Формула девяти: правила, по которым живут успешные люди. Формула успешного экологического воспитания Работа с понятием «успех», «успешный человек»

Как перестать проваливать дедлайны и прокрастинировать, научиться принимать важные решения и полюбить себя с помощью математики? T&P узнали ответ у автора недавно вышедшей в России книги «Думай как математик» и популярного курса на Coursera «Learning How to Learn» Барбары Оакли, доктора технических наук, инженера-консультанта и исследователя стволовых клеток мозга.

Если вы сильны в математике, вас намного сложнее одурачить

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи. Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики. Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете

Талантливые люди тоже сталкиваются с множеством вызовов: в детстве их обижают одноклассники, они начинают подавлять свои способности и ищут проблемы там, где их на самом деле нет. Талантливые люди гораздо чаще впадают в прокрастинацию, потому что в юности этот подход был действенным и, став взрослыми, они просто не могут перестроиться. Студенты постоянно соревнуются с более одаренными однокурсниками и пытаются их догнать, в результате они сильно ограничивают себя во времени, которое можно потратить на усвоение материала, и еще больше отстают. Нужно принять себя и свои особенности. Если вы чувствуете, что зашли в тупик, лучше спросите совета у компетентных людей. Перед этим попробуйте решить задачу самостоятельно, тогда вы лучше воспримете объяснения другого человека. В университете я злилась на своих преподавателей за то, что ничего не понимаю, хотя мне нужно было сделать всего лишь несколько самостоятельных шагов.

Я уверена, что глупые люди существуют! Я точно это знаю, потому что и сама время от времени бывала глупой. Все люди разные: некоторые студенты знакомятся с полезными техниками обучения и все равно предпочитают не использовать их. Это не значит, что они глупы, но мне жаль их, потому что они часто обманывают себя насчет того, на что они действительно способны. Нобелевский лауреат Ричард Фейнман любил рассказывать о своем IQ, равном 125, чтобы доказать, что успехи не зависят лишь от врожденной гениальности. Он достиг успеха именно с помощью упорных занятий физикой и математикой в течение многих лет.

Перестроить работу своего мозга не так сложно, как кажется

Мы мыслим в двух разных режимах: сфокусированном и рассеянном. Существует гипотеза, что это связано с тем, что позвоночным приходилось решать две важнейшие задачи одновременно: следить за передвижением врагов (рассеянный режим) и искать пищу (сосредоточенный режим). Если каждое из полушарий нацелено на определенный тип восприятия, шансы на выживание повышаются.

У людей левое полушарие связано со сфокусированным вниманием и специализируется на логическом мышлении; правое отвечает за обработку эмоций, рассеянное внимание и социальные коммуникации. Невозможно получить широкое представление об устройстве мира без участия правого полушария. Для успешного изучения наук и искусств необходимо чередование двух типов мышления. Все известные в истории науки озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны именно с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы. Представления о том, что у одних людей доминирует правое полушарие, а у других - левое, ошибочны. Мозг очень сложно устроен. Мы обманываем себя, когда пытаемся упростить его работу. Чудесная книга Майкла Андерсона «After Phrenology» («По стопам френологии») очень доходчиво объясняет читателю, почему модульный подход к пониманию работы мозга проблематичен.

Я не могу поверить в то, что студенты проводят около 16 лет в учебных заведениях, прежде чем получить степень бакалавра, но при этом у них нет ни одного курса по эффективному обучению. С другой стороны, курс по эффективному обучению в традиционной образовательной системе будет выглядеть примерно так: три недели будет затрачено на историю образования, еще три - на различные педагогические теории, еще три - на курс лекций о том, как учатся маленькие дети. Может быть, только в последние одну-две недели студенты смогут получить немного практических навыков. Так как большинство преподавателей не знакомы с неврологией, они не смогут ничего рассказать о таких жизненно важных вещах, как сфокусированный и рассеянный режим мышления или болевые центры мозга, которые заставляют нас прокрастинировать. Я думаю, современным студентам очень повезло, что у них есть доступ к таким книгам, как «Думай как математик», и таким курсам, как «Learning How to Learn» на Coursera. Информация, которая там дается, будет полезна для любого человека, который чему-то учится. Было бы здорово, если бы все эти подходы естественным образом встраивались в школьное и университетское образование. К счастью, это уже начинает происходить.

Все озарения, будто нашептанные кем-то свыше, связаны с включением рассеянного режима мышления после долгого периода сосредоточенной работы

Изменять университетские подходы к обучению - это все равно что переносить кладбище в другое место. Мы не можем ожидать этого от самих мертвецов. Я уверена, что университеты смогут измениться только в результате давления извне. Вот почему подрывная технология массового онлайн-обучения так важна. Это относится и к моему курсу «Learning How to Learn», отчасти дублирующему содержание книги «Думай как математик». Это самый популярный курс в мире, на него уже записались свыше миллиона слушателей только за последний год. И на то есть причина: он содержит мощные, полезные и эффективные идеи, подтвержденные научно. Так что теперь все перемены зависят от самих людей.

Многим студентам до сих неизвестно, что заметки на полях эффективнее простого подчеркивания в учебнике, а простое перечитывание не может заменить извлечения данных из памяти. Постоянное перечитывание конспектов или учебника дает иллюзию компетенции, хотя, если вы закроете книгу или тетрадь, вы поймете, что в вашем сознании ничего не осталось. Вместо этого регулярно проверяйте себя и воспроизводите в уме изученный материал.

