Семенченя в а отстранен от занимаемой должности. История одного спора: отстранение от работы из-за уголовного дела. Отстранения требует санэпидназдор


В ТК отсутствует точное определение отстранения от службы. Зато его можно сформулировать на основании имеющейся судебной практики.

Отстранение – это временный отказ от предоставления работы, предусмотренной служебным договором. Ключевое слово – «временно». Именно это условие отличает отстранение от увольнения.

Цель процедуры – предупреждение вероятных рисков компании, которые могут возникнуть при дальнейшей деятельности сотрудника. Основания отстранения перечислены в статье 76 ТК РФ. Начальник организации не может определять причины самостоятельно и на их основании отстранять сотрудников. Все они указаны в законе и нормативных актах. В период приостановления трудовых отношений зарплата может не выплачиваться.

Причины отстранения главбуха и директора

В ТК отсутствуют причины отстранения именно главбуха и директора. Перечислены только общие основания приостановления сотрудничества:

  • Появление на службе в состоянии опьянения различных форм: наркотического или алкогольного. Важно подтвердить недозволительное состояние служащего. Для этого используются медицинские заключения, свидетельские показания, записи с видеокамер. Работодатель не обязан отстранять сотрудника. Он также может объявить выговор, сделать официальное замечание. Высшая мера наказания – увольнение по соответствующей статье.
  • Работник не прошел аттестацию по своей специальности. То есть есть официальное подтверждение того, что сотрудник не соответствует занимаемой должности. Еще одна возможная мера при данных обстоятельствах – увольнение.
  • Обнаружение противопоказаний относительно занимаемой должности в процессе медицинской проверки. Основание приостановления трудовых отношений должно быть подтверждено медицинским заключением. Отстранение выполняется до времени устранения найденных противопоказаний. Срок приостановления сотрудничества может определяться работодателем самостоятельно. Если он составляет менее 4 месяцев, сотруднику должна быть предоставлена другая должность, к которой противопоказания отсутствуют.
  • Приостановлено действие специального права, нужного для исполнения должностных функций, на срок, не превышающий двух месяцев. К таким правам относится, к примеру, лицензия на управление ТС, право на использование оружия.
  • Требования должностных лиц, обусловленные законами и положениями норм. К примеру, требовать отстранения сотрудника могут судебные органы, трудовая инспекция.
  • Карантин.

ВАЖНО! Период отстранения будет включен в стаж работы при соблюдении нескольких условий: сотрудник в дальнейшем восстановился в должности и приостановление трудовых отношений было обусловлено не пройдённым, не по вине работника, медосмотром. Последнее правило указано в статье 121 ТК РФ.

Особенности отстранения в связи с приостановкой действия особого права

Отстранение от должности на основании приостановки действия специального права имеет некоторые особенности. Приостановление трудовых отношений возможно только при наличии следующих обстоятельств:

  • Временная утрата права влечет за собой невозможность исполнения служебных функций.
  • Работодатель не имеет возможности перевести служащего на другую должность.

Работодатель обязан предложить работнику все вакансии в местности, где находится организация. Иногда наниматель может предложить сотруднику должность в другой местности, однако это должно быть оговорено коллективными или трудовыми договорами.

ВАЖНО! Если срок приостановки специального права составляет более двух месяцев, сотрудник может быть уволен на основании п. 9 ст. 83 ТК РФ.

Порядок проведения отстранения

Отстранение от должности главбуха или директора проводится согласно следующему алгоритму:

  1. Получение официального документа, на основании которого проводится приостановление трудовых отношений. К примеру, это может быть требование должностного лица, медицинское заключение.
  2. Издается приказ об отстранении.
  3. Изданный приказ регистрируется в . Срок его хранения составляет 5 лет.
  4. Работника нужно ознакомить с изданным приказом. После ознакомления сотрудник ставит свою подпись. Также проставляется дата, когда приказ был представлен работнику.
  5. Сотрудник может отказаться от ознакомления с официальной документацией. В этом случае составляется акт об отказе, подписанный составителем и двумя свидетелями.
  6. Регистрация акта в соответствующем журнале.
  7. Составление табеля учета рабочего времени.
  1. Издание приказа о допуске к работе по истечении срока приостановки сотрудничества.
  2. Регистрация приказа в соответствующем журнале.
  3. Ознакомление сотрудника с приказом. Работник ставит подпись в конце документа.
  4. Если сотрудник отказывается брать в руки приказ, требуется подготовить акт об отказе, подписанный двумя свидетелями. Он регистрируется в специальном журнале.

Все данные пункты являются обязательными. Если, к примеру, сотрудник не ознакомлен с приказами и отсутствуют соответствующие акты, он вправе обратиться в трудовую инспекцию с жалобой на неправомерное отстранение.

Нюансы отстранения от должности главбуха

Увольнение или отстранение главбуха – довольно сложный процесс, так как это специалист высокого уровня, в руках которого сосредоточены ключевые дела организации. Он обязан передать дела. Принять их могут следующие лица:

  • Руководитель компании.
  • Лицо, временно исполняющее обязанности главбуха на основании приказа.

Составляется подробный акт передачи дел, на котором ставят свои подписи обе стороны. В нем должны быть отражены все нюансы. Это оградит руководителя от передачи дел в ненадлежащем виде. Если передаваемых дел много, к процессу можно привлечь комиссию с соответствующей компетенцией или аудиторов.

ВАЖНО! Бухгалтер после отстранения от должности сохраняет ответственность за нарушения, которые были допущены им в период службы. Повторно отстранить его нельзя, однако можно привлечь к административной ответственности.

Нюансы отстранения директора

Приостановление трудовых отношений с директором часто осуществляется по требованию суда или должностных лиц. К примеру, подобная ситуация может возникнуть при обвинении сотрудника в нецелевом расходовании средств бюджета. В ТК и УПК отсутствуют указания относительно алгоритма отстранения директора. Данная процедура может проводиться на основании следующих норм:

  • Правил, предусмотренных учредительной документацией.
  • Правил, указанных в уставе АО.
  • Нормативных актов, регулирующих подобные ситуации.

Если перечисленные нормы отсутствуют, можно руководствоваться общими началами закона. Алгоритм, который применим к главбуху, вполне можно применить и к директору: составляется приказ и акт. Все оформленные документы регистрируются в журнале.

ВНИМАНИЕ! Случаи, при которых сотрудники получают выплаты в период вынужденного простоя, перечислены выше. Если данная ситуация под этот перечень не попадает, то никакой зарплаты сотруднику не выплачивается.

Статья 32 Закон о государственной гражданской службе:

"1. Представитель нанимателя обязан отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего:

1) появившегося на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения;

2) не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны профессиональной служебной деятельности (охраны труда);

3) привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации.

