Скачать презентацию про лекарства по химии. Презентация на тему: Лекарственные средства. Три самых важных события –

  • Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф
  • Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез
  • Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф
  • Чайковский 1840-1893 (53года) - холера
  • Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Лекарства


  • Дидактическая:

- изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

- дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

- выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

  • Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

- выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

  • Воспитательная:

- показать практическое значение лекарственных препаратов;

- показать результаты работы медицинской химии как науки .

Цель урока:


Гиппократ Клавдий

(460 – 377 г. до н. э.) Гален (129 –201)

История создания лекарственных препаратов:


Абу Али Хусейн ибн-Абдаллах-

ибн Сина – Авиценна

(980 – 1037 г.)

Среднеазиатский медик эпохи Средневековья.

Он описал большое количество лекарственных

препаратов растительного и минерального

происхождения и способы их приготовления.

Его главный труд называется

«Канон врачебной науки».


История создания лекарственных препаратов:


Эдуард Дженнер (английский врач)- привил оспу 8-летнему мальчику Джеймсу Фипсу

Луи Пастер

(французский ученный)

История создания лекарственных препаратов:


Александр Флеминг

Синтезировал антибиотик - пенициллин из грибка рода Penicillum.

Пауль Эрлих

Является основоположником

химиотерапии.

В 1909 г. Синтезировал сальварсан – средство против сифилиса

История создания лекарственных препаратов:


Жидкие

Твердые

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

Мягкие

2. Настои.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Отвары.

3. Таблетки.

4. Настойки.

5. Микстуры.

5. Пилюли.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

6. Слизи.

6. Капсулы.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «Вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

Формы лекарственных препаратов


Практическая часть: «Анализ состава лекарственных препаратов»



П О М Н И Т Е!

Взаимодействие с другими лекарствами

Применять лекарственные препараты можно только по рекомендации лечащего врача.

Может усилить или ослабить действие лекарства

Состояние организма

А приобретать их только в аптеке.

При заболевании печени или почек лекарства применяют с осторожностью

Особенности профессии

НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ САМОЛЕЧЕНИЕМ!

Могут понизиться внимание, быстрота реакции, появиться сонливость. Водителям, работникам ответственным за жизнь людей, такие лекарства принимать нельзя.


  • Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.
  • слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»


Мне открылось в результате урока:

Три самых важных имени –

Три самых важных события –

Cлайд 1

Cлайд 2

Немного истории… Лекарства известны человеку с глубокой древности. В одном из египетских папирусов описываются лекарственные средства растительного происхождения. Некоторые из них (например, касторовое масло) используются и в наши дни. Касторовое масло

Cлайд 3

Великий древнегреческий врач Гиппократ создал учение о четырех жизненных жидкостях – крови, слизи, черной и желтой желчи, преобладание одной из которых в организме и определяет характер человека. Так,сангвиник (sanguinis – кровь) – человек общительный, быстрый. Флегматик (phlegma – слизь) – медлительный, вязкий. Холерик (chole – желчь) – неуравновешенный, вспыльчивый Меланхолик (melanos – черный и chole – желчь) – сдержанный, замкнутый.

Cлайд 4

Большое количество лекарственных препаратов растительного и минерального происхождения описано в сочинениях великого среднеазиатского медика эпохи средневековья – Авиценны (980 – 1037).Многие из этих средств: камфора, препараты белены, ревеня и др. с успехом используются до сих пор. Камфора Белена Ревень

Cлайд 5

Труды Авиценны заложили основу возникновения иатрохимии – врачебной медицинской химии, основоположником которой является швейцарский естествоиспытатель Теофраст Парацельс. Всецело полагаясь на свои знания, Парацельс отказался от классических взглядов на медицину. он считал, что в основе жизни лежат химические процессы, а заболевания – это результат нарушения их в организме. Считая организм химическим «реактором», он начал использовать для лечения минеральные воды и многочисленные химические препараты: соединения сурьмы, мышьяка, меди, свинца, ртути и других элементов. сурьма мышьяк медь свинец ртуть

Cлайд 6

А что у нас, В России? Из древних рукописей известно, что в 547 г. Иван Грозный направляет посла в «немецкую землю» для привоза «мастера по изготовлению квасцов», применявшихся для лечения огнестрельных ран различных болезней и опухолей. При царе Михаиле Федоровиче алхимисты готовили обычные лекарства в химической лаборатории по указанию аптекарей, принимали участие в «надкушивании» - своеобразной экспертизе и проверке новых лекарств. Через 100 лет название «алхимист» заменили на «химик».

