Теоретические основы сплоченности коллектива на предприятии. Сплочение коллектива Рекомендации по сплочению коллектива в организации

Учебные цели:

Раскрыть сущность сплоченности коллектива;

Осветить характеристики сплоченных коллективов;

Продемонстрировать характеристики группового мышления и группового давления;

Осветить условия формирования сплоченной группы;

Охарактеризовать стадии формирования сплоченной группы;

Определить факторы групповой сплоченности;

Раскрыть методику определения групповой сплоченности;

Осветить социальные роли и отношения в коллективе;

Раскрыть особенности коллективного творчества

41 Сплоченность коллектива: сущность, стадии

Возможности коллектива как сплоченной группы в обеспечении эффективности трудовой деятельности достаточно большие. При решении большинства задач, особенно сложных, решение которых требует разнообразных знаний, нави ичок и участия многих людей, результаты коллективной деятельности намного превосходят простую сумму индивидуальных достижений. Группа более продуктивна также в разработке наиболее плодотворных и обоснованных идет и, всесторонней оценке тех или иных проектов, хотя при принятии решений она и бывает подвержена повышенному риску. Это проявляется в том, что группа принимает более рискованные решения, чем решение ее отдельных членов, принимающих их самостоятельно, на свой страх и риск. Ученые объясняют этот феномен по-разномуому:

Конформистским давлением, выражается в том, что отдельные члены группы не осмеливаются высказывать свои взгляды, расходящиеся с уже изложенными мыслями (особенно позициями групповых лидеров и бил льшости), а также их критиковать

Чувством переоценки, завышением своих возможностей, развивающейся при интенсивном групповом общении (завышенное чувство"мы", ослабляет восприятие риска);

Взаимным"заражением смелостью"Этот эффект возникает в групповых коммуникациях;

Притуплением чувствительности к опасностям и оговорок в результате предварительного группового опыта. Существование коллективов является более устойчивым, чем положение отдельных работников. К тому же, групповые неудачи, как п правило, менее заметны и не воспринимаются так остро, как индивидуальныеі;

Широким распространением мнения (чаще ложной), будто при групповых решениях ответственность ложится на многих людей и доля личной ответственности является сравнительно небольшой;

Влиянием лидеров, особенно формальных руководителей, видят свои главные функции в обязательном внушении оптимизма и уверенности в достижение цели

Сплоченность коллектива проявляется в силе притяжения к нему его членов, возможности их совместного влияния на отдельного человека, что побуждает его сохранять активность в группе и препятствует выходу из нее

Сплоченность коллектива обусловлена:

Тяготением людей друг к другу в поисках помощи или поддержки в процессе достижения тех или иных целей;

Взаимными эмоциональными преимуществами;

Пониманием роли коллектива в обеспечении тех или иных гарантий

Высоко сплоченные группы имеют определенные характеристики (рис 41)

Такие характеристики, как: кооперативнисть, демократичность, достижение индивидуальных и групповых целей, общая удовлетворенность трудом и пребыванием в коллективе, прямая оценка результатов по выполненному коллективном задаче, индивидуальная и общая ответственность, коллективные результаты (продукты) труда рассматриваются как позитивные. Последнюю характеристику (склонность к группового мышления) можно счи жать негативною.

Характеристиками группового мышления и группового давления являются:

1) иллюзия неуязвимости группы (члены группы склонны к переоценке правильности своих действий и в большинстве случаев с восторгом воспринимают рискованные решения);

2) безграничная вера в нравственную правоту групповых действий (члены группы убеждены в моральной безупречности своей коллективного поведения и в ненужности критических оценок со стороны посторонних);

3) игнорирование неприятной или неугодной информации (информация, не согласуется с групповыми взглядами часто не принимается во внимание, а предостережения не учитываются; следствием этого является игнорирования не еобхидних изменений)

4) негативная стереотипизация посторонних (цели, мысли и достижения внешних конкурентов, как правило, трактуются как слабые, неверные, враждебные и тп);

5) самоцензура (отдельные члены группы из-за опасений нарушения групповой гармонии воздерживаются от высказывания альтернативных точек зрения и выражения собственных интересов);

6) иллюзия постоянной единства (из-за самоцензуры и восприятия молчание как"знака согласия"при решении проблем слишком быстро, без необходимого всестороннего обсуждения достигается внешний консенсус)

Отдельные члены группы стремятся не давать возможности участвовать в делах группы людям, не принадлежащих к ней, поскольку опасаются, что это нарушит групповое единство

Приведенные выше симптомы группового мышления и группового давления оказываются далеко не всегда и отнюдь не являются обязательными. Однако, руководитель должен знать подобные опасности и предотвращать их. Ему следует также вр рассчитывать такие формы группового давления, как разного рода неформальные санкции со стороны большинства членов группы по нарушителям групповых норм,"предателей"и тп, особенно из числа"новичков"Такие санкции м ожуть привести к острым конфликтеіктів.

Спектр группового влияния на поведение отдельных работников достаточно широкий. Группы влияют на своих членов в вопросах соблюдения групповых стандартов в сфере поведения, производительности, отношения к ру ицтва, сверхурочных работ и тп. Во многих ситуациях сила влияния группы на отдельного работника превышает угрозу санкций со стороны руководителя и даже превосходит зависимости от ритма, задаваемого техникой, поскольку повседневный моральное воздействие (осуждение, презрение, отказ в защите или психологической разрядке и тп), а иногда и другие санкции, налагаемые группой, переносятся человеком более тяжело, чем административные и другие меры, принятые руководством. Влияние группы на поведение отдельных работников может как повышать, так и снижать эффективность их роботроботи.

Существует немало способов нейтрализации негативных проявлений группового"давления. Например, руководитель может предложить группе повторно обсудить то или иное ошибочное, на его взгляд, решение, указав на его в слабые стороны. Если неформальное влияние руководителя в группе недостаточно, целесообразно ограничивать влияние неформального лидера или способствовать биполярной структуре неформального лидерства в коллективе. Целесообразно т акож развивать в группе культуру толерантности, свободы мнений, критики, самокритики и дискуссий. Конечно, различные способы нейтрализации негативных последствий группового давления и максимального использования перев аг сплоченной группы зависят от конкретной ситуации ситуації.

Формированию сплоченной группы способствует наличие у ее членов таких качеств, как:

Умение слушать, сочувствовать;

Готовность помогать другим;

Умение найти общую точку зрения, общие ценности и интересы;

Четкость и ясность позиций;

Стремление избежать конфликтов;

Открытость, гибкость

Однако, препятствуют формированию сплоченной группы: желание доминировать и (или) постоянно вступать в спор; безапелляционные заявления, оценка идей других как плохих или неверных; привычка быть всегда правым; потребность быть победителем, брать верх; безразличие, апатия, скука.

Не всегда и не по любым рабочих можно сформировать сплоченную группу

Для формирования сплоченной группы необходимы следующие условия:

Люди, выполняющие работу, должны быть специалистами, выступать в качестве"экспертов"при решении задач;

Совокупный опыт и таланты людей, работающих в команде, должны превышать опыт и способности каждого из тех, кто работает в одиночку;

Большинство людей должна иметь возможность в определенной степени влиять на принятие тех решений, которые они выполняют (это повышает их заинтересованность в общем деле);

Каждый человек должен иметь склонности к творчеству, которые можно систематически использовать, привлекая его к участию в работе группы. Факторы групповой сплоченности приведены на рис 42

. Руководитель отдела персонала"Макдоналдс. Юкрейн. Лтд"Ирина. Маркина отметила:"В нашей компании анализ личностных характеристик показал, что подавляющее большинство топ - менеджеров имеют практически однако ную точку зрения по широкому спектру вопросов, и только по немногим - отличное. Во многом конфликты, сопровождающие принятие решений, были связаны не с тем, что точка зрения меньшинства отличалась, и ей не уделялось должного внимания"Только умение членов коллектива найти общую точку зрения, общие ценности и интересы способствует формированию сплоченной группы .