Важно пояснить, что в школе дети необязательно учатся «неправильно». Другое дело, что одни методы обучения более эффективны, чем другие, а специализированные курсы помогают с ними познакомиться. Все люди отличаются друг от друга, главное - самостоятельно интегрировать эти подходы в свою собственную жизнь. Первый и самый важный шаг - просто перестать прокрастинировать, чтобы снизить уровень стресса, повысить эффективность обучения и освободить много времени для веселья и расслабления. Мы прокрастинируем, когда нам неприятно чем-то заниматься. Если вы боитесь математики, то сама мысль о ней для вас болезненна. Если вам необходимо приступить к занятиям математикой, болевые центры в вашем мозге активизируются. Здесь важно уточнить, что после того, как вы начинаете заниматься, боль исчезает. Нужно вводить изменения постепенно. Если ваша главная проблема - прокрастинация, испытайте на себе «метод помидора»: включите таймер на 25 минут и сосредоточенно работайте. Это поможет вам сфокусировать свое внимание на короткий промежуток времени. В это время нельзя проверять социальные сети, говорить по телефону и искать что-то в интернете. Секрет в том, что 25 минут - короткий промежуток времени, поэтому вы можете утешать себя тем, что скоро все закончится и вы сможете немного отдохнуть. Этот способ полезно подкреплять списками ключевых задач на день (5–10 пунктов) и на неделю (до 20 пунктов), чтобы отслеживать свой прогресс и не пропускать важные дела. Не забывайте «съедать лягушек поутру», то есть выполняйте самую важную и неприятную работу в начале дня. С изучением математики и естественных наук связано понятие, которое называется «эффект установки». Он связан с моментами, когда первоначальная идея или мысль препятствует поиску лучшей идеи или решения. Очень часто этот первоначальный импульс приводит к неправильному результату. Когда вы долго бьетесь над заданием, именно этот барьер в вашем мышлении мешает вам найти верное решение. Я сама регулярно использую описанные в книге методы - например, постоянно пользуюсь «принципом помидора». Также, когда я читаю научную литературу, я постоянно отвожу взгляд и проверяю, что я могу вспомнить. Я думаю, что эти методы могут помочь и в изучении сложных абстрактных понятий, например философии.

Так часто оно звучало в этом году не только в нашем эфире, но и из уст известных политиков, экономистов, деятелей шоу-бизнеса. У людей, хорошо подкованных в экологических вопросах, при упоминании фразы «глобальное потепление», наверняка, возникает совершенно определенная ассоциативная цепочка: выбросы парниковых газов, загрязняющие воздух газы автомобилей и промышленных предприятий, чрезмерный расход энергии, низкий уровень освоения альтернативных источников энергии и так далее.

Наш журнал «Человек и природа» на протяжении последних лет пытается вас информировать о том, что происходит в мире экологии. Но, как говорят специалисты, для того, чтобы стать экологически сознательным человеком, обучаться бережному отношению к природе нужно с самого юного возраста, если не с пеленок. Во всех немецких школах проводятся обязательные занятия по экологии. Но не стоит думать, что к этому предмету немецкие ученики относятся с особым энтузиазмом. Для того, чтобы заинтересовать их этим достаточно специфическим уроком, педагоги идут на самые разные уловки. Примерно в 40 процентах всех школ Германии учителя проводят уроки экологии на открытом воздухе. О важности экологического воспитания рассказывает директор немецкой секции международной природоохранной организации IFAW Ральф Зоннтаг:

«Я считаю, что экологическое образование является очень важным фактором воспитания современного человека. И начать этим заниматься нужно как можно раньше. Еще в школе. Кроме того, сами родители могут внести большой вклад в процесс формирования экологической культуры в своем ребенке, если они с малолетнего возраста будут объяснять ему, почему нельзя бросать мусор на улицу или почему лучше перемещаться по городу на общественном транспорте или на велосипеде. Даже если родители будут просто гулять со своими детьми по лесу и рассказывать им, как устроена природа и насколько она красива, уже это поможет привить им бережное отношение к природе».

Как объяснить ученику младших классов, что энергию нужно экономить? Учителя одной из школ в Мангейме прибегают для этого к весьма простому методу. Они просят учеников следить за тем, чтобы, например, помещения проветривались только при выключенных батареях. Кроме того, на крышах некоторых школ установлены солнечные батареи, которые служат дополнительным источником энергии. По телевидению в утренние часы идут просветительские программы, в которых объясняется смысл сортировки муса и ресайклинга. Все это и является формулой успешного экологического воспитания. Но и это еще не все. Рассказывает сотрудник крупнейшей немецкой экологической организации BUND Рюдигер Розенталь:

«Экологическое образование играет решающую роль в формировании экологического сознания людей. То, что в Германии люди так трепетно относятся к состоянию их окружающей среды, связано и с историческим течением событий. В 70-ых годах экологи начали обращать внимание общественности на сильное загрязнение воздуха в Рурской области, в которой очень сильно развито промышленное производство. Уже тогда правительство вынесло решение об очистке воздуха и обязательной установке фильтров на промышленных предприятиях. В начале 80-ых в Германии произошло еще одно неприятное событие: под угрозой гибели оказались леса. А в 86-м году произошел взрыв на Чернобыльской АЭС, который также сыграл решающую в роль в изменении отношения немцев к экологии в целом. Люди задумались о той опасности, которую скрывает в себе атомная энергетика. После этого в Германии заговорили об альтернативной энергетике. Больших успехов на этом поприще добилась партия «Союз 90/Зеленые». Они сумели популяризовать „зеленые» настроения в немецком обществе и транслировать их в политические решения».