Cлайд 7

В начале XIX в.были открыты первые алкалоиды – биологически активные азотосодержащие органические соединения растительного происхождения. Являются органическими основаниями. В 1803 г. были открыты алкалоиды опия – высохшего млечного сока опийного мака. Позднее из листьев чайного дерева был выделен кофеин, обладающий стимулирующим действием. Из листьев куста кока был выделен кокаин, проявляющий анестезирующие свойства, а из корня красавки – атропин, прекращающий приступы бронхиальной астмы. Кофеин Кокаин Атропин

Cлайд 8

Были синтезированы и применены для врачебной практики хлороформ, серный эфир, нитроглицерин и салициловая кислота, обладающая противовоспалительным действием. Хлороформ Серный эфир Нитроглицерин Салициловая кислота

Cлайд 9

Во второй половине XIX в. у французского ученого Луи Пастера нашли блестящее подтверждение идеи Авиценны о «мельчайших животных», вызывающих и переносящих заболевания. В наши дни даже ребенку известны слова «бактерия», «микроб» или «вирус». Разработав пути формирования иммунитета, Пастер создал необходимые для этого лекарственные средства – вакцины. Бактерии Вирус

Cлайд 10

Cлайд 11

Открытие А. Флемингом в 1928 г. пенициллина стало триумфом учения об антибиозе. Наиболее активным антибиотиком этой группы является бензилпенициллин. В настоящее время наряду с препаратами бензилпенициллина широко применяются не менее эффективные полусинтетические пенициллины - оксациллин и ампициллин. Оксациллин Ампициллин

Cлайд 12

Широкое применение в лечении инфекционных заболеваний нашли не только пенициллины, но и другие антибиотики: тетрациклины, полимиксины, препараты группы эритромицина, левомицетина и т.д. Тетрациклин Эритромицин Левомицетин

Cлайд 13

По характеру противомикробного действия антибиотики делятся на Бактерицидные (вызывающие уничтожение организмов) Бактериостатические (задерживающие их рост и размножение) Однако не все так просто. Антибиотики – мощное оружие, и порой, попадая в организм, они уничтожают не только патогенные, но и полезные микроорганизмы, например микрофлору кишечника. Поэтому очевидно, что нельзя заниматься самолечением антибиотиками.

Cлайд 14

Лекарственные препараты ограничиваются не только противомикробными средствами. Так же существует группа обезболивающих Анестезирующие (применяются для временной анестезии: новокаин, дикаин, лидокаин) Вяжущие и обволакивающие (снижают чувствительность рецепторов) Горечи (стимулируют вкусовые рецепторы) Рвотные и слабительные (стимулируют рецепторы желудка и кишечника) Рецепторы в органах и тканях блокируются атропином.

Cлайд 15

Некоторые лекарственные препараты устраняют болевые ощущения, воздействуя непосредственно на ЦНС. Они называются анальгетиками. Ненаркотические (аспирин, салициловая к-та, амидопирин, анальгин, парацетамол, фенацетин) Наркотические (характерно состояние наркоза) (оксид азота(I), серный эфир, фторотан, этанол, морфин – вызывает лекарственную зависимость, он же морфий) аспирин Салициловая к-та парацетамол анальгин Диэтиловый (серный) эфир морфий фторотан

Урок по теме «Лекарства»

Цель урока:

Дидактическая:

Развивающая:

Воспитательная:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с научными и практическими достижениями медицинской химии и фармакологии;

Познакомить учащихся с проблемами человечества, которые возникли в результате безконтрольного производства и употребления лекарственных препаратов.

Оборудование: компьютер (ноутбук), экран, презентация к уроку, аптечка с лекарственными препаратами, химические реактивы – гидроксид натрия, вода, спирт, ацетилсалициловая кислота, аспирин, держатель для пробирок, спиртовки, спички, глюконат сальция, фенюльс, феррум Лек

Ход урока:

    Орг.момент .

    Изложение нового материала

Я хотела бы на наш урок пригласить змею, так как вы думаете, что она символизирует? (Мудрость, хитрость, смена кожи, регенерация и т.д.)

Демонстрационный опыт: Например, для получения глюконатной змеи достаточно поднести к пламени спиртовки таблетку глюконата кальция, который продается в каждой аптеке. Из таблетки выползает змея, объем которой намного превышает объем исходного вещества. Разложение глюконата кальция, имеющего состав Ca(CH2OH(CHOH)4COO)2, приводит к образованию оксида кальция, углерода, углекислого газа и воды (формулы веществ записать на доске). Древним фармацевтическим символом является змея, которая опоясывает чашу познания.

Перед вами имена знаменитых, талантливых людей и причина их смерти:

Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф

Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез

Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф

Чайковский 1840-1893 (53года) - холера

Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность

Учитель : Перед вами различные лекарственные препараты. Как вы думаете, что связывает между собой понятия – змея, болезнь, таблетки.

Учитель: Назовите тему нашего урока.

Учащиес я называют тему урока?

Сформулируйте цели нашего урока.

Отметьте – знал, узнал, хочу узнать.

В далеком прошлом лекарства и яды обозначались одним и тем же словом. Так, древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье» приобрели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства стали называть «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм.

Учитель : Скажите, какие возникают у вас ассоциации со словом лекарства – аптека, фармацевт, провизор, рецепт, лекарство, врач.

Мы все сегодня находимся в аптеки, и вы все являетесь провизорами. А кто они такие?

Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике;

Лекарства (лекарственные средства) - это вещества и продукты, применяемые для профилактики, диагностики и лечения болезней человека и животных.