таблицы 41. Стадии формирования сплоченной группы

№ п /п Стадия формирования сплоченной группи Характеристика
1 Принятие членами группы друг одного Устраняются недоверие и отчуждение в отношениях между работниками, появляется готовность сотрудничатьи
2 Развитие коммуникаций и разработка механизма принятия групповых реь Расширение и интенсификация коммуникаций, откровенного общения Группа является способной к принятию коллективных решенийь
3 Формирование групповой солидарностиі Рост доверия и укрепления чувства групповой идентичности Члены группы получают удовлетворенность от самого факта пребывания в ней и помогают друг одному
4 Стремление к максимизации группового успеху Рациональное использование индивидуальных способностей, возможностей и взаимопомощи, обеспечение неформального коллективного контроля за выполнением групповых задач Перемещение акцента с межличностной солидарности и поддержки на общую справу

Выделяют четыре стадии формирования сплоченной группы (табл. 41)

Как показывает анализ условий и факторов групповой сплоченности, ее формирование и углубление представляют собой довольно сложную задачу, зависит от многих переменных. Руководитель далеко не всегда имеет дело с висок ко сплоченными группами.

Определение степени групповой сплоченности - важное условие эффективного управления, который необходимо учитывать при выборе стиля и методов руководства, при определении общих возможностей группы, постановлением овцы задач и контроле за их выполнение.

Эмпирически сплоченность команды оказывается с помощью таких вопросов:

1. Есть. Считаете ли. Вы себя реальной частью группы?

2. Если бы. Вам предложили такую??же работу за равную зарплату в другой группе, подумали. Вы о возможности перехода туда?

3. Как, лучше или хуже, выглядит. Ваша группа по сравнению с другими группами предприятия?

4. Как. Вы и. Ваши товарищи контактируете друг с другом?

На такую??идеальную модель высоко сплоченной группы, включающие указанные признаки, руководитель вполне может ориентироваться в своей практической деятельности. Вместе с тем, предварительно он должен уточнить для себя, предусматривает (или требует) характер решаемых командой задач ее высокая сплоченностьь.

Поскольку в каждом коллективе из 10-15 человек образуется несколько неформальных структур и в каждой структуре выделяется своя направленность, это влияет на профессиональную деятельность трудового коллектива: розьедн нанисть дезорганизует коллективные действия, сплоченность организует й.

Чтобы определить фактор организованности коллектива, нужно рассчитать его индекс сплоченности. Для этого устанавливают количество взаимных выборов (диад) по признакам симпатии - антипатии. Выборы пидрахову уються по ответам на вопросы, например, следующих типов:"С кем бы. Вы хотели иметь общий рабочий кабинет?" ются с учетом характера деятельности коллектива, индивидуально-психологических особенностей его членов и других фактореорів.

Индекс сплоченности группы (С) рассчитывается по формуле :

где. В - количество взаимных положительных выборов, N - общее число возможных выборов в коллективе

Индекс сплоченности коллектива растет с увеличением числа положительных выборов. Сплоченность коллектива тем выше, чем ближе индекс. Згр к единице. Этот индекс характеризует внутреннюю эмоциональную атмосфе эру коллектива. В результате исследований психологов установлена??связь между высоким значением индекса сплоченности группы и эффективности профессиональной деятельностиості.

Другой важной характеристикой группы является индекс интеграции (Игр), т.е. способность группы сохранять свою структуру как единое целое. Этот индекс выражается отношением единицы к количеству членов группы, н не получили никакого выбора ]:

Низкие уровни индексов. Згр и. Игр указывают на наличие эмоциональных межличностных конфликтов, скрытых неблагоприятных факторов в коллективе, поэтому задача руководителя заключается в том, чтобы повысить значение этих индексов. Таким образом, социометрическая методика может оказать помощь в составлении межличностных процессов в коллективе, а также раскрыть причины и предупредить возникновение конфликтов у предприятийі.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

В этой главе мне бы хотелось определить причины моего выбора и цели моей работы соответственно. Давно известно, что коллектив - нечто большее, чем просто логическое упорядочение работников, выполняющих взаимосвязанные задачи. Теоретики и практики управления поняли, что организация является также и социальной системой, где взаимодействуют отдельные личности и формальные и неформальные группы. И от психологического климата, от настроя каждого работника зависит и производительность труда, и здоровье работников и многое другое.

При правильной расстановке человеческих ресурсов в организации, при верной обработке конфликтных ситуаций возникает некий прорыв, синергетический эффект, когда 2+2 будет 5, а не 4. Организация становится чем-то большим, чем сумма компонентов.

Эта новая система становится значительно устойчивей к воздействиям извне, но легко разрушается, если не поддерживать это единство элементов. "Организм" организации необходимо снабдить механизмом, который бы обеспечивал постоянную регенерацию утерянных целей, задач и функций, определял бы все новые и новые ожидания работников. В управленческой науке существуют довольно совершенные социально-психологические методы, с помощью которых можно добиться нужного эффекта.

Под социально-психологическими методами управления понимают конкретные приемы и способы воздействия на процесс формирования и развития самого коллектива и отдельных работников. Разделяют два метода: социальные (направленные на коллектив в целом), и психологические (направленные на отдельные личности внутри коллектива). Эти методы подразумевают внедрение различных социологических и психологических процедур в практику управления

Социальная психология - раздел психологии, изучающий закономерности деятельности людей в условиях взаимодействия в социальных группах. Основными проблемами социальной психологии являются следующие: закономерности общения и взаимодействия людей, деятельность больших (нации, классы) и малых социальных групп, социализация личности и развитие социальных установок. Отсюда социально-психологические факторы - факторы, влияющие на деятельность людей в условиях взаимодействия в социальных группах.

Социально-экономическая эффективность труда при прочих равных условиях находиться в прямой зависимости от уровня сплоченности коллектива.

Сплоченность коллектива означает единство поведения его членов, основанное на общности интересов, ценностных ориентаций, норм, целей и действий по их достижению. Сплоченность является важнейшей социологической характеристикой коллектива. По своей сущности она аналогична экономической характеристике его производственной деятельности - производительности труда. Помимо этого члены сплоченного коллектива, как правило, не спешат его покидать, т.е. уменьшается текучесть рабочей силы.

По своей направленности сплоченность коллектива может быть положительной (функциональной), т.е. ориентированной на цели и задачи его трудовой деятельности и отрицательной (дисфункциональной), направленной на достижение целей, противоречащих общественным целям, целям производственной деятельности.

1. общая характеристика предприятия

1.1 Характеристика предприятия, её цели и задачи

В хозяйственной практике и литературе широко используются два схожих понятия - предприятие и фирма. Нередко они рассматриваются как синонимы. Тем не менее, в русском языке понятием фирма, как правило, обозначает самое общее название хозяйственного учреждения производственного и непроизводственного профиля. Чаще всего имеется в виду крупная многопрофильная организация со многими входящими в нее обособленными предприятиями, филиалами, учреждениями (типа концернов, холдингов и пр.). Наряду с этим в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, каждая организация, признаваемая юридическим лицом, при регистрации получает фирменное наименование. В таком случае фирма всего лишь общее наименование учреждения.

К предприятиям относятся коммерческие организации, прежде всего производственного и торгово-посреднического профиля, которые в качестве основной задачи деятельности преследует цель извлечения дохода. Они имеют самостоятельный расчетный счет в банке. В их собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении находятся обособленное имущество.

Предприятие, будучи юридическим лицом, отвечает этим имуществом по всем своим обязательствам. Оно может от своего имени приобретать дополнительное имущество и осуществлять связанные с деятельностью предприятия имущественные и неимущественные сделки, быть истцом и ответчиком в суде.

Внутренняя среда предприятия - это люди, средства производства, информация и деньги. Результатом взаимодействия компонентов внутренней среды является готовая продукция (работа, услуги).

Внутренняя среда

Основу предприятия составляют люди, которые характеризуются определенным профессиональным составом, квалификацией, интересами. Это руководители, специалисты, рабочие. От их усилий и умения зависят результаты работы предприятия. Безусловно, что люди не могут трудиться на пустом месте, им необходимы средства производства: основные средства, с помощью которых изготавливается продукция, и оборотные средства, из которых создается это продукция. Для расчетов за поставки необходимых материалов, оборудования, для выплаты заработной платы работникам и осуществление прочих платежей предприятию необходимы деньги, которые накапливаются на его расчетный счет в банке и частично в кассе предприятия. Важное значение для работы предприятия имеет информация: коммерческая, техническая и оперативная.

