшего, вопрос о переносе срока специальной оценки имеет существенное значение. Однако при принятии решения в пользу «отсрочки» необходимо учитывать, что рано или поздно спецоценку проходить придется, а право на поэтапное ее проведение, возможно, придется отстаивать в суде.

По данным сайта http://www.gks.ru (Таблицы «Распределение занятого населения по видам экономической деятельности на основной работе, в среднем за год»; «Занятое население по занятиям на основной работе, в среднем, за год»)

Стоимость спецоценки государством не регулируется и устанавливается по гражданско-правовому договору. На рынке сложилась средняя стоимость спецоценки одного рабочего места 1000-3500 рублей. За не проведение спецоценки предприятие могут оштрафовать на сумму до 80 000 рублей (

В 2019 году компании и ИП проводят аттестацию рабочих мест по-новому. Обратите внимание, что название процедуры изменено: теперь «аттестация рабочих мест» называется «специальной оценкой условий труда». Но в обиходе многие кадровики используют старое название. Поэтому в статье использовано оба понятия. О том, как грамотно оценить рабочие места сотрудников, в какие сроки это сделать, читайте в статье.

Последние изменения для аттестации рабочих мест в 2019 году

Суть изменений в процедуре аттестации рабочих мест заключается в том, что они переквалифицированы на специальную оценку условий труда (СОУТ). Разница между аттестацией и оценкой заключается в следующем:

  • Введено понятие «Идентификация опасных производственных факторов», иными словами рабочее место подлежит сначала предварительной оценке на предмет выявления там возможности опасного производства;
  • Если вследствие идентификации понятно, что ничего вредного на рабочем месте нет, то оно не подлежит дальнейшей проверке. Если же есть подозрение, что рабочее место может быть вредным или опасным, тогда оно исследуется и устанавливается класс вредности. То есть оценивать можно не каждое кресло сотрудника;
  • Изменены льготы для некоторых классов условий труда (например, сокращенная рабочая неделя положена теперь только при классе тяжести 3.3 и 3.4);
  • Скорректированы оценочные критерии рабочих мест, которые теперь существенно влияют на величину взносов в Пенсионный фонд;
  • Компании и ИП обязаны теперь уведомлять фирму, проводившую оценку, об утверждении отчета об аттестации рабочих мест.

Внимание! Минтруд установил новые штрафы за ошибки при аттестации рабочих мест. Эксперты журнала "Зарплата" подготовили инструкцию, как не ошибиться. Обязательно посмотрите ее, даже если уже провели аттестацию.

Новшество в сфере аттестации рабочих мест было введено уже давно Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Таким образом, проводить оценку рабочих мест по-новому нужно было уже с 1 января 2014 года. Но есть одно но!

Аттестация рабочих мест в старом варианте действительна в течение пяти лет. Поэтому, если компания или ИП проводили подобную процедуру, то перепроверять условия труда рабочих в 2014 году не было надобности.

Однако 31 декабря 2019 года – это крайний срок, до которого можно использовать результаты старой аттестации. То есть, те компании и ИП, которые еще не провели аттестацию рабочих мест, согласно последним изменениям, в обязательном порядке должны это сделать в 2019 году.

Какие места подлежать специальной оценке в 2019 году

Так как аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда, возникает вопрос, на какие рабочие места распространяются новые изменения. Особенно это актуально для офисных компаний, где все сотрудники, как правило, располагаются в аналогичных помещениях за рабочим столом и компьютером.

Неужели придется проводить оценку каждого стола? Вот в этом мы сейчас и разберемся.

Основные правила СОУТ таковы:

  1. Аттестацию рабочих мест в 2019 году, согласно последним изменениям, осуществляйте там, где у вас работают люди (штатники).
  2. Свободные рабочие единицы можно пока не трогать. Также не требую оценки условия труда надомников и работающих по договору ГПХ;
  3. Когда большинство ваших рабочих мест подобны друг другу. В частности, это касается офисных компаний, где почти все служащие трудятся за одинаковыми столами и используют сходную офисную технику. Оцените 2-3 рабочих места (не меньше), а остальные получат такой же класс автоматически по аналогии. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ это позволяет (статья 9);
  4. Рабочие места, где есть вероятность вредных условий труда, подлежат сначала идентификации на предмет вредности. Если такая угроза подтвердиться, тогда проводится уже оценочная проверка для установления класса тяжести или вредности.

Остальные подробности о том, какие рабочие места подлежат аттестации в 2019 году, вы найдете в нижеприведенной таблице.

Рабочее место

Нужно ли аттестовывать

Рабочий стол кадровика, бухгалтера или иного офисного служащего

Проводится обычная стандартная оценка 20% аналогичных мест (не менее 2). Все подобные места оценивать не нужно.

Если образовалось еще одно рабочее место

Рабочее место шофера

Оцениваются условия только служебных транспортных средств. Если нанимаете водителя со своим авто, аттестация не нужна

Рабочее место штатника на удаленной службе или на дому

Аттестация не нужна

Внештатник по договору ГПХ

Аттестация не нужна

Кто должен провести специальную оценку рабочих мест в 2019 году

Аттестацию рабочих мест или, как она теперь называется, специальную оценку условий труда, в 2019 проводят и компании, и ИП, имеющие наемных штатных работников.