Лекарственные препараты - дозированные лекарственные средства, готовые к применению

Лекарственный препарат – это вещество, изменяющее работу организма. Препараты можно глотать, вдыхать, вводить посредством инъекций, они впитываются через кожу, закапываются в глаза

Для чего применяют лекарства?

Лекарства как химические вещества применяют внутрь или наружно с целью: лечения, диагностирования заболевания или уменьшения боли; оценки физического, функционального или психического состояния больного; восполнения потерь крови или других жидкостей организма; обезвреживания болезнетворных микроорганизмов; влияния на функции организма или психическое состояние человека и т.д.

-- Как называется наука, занимающаяся изучением лекарственных средств? (Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией).

Фармаколо́гия (от греч. φάρμακον - «лекарство», «яд» и λόγος - «слово», «учение») - медико-биологическая наука о лекарственных веществах и их действии на организм; в более широком смысле - наука о физиологически активных веществах вообще и их действии на биологические системы. Если вещества используются в фармакотерапии, их называют лекарственные средства.

Учитель : Для того чтобы быть провизором, нужно знать история фармакологии и лекарственных препаратов. Для этого вы будите работать в группах. Работа с учебником и дополнительной литературой по вопросам:

1 группа – Заслуги Гиппократа

Иатрохимия Авицена

Развитие медицины в России

2 группа - Дэви и веселящий газ

Открытие пенициллина.

Вывод:

Учитель: Мы узнали историю фармакологии. Скажите, какие лекарственные препараты выпускаются во всем мире.

Слайд № Лекарственные формы

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

2. Настои.

3. Отвары.

4. Настойки.

5. Микстуры.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

1. Порошки.

2. Гранулы.

3. Таблетки.

5. Пилюли.

6. Капсулы.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

Лекарственных препаратов очень много. 1891 году русским ученым Д.Л. Романовским был сформулирован принцип: «вещество, которое при введении в заболевший организм окажет наименьший вред последнему и вызовет наибольшие деструктивные изменения в поражающем агенте».

В медицинской практике используются около 25 тыс. лекарственных препаратов. При этом почти 90 % лекарств разработаны в последние десятилетия, что позволяет говорить о «фармацевтическом взрыве». Растет не только число лекарственных средств, но и сила их воздействия на организм. Различные государства, фармакологические заводы выпускают разные лекарственные препараты. Как вы считаете, одинаковые ли все они. Разные цены, а каково их действие. Вот это мы сейчас с вами и определим.

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты .

    Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?

    Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.

    Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

Лабораторный опыт 2:

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария,

Пояснения: Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - FeSO 4 .

Учитель: изучив химический состав лекарственных препаратов, к какому выводу вы пришли? Лекарства может быть как лекарственным препаратом, так и ядом в большом количестве.

    VI . Обобщение знаний

Давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы

(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания )

6. Подведение итогов урока

Английский врач Дэвид Уильямс высказал мысль: «Сегодня рядовой Homosapiens обладает значительной свободой определять собственную судьбу. Поэтому его следует ознакомить с химией в достаточной мере, чтобы он представлял результаты применения лекарственных препаратов или их комбинаций»

Мне открылось в результате урока:

- Три самых важных имени –

- Три самых важных события –

- Урок навёл меня на размышления-

--оценки за урок

VIII. Рефлексия

IХ. Домашнее задание параграф параграф 20, стр 155

Рецепт «идеального лекарства»: возьмите синеву неба, тихий шелест ветра, добавьте пение жаворонка, бабочку на цветке. Разбавьте водой чистого озера, подогрейте на лучах солнца, дайте настоятся в течение всех времен года. Принимай вместе со свежим воздухом и хорошим настроением 3 раза в день курсом 365 дней. Крепкое здоровье в этом случае гарантируется. И вам не нужны ни какие лекарства.

Маршрутный лист

1 группа – Заслуги Гиппократа

Аптекарская наука Клавдия Галена

Иатрохимия Авицена

– Основы медицинской химии Парацельса

Развитие медицины в России

Лабораторный практикум.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

Вывод .

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали , что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

4. Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается? В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек и фенюльс (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл). Разделить смесь на 2 пробирки.

1. Проведите качественные реакции.

2. Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра

3. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

    Опыты с раствором иода Получение иодоформа.

2NaOH + I 2 = NaI + NaIO + H 2 O;

CH 3 -CH 2 -OH + NaIO = CH 3 -CHO + NaI + H 2 O;

CH 3 -CHO + 3I 2 + 3NaOH = I 3 -CHO + 3NaI = 3H 2 O;

I 3 -CHO + NaOH = CHI 3 ↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа.

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Маршрутный лист

Работа группы 2 группа

Дэви и веселящий газ

Открытия Луи Пастера и Пауля Эрлиха, ставших нобелевскими лауреатами.

Открытие пенициллина.

Вывод: Какой вклад внесли выдающиеся деятели каждого исторического периода?

Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты.

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

1. Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается? Вывод : результат данного опыта показывает, что среди выбранных для исследования лекарств, содержащих ацетилсалициловую кислоту, аспирин российского производства малорастворимый в воде, поэтому попав в желудок, есть риск того что он прикрепится к стенкам желудка, что может вызвать эрозивно-язвенные поражения и желудочно-кишечные кровотечения.

2. Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле. Результаты эксперимента показали, что АСПИРИН (Российского производства) лучше растворяется в этаноле, чем в воде, но выпадает в осадок в виде игольчатых кристаллов, АСПИРИН (производство - Германия) частично растворился, а часть лекарства образовала хорошо различимый белый осадок, так же белый осадок, мы наблюдали в пробирке. Следует сделать вывод о недопустимости применения алкоголь содержащих лекарств совместно с аспирином, а тем более с алкоголем.

3. Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?

    Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?

В результате, было выявлено, что при гидролизе российского аспирина образуется больше уксусной кислоты, чем фенолпроизводных, вследствие того, что фиолетовой окраски не появилось. А при гидролизе АСПИРИНА С(Германия) наоборот, больше образуется фенолпроизводных, чем уксусной кислоты. Затем мы выяснили, что фенолпроизводное, это очень опасное для здоровья человека вещество, и предположили, что возможно, фенольное соединение влияет на появление побочных эффектов на организм человека.

Лабораторный опыт 2: Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку феррум Лек (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).

1. Проведите качественные реакции. В две пробирки налить данного раствора и добавить + Реактивы: гидроксид натрия, хлорид бария, нитрат серебра.

2. Сделайте вывод о качественном составе препарата.

Пояснения: Основываясь на предложенной информации, исходя из названия препарата и используя метод исключения, учащиеся делают предположение о наличии в составе соли катионов Fe +2 , Fe +3 и анионов SO 4 -2 , Cl - . Экспериментальная проверка гипотезы позволяет сделать вывод, что состав соли – FeSO 4

3. Опыты с раствором иода

Получение иодоформа.

В пробирку наливают 1 мл спиртового раствора иода и приливают к нему 2 М (8%) раствор NаОН до обесцвечивания. Выпадают характерные светло-желтые кристаллы иодоформа:

2NaOH + I2 = NaI + NaIO + H2O;

CH3-CH2-OH + NaIO = CH3-CHO + NaI + H2O;

CH3-CHO + 3I2 + 3NaOH = I3-CHO + 3NaI = 3H2O;

I3-CHO + NaOH = CHI3↓ + HCOONa.

Ощущается резкий неприятный запах иодоформа

Обобщение знаний

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Анализ урока

Данный урок разработан в соответствие программой О.С.Габриеляна, проводится в 10 классе. Комбинированный метод обучения (словесно-наглядный) с использованием проблемного изложения и информационных технологий, способствует активизации познавательной деятельности учащихся, их самостоятельности и творчеству, прививает интерес к предмету. На уроке представлена технология проблемного и критического мышления, которая рассматривается в педагогике как наиболее успешная. А использование в учебном процессе практических работ и заданий исследовательского характера способствует мотивации для обобщения учебного материала, расширяет возможности для индивидуального и дифференцированного подхода к обучению, повышает творческую активность, позволяет расширить кругозор учащихся. Прикладная направленность создает условия для выработки у учащихся умений применять полученные знания при решении реальных задач повседневной жизни и грамотно обращаться с лекарственными препаратами.

По типу - урок усвоения новых знаний, умений, навыков.

Цель урока:

Дидактическая:

Изучение понятия «лекарственные препараты» и истории их создания;

Дать понятие о классификации лекарственных препаратов и их формах;

Выявить зависимость организма человека от лекарственных препаратов.

Развивающая:

Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между строением и свойствами веществ и жизнедеятельностью организма;

Выяснить влияние различных лекарственных препаратов на живые организмы и окружающую среду.

Воспитательная:

Показать практическое значение лекарственных препаратов;

Показать результаты работы медицинской химии как науки.

Данный урок способствует формированию учебно-познавательных компетенций.

Групповая форма организации учебной деятельности на уроке исключительно эффективна при проведении практических работ, а также она способствует формированию коммуникативной компетенции.

Фронтальная форма организации способствует установлению особенно доверительных отношений, позволяет учить рассуждать и находить ошибки, активизировать деятельность учащихся.

Практическая работа используется как средство контроля сформированности практических умений и навыков.

Вспомни!

  • 1). Что такое ферменты? Какова их химическая природа?
  • 2). Чем отличается действие ферментов от действия неорганических катализаторов?
  • 3). Перечислите свойства ферментов.
  • 4).При какой температуре ферменты проявляют наибольшую активность: 260С, 370С, 560С?
  • 5). Назовите области применения ферментов в промышленности.


Шуберт 1797-1828 (31год) - тиф

Вагнер 1747-1779 (32года) – туберкулез

Гауф 1802-1827 (25лет) – тиф

Чайковский 1840-1893 (53года) - холера

Рафаэль 1483-1520 (37лет) – сердечная недостаточность


Настоящая цель химии заключается не в изготовлении золота, а в приготовлении лекарств

Парацельс

Лекарства


Лекарства - это группа веществ, направленных на устранение признаков заболевания, различных по своей форме, действию и динамике).

Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется

фармакологией.