Внешняя среда, которая непосредственно определяет эффективность и целесообразность работы предприятия - это, прежде всего, потребители продукции, поставщики производственных компонентов, а так же государственные органы и население, живущее в окрестностях предприятия.

Предприятие является самостоятельным хозяйственным субъектом, созданным в порядке, установленным законом, для производства продукции и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Задачами предприятия являются:

Получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частное лицо);

Обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

Обеспечение выплаты заработной платы персоналом предприятия, нормальных условий труда и возможностей профессионального роста работников;

Создание рабочих мест для населения, живущих в окрестностях предприятия;

Охрана окружающей среды (земли, воздуха и водного бассейна).

Задачи предприятия определяются интересами владельцев, размером капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой.

Задача управления - обеспечить эффективное и прибыльное развитие производства товаров, оказание услуг и их реализация.

1.2 Организационная структура управления предприятием

Структура предприятия - это состав и соответствие его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих хозяйственный единый объект.

Построение организационной структуры управления исходит из двух аспектов. Один касается самой организации хода производства; другой - организации системы управления этим производством.

Факторы в построении организационной структуры управления:

– размер предприятия;

– отрасль производства;

– уровень технологии и специализации предприятия.

Основные организационные формы управления производством:

Организационные схемы являются наиболее общим методом формализации организационной структуры управления предприятием. Они представляют собой графическое изображение всех управленческих подразделений на предприятии и их структурные соотношения.

В зависимости от комбинации управленческие подразделения, их места в иерархии управления, характера взаимодействия между ними и с управляемыми структурными единицами организационной структуры управленческие подразделения делятся на линейные, линейно-штабные, функциональные, матричные и т.д.

Линейные структуры управления характеризуются связью руководителя с подчиненными, а функциональные - множеством связей между различными управленческими подразделениями с одной стороны, и производственными подразделениями с другой.

Линейная структура управления:

Функциональная структура управления:

Преимуществом линейной структуры является минимально длительное прохождение указателей от высшего управления к низшему, то есть отсутствие непонимания между подчиненными и руководителем. А функциональной - максимилизация функциональных интересов внутри отельных единиц, которая ведет к эффективности использования ресурсов.

Достоинством матричной структуры является то, что быстро адаптируется к изменяющейся рабочей нагрузке, создается высокий темп инноваций, обеспечивается хорошая подготовка для текущего диверсифицирования предприятия.

Она применяется в компаниях, где имеется место сложное технологическое воздействие.

Организационная структура по продукту характеризуется тем, что специалисты различного профиля группируются вместе, чтобы выполнять все обязанности необходимые для производства товаров или услуги.

Организационная структура по продукту:

1.3 Основные виды деятельности

Предприятие различается между собой по многим характеристикам и ведется их классификация.

Основными признаками являются:

– отраслевая и предметная специализация;

– структура производства;

– мощность производственного потенциала (размер предприятия).

Уже при создании предприятия четко определяется для какого конкретного вида работ оно предназначено, в зависимости от этого предприятия подразделяются на:

– промышленные предприятия по выпуску продукции питания, одежды и обуви, по изготовлению машин, оборудований, инструментов, добычи сырья, производству материалов, выработке электроэнергии и др.;

– сельскохозяйственные предприятия по выращиванию зерна, овощей, скота, технических культур;

– предприятия строительной индустрии, транспорта.

Важное с точки зрения потребителей человека является предприятия, производящие предметы потребления. Это предприятия сельскохозяйственной, пищевой и легкой промышленности и др. Большое число предприятий связано с оказанием специальных услуг по производству и населению, включая транспорт всех видов, связь, торговлю и др.

Крупные отрасли народного хозяйства делятся на более мелкие, специализированные. Это может наглядно проиллюстрировать на примере промышленности, которые в частности, делятся на две большие группы специальных отраслей: добывающую и перерабатывающую промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность подразделяется на отрасли легкой, пищевой и тяжелой промышленности.

В соответствии с продуктовым признаком определяется структура и объем производства по каждой, так называемой чистой отрасли.

Узкоспециализирующие считаются предприятия, которые изготавливают ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным предприятиям - выпускаемую продукцию широкого ассортимента и различного назначения чаще встретить в промышленности и сельском хозяйстве.

Малые предприятия появляются не только в качестве конкурентов монополии, но и в роли сателлитов. В таком случае на основе технической документации, разрабатывается крупными фирмами, и по их заказам малые предприятия изготавливают нужные заказчику комплектные изделия. Это выгодно обеим сторонам.

1.4 Характеристика персонала предприятия

Кадры - это совокупность работников различного профиля профессионально-квалифицированных групп, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на работу. Следует различать такие понятия, как «кадры», «персонал» и «трудовые ресурсы».

Трудовые ресурсы характеризуют его потенциальную рабочую силу, персонал - весь личный состав, работающих по найму, постоянных и временных, квалифицированных и неквалифицированных работников. Под кадрами предприятия понимается основной (штатный, постоянный) квалифицированный состав работников предприятия.

Трудовые ресурсы предприятия являются главным ресурсом каждого предприятия, от качества и эффективности использования которого, во многом зависят результаты деятельности предприятия и его конкурентоспособность. Отличие трудовых ресурсов от других видов ресурсов предприятия заключается в том, что каждый наемный работник может отказаться от предложенных ему условий и потребовать изменения условий труда, либо уволиться с предприятия по собственному желанию.

Персонал предприятия имеет определенные количественные, качественные и структурные характеристики, которые могут быть с меньшей или большей степенью достоверности измерены.

Количественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) предприятия измеряется такими показателями как списочная, явочная и средне списочная численность работников.

Списочная численность работников предприятия - это численность работников списочного состава на определенное число или дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность - количество работников списочного состава, явившихся на работу.

Для определения численности работников за определенный период используется показатель среднесписочной численности. Среднесписочная численность работников за месяц определяется путем суммирования численности работников списочного состава за каждый календарный день месяца, включая праздничные и выходные дни, и деления полученной суммы на количество календарный дней месяца.

Для правильного определения среднесписочной численности работников необходимо вести ежедневный учет работников списочного состава с учетом приказов (распоряжений) о приеме, переводе работников на другую работу и прекращения трудового договора.

Качественная характеристика трудовых ресурсов (персонала) определяется степенью профессиональной и квалифицированной пригодности его работников для выполнения целей предприятия и производственных ими работ. Качественные характеристики персонала предприятия и качество труда оценить значительно сложнее.

Структурные характеристики трудовых ресурсов предприятия и качество труда оценить значительно сложнее. Такие характеристики трудовых ресурсов предприятия определяются составом и количественным соотношением отдельных категорий и групп работников предприятия. В зависимости от выполненных функций работники предприятия разделяются на несколько категорий и групп.

Кадры предприятия, связанные с процессом производства продукции, то есть занятые основной производственной деятельностью, представляют собой промышленно-производственный персонал. Подразделяются на 2 основные группы: работников и служащих.

В свою очередь работники подразделяются на подгруппы: основные и вспомогательные.

В группе служащих выделяют такие категории работающих как руководитель, специалисты и собственно служащие.

Отнесение работников предприятия к той или иной группе определяется классификатором профессий рабочих должностей.

В зависимости от характера трудовой деятельности кадры предприятия подразделяются на профессиональные, специализированные и уровнем квалификации. Профессионально-квалифицированная структура служащих предприятия находит отражение в штатном расписании - документе, ежегодно утверждающим руководителем предприятия и представляющим собой перечень сгруппированных по отделам и службам должностей служащих с указанием разряда работ и должностного оклада.

1.5 Организация оплаты труда

Заработная плата является формой вознаграждения за труд и важным стимулом работников предприятия, поскольку выполняет воспроизводственную и стимулирующую функции.

