Строительные профессии: список, особенности обучения. Построй свою карьеру: строительные специальности Строительные профессии которые можно использовать в игре

Символика строительных инструментов. Зодческая работа бр. А.Х.

Зодческая работа ученика Д:.Л:. «Астрея» №6032 Великого Востока Франции брата А.Х., ноябрь 6013 г.

СИМВОЛИКА СТРОИТЕЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Зачастую людям присуще придавать особое значение неодушевленным предметам. Много лет спустя, зайдя в класс родной школы и сев за свою парту, череда нахлынувших воспоминаний из прошлого делает эту ранее обычную, повседневную мебель частицей жизни, свидетелем и активным соучастником пережитого. Вновь садясь за руль своего старого автомобиля, сменившего до этого нескольких хозяев, можно снова, на мгновение ощутить прошлое — поездки, разные ситуации, в которые ты попал будучи водителем, ощутить чувство встречи со своим старым знакомым после многих лет разлуки. Тем самым неодушевленному предмету мысленно, в душе присваиваются некоторые свойства живого существа. Мы заходим в музеи, в храмы с древней и богатой историей, события или давно ушедшие в мир иной известные люди, которые много лет назад находились в этих стенах или пользовались музейными экспонатами, незримо присутствуют здесь. Именно поэтому, зачастую нас в эти моменты охватывает чувство тесной сопричастности с прошлым. Не случайно Копье Лонгина оказывало и продолжает оказывать мистически завораживающее действие на многих, кому посчастливилось его увидеть.

Современного человека в повседневной жизни окружают тысячи предметов, ежедневно на него обрушивается огромный поток новой информации, на экране телевизора или компьютера он видит воочию, в режиме реального времени исторические события настоящего, он может в одно мгновение, не отрываясь от стула, перенестись в другую часть света, не существует вопросов, на которые бы он не мог, почти мгновенно, получить исчерпывающий ответ. И тем не менее особо бережное и трепетное отношение к некоторым вещам, подчас очень простым и не дорогим в смысле их стоимости, имеет место быть. Это одно их свойств души человека.

Что же тогда можно говорить о людях, живших много сотен лет назад? Их жизнь кардинально отличалась от современной, была более скупа на события, на новости, их быт был более прост и ограничен. В силу этого они более внимательно относились к предметам, окружавшим их. Их впечатления от дворцов и храмов, которые потрясают наше воображение и сегодня, наверняка были более ярки и оставляли еще больший след в памяти.

Любой процесс творчества, когда человек-творец реализует свои мысли в чем то осязаемом — картине, скульптуре, книге, — всегда носит тайный, почти сакральный характер, особенно для других, особенно для ограниченных в этих способностях. Архитекторы прошлого, воплотившие свои замыслы в великолепных сооружениях, которые стали свидетелями вечности для многих поколений людей, несомненно для окружающих были представителями особой категории творцов. Они строили здания, которым предназначено стоять века, а может и тысячелетия, сопровождать своим присутствием многие поколения людей. В своем труде строители использовали на первый взгляд очень простые инструменты — кувалда, резец, линейка, мастерок. В их кажущейся простоте заложен огромный смысл. Эта простота не помеха для создания невообразимо сложного. Все идет от простого к сложному. С помощью предельно простых инструментов создавались чудеса! Через эти инструменты проходила невидимая глазом созидающая энергия творцов, они являлись незаменимым средством для воплощения в реальность внутреннего мира зодчих, их мыслей и души. Они были одними из главных участников таинства творчества, созидания. В какой- либо части света не занимались строительством, в глубокой древности, в средневековье и даже сейчас, без этих инструментов никак нельзя обойтись. Они пришли к человечеству из невообразимой глубины времен. Ход времени для них остановился. Они вечны!

Любое профессиональное объединение людей за период своей деятельности создает определенные символы, дающие представление о роде своей деятельности. Для этого достаточно взглянуть на моряков. Многие детали формы одежды и сопутствующие ей предметы символизируют связь настоящего этой профессии с прошлым, напоминают о знаменательных событиях истории. Кортики офицеров флота — атрибут парадной формы, ленточки на бескозырках матросов или три полоски на их гюйсах, на поверхностный взгляд абсолютно никчемные атрибуты, имеют огромный смысл, понятный, зачастую, только их обладателям. Но именно это создает определенную ауру, основанную на легендарном прошлом, заставляет лишний раз о нем помнить и гордиться своей нынешней причастностью к нему. Строители — одна из древнейших и воистину самая мирная профессия. Эта профессия не менее, чем военные заслуживает своего ряда символов. Вольные Каменщики, как духовные продолжатели дела древних строителей, берущие начало своей истории от них, естественно, имеют символы из повседневного, рабочего арсенала оперативных каменщиков. Запон, молоток, двадцатичетырехдюймовый шаблон, мастерок — рабочие инструменты строителей, по праву являются символами Вольных Каменщиков. Однако для масонов важна не столь форма или предназначение этих предметов, а, в первую очередь, скрытый в них смысл, раскрываемый только под углом взгляда на процесс собственного духовного строительства.