В прошлом году под эгидой ООН прошли многочисленные мероприятия, направленные на развитие экологического образования в Европе. Рассчитаны они были на людей всех поколений. Например, людям пожилого возраста предлагалось пройти курс специального обучения на экологов-консультантов. А женщины-домохозяйки учились выявлять из широкого сортимента в супермаркетах экологически чистые продукты. Ведь экология – это еще и здоровый образ жизни.

Спасибо всем, кто пользуется нашим сервисом. Мы внимательно читаем ваши сообщения и по мере наших возможностей пытаемся отвечать на ваши вопросы. Итак, продолжаем нашу программу. В первой половине передачи мы пытались узнать, какое значение экологическому воспитанию придают в Германии. Сейчас настало время посмотреть на то, что происходит в этой связи в России. Моя коллега Наталья Нестеренко побывала на уроке экологии в Гатчине, что в Ленинградской области. И вот ее репортаж.

Для прослушивания этого репортажа скачайте аудиофайл программы «Человек и природа» по ссылке внизу.

Через неделю, в первый день 2007 года, мы вместе с немецкими и российскими экологами попытаемся подвести итоги уходящего года. С наступающим вас праздником! Свежего воздуха вам! И не будьте равнодушными к тому, что вас окружает. До встречи в новом году!

Я уже давно изучаю особенности человеческого мышления. Сейчас я работаю над книгой «Mindshift: How Ordinary and Extraordinary People Have Transformed Their Lives Through Learning - And You Can Too» («Смена мышления: как обучение изменило жизнь обычных и необычных людей - и вашу оно тоже изменит»). Она посвящена удивительным историям о людях, которые изменили свою жизнь и карьеру с помощью новых подходов к обучению.

Есть множество способов преодолеть страх перед естественными и точными науками. Выдающиеся ученые и гениальные умы, как правило, рано овладевают эффективными техниками обучения, потому что они начинают тренироваться практически с младенчества. На самом деле этими техниками обучения может овладеть любой человек в любом возрасте. Если бы раньше я не изучала иностранный язык, я бы и не подумала, что существуют специально структурированные практические приемы.

Когда вы идете в спортзал, вы занимаетесь на тренажерах, чтобы развить мускулатуру. Вы не думаете, что сможете накачать шикарный пресс, каждый день сидя на тротуаре. К математике можно применить тот же принцип. Она помогает развить невидимые мыслительные «мышцы», которые могут пригодиться вам в самых неожиданных областях. Например, если мне нужно нанять управляющего в магазин или разработать онлайн-курс, я скорее отдам предпочтение кандидату с развитым аналитическим мышлением. Мир меняется, и способность справляться с техническими и математическими вызовами становится все более важной.

Знание естественных наук предостерегает людей от «магического мышления»

Математика и другие науки могут помочь вам принять важное решение, которое повлияет на вашу жизнь; они же помогут вам справляться с повседневными трудностями. Знания в области математики и естественных наук предостерегают людей от «магического мышления». Когда дело касается зарплаты, иногда мне кажется, что деньги просто так возникнут из воздуха, и я получу все, что хочу, не прикладывая никаких усилий. Но этого не происходит. Деньги также не появятся в государственном бюджете магическим образом, хотя, конечно, государство часто заставляет нас верить в обратное. Естественно-научный бэкграунд просто делает нас умнее и позволяет отстраненно наблюдать за вещами. Например, мы все знаем, как важна хорошая экология, и понимаем, что нам стоит бороться за то, чтобы мир стал чистым и зеленым. Однако некоторые экологические инициативы, например электронные автомобили, на самом деле вредны для окружающей среды. Попросту говоря, людей, у которых нет никаких математических и естественно-научных знаний, намного проще одурачить, потому что они не умеют скептически смотреть на вещи.

Математики любят преподавать абстрактную математику, которая кажется оторванной от реальности, но на самом деле помогает овладеть навыками, которые можно легко перенести в разные сферы профессиональной деятельности. Изучать математику применительно к одной области, например бухгалтерскому делу, неэффективно, потому что это ограничивает гибкость вашего мышления и мешает применить новые знания и навыки в ином контексте. Это все равно что отказываться учить иностранный язык - тогда вы искусственным образом навсегда ограничиваете свое мышление в рамках одного языка. Если вы боитесь уравнений и формул и не знаете, как применить к ним воображение, попробуйте воспринимать их как стихи. Уравнения - это лишь набор закодированных понятий; в них, как и в поэзии, присутствует глубинный смысл. Эйнштейн смог описать фотон с помощью воображения, а не с помощью математики. Известно, что в математике он был не так уж силен и часто обращался за помощью к другим математикам, чтобы продолжить исследования. Зато фантазии ему было не занимать: он представлял себя летящим фотоном и думал о том, как его воспримет другой фотон. Воображение людей развито намного сильнее, чем они думают. Если вам кажется, что это не про вас, то подумайте вот о чем: если вам хватает воображения на то, чтобы любить и воспитывать своего ребенка, то вам хватит воображения и для того, чтобы создать чудесный новый мир.

Есть множество книг, которые помогут вам понять математику. Мои любимые - это «Простые вычисления» («Calculus Made Easy») Сильвануса Томпсона, «The World According to Wavelets: The Story of a Mathematical Technique in the Making» («Преобразование мира через вейвлеты: история развития математических методов») Барбары Берк Хаббард и трехтомное издание лекций по физике Ричарда Фейнмана. Все эти работы помогают познакомиться с математикой с разных сторон и объясняют, как она связана с реальностью.

