Тренинг "суд над компьютерными играми". Скорочтение - шаманство над книгой Компьютерный тренинг «блокировка речевого центра»

Главный pедактоp - д^ техн. наук, щоф. В. Ю. Кнеллеp

УДК 681.136.54.681.3

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ ОПЕРАТОРОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ: ДЕСЯТЬ "МИФОВ" ... И ЕЩЕ ПЯТЬ.

В. М. Дозорцев

Проанализированы пятнадцать распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров для обучения операторов технологических процессов. Проанализирована их реальная полезность для тренинга. Показана несостоятельность ряда требований к тренажерам и предложены реалистичные пути достижения желаемых целей обучения с применением традиционных инструментов компьютерного тренинга. Ключевые слова: технологический процесс, модели, компьютерный тренинг операторов.

ЖУРНАЛ В ЖУРНАЛЕ

Измерения [Контроль

Автоматизация: СОСТОЯНИЕ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Необычное названиие этой работы отсылает читателя к недавно появившейся статье М. Снис-би "Тренажеры для обучения операторов: мифы и опасения" , наделавшей много шума в сообществе тренажеростроителей. В ней автор анализирует десять распространенных утверждений относительно возможностей компьютерных тренажеров (КТ), спорных с точки зрения их реализации или дополнительной ценности для тренинга операторов. Пафос статьи - информировать пользователей (и, может быть, не вполне "продвинутых" разработчиков) об иллюзорности таких "преимуществ" и побудить их сосредоточиться на базовых составляющих КТ - высокоточной модели технологического процесса (ТП) и полнофункциональном воспроизведении операторской среды управления.

Хотя не со всеми доводами М. Снисби можно согласиться, уже сама постановка проблемы в его работе представляется весьма полезной для отечественной аудитории с учетом все ширящегося применения КТ на российских предприятиях. Вместе с тем, вышеупомянутые сомнительные утверждения могут быть дополнены, как минимум, пятью новыми, особенно актуальными в россий-

ских условиях. Кроме того, рассмотрение всех 15 "мифов" целесообразно снабдить оценкой их эффективности по критериям "дополнительная полезность/увеличение стоимости" и "дополнительная полезность/потери функциональности", а также оценкой достижимости желаемых целей другими средствами. Это вооружит пользователей возможностью осознанно выбирать состав предлагаемых функций КТ. Собственно, такие задачи и ставятся в настоящей работе.

Предполагается, что читатель знаком с принципами и архитектурой современных КТ. Краткое изложение этих принципов дано в следующем разделе; более детальные сведения на этот счет можно почерпнуть в работе .

АРХИТЕКТУРА СОВРЕМЕННЫХ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТРЕНАЖЕРОВ

В техническом составе компьютерного тренажера присутствуют три основных функциональных компонента тренинга: модель технической системы (включая модель ТП и модель системы управления), информационная модель (операторский интерфейс) и модель обучения (интерфейс инструктора).

Модели ТП и системы управления (СУ) реализуются на соответствующих моделирующих станциях, операторские интерфейсы - на рабочих станциях оператора, а инструкторский интерфейс - на рабочей станции инструктора (см. рисунок). Для имитации средств управления "по месту" в состав КТ может входить рабочая станция полевого оператора.

Степень подобия операторской среды и среды управления КТ реальному технологическому объекту определяется тем, каким способом реализуются в тренажере соответствующие компоненты технической системы. При эмуляции эти компоненты имитируются искусственными средствами (с помощью физического или программного моделирования). В этом случае на операторских станциях используется программно имитируемый интерфейс, с определенной степенью подобия отражающий операторский интерфейс реальной распределенной системы управления (РСУ), а работа контроллеров воспроизводится алгоритмически. Однако, в чистом виде эмуляция применима только в тренажерах для обучения типовым технологическим процессам и совершенно непригодна для тренажеров сложных технологических установок.

Альтернативный способ (иногда называемый стимуляция) предполагает использование реально-

го аппаратного и/или программного обеспечения с целью стимулировать их отклик, необходимый для тренинга или инжиниринга.

На практике жизнеспособной является частичная стимуляция. Чаще всего она затрагивает наиболее подвижную часть системы - базу данных РСУ и систему базового регулирования. В то же время логические контроллеры, встроенные системы управления оборудованием и системы расширенного регулирования в меньшей степени подвержены изменениям в течение жизненного цикла установки и, следовательно, могут эмулироваться средствами КТ. Системы противоава-рийной защиты (ПАЗ), хотя и изменяются чаще, обычно снабжены автоматизированными конверторами, упрощающими и удешевляющими их эмуляцию и сопровождение.

Выбор степени использования эмуляции и стимуляции должен учитывать:

Реальное присутствие компонентов системы управления, требующих моделирования в КТ, и реальную ценность их более точного воспроизведения, исходя из целей обучения персонала;

Технические ограничения, возникающие при стимуляции этих компонентов;

Возможное удорожание проекта при использовании стимуляционного подхода.

Инструкторская станция

Станции моделирования ТП

Станции моделирования системы управления

д-- Сеть РСУ

Структурная схема компьютерного тренажера

Операторские станции

Станция полевого оператора

ДЕСЯТЬ МИФОВ И ОПАСЕНИЙ ОТНОСИТЕЛЬНО КТ ПО М. СНИСБИ

Утверждение 1. Одну и ту же модель ТПможно использовать для решения многих задач - от конструирования и инжиниринга установки до обучения операторов пуску, а затем и в качестве виртуального ТП для тренинга операторов после пуска.

Увы, практика тренажеростроения свидетельствует об обратном: создать такую модель, обладающую при этом достаточным быстродействием и робастностью, невозможно. Модель необходимо строить, исходя из ее назначения.