Молоток, обтесывающий грубый камень, в конечном итоге создающий строительный материал, без которого невозможно продолжение и окончание любого строительства, использующий грубую физическую силу механического удара для создания задуманного, совершенного, преобразование неупорядоченной природой формы камня в геометрически выверенные линии и, как следствие, использование созданного на благо человека. Труд каменотеса тяжел и однообразен. Но без преодоления усталости, без упорства невозможно создание чего-либо стоящего или полезного себе и людям. Молоток — символ власти человека над несовершенным, символ земной власти, символ обязательной победы упорного труда, даже с помощью очень простого инструмента, над бездной препятствий на своем пути.

Резец — орудие для тонкой работы. Резец применяется там, где надо придать камню красоту, нанести узор, вырезать фигурные линии. Он необходим для воплощения идеи. Отсюда, он является символом установившейся мысли и принятого решения.

Запон — вид фартука, и перчатки, помогавшие сохранять чистоту при соприкосновении с материалом, отличительные черты рабочей одежды строителей. Их белый цвет, их само предназначение символизируют постоянную необходимость соблюдать чистоту помыслов и чистоту действий. Еще это отличительный знак, который Ложа дарит вновь посвященному Ученику, принимая в свои ряды, настоящий братский подарок.

Наугольник- простейший измеритель прямых углов. В естественной природе полностью отсутствуют прямые углы. Прямой угол абсолютно искусственен и характерен только для результатов деятельности человека. Прямой угол можно определить простейшими геометрическими манипуляциями. Но для этого обязательно нужен человек и его особые знания. Так очень давно был создан первый наугольник, который верой и правдой служит строителям тысячелетиями. Без измерения прямизны углов отшлифованного камня невозможно быть уверенным, что выложенные стены в одночасье не рухнут. Наугольник в духовной жизни- это мерило намерений, действий и слов на прямоту, на правильность.

Отвес и уровень — инструменты для проверки прямоты стенной кладки и вертикальности возводимых колонн. Это более сложные инструменты строителей. Они проверяют правильность выполнения более объемных процессов, чем просто обработка камня и получение строительного материала. Возведение той же стены огромный труд с участием многих строителей. Но итоговый результат должен быть один- достижение правильности и истинной прямоты. Так и в жизни, в разных ситуациях необходимо сохранять перпендикуляр к невзгодам и трудностям, не сгибаться. Уровень дает возможность Вольному Каменщику судить по своему собственному уровню, а не по чужому, по своим собственным стандартам, прикладывая уровень между человеком и плодом его труда. Уровень строителя замеряет неровности поверхности для последующей ее доработки. Уровень Вольного Каменщика символически уравнивает всех людей в их правах. Отвес показывает истинный перпендикуляр к земле, истинное направление. Отсюда он является символом Истины в земных делах и мыслях.

Все казалось бы очень просто, но одновременно и сложно. Вольный Каменщик обязательно должен найти свой особый, скрытый смысл в этих простых предметах, примерить его для себя и всю жизнь держать эту сумку с инструментами под рукой. Душа должна разговаривать не словами, а символами — особыми словами, которые мало что значат для безразличного и много для понимающего. Главное, чтобы эти символы постоянно находились в душе и обращение к ним вызывало такие же сильные эмоции, что и давние страницы прожитой жизни с их особым, личным значением.

Детям о профессиях: Профессия "Строитель"


Дорогие друзья! В этом выпуске мы расскажем вам об очень нужной и интересной профессии строителя. Здесь собраны различные материалы для подготовки занятий с детьми от 4-х лет. Дети познакомятся с новыми понятиями и терминами, окажутся на строительной площадке. Предлагается вариант дидактической игры, к которой можно скачать карточки. Этот материал можно использовать в детских садах как папки-передвижки.


Также вы сможете скачать интересную и познавательную детскую электронную презентацию "Деревянное строительство на Руси".
Внимание! Презентация требует пароль, вам необходимо нажать кнопку "Только для чтения".


Профессия "Строитель"


Сегодня мы отправимся на экскурсию туда, куда обычно детям вход воспрещён, даже висит табличка "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!" . Догадались куда? Ну, конечно же, на строительную площадку.
Как вы думаете, кто работает на стройплощадке? На стройплощадке работают люди, профессия которых называется строитель . Но под общим называнием профессии строитель скрывается много специальностей: это и каменщики, и штукатуры, монтажники, плиточники, бетонщики и т.д.
Ну что ж готовы? Отправляемся!
Первый, кто нас встречает на строительной площадке это прораб. Прораб это сокращение словосочетания «производитель работ». Прораб раздаёт задания рабочим, следит за тем, чтобы рабочие в срок исполняли всё то, что им поручено, следит за качеством исполнения работ.
- Давайте подумаем, с чего же начинается строительство любого здания?
Ответы детей (взрослый дополняет):
- А кто придумывает дом?
- Правильно. Архитектор придумывает и рисует на дома на бумаге. А строители воплощают его чертежи в жизнь.

Рабочий день на стройке начинается очень-очень рано, а заканчивается поздно. Строители торопятся скорее построить здание, чтобы в нём могли поселиться люди, открыться детский сад или школа, магазин или офис.
Прежде чем пройти на строительную площадку давайте поговорим о правилах поведения на стройке. (Ответы детей) .
Почему обязательно нужно надевать каску?
Как вы думаете, почему висит предупреждение: "Родители! Не пускайте детей на стройплощадку!"?
Молодцы! Вы всё правильно говорите!
Ну что ж надевайте каски и вперёд!