Общий уровень оплаты труда на предприятии может зависеть от следующих основных факторов:

– кадровой политики предприятия;

– уровня безработицы в регионах, областях;

– влияние профсоюзов, государства, конкурентов и др.

Рациональная организация оплаты труда на предприятии позволяет стимулировать деятельность его работников, обеспечить конкурентоспособность на рынке труда и готовой продукции. Цель рациональной организации оплаты труда - это обеспечение соответствия между его величиной и трудовым вкладом работника в общие результаты хозяйственной деятельности предприятия. То есть установление соответствия между мерой труда и мерой потребления.

В основу организации оплаты труда на многих российских предприятиях положены следующие основные принципы:

– осуществление оплаты в зависимости от количества и качества;

– дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия;

– систематическое повышение реальной заработной платы;

– превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;

Организация оплаты труда непосредственно на предприятии состоит из следующих основных элементов:

– формирование фонда оплаты труда;

– нормирование труда;

– установление тарифной системы;

– выбор наиболее рациональных форм и систем заработной платы.

Фонд заработной оплаты труда представляет собой источник средств, предназначенных для выплат заработной платы и выплат социального характера.

Нормирование труда дает возможность учитывать качества труда и индивидуальный вклад работника в общие результаты деятельности предприятия.

На большинстве предприятий действует две основные формы оплаты труда: повременная и сдельная. Повременная - это такая форма оплаты труда, при которой заработная плата начисляется работником по установленной тарифной ставке или окладу за фактически отработанное на производстве время. Премиальная оплата труда применяется в следующих случаях:

– если рабочие не могут оказать непосредственное влияние на увеличение выпуска продукции, которое определяется, прежде всего, производительностью машин, аппарата или агрегата;

– при условии правильного применения норм труда.

Для повременной формы оплаты труда характерны две основные системы заработной платы: простая повременная и повременно-премиальная.

За определенный отрезок времени может быть определена следующим образом:

ЗП пп = m*T,

где m - часовая, дневная тарифная ставка рабочего разряда, руб.

Т - фактически отработанное на производстве время, ч (дней)

ЗП пвп = m*T(1+P+k+n/100),

где Р - размер премии в % к тарифной ставке за выполнение установленных показателей и условий премирования,

k - размер премии за каждый процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования, %

n - процент перевыполнения установленных показателей и условий премирования.

При сдельной оплате труда заработная плата работников начисляется по заранее установленным расценкам за каждую единицу выполненной работы или изготовленной продукции. При использовании данной формы оплаты труда сохраняется опасность снижении качества выпускаемой продукции, нарушения режимов технологических процессов. Сдельная оплата труда применяется:

– при наличии количественных показателей;

– возможности у рабочих увеличивать выработку или объем выполненной работы;

– возможности точного учета объема выполненной работы;

– применении технически обоснованной нормы труда;

Сдельная оплата труда подразделяется по способам:

– определяется сдельной расценки (прямая, косвенная, прогрессивная, аккордная, подрядная);

– расчетов с работниками (индивидуальные или коллективные);

– материальные поощрения (с премиальными выплатами или без них).

1.6 Характеристика первичного трудового коллектива

Первичный коллектив предприятия - это коллектив работников, осуществляющих в ней совместную трудовую деятельность на основании трудового договора (контракта).

Определение от известного отечественного читателя Бейлза Р., гласящее, что трудовой коллектив есть «любое количество лиц, находящееся во взаимодействии друг с другом в виде одной непосредственной встречи или ряда встреч, при которой каждый член группы получает некоторое впечатление или восприятие каждого другого члена…».

Цель коллективной деятельности служит организующим и системаобразующим началом коллективной трудовой деятельности. Цель может быть связана с перспективами дальнейшего развития, реализующие дальнейшее развитие ее группы людей, но может иметь и эпизодический характер, то есть зависеть от обстоятельства определенного момента. Однако цель должна обязательно сохраняться в течение всего времени выполнения совместной работы.

Оппозиции первичного трудового коллектива:

1 оппозиция:

– лабораторные, то есть естественные группы, создаваемые для выполнения экспериментальных заданий в лабораторных условиях;

– группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях.

Различие между группами обоих типов состоит в том, что в первом случае речь идет о группах укомплектованных случайными лицами на время эксперимента и с его окончанием прекращает свое существование. А во втором случае имеется в виду преимущественно сложившиеся группы с определенной историей.

2 оппозиция:

– организованные (формальные, официальные) группы;

– спонтанные (неформальные, неофициальные) группы.

Коллектив различается между собой не только числом членов, но и психологически, и эти различия проявляются в характере внутреннего климата, состоянии и степени сплоченности их участников.

Внутренний психологический климат - это реальное состояние взаимодействия людей как участников совместной деятельности. Он характеризуется удовлетворенностью работников организации, условий труда, отношений между собой и с руководством, настроением, взаимопониманием, дисциплиной, качеством полученной информации. Во многом зависит и от степени совместимости людей.

О важности и благоприятного психологического климата можно судить, например, по тому обстоятельству, что плохое настроение снижает эффективности работы коллектива примерно в 1,5 раза. Поскольку обстоятельства поддаются целенаправленному воздействию, психологический климат можно в определенной степени формировать и корректировать.

Психологическое состояние коллектива характеризуется степенью удовлетворенности его участников своим положение. Во многом психологическое состояние коллектива зависит и от умения его членов сознательно жить по его законам, подчиняться установленным требованиям и порядкам.

2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПЛОЧЕННОСТИ КОЛЛЕКТИВА

2.1 Сплоченность трудовых коллективов и ее влияние на результаты работы

Сплоченность - это психологическое единство людей в важнейших вопросах жизнедеятельности коллектива, проявляющаяся в притяжении к нему участников, стремлении защитить его и сохранить.

Сплоченность обусловлена необходимостью взаимопомощи или поддержки друг друга в деле достижения тех или иных целей, эмоциональными взаимными предпочтениями, пониманием роли коллектива начала в обеспечении тех или иных гарантий. Степень сплоченности зависит от размера группы, социальной однородности ее членов достигнутых успехов, наличия внешней опасности.

Работоспособный сплоченный коллектив возникает не сразу, этому предшествует длительный процесс его становления и развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно или формируется сознательно и целенаправленно. Прежде всего, речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиняться групповой власти.

В сплоченных группах теснее общение, выше самооценка личности, но и места неприязненного отношения к посторонней самонадеянности, утрата критичности и чувства реальности, единомыслия, чувства неуязвимости, самоуверенности. Разногласия у сплоченного коллектива обычно бывает не по целям, а по средствам их достижения; у не сплоченного - всем вопросам, что отрицательно сказывается на взаимоотношениях и рано или поздно приводит его к распаду. Сплоченные коллективы характеризуются организованностью, способностью и готовностью к самостоятельному преодолению возникших трудностей согласованным действиям; единства в экстремальных ситуациях. В неорганизованных группах никто не хочет брать на себя ответственности при преодолении трудностей.

На мой взгляд, ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно как профессиональной деятельности, так и нравственных аспектов человеческого бытия.

Сплоченность коллектива, удовлетворенность людей своим пребыванием в нем зависят так же и от психологической и социально-психологической совместимости. В основе такой совместимости лежит соответствие темпераментов членов коллектива, профессиональные и моральные качества.

Условиями, обеспечивающими социальную совместимость, считается:

– соответствие личных возможностей в каждой структуре и содержанию его деятельности, что обеспечивает ее нормальный ход, отсутствие зависти по отношению к успехам других;

– близость или совпадение моральных позиций, создающие основу для возникновения взаимного доверия между людьми;

– возможность взаимного дополнения и органического соединения способностей каждого в едином трудовом и творческом процессе;

– рациональное распределение функций между членами коллектива, при которых ни один из них не может добиться успеха за счет другого.

Результатом сплоченности коллектива является улучшение индивидуальной адаптации к окружающим и более активное вовлечение людей в его деятельность, ощущение ими личной безопасности.

Одним из условий успеха деятельности трудового коллектива является сильный руководитель.