2. Представитель нанимателя вправе отстранить от замещаемой должности гражданской службы (не допускать к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на период:

1) урегулирования конфликта интересов;

2) проведения проверки:

а) достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданским служащим в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами;

б) сведений, представленных гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в) соблюдения гражданским служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, исполнения им обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами.

2.1. В указанных в части 2 настоящей статьи случаях гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности гражданской службы (не допущен к исполнению должностных обязанностей) на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим соответствующее решение. При этом гражданскому служащему сохраняется денежное содержание на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (исполнения должностных обязанностей).

3. Представитель нанимателя отстраняет от замещаемой должности гражданской службы (не допускает к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) по вине гражданского служащего.

4. В период отстранения от замещаемой должности гражданской службы (недопущения к исполнению должностных обязанностей) гражданского служащего денежное содержание ему не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами".

Статья 18 Закона о службе в таможенных органах:

"1. Руководитель Федеральной таможенной службы назначается на должность и освобождается от должности Правительством Российской Федерации.

Руководитель Федеральной таможенной службы имеет заместителей, количество которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Заместители руководителя Федеральной таможенной службы назначаются на должность и освобождаются от должности Правительством Российской Федерации по представлению руководителя Федеральной таможенной службы.

2.1. Начальники региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов назначаются на должность и освобождаются от должности руководителем Федеральной таможенной службы.

3. Другие сотрудники таможенных органов назначаются на должность и освобождаются от должности приказом начальника соответствующего таможенного органа.

4. На сотрудника таможенного органа с его согласия на срок до трех месяцев может быть возложено исполнение обязанностей по должности, назначение на которую производится приказом начальника вышестоящего таможенного органа.

5. При увольнении сотрудника таможенного органа в связи с ликвидацией таможенного органа либо сокращением численности или штата сотрудников таможенного органа (далее - организационно-штатное мероприятие) он для последующего трудоустройства зачисляется с его согласия в распоряжение таможенного органа на срок до трех месяцев с сохранением денежного довольствия.

В срок нахождения сотрудника таможенного органа в распоряжении таможенного органа не засчитывается время болезни или нахождение его в очередном и дополнительных отпусках.

6. Сотрудник таможенного органа, допустивший нарушение должностных обязанностей, может быть временно, не более чем на один месяц, отстранен от исполнения должностных обязанностей с сохранением денежного довольствия. Решение об отстранении указанного сотрудника от исполнения должностных обязанностей принимает начальник таможенного органа, назначивший на должность, начальник вышестоящего таможенного органа, назначивший на должность, или руководитель Федеральной таможенной службы".

В отношении гражданских служащих законодатель устанавливает две группы оснований отстранения от замещаемой должности. В первом случае представитель нанимателя обязан отстранить гражданского служащего. Во втором случае вправе это принять решение об отстранении. В первую группу входят основания, которые препятствуют исполнению служебных обязанностей (появление в состоянии опьянения; привлеченного в качестве обвиняемого, в отношении которого судом вынесено постановление о временном отстранении от должности в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации; несоответствие требованиям по охране труда).

В настоящее время продолжает действовать Временная инструкция о порядке медицинского освидетельствования для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения, утвержденная заместителем Министра здравоохранения СССР 01.09.1988 за N 06-14/33-14.

Статья 114 УПК РФ регламентирует порядок временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого, которое осуществляется на основании постановления суда и отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций утвержден Постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 N 1/29.

Основания второй группы лишь косвенно могут создать препятствия для выполнения служебных обязанностей (проведение проверок; разрешение конфликта интересов). В этом случае гражданский служащий может быть отстранен от исполнения служебных обязанностей на время установления фактов нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Гражданский служащий может быть отстранен на время проведения проверки сведений, представленных гражданским служащим при поступлении на гражданскую службу. Порядок предоставления сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера регламентируется Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 559 "О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера". Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1065 утвержден порядок проверки достоверности и полноты предоставляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной гражданской службы, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Гражданский служащий может быть отстранен от замещаемой должности на период проверки соблюдения запретов, ограничений и требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, установленных ст. ст. 16, 17, 19 Закона о государственной гражданской службе.

В случае временного отстранения служащего от замещаемой должности по основаниям, указанным в ч. 2 ст. 32 комментируемого Закона, гарантиями защиты интересов гражданского служащего выступают: установление предельного срока (не более 60 дней (продление до 90 дней) со дня принятия решения об урегулировании конфликта интересов или о проведении проверки); сохранение денежного содержания на все время отстранения от замещаемой должности гражданской службы (исполнения должностных обязанностей).

Законом о службе в таможенных органах перечень оснований для временного отстранения от замещаемой должности не диверсифицирован. В соответствии со ст. 18 комментируемого Федерального закона сотрудник таможенного органа, допустивший нарушение должностных обязанностей, может быть временно отстранен от их исполнения. Законодатель использует в ст. 18 формулировку "может быть временно... отстранен от исполнения должностных обязанностей". Таким образом, в отношении сотрудников не установлена императивная норма, предписывающая обязательное отстранение служащего от замещаемой должности. Решение об отстранении указанного сотрудника от исполнения должностных обязанностей принимает начальник таможенного органа, назначивший на должность, начальник вышестоящего таможенного органа, назначивший на должность, или руководитель Федеральной таможенной службы.

Обязанности сотрудника таможенного органа установлены ст. 17 Закона о службе в таможенных органах. Кроме того, в силу положений ст. 7.1 на сотрудника таможенного органа распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и ст. ст. 17, 18 и 20 Закона о государственной гражданской службе.

Сотрудник таможенного органа может быть отстранен от исполнения должностных обязанностей не более чем на один месяц.

Еще одной гарантией защиты интересов сотрудников таможенных органов является сохранение денежного довольствия. Федеральным законом "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что в случае временного отстранения сотрудника от должности ему выплачивается денежное довольствие, исчисляемое исходя из размера должностного оклада, оклада по специальному званию, ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).

Аналогичная норма содержится в письме ФТС РФ от 25.10.2011 N 01-11/51520 "О методических указаниях о порядке выплаты денежного довольствия сотрудникам таможенных органов Российской Федерации". Документ предусматривает, что сотрудникам, допустившим нарушение должностных обязанностей, временно отстраненным от исполнения должностных обязанностей не более чем на один месяц, денежное довольствие выплачивается в полном объеме.

Существует и другой подход к выплатам сотрудникам, чья вина в совершении преступления установлена в судебном порядке. Сотрудникам, осужденным за преступления на основании вступившего в законную силу приговора суда, денежное довольствие за время нахождения под стражей не выплачивается (п. 59 письма ФТС России от 25.10.2011 N 01-11/51520).