Инжиниринговые модели обычно очень детальны и точны, не столь масштабны и должны легко перенастраиваться. Они рассчитаны на многократное проигрывание и быстрое исполнение. Кроме того, их нет смысла связывать с аккуратно эмулированными СУ и средствами инструкторской поддержки тренинга. В отличие от этого, тренажерные модели, хотя и должны быть достаточно точны, быстры и робастны относительно любых операторских действий, но при этом полномасштабны и поддерживают полный спектр режимов функционирования ТП - от "холодного" старта до максимальной производительности. Таким образом, будучи образованными из общих компонентов, эти разные типы моделей должны "затачиваться" под особые пользовательские требования.

Показательный пример - динамическая модель центробежного компрессора. В инжиниринговом варианте она очень полезна при анализе процесса помпажа и подборе параметров анти-помпажного клапана. Этот феномен развивается в течение нескольких секунд, поэтому модель должна обладать чрезвычайно высокой точностью и, следовательно, рассчитываться с очень маленьким шагом интегрирования. Попытка инкорпорировать такую модель в тренажер создаст ограничения по скорости и устойчивости. И, наоборот, использование тренажерной модели компрессора для инжиниринга не обеспечит необходимой точности. Другой пример - выбор метода описания термодинамических зависимостей. Любой из известных методов хорошо работает только внутри рекомендуемого окна возможных состояний, а тренажерная модель, как известно, должна описывать все возможные состояния моделируемого ТП.

Вывод. Пользователю не следует ожидать, что тренажерная модель во всех своих компонентах будет обладать "инжиниринговой" точностью. Зато эта модель гарантирует правдоподобную динамическую реакцию на любую комбинацию операторских вмешательств и вносимых инструктором изменений в условия функционирования моделируемого ТП. При этом тренажерные модели обеспечивают 2 %-ое попадание в заданные статичес-

кие режимы ТП и 5-10 %-ое - в динамический отклик по ключевым технологическим переменным. Вообще, проблема адекватности тренажерной модели не сводится (и принципиально не может быть сведена) к воссозданию отдельных переходных характеристик объекта. Адекватность должна пониматься (и должна быть обеспечена) в более широком смысле - как технологически обоснованное правильное поведение ТП в целом, т. е. во всем диапазоне состояний, физически возможных управляющих воздействий и внешних возмущений. (Подробнее о проблеме адекватности см. работу ).

Отметим, что для построения инжиниринговых моделей применяются специальные средства, часто разрабатываемые и производителями КТ. Задача пользователя - четко понимать, какие модели ему необходимы и выбирать предложения, позволяющие получить такие модели наиболее эффективно.

Утверждение 2. КТ должны разрабатываться в дружеских пользовательских интерфейсах, что позволит инженерам пользователя легко сопровождать и даже самостоятельно достраивать тренажеры.

Построение КТ требует знаний и опыта в нескольких сложных предметных областях. Разработчикам необходимо детальное понимание ТП как такового, владение методами математического моделирования, знание систем управления и умение организовывать взаимодействие между компонентами КТ. Трудно представить, что такое пересечение продвинутых навыков может быть доступно пользователю, чья основная деятельность посвящена производству.

С другой стороны, профессиональным разработчикам КТ часто удобней (и быстрее) работать в свободной (не пользовательской) среде, лишенной недостатков любой универсальной системы.

Конечно, формально построить тренажерную модель - это значит распознать элементы ТП по технологической схеме и выбрать соответствующие блоки в библиотеке тренажерных модулей. Однако, специалистам очевидно, что жесткого соответствия между блоками технологической схемы и библиотечными модулями нет. Искусство моделирования как раз и состоит в умении оценить ограничения соответствующих модулей и удовлетворить требованиям заказчика с помощью имеющихся средств. Такое искусство приходит только с опытом моделирования и реализованными проектами, и наивно надеяться, что без этого самому продвинутому и мотивированному ин

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате МОДЕЛЬ КОМПЛЕКСА АВТОМАТИЗАЦИИ ГРУППОВЫХ ТРЕНИРОВОК ОПЕРАТОРОВ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ

КРАСНОВ О.В. - 2014 г.

КУЛИДА ЕЛЕНА ЛЬВОВНА, ЛЕБЕДЕВ ВАЛЕНТИН ГРИГОРЬЕВИЧ - 2004 г.

Вы никогда не работали с компьютером? Вы с завистью смотрите на стучащих по клавиатуре подростков, которые в считанные секунды находят любую, интересующую их информацию, общаются в он-лайне с друзьями или играют в неведомые Вам компьютерные игры? Вы мечтаете приобрести ноутбук (или у Вас уже есть новый компьютер) и научиться выполнять свою работу с их помощью на уровне уверенного пользователя ПК, открыв для себя безграничный мир всемирной сети Интернет? Вы хотите повысить свой профессиональный уровень и изучить секреты работы с Word, Excel, Outlook Express - программами, необходимыми Вам для ежедневной работы? Приходите на наши компьютерные курсы!

Курсы компьютерной грамотности позволят Вам быстро и качественно освоить основы работы с персональным компьютером и изучить основные программы, необходимые для организации Вашей повседневной трудовой деятельности. На занятиях компьютера для чайников начиная с азов работы в Windows (основой изучаемого программного обеспечения), знакомства с понятиями «файл», «папка», «панель задач», «рабочий стол», «ярлык», «окно», Вы пошагово изучите основную терминологию оператора персонального компьютера и освоите умения работы с электронными носителями информации. Вам не нужно будет постоянно искать посторонней помощи, чтобы создать документ, найти нужный файл или папку, настроить мышь, клавиатуру или установить необходимую Вам программу. Вы приобретёте навыки оперирования основными функциями Вашего ПК и освоите работу с текстом, электронными таблицами, изучите основную терминологию Internet .