Ваши успехи никак не связаны со степенью вашей гениальности

Я решила получить диплом инженера только в 26 лет. Это вызвало во мне много ненависти и доставило множество страданий в мой первый год; обнадеживали меня лишь редкие озарения. До того как я почувствовала, что «могу это сделать», прошло примерно полтора года. До этого я изучала русский язык, получила стипендию от службы вневойсковой подготовки офицеров запаса и степень бакалавра по славянским языкам и литературе. У меня был шанс стать экспертом в войсках связи, но я терпеть не могла математику и боялась ее.

Если вы тоже боитесь математики и естественных наук, вам следует знать, что ваш мозг постоянно выполняет сложные расчеты, просто вы об этом не подозреваете. Благодаря этому вы можете ловить мяч и объезжать дорожные ямы на автомобиле. Мы решаем уравнения и производим сложные расчеты бессознательно и не подозреваем, что решение нам уже известно, потому что у всех нас есть способности к математике и естественным наукам. Нам кажется, что математика более сложна, чем гуманитарные науки, лишь потому, что она закодирована в формулы и абстрактные понятия.

Я считаю, что существуют тысячи «правильных» способов обучения детей, поэтому не тяготею ни к какой конкретной школе или системе. Мы слишком часто подчеркиваем, что дети должны подходить к процессу обучения со страстью, хотя на самом деле процесс познания сам по себе должен пробуждать в них страсть. Образование должно культивировать в учениках креативность, любознательность и стремление к открытиям. Однако креативность должна быть подкреплена уверенными знаниями в определенном предмете. Если у вас в сознании нет обширного набора фактов, вряд ли вы сможете совершить творческое открытие. Хотя дети учатся в одной и той же школе в течение многих лет, их достижения не выравниваются, потому что успехи людей сильно зависят от их социального окружения и биологической предрасположенности. Но в действительности настойчивость значит гораздо больше, чем интеллект. Многие «середнячки» пошли намного дальше, чем очень одаренные люди.

Каждый человек в своей жизни стремится достичь определённых целей, которые ставит перед собой. Достижение успеха для человека – важное условие обретения счастья. Но у каждого своё понимание успеха и собственные способы его достижения. Сегодня мы постараемся понять: что же нужно знать каждому, чтобы добиться успеха в жизни. Тема нашего занятия: «Формула успеха».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формула успеха.

Цели классного часа:

  1. воспитательные - формировать чувство ответственности за свою судьбу, бережное отношение к своему здоровью.
  2. практические - развить коммуникативные умения и навыки, умение анализировать, делать выводы.
  3. Формирование нравственных качеств.

Оборудование: мультимедийный пректор, карточки: ароматизаторы и пищевые добавки, список ценностей, маркер, призентация.

Ход занятия.

Сл.1

Каждый человек в своей жизни стремится достичь определённых целей, которые ставит перед собой. Достижение успеха для человека - важное условие обретения счастья. Но у каждого своё понимание успеха и собственные способы его достижения. Сегодня мы постараемся понять: что же нужно знать каждому, чтобы добиться успеха в жизни. Тема нашего занятия: «Формула успеха».

Начать мне хотелось бы со слов Маршака:

Мы знаем: время растяжимо.

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его.

У каждого человека в процессе жизни складываются свои ценности.

Я хотела бы знать какие жизненные ценности, лично для вас, являются важными, значимыми?

(ответы учащихся)

У каждого свой взгляд на вещи, он зависит от многого: воспитания, увлечений, друзей и многого другого. Возможно кто-то изменит свою точку зрения после нашего занятия.

О некоторых ценностях мы поговорим поподробнее.

Сл. 2

Здоровье человека - важнейшая жизненная ценность. Каждый из нас имеет полное право быть физически здоровой и гармонично развитой личностью.

Условием этого, несомненно, является здоровый образ жизни. Мы поговорим с Вами о проблемах, которые несовместимы с понятием "здоровье".

А какой смысл в понятие «здоровье» вкладываете вы?

Правила здорового образа жизни: сл. 3

1. Правильное питание;

2. Сон;

3. Активная деятельность и активный отдых;

4. Вредные привычки.

Остановимся на каждом пункте отдельно.

Сл. 4 1. Правильное питание—основа здорового образа .

Снижается заболеваемость учащихся, улучшается психологическое состояние детей, поднимается настроение, а самое главное — повышается работоспособность и интерес к учебной деятельности.

Сл. 5-6 Очень вредны: кока-кола, чипсы, сл. 7 Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя».

Запрещенные - Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152.
Опасные - Е102, Е110, Е120, Е124, Е127.
Подозрительные - Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477.
Ракообразующие - Е131, Е210-217, Е240, Е330.
Вызывающие расстройство кишечника - Е221-226.
Вредные для кожи - Е230-232, Е239.
Вызывающие нарушение давления - Е250, Е251.
Провоцирующие появление сыпи - Е311, Е312.
Повышающие холестерин - Е320, Е321.
Вызывающие расстройство желудка - Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

(распечатать и раздать детям)

Вы хотите чипсов и сухариков, приготовленных на дешевых гидрогенизированных жирах, притрушенных огромным количеством химикатов под названием «пищевые добавки» и содержащих огромные количества канцерогена-акриламида?..

Какие ещё продукты вредны?

Мы поговорили с вами о неправильном питании, а теперь назовем продукты, которые полезно есть, чтобы оставаться здоровым: фрукты, овощи, рыбу, бобовые и т. д.