5.10. Отстранение от замещаемой должности государственной службы

В практике работы кадровиков в ряде случаев возникает проблема с выполнением предписаний органов следствия (дознания, суда) об отстранении от работы как руководителя организации, так и иного работника, привлеченного в качестве подозреваемого (обвиняемого) по уголовному делу. Как правило, приходится решать следующие вопросы: кто и как должен оформить факт отстранения работника от работы, возможно ли предоставить на период отстранения очередной оплачиваемый отпуск, допустим ли перевод на иные работы, ведь отстраненным лицам не положена оплата временного простоя, который может затягиваться на неопределенный период? И т. д. Эти вопросы рассматривает автор статьи на примере отстранения от работы руководителя организации.

Причины отстранения

Прежде всего напомним общие требования трудового законодательства относительно отстранения от должности.

Согласно ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника:
- появившегося на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
- не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- не прошедшего в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
- при выявлении в соответствии с медицинским заключением противопоказаний для выполнения работы, обусловленной трудовым договором;
- по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
- в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

На какую доплату может претендовать кадровик,

В указанных случаях работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.

В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

Обратите внимание! Ранее временному отстранению от должности мог быть подвергнут только обвиняемый, являющийся должностным лицом. Однако с момента вступления в действие Федерального закона от 04.07.03 №92-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации”, которым в ч. 1 ст. 114 УПК РФ слова “в случае привлечения должностного лица в качестве обвиняемого и при необходимости его временного отстранения от должности” были заменены словами “при необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого”, круг лиц, на которых распространяются требования указанной статьи, законодателем существенно расширен и не исчерпывается категориями, перечисленными в примечании к ст. 285 УК РФ (см. Обзор надзорной практики Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ за 2004 год)

В случаях отстранения от работы работника, который не прошел обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда либо обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.

Временное отстранение руководителя от должности

На практике необходимость отстранения руководителя организации от работы (должности) по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральным законом, возникает, когда руководитель привлекается в качестве подозреваемого (обвиняемого) в уголовном преступлении.

Может быть отстранен от работы как руководитель бюджетной организации, обвиняемый, например, в нецелевом расходовании бюджетных средств (ст. 285 УК РФ), так и руководитель коммерческой организации, подозреваемый, например, в незаконном получении кредита (ст. 176 УК РФ).

По действующему уголовно-процессуальному законодательству только суд, в т. ч. в ходе досудебного производства, правомочен инициировать временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности (подп. 10 п. 2 ст. 29 УПК РФ). Суд может это сделать на основании ст. 111 и 114 УПК РФ по своему усмотрению либо в порядке удовлетворения согласованного с прокурором ходатайства дознавателя или следователя, если они считают необходимым применение к руководителю этой меры процессуального принуждения.

В соответствии с п. 3 ст. 114 УПК РФ суд, вынеся постановление о временном отстранении подозреваемого (обвиняемого) руководителя от должности, должен направить его по месту работы, с которой связано проведение расследования. Отменить временное отстранение от работы можно только на основании постановления дознавателя, следователя, прокурора (далее - правоохранительные органы), выносимого ими, когда отпадает необходимость в применении этой меры (п. 4 ст. 114 УПК РФ).

В связи с тем, что возможен длительный период отстранения руководителя (далее - директор) от должности, рассмотрим следующую ситуацию с точки зрения последствий, которые может повлечь за собой отстранение от работы как для него самого, так и для организации.

Итак, судья, руководствуясь процессуальными нормами и с учетом ст. 20, 273-275 ТК РФ, направил работодателю копию постановления суда об отстранении директора. Правоохранительный орган, инициирующий через суд отстранение директора от должности, сам не правомочен проводить решение суда в исполнение, так что это должен сделать полномочный представитель организации, являющейся работодателем директора.

Необходимо учитывать, что в некоторых случаях срок предварительного следствия может неоднократно продлеваться, поэтому формально отстранение от должности может быть довольно длительным (ст. 162 УПК РФ).

Однако проблема заключается в том, что ни ТК РФ, ни УПК РФ не содержит детального порядка (механизма) отстранения директора от должности. Есть еще одна сложность: законодатель дозволяет осуществлять руководство организацией различными способами, например, ее единственным участником (учредителем), управляющей организацией (управляющим), исполнительным коллегиальным органом, которые также могут принять какое-либо решение, повлекшее нарушение уголовного законодательства.

Если в учредительных документах организации порядок отстранения директора не предусмотрен, то решение суда нужно будет исполнять, применяя положения нормативных правовых актов, регулирующих сходные отношения, а при отсутствии таких норм исходить из общих начал и смысла законодательства.

Однако считаю, что будет достаточно обратиться к уставу акционерного общества, который соответственно должен отвечать требованиям Федерального закона от 26.12.95 №208-ФЗ “Об акционерных обществах” (далее - Закон об АО).

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Получение индивидуальным предпринимателем или руководителем организации кредита либо льготных условий кредитования путем представления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя или организации, если это деяние причинило крупный ущерб, -

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

2. Незаконное получение государственного целевого кредита, а равно его использование не по прямому назначению, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству, -

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок от двух до пяти лет.

Статья 176 УК РФ

1. Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью,

уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 285.2 настоящего Кодекса признается сумма бюджетных средств, превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Статья 285.1. УК РФ

Исходя из содержания абз. 3 п. 4 ст. 69 Закона об АО компетенцией приостанавливать полномочия директора, как правило, обладает совет директоров (наблюдательный совет) общества (далее - совет директоров). Одновременно с указанным выше решением совет директоров должен принять и решение об образовании временного исполнительного единоличного органа общества (далее - временный директор), а также о проведении внеочередного общего собрания акционеров для решения вопроса о необходимости досрочного прекращения полномочий отстраненного директора и об избрании (назначении) нового директора или о передаче полномочий директора управляющей организации или управляющему. Такое решение принимается большинством в три четверти голосов совета директоров, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров.

Порядок созыва и проведения заседаний совета директоров определяется уставом общества или его внутренним документом. Причем решение совета директоров может быть принято и по результатам заочного голосования, если это предусмотрено уставом или внутренним документом общества (ст. 68 Закона об АО). В любом случае документом, приостанавливающим деятельность директора по требованию правоохранительных органов, является протокол.

В протоколе должно быть отражено, на какой период и по чьему требованию директор отстраняется от работы.

Выплата пособия, возможность работы и использования отпуска

Учитывая тот факт, что на период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику, как правило, не начисляется, работодателю необходимо убедиться в том, что на данный случай не распространяются исключения, предусмотренные федеральными законами (ч. 3 ст. 76 ТК РФ). В рассматриваемом примере в Законе об АО исключений не предусмотрено, как не обнаружено их и в иных федеральных законах, касающихся деятельности негосударственных организаций.

Поэтому, в случае удовлетворения судом ходатайства правоохранительных органов об отстранении руководителя от должности на основании ч. 6 ст. 114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый директор имеет право на ежемесячное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда (МРОТ), которое выплачивается ему в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ. Если учесть, что базовая сумма,

применяемая при исчислении стипендий, пособий и других обязательных социальных выплат, составляет в соответствии с Федеральным законом от 19.06.00 № 82-ФЗ “О минимальном размере оплаты труда” 100 руб., то размер указанного пособия будет равен 500 руб.

