Презентация "экспериментальная деятельность в детском саду". Презентация "детское экспериментирование в доу" Скачать презентацию опыты в доу

Мастер – класс для педагогов МДОУ.

Тема: Особенности организации деятельности - детское экспериментирование.

Тоньшева Алла Николаевна – воспитатель МДОУ «Колосок» села Липицы Серпуховского района.
Цель: Распространение опыта по организации детского экспериментирования среди педагогов - дошкольников.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника мастер-класса, тазик с водой, салфетки или полотенца. Куклы: Степашка, Хрюша (или другие сказочные герои).
Участники мастер-класса: Педагоги МДОУ.
Содержание:
1. Определение понятия детское экспериментирование.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Выводы.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса.
(слайд 1.)
Ведущий пускает мыльные пузыри.
Я пускаю пузыри, как салют летят они.
Что за чудо пузыри, откуда вдруг взялись они.
А на вопрос найти ответ, поможет нам эксперимент.
Ведущий: А вам хотелось бы разобраться в том, что такое эксперимент, и детское экспериментирование, ну, что ж уважаемые коллеги, сегодня мы с вами постараемся понять, в чем особенности организации деятельности детское экспериментирование в соответствии с развивающей парадигмой образования.
(слайд 2.)
Заглянем в толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова, эксперимент - это метод исследования некоторого явления в управляемых условия, с активным взаимодействием с изучаемым объектом. Эксперимент служит для проверки гипотезы, установления причинных связей между феноменами.
По мнению ряда, ученых экспериментирование является одним из методов познавательного развития дошкольников.
По определению Н.Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
(слайд 3.)
Другими словами мы можем сказать, что детское экспериментирование – это детская деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.
В процессе экспериментирования воспитатель должен выступать для детей не как учитель, а как равноправный партнер, незаметно направляющий детскую деятельность в нужное русло. Знания, не рассказанные воспитателем, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.
(слайд 4.)
В процессе организации детского экспериментирования я придерживаюсь определенной структуры, предложенной авторскими коллективами Ивановой А.И. и Прохоровой Л.Н.
Тему для экспериментирования я выбираю с учетом интересов детей и в соответствии с темой проекта или событийностью.
(слайд 5.)
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание я уделяю созданию проблемного поля. Например: «Нужно напоить чистой водой котенка, а вода грязная». В некоторых случаях предоставляю детям поле пробности, например, что бы определить из какого материала Каркуше можно сделать лодку, дети пробуют, какие материалы тонут, а какие нет.
Важно, чтобы ребенку был понятен личностный смысл деятельности, что бы он мог ответить на вопрос «Зачем я это делаю».
Наличие проблемы, создание интереса способствует созданию положительной мотивации у детей к деятельности.
(слайд 6.)
Создать мотивацию мне помогают сказочные герои. Ведущий показывает Степашку.
- Степашка: ой-ой, что-то я не понял. Я что ли мотивация? Не хочу я быть мотивацией.
- Степашка, милый, подожди и мне немного помоги.
(слайд 7.)
Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
- Степашка: Конечно, помогу и про фокус расскажу.
(слайд 8.)
Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Ведущий: спасибо Степашка, Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?
(слайд 9.)
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Какие вы можете выдвинуть предположения?
Ведущий: Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.
Далее мы учимся планированию, с помощью наводящих вопросов дети описывают какие действия они будут выполнять, планируют ход проведения эксперимента.
Ведущий: (обращаясь к участникам мастер-класса) что вы будете делать, что бы провести фокус?
Ведущий: Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Участники мастер-класса выполняют эксперимент).
(слайд 10.)
Ведущий: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
(слайд 11.)
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?
В некоторых случаях с выводами у детей возникают затруднения, и выводы делала я.
Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой.
Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
(слайд 12.)
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
(слайд 13.)
Чаще мы организуем эксперименты, в которых дети могут сами делать открытия и выводы. «Как из воды сделать значок», «Из какого материала сшить фартук Золушке, что бы она не намочила платье». Или так…
(слайд 14.)
Появляется Хрюша: «Степашка, вот какой мне магнит подарили, он все-все примагничивает, предметы из любых материалов».
- Степашка: «Хрюша, ты ошибаешься, такого быть не может, я не верю».
- Хрюша, Степашка, не надо спорить, может вам спросить у наших гостей, как они думают».
- Степашка: «Помогите, нам разобраться, пожалуйста, все ли магнит притягивает. Ко всему ли он примагничивается?»
(слайд 15.)
Ведущий: Как же нам узнать кто из них прав? Что для этого нужно?
Ведущий: Хрюша смотри, как мы это будем делать. Предлагает участникам взять магниты и провести эксперимент «Примагничивается – не примагничивается».
Так какой мы можем сделать вывод?
В таких экспериментах дети самостоятельно планируют деятельность, находят способы деятельности, делают вывод на основе самостоятельных действий.
(слайд 16.)
Сегодня мы с вами познакомились с тем, что при организации детского экспериментирования важно придерживается следующих условий:
- выбор темы и объекта исследования осуществляется с учетом интересов и жизненного опыта детей;
- необходимо создание мотивации у детей к деятельности
(слайд 17.)
- использование проблемных ситуаций, поля пробности.
- ведение диалога с детьми.
- поощрение выдвижения детьми гипотез.
- осуществлять по мере возможности проверку всех предположений.
и формулировать выводы.
(слайд 18.)
Уважаемые коллеги, проведем рефлексию :
1. Все ли вам было понятно в содержании мастер – класса.
2. Полезна ли была вам информация мастер - класса.
3. Если у вас появился интерес к детскому экспериментированию. И желание применять его в своей работе прошу вас пустить мыльные пузыри.
(слайд 19.)
Ведущий: Мы пускаем пузыри, в воздухе летят они.
Открылся нам сейчас секрет,
Как детский организовать эксперимент.
Спасибо за внимание и участие в мастер – классе.