С чего начинается строительство дома?
Строительство любого здания начинается с заливки фундамента, фундамент – это основа всего здания, он должен быть очень крепким, прочным. Фундамент – это самая нижняя часть конструкции дома, находящаяся в земле. Задача этой всегда невидимой части состоит в том, чтобы передавать всю нагрузку от дома на грунт. Проще говоря, фундамент это «ноги» дома, его опорная часть.
Возводят фундамент каменщики и бетонщики . Они ведут кладку из искусственных камней и из природного камня, опалубочные работы и бетонируют части зданий из бетона, выполняют также работы по изготовлению деталей из бетона, монтажу сборных элементов. Их работа очень важна.
После того как залит фундамент, на стройке наступает затишье, так как фундаменту нужно время чтобы «набрать прочность». Это затишье может продолжаться долго, иногда даже год.
Итак, фундамент готов. Следующий этап – возведение стен. Кто же будет их возводить? Конечно же, опять бетонщики и каменщики.
Каменщики с помощью специальных ручных инструментов (молоточек-кирка, лопата и др.) сооружают колонны, стены и прочие конструкции. Они работают и на старых зданиях, ремонтируя кирпичную кладку. Некоторые каменщики занимаются укладкой брусчатки на мостовых, тротуарах и т.д. Каменщик должен обладать физической силой и выносливостью, гибкостью и подвижностью тела и особенно рук, развитым чувством равновесия, отсутствием боязни высоты.
Но не только каменщики занимаются постройкой стен здания. Им в этом помогает строительная техника . Какую строительную технику вы знаете? (Ответы детей) . Молодцы!
Подвал и фундамент копают экскаваторы, в установке стен и перекрытий помогают подъёмные краны. Не стоит забывать о такой мелкой, но столь необходимой на любой стройке технике, как бетономешалка . А ещё на строительную площадку доставляют очень много строительного материала, для этого используют большие грузовые автомобили, такие как, ЗИЛы, КРАЗы и КАМАЗы.
Как вы думаете, как следующий этап стройки, после возведения стен? Правильно, дому необходима крыша! Любое здание жилое или промышленное покрывается кровлей. Заготовкой и укладкой кровли занимается кровельщик . Основная задача кровельщика - уложить кровлю так, чтобы она как можно дольше служила людям. Кровельщик в строгой последовательности и с большой тщательностью начинает укладку листов кровли, при которой необходимо умение на глаз определять чёткость линий. Работа на высоте в неудобном согнутом положении немыслима без хорошего здоровья и выносливости. Она требует от специалиста постоянного внимания и сосредоточенности.
После того как возведены стены, перекрытия и крыша специалисты строителя говорят, что «коробка здания» закончена. Как вы думаете, почему так говорят?
Правильно! Здание пока что похоже на пустую коробку! Ничего в нём нет кроме пола, стен и крыши.
Давайте подумаем, что же теперь необходимо сделать?
Здание смотрит на нас пустыми проёмами окон. Конечно, теперь необходимо смонтировать окна и наружную дверь. Этим займутся монтажники. Монтажник - это человек, который занимается установкой, соединением, закреплением и подключением различных строительных элементов, сантехники, систем вентиляции, теплосети, котлов, бытовой техники и т. д. Множество технических специалистов занимаются монтажом. Их услугами пользуются при установке и замене промышленного оборудования, при строительстве, ремонте зданий и отдельных помещений. Разновидностей этой профессии существует огромное множество, так как монтировать можно много чего.
А теперь необходимо обеспечить здание водой, электричеством, газом, канализационной системой. Траншеи для труб были вырыты еще на этапе земляных работ, теперь же происходит укладка коммуникаций и подключение здания к централизованному водоснабжению и другим сетям. Кто же этим занимается? Теперь вступают в работу газ электросварщики, электрики, сантехники .
Ну а самый последний этап это внутренняя отделка помещений. Кто же теперь будет работать на стройке, как вы думаете? (Ответы детей) . Ну, конечно, это маляры, штукатуры, плиточники .
Давайте теперь поговорим о каждой из этих профессий отдельно.
Кто же такие маляр и штукатур? Они готовят под окраску бетонные, деревянные и металлические конструкции. Поверхности окрашивают вручную или при помощи валиков, краскопультов, пистолетов и других приспособлений, наклеивает обои. Владеют приемами работы высококачественной и декоративной штукатурки, а также приемами многоцветной окраски фасадов, зданий специальными составами.
Как вы думаете, легко ли работать маляром или штукатуром? Почему? (Ответы детей) .
Штукатуру и маляру необходимы физическая выносливость, подвижность тела и рук, их координация, чувство равновесия, хорошее зрение (острота, цветоразличение), хороший глазомер, наглядно-обзорное мышление и память. Они должны быть аккуратными, иметь художественный вкус.
А как вы думаете, что делает плиточник? Плиточник облицовывает плиткой стены домов и внутренние помещения. Сортирует керамическую плитку по размеру, цвету, сорту. Укладывает керамическую плитку. Для этого готовит растворы, очищает поверхности, режет плитку по размерам. Может выполнять укладку плитки по заданному рисунку. Ремонтирует облицованные поверхности.
Ну, вот и готово здание. Ждёт новых жильцов!
И наша экскурсия подошла к концу.