Важно! Если вы вообще не проводили аттестацию рабочих мест или делали это до 2013 года включительно, то в течение 2019 года, нужно в обязательном порядке это сделать. В противном случае вас очень строго накажут.

Почему такая срочность? Потому что до конца 2019 года еще действительны старые аттестационные данные о рабочих местах. С 1 января 2019 года все компании и ИП должны иметь на руках результаты специальной оценки условий труда по новым правилам, согласных с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Аттестацию рабочих мест в 2019 году должны закончить также организации и ИП, которые начали уже поэтапную оценку условий труда. Все этапы должны быть проведены до 31 декабря 2010 года.

Кроме перечисленных случаев, в 2019 году возможна также внеплановая оценка условий труда. Она осуществляется в следующих случаях:

  • Появилось новое рабочее место;
  • Трудовая инспекция имеет к вам претензии, поэтому следует переоценить спорные рабочие места;
  • Внедрен новый производственный процесс, используются новые вещества, закуплено какое-то оборудование. Иными словами в рабочем процессе произошли изменения, которые могут оказать влияние на здоровье работников;
  • Аттестацию рабочих мест требует профсоюз;
  • Произошел несчастный случай на производстве;
  • Иногда внеплановая аттестация может понадобиться, если сотрудник, работающий в тяжелых условиях труда, уходит досрочно на пенсию.

Обратите внимание! Результаты специальной оценки условий труда действуют пять лет. Если у вас нет вредных условий труда, и за этот период изменений не случилось, срок действия оценки продлится. А вот если у вас имеются рабочие места с тяжелым характером производства, проводить оценку придется каждые пять лет.

Как провести аттестацию рабочих мест (СОУТ) в 2019 году

Аттестация рабочих мест в 2019 году согласно с последними изменениями – процесс не очень легкий. Он проходит в несколько шагов.

Шаг 1. Нужно найти организацию, которая проведет у вас специальную оценку условий труда (ищите их на сайте Минтруда). Собственными силами это делать запрещается. Организация, которую вы привлечете к оценке, должна иметь аккредитацию и быть сторонней по отношению к вашей фирме. Заключаете с ней гражданско-правовой договор и переходите к следующему шагу.

Шаг 2. Руководитель компании или ИП издает приказ о проведении аттестации рабочих мест. В этот приказ включается пункт об образовании специальной оценочной комиссии.

В комиссию входят сотрудники организации: кадровики, юристы, технологи производства, члены профсоюза и пр. Можно включать в комиссию и представителей оценочной организации.

Приказом также устанавливаются сроки проведения аттестации.

Образец приказа о специальной оценке условий труда в 2019 году

Шаг 3. После аттестации ваших рабочих оценочная организация, с которой у вас договор, составляет отчет. Ваша комиссия знакомится с ним в течение десяти дней. После чего результаты оценки должны быть доведены до сведения всех ваших штатных работников под роспись. У вас будет целый месяц на это, после чего переходите к следующему шагу.

Шаг 4. Руководитель уведомляет оценочную организацию об утверждении результатов аттестации. Также заполняется декларация по спецоценке, куда вписываются только те рабочие места, которые или совсем не вредные, либо имеют статус допустимых. Декларация пересылается в Трудовую инспекцию по месту регистрации компании или месту жительства ИП.

Важно! Срок действия декларации – пять лет. Н если за это время никаких изменений ваши рабочие места не претерпят, то срок ее годности продлится еще на пять лет.

Как поступить, если в ходе аттестации были установлены рабочие места с вредными и тяжелыми условиями труда в 2019 году

Если у вас есть вредное или опасное производство, то, разумеется, в ходе аттестации рабочих мест это будет выявлено. В такой ситуации оценочная фирма установит класс вредности и тяжести для каждого из таких рабочих мест.

Мало того, по каждому влияющему на здоровье и жизнь работников компоненту оценочная фирма должна составить протокол с описанием вредного воздействия. Все это впоследствии включается в отчет о спецоценке условий труда.

Если у вашей компании есть свой сайт, то вам придется обнародовать информацию о наличии тяжелых и опасных условий труда. А вот включать в декларацию для трудовой инспекции данные об этих рабочих местах не нужно.

Эту информацию вы отправляете в соцстрах ФСС (форма 4-ФСС), так как наличие вредного производства существенно влияет на величину страховых взносов.

Штрафы за несвоевременную или неправильную аттестацию рабочих мест в 2019 году

Оштрафовать могут как оценочную компанию, проводившую аттестацию рабочих мест в 2019 году, так и саму организацию или ИП.

Для бизнесменов штраф от 1000 до 5000 руб.; повторное: от 30 000 до 40 000руб.;

Для компаний от 30 000 до 50 000 рублей, повторное нарушение от 100 000 до 200 000 руб.