Слайд 8

Салат, укроп, петрушка.

Зелень - хорошая профилактика инфаркта, улучшает водный баланс, благотворно влияет при малокровии, авитаминозе.

Слайд 9

Сельдерей.

Древние греки и римляне не обходились без него ни в будни, ни в праздники. Высокие пищевые и целебные достоинства этого растения определяют более чем сорок вкусовых, витаминных и биологически активных веществ. Исследования американских ученых показали, что корни этого растения - идеальное средство для снижения артериального давления.

Слайд 10

Топинамбур.

В клубнях этого растения витаминов С и В вдвое, а солей железа втрое больше, чем в картофельных.

Особенно полезно это растение для больных диабетом, страдающих малокровием, нарушениями обмена веществ и желудочными заболеваниями.

Слайд 11

Морковь

Употребление этого овоща очень полезно для зрения и для профилактики раковых заболеваний.

Капуста

Этот овощ улучшает обмен холестерина и является сильным антиаллергеном.

Свекла

А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Наличие йода в этом корнеплоде делает ее ценным для профилактики заболевания щитовидной железы и укрепления иммунитета. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.

Слайд 12

Баклажаны

Этот овощ малокалориен, зато в нем много фолиевой кислоты, а это значит, что он ускоряет вывод из организма холестерина, избытка воды и поваренной соли, усиливает способность инсулина понижать уровень сахара и способствует процессу образования эритроцитов в крови.

Слайд 13

Яблоки

Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.

Груши

Повышают прочность капиллярных сосудов, оказывают противосклеротическое действие, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.

Слайд 14

Вишня, черешня

Общеукрепляющие фрукты, полезные при малокровии.

Малина

Улучшает пищеварение при атеросклерозе и гипертонической болезни.

Черная смородина

Богата общеукрепляющим витамином С.

Сл. 15

Для здоровья человека очень важен крепкий, здоровый сон.

2. Сон очень положительно влияет на организм человека. Много споров вокруг того, сколько же надо спать человеку? Раньше утверждалось, что ребенок - 10-12 часов, подросток - 9-10 часов, взрослый - 8 часов. Сейчас многие приходят к мнению, что это все индивидуально, некоторым нужно побольше, некоторым поменьше. Но главное - человек не должен чувствовать усталость после сна и быть бодрым весь день.

Слайд 16

Я начинаю пословицу, а вы заканчиваете.

Пословицы:

1. От хорошего сна … Молодеешь

2. Сон - лучшее … Лекарство

3. Выспишься - … Помолодеешь

4. Выспался - будто вновь… Родился

Слайд 17-21

3. Активная деятельность и активный отдых.

Статистика: сидячий образ жизни - это одна из ведущих 10-и причин смерти и инвалидности во всем мире. Дефицит физической активности - это причина 2-х миллионов смертей в год. Менее 30% молодежи ведет активный образ жизни, достаточный для того, чтобы в будущем сохранить свое здоровье.

Слайд 22

4. Вредные привычки.

Слайд 23-25

КУРЕНИ АЛКОГОЛИЗМ , хроническое заболевание, обусловленное систематическим употреблением спиртных напитков. Проявляется физической и психической зависимостью от алкоголя, психической и социальной деградацией, патологией внутренних органов, обмена веществ, центральной и периферической нервной системы. Нередко возникают алкогольные психозы.

Слайд 26-27

НАРКОМАНИЯ

Официальная статистика в отношении наркомании очень тревожна.

В течение последних 6 лет распространенность наркомании среди подростков увеличилась в 10 раз.

слайд 28

Основные вредные факторы, действующие на человека за компьютером :

  1. сидячее положение в течение длительного времени;
  2. воздействие электромагнитного излучения монитора;
  3. перегрузка суставов кистей;
  4. стресс при потере информации.

Слайд 29

Сидячее положение .
Казалось бы, за компьютером человек сидит в расслабленной позе, однако она является для организма вынужденной и неприятной: напряжены шея, мышцы головы, руки и плечи, отсюда
остеохондроз , а у детей - сколиоз. У тех, кто много сидит, между сиденьем стула и телом образуется тепловой компресс, что ведет к застою крови в тазовых органах, как следствие - простатит и геморрой , болезни, лечение которых - процесс длительный и малоприятный. Кроме того, малоподвижный образ жизни часто приводит к ожирению .

Слайд 30

Электромагнитное излучение .
Современные мониторы стали безопаснее для здоровья, но еще не полностью. А если на Вашем столе совсем старенький монитор, лучше держитесь от него подальше.

Воздействие на зрение .
Глаза регистрируют самую мелкую вибрацию текста или картинки, а тем более мерцание экрана. Перегрузка глаз приводит к потере остроты
зрения . Плохо сказываются на зрении неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых Вами программах, неправильное расположение экрана.

Слайд 31

Перегрузка суставов кистей рук .
Нервные окончания подушечек пальцев как бы разбиваются от постоянных ударов по клавишам, возникают онемение, слабость, в подушечках бегают мурашки. Это может привести к повреждению суставного и связочного аппарата кисти, а в дальнейшем
заболевания кисти могут стать хроническими.

Слайд 32

Стресс при потере информации .
Далеко не все пользователи регулярно делают
резервные копии своей информации. А ведь и вирусы не дремлют, и винчестеры лучших фирм, бывает, ломаются, и самый опытный программист может иногда нажать не ту кнопку... В результате такого стресса случались и инфаркты.
Слайд 33

Желаю вам:

  1. Никогда не болеть;
  2. Правильно питаться;
  3. Быть бодрыми;
  4. Вершить добрые дела.