Беседа о строителях:


Итак, важна ли профессия строителя? Какие строительные специальности ты запомнил?
Ответы ребёнка.
Всё правильно. Побывав на стройке, мы с тобой узнали, что при современном строительстве используются кирпич, бетон, железобетон, стекло, железо. А как ты думаешь, из каких материалов строили дома в Древней Руси?
Ну конечно, тогда основным материалом служило дерево. Бывало даже такое, что дома строили без единого гвоздя. Основным орудием строителя был топор.

А ты видел, в какой одежде ходят строители?
Ответ ребёнка.
Правильно, строители одеты в специальную одежду. И это не просто одежда, она должна быть выполнена из прочных, но в тоже время лёгких материалов, рабочему должно быть удобно в такой одежде. Главная функция спецодежды - защита строителя от внешних неблагоприятных факторов: от механических повреждений, повышенных и пониженных температур, электрического тока, пыли, воды, токсических веществ, кислот, щелочей, нефтепродуктов, общих производственных загрязнений.

Рабочие каких специальностей участвуют в строительстве дома?
Ответ ребёнка.
Правильно! Вот как много людей заняты в этом не просто деле – строительстве нового дома! И это неспроста, дом должен быть прочным, красивым, современным, в нём должно быть комфортно!

Как ты думаешь, какими качествами должны обладать строители?
Ответ ребёнка.
Правильно! Они должны быть физически крепкими, трудолюбивыми, должны постоянно повышать своё профессиональное мастерство, обладать желанием делать нужное людям дело.

Примерные вопросы, которые ещё можно задать ребёнку для закрепления знаний о профессии пожарного:
1. Как называют строителей работающих с деревом?
2. Почему работа строителя бывает опасной?
3. Какие строительные машины ты знаешь?
4. Как называют рабочих, которые выполняют отделку помещений? Какие у них бывают специальности?

Пословицы и поговорки о труде и строительстве:

● Каков строитель, такова и обитель!
● Дело мастера боится.
● Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
● Кто любит труд, того люди чтут.
● Построить здание - надо иметь знание.
● Дом возвести – не плетень заплести.
● С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
● У плохого мастера и пила плохая.
● Не бравшись за топор, избы не срубишь.
● И гладко стружит, и стружки кудрявы.
● Не топор тешет, а плотник.

Загадки:


Строю школы, строю бани, строю новые дома,
Строю целые деревни, даже строю города!
Строить нужно аккуратно, строить нужно на века,
Чтоб жилось в тепле, уюте, даже в сильные снега.
В своём деле я художник и над ленью победитель,
Догадались? я -…(строитель)

***
Мастер он весьма хороший,
Сделал шкаф нам для прихожей.
Он не плотник, не маляр.
Мебель делает... (столяр)

***
Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)

***
Гвозди, топоры, пила,
Стружек целая гора.
Это трудится работник -
Делает нам стулья... (плотник)

***
Вот на краешке с опаской
Он железо красит краской,
У него в руке ведро,
Сам раскрашен он пестро. (Маляр)

***
Средь облаков, на высоте,
Мы дружно строим новый дом,
Чтобы в тепле и красоте
Счастливо жили люди в нем. (Строители)

***
Из кирпича мы строим дом,
Чтоб смеялось солнце в нём.
Чтобы выше, чтобы шире
Были комнаты в квартире. (Каменщики)

***
На работе день-деньской
Он командует рукой.
Поднимает та рука
Сто пудов под облака. (Крановщик)

***
Не художник он, но краской
Пахнет неизменно,
По картинам он не мастер -
Мастер он по стенам! (Маляр)

***

Стихи.
На стройке.
Там, на стройке,
кран огромный
Поднимает в небо тонны
Плит из железобетона.
Сварщики железо плавят,
Штукатуры стены правят,
Каменщик кирпич кладет,
Маляры окрасят свод.
Бригадир за всем следит,
А прораб – руководит,
Чтобы строить для народа
И квартиры, и заводы!
(И. Ильх)
***
Новый дом.
Грузовик привез, рыча,
Полный кузов кирпича.
А другой привез шофер
Щебень, известь и раствор.
Звон и гром стоят кругом.
Быстро строят новый дом.
Он уже почти готов,
И бригада маляров
Красит в синий цвет фасад:
В доме будет детский сад.
(Л. Рашковский)
***
Крановщик.
Парень маленького роста
И не очень-то силен,
А смотри – легко и просто
Управляет краном он.
Если путь закрыт, он сразу
Может кран остановить,
Крановщик всегда обязан
На работе зорким быть.
Под руками три штурвала,
По порядку вертит их.
Не боится этот малый
Блоков самых тяжелых!
(Г. Люшнин.)

***

Сварщик.

Он в синей спецовке
И в синих очках,
Он синюю молнию
Держит в руках.
Она как живая:
Подвижна, сильна.
Смотрите, как яростно
Бьётся она!
Вот смолкла, затихла,
Свернулась клубком,
А сварщик коснулся
Её проводком,
И молния брызнула
Золотом звёзд,
Как будто жар-птица
Расправила хвост!
(автор не найден)

***

Звёздочка.