Таким образом, в основе сплоченности как единения людей лежит сочетания двух начал - личностного и группового. Причем Д. Картрайт подчеркивает, что определенные характеристики группы будут иметь побудительную силу для личности лишь с том случае, если они отвечают соответствующим потребностям, входящим в ее мотивационную основу тяготения к группе.

Это замечание имеет, на мой взгляд, принципиальное значение. Дело в том, что руководитель может, как ему кажется. Делать немало полезных вещей для коллектива, резонно пологая, что итогом его усилий явится наряду с прочим и рост сплоченности его сотрудников. Но если он забывает при этом об их личных интересах (и не вообще персонала, а имея в виду конкретных людей), его усилия по сплочению коллектива могут потерпеть фиаско.

Сплоченность коллектива является важной социальной характеристикой. Внутри коллективная сплоченность представляет собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения. Это интегральная характеристика коллектива. Составными элементами, которые выступают сработанность членов коллектива, их ответственность и обязанность друг перед другом, согласованность действий и взаимопомощь в процессе труда. В процессе сплочения трудового коллектива происходит формирование единства интересов, норм трудового поведения, коллективных ценностей. Результат процесса сплочения проявляется в единстве мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, помощи и поддержке. В результате создается своеобразная атмосфера сплочения. В зависимости от уровня сплочения трудовые коллективы делятся:

Сплоченные трудовые коллективы характеризуются стабильностью своего состава, поддержанием дружеских контактов в рабочее и нерабочее время, высоким уровнем трудовой и общественной активности, высокими производственными показателями. В результате возникает коллективное самосознание, определяющее трудовое поведение работников.

Расчлененные трудовые коллективы характеризуются наличием ряда социально-психологических групп, недружно относящихся друг к другу. Эти коллективы характеризуются большим разбросом в показателях дисциплины и инициативы.

Разобщенные трудовые коллективы - доминируют функциональные отношения, а социально-психологические контакты не развиты. Эти коллективы отличаются большой текучестью кадров, конфликтностью.

2.2 Показатели уровня сплоченности

Для оценки уровня сплоченности трудового коллектива используют такие частные показатели, как:

– коэффициенты фактической и потенциальной текучести кадров;

– число нарушений трудовой и технологической дисциплины;

– количество конфликтов;

– групповые индексы социометрического статуса и эмоциональной экспансивности.

Разведем два понятия: группа и команда. Группы и команда легко сопоставлять, если для этой цели использовать общие параметры. Так, в одной из теоретической моделей базовыми показателями являются следующими:

– взаимозависимость;

– участие в разработке плана и его реализации;

– доверие и понимание;

– общение;

– профессиональные навыки, приобретенные при обучении;

– конфликт;

– принятие решений.

Сравнительные характеристики групп и команд

Показатель

Степень проявления показателя

Взаимозависимость

Часто низкая

Высокая степень взаимовыручки. Время не тратится впустую

Участие в разработке плана и его реализации

Пассивное, неохотное

Высокая степень отдачи

Доверие и понимание

Недоверие членов к действиям других. Вопросы не поощряются. Возражения не принимаются

Высокое. Вопросы поощряются. Идеи, возражения принимаются

Не откровенное. «Игра в игры», манипуляции, нетерпимость к критике

Откровенное, правдивое, открытое. Проявление уважения к мнению других и благодарность за их понимание. Терпимость к критике

Профессиональные навыки, приобретенные при обучении

Часто не принимаются во внимание

Поощряются и используются в команде

Конфликт

Часто не разрешается. Ухудшение взаимоотношений

Ведется конструктивная работа по его разрешению

Принятие решений

Иногда принудительное. Послушание считается важнее, чем положительные результаты

Высокая степень участия. Положительные результаты гораздо важнее послушания

Таблица позволяет сделать вывод, что группы и команды отличаются степенью проявления этих показателей.

2.3 Факторы сплочения трудовых коллективов

Регулировать уровень сплочения трудового коллектива возможно на основе воздействия на факторы сплоченности. Эти факторы разделяются:

– Локальные.

К общим факторам относятся форма собственности на средства производства, характер труда, особенности хозяйственного механизма, социокультурные атрибуты (ценности, нормы, традиции), которые в совокупности действуют на макроуровне.

Локальные факторы могут быть объединены в 4 группы:

1. Организационно-технические;

2. Экономические;

3. Социально-психологические;

4. Психологические.

Организационно-технические факторы связаны с техническими составляющими предприятия и характеризуются уровнем организации производства (создание условий для ритмичной работы, обеспечение рабочих мест вещественными элементами труда, системой обслуживания и т.д.) и труда (выбор той или иной формы организации трудового процесса: индивидуальная или коллективная), пространственным расположением рабочих мест (зависит частота контактов между работниками, определяют способы общения в процессе труда), организационным порядком (характеризуют существующие в коллективе функциональные отношения и связи).

Экономические факторы характеризуются применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда, особенностями премирования. Здесь важно, чтобы работники воспринимали действующие распределительные отношения в коллективе как справедливые и участвовали в этом процессе.

Социально-психологические факторы включают в свой состав социально-производственное информирование членов коллектива (заключается в доведении до каждого работника общих целей, заданий, норм, способов определения и т.д.). Эти факторы обуславливают психологический климат коллектива (эмоциональный настрой коллектива, социально-психологическая атмосфера в коллективе, которая может быть благоприятной и неблагоприятной, оптимальной и неоптимальной). Эти факторы определяются так же стилем руководства, то есть особенность поведения руководителя, его организаторскими способностями, умением работать с людьми.

Психологические факторы проявляются в психологической совместимости его членов, благоприятном сочетании свойств работников, способствующие эффективности совместной деятельности.

Выделяют два вида совместимости:

– Психологическая совместимость, которая предполагает оптимальное сочетание личных психологических свойств (черт характера, темперамента, способностей и т.д.).

– Психофизиологическая совместимость, которая связана с синхронностью индивидуальной психической деятельностью работников, с уровнем развития их психических процессов (восприятие, мышление, внимание и т.д.)

Согласно теоретической модели Д. Картрайта (Cartwright, 1968) детерминируется четыре фактора личностного и группового характера:

1. мотивационной основой тяготения человека к группе, включающей в себя совокупность его потребностей и ценностей, под влиянием которых он стремится войти в ту или иную социальную группу;

2. побудительными свойствами группы, отраженными в ее целях, программах, характеристиках ее членов, способе действия, престиже и других признаках, важных для мотивационной основы человека, то есть созвучие его потребностям, ценностям;

3. ожиданиями личности или субъективной вероятностью того, что членство в группе будет иметь для нее благоприятные или отрицательные последствия;

4. индивидуальным уровнем сравнения - некой средней субъективной оценкой последствий пребывания человека в разных социальных группа, с которой он сопоставляет возможные свои достижения в данной конкретной группе.

Исследователи называют свойства, из которых наиболее значительные, в том числе и по причинам практического характера:

1. привлекательность членов группы, то есть степень симпатии, испытываемой к ним окружающими;

2. сходство между членами группы (чаще всего система основных жизненных ценностей, установок и т.п.);

3. особенности групповых целей (в частности, их соответствие потребностям членов группы, четкость в постановке, успех группы в их достижении);

4. своеобразие взаимосвязи членов группы (чаще всего речь здесь идет о последствиях кооперативной и конкурентной стратегии поведения членов группы);

5. удовлетворенность групповой деятельностью (как часть общей удовлетворенности трудом);

6. характер руководства и принятия решений (имеется в виду стили руководства и реальное участие людей в выработке групповых решений);

7. структурные свойства группы (главным образом модели коммуникативных сетей и статусно-ролевые аспекты структуры);

8. групповая атмосфера (ее аналогом, как правило, являются особенности межличностных отношений, складывающихся между членами группы);

9. величина группы (наиболее сплоченной и управляемой является группа численность в 7-12 человек);

10. сложившиеся в группе традиции как элемент более широкой организационной культуры.