Компьютерное обучение позволит Вам легко редактировать, форматировать документы, откроет секреты работы с основными функциями текстового редактора Word. Научившись работать с таблицами в Excel, с электронной почтой благодаря возможностям Outlook Express, Вы по достоинству оцените, насколько удобными в практике работы оказываются умения работать с ПК. Учебный материал ориентирован на курс «Компьютер для начинающих», поэтому обучение компьютерной грамотности проводится на доступном уровне с разъяснением и практическим применением каждой изучаемой функции.

Закончив компьютерное обучение, Вы приобретёте необходимые в современном мире всеобщей компьютеризации знания уверенного пользователя ПК, подтверждённые удостоверением об окончании компьютерных курсов. Вы значительно повысите свой профессиональный уровень и получите основы компьютерной грамотности для последующего развития собственных умений и навыков, самосовершенствования, а также - базу для последующего изучения новых, интересующих Вас компьютерных программ.

Для подготовки и записи телекурсовой работы студентам предлагается список тем по дисциплинам, изучаемым в текущем семестре. Этот вид работы учит будущих специалистов умению правильно и свободно держаться перед аудиторией, видео- и телекамерами, учит грамотному и четкому изложению темы, умению распределять время подачи информации.

Телетьюторинг по подготовке к экзамену - это заключительное телевизионное занятие консультативного характера по дисциплине, целью которого является систематизация знаний студента, подготовка к экзаменационному тестированию и знакомство с процедурой проведения экзамена. При записи телетьюторинга преподаватель имеет программу курса, список вопросов, выносимых на экзамен, и инструкцию по проведению экзамена.

Телетьюторинг по выполнению курсовой работы

Перед началом разработки курсового проекта студент имеет возможность получить телевизионные консультации. На первом телезанятии преподаватель сообщает студентам правила написания и оформления курсовой работы, на втором – помогает наметить студентам содержание и план работы, объясняет, как проанализировать литературу и лучше раскрыть тему. Это занятие готовит, а затем записывает в телестудии преподаватель-предметник соответствующей кафедры.

Глоссарный тренинг по юните – это занятие с тренирующей компьютерной программой, целью которого является запоминание студентом новых понятий юниты и тестирование закрепленных новых знаний. Занятия проходят на КТУТах и применяются для всех дисциплин.

Тренинг умений по юните – занятие с тренирующей компьютерной программой, целью которой – отработка умений, заложенных в содержание юниты. Занятия проходят на КТУТах и применяются для всех дисциплин.

Контроль домашней работы по юните – это занятие с контролирующей компьютерной программой, автоматически оценивающей качество выполнения домашней работы. Результаты мониторинга заносятся в ИС «Луч» и служат допуском студента к коллективному тренингу.

Индивидуальный компьютерный тренинг по юните

Целью компьютерных занятий может быть как изучение дисциплины, так и тренинг умений и навыков. В классе компьютерных занятий имеются программы, объединенные в систему "PLS", где оценка студенту выставляется автоматически с выводом на принтер или экран монитора педагога - технолога.

Технология СГА предлагает следующие виды компьютерных обучающих и тренирующих программ:

    Супертьютор (содержит всю необходимую информацию по юните, тренинг и тестирование).

    Профтьютор (обучает работать с профессиональными компьютерными программами по методическому пособию).

    И-тьютор (имитирует работу с профессиональными компьютерными программами).

    R-тьютор (является исследовательской программой для развития умения проводить анализ и исследование по определенной проблеме).

    Комплей (предлагает погрузиться в атмосферу бизнеса и выступить в роли руководителя, принимающего решения по поставленной компьютерной игрой проблеме, либо в роли брокера, трейдера и др.).

    REWARD СГИ (адаптированная версия обучающей компьютерной программы для изучения английского языка на разных уровнях).

    IP-хелпинг – это асинхронная обратная связь «профессорско-преподавательский состав – студент», во время которой студент задает преподавателю-предметнику накопившиеся в процессе изучения юниты вопросы по телекоммуникационным каналам связи. Ответы в течение определенного времени поступают в базу данных IP-хелпинга.

    Работа в компьютерном читальном зале – это индивидуальная работа с электронной версией учебных и дополнительных материалов, традиционных учебников, монографий, статей.

    Коллективный тренинг по юните это коллективные тренинги, организуемые педагогом-технологом. Они предоставляют студенту возможность творчески раскрыться, проявить инициативу, приобрести профессиональные умения и развить навыки общения, в том числе на иностранном языке. Коллективные занятия проводятся по разработанным сценариям.

Методическое пособие по проведению коллективного тренинга (активного семинара) в зависимости от вида занятия содержит: сценарий учебной игры, описание ролей, описание имитируемого процесса, цели и задачи игры. В раздаточном материале для студента содержатся инструкции, плакаты, таблицы и фишки, с помощью которых проводится активный семинар. Применяются следующие виды активных семинаров: «Вопросы-ответы», «Ситуационный анализ, «Дискуссия», «Круглый стол», «Ролевая игра», « Операционная игра», «Имитационная игра», «Деловая игра». Для практических курсов иностранного языка разработаны специальные виды активных семинаров: «Отгадай слово», «Глагольная эстафета», «Лексико-грамматическая эстафета».