Пособие выплачивается по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда (ч. 3 ст. 131 УПК РФ).

С учетом того, что отстранение директора от должности происходит только по постановлению суда, судья обязан сформулировать его достаточно ясно и мотивированно, в частности указать дату, с которой данное пособие назначается.

Если судья не указал на выплату пособия, то такое же право есть у следователя, который согласно ст. 476 УПК РФ обязан по форме Приложения № 142 вынести постановление о выплате процессуальных издержек. Это постановление он должен направить в финансовый орган, осуществляющий выплаты бюджетных расходов, с одновременным уведомлением подозреваемого (обвиняемого) директора о принятом решении.

Пособие выплачивается из средств федерального бюджета по правилам, предусмотренным постановлением Совмина РСФСР от 14.07.90 № 245 “Об утверждении Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд”. Тем не менее привлекаемым к уголовной ответственности директорам и приостанавливающим их трудовую деятельность органам следует учитывать, что государство (в лице правоохранительных органов) содержащиеся в этом постановлении “повышенные” обязательства зачастую не выполняет. Более того, в этом постановлении до сих пор не указаны издержки по выплате пособия лицам, отстраненным от работы. Поэтому в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.03 №7 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта Федерального закона “О внесении дополнения к статье 131 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации”» содержится предложение дополнить эту статью частью 4 следующего содержания: “Порядок возмещения процессуальных издержек и размер выплачиваемых сумм устанавливаются Правительством РФ”.

Верховный Суд РФ, видимо, предполагает, что если само Правительство РФ будет устанавливать порядок возмещения и размер перечисленных в ст. 131

ЦИТИРУЕМ ЗАКОН

1. Процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства.

2. К процессуальным издержкам относятся: ...

8) ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда,

выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном частью первой статьи 114 настоящего Кодекса.

3. Суммы, указанные в ч. 2 этой статьи, выплачиваются по постановлению дознавателя, следователя, прокурора или судьи либо по определению суда.

Извлечения из ст. 131 УПК РФ

УПК РФ процессуальных издержек, то он будет не только необременительным для казны государства, но и действующим. При этом согласно ст. 132 УПК РФ все понесенные федеральным бюджетом временные процессуальные издержки (кроме оплаты переводчика и защитника по назначению), связанные с конкретным процессом, взыскиваются с осужденных. Однако до настоящего времени законодатель не устранил пробелы в перечисленных нормах законодательства, и выплата указанного пособия является проблематичной.

Удовлетворив ходатайство следственных органов, судья в соответствии с ч. 6 ст. 114 и ст. 477 УПК РФ, определяющей форму постановления о временном отстранении обвиняемого от должности (в форме не учтен подозреваемый - см. Приложение 13. - Авт.), обязан заполнить п. 2 постановляющей части этой формы о назначении ежемесячного государственного пособия в размере 5 МРОТ с момента лишения руководителя средств к существованию.

Отметим еще одну нестыковку п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ и ч. 6 ст. 114 УПК РФ - здесь тоже не учтен подозреваемый. На практике это дает возможность “добросовестному” судье (дознавателю, следователю) исключить подозреваемого из числа лиц, которые вправе получать государственное пособие, использовав формулировку “не положено”.

Есть ли у руководителя при долгосрочном отстранении от работы возможность каким-либо образом зарабатывать деньги?

При буквальном толковании соответствующих норм закона запрет правоохранительных органов занимать руководящие должности формально не исключает право занимать на данном предприятии неруководящие должности или выполнять иные работы, а также не ограничивает возможность временно устроиться на работу в другую организацию по трудовому договору, оказывать услуги по гражданско-правовому договору либо заняться частным бизнесом.

Нет также, по моему мнению, и проблемы с использованием отпуска - ни в ТК РФ, ни в УПК РФ таких ограничений не содержится. Директор является работником организации, и хотя в стаж работы, дающий право на ежегодный

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

Законодателем, на мой взгляд, проигнорировано такое понятие, как прожиточный минимум, и не учтено, что подозреваемый (обвиняемый) в случае прекращения уголовного преследования имеет право на компенсацию потерь при реализации реабилитационных мер. Кроме того, было бы неплохо учитывать, что исходя из положений, содержащихся в постановлении Правительства РФ от 11.04.05 № 205 “О минимальных нормах питания и материально-бытового обеспечения осужденных

к лишению свободы, а также о нормах питания и материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в следственных изоляторах Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, на мирное время”, по моим приблизительным подсчетам получается, что на перечисленных в нем лиц, содержащихся под “патронажем” государства, затрачивается не в месяц, а в неделю аналогичная сумма.

Как показывает практика, судья, идя навстречу лицу, расследующему дело, часто выносит постановление, освобождающее директора не от занимаемой должности, а с формулировкой “отстранить от руководящих должностей”, что практически лишает возможности директора работать на любой другой руководящей должности (например, мастером участка или начальником сектора) в этой организации

основной оплачиваемый отпуск, не включается время отсутствия работника на работе без уважительных причин, к которым относится и отстранение от работы по ст. 76 ТК РФ, это не лишает его возможности (в отсутствии ограничений в законе) использовать полагающийся ему отпуск.

Отсюда следует, что ни домашний арест и связанные с ним ограничения (ст. 107 УПК РФ), ни территориальное ограничение, обусловленное подпиской о невыезде и надлежащем поведении (ст. 102 УПК РФ), не препятствуют (поскольку таких ограничений нет в законодательстве) ни ему, ни организации реализовать право на полагающийся директору оплачиваемый отпуск.

Завершая изложение темы, обращаем внимание читателей и на правовые последствия для директора, которые связаны с прекращением уголовного дела и уголовного преследования. В соответствии с ч. 2 ст. 212 УПК РФ при наличии оснований, содержащихся в гл. 4 УПК РФ, в частности в пп. 1 и 2 ч. 1 ст. 24 и п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, следователь или прокурор принимает предусмотренные гл. 18 УПК РФ меры по реабилитации лица, подвергшегося уголовному преследованию. Право на реабилитацию лиц, привлеченных в качестве подозреваемых или обвиняемых, включает в себя в числе иных прав право на возмещение имущественного вреда и восстановление в трудовых правах.

Согласно ст. 135 УПК РФ после признания права на реабилитацию (ст. 133 и 134 УПК РФ) и удовлетворения правоохранительными органами обращения реабилитированного лица о возмещении имущественного вреда директору полагается возместить, в частности, заработную плату и другие средства, которых он лишился в результате уголовного преследования. При неудовлетворенности размером выплат, определенным в постановлении правоохранительных органов, директор может их обжаловать в порядке, установленном гл. 16 УПК РФ. На основании ст. 136 УПК РФ ему полагается также целый комплекс мер по возмещению морального вреда.