3. Анализ взаимосвязи сплоченности и эффективности трудовой деятельности

Эффективность коллективной деятельности, прежде всего, зависит от уровня развития самого совокупного субъекта труда, то есть от степени соответствия его параметрам коллектива. Коллективы, находящиеся на разных стадиях социально-психологического развития, обладают различной эффективностью при решении равных по значимости и трудности задач. Эти различия обусловлены, прежде всего, качественными изменениями, происходящие в психологических механизмах, регулирующих отношения работников к труду. Можно предположить, что пока в сознании работников достаточно четко не отражен общий объект труда как основная цель деятельности и пока отношения работников не опосредованы сознанием единства, эти цели для всех членов трудового коллектива по своим психологическим механизмам их взаимодействия сохраняет черты группированности.

Кажущиеся вполне естественными предположения по логике здравого смысла о чуть ли не линейной зависимости между сплоченностью и продуктивностью в действительности опровергается результатами специальных исследований (Collins, Raven, 1969; Stogdill, 1972). Согласно им рост сплоченности сам по себе не обязательно увеличивает (или, что кажется совершенно парадоксальным, понижает) ее продуктивность. Как минимум два фактора способны существенно повлиять на взаимосвязь этих переменных: во-первых, принятые, в группе нормы (это значит, что если групповые нормы предусматривают низкие уровни продуктивности, члены высокосплоченных групп будут в большей мере препятствовать ее росту, нежели члены низкосплоченных групп) и, во-вторых, мотивация к групповой деятельности (оказывается, что продуктивность и сплоченность имеют тенденцию к позитивной связи в случае высокой мотивации членов группы и обнаруживается тенденция к негативной связи в случае низкой мотивации).

Иными словами, если члены высокосплоченной группы решат не «вкалывать» сверх определенного уровня, устанавливая тем самым некоторый предел (норму) выработки, или явятся в массе своей людьми ленивыми, проявляющими слабый интерес (мотивацию) к работе, тщетно рассчитывать на рост групповой продуктивности.

Оказывается, не только сплоченность влияет на эффективность, но и, напротив, с повышением эффективности трудовой деятельности растет его сплоченность. Этот факт приводят американские исследователи, изучавшие межличностные отношения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из сказанного выше можно сделать вывод, что сплоченность трудового коллектива является важной социальной характеристикой, представляющей собой единство трудового поведения членов коллектива, основанной на общности интересов, ценностей и норм поведения.

Ключевым моментом в создании сплоченного коллектива является подбор людей на основе совпадения их жизненных ценностей относительно профессиональной деятельности и нравственных аспектов человеческого бытия.

Результатом сплочения служит единство мнений членов коллектива, в тяготении работников друг к другу, в помощи и поддержке. Сплоченность трудового коллектива влияет на результаты работы, на здоровье работников и многое другое. Поэтому эффективное и прибыльное развитие производства будет зависеть от уровня развития трудового коллектива, то есть, прежде всего, от психологического климата.

Список литературы

1. Адамс Б. Эффективное управление персоналом. - Астрель,. 2006г. - 361с.

2. Адамчук В.В., Романов О.В. Экономика и социология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999 - 401с.

3. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала. - М., 1998 - 496с.

4. Кричевский Р.Л. «Если Вы - руководитель» - М.: Изд-во «ДЕЛО», - М., 1996 - 374с.

5. Молодцов М.В. Трудовое право России: учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, - М., 2001 - 564с.

6. Фотин И.С. Система трудовых показателей - /Под. Ред. Галиахметова Р.А. Ижевск: Изд-во Удм.ун-та, 1993 -152с.

7. Психология коллективной деятельности /Под ред. Платонов Ю.П. - Ленинград. Изд-во Ленингр. ун-та, 1990 - 184с.

8. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты /Под ред. Кричевский Р.Л. - М.: Изд-во МГУ, - М., 1991 - 207с.

9. Экономика предприятия. Учебник /Под ред. Грузина В.П. - М.: ЮНИТИ, 1998 - 525с.

10. Экономика предприятия. Учебник /Под ред. Волкова О.И. - М.: ИНФРА - М., 2001 - 519с.

Подобные документы

    Влияние сплоченности и социально-психологического климата в организации на стабильность кадров и результаты деятельности. Технико-экономические показатели ОАО "Завд-Новатор", состав работников по категориям. Пути повышения сплоченности персонала.

    курсовая работа , добавлен 17.04.2013

    Понятие, сущность и функции трудового коллектива, его роль в современных условиях. Исследование стадий и факторов сплоченности трудового коллектива. Выявление механизмов формирования отношения к труду. Анализ методик исследования сплоченности коллектива.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2014

    Теоретические основы оплаты труда персонала. Оплата труда работников в системе управления. Объективные предпосылки создания системы оплаты труда и организация оплаты труда на предприятии. Совершенствование организации оплаты труда в ОАО "ОТП Банк".

    дипломная работа , добавлен 17.06.2009

    Формирование трудового коллектива в сфере гостеприимства. Характеристика предприятия "Сезон". Анализ трудового коллектива гостиницы и рекомендации по улучшению работы персонала. Типы сплоченности коллектива: консолидированный, расчлененный и разобщенный.

    курсовая работа , добавлен 04.06.2015

    Экономическая сущность заработной платы. Виды и формы системы оплаты труда. Анализ организации оплаты труда в ОАО "Нефтекамскшина". Характеристика финансово-экономической деятельности предприятия. Анализ производительности труда и затрат на рабочую силу.

    дипломная работа , добавлен 21.11.2010

    Общая характеристика предприятия. Проблемы развития и поддержания сплоченности коллектива в предпринимательской организации. Пути удовлетворения потребностей по Маслоу. Рекомендации по совершенствованию системы мотивации труда персонала в ООО "Спектр".

    курсовая работа , добавлен 21.11.2012

    Теоретические основы организации и мотивации труда на предприятии. Система оплаты труда и мотивация персонала. Основные показатели заработной платы и эффективности труда. Структура социальной сферы предприятия. Анализ движения кадров предприятия.

    курсовая работа , добавлен 27.03.2009

    Организация оплаты труда на предприятии: нормирование труда, тарифная система, форма и система заработной платы. Разработка и использование различных форм и систем оплаты труда. Совершенствование формы и системы оплаты труда. Структура зарплаты.

    реферат , добавлен 03.06.2008

    Ознакомление с организацией деревообрабатывающего предприятия, видами деятельности, структурой управления. Проверка, анализ численности персонала, определение индекса групповой сплоченности. Результаты оценки социально-психологического климата коллектива.

    отчет по практике , добавлен 06.04.2019

    Мотивирование труда в экономике, ее понятие, сущность и основные виды. Теоретические концепции мотивации. Исходная информационная база для анализа системы мотивации труда ООО "Лаверна-Екатеринбург". Анализ трудовых показателей. Организация оплаты труда.

Каждой компании нужна сплоченная команда. Люди, у которых хорошие отношения доверяют друг другу, лучше работают и умеют делегировать обязанности.

Главный вопрос в том, как создать такую сплоченную команду, где будет доверие и хорошие человеческие отношения. В этой статье мы расскажем о нескольких практиках, которые созданы специально для сплочения коллектива.

Что такое тимбилдинг

Тимбилдинг – это процесс превращения группы отдельных сотрудников в сплоченный коллектив. Команда – это группа людей, организованных для взаимозависимой и совместной работы с целью достижения общих целей и решения задач.

Сплочение коллектива начинается с ежедневного взаимодействия и совместного решения рабочих вопросов. Эта форма создания команды является естественной и простой. Иногда стоит помочь сотрудникам сблизиться и наладить отношения с помощью структурированных программ по сплочению коллектива.

Для того чтобы понять, нужно ли вашей компании дополнительно работать над сплочением коллектива, ответьте себе на несколько простых вопросов:

  • Есть ли конфликты между определенными людьми, которые создают разногласия в команде?
  • Нужно ли членам команды лучше узнать друг друга?
  • Не сосредотачивается ли кто-то только на своем успехе, что вредит работе команды?
  • Влияет ли плохое общение на прогресс?
  • Нужно ли сотрудникам учиться работать вместе?
  • Влияют ли некоторые члены коллектива на способность группы двигаться вперед?
  • Нужна ли группе моральная поддержка?