Профессиональное лабораторное занятие проводится в целях приобретения и отработки исключительно профессиональных умений и навыков. Компьютерный блок такого занятия основан на работе с Профтьютором, И-тьютором, Комплеем и другими компьютерными программами, созданными для отработки именно профессиональных умений, т. е. действий, которые необходимо будет производить специалисту на своем рабочем месте. Активный блок профессионального лабораторного занятия отличается от коллективного тренинга лабораторными условиями проведения, т. е. использованием предметов, муляжей и др. оборудования, имитирующего реальные условия работы будущего специалиста.

Модульное тестирование применяется для проверки усвоения материала модуля (юниты) и проводится после всех видов аудиторных занятий. Такое тестирование обязательно для каждой юниты и использует автоматизированную технологию с помощью электронных приборов ПТ-1 и ПТ-2. Результаты тестирования передаются в электронное досье студента, где содержится вся информация о результатах обучения его в течение всего периода обучения.

Экзаменационное тестирование – текущий контроль по материалу дисциплины проходит в виде экзаменационного тестирования на компьютерных терминалах. Для аттестации студентам предлагаются тестовые вопросы в открытой форме, ответы на которые с помощью клавиатуры вводятся учащимся, а также письменное эссе. Данные о результатах тестирования автоматически поступают в ИС «Луч» в виде оценки.

Для изучения материала юниты вне учебного центра студентам предлагаются следующие виды занятий:

Письменная экзаменация. Написание курсовых, экзаменационных работ, а так же отчет о всех видах практик производится студентами всех филиалов СГА в соответствии с СТП СГИ ТИН 005.00 «Положение. Текущая аттестация» и другими нормативными документами СГА. Проверка письменных работ студентов производится преподавателями-экзаменаторами Аттестационного центра СГА в Москве. В составе Аттестационного центра работает более 230 ведущих преподавателей СГА и других вузов, среди которых более 20 % докторов наук, около 85 % преподавателей, сотрудничающих с Аттестационным центром, имеют ученую степень. Работы распределяются на проверку случайным образом. Такой подход к аттестации письменных работ полностью исключает искажение оценки за счет личных взаимоотношений со студентом, делает ее максимально объективной за счет формализации правил оценивания. По результатам проверки экзаменационных работ преподаватели пишут сводные рецензии на работы групп студентов и индивидуальные рецензии - рейтинги на остальные письменные работы.

Изучение рабочего учебника включает самостоятельное ознакомление с материалом юниты и подготовку к аудиторным занятиям. Принтерный рабочий учебник содержит научный обзор учебного материала, глоссарий, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию, а также задания для самостоятельной работы.

Прослушивание аудиолекции по юните , цель которого – дать студенту углубленные, практические знания по материалу, изучаемому в рабочем учебнике после просмотра обзорного видеофильма. Данный учебный продукт рассчитан на слуховое восприятие, что дает возможность ознакомления с учебной информацией в условиях передвижений и в фоновом режиме, при выполнении какой-либо механической работы. Аудиолекция продолжительностью 90 минут выдается студенту на аудиокассете.

Глоссарное обучение – это вид самостоятельной работы студента, который заключается в заучивании понятий и профессиональных терминов по специальной методике

Алгоритмическое усвоение умений –это вид самостоятельной работы студента, который заключается в выработке умений решать типовые профессиональные задачи по соответствующему алгоритму. Таблицы алгоритмов и типовых задач содержатся в рабочем учебнике.

Выполнение домашней работы – самостоятельное выполнение заданий по материалу юниты, которые содержатся в рабочем учебнике.

Работа в библиотеке с бумажными носителями – индивидуальная работа с традиционными научным и учебным материалом в домашней и публичной библиотеке.

Курсовая и телекурсовая работа – письменные или устные (записанные с помощью аналоговой или цифровой видеокамеры) курсовые работы в соответствии с учебным планом.

СГА развивается как распределенный вуз с дистанционными технологиями обучения путем расширения сети учебных центров в РФ и за рубежом. Эти центры представляют собой равноправные удаленные структурные подразделения СГА и на сегодня их уже более 300. В такой ситуации управление качеством возможно только в условиях тотальной компьютеризации и автоматизации управления.

Большое внимание СГА уделяет решению задачи максимальной компьютеризации, применению телекоммуникационных и телевизионных устройств. В настоящее время учебные центры СГА оснащены следующей техникой: 5370 компьютеров, 4000 КТУТов (комтетов), 573 принтера, 202 проектора, 1407 телевизоров, 1518 видеоплейеров, 390 аналоговых видеокамер и 39 цифровых, 443 ксерокса, 413 модемов, 4144 приборов ПТ и 317 спутниковых терминала. Оснащено компьютерной и телевизионной техникой более 13000 индивидуальных и 20000 групповых учебных (рабочих) мест студентов. Таким образом, показатель количества электронных учебных (рабочих) мест на 1000 студентов, приведенных к очной форме обучения, в учебных центрах СГА составляет 400 единиц при средних показателях хороших университетов США и Западной Европы – 150-250 единиц на 1000 студентов.

Идея постоянного мониторинга – контроля за усвоением знаний студентами – воплощается также в виде оперативного лекционного тестирования, учета результатов индивидуального компьютерного тренинга и экзаменационного тестирования.

Текущая и итоговая аттестации проводятся централизованно головным вузом, что позволяет независимо оценивать знания студентов, исключая субъективные факторы личностного взаимодействия преподавателя и студента.

Выделены различные типы образовательных ресурсов, в том числе:

1. Учебная база, включающая:

    авторские учебные материалы (рабочие учебники, программы компьютерного тренинга, слайд-лекции, телетьюториалы, сценарии активных семинаров, тестовые и экзаменационные базы и др.) - более 6000 единиц общим объемом более 20 Гб;

    обычные учебники, монографии, статьи, материалы, скаченные из Internet – объемом более 10 Гб;

    информационные цифровые базы (правовые, экономические и др.) объемом более 4 Гб;

    справочники, энциклопедии, словари объемом более 500 Мб;

    подборки периодики (журналы, газеты), свежие периодические издания объемом более 10 Гб.