В общем, вести здоровый образ жизни!

Сл. 34

Семья. Следующее - что важно для каждого, это - семья.

Дом, это там, куда готов

Ты возвращаться вновь и вновь

Радостным, добрым, нежным и злым

Еле живым…

Сл. 35

Дом - это там, где нас поймут,

Там, надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом -

Это твой дом.

Что же такое - семья? (ответы)

Можно ответить - мама, папа, бабушка, и т.д. Но может быть это что-то более объёмное и глубокое. Сл. 36

Понимание

Забота

Участие

Радость

Это любящие и добрые сердца

Традиции и т.д.

Семья - это ещё… сл.37

Не малую роль в семьях играют традиции - это то, что передается из поколения в поколение. Все семьи разные и семейные традиции тоже. Вы же должны хранить эти традиции, приумножать их в своей будущей семье.

Может быть в вашей семье тоже есть традиции? (ответы)

Еще в старину о доме и семье говорили с большим уважением. Наверное, поэтому семьи на Руси были большие и дружные. Подтверждением тому являются пословицы и поговорки. Например, «Не красна изба углами, а красна пирогами», «Где родился, там и пригодился»,

Сл.38

  1. Не нужен клад, когда в семье лад.
  2. Дом вести - не бородой трясти.
  3. В гостях хорошо, дома лучше.
  4. Когда вся семья вместе, то и душе на месте.
  5. В родной семье и каша гуще.
  6. Каково на дому, таково и самому.
  7. Не красна изба углами, а красна пирогами.
  8. Согласную семью и горе не берёт.
  9. В семье любовь да совет, так и нужды нет.
  10. Дружная семья и землю в золото превращает.
  11. Дети не в тягость, а в радость.

Не покидай родительского дома,

Обидев мать и не обняв отца.

Не оскверни любви своей к родному,

Не покрывайся оспинками лжи,

Всегда храни святую верность дому,

Родительской любовью дорожи. С. Островой

Любили тебя без особых причин:

За то, что ты - внук,

За то, что ты - сын,

За то, что малыш,

За то, что растёшь,

За то, что на маму и папу похож…

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

В. Берестов

Думаю, вы всегда будете бережно относиться к своей семье и своим близким людям, заботливо и уважительно.

Следующее о чём мы поговорим - это дружба, друзья. Это тоже важная, неотъемлемая часть жизни каждого человека.

Дружба.

В словаре Даля дружба определяется так: взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их: в добром смысле - бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении; в дурном - тесная связь, основанная на взаимных выгодах.

Для чего нужны друзья? (ответы)

Кто из вас может сказать, что у него есть настоящий друг?

Хочу показать вам небольшую презентацию о дружбе, чтоб вы немного отдохнули и улыбнулись.

Показ презентации.

Общение.

Сл.39 Говорят, что встречают по одежке, провожают по уму. А откуда узнают об уме? Конечно, из речи человека, из того, что он и как говорит. Следующая человеческая ценность - общение. Характеризует человека его словарь, т.е. сколько слов он знает - мало или много. (Просмотр отрывка из художественного фильма «Двенадцать стульев») Так, писатели И.Ильф и Е.Петров в романе «Двенадцать стульев», решив создать образ примитивной мещаночки Эллочки Щукиной, прежде всего рассказали о ее словаре. Она легко и свободно обходилась тридцатью словами. Образ Эллочки - Людоедочки стал символом крайне примитивного человека, и способствовал этому главным образом один признак - ее лексикон. слайд 40

Давайте прочитаем какими словами обходилась Эллочка.

Слайд 41-45

По - настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо. Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми других и способен хоть на время забыть о себе и своих интересах, дарить людям душевное тепло и добрые слова! Знать это, всегда помнить об этом и следовать путями доброты - очень и очень важно.

Несколько правил поведения и общения помогут вам находить общий язык с окружающими людьми. Слайд46-49

Итог.

Мы поговорили всего лишь о нескольких из многих ценностей человека.

Перед вами наиболее распространённые ценности:

Здоровье

Семья

Друзья

Родина

Деньги

Общение

Любовь

Увлечения

Жизнь

Работа

Вам нужно выбрать 5 наиболее значимых лично для вас ценностей.

(Напротив выбранного слова каждый ставит крестик. По количеству крестиков определяется рейтинг ценностей. Воспитатель обобщает результат).

Что на занятии было интересно?

Повлияло ли занятие на выбор ценностей?

Чем можно дополнить список ценностей, а что исключить?

Хочу чтоб вы всегда помнили о неизменных, вечных ценностях, стремились к ним и возможно вы выведете свою формулу успеха.

Спасибо за работу.


Личный пример, как известно, заразителен.

А если это пример людей, оставивших след в истории, тех, кого мы называем «великими»?

О, к такому примеру следовало бы присмотреться особенно внимательно. Ведь кроме несомненного таланта, эти люди обладали собственной формулой успеха.

Вот, например, величайших из умов всех времен и народов Альберт Эйнштейн не просто сформулировал принципы успеха, но и вывел его математическую формулу .

Эйнштейн сказал: «Если А – это успех, то его формула такая:

А = X + Y + Z, где

X – работа.

Z – это Ваше умение молчать»

У Эйнштейна, без сомнения, было отличное чувство юмора. Давайте посмотрим на три переменные в этом уравнении.

1. Работа. Альберт Эйнштейн был настоящим трудоголиком, который дал обществу и современной науке гораздо больше, чем любой другой человек в последнее время.