Лечит болезни врач, но излечивает природа

ГИППОКРАТ


Согласно его учению тип темперамента зависит от преобладания в организме одного из соков . Им были выделены темпераменты, которые и в наше время пользуются широкой известностью: сангвиника (от лат. sanguis - кровь), флегматика (от греч. phlegma - флегма), холерика (от греч. chole - желчь), меланхолика (от греч. melas chole - черная желчь). Эта фантастическая концепция имела огромное влияние на ученых на протяжении многих столетий.


Из истории

Лекарственные вещества известны с очень древних времен. Например, в Древней Руси мужской папоротник, мак и другие растения употреблялись как лекарства. И до сих пор в качестве лекарственных средств используются 25-30% различных отваров, настоек и экстрактов растительных и животных организмов.

В последнее время биология, медицинская наука и практика все чаще используют достижения современной химии. Огромное количество лекарственных соединений поставляют химики, и за последние годы в области химии лекарств достигнуты новые успехи.


Из истории

Для лечения использовали растения в разных видах (отвары, настойки), высушенных насекомых, органы животных.


Лекарственные формы

1. Растворы (водные, спиртовые, масляные, глицериновые).

1. Порошки.

2. Настои.

2. Гранулы.

3. Отвары.

4. Настойки.

3. Таблетки.

5. Микстуры.

5. Пилюли.

4. Стерильные порошки и таблетки для инъекций, растворяемые непосредственно перед введением.

6. Капсулы.

7. Эмульсии.

8. Суспензии.

7. Смеси нарезанного или крупно измельченного растительного сырья.


Лабораторный практикум.

Анализ лекарственных препаратов, производных салициловой кислоты .

Для работы вам необходимо взять салициловую кислоту, аспирин.

  • Разотрите в ступке таблетки каждого из этих лекарств. Перенесите в пробирки по 0,1 г каждого лекарства. Добавьте в каждую пробирку 2-3 мл воды и отметьте растворимость лекарств в воде. Нагрейте на спиртовке пробирки с веществами до кипения. Что наблюдается?
  • Внесите в пробирки приблизительно по 0,1 г лекарственных препаратов и добавьте по 2-3 мл этанола. Что наблюдается? Нагрейте на спиртовке пробирки до полного растворения осадков. Сравните растворимость лекарственных препаратов в воде и этаноле.
  • Взболтайте по 0.1 г препарата с 2-3 мл воды и добавьте по 2-3 мл разбавленного раствора NaOH. Изменилась ли растворимость веществ?
  • Взболтайте по 0,1 г каждого препарата с 2-3 мл воды и добавьте несколько капель раствора хлорида железа. Что наблюдается?

Лабораторный опыт 2 : Определение качественного состава препарата.

Измельчите таблетку ферроплекса (этот препарат содержит соли железа и применяется для лечения анемии) в ступке и растворите в воде (5-10 мл).

1. Профильтруйте раствор.

2. Проведите качественные реакции.

Реактивы : гидроксид натрия, хлорид бария.



Лекарственные вещества могут быть разделены на две большие группы:

неорганические и органические .

Те и другие получаются из природного сырья и синтетически.

Сырьем для получения неорганических препаратов являются горные породы, руды,

газы, вода озер и морей, отходы химических производств.

Сырьем для синтеза органических лекарственных препаратов служат природный

газ, нефть, каменный уголь, сланцы и древесина.

Нефть и газ являются ценным

источником сырья для синтеза углеводородов, являющихся полупродуктами при

производстве органических веществ и лекарственных препаратов. Полученные из

нефти вазелин, вазелиновое масло, парафин применяются в медицинской практике.


Синтетические лекарственные препараты

Появились в 19 в.

1887 г. – фенацетин

1896 г. – пирамидон

20 в. ‏– веронал


Современные лекарственные средства

  • по характеру действия, оказываемому на организм

Болеутоляющие

Противомикробные

Излечивают:

(аспирин, парацетамол, анальгин)

  • ангину
  • воспаление легких
  • скарлатину и др.инфекционные заболевания

(нитроглицерин, анаприлин, дибазол)

Антигистаминные

(супрастин, димедрол;

лечение аллергических заболеваний)

Психофармокологические

(клозапин, дикарбин,

тиоридазин)

Противоопухолевые

(дактиномицин, митомицин)


Противомикробные препараты

Фурацилин

Показания:

гнойные раны;

ожоги II–III ст.;

конъюнктивит;

фурункулы наружного слухового прохода;

остеомиелит;

острый наружный и средний отит;

стоматит;

гингивит;

мелкие повреждения кожи (в т.ч. ссадины, царапины, трещины, порезы)


Болеутоляющие препараты

Анальгин

Аспирин

Показания:

головная боль;

зубная боль;

невралгия;

послеоперационная боль;

лихорадочные состояния при инфекционно-воспалительных заболеваниях.

Показания:

болевой синдром различной локализации (суставные, мышечные, головная, зубная боли);

лихорадочные состояния.