Маму видит вся столица.
Мама строит новый дом,
Да такой,
Что поселиться
Полрайона может в нем.
Дом заметно вырастает
Каждый день
И каждый час.
Будто небо подпирает
Металлический каркас.
И над самой верхней балкой,
Где подъемный кран стоит,
Огонек электросварки
Яркой звездочкой горит.
Это мама ―
Сварщик смелый ―
Держит звездочку в руках,
А над нею
Стайкой белой
Проплывают облака.
(Г. Ладонщиков)

***

Штукатуры.

Вы видали штукатура?
Приходил он к нам во двор
И, поглядывая хмуро,
Он размешивал раствор.

Что-то сеял через сито,
Головой качал сердито,

Был он чем-то озабочен,
В ящик воду подливал,
В пиджаке своем рабочем
Над раствором колдовал.

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.

А потом дошкольник Шура
Вслед за ним пришел во двор
И, поглядывая хмуро,
На скамейке что-то тер.

Что-то сеял через сито,
В банку воду подливал,
Головой качал сердито,
Над раствором колдовал,

Был он чем-то озабочен –
Ведь не просто быть рабочим!

Наконец повеселел он,
Подмигнул: – Займемся делом.
Мы не курим, не халтурим,
Мы на совесть штукатурим.
(А. Барто)

***

Кто построил этот дом?

На улице Садовой
Дом построен новый.
В нём столько светлых окон -
Считать не сосчитать,
А крыша так высоко,
Что птицам не достать.
В доме - десять этажей,
В доме - тысячи людей.

Кто построил этот дом,
Дом, в котором мы живём?

АРХИТЕКТОР
Архитектор строит дом,
Дом многоэтажный,
Строит дом карандашом
На листе бумажном.

Нужно всё нарисовать,
Вычислить, проверить,
Все квартиры сосчитать,
Лестницы и двери.

Чтоб стоял он много лет,
Чтобы был в квартирах свет,
Ванны, умывальники
Для больших и маленьких.

КАМЕНЩИК
На стройке жаркая пора,
Сигнал уже пробил.
Сегодня каменщик с утра
К работе приступил.

Ему идёт двадцатый год,
А он уже герой:
Быстрее всех кирпич кладёт
Строитель молодой.

Кладёт кирпич за кирпичом -
Растёт этаж за этажом,
И с каждым часом, с каждым днём
Всё выше новый дом.

КРОВЕЛЬЩИК
Чтобы в доме было сухо и тепло,
Чтобы снег зимою в дом не занесло,
Чтоб не мокли люди под дождём,
Кровельщик железом покрывает дом.
Ходит кран подъёмный - огромной высоты,
Подаёт на крышу железные листы.
Кровельщик работает на крыше дотемна,
Ему, как на ладони, вся Москва видна:
Площади и парки в предвечерней мгле,
А над ними яркие звёзды на Кремле!

ПЛОТНИК
Летят опилки белые
Летят из-под пилы:
Это плотник делает
Рамы и полы.

Топором, рубанком
Выстругивает планки.
Сделал подоконники
Без сучка-задоринки.

Хорошему работнику
Слава и почёт.
Недаром орден плотнику
Вручил народ.

ШТУКАТУР
Из училища на стройку
К нам приехал паренёк.
Он уверенно и бойко
Штукатурит потолок.

Штукатурку лепит к стенам
Маленькой лопаткою,
Чтобы были эти стены
Ровные и гладкие.

Он трудом своим гордится
И своим успехам рад.
"Дело мастера боится", -
Про парнишку говорят.

МАЛЯР
Красить комнаты пора -
Пригласили маляра.
Но не с кистью и ведром
Наш маляр приходит в дом:
Вместо кисти он принёс
Механический насос.

Брызжет краска по стене,
Солнце светится в окне.
Стали стены голубыми,
Словно небо в вышине.
Новый дом почти готов -
Примет к празднику жильцов!

Вот кто строил этот дом,
Дом, в котором мы живём!
(С. Баруздин)
Кран-великан.

Утром он глянул -
А там, на участке,
В небо взметнув
Металлический стан,
Вырос огромный
Строительный кран,
Вытянул
Длинную руку вперед
И все, что попросят,
Наверх подает.
(Асен Босев)

Дидактическая игра « Что кому пригодится?

Цель: научить детей среди специальных инструментов находить те, которые пригодятся людям определённой профессии. Развивать логическое мышление. Объяснить, почему выбрали именно эти предметы. Правильно разложить карточки на группы.

Подготовка: Необходимо подобрать картинки с изображением специальных инструментов. Например, для маляра – кисть и валик, для плотника – рубанок и топор, для электрика – отвёртка и кусачки, для каменщика – молоток и мастерок. Подготовить картинки с изображением людей строительных профессий.
1 вариант игры: карточки делятся между игроками, карточки нужно разложить по профессиям.
2 вариант игры: воспитатель выкладывает перед игроками несколько карточек, среди которых будут 2 карточки, относящиеся к одной профессии и одна лишняя.