2. Игра. Эйнштейн, однако, не работал по 24 часа в сутки и всегда находил время для развлечения и отдыха.

3. Умение молчать. Эта часть его формулы успеха заключается в умении держать язык за зубами.

И действительно, немногословный человек способен несколькими фразами выразить максимум информации и сказать ими гораздо больше, чем иной говорун.

Уинстон Черчилль – британский государственный и политический деятель, премьер-министр Великобритании, военный, журналист, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе, один из самых выдающихся британцев в истории по роду своей деятельности не мог быть молчуном, наоборот, он произносил зажигательные речи, но высказывался всегда емко и афористично. В свои высказывания он вкладывал свой личный опыт, выводя свою собственную формулу успеха :

«Не бойтесь будущего, – наставлял Черчилль. – Вглядывайтесь в него, не обманывайтесь на его счет, но не бойтесь. Вчера я поднялся на капитанский мостик и увидел огромные, как горы, волны и нос корабля, который уверенно их резал. И я спросил себя, почему корабль побеждает волны, хотя их так много, а он один? И понял – причина в том, что у корабля есть цель, а у волн – нет. Если у нас есть цель, мы всегда придем туда, куда хотим».

Формула успеха Уинстона Черчилля и в его следующих высказываниях:

«Любой кризис – это новые возможности».

«Успех – это наш путь от одного промаха к другому, который мы можем проделать, не вешая нос и не теряя оптимизма».

«На протяжении своей жизни каждому человеку доводится споткнуться о свой «великий шанс». К несчастью, большинство из нас просто подымается, отряхивается и идет дальше, как будто ничего и не произошло».

«Оглядываясь на пережитое, я вспоминаю рассказ об одном старике, который на смертном ложе поведал, что его жизнь была полна неприятностей, большинство из которых так и не случилось».

«Не желайте здоровья и богатства, а желайте удачи, ибо на Титанике все были богаты и здоровы, а удачливыми оказались единицы!»

«Я - оптимист. Не вижу особой пользы быть чем-то ещё».

«Успех - это еще не точка, неудача - это еще не конец: единственное, что имеет значение, - это мужество продолжать борьбу».

«Совершенствоваться – значит меняться, быть совершенным – значит меняться часто».

«Судьба человека складывается в соответствии с его устремлениями».

«Перед каждым человеком открывается своя дорога. Она может сужаться, расширяться, идти в гору или, наоборот, вести вниз. В пути нас часто ждут разочарования. Но лишь храбрость, настойчивость и упорство каждого человека помогут ему открыть свой истинный путь. Именно это и приносит настоящую радость».

«Если что-то нужно делать, то делать это нужно на все 100%».

«Люди, которые мыслят негативно и стереотипно, не могут быть успешными».

«Если хочешь что-то получить, ради этого нужно работать, искренне веря в успех своей идеи».

«Если твое сознание открыто, ты можешь учиться даже у шума ветра».

«У тебя может быть богатый и исключительный опыт, но если ты рассеян, можешь проспать прекрасную возможность увидеть что-то полезное и научиться новому. Чтобы ты ни делал, относись к своей жизни серьёзно. Таким образом ты будешь непрерывно расширять свои знания и сможешь извлечь истину даже из слабого дуновения ветерка».

И еще: если Уинстон Черчилль говорил, что «тот, кто владеет информацией, владеет миром», то Мацусите считал, что информация тянется к подходящему человеку: «Ты можешь думать, что это свойство человека, но на самом деле это информация тянется к подходящему человеку. Информация – это жизнь. Она быстро находит людей, которые признают её важность и действительно хотят ею обладать. Информация обходит тех, кто только праздно собирает данные и не может пустить их в дело. Будет использоваться информация или нет – зависит от человека».

Более развернутую программу сформулировал для себя другой выдающийся политический деятель, учёный, журналист, издатель, дипломат, просветитель, один из лидеров войны за независимость США – Бенжамин Франклин.

Своими добродетелями или слагаемыми формулы успеха он считал:

«1. ВОЗДЕРЖАНИЕ - Не есть до отвала; не пить до упаду.

2. МОЛЧАНИЕ - Говорить только то, что принесёт пользу окружающим или вам; избегать несерьёзных разговоров.

3. ПОРЯДОК - Держать все свои вещи на их местах; для каждого занятия иметь свое время.

4. РЕШИТЕЛЬНОСТЬ - Решаться выполнять то, что должно сделать; неукоснительно выполнять то, что решено.

5. БЕРЕЖЛИВОСТЬ - Тратить деньги только на то, что приносит благо мне или другим, ничего не расточать зря.

6. ТРУДОЛЮБИЕ - Не терять времени попусту; быть всегда занятым чем-либо полезным; отказываться от всех ненужных действий.

7. ИСКРЕННОСТЬ - Не причинять вредного обмана, иметь чистые и справедливые мысли; в разговоре также придерживаться этого правила.

8. СПРАВЕДЛИВОСТЬ - Не причинять никому вреда; не совершать несправедливостей и не забывать про добрые дела, которые входят в число твоих обязанностей.

9. УМЕРЕННОСТЬ - Избегать крайностей; терпимо относиться к оскорблениям и несправедливостям, насколько это уместно.

10. ЧИСТОПЛОТНОСТЬ - Быть нетерпимым к нечистоплотности тела; соблюдать опрятность в одежде и в жилище.

11. СПОКОЙСТВИЕ - Не расстраиваться по пустякам и не волноваться по поводу обычных случайностей или неизбежного.