2. Методическая база, включающая:

    образовательные программы для составления индивидуальных учебных планов;

    фонды времени учебных помещений и оборудования данного филиала для составления индивидуальных расписаний занятий;

    индивидуальные учебные досье студентов.

3. Административная база, включающая:

    стандарты предприятия, технологические инструкции;

    текущие приказы, распоряжения, задания головного вуза;

    текущие отчеты, бухгалтерские, кадровые и другие данные, статистику филиала.

Путем постоянных исследований, внедрения образовательных инноваций, современных информационных компьютерных и телевизионных технологий, привлечения к учебному процессу ведущих ученых и специалистов, а также достижения самого высокого уровня квалификации всех сотрудников, СГА стремится стать крупным и непрерывно прогрессирующим высшим учебным заведением с электронной технологией обучения, позволяющей давать высококачественное образование студентам на месте их проживания в РФ и за рубежом.

РЕАЛИЗАЦИЯ ОТКРЫТОГО ДО В ТОМСКОМ МЕЖВУЗОВСКОМ ЦЕНТРЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ТМЦ ДО)

В 1998 г., при активной поддержке Томской областной и городской администраций, был создан Томский межвузовский центр дистанционного образования (ТМЦ ДО) для реализации открытого дистанционного образования на огромной территории нескольких регионов. Главной целью создания ТМЦ ДО явилось объединение учебных заведений в единый комплекс с единым центром, объединяющим широкую сеть региональных учебных подразделений, работающих по единой технологии.

В ТМЦ ДО принята кейс-компьютерная технология обучения. В основе этой технологии лежит использование сочетания кейс- и Интернет-технологий, поэтому для обучения по данной технологии студент должен иметь персональный компьютер с возможностью использования электронной почты.

Технология обучения следующая:

1. Первоначально проводится консультационная сессия, предназначенная для того, чтобы проконсультировать и подготовить студента к обучению по дистанционной технологии. Для этого в представительство вуза выезжает преподаватель кафедры прикладной математики и информатики и проводит консультации в объеме 60 часов.

2. Студенту высылается кейс учебно-методического и программного обеспечения, содержащий:

    учебные и учебно-методические пособия;

    компакт-диски, на которых записаны: виртуальные лабораторные работы, компьютерные контрольные работы, компьютерные мультимедиа учебники, компьютерные лекции, тренажеры, прикладные программы, учебный план.

3. В семестре студент изучает дисциплины учебного плана с помощью программно-методических средств и выполняет компьютерные контрольные и виртуальные лабораторные работы. Контрольные работы выполняются в тестовой форме с помощью специальной программы, записанной на компакт-диске. При выполнении контрольной или виртуальной лабораторной работы формируется протокол, который студент должен отправить в ТМЦ ДО по электронной почте. Наличие протоколов всех контрольных и лабораторных работ данного семестра дает основание на допуск к экзаменационной сессии.

4. Экзамены проводятся в форме компьютерного тестирования.

5. В тех случаях, когда требуется выполнение реальных лабораторных работ, проводятся комплексные лабораторные практикумы (КЛП) в том вузе, где обучается студент. Таких практикумов по техническим специальностям – два, по гуманитарным – один за весь период обучения. Последний КЛП проводится перед государственным экзаменом, после чего следуют преддипломная практика, подготовка и защита дипломного проекта (работы).

6. Для проведения семинарских занятий и консультаций используется чаты и форумы. Кроме того, по отдельным дисциплинам осуществляется трансляция лекций, семинарских занятий и лабораторных работ.

7. Итоговая аттестация проводится в вузе, где обучается студент, и включает в себя Государственный экзамен и защиту дипломного проекта (или работы).

Для реализации данной технологии ТМЦ ДО имеет:

    библиотеку печатных и электронных учебно-методических комплексов;

    компьютерную систему контроля знаний;

    корпоративную информационную систему электронного документооборота Лоцман. Edu;

    систему мониторинга за процессом обучения;

    учебный сайт www . tcde . ru .

Для организации контроля знаний была создана инструментальная система «Фея-3». При помощи этой системы было разработано свыше 600 контрольных и экзаменационных программ общим объемом свыше 60000 вопросов.

Объем электронной библиотеки ТМЦ ДО достиг 850 учебных и учебно-методических пособий.

В процессе научного поиска новых технологических решений в дистанционном обучении на основе современных информационных технологий в ТМЦ ДО была разработана корпоративная информационная система Лоцман.edu. Информационная система Лоцман.edu нацелена на информационное обеспечение всех ключевых технологических процессов в рамках дистанционной технологии обучения, обеспечивает автоматизацию управления данными процессами и мониторинг их исполнения.

В системе реализовано автоматизированное управление следующими основными технологическими процессами ДО:

    организация финансовых взаимоотношений: студент – центр дистанционного обучения – учебное заведение (вуз);

    нормативно-распорядительный документооборот (зачисление, отчисление, восстановление, повторное обучение, переводы, академические отпуска и т.д.);

    проведение выездных аттестационных мероприятий (сессий);

    электронное общение в процессе обучения: студент – центр дистанционного обучения – преподаватель;

    управление и контроль процесса создания учебного контента;

    внутренний документооборот центра дистанционного обучения (формирование, контроль, управление внутренними информационно-распорядительными документами).

Система имеет модульное построение: семнадцать основных модулей, три служебных, подсистему настроек, справочную систему и подсистему поддержки опытной и продуктивной эксплуатации. Кроме этого, имеет распределенную структуру организации, ориентированную на географически удаленные подразделения общей организационной структуры учебного заведения.