Воздействующие на сердце и кровеносные сосуды

Нитроглицерин

Дибазол

Показания:

Показания:

Приступы стенокардии

Артериальная гипертензия, спазм артерий

спазм гладкой мускулатуры внутренних органов (язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, кишечная колика)

заболевания нервной системы


Антигистаминные препараты

Супрастин

Димедрол

Показания:

крапивница;

сывороточная болезнь;

аллергический ринит;

конъюнктивит;

контактный дерматит;

кожный зуд;

острая и хроническая экзема;

атопический дерматит;

пищевая и лекарственная аллергия;

аллергические реакции на укусы насекомых.

Показания:

Аллергические заболевания; аллергодерматозы;

язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки;

Бессонница;

морская болезнь;

лучевая болезнь;


Противоопухолевые препараты

Митомицин

Показания:

Рак желудка,

рак поджелудочной железы,

рак пищевода,

рак печени,

рак желчных протоков,

рак толстой и прямой кишки,

злокачественные опухоли головы и шеи,


Психофармакологические препараты

Дикарбин

Клозапин

Показания:

Показания:

Шизофрения,

бессонница,

алкогольный психоз,

Тревожные состояния, неврозы, депрессии,

абстинентный синдром

психопатии у возбужденных больных, агрессивность,

дисфория.


Лекарственные препараты

Причинные

(действуют непосредственно на болезнь, устраняя её)

  • акрихин (поражает возбудителя малярии)
  • сердечные препараты (возвращают больной сердечной мышце нормальную силу)

Симптоматические

(не устраняя заболевание, уничтожают лишь вызванные им отклонения от нормы)

  • аспирин (снижает t)
  • пирамидон (устраняет невралгическую боль)

Снотворные

Вещества, вызывающие сон, относятся к разным классам, но наиболее известны производные барбитуровой кислоты. Ее производные называются барбитуратами.

Все барбитураты угнетают нервную систему. Амитал обладает широким спектром успокоительного воздействия. У некоторых пациентов этот препарат снимает торможение, связанное с мучительными, глубоко спрятанными воспоминаниями.

Организм человека привыкает к барбитуратам при частом их употреблении как успокаивающих и снотворных средств, поэтому люди пользующиеся барбитуратами, обнаруживают, что им нужны все большие дозы.

В качестве успокаивающего и снотворного средства широко используется димедрол. Он не является барбитуратом, а относится к простым эфирам.


Сульфамидные препараты

Стрептоцид, норсульфазол, сульфадимезин, этазол, сульфадиметоксин - легко всасываются, быстро накапливаются в нужных концентрациях в крови, применяются при лечении инфекционных заболеваний.

Фталазол, фтазин - трудно всасываются, долго находятся в кишечнике в высоких концентрациях, применяются при инфекционных заболеваниях Ж-К тракта


Сульфамидные препараты

Всасывание и скорость выведения из организма определяют дозу и частоту приема лекарств. Сульфамидные препараты, задерживающиеся в организме долгое время, достаточно применять один раз в день. От химических свойств вещества зависит и время приема лекарства: до или после еды.

В практике лечения заболеваний обнаружилось явление привыкания микроорганизмов к препарату, т.е. привычные лекарства уже не действуют, а болезнь труднее поддается лечению, поэтому требуется обновлять лекарственные препараты.


1. Нужно строго следовать инструкции. Особенно это касается соотношения приема лекарств и еды. От строгого соблюдения данного требования будет зависеть не только эффективность лечения, но и состояние пищеварительной и выделительной систем. Ведь лекарств, которые необходимо принимать натощак, практически не существует.

2. Не допускается самолечение. Большинство больных считает себя самым лучшим врачом. А естественно, и лечатся сами, принимая лекарства по рекомендации знакомых.


Правила приема лекарственных препаратов

3. Принимайте лекарства через равномерные промежутки времени. Известно, что концентрация лекарственных препаратов в крови наибольшая после приема препарата, потом, с каждым часом она постепенно снижается. Если устраивать большие промежутки между приемами лекарств, то наступит такой период, когда в крови концентрация лекарства будет очень низкая. Поэтому их нужно принимать 2, 4, 6 раз в сутки, а промежутки между приемами должны быть равномерными.


Несколько правил приема лекарственных препаратов

4. В какое время суток лучше всего принимать лекарства?

Боль сильнее всего чувствуется ночью, поэтому обезболивающие препараты очень важно принимать вечером.

Сосудорасширяющие препараты целесообразно принимать утром. Ведь в этот период опасность инфаркта миокарда достигает пика. А вот вечером, дозы этих лекарств можно уменьшить без последствий для здоровья.

Противоревматические препараты также необходимо принимать вечером. Это уменьшить боль в суставах и улучшит их подвижность после сна.

Также вечером, но поздним, надо принимать противоаллергические лекарства, так как именно ночью в организме вырабатывается наименьшее количество гормона, который тормозит аллергические реакции.

Учитывая, что желудочные соки очень агрессивные в ночное время, то лекарства против язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки наиболее целесообразно принимать в больших дозах незадолго до сна.