Сколько существует человечество, столько оно и пытается сделать условия проживания более комфортными. Сначала люди искали пещеры и приспосабливались, затем они стали менять места обитания под себя. Тогда и появились первые строители. Самым древним домам, возведённым руками человека, десятки тысяч лет. С тех пор многое изменилось. Но люди по сей день возводят себе жилища, поэтому строительные профессии одни из самых востребованных.

Кто такие строители?

При этом вопросе многие представляют себе людей, занятых возведением стен какого-либо здания. Но это лишь отчасти верно. На самом деле понятие гораздо шире. Строитель – это специалист, который занимается возведением каких-либо конструкций на любом из этапов: от проекта на бумаге до стадии внутренней отделки. Так что архитекторы и инженеры-сметчики – это люди всё той же сферы деятельности.

Внутри профессии существует большое количество более узких специальностей. В зависимости от того, какую работу человек выполняет, он является плотником, каменщиком, бетонщиком и т. д. Часто один и тот же специалист осуществляет несколько различных операций. Например, штукатуры могут проводить и другие отделочные работы: красить, белить, класть плитку.

Это благородный труд, хоть он физически, а часто и психологически, тяжёлый. Суть в том, что одни люди заботятся о других, создают подходящие условия для проживания. Здесь от качества работы специалистов на каждом этапе зависит не только комфортабельность, но и безопасность здания.

В настоящее время строитель – это одна из самых востребованных профессий. Работа оплачивается, как правило, хорошо, выше, чем в среднем по регионам. Есть перспективы роста, как вертикального, так и горизонтального: можно дойти до «звания» прораба или открыть свою фирму, или же стать узким специалистом, умеющим выполнять самые сложные операции в той или иной области строительства.

Основные направления и отрасли

Перечислить все специальности, связанные со строительством, практически невозможно, т. к. их многообразие весьма и весьма велико. Самый полный список займет не одну страницу. Однако можно выделить основные направления деятельности строительных работников.

Умственный труд

  • С них начинается любое строительство. Они создают проект дома, разрабатывают планировку, решают, как здание будет выглядеть.
  • Инженеры . Непосредственные руководители. В зависимости от специализации они могут:
    • рассчитывать инженерные сети;
    • руководить работами непосредственно на стройплощадке;
    • разрабатывать несущие конструкции;
    • контролировать качество проведения работ, а также материалов, поставляемых для строительства;
    • составлять сметы.

Профессии, задействованные непосредственно на стройплощадке

  • Столяры и плотники. Это специалисты по работе с деревом. Они могут как сами сделать необходимые детали, так и собрать что-либо из имеющихся заготовок. При строительстве каких-либо зданий вся работа, связанная с деревом, ложится именно на их плечи: от сборки опалубки и лестничных маршей до установки фурнитуры на окна. Необходимо различать эти две профессии. Плотники выполняют более грубую обработку древесины, изготавливают крупные конструкции. Столяры заняты более тонкими операциями. Белодеревщики делают окна, рамы, двери. Краснодеревщики изготавливают декоративные объекты.
  • Каменщики. Представители этой профессии занимаются кладкой из кирпича и камня. Именно они создают стены домов и сооружений. Могут выложить различные объекты.
  • Облицовщики-плиточники занимаются внутренней и внешней отделкой помещений. Они выкладывают из всевозможных материалов различные узоры и мозаики. От их труда зависит то, насколько эстетично будет выглядеть конструкция.
  • Кровельщики делают крыши. Это одна из , т. к. многие работы до сих пор выполняются вручную. Специалистам приходится проводить множество операций на большой высоте. Основная задача профессионалов – сделать такую кровлю, которая будет служить людям долго. Часто специалистам приходится ремонтировать крыши или устанавливать новые над старыми зданиями. От кровельщика требуется хороший глазомер, знание технологии укладки тех или иных материалов, а также крепкое здоровье и выносливость.
  • Монтажники машин и механизмов. Современное строительство немыслимо без применения различных устройств. Перечень оборудования весьма большой. Часто вес механизмов измеряется в центнерах и тоннах. Специальные машины, занятые на площадках, приходят в разобранном виде. Их необходимо правильно собрать. Этим и занимаются представители данной профессии. Монтажники производят сборку и крепление механизмов. От качества выполнения операций зависит, будет ли полученное оборудование работать.

  • Операторы строительных машин. Представители данной профессии управляют техникой, занятой на стройплощадке. Сюда входит внушительный перечень специальностей:
    • крановщики;
    • водители самосвалов и грузовых машин;
    • бульдозеристы;
    • трактористы;
    • экскаваторщики и др.
  • Отделочники занимаются тем, что наводят красоту внутри и снаружи здания. Эта профессия имеет также большое число специализаций: штукатуры, маляры, плиточники и др. Одни красят потолки и стены, другие клеят обои в жилых домах и т. д.
  • Прораб. Это даже не профессия, а, скорее, призвание. Этот человек руководит работами на вверенном участке, у него в подчинении группа строителей. Но и он же должен отстаивать интересы своего коллектива, быть посредником между начальством и подчинёнными.

Существует огромное количество профессий и специальностей, связанных со строительством. Здесь заняты как женщины, так и мужчины. Практически все операции требуют от людей крепкого здоровья и физической выносливости, т. к. работать часто приходится в сложных условиях, на улице, под дождём или на солнцепёке. Но именно от строителей зависит качество домов, зданий, сооружений и, как следствие, безопасность миллионов людей.