Проведение эксперимента «Сильный воздух» во время мастер-класса для педагогов района.


Объяснение эксперимента «Примагничивает – не примагничивает» во время мастер-класса для педагогов МДОУ.
Литература:
Поддьяков Н.Н. Особенности психического развития детей дошкольного возраста. - М, 1996.

Cлайд 1

Детское экспериментирование Презентация подготовлена воспитателем МАДОУ детский сад № 2 ГО город Нефтекамск РБ Поняевой Ириной Ивановной, руководителем кружка «Почемучки» 2012 год

Cлайд 2

Эксперимент (от лат. experimentum - опыт, проба) один из основных методов познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления природы или общества. Любой опыт, любая попытка, проба осуществить что-либо каким - либо способом. Любой эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки и сравнения. «Люди, научившиеся … наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл». К.Е. Тимирязев

Cлайд 3

"Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал". Сухомлинский В.А. Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания.

Cлайд 4

Цели экспериментирования Поддерживать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность. Развивать у детей познавательные способности (анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение); Развивать мышление, речь – суждение в процессе познавательно – исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности. Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Cлайд 5

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования); Выдвижение гипотезы; Поиск и предложение возможных вариантов решения; Сбор материала; Обобщение полученных данных.

Cлайд 6

Алгоритм подготовки и проведения познавательно – исследовательской деятельности Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и прочее) по изучению теории вопроса. Типа, вида и тематики непосредственно образовательной деятельности (НОД) - экспериментирования. Выбор цели, задач работы с детьми (как правило, это образовательные, развивающие, воспитывающие задачи). Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления. Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий (в мини - лаборатории или центре науки). Выбор и подготовка пособий и оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы. Обобщение результатов наблюдений в различной форме (дневники наблюдений, коллажи, мнемотаблицы, фото, пиктограммы, рассказы и рисунки и т.д.) с целью подведения детей к самостоятельным выводам по результатам исследования.