Если на большинство вопросов вы ответили утвердительно, то, скорее всего, вашим сотрудникам просто необходимы дополнительные тренинги и занятия на сплочение коллектива.


4 стратегии, которые помогут сплотить коллектив

Упражнения на сплочение коллектива являются одним из способов укрепления связей в вашей команде, но они не будут работать, если не заложить основы. В первую очередь очень важно сделать тимбилдинг частью мышления.

Используйте следующие стратегии, чтобы ежедневно развивать силу, сплоченность и эффективность вашей команды.

Познакомьтесь со своей командой

Команды состоят из людей с разными потребностями, амбициями и личными качествами. Познакомившись с ними ближе и помогая им узнать друг друга, можно создать счастливую, доверяющую друг другу команду.

Например, барбекю – это простой способ начать лучше узнавать членов вашей команды. Подберите формат мероприятий, который лучше всего подойдет именно для вашего коллектива. Это может быть поход в боулинг, бильярд, настольные игры. Если большинство членов команды предпочитают активный отдых, то хороший вариант – спортивные мероприятия или сплав на байдарках.

Посещение общественных мероприятий вместе – отличный способ построить отношения. Люди скорее откроются и раскроют больше своих личных качеств в непринужденной обстановке. Кроме того, такие события снижают уровень стресса и даже могут стать первым шагом к решению конфликтов.

Работать ради общей цели

Вы можете объединить своих людей, вдохновляя их на достижение общей цели. Наличие четко обозначенного пункта назначения может помочь команде сплотиться и двигаться в одном направлении.

Развивайте командные навыки

Ваша команда должна развивать правильные навыки и компетенции для достижения своих целей. Матрица навыков – это хорошая отправная точка. Используйте матрицу для проверки способностей членов вашей команды и потребностей в обучении, а также для сопоставления их навыков с должностными обязанностями.

Развитие важных навыков и соответствие каждого члена коллектива занимаемой должности создает более вовлеченную и мотивированную команду.

Общайтесь с внештатными сотрудниками

Все больше и больше сотрудников , но далеко не во всех компаниях им уделяют должное внимание. Сложно наладить отношения с людьми, которых редко видишь.

Члены вашей удаленной команды могут чувствовать себя изолированными от своих коллег, поэтому они, скорее всего, будут рады возможности общаться. Учитывая современную доступность онлайн-инструментов, можно поддерживать регулярную и эффективную связь с удаленными сотрудниками.


Занятия на сплочение коллектива

Тимбилдинговые упражнения могут быть полезным и эффективным способом сплочения коллектива. Но есть риск, что такие занятия могут принести больше вреда, чем пользы. Плохо спланированные события могут быть физически или эмоционально неудобными для участников.

Игры для сплочения коллектива имеют подпорченную репутацию, поэтому, скорее всего, найдутся люди, которые считают их пустой тратой времени. Ваша цель – найти правильный подход к команде и подобрать адекватные упражнения.

Без реквизита

2 истины и ложь

Зачем играть? Помогает узнать новое о коллегах.

Как играть . Каждый человек делится 3 фактами о себе: 2 из них правдивы и 1 ложный. Остальные члены группы голосуют за то, какой факт является ложью, после чего ведущий объявляет, какая информация правда, а какая нет.

Продолжение истории

Зачем играть? Оттачивает коммуникативные навыки, особенно слушание и совместную работу.

Как играть . Команда садится в круг и каждый по очереди рассказывает историю. Кто-то один начинает, а другие должны продолжать. Каждый человек добавляет к истории предложение. Цель в том, чтобы создать последовательную, интересную историю к тому времени, когда вы доберетесь до конца круга.

Контакт

Зачем играть? Отточить навыки общения.

Как играть . Один человек выбирает секретное слово. Он говорит остальной части группы, с какой буквы оно начинается, например,“В”. Затем группа задает вопросы, чтобы классифицировать загаданное слово, например: “Это животное?”

Если ответ отрицательный, человек, который загадывал, должен ответить на него, сказав: “Нет, это не волк”. Он должен ответить словом, которое соответствует буквенным признакам и данной категории – здесь животное, начинающееся с “В”. Если группа не может придумать слова, соответствующие ограничениям до установленного промежутка времени, ведущий должен сообщить группе следующую букву.

Тихий футбол

Зачем играть? Практика невербального общения и сдержанности (не разговаривать, смеяться или улыбаться).

Как играть . Команда перемещаться по кругу, передавая невидимый мяч от одного к другому. Общаться можно только с помощью жестов.

Чай и кофе

Зачем играть? Упражнения на запоминание и аудирование.

Как играть. Спросите каждого участника, предпочитают они чай или кофе и как они его пьют (сливки, сахар, черный и т.д.). Попросите второго человека вспомнить предпочтения первого. Цель – пройти весь круг, где каждый должен вспомнить предпочтения коллеги перед ним, добавляя собственные.


Минимальный реквизит

Для следующих упражнений нужно всего несколько предметов – бумага и ручка.

Лучшее место

Зачем играть? Поощряет командную работу для решения реальных проблем на рабочем месте.

Материалы : бумага, ручка

Как играть . Дайте небольшим командам по 2-4 человека время, чтобы придумать план, как они могут решить определенную проблему в офисе или группе с небольшим бюджетом.

Пусть каждая команда представит свои идеи в конце отведенного промежутка времени. Тот, кто соберет больше голосов за лучшую идею, выиграет небольшой бюджет, необходимый для изменений.

Выбрось ненужное

Зачем играть? Развивает нестандартное и критическое мышление, командную работу, решение проблем и, просто для удовольствия, навыки выживания.

Материалы: ручка, бумага

Как играть . Напишите сценарий для ваших команд из 2-3 человек: они только что оказались на необитаемом острове и могут взять только 10 вещей. Дайте им список из 20 вещей – 10 действительно полезных, которые им понадобятся, чтобы выжить на острове, плюс 10 псевдо-полезных вещей, которые могут показаться важными.

Попросите каждую команду составить список выбранных предметов и объяснить, почему они выбрали именно эти вещи.

Карта личности

Зачем играть? Чтобы новые коллеги разговаривали и узнавали больше друг о друге.

Материалы: ручка, распечатки таблицы или просто бумага.

Как играть. Во время подготовки ведущий заполняет таблицу 5×5 с фактами, которые характеризуют членов команды. Один квадрат – один человек.

Пример таблицы 3х3:


Попросите членов команды, которые соответствуют характеристике, указанной в списке, подписать свое имя в поле. Цель состоит в том, чтобы заполнить всю таблицу именами. Потом попросите каждого дать развернутое объяснение, почему они смогли написать свое имя под определенной характеристикой.

Автопортрет

Зачем играть? Помогает членам команды понять, как другие видят себя.

Материалы : бумага, маркеры, цветные карандаши.

Как играть : Пусть каждый игрок анонимно нарисует автопортрет. Соберите портреты, повесьте их на стену и попросите команду угадать, кто где изображен. Как только правильный человек назван, попросите его описать, почему он нарисовал себя именно так.

На улице

Для следующих упражнений понадобиться много места и разный реквизит.

Минное поле

Зачем играть? Упражнение на общение и доверие.

Материалы : несколько случайных, объектов среднего размера, например, конусы, шары, бутылки, коробки.

Как играть. Выложите объекты в случайном порядке в виде полосы препятствий. Разделите команду на пары и одному из них завяжите глаза. Нужно провести человека с завязанными глазами через минное поле, руководствуясь только словами. Цель состоит в том, чтобы человек с завязанными глазами смог выйти с другой стороны, не коснувшись ни одного из объектов.

Групповое жонглирование

Зачем играть? Помогает выучить имена, тренирует навыки запоминания.

Материалы : мяч.

Как играть. Команда становится в круг. Один человек, например, Андрей, начинает с того, что говорит: “Я Андрей” и передает мяч кому-то другому через круг. Человек, который ловит его, говорит: “Привет, Андрей, я Наташа”, затем передает мяч кому-то другому, следуя той же схеме. Увеличивайте сложность за счет увеличения скорости и количества шариков в круге.