В настоящее время:

1. ТМЦ ДО объединяет пять высших учебных заведений и один техникум из различных регионов: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР), Томский институт бизнеса (ТИБ), Кемеровский технологический институт пищевой промышленности (КемТИПП), Югорский государственный университет (ЮГУ), Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС), Томский экономико-промышленный техникум.

3. ТМЦ ДО имеет представительства в 112 городах России и стран ближнего зарубежья.

4. В учебных заведениях ТМЦ ДО получают образование около 8000 студентов.

Таким образом, на основе ТМЦ ДО впервые на огромной территории Западной Сибири, Севера и Дальнего Востока был подготовлен и реализован проект открытого дистанционного образования на основе современных технических средств и информационных технологий. В проекте участвуют вузы различных регионов, а также разноуровневые образовательные учреждения как организационно-педагогические системы (школа – техникум – вуз). В данном проекте осуществлена интеграция не только организационных образовательных структур, но и профессиональных образовательных программ, учебно-методического и программного обеспечения и непосредственно самих дистанционных образовательных технологий. Опыт совместной работы образовательных учреждений в составе ТМЦ ДО (по вертикали и по горизонтали сотрудничества) имеет огромное значение для дальнейшего развития ДО в России.

Проблемы дистанционного обучения в России

Развитие принципиально нового направления в образовании не может не сталкиваться с серьезными проблемами. Основными из них являются следующие:

    недостаточная унификация курсов ДО и их несоответствие государственным образовательным стандартам;

    невысокая квалификация преподавателей в периферийных центрах ДО (вузах, филиалах, колледжах и т.д.);

    недостаточное использование современных образовательных технологий в методических материалах (ситуации, тренинги, тесты, деловые игры);

    низкое качество телефонной и электронной связи с региональными и районными центрами;

    использование в учебном процессе ДО «суррогатных учебников» в виде конспектов лекций, учебных пособий или электронных учебников, созданных без грифа УМО и Минобрнауки РФ;

    значительная дифференциация в стоимости курсов ДО в регионах и городах,

    отсутствие единой государственной политики Минобрнауки РФ по созданию региональных центров ДО по линии крупных университетов (МЭСИ, ЛИНК, СГА и др.);

    слабая техническая база периферийных вузов и центров ДО по реализации системы качества;

    слабое развитие мультимедийной технологии обучения по базовым дисциплинам экономического и гуманитарного образования (в основном продвинуты курсы иностранного языка);

    неготовность значительного числа студентов и слушателей к технологиям ДО (по некоторым экспертным оценкам, готовы не более 25%). После регистрации и оплаты за первые курсы более 50% студентов прекращают обучение;

    сложности адаптации западных методических материалов к особенностям российского рынка.

Для проведения широкомасштабных экспериментов и распространения ДОТ необходимо решение двух основных проблем. Одна из них, причем главная, находится в области права, другая – в финансировании, разработке и внедрении инновационных технологий. В целях их успешного решения объективно необходима реализация следующих первоочередных мер и направлений:

    разработка и реализация общероссийской программы дистанционного непрерывного образования;

    искоренение противоречий в законодательстве об образовании в РФ, приведение его в соответствие с объективными потребностями и тенденциями развития ДО на региональном, федеральном и мировом уровнях;

    разработка научных основ, обеспечивающих инновационность и преемственность дистанционных форм и уровней образования, программ и учебных планов;

    создание вариативных методик по ДО людей с различными уровнями способностей, возрастом и потребностями;

    обеспечение перехода к интерактивным методам и практической направленности дистанционного общения;

    создание системы поддержки проектов, нововведений в технологии дистанционного образования;

    предоставление права обучения студентов, получения аттестатов и дипломов в различных образовательных заведениях, оценка знаний студентов системой зачетных единиц;

    обучения в УГАЭС Бикмухаметов И.Х., Колганов Е.А. 12 ... комплексе для системы дистанционного обучения Бикмухаметов И.Х. 28 июня 2005 ... комплекс для системы дистанционного обучения» Бикмухаметов И.Х. 12 марта 2007 ...

Индивидуальный компьютерный тренинг студентов

Общая характеристика индивидуального компьютерного тренинга для студентов

Основной этап заочной формы образовательного процесса связан с управлением самостоятельной учебно-познавательной деятельностью студентов. Главное назначение данного этапа –оптимизация, дидактическое и методическое обеспечение индивидуального освоения учебных программ студентами заочниками. Это достигается активным использованием многообразия дидактических средств, выполненных на бумажных и электронных носителях в неразрывном единстве с информационно-содержательным и контрольно-тренировочным богатством электронных учебников, контрольных и обучающих компьютерных программ, аудио- и видеолекций, специально разработанных учебно-методических систем для проведения различных видов практических занятий.

Использование современных информационных технологий предполагает применение разнообразных форм и методов учебной работы: занятия с обучающими компьютерными программами по учебному расписанию или индивидуально, тестирование для проверки уровня освоения учебной программы, работа с электронным рабочим учебником и др.

Важное место в этой системе занимают индивидуальные компьютерные тренинги (ИКТ) для студентов как вид практических занятий. Они могут использоваться как для обучения и текущего контроля знаний, так и для развития, закрепления практических навыков и умений. Индивидуальные компьютерные тренинги могут проводиться либо по учебному расписанию в составе группы, либо персонально, по индивидуальному плану. Продолжительность занятий определяется учебным планом.