Строительные профессии - основа процветания и урбанизации всего мира. Без строительных специальностей строительство городов, заводов, и вообще, любых зданий невозможно.

Профессия мастер строительных работ

Высокопрофессиональных мастеров - строителей уважают и высоко ценят во всем мире. Чтобы стать мастером-строителем, нужно пройти курс обучения в образовательном учреждении и постоянно улучшать свои трудовые навыки. Мастер строительных работ должен уметь выполнять практически все строительные работы, чтобы умело руководить процессом строительства. Кроме технических навыков, мастер строительных работ должен обладать отличными коммуникативными способностями.

Строительные профессии список

К строительным профессиям относят:

  • инженеров-строителей;
  • архитекторов;
  • геодезистов;
  • экономистов;
  • технологов;
  • мастеров строительных и монтажных работ;
  • крановщиков;
  • рабочих при создании железобетонных сооружений;
  • столяров-плотников;
  • кровельщиков;
  • бетонщиков;
  • монтажников по монтажу стальных и железобетонных конструкций;
  • каменщиков;
  • облицовщиков для внутренних и наружных работ;
  • маляров-штукатуров;
  • электрогазосварщиков.

Ни одно строительное сооружение не обойдется без сантехника и электрика.

Как и в любом деле, на оплату труда влияет опыт, знание новейших технологий и трудолюбие. Поэтому заработная плата строительных профессий очень вариабельна и зависит от уровня строителя, его востребованности, профессионализма и популярности.

Обучение строительным профессиям

Обучение строительным специальностям возможно как в высших учебных заведениях, так и в средних учебных заведениях: технических училищах, колледжах. В ВУЗе желающим посвятить свою жизнь строительству предложат факультеты дизайна и архитектуры.

Людям, имеющим творческие созидательные способности, эта профессия может стать не только способом безбедно жить, но и любимым делом, приносящим удовольствие.

С математическим складом ума и логическим мышлением отлично подойдет профессия инженер - строитель, в подструктуру которого входят и такие профессии как геодезисты, проектировщики.

Обязательные качества для успешной работы в строительстве:

  • умение работать с документацией,
  • техническими планами строительных сооружений,
  • умение выполнять и «читать» чертежи и таблицы.
  • Быть внимательным и обязательным, ведь от инженеров - проектировщиков зависит судьба многих людей, не зависимо, от строительных конструкций (дом, завод или многоэтажный офисный центр).

Рабочие строительные профессии

Рабочие строительные профессии получают в строительных колледжах или профессиональных училищах. Выбирая строительную профессию, нужно помнить, что это тяжелый физический труд, требующий четкого представления конечного результата. В рабочие профессии входят каменщики, облицовщики, маляры-штукатуры и т.д.

Обязательные личностные качества: физическая выносливость, творческий подход к работе, высокая работоспособность, аккуратность, обязательность, добросовестность.

Дорожно-строительные профессии

К строительным профессиям нельзя не отнести и дорожно-строительные профессии. Строительством дорог также занимаются люди со знанием своего дела.

  1. Дорожный рабочий. Без его не получится ни сантиметра дороги.
  2. Машинист асфальтоукладчика.
  3. Машинист катка. Неотъемлемый помощник асфальтоукладчика.
  4. Водитель грузового авто, доставляющего асфальт.

Профессии строительного колледжа

В строительных колледжах в рамках обучения проходят такие специальности:

  • Строительство зданий;
  • Монтаж коммуникаций, вентиляционных, электронных, коммуникаций водоснабжения.
  • Управление спец.транспортом.
  • Архитектура и дизайн.

Курс обучения направлен на изучение таких общих дисциплин: инженерная графика, архитектура, техническая механика, основы инженерной геологии и геодезии, информационные технологии в строительстве, информационные технологии, экономику, право, проектно-сметное дело.

Выбрав профессию строителя любого звена, каждый любящий трудиться человек открывает неограниченные горизонты в трудовой деятельности. Учебные заведения, как высшие, так и колледжи, дают исчерпывающую информацию о новейших технологиях строительных материалов, юридические аспекты ведения собственного дела, и знакомят с законодательной базой нашей страны.

Строительные профессии являются основой урбанизации и процветания всего мирового сообщества. Без них невозможно возведение заводов, городов, зданий. Профессия строителя является одной из древнейших. Секреты ремесла накапливались веками, хранились, передавались от старшего поколения к ученикам. «Мастера каменных дел» и качественные плотники всегда были в дефиците, особом почете. Для строительства Санкт-Петербурга со всей страны приехали лучшие каменщики, чтобы показать свое мастерство. По приказу царя, на период возведения города на Неве, по стране даже было запрещено каменное строительство. Есть существенные отличия между трудом строителя, работающего на крупном производстве, и небольшой многопрофильной бригады. Сотрудники строительных компаний в основном выполняют однообразные действия: наносят раствор, укладывают кирпичи, устанавливают оконные блоки. Их основная сфера деятельности определяется присвоенной строительной квалификацией. Представители небольших бригад – многопрофильные специалисты, они должны владеть разными видами работ, чтобы «выжить» на строительном рынке.