Что же касается восстановления в трудовых правах, то оно производится в порядке, установленном ст. 399 УПК РФ, а в случае несогласия с принятым судебным решением реабилитированный вправе обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства.

КСТАТИ СКАЗАТЬ...

В некоторых случаях выплата пособия может производиться и через организацию, где работает лицо, отстраненное от должности, если эта организация финансируется из федерального бюджета, т. е. когда казна одна и та же. Это вытекает из разъяснения Минфина России, в котором на вопрос о том, по какой статье экономической классификации расходов бюджета (ЭКРБ) осуществляется выплата ежемесячного пособия обвиняемому федеральному государственному служащему (надо полагать, и директору ФГУП или иной организации, финансируемой из федерального бюджета), временно отстраненному

от должности, был дан следующий ответ: «Расходы, связанные с выплатой ежемесячного государственного пособия в соответствии со ст. 114 УПК РФ обвиняемому, временно отстраненному от должности, в размере 5 МРОТ (п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ) отражаются по подстатье 110110ЭКРБ “Оплата труда гражданских служащих” до момента признания его виновным в совершении преступления».

Необходимо обратить внимание читателей на то, что в ответе Минфина России указан лишь обвиняемый и отсутствует подозреваемый, что связано с нестыковкой между собой положений, содержащихся в УПК РФ.

По сути своей отстранение от работы является обязанностью работодателя в отношении служащего, который в силу определенных причин не может продолжать выполнять свои должностные обязанности. Основания для использования такой меры регламентированы ст.76 Трудового кодекса РФ и предусматривают не допуск сотрудника к работе или её остановку, если трудящийся уже к ней приступил.

В случае выявления оснований для отстранения от выполнения служебных обязанностей, руководитель должен незамедлительно принять соответствующие меры. При этом не имеет значения производственная необходимость или иные смягчающие факторы.

Понятие «не допущение» хотя и схоже с «отстранением», но они имеют некоторые отличия. В частности, первое, используется тогда, когда основания выявлены до начала работы служащего. Второе же используется тогда, когда они были обнаружены после того, как он приступил к выполнению должностных обязанностей.

С юридической точки зрения отстранение от работы не влечет за собой изменения трудового договора или его расторжения. Однако в ряде случаев, это может являться предпосылкой для увольнения служащего. К примеру, при появлении трудящегося на рабочем месте в состоянии алкогольного или иного вида опьянения, он вначале не допускается к работе или отстраняется от неё. А после этого работодатель имеет право использовать данное обстоятельство, в качестве основания для расторжения трудовых отношений.

Недопущение к работе, само по себе, является временной мерой, действующей до устранения оснований, которые привели к её использованию. В период отстранения трудящегося от работы зачастую заработная плата ему не начисляется. За исключением ситуаций, когда обратное закреплено нормами ТК РФ или иными законодательными актами.

Основания для недопущения или отстранения трудящегося от работы

Основания для применения данных мер закреплены в ст.76 ТК РФ и включают в себя:

  • Появление на территории предприятия в состоянии алкогольного или иного вида опьянения;
  • Неполучение справки о прохождении обязательного медосмотра, если её наличие является обязанным для выполнения служащим своих должностных обязанностей;
  • Непрохождение обязательного обучения или проверки уровня знаний в сфере ОТ;
  • Приостановка действия лицензии или права на осуществление вида деятельности, необходимого для работы трудящегося, сроком до 2-х месяцев;
  • Ухудшение состояния здоровья, подтвержденное решением специальной медкомиссии, препятствующее продолжению работы служащего на занимаемой им должности;
  • Требования уполномоченных должностных лиц и служащих госорганов, а также иные основания предусмотренные ФЗ или иными нормативными актами.

Согласно ч.2 ст.76 ТК РФ в общем порядке отстранение действует вплоть до устранения обстоятельств, которые привели к наложению ограничения. Однако в ряде случаев, предусмотренных действующим законодательством, допуск к работе может зависеть и от иных факторов.

Порядок оформления отстранения от работы

В независимости от того, по чьей инициативе произошло отстранение от работы, процедура оформления данной меры будет зависеть от внутренних порядков самой фирмы и сферы её деятельности. В ряде отраслей этот процесс существенно отличается, в том числе может быть ощутимо упрощен: к примеру, на предприятиях, работающих в сфере питания (в том числе общественного).

Однако, несмотря на то, что в различных сферах процедура оформления отстранения от труда может меняться, есть основные правила, действующие во всех случаях. Так любые обстоятельства, ставшие основаниями для недопущения сотрудников к работе, должны быть зафиксированы в письменной форме или иметь документальное подтверждение. Зачастую, данный документ имеет вид докладной записки на имя руководителя или специального акта, оформленного в установленном порядке.

Само отстранение оформляется в виде распоряжения или приказа по предприятию. Эти документы не имеют унифицированной формы, но должны быть составлены согласно правилам оформления официальных бумаг. Кроме того, в них должна содержаться информация относительно:

  • Лица, которое будет отстранено от работы (его ФИО, а также указание занимаемой должности);
  • Обстоятельства, ставшие причиной недопущения к выполнению должностных обязанностей;
  • Срок действия ограничения, если можно установить точную дату;
  • Действия, которые сотруднику необходимо совершить для снятия ограничения, если это необходимо для возобновления работы;
  • При необходимости, указываются данные лица, временно исполняющего обязанности отстраненного сотрудника.

При необходимости отстранения от работы служащего в кратчайшие сроки, в ряде случаев может быть использована упрощенная схема. К примеру, при появлении трудящегося на рабочем месте в нетрезвом состоянии, медработник инициирует данную процедуру путем проведения осмотра и направления соответствующего заключения руководителю предприятия. При непосредственном участии работодателя данная процедура также существенно ускоряется.

Однако даже использование упрощенной схемы предполагает оформление необходимых бумаг. Если в отношении трудящегося было применено отстранение от работы, приказ должен быть составлен незамедлительно. Данная мера необходима, как для подтверждения даты и времени приостановления должностных обязанностей служащего, так и для правильного финансового учета. На основании данного документа будет прекращено начисление отстраненному сотруднику зарплаты, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

После подписания и издания распоряжения или приказа, сотрудник должен быть ознакомлен с ним в установленном порядке под роспись. При отказе от ознакомления с данным документом, ему зачитывается его текст, после чего составляется соответствующий акт за подписью не менее 2-х свидетелей.

Правовые последствия отстранения от выполнения должностных обязанностей

Касательно правовых последствий отстранения служащего от работы, то они имеют несколько итогов:

  • Возобновление трудовой деятельности после устранения оснований для ограничения;
  • Перевод сотрудника на иную должность (зачастую, используется при получении мед. заключения об ухудшении состояния здоровья гражданина и невозможности продолжения работы на текущей должности);
  • Прекращение действия трудового договора.

Каждый из них должен быть зафиксирован документально и сопровождаться соответствующим приказом или распоряжением по предприятию, подписанным его руководителем.