Для проведения ИКТ должны быть разработаны учебно-методические программы, объединенные и встроенные в структурно-логическую схему прохождения учебной дисциплины. По своему дидактическому построению индивидуальный компьютерный тренинг в общем виде включает в себя:

  • перечень решаемых учебных задач;
  • выбор учебных модулей, режимов «обучение», «тест»;
  • определение результата занятий: прохождение теста или эффективность изучения учебного материала и практического исследования в интересах профессионального роста студента;
  • требования к студенту по окончании занятия: необходимый уровень остаточных знаний, приобретение устойчивых навыков и т.п.;
  • оценка уровня достижения поставленных учебных задач и др.

Важнейшей целью тренинга является приобретение практического опыта и работы с современными компьютерными технологиями на фоне процесса усвоения и использования учебного материала конкретной учебной дисциплины в интересах профессиональной подготовки студентов по избранной специальности.

На индивидуальном компьютерном тренинге учебно-методическая программа должна обеспечивать выбор студентами виртуального режима работы с учебным продуктом, его изучение, закрепление, самооценку, итоговый контроль и оценку. При этом используются различные формы обучения, включая:

  • создание студентами специальной учебно-образовательной среды;
  • широкое использование обзорного обучения, создающего целостную картину изучаемой области знания и деятельности;
  • регулярное применение системного заучивания фактов и понятий, входящих в профессиональные словари, а также алгоритмов профессиональных навыков и умений;
  • погружение в сферу развивающего обучения, тренирующего студента в самостоятельном поиске информации, творческом ее осмыслении и самостоятельных действий при решении профессиональных задач.

В зависимости от особенностей учебной дисциплины и уровня подготовки студентов индивидуальный компьютерный тренинг может проводиться в различных модификациях, предусматривающих различные сочетания методического, информационно-содержательного и контрольно-тренировочного блоков. Эти сочетания могут быть подобраны так, чтобы соответствовать традиционным формам заочного обучения и видам самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Возможно также и иное сочетание различных модификаций. Такие возможности системе учебно-методического и программного обеспечения ИКТ придает гибкость, достаточная для учета всевозможных факторов освоения учебной дисциплины, оставляя при этом одинаковыми требования для всех студентов и не снижая качества обучения.

Особо значимым аспектом разработки индивидуального компьютерного тренинга является психолого-педагогическое обоснование внутреннего содержания учебно-методической программы. Оно должно быть таким, чтобы в максимальной степени содействовать самореализации желаний, возможностей и интересов личности студента на фоне его эмоционально-волевых и интеллектуальных качеств.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «МЕТРОНОМ»

Программа позволяет запрограммировать определенный такт, а затем проигрывать его. Программа состоит из двух тренингов. Суть первого тренинга — в том, что вы должны разучить ритм, выстукиваемый компьютером. Потом научиться четко отстукивать ритм всей рукой (включая предплечье) с одновременным чтением текста. Суть второго тренинга — в том, что следует читать во время работы метронома, концентрируя взгляд на центре следующего слова при каждом новом ударе.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «БЛОКИРОВКА РЕЧЕВОГО ЦЕНТРА»

Программа установлена на такт «Блокировка речевого центра». Вы должны разучить ритм, выстукиваемый компьютером. Потом научиться четко отстукивать ритм всей рукой (включая предплечье) с одновременным чтением текста. При чтении вы должны одновременно следить за рисунком ритма и за смыслом прочитанного текста.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТРЕНИНГ

Многие под музыку делают уроки. Ритм (такт) оживляет танец. Ритмические пассы дирижера синхронизируют оркестр. Во время ритмичного бега хорошо думается. Многие методики медитации построены на периодически повторяющихся действиях.

Загрузите в «Метроном» такт дополнительного тренинга (постепенно ускоряющийся стук). При каждом ударе метронома концентрируйте взгляд на центре следующего слова. Отрегулируйте под себя частоту такта и скорость наращивания темпа. На первом этапе освоения тренинга вы можете не успевать вникать в смысл каждого слова.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «УГОЛ»

Тренинг на расширение угла зрения. Программа реализует показ порции цифр на короткий промежуток времени. Сосредоточьте взгляд на вертикальной полосе в центре экрана. Во время кратковременного появления цифр с обеих сторон от полосы пытайтесь запомнить цифры. Цифры появляются на ограниченное время, чтобы вы не могли движением глаз прочесть их.

После исчезновения цифр наберите на клавиатуре число, которое показал компьютер — сначала число, которое появлялось слева, а потом число, которое появлялось справа. В зависимости от правильности или неправильности ответа, программа увеличивает или сокращает расстояние между цифрами и центром.

Программа имеет возможность настройки разрядности чисел, начального расстояния от центра экрана до места показа цифр, настройки шага изменения расстояния, а также настройки времени показа цифр на экране.

Проведите тренинг, и вы будете удивлены результатами — окажется, что ваше поле зрения гораздо шире, чем вы привыкли считать.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «ТАБЛИЦА ШУЛЬТЕ»

Поле разбито на ячейки. Б каждой ячейке находится цифра. Тренирующийся должен, сконцен-трировав зрение на красной точке в центре экрана, боковым зрением перечислить по порядку все цифры от единицы до двадцати пяти. При пересчете цифр надо стараться не допускать вертикальных и горизонтальных движений глаз.

По мере тренировок время поиска постепенно сокращается и может быть доведено до 11 секунд, а в некоторых случаях до 7 секунд. Обычно задержка увеличивается только из-за остановки на одном из чисел, которое кажется отсутствующим в таблице. Читатели с хорошими параметрами внимания и с широким полем зрения затрачивают на одну таблицу 30 секунд.

Тренинг позволяет увеличить скорость чтения за счет увеличения поля обзора текста.