Cлайд 7

Мини - лаборатория (центр науки) В мини - лаборатории (центре науки) могут быть выделены: - место для постоянной выставки, где дети размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, кристаллы, перья и т.д.); - место для приборов; - место для выращивания растений; - место для хранения материалов (природного, «бросового»); - место для проведения опытов; - место для неструктурированных материалов (стол «песок - вода» или ёмкость для воды, песка, мелких камней и т.д.).

Cлайд 8

Приборы и оборудование мини - лаборатории: - Микроскопы, лупы, зеркала, различные весы (безмен, напольные, аптечные, настольные); магниты, термометры, бинокли, электрическая цепь, верёвки, линейки, песочные часы, глобус, лампа, фонарик, венчики, взбивалки, мыло, щётки, губки, пипетки, желоба, одноразовые шприцы без игл, пищевые красители, ножницы, отвёртки, винтики, тёрка, клей, наждачная бумага, лоскуты ткани, клей, колёсики, мелкие вещи из различных материалов (дерево, пластмасса, метал), мельницы. - Ёмкости: пластиковые банки, бутылки, стаканы разной формы, величины, мерки, воронки, сито, формочки, лопатки. - Материалы: природный (желуди, шишки, семена, скорлупа, сучки, спилы, крупа и т.п.); «бросовый» (пробки, палочки, куски резиновых шлангов, трубочки для коктейля и т.п.). - Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, древесная стружка, опавшие листья, измельчённый пенопласт.

Cлайд 9

Планирование работы с детьми по экспериментированию младшего дошкольного возраста (четвёртый год жизни)

Cлайд 10

Работа с детьми данной возрастной группы направлена на создание условий, необходимых для сенсорного развития в ходе ознакомления с явлениями и объектами окружающего мира. В процессе формирования у детей элементарных обследовательских действий педагогам рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа «Чудесный мешочек»); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа «Не ошибись»); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?); вторая младшая группа

Cлайд 11

Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

Cлайд 12

1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел «Кулинария для кукол»: как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. Об эталоне «1 минута». 6. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, краски для рисования и прочее).

Слайд 1

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду
Подготовила воспитатель Степанова В.П. 2015 г.

Слайд 2

Значение экспериментирования:
- развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность; - дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания; - обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции; - развивает речь (необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы); - способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

Слайд 3

Китайская пословица:
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Слайд 4

мини-лаборатория
- приборы – помощники: увеличительные стекла, цветные стекла, очки, весы, песочные и гелевые часы, термометры, компасы, магниты, секундомер; - разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, металл и пр.) разного объема и формы, это: пробирки, колбы, стаканчики, розетки, пипетки, трубочки, воронки и др.; - красители, пищевые и непищевые (гуашь, акварель, зеленка, йод, марганцовка и др.); - технические материалы; гайки, скрепки, болты, гвозди, шурупы, винтики, детали конструктора; - медицинские материалы: шприцы, пипетки, деревянные палочки, мерные ложки, резиновые груши и др.; - природный и другой сыпучий материал: камешки, ракушки, монеты, глина, песок, сахар, соль, земля, мука, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, селина и т.д.; - разные виды бумаги: обычная, картон, калька, наждачная, копировальная, бумажные фильтры, ватман и т.д.; - бросовый материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.; - прочие материалы: зеркала и воздушные шары, пилки, сито, свечи, ступа, детские халаты, клеенчатые фартуки, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.

Слайд 5

мини-лаборатория

Слайд 6

мини-лаборатория

Слайд 7

мини-лаборатория

Слайд 8

Направления работы:
Живая природа: характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде. Неживая природа: воздух, почва, вода, магниты, звук, свет. Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.