Касаемо оплаты времени отстранения, то в общем порядке, согласно ч.3 ст.76 ТК РФ, в этот период зарплата трудящему не начисляется. Однако это правило не действует, если причиной недопущения к работе стало не прохождение медосмотра, необходимого обучения или проверки знаний в сфере ОТ, которое было допущено не по вине служащего. В таком случае это время, вплоть до возобновления работы, должно быть оплачено, как простой в порядке, предусмотренном ст.157 ТК РФ.

Это касается и случаев, когда отстранение от выполнения должностных обязанностей было признано незаконным или проведено с нарушениями процедуры оформления. В таком случае, согласно ст.234 ТК РФ, работодатель обязан компенсировать трудящемуся всю не полученную им заработную плату.

Если отстранение произошло не по вине трудящегося или с нарушениями действующего законодательства, то этот период времени должен быть включен в стаж, дающий право на начисление дней ежегодного отдыха. Во всех остальных случаях, это время расценивается как отсутствие без уважительных оснований, вследствие чего не включается в стаж, дающий право на отпуск.

Особенности отстранения государственных служащих от замещаемой должности

Нормы трудового законодательства в равной степени распространяются, как на работников, трудящихся на частных предприятиях, так и на госслужащих. Однако в отношении последних также действуют и отраслевые нормативно-правовые акты.

Согласно ст.32 ФЗ №79-ФЗ от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе» госслужащий должен быть отстранен от занимаемой должности в случае:

  • Его появления на рабочем месте в нетрезвом состоянии;
  • Не прохождения обязательного обучения или проверки знаний в сфере ОТ;
  • Вынесения в отношении него судом решения о временном отстранении от выполнения должностных обязанностей, согласно нормам действующего уголовно-процессуального законодательства РФ.

Положения схожи с текстом ст.76 ТК РФ, однако тут есть ряд нюансов. Недопущение к выполнению своих обязанностей государственного служащего происходит, согласно ч.3 ст.32 ФЗ №79-ФЗ, в зависимости от наличия вины трудящегося.

При отстранении с занимаемой должности госслужащего согласно ч.4 ст.32 ФЗ №79-ФЗ денежное содержание ему не начисляется. Так как наличие вины является основополагающим фактором при недопущении к выполнению должностных обязанностей, то и оснований для выплаты заработной платы в данном случае нет.

После устранения обстоятельств, повлекших за собой отстранение от должности, служащий должен быть незамедлительно допущен к работе, если иное не предусмотрено действующим законодательством.

В отношении госслужащих также действует дополнительное основание для отстранения, которое не распространяется на прочих трудящихся. Они могут временно не допускаться к работе в связи с проведением в их отношении служебной проверки. В таком случае отстранение производиться представителем работодателя, которым была инициирована проверка. От её продолжительности будет зависеть и срок ограничения трудовой деятельности служащего. Необходимо заметить, что на время проведения проверки за отстраненным работником, согласно ст.59 ФЗ №79-ФЗ, сохраняется денежное содержание.

Помимо этого, представитель работодателя, имеет право при возникновении конфликта интересов также отстранить госслужащего от выполняемых им должностных обязанностей вплоть до решения спорных вопросов. В данном случае ему продолжать начислять зарплату все время, необходимое для урегулирования конфликта. Данное право закреплено ч.2 ст.32 ФЗ №79-ФЗ.

Помимо Федеральных Законов, на госслужащих также распространяются и нормативные акты, принятые в субъектах РФ. Их положения могут вводить дополнительные ограничения. К примеру, запрет на назначение госслужащего на иную должность во время его отстранения от выполнения служебных обязанностей.

Должностные лица могут быть не допущены к работе при отсутствии у них справки о прохождении медосмотра или психологического освидетельствования, если они необходимы для выполнения ими своих обязанностей. Также они должны быть отстранены при получении представителем работодателя мед. заключения, предусматривающего противопоказания для выполнения обязанностей госслужащего, закрепленных трудовым договором.

Касательно отстранения муниципальных служащих, то соответствующая процедура закреплена в Федеральном законе №25-ФЗ от 02.03.2007г. «О муниципальной службе в РФ». Согласно ст.27 данного нормативного акта в отношении должностного лица может быть применена такая мера, как отстранение от выполнения обязанностей в случае, если им был совершен дисциплинарный проступок. При этом недопущение к работе будет действовать вплоть до принятия решения относительно назначаемой меры дисциплинарной ответственности, но не более месяца. Выплата заработной платы за муниципальным служащим сохраняется. В данном случае оформление отстранения производится путем составления муниципального правового акта.

На государственных и муниципальных служащих в равной степени распространяются как нормы Федеральных законов, регулирующих деятельность в данной отрасли, так и общие положения трудового законодательства.

Конституция Российской Федерации (ст. 37) закрепляет положение о том, что каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Однако в ходе расследования уголовных дел, особенно совершенных должностными лицами с применением своих должностных полномочий, нередко приходится сталкиваться с тем, что они, используя свое служебное положение, препятствуют ходу расследования с целью воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу и избежать наказания (уничтожают документы, вещественные доказательства, воздействуют на своих подчиненных, не позволяя им давать свидетельские показания дознавателю и следователю и т.п.).

В связи с этим временное отстранение от должности, предусмотренное ст. 114 УПК РФ, занимает особое место среди мер уголовно-процессуального принуждения. Оно применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого, ограничивает указанное выше конституционное право, а если речь идет об отстранении от должности государственного служащего, то тем самым ограничивается также право на равный доступ к государственной службе (ч. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации) .

При разрешении вопроса об отстранении от должности следователь должен был принимать во внимание характер предъявленного обвинения, силу улик, а в особенности степень связанности преступного деяния с обязанностями должностного лица, последствия оставления обвиняемого в должности и возможные вредные последствия при дальнейшем исполнении обвиняемым своих обязанностей .

Следует согласиться с мнением тех авторов, которые отмечают, что отнесение отстранения от должности к мерам пресечения спорно. Так, по мнению Р.Х. Якупова, отстранение обвиняемого от должности близко примыкает к мерам пресечения, но представляет самостоятельный вид мер процессуального принуждения, поскольку ограничивает не свободу и личную неприкосновенность (что имеет место при избрании мер пресечения), а конституционное право на выбор рода деятельности и профессии .

Между тем в юридической литературе высказывается позиция о том, что отстранение от должности подозреваемого обвиняемого преследует не только цель предотвращения попыток воспрепятствовать выяснению истины, но и обеспечить исполнение приговора. Так, в частности, А.В. Смирнова отмечает, что такая мера «может обеспечивать исполнение будущего наказания в виде лишения права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью. Поэтому обвиняемый должен быть отстранен не только от государственной должности, но и от работы по специальности, если преступление, вменяемое ему в вину, связано с этой работой (особенно если санкция соответствующей статьи Особенной части УК РФ предусматривает наказание в виде лишения права заниматься определенной деятельностью). Например, может быть отстранен бухгалтер, водитель, обвиняемый в преступном нарушении правил дорожного движения» .