ТРЕНИНГ «ОКНА»

Программа разбивает текст на фрагменты, которые выводятся в окошки. Вы можете настроить количество слов, помещающихся в окошке, поменять расположение и размер окошек и шрифт. Пользователь может передвигать окошки по экрану.

Тренинг разбивает текст на фрагменты, которые выводятся в окошки. Вы можете настроить количество слов, помещающихся в окошке, поменять расположение и размер окошек и шрифт.

Тренинг обучает мозг воспринимать за одну фиксацию порцию информации значительно большую, чем одно слово,

ТРЕНИНГ «ЧИТАЙ БЫСТРЕЕ»

Цель тренинга — в изменении стратегии и тактики чтения. Использование тренингов позволит вам приобрести навыки чтения группы слов, а не каждого слова. Поскольку текст появляется на время недостаточное, чтобы прочитать его вслух или про себя, тренирующийся учится воспринимать информацию без проговаривания.

Текст разбивается на одинаковые порции, которые показываются в центре экрана. Пытайтесь определить, как мозг выделяет значимые слова. Запомните психологическое состояние, в котором вы находитесь, когда информация воспринимается непрерывным (аналоговым) потоком без раздельного (дискретного) произнесения каждого слова — кванта. В дальнейшем попробуйте войти в аналоговое состояние потока, полученное во время тренировок, начиная с чтения обычным дискретным способом.

Вы можете настроить скорость смены кадров, количество букв, показываемых за один раз.

ТРЕНИНГ «СКОЛЬКО БУКВ»

Компьютер на экране хаотично разбрасывает буквы. Вы должны посчитать количество букв определенного типа и ввести их количество с клавиатуры.

Тренинг развивает наблюдательность и способность человека мгновенно находить нужную информацию по построенному в уме шаблону.

ТРЕНИНГ ТРЕХМЕРНОГО ВООБРАЖЕНИЯ

Цель игры - нарисовать двумерные изометрические проекции трехмерной проволочной конструкции. Перед вами ЗD-проволочная конструкция. Вы должны построить три 2D-отображения проволочной конструкции. Программа развивает воображение и тренирует навыки, необходимые при работе с трехмерными объектами.

ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ТРЕНИНГ

Программа состоит из двух тренингов — тренинга чувства длины и тренинга определения площади фигур. В первом варианте программы компьютер рисует отрезок. Пользователь должен сформировать отрезок той же длины, что и нарисовал компьютер. Компьютер покажет процент отклонения нарисованного пользователем отрезка от исходного задания. Во втором тренинге компьютер рисует треугольник. Пользователь, должен построить четырехугольник, так чтобы его площадь была равна площади треугольника.

ТРЕНИНГ «ИСЧЕЗАЮЩИЕ БУКВЫ»

Перед вами текст, но не обычный, а такой, где часть букв заменена точками. Вы можете настроить тренинг так, что через определенное время будет исчезать очередная порция букв. А еще вы можете настроить программу так, что из текста исчезнут все пробелы или все знаки препинания.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «ЭЙДЕТИК»

На поле хаотично появляются картинки, через определенное время они исчезают. За время отображения картинки вы должны ее запомнить, а потом воспроизвести. Программа дает возможность регулировать количество одновременно появляющихся картинок, время отображения картинок на поле, количество столбцов и строк на поле.

Тренинг обеспечивает гармонизацию работы левого и правого полушарий, поскольку тренирующийся должен быть как логиком, так и художником. В результате регулярных упражнений вы приобретете навык вспоминать в мельчайших подробностях когда-то увиденные картины и творчески перерабатывать их.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «ДА ВИНЧИ»

Цель тренинга — запомнить точное расположение линий, которые компьютер выводит на экран.

Компьютер хаотично разбрасывает отрезки линий на поле. Вы запоминаете расположение линий. Линии исчезают. Вы восстанавливаете первоначальную картину. В зависимости от ваших ответов компьютер принимает решение по усложнению или упрощению заданий.

МНЕМОНИЧЕСКОЕ ЗАПОМИНАНИЕ ЦИФР

Программа показывает числа и соответствующие этим числам мнемонические слова. Числа кодируются по принципу: 0 — Л (ноЛь), Н (одиН), В (дВа), Р (тРи), Ч (Четыре), П (Пять), Ш (Шесть), С (Семь), М (восеМь), Д (Девять). Вы должны составить из слов короткий рассказ, а потом ввести с клавиатуры исходное число.

Компьютер выводит на экран список несвязанных слов. Вы должны запомнить слова и после того, как слова исчезнут с экрана, восстановить слова в прежнем порядке. .

Компьютерный тренинг предназначен для развития навыков ассоциативного запоминания информации. Тренирует способность нахождения неожиданных ассоциаций между совершенно разными словами (например, что может быть общего между голенищем и яичницей? — Пословица, в которую входят эти слова!).

ТРЕНИНГ «УМНОЖАЛКИ»

Программа показывает числа, вы их перемножаете и вводите в компьютер.

ТРЕНИНГ «ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ»

Требуется, удерживая в памяти несколько числовых рядов, выполнять арифметические действия над числами из этих рядов. Программа имеет настройки количества числовых рядов и уровня сложности задач.

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНИНГ «КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА»

На экране появляется текст. Пользователь указывает мышью на ключевые слова текста, которые появляются в специальном окне. После прочтения текста пользователь нажимает на кнопку и на экране появляется список ключевых слов и текстовое поле, в которое пользователь может записать смысловые ряды. Потом, на основании составленных смысловых рядов, тренирующийся может определить основную мысль текста (доминанту).

Михайлов С.Е. Лучше, чем скорочтение. Как научиться читать быстрее / С.Е. Михайлов. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. - стр. 240-247