Выводы

Сплочение коллектива происходит только тогда, когда соответствующие и своевременные действия, направленные на удовлетворение конкретных потребностей, являются частью культуры вашей организации. Тренинги и игры в этом помогают, но путь к созданию действительно крутой команды – начать с основ и дополнять их упражнениями.

Целью сплочения коллектива является мотивация сотрудников работать вместе, развивать свои сильные стороны и подтягивать слабые. Поэтому любое упражнение, направленное на формирование команды, должно поощрять сотрудничество, а не соревнование. Таким образом, вы создадите прочную основу для достижения целей, доверия и взаимопонимания.

Какие корпоративные мероприятия как способ сплотить коллектив компании использовать, чтобы наладить взаимоотношения персонала? Эксперты рассказали в материале статьи.

Из статьи вы узнаете:

Как сплотить коллектив, чтобы повысить уровень комфорта, желания двигаться к поставленным целям – такой вопрос возникает у управленцев, желающих повысить производительность труда, уровень приверженности сотрудников к организации. Слово «тимбилдинг» произошло от английского team – в переводе означает команда и building – это строительство, построение. В современной организации тимбилдинг рассматривается как командообразование. Философия управления персоналом рассматривает работников не отдельно, а в образе единой сплоченной команды, которая сможет добиться поставленных целей.

Как сплотить коллектив на работе, используя советы психолога? По мнению специалистов необходимо применить все доступные методики, чтобы сотрудники одного коллектива чувствовали себя единым целым. Тогда работа будет проходить более слаженно, удастся добиться поставленных целей в короткие сроки. В период активного роста компании могут периодически возникать конфликты и напряженные отношения между сотрудниками. В этот период очень важно уделить внимание лидерам, выделив из них официальных и неформальных. Тимбилдинг помогает создать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Тренинги на командообразование создают условия для формирования сплоченного коллектива. Такие методики рационально применять в следующих ситуациях:

когда необходимо развить коммуникативный и эмоциональный опыт участников;

избавить коллектив от конфликтности, внутренней конкуренции;

если наблюдается стагнация при экономическом упадке организации;

работники не проявляют инициативность и заинтересованность в достижении поставленных целей;

возникают локальные проблемы, требующие немедленного вмешательства руководства.

Тренинги предполагают работу в команде. Самостоятельно в одиночку сотрудники не смогут справиться с поставленной задачей. Выбор сюжета стоит проводить с учетом специфики деятельности компании.

Задания для участников могут быть нескольких видов:

  1. экстремальные;
  2. интеллектуальные;
  3. этнические;
  4. театральные;
  5. музыкальные;
  6. танцевальные;
  7. кулинарные.

В ходе тренинга команда учится взаимодействовать. Победить в соревновании без помощи всех членов, участвующих в тренинге, невозможно. Одновременно можно решать сразу несколько задач, например, внедрять основы технологии эффективных продаж, привлечения новых клиентов и т.д. Все зависит от выбранного сюжета и специфики деятельности организации. Сценарий выбирает ведущий. Необходимо учитывать, что в творческих мероприятиях сотрудники проявляют личностные качества, показывают себя с такой стороны, которая раньше была скрыта от коллектива.

Игровые квесты предполагают сплотиться и приложить максимальные усилия, смекалку, проявить умственные, творческие и иные способности. Решить общую задачу одной командой – это то, что помогает сблизиться работникам одного коллектива. Неформальное общение сближает быстрее, чем несколько лет работы в одном офисе или кабинете.

Управленцам необходимо учитывать, что в настоящее время существует большее количество методик, помогающих разобраться в вопросе, как сплотить коллектив, учитывая возраст сотрудников и цели, поставленные при проведении мероприятий.

Корпоративные мероприятия проводят по тематическому сценарию. Простая корпоративная вечеринка поможет сотрудникам познакомиться, если они работают в разных отделах или структурных подразделениях, но не станет основой для сплочения. Во время встречи нового года, празднования юбилея компании, других праздничных мероприятий стоит применять методики, помогающие членам коллектива объединиться, почувствовать себя единой командой.

Основные условия формирования сплоченного коллектива

Факторы, влияющие на сплочение коллектива

Общность интересов

  • Сплотить коллектив с общими интересам, взглядами и ценностями значительно проще;
  • чтобы получить группу единомышленников, необходимо более тщательно прорабатывать методики отбора персонала;
  • внедрять корпоративную культуру

Возрастной состав групп

  • В команду, участвующую в состязаниях, тренингах необходимо выбирать сотрудников примерно одинакового возраста

Психологическая безопасность, доброжелательность

  • Если в коллективе создана комфортная психологическая обстановка, сотрудники лучше идут на сближение, взаимодействие и оказание взаимопомощи

Привлекательность эталонного образца

  • Вокруг собирается группа, которая подражает эталону и стремится достичь таких же показателей

Наличие конкурентов

  • Конкурирующие компании стремятся быть впереди, если в одной команде сложилась теплая атмосфера, вторая пытается достичь таких же показателей

Наличие сотрудника, противопоставляющего себя группе

  • Коллектив становится сплоченным , если существуют какие-то общие цели и желания

Трудовое единство

  • Сплочение направлено на решение поставленных задач

Квалифицированная работа формальных лидеров

  • Командообразование направлено на цель достижения профессиональных результатов и повышения производительности труда

Статьи по теме:

Какие организовать корпоративные мероприятия как способ сплотить коллектив компании

Проведение корпоративных мероприятий может сплотить или разъединить коллектив. Неоригинальные сценарии или одинаковый типаж таких мероприятий приведут к тому, что сотрудники потеряют интерес, будут относиться к праздничным корпоративным вечеринкам как к чему-то формальному и обыденному. Персонал воспринимает такие праздники в качестве продолжения рабочего процесса. В дальнейшем люди чувствуют себя неловко и проявляют озабоченность по поводу правильности своего поведения.

Праздник получается полноценным, насыщенным, ярким и незабываемым, если весь сценарий подготовлен членами команды. Уже во время продумывания сценария, подготовки к дальнейшему процессу и репетиции сотрудники сближаются. Сплочение коллектива проходит быстро и непринужденно.

Корпоративные мероприятия как способ сплотить коллектив компании проводятся систематически. Со временем образуется инициативная группа лидеров, вокруг которой формируется целая команда. В дальнейшем это помогает и во время работы чувствовать себя членами одного коллектива. Сплоченность помогает не только повысить производительность труда, но и приводит к созданию коллектива, способного выполнить самые сложные задачи, чтобы организация смогла занять лидирующие позиции в сфере своей деятельности. Все это неизменно ведет к развитию и экономической стабильности предприятия.

Тимбилдинг помогает создать лояльные взаимоотношения, служит мотивом к единению, организации сплоченной команды. Разобщенность сотрудников приводит к неэффективности управления. Возрастает текучесть кадров, снижается производительность труда. Обобщенный и дружный коллектив способен преодолеть любые сложности в переходном периоде во время развития организации. Формируется костяк, который остается в организации на протяжении всего периода работы.

Как сплотить коллектив с помощью других мероприятий

Спортивные мероприятия проводятся в коллективах, где работает преимущественно команда молодого и среднего возраста. Часто члены одной команды соревнуются с разными отделами, цехами, подразделениями. Спортивный дух и соперничество помогает сплотить команду в течение короткого времени.

Подготовка к следующему спортивному состязанию позволяет членам коллектива больше общаться в нерабочей обстановке. Это ведет к тому, что завязываются дружеские отношения, появляется дух единения и общности интересов. Сплоченным коллективом управлять проще. Во время трудовой деятельности присутствует взаимопомощь и взаимовыручка.

Необходимо учитывать психологические особенности сотрудников, при подборе персонала обращать внимание не только на профессиональные, но и на личностные качества кандидатов. Конфликты интересов возникают в коллективах, где персонал имеет разные взгляды на происходящее вокруг, не может найти точки соприкосновения в силу психологических особенностей. Вот почему так важно своевременно прорабатывать и пересматривать методики отбора, чтобы в дальнейшем получить сплоченный коллектив, способный работать с максимальной отдачей.