Однако с обозначенной позицией достаточно трудно согласиться. Как, справедливо отмечает П.В. Гридюшко, применение временного отстранения от должности по всем преступлениям, за которые Уголовным кодексом Российской Федерации в качестве меры наказания предусмотрено лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, как непреложная обязанность органа, ведущего уголовный процесс, «является бессмысленным» .

Поддерживая эту позицию, следует, во-первых, отметить, что принятие решения об отстранении от должности является не обязанностью следователя, дознавателя и суда, а его правом. Во-вторых, представляется, что подозреваемый или обвиняемый никоим образом не смогут препятствовать в ходе производства предварительного и судебного разбирательства приведению такого приговора в исполнение.

В уголовно-процессуальном законодательстве России нормативная регламентация рассматриваемой меры принуждения, по сравнению с ранее действовавшим законодательством, претерпела значительные изменения. В ст. 114 УПК РФ определено, что отстранение от должности является временным. Оно стало распространяться также на подозреваемого.

Однако в юридической литературе высказывается мнение, отвергающее возможность применения временного отстранения от должности в отношении подозреваемого. По мнению О.С. Гречишниковой, при применении этой меры принуждения к подозреваемому «возникает возможность для отстранения лица от должности с момента возбуждения уголовного дела, когда еще не собраны, не проверены доказательства, как самого события преступления, так и совершения его данным лицом. На момент привлечения в качестве обвиняемого эти обстоятельства уже будут в достаточной мере собраны и подтверждены» .

Однако с указанной позицией достаточно трудно согласиться, «поскольку, во-первых, на момент придания лицу статуса подозреваемого, определенный минимум доказательств, указывающих как на событие преступления, так и на причастность подозреваемого к его совершению уже имеется; во-вторых, в этом случае основная цель временного отстранения от должности подозреваемого как раз и будет заключаться в том, чтобы помешать ему в возможности воспрепятствовать сбору и подтверждению указывающих на его виновность обстоятельств, достаточных для предъявления обвинения» .

Так, указанная мера принуждения должна в первую очередь применяться к должностным лицам, связанным с организованным преступным сообществом, в отношении которых возбуждено уголовное дело по признакам преступлений в сфере экономической деятельности либо преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Например, рассматриваемая мера принуждения была применена в отношении П. - главы администрации одного из городов Кемеровской области, который распорядился разместить средства городского бюджета в одном из коммерческих банков, находящихся под контролем организованного преступного сообщества, и допускал их нецелевое использование. Поскольку предполагалось, что в отношении П. может быть отказано в удовлетворении ходатайства о применении меры пресечения в виде заключения под стражу, следователь с согласия прокурора одновременно направил ходатайство о временном отстранении П. от должности. Это ходатайство было судом удовлетворено .

В ст. 114 УПК РФ законодатель установил судебный порядок временного отстранения подозреваемого и обвиняемого от должности, который был усилен прокурорским надзором в виде дачи согласия прокурором на возбуждение перед судом ходатайства. В дальнейшем с учетом изменений, внесенных в УПК РФ Федеральным законом от 5 июня 2007 г. №87-ФЗ, указанное ходатайство стало возбуждаться перед судом следователем с согласия руководителем следственного органа, а дознавателем с согласия прокурора.

Существенным новшеством является также предоставление временно отстраненному от должности обвиняемому права на ежемесячное пособие в объеме пяти минимальных размеров оплаты труда.

Однако в юридической литературе многие ученые процессуалисты указывают на возможность применения рассматриваемой меры процессуального принуждения только в отношении должностного лица .

Таким образом, как справедливо отмечает Б.Т. Безлепкин, поскольку «под должностью в широком (буквальном) смысле этого слова понимается место, занимаемое на службе, следует считать, что мера принуждения, о которой ведется речь, касается всех служащих, то есть не только должностных и государственных лиц, но и муниципальных служащих, служащих в органах местного самоуправления, а также негосударственных (коммерческих и иных) структурах, подозреваемых или обвиняемых по уголовному делу…» .

В связи с этим в уголовном процессе при применении временного отстранения от должности нельзя отталкиваться от понятия должностного лица, данного в приложении к ст. 285 УК РФ.

Ф.Н. Багаутдинов, по мнению которого сегодня вряд ли можно согласиться с подобной точкой зрения. «Можно привести немало примеров, когда руководители, должностные лица, находясь за решеткой, формально продолжают оставаться на своих должностях и, более того, активно используют их, препятствуя расследованию. Поэтому принятие решения о временном отстранении обвиняемого от должности возможно и даже необходимо и при заключении его под стражу. Тем более, такое решение будет основанием для назначения другого лица исполняющим обязанности по должности временно отстраненного обвиняемого» .

Действительно, поскольку закон не запрещает, исходя из обстоятельств дела возможно одновременно избрать в отношении обвиняемого должностного лица: меру пресечения - залог и временное отстранение от должности; подписку о невыезде и временное отстранение от должности; личное поручительство и временное отстранение от должности; домашний арест и временное отстранение от должности (в последнем случае можно, в частности, руководить предприятием, и находясь под домашним арестом).

В месте с тем, на наш взгляд, отстранение от должности лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, не имеет никакого смысла. В условиях изоляции от общества человек теряет возможность использовать свое должностное положение, а значит, не будет иметься опасений, что он помешает ходу расследования.

Изучение ст. 114 УПК РФ показывает, что законодатель в настоящее время не до конца урегулировал комплекс вопросов, связанных с порядком применения меры процессуального принуждения в виде отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности. Достаточно некорректно сформулированы основания отстранения подозреваемого, обвиняемого от должности, путем использования оценочного выражения «при необходимости», которое понимается в правоприменительной деятельности неоднозначно, и практические работники испытывают объективные затруднения при оперировании им.

Это подтверждается и исследованиями практического применения этой меры. Так, по данным исследования, проведенного К.В. Задерако, рассматриваемая мера принуждения применяется достаточно редко, в том числе и при производстве по делам о тяжких преступлениях, только три из числа опрошенных ученым следователей обращались в суд с ходатайством о применении этой меры принуждения .

В целях устранения указанного Ф.Н. Багаутдинов предложил закрепить в законе конкретные случаи, обусловливающие необходимость отстранения обвиняемого (подозреваемого) от должности. В числе таковых им названы : преступление, за совершение которого привлекается должностное лицо, совершено по месту его работы либо связано с деятельностью предприятия или организации, где он работает; по уголовному делу, по которому привлекается должностное лицо, в качестве обвиняемых, подозреваемых либо свидетелей участвуют подчиненные ему по работе лица; должностное лицо, используя свое служебное положение, препятствует производству по уголовному делу.