Список специальностей

Существуют разные строительные профессии. Список включает:

  • архитекторов;
  • инженеров-строителей;
  • экономистов;
  • геодезистов;
  • технологов;
  • крановщиков;
  • мастеров монтажных и строительных работ;
  • плотников, столяров;
  • каменщиков;
  • бетонщиков;
  • кровельщиков;
  • штукатуров–маляров;
  • электросварщиков, газосварщиков;
  • облицовщиков для наружных и внутренних работ

Каждая специальность имеет свои отличительные особенности, но в любом случае особое внимание уделяется безопасности.

Мастер строительных работ

Высокопрофессиональные мастера-строители всегда востребованы в данной отрасли. Для того чтобы освоить подобные строительные профессии, необходимо пройти обучение в специализированном образовательном учреждении, затем систематически совершенствовать полученные теоретические навыки. Мастер должен владеть всеми видами строительных работ, чтобы полноценно руководить процессом. Помимо технических навыков, ему нужны коммуникативные способности.

Как получить специальность

Обучение строительным профессиям производится в ВУЗах, а также в средних учебных заведениях: колледжах, училищах, техникумах. Тем, кто планирует связать свою жизнь со строительством, советуем выбрать факультет архитектуры и дизайна. Эти строительные специальности подходят творческим личностям, мечтающим заниматься интересным делом, получать за свой труд неплохое вознаграждение.

Для обладателей математического склада ума и логического мышления подходят такие строительные профессии, как инженер-строитель, проектировщик, геодезист.

Основные качества успешного строителя

Для данного направления нужны следующие параметры:

  • навыки работы со строительной документацией;
  • умение «читать» и строить чертежи, работать с таблицами;
  • владение техническими планами строительных зданий

Представитель этой специальности должен быть обязательным и внимательным, от его профессионализма зависит жизнь и здоровье людей, надежность заводов, многоэтажных домов, офисных зданий.

Рабочие специальности

Получить профессии строительных рабочих можно в профессиональных училищах и колледжах. При выборе такой специальности, нужно помнить о том, что она связана с тяжелым физическим трудом. Среди рабочих строительных профессий: маляры-штукатуры, облицовщики, каменщики. Штукатур во время работы набрасывает цементный раствор на поверхность, потом затирает ее, прилагая серьезную силу. Представители данной профессии должны иметь неплохую физическую подготовку.

Среди обязательных личностных качеств: творческий подход к труду, физическая выносливость, аккуратность, работоспособность, добросовестность, обязательность. Для управления специализированной строительной техникой требуется эмоциональная сдержанность, устойчивость к стрессовым ситуациям.

Требования к психомоторике

Несмотря на инновации в строительной отрасли, рабочим часто вручную приходится демонтировать, настраивать, ремонтировать, регулировать оборудование. Им нужны такие качества, как быстрота движений, точность, отличная координация, последовательность действий, ловкость. Какие строительные профессии нуждаются в координации движений? Навыки выполнения точных движений нужны монтажникам железобетонных и стальных конструкций, каменщикам, кровельщикам, штукатурам. Быстрота реакции помогает машинисту башенного крана принимать мгновенное решение, от правильности которого часто зависит человеческая жизнь.

Кроме того, все строительные профессии, специальности требуют полноценной работы слуховых, зрительных, мышечных восприятий. Острое зрение требуется формовщику железобетонных конструкций, чтобы следить за качеством получаемой продукции. Штукатур нуждается в четком восприятии оттенков, умении «на глаз» выявлять качество получаемого цементного раствора, предотвращать появление брака. Маляру требуется правильное цветовое восприятие, ему нужен художественный вкус, сочетание оттенков и цветов.

Глазомер, то есть умение визуально оценивать удаленность, размеры объектов, нужны плиточникам, стропальщикам, каменщикам.

Облицовщики, которые занимаются декорированием фасадов, работают на высоте, с ограничением площади опоры. Ловкость, ощущение равновесия, отсутствие боязни высоты для представителей данной профессии являются обязательными параметрами.

Мышечная чувствительность требуется представителям профессий ручного труда: плотникам, формовщикам, каменщикам.

В строительной отрасли существуют повышенные требования к сосредоточенности, вниманию, переключению с одного вида деятельности на другую.

Заключение

«Квартирный вопрос» не теряет свой актуальности даже во время мирового экономического кризиса, поэтому строительные профессии всегда остаются востребованными и высоко оплачиваемыми. Профессию «инженер-проектировщик» можно получить на строительном факультете профильного ВУЗа. Профессионал должен обладать устойчивым вниманием, на протяжении длительного промежутка времени сосредотачиваться на определенном объекте, тщательно прорабатывая технические аспекты. От качества работы инженера, разработанной им технической и проектной документации, соблюдения правил безопасности зависит жизнь и здоровье людей. Он не только руководит общестроительными работами, но и осуществляет контроль качества возводимых конструкций. Представитель данного профиля выполняет функции прораба, инженера-конструктора, сметного специалиста, работает не только в офисе, но и на объекте. Несмотря на сложности, которые испытывает в последние годы отечественный строительный рынок, стабильно количество абитуриентов, мечтающих стать студентами строительных учебных заведений.