Слайд 9

Младший дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) сочетать показ предмета с активным действием ребёнка по его обследованию: ощупывание, восприятие на слух, вкус, запах (может быть использована дидактическая игра типа "Чудесный мешочек"); 2) сравнивать схожие по внешнему виду предметы: шуба - пальто, чай - кофе, туфли - босоножки (дидактическая игра типа "Не ошибись"); 3) учить детей сопоставлять факты и выводы из рассуждений (Почему стоит автобус?); 4) активно использовать опыт практической деятельности, игровой опыт (Почему песок не рассыпается?); Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений: 1. О материалах (песок, глина, бумага, ткань, дерево). 2. О природных явлениях (снегопад, ветер, солнце, вода; игры с ветром, со снегом; снег, как одно из агрегатных состояний воды; теплота, звук, вес, притяжение). 3. О мире растений (способы выращивания растений из семян, листа, луковицы; проращивание растений - гороха, бобов, семян цветов). 4. О способах исследования объекта (раздел "Кулинария для кукол": как заварить чай, как сделать салат, как сварить суп). 5. О предметном мире (одежда, обувь, транспорт, игрушки, посуда и прочее).

Слайд 10

Средний дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) активное использование опыта игровой и практической деятельности детей (Почему лужи ночью замерзают, днём оттаивают? Почему мячик катится?); 2) группировка объектов по функциональным признакам (Для чего необходима обувь, посуда? С какой целью она используется?); 3) классификация объектов и предметов по видовым признакам (посуда чайная, столовая). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (глина, дерево, ткань, бумага, металл, стекло, резина, пластмасса). 2. О природных явлениях (времена года, явления погоды, объекты неживой природы - песок, вода, снег, лёд; игры с цветными льдинками). 3. О мире животных (как звери живут зимой, летом) и растений (овощи, фрукты), условия, необходимые для их роста и развития (свет, влага, тепло). 4. О предметном мире (игрушки, посуда, обувь, транспорт, одежда и т.д.). 5. О геометрических эталонах (круг, прямоугольник, треугольник, призма). 6. О человеке (мои помощники - глаза, нос, уши, рот и т.д.).

Слайд 11

Старший дошкольный возраст
Рекомендуется решать следующие задачи: 1) активное использование результатов исследования в практической (бытовой, игровой) деятельности (Как быстрее построить прочный дом для кукол?); 2) классификация на основе сравнения: по длине (чулки - носки), форме (шарф - платок - косынка), цвету/орнаменту (чашки: одно- и разноцветные), материалу (платье шёлковое - шерстяное), плотности, фактуре (игра "Кто назовёт больше качеств и свойств?"). Основное содержание исследований, проводимых детьми, предполагает формирование у них следующих представлений: 1. О материалах (ткань, бумага, стекло, фарфор, пластик, металл, керамика, поролон). 2. О природных явлениях (явления погоды, круговорот воды в природе, движение солнца, снегопад) и времени (сутки, день - ночь, месяц, сезон, год). 3. Об агрегатных состояниях воды (вода - основа жизни; как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга; рассматривание снежинок в лупу и т.п.). 4. О мире растений (особенности поверхности овощей и фруктов, их форма, цвет, вкус, запах; рассматривание и сравнение веток растений - цвет, форма, расположение почек; сравнение цветов и других растений). 5. О предметном мире (родовые и видовые признаки - транспорт грузовой, пассажирский, морской, железнодорожный и пр.). 6. О геометрических эталонах (овал, ромб, трапеция, призма, конус, шар).

Слайд 2

Основной целью опытно-экспериментальной деятельности дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка.

Слайд 3

Детское экспериментирование является одним из методов обучения и развития естественнонаучных представлений дошкольников. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности. Освоение систематизированных поисково-познавательных знаний детей, становление опытно-экспериментальных действий формирует основы логического мышления, обеспечивает максимальную эффективность интеллектуального развития дошкольников и их полноценную готовность к обучению в школе.

Слайд 4

Формы работы опытно – экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Слайд 5

Структура детского экспериментирования

Постановка проблемы, которую необходимо разрешить; - целеполагание (что нужно сделать для решения проблемы); - выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения); - проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях); - анализ полученного результата (подтвердилось - не подтвердилось); - формулирование выводов.