Правила приема лекарственных препаратов

5. Лечение необходимо доводить до конца. Особенно это касается лечения антибиотиками. Ведь при лечении этими препаратами, сначала погибают наиболее слабые микроорганизмы, потом - более стойкие и в самом конце - все остальные. Если не провести полный курс лечения, то самые стойкие микроорганизмы выживут, приспособятся к этим лекарствам и при последующих заболеваниях они уже будут не чувствительными к данному антибиотику.


Правила приема лекарственных препаратов

6. Если назначено несколько лечебных препаратов, принимать их необходимо отдельно . Даже самые безвредные для организма лекарства при залповом приеме, т. е. одновременным приемом нескольких препаратов, дадут большую нагрузку на желудок и печень. Значит, прием лекарственных средств нужно развести по времени, чтобы промежуток между приемом составлял не менее 30 минут.


Правила приема лекарственных препаратов

7. Употребляя таблетированные препараты, необходимо их разжевывать. Исключение из этого правила составляют таблетированные и порошковые лекарства, что находятся в желатиновых капсулах, оболочках, облатках, назначение которых защитить от раздражения пищеварительный тракт. Остальные таблетки, даже если они очень горькие, рекомендуется разжевывать, тогда они начнут всасываться еще во рту и продолжат быстро всасываться в желудке, не потеряв своих лечебных свойств, что позволить быстрее достичь терапевтического эффекта.


Правила приема лекарственных препаратов

8. Лекарства необходимо обязательно запивать. Даже миниатюрные таблетки нужно запивать, поскольку высокая концентрация действующего вещества может нанести вред желудку. Лучше всего запивать лекарства теплой кипяченой водой. Не допускается запивать соками, газированной водой, молоком (если только это не предусмотрено инструкцией), кефиром и т. д. Ведь в молоке и кефире, даже обезжиренных, присутствует жир, который обволакивают таблетки, не позволяя полностью и без задержки всасываться.


Правила приема лекарственных препаратов

9. Не допускается прием лекарств с истекшим сроком годности. Самое малое, что будет от этого - неэффективность лечения, а самое большое – непоправимый вред здоровью. Это же в ровной мере касается и препаратов, которые хранились неправильно (не соблюдалась температура, влажность, световые предостережения).


Правила приема лекарственных препаратов

10. В связи с тем, что лекарственные препараты чужды и токсичны для организма, очень важна их правильная дозировка!


Закрепление

Давайте попытаемся обобщить полученные знания и сделать основные выводы

(в предложении вставить пропущенные слова или словосочетания )

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________.

слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическом, неверном, химические соединения, ядом, врача.

Слайд 1

Разработка урока по химии в 10 классе по теме «Лекарства и здоровье человека »
Автор: Кравцова Екатерина Сергеевна учитель химии МБОУ « Ломовская СОШ» Корочанский район Белгородская область 2015 год

Слайд 2

Девиз урока: Мы тайны многие сумеем разгадать И многое осмыслить и понять. Добытое нам в жизни пригодится, Как интересно все- таки учиться!

Слайд 3

Слайд 4

Тема, цели и задачи урока.
Самое ценное, что есть у человека-это его здоровье. По- настоящему счастливым может быть лишь здоровый человек, хотя зачастую он этого не понимает. К сожалению, наш организм подвержен болезням, и мы время от времени вынуждены пользоваться лекарствами. Сегодняшний урок посвящен изучению лекарств. Запишите тему урока « Лекарства и здоровье человека». На сегодняшнем уроке мы познакомимся с понятием «лекарства», с классификацией лекарственных средств, с их формами, узнаем, как правильно принимать лекарства, чтобы не навредить себе. Важно не сколько ты знаешь, а ЧТО ИМЕННО ты знаешь.

Слайд 5

Здоровье – это привилегия мудрых!
Мудр не тот, кто знает многое, а тот, кто знает нужное". Эсхил
Возьмите для себя нужную информацию о лекарствах!

Слайд 6

Что же такое лекарства?
Ответить на этот вопрос несложно. Лекарства –вещества, помогающие бороться с болезнями. Но вот, что интересно, в любой болезни есть симптомы: повышенная температура, жар, головная боль, например, и тогда мы воспользуемся жаропонижающими и болеутоляющими препаратами. Причиной данных симптомов может быть какое-то воспаление и нам придется воспользоваться противовоспалительными лекарствами. Поэтому одни лекарства лечат симптомы, а другие –устраняют причину болезни. Лекарства - это группа веществ, различных по своей форме, действию и динамике, направленных на устранение признаков заболевания.

Слайд 7

Какие бывают лекарства и почему они лечат? Запишите в тетрадь определение понятия « лекарства» и группы лекарств.
В медицинской практике лекарственные вещества делятся на группы в зависимости от их действия на системы и органы. Например: Снотворные и успокаивающие(седативные); Сердечно – сосудистые; Анальгезирующие (болеутоляющие),жаропонижающие и противовоспалительные; Противомикробные (антибиотики,сульфаниламидные препараты и др.); Местно-анестезирующие; Антисептические; Диуретические; Гормоны; Витамины

Слайд 8

Наука, которая занимается изучением лекарственных средств, называется фармакологией.
В далеком прошлом древнегреческое слово «фармакон» и древнерусское «зелье»имели однозначно ядовитый смысловой оттенок, а лекарства называли «снадобья». За многие века значения этих слов не изменились: лекарство – снадобье, дарующее исцеление, яд – зелье, способное убивать. Практически каждое лекарство при определенных условиях может оказывать ядовитое действие, а многие яды находят применение как лекарства. Условность границы между ними определяется общим способом действия на организм Лекарственных препаратов очень много. В каком виде выпускаются лекарства? (Твердые, жидкие). Различают следующие формы лекарств. Запишите в тетрадь формы и примеры лекарств.