12. ЦЕЛОМУДРИЕ - Редко предаваться сладострастию – только для здоровья или продолжения рода, никогда – для скуки, слабости или себе во вред, или во вред миру и репутации других.

13. СМИРЕННОСТЬ - Подражать Иисусу и Сократу».

Все эти качества Франклин по очереди тренировал в себе годами, и именно они помогли ему добиться значительных успехов в жизни, счастья и крепкого здоровья. Интересен и распорядок, которого он пытался придерживаться (хоть и не всегда получалось):

5:00 Встать, умыться и помолиться. Вопрос: «Что я сделаю Всемогущему Богу сегодня хорошего?»

6:00 Продумать, чем буду заниматься сегодня, и принять решения на день; продолжить текущие занятия.

7:00 Завтрак

14-17 Работа

18:00 Привести все в порядок. Ужин.

19:00 Вопрос: «Что я сделал хорошего за день?»

20:00 Музыка, развлечение или беседа

21-22 Продумать истекший день.

Еще дальше пошел американский бизнесмен, миллиардер, крупный владелец недвижимости, медиамагнат Дональд Трамп: он написал книгу «Формула успеха», где изложил принципы, позволяющие любому человеку наиболее эффективно использовать свои личные качества и добиваться максимального успеха.

Вот некоторые из 33 принципов успешного бизнеса от Дональда Трампа:

«- Не тратьте жизнь на нелюбимую работу. От увлеченности больше пользы. Чтобы всецело посвятить себя выбранному делу и преуспеть, надо по-настоящему любить его.

Высоко ставьте планку. Удивляйте окружающих. Спросите себя: «Каковы те стандарты, которые должны ассоциироваться со мной?» Определите эти стандарты и придерживайтесь их. Не мошенничайте.

Мыслите масштабами Трампа. Чем больше, тем лучше. Думать о малом, когда можно мыслить масштабно, – значит ограничивать свои возможности и лишать себя блестящих перспектив. Люди способны на великие дела, но только когда по-настоящему хотят этого. Начните с установки.

Держитесь до последнего. Проявляйте настойчивость. Большинство людей нетерпеливы и хотят быстрых результатов, но нередко разумнее бывает просто подождать. Чтобы держаться и ждать, требуется твердость, особенно когда ждать приходится долго.

Интуиция – лучший советчик. Прислушивайтесь к себе. Только Вам известно, куда Вы хотите попасть! Чтобы полагаться на свою интуицию, когда все вокруг утверждают, что ты неправ, нужна сила. В конечном итоге ответственность за принятие решений лежит на Вас. Это Ваша жизнь, Ваши деньги, Ваш бизнес и Ваш выбор.

Работайте с теми, кто Вам нравится. Это лучше, чем иметь врагов среди коллег. Подавайте пример, и к Вам потянутся именно те, кто Вам нужен. Это наилучший способ работать с людьми, которые Вам нравятся.

Где воля, там и победа. Мыслите . Пусть позитивное отношение к жизни преобладает: будьте настойчивы в своем оптимизме.

Плывите против течения. Зона комфорта может подвести Вас. Легко двигаться по наезженной колее, не отклоняясь в сторону, но путь наименьшего сопротивления может оказаться самым неудачным; иногда идти по нему, все-равно что топтаться на месте. «Если Вам вполне хватает просто комфорта и отсутствия трудностей – прекрасно, но я хочу от жизни совсем другого».

Работа как искусство. Пусть Ваша работа будет великолепной. Выполняйте работу как можно лучше и не бойтесь просить за нее тот гонорар, которого Вы заслуживаете. Создавайте такие товары, чтобы под ними не стыдно было ставить свою подпись.

Чтобы упорствовать, нужна отвага. Давление в бизнесе не ослабевает ни на минуту. «Отвага – способность работать день за днем, год за годом, не разочаровываясь, не уставая, без сожалений. Она означает настойчивость, безостановочное движение и полную самоотдачу».

Вступайте в клуб исследователей. Изучайте чудеса жизни. «Идите по самостоятельно выбранному пути, потому что он приведет Вас туда, куда Вы хотите попасть».

Все внимание мишени, а не оружию. Сосредоточьтесь на самом главном. «Сосредоточьтесь на том, что действительно важно, и постарайтесь быть лучше всех».

Но даже если мы не ставим перед собой цель стать величайшим бизнесменом, нам все равно необходим успех в той деятельности, которой мы занимаемся, и определенные ориентиры в жизни. И, так или иначе, каждый из нас выводит собственную формулу успеха . Но что можно возразить против высказываний Стефана Цвейга, которые одинаково справедливы как для политиков, ученых, миллиардеров и так и для всех тех, кто чувствует ответственность за собственную жизнь:

«Общайся с теми, от кого можно научиться чему-то хорошему. Да будет твоё общение с друзьями школой знаний, а беседа – изысканно приятным обучением: смотри на друзей, как на наставников и приправляй пользу от учения наслаждением от беседы».

«Господи, дай мне силы изменить то, что могу; терпенья – смириться с тем, что изменить не в силах, и мудрости – отличить одно от другого».

«- Это невозможно, - сказала Причина.

Это безрассудство, - заметил Опыт.

Это бесполезно! - отрезала Гордость.

Попробуй, - шепнула Мечта».

«Великое отчаяние всегда порождает великую силу!»

А у вас есть собственная формула успеха?

(Источники:http://www.cecsi.ru/coach/success_secrets.html, http://meditative.livejournal.com/296547.html)