Слайд 6

Основным оборудованием в уголке экспериментирования являются:

приборы-помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты; разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика); природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья и др.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки и др.; технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвоздики и др.;

Слайд 7

разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.; красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски и др.); медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.; прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито и др. При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования: безопасность для жизни и здоровья детей; достаточность; доступность.

Слайд 8

Использование мнемосимволов в составлении описательного рассказа о свойствах воды

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Вода нужна всем Растениям Рыбам Насекомым Птицам зверям Человеку

Слайд 13

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику моей педагогической работы по теме: "Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности".

Слайд 14

К старшему дошкольному возрасту заметно нарастают возможности познавательной активности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности. Такая активность обеспечивает продуктивные формы мышления. При этом главным фактором выступает характер деятельности. Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, определяющийся видом деятельности, в которой знания приобретались.

Слайд 15

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные впечатления, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать ее правоту, определять причины неудачи опытно-экспериментальной деятельности, делать элементарные выводы.

Слайд 17

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар для педагогов «Экспериментирование – одна из форм развития познавательно-исследовательской деятельности воспитанников» Подготовил: ст. воспитатель Недохлебова О.А.

Цель познавательно-исследовательской деятельности в детском саду Сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления

ФГОС Образовательная область «Познавательное развитие» Формы развития познавательно-исследовательской деятельности Экспериментирование; Исследование; Коллекционирование; Проектирование.

ФГОС ДОО Интегративное качество «Любознательный, активный» Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Китайская пословица гласит: « Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!» Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам!!!

Основные характеристики детского экспериментирования: Слово «эксперимент» происходит от греческого слова « ехреriтепtum », что переводится как «проба, опыт». Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития дошкольников. Формы экспериментирования – (познавательная, продуктивная). В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направлено на получение: Новые сведения, новые знания (познавательная форма); На получение продуктов творчества (продуктивная форма).

Структура детского экспериментирования ЦЕЛЬ: развитие умений ребёнка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира. ЗАДАЧИ: 1. развитие мыслительных процессов; 2. развитие мыслительных операций; 3. освоение методов познания; 4. развитие причинно-следственных связей и отношений. СОДЕРЖАНИЕ: информация об объектах и явлениях, предметах. МОТИВ: познавательные потребности, познавательный интерес. СРЕДСТВА: язык, речь, поисковые действия. ФОРМЫ: элементарно-поисковая деятельность, опыты, эксперименты. УСЛОВИЯ: постепенное усложнение, организация условий, использование проблемных ситуаций. РЕЗУЛЬТАТ: опыт самостоятельной деятельности, исследовательской работы, новые знания и умения.

Решение задач можно осуществлять в 2 вариантах: дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания; дети вначале предсказывают вариант, а затем проверю, правильно ли они мыслили. Продолжительность эксперимента определяется многими факторами: Особенностями изучаемого явления, Наличием свободного времени, Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности. Если дети устали, занятие прекращаем заранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, ее можно продолжить сверх запланированного времени.

Экспериментальная деятельность с детьми организовывается по пяти взаимосвязанным направлениям: “Живая природа” (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.). “Неживая природа” (воздух, вода, почва и др.). “Физические явления” (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот и др.). “Человек” (функционирование организма и др.). “Рукотворный мир” (материалы и их свойства).

Последовательность детского экспериментирования

« Пустая голова не рассуждает: чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать….» П.П. Блонский «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.» К.Е.Тимирязев Спасибо за внимание к экспериментальной деятельности! Творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ТЕМА «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ В ДЕТСКОМ САДУ».

Цели использования экспериментирования в работе с детьми:Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенкадошкольного возраста средствами физического эксперимента.Развитие наб...

Адаптационные процессы охватывают три стороны: ребенка, его родителей и педагогов. От того, насколько каждый готов пережить адаптацию, зависит конечный результат - спокойный ребенок, с удовольствием п...