Слайд 9

Лекарственные формы
Жидкие Твердые Мягкие
растворы настои отвары настойки спиртовые экстракты микстуры эмульсии суспензии аэрозоли таблетки порошки гранулы драже пилюли капсулы травяные сборы мази пасты свечи гели

Слайд 10

Природа заболеваний
Грипп – это острое инфекционное вирусное заболевание, с коротким инкубационным периодом.

Слайд 11

Ангина?!

Слайд 12

В чем отличие гриппа от ангины?
Грипп – это вирусное заболевание, ангина – бактериальное. Природа заболеваний разная. Бактериальные заболевания лечат антибиотиками. Что такое антибиотики? Запишите ответ в тетрадь. Продукты жизнедеятельности (или их синтетические аналоги) живых клеток(бактериальных, грибковых и др.) ,избирательно подавляющих функционирование других клеток (микроорганизмов, опухолевых и др.). Вирусные болезни антибиотиками не лечат. Для их лечения используют противовирусные препараты.

Слайд 13

Открытие А.Флемингом в 1928 г. Пенициллина – группы антибиотиков грибка Penicillium стало триумфом учения об антибиозе – явлении антагонизма и смертельной борьбы микроорганизмов друг с другом: одни виды бактерий подавляют жизнедеятельность других с помощью выделяемых микроорганизмами в окружающую среду специфических веществ – антибиотиков.
Медицина XX века

Слайд 14

Это надо знать
Все лекарства имеют побочные действия, принимайте лекарства только по назначению врача. Внимательно читайте инструкцию к лекарственному средству. Лекарства принимаются в определенное врачом или инструкцией время. Нельзя лекарства запивать чаем, компотом, минералкой и т.п. Запивайте лекарства только водой.

Слайд 15

Путешествие в аптечку.
Каждому человеку в процессе жизни приходится открывать аптечку и использовать, такие известные лекарства, как спиртовый раствор иода и «зеленку». Вы уверены в том, что правильно их используете? Проверим?!

Слайд 16

Узнайте, когда надо применять йод
Может показаться, что эти препараты отличаются только цветом, но это Большое заблуждение. И то, и другое - антисептики. Йод подсушивает обрабатываемые ткани, и при чрезмерном употреблении запросто может их сжечь. Поэтому йод употребляют для обработки царапин, а также кожи вокруг ран для дезинфекции, и в тех случаях, когда необходимо подсушить кожу. Кроме того, йод применяют всегда, когда необходимо стимулировать приток крови к мягким тканям - в первую очередь, в случае различных ушибов и растяжений. С этой целью на поверхность неповреждённой кожи наносится так называемая йодная сетка - полагаю, вы знаете такое.

Слайд 17

Когда используют зеленку?
Зелёнка - также антисептик, но более слабый и мягкий, зато она слегка стимулируетзаживление ран и не сушит кожу. Следует употреблять именно зелёнку, а не йод, при обработке заметных поверхностей (размером с пятирублевую монету и выше), а также чувствительной кожи (например у младенцев).Зеленка предупреждает гниение ран.

Слайд 18

А теперь вам предлагается задача
Больному после перелома врач назначил препарат кальция и предложил на выбор три препарата: глюконат2Ca * H2O, лактат 2Ca * 5H2O и глицерофосфат кальция СaP3OC3H5(OH)2* 2H2O (какой из них будет в продаже). В аптеке сказали, что в наличии есть все три, и стоят они одинаково. Надо помочь пациенту выбрать нужное лекарство.

Слайд 19

Лекарства – _____________ помогающие победить или _____________. Лекарства могут иметь _____________ или _______________ происхождение. Используя __________, необходимо строго следовать рекомендациям __________ и прилагаемой к лекарству ___________. При __________ использовании лекарство становиться ________. Слова для справок: предотвратить, инструкции, природное, лекарства, болезни, синтетическое, неверном, химические соединения, ядом, врача

Слайд 22

Заключение.
"Здоровье гораздо более зависит от наших привычек и питания, чем от врачебного искусства и лекарств". Д. Леббок "Здоровье так же заразительно, как и болезнь". Р.Роллан Будьте здоровы!

Слайд 23

Литература
1.Рудзитис Г.Е. Химия.Органическая химия.10класс: учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-13-е изд.-М. : Просвещение,2009.-192с.:ил.- ISBN 978-5-09-020531-3 2. . Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя. Химия. 8кл.:Методическое пособие [Текст]/ О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.: Дрофа, 2009. – 265с.: ил. 3..http://900igr.net/kartinki/meditsina/Lekarstva/Lekarstva.html