По мнению B.C. Чистяковой, для применения этой меры «необходимы основания полагать, что должностное лицо, привлеченное в качестве обвиняемого, оставаясь на занимаемой должности, будет иметь возможность продолжать преступную деятельность, мешать установлению истины по делу путем уничтожения следов преступления, фальсификации документов, воздействия на подчиненных свидетелей, соучастников и т.п. Отсюда вытекает, что отстранение от должности может применяться только с целью не допустить совершения обвиняемым подобных действий и тем самым помешать успешному ходу расследования по делу» .

Еще ранее Ю.Д. Лившицем было высказано мнение о том, что вполне правомерным будет отстранение лица от занимаемой должности, если совершенное им преступление хотя и не связано с занимаемой должностью, но дискредитирует это лицо в глазах окружающих, главным образом подчиненных, вследствие чего подрывается престиж учреждения в целом .

Однако, с точки зрения нашего времени, с данным мнением достаточно сложно согласиться. В рамках действия принципа презумпции невиновности такое суждение не может быть признано правильным. «Дискредитация того учреждения, где работает подозреваемый или обвиняемый, ни в коем случае не может являться основанием временного отстранения от должности» .

Не оспаривая в целом значение предлагаемых выше обстоятельств в качестве оснований временного отстранения от должности, предлагаем в законе закрепить следующую формулировку таковых: наличие достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, оставаясь на прежнем месте работы, может препятствовать производству по уголовному делу, возмещению причиненного преступлением ущерба или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием на этой должности.

Временное отстранение от должности, согласно ч. 1 ст. 114 УПК РФ, осуществляется по мотивированному постановлению судьи, выносимому на основании ходатайства, которое возбуждается дознавателем с согласия прокурора и следователем с согласия руководителя следственного органа по месту производства предварительного расследования, что приводит к выводу о невозможности отстранения от должности обвиняемого (подсудимого) в судебных стадиях и по инициативе судьи. Полагаем, что необходимость в отстранении от должности может возникнуть и в судебных стадиях, а потому судья не может быть лишен рассматриваемого права. В связи с чем ст. 114 УПК РФ нуждается в соответствующем дополнении.

В ст. 114 УПК РФ не урегулирован порядок рассмотрения судьей ходатайства об отстранении обвиняемого от должности. В этой статье нет указания на то, что ходатайство рассматривается по правилам, установленным ст. 165 УПК РФ (как, например, это сделано в ст. 115 УПК РФ применительно к рассмотрению судьей ходатайства о наложении ареста на имущество).

В связи с этим Б.Б. Булатов и В.В. Николюк предлагают рассматривать такое ходатайство по правилам ст. 165 УПК РФ.

С указанной позицией не соглашается К.В. Задерако, который вполне справедливо полагает, что отстраняемое лицо вправе знать мотивы отстранения от должности и иметь возможность возражать.

В связи с этим следует поддержать мнение этого исследователя относительно того, что ходатайство об избрании меры принуждения в виде временного оттранения от должности должно рассматриваться в порядке, предусмотренном ст. 108 УПК РФ, о чем должно быть прямо указано в ст. 114 УПК РФ.

Таким образом, исполнение постановления суда об отстранении военнослужащего от должности в этом случае осуществляется, как правило, не путем издания приказа об отстранении от должности, а путем освобождения его от должности и зачисления в распоряжение соответствующего командира (начальника) до вынесения решения судом.

В соответствии сп. 10 ч. 2 ст. 29 и ч. 2 ст. 114 УПК РФ временное отстранение от должности осуществляется на основании судебного решения. Однако, согласно ч. 5 ст. 114 УПК РФ, для отстранения от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в случае предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления предусмотрена специальная процедура, предполагающая внесение Генеральным прокурором Российской Федерации Президенту Российской Федерации представления о временном отстранении от должности указанного лица.

Таким образом, при отстранении от должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации судебного решения не требуется. Достаточно лишь решения Президента Российской Федерации. В связи с этим можно сделать вывод о том, что законодатель, ввел, по существу, нового у частника уголовного судопроизводства - Президента Российской Федерации.

В то же время, как справедливо отмечается в юридической литературе, Президент Российской Федерации «при всей важности его должности как главы государства не может заменить судебную власть» .

В связи с этим в ч. 5 ст. 144 УПК РФ необходимо закрепить положение о том, что решение о временном отстранении от должности в указанной выше ситуации должно приниматься Верховном Судом Российской Федерации на основании представления Президента Российской Федерации, основанного на представлении Генерального прокурора Российской Федерации.

В этой ситуации, как представляется, неоправданно отсутствие в перечне субъектов, имеющих право на отмену указанной меры, судьи, который, бесспорно, должен иметь полномочия как в ходе досудебного производства (например, при рассмотрении жалобы на отклоненное ходатайство об отмене данной меры), так и в ходе судебного производства (если отпала о необходимость, и мера не была отменена следователем и прокурором) вынести решения об отмене отстранения от должности.

По результатам исследования указанных выше вопросов можно сделать следующие выводы:

1 Законодатель не обеспечил оптимального нормативного регулирования

меры процессуального принуждения в виде временного отстранения от должности. В результате практические работники испытывают объективные затруднения в ходе применения указанной меры.

2 В целях совершенствования правового регулирования указанной меры процессуального принуждения и исключения правоприменительных ошибок необходимо изложить ст. 114 УПК РФ «Временное отстранение от должности» в следующей редакции: «1 Временное отстранение от должности состоит в запрете подозреваемому или обвиняемому исполнять должностные обязанности, выполнять работу, которую он выполнял или заниматься деятельностью, которой он занимался.

2 Временное отстранение от должности избирается при наличии достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, оставаясь на прежнем месте работы, может препятствовать производству по уголовному делу, возмещению причиненного преступлением ущерба или продолжать заниматься преступной деятельностью, связанной с пребыванием на этой должности.

3 При необходимости временного отстранения от должности подозреваемого или обвиняемого прокурор следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом по месту предварительного расследования соответствующее ходатайство.

4 В течение 24 часов с момента поступления ходатайства судья в порядке, предусмотренном статьей 108 настоящего Кодекса, выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом.

5 Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту работы либо руководителю вышестоящей организации (учреждения).

6 Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления следователя, дознавателя, судьи или определения суда, когда в применении этой меры отпадает необходимость.

7 В случае привлечения в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и предъявления ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления Генеральный прокурор Российской Федерации с согласия Президента Российской Федерации возбуждает ходатайство о временном отстранении от должности указанного лица перед Верховным Судом Российской Федерации.

8 Решение об отстранении обвиняемого от должности после передачи уголовного дела в суд принимается судьей (судом) при наличии к тому оснований, указанных в части второй настоящей статьи, по ходатайству стороны обвинения или по собственной инициативе.

9 Временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с пунктом 8 части второй статьи 131 настоящего Кодекса».