Разрабатываем бизнес план автосервиса с расчетами, пример проекта. Доход автосервиса: сколько прибыли приносит бизнес и как ее поднять Какой доход приносит автосервис

Несмотря на "новые экономические условия", пробок в Москве меньше не стало. А вот сертифицированные мастерские из-за остановки автокредитования сворачивают свой бизнес. Таким образом, у малых предприятий появился отличный шанс занять свободную нишу на рынке и, как подсчитал "МК", получить хороший доход.

В кризис мечты о новой иномарке для многих россиян так и остаются мечтами.

Несмотря на то что автомобили подешевели, а автосалоны предлагают заманчивые антикризисные скидки, продажи новых автомобилей падают.

Тем не менее народ пока на машинах ездить не перестал. Во всяком случае, в Москве и других крупных городах пробки не исчезают. Вывод: люди ездят не на новых машинах. Но каждый, хоть раз имевший дело с автомобилем не в качестве пассажира, знает простую истину: не новая техника ломается гораздо чаще, чем новая.

Но кризис влияет и на выбор автосервиса. Рядовые автолюбители все чаще предпочитают официально сертифицированным авторемонтным мастерским более мелкие, зато с низкими ценами. Конечно, двигатель "Мерседеса" местные кулибины вряд ли переберут, зато помятое крыло вытянут в два раза дешевле, чем официальные механики, не говоря уже о таких мелких вещах, как замена масла, смена резины и т.д.

Россияне все реже берут автомобили в кредит, стимулируя спрос на услуги частных автосервисов. Дело в том, что требование обслуживания автомобиля только у официальных ремонтников довольно часто входило в кредитный договор. При этом необходимость платить за ТО (ежегодное техническое обслуживание автомобиля) по 30-40 тыс. руб. и раньше для многих била по кошельку. Теперь же автолюбители перестали ругаться с банками по этому вопросу: они просто делают ТО там, где дешевле. Не сказать, чтобы качество мелких ремонтов и ТО при этом существенно снизились. Зато спрос на недорогие услуги такого рода явно вырос.

Авторемонтный бизнес невозможен без помещения. То есть нужен гараж, и желательно отапливаемый - для работы зимой. Существуют мелкие автосервисы, слепленные из одного-двух стандартных боксов в гаражных кооперативах. К сожалению, такой вариант позволяет заниматься только шиномонтажом, а потому для предпринимательства в данной сфере подходит мало.

Дело в том, что для нормального ремонта в производственном помещении-гараже должен быть высокий потолок - метра 4, а лучше 5. Потому что ремонтируемый автомобиль желательно подвесить на цепях либо просто поднять на лапах подъемника на высоту человеческого роста, то есть на 1,5-2 метра. Вариант с ямой не подходит: согнувшийся в три погибели механик вряд ли сделает работу качественно.

Кроме того, высота потолка обусловлена еще и тем, что ремонта требуют не только легковые автомобили, но и мелкие грузовики. Ремонт грузовой "Газели" по сложности не отличается от ремонта легковой "Волги" (двигатели одинаковы). А высота "Газели" с объемом кузова 16 кубометров составляет по техпаспорту 2,35 м.

Плюс подъем автомобиля на 2 м - вот и набралось почти 4,5 м высоты потолка. А "Газелей" на дорогах много, и ломаются они часто.

Помещение, удовлетворяющее указанным критериям, найти непросто. Немаловажно и место: автосервис должен быть там, где ездят автомобили. Места вдоль оживленных автотрасс давно заняты. А в центре городов подходящих помещений мало.

Тем не менее варианты есть. Дело в том, что, несмотря на повышенный спрос, довольно много автосервисов разоряется. Парадокс объясняется просто: прогорают либо бывшие официальные авторемонтники, либо арендованные автосервисы.

Причем первые даже не прогорают: просто при падении спроса известные автомобильные бренды начинают экономить на сертифицированных мастерских и закрывают их. Здания и оборудование в таком случае выставляются на продажу. Хороший вариант "под ключ" сейчас можно купить за 2,5-3 млн руб. Для малого бизнеса это, конечно, дороговато. Зато можно получить полностью готовую к работе производственную площадку.

С арендованными же автосервисами надо быть поаккуратнее. Хозяева помещений не сильно-то снижают стоимость аренды в кризис. Зато всегда готовы поднять ее при малейших признаках улучшения ситуации. Поэтому арендовать помещение под автосервис не рекомендуем. Тем не менее скажем, что затраты на аренду подходящего помещения площадью 30-40 кв. м сейчас составляют около 20-25 тыс.

руб. в месяц. Кстати, если уж рассматривается вариант аренды, то можно подумать об аренде "угла" в районе складов. Они сейчас пустуют и сдаются дешево, а грузовичков там бегает много.

У малого бизнеса сейчас появилась и другая возможность: автосервис можно построить. На некотором удалении от крупных городов земля вдоль трасс становится дешевой. А спад на рынке строительства удешевил стройматериалы и работу. Да и местные муниципалитеты в связи с кризисом и антикоррупционной кампанией уже не такие жадные, как раньше. Строительство приличного помещения, удаленного менее чем на 50 км от крупного города, обойдется примерно в 1 млн руб. При этом стоимость собственно строительства составит около 600-700 тыс. руб. (включая материалы).

Остальное уйдет на "оформление разрешительной документации" (чтоб не сказать "на взятки"). Необходимо добавить еще 100-150 тыс. руб. на подключение к коммуникациям. Подведение газа вряд ли нужно (отапливать будем электричеством), но вода и тем более электричество в варианте 220/380 вольт - просто необходимы.

Помещение необходимо оборудовать. Прежде всего необходимы подъемники (их нужно два). Желательно брать двухстоечные с двумя электромоторами, грузоподъемностью до 5 тонн. Много почти новых подъемников из закрывающихся официальных автосервисов сейчас распродается. И за 70 тыс. руб. вполне можно приобрести два приличных подъемника в хорошем состоянии.

Затем необходим шиномонтажный стенд (около 40 тыс. руб.), балансировочный стенд (в районе 50 тыс. руб.) и стенд "сход-развал" (примерно 55 тыс. руб.). Далее листогибочная машина (60 тыс. руб.) и пресс (около 40 тыс. руб.). Еще потребуется промышленный сварочный аппарат (30-35 тыс. руб.). А также пара тележек и множество мелкого инструмента (ключей, отверток и т.д.). В общем, в 400 тыс. руб. для оборудования минимального автосервиса (с доставкой и установкой) уложиться можно. Дальше нет предела совершенствованию. Например, стенд для правки дисков и барабанов - 80 тыс. руб. Или весьма выгодная вещь - окрасочная камера. Но и стоит она 450-500 тыс. руб.

Даже в минимальном варианте автосервис многое может. Помимо банального шиномонтажа доступен также мелкий кузовной ремонт и даже переборка двигателей, по крайней мере у отечественных автомобилей. Необходимы еще квалифицированные механики (двое, один из которых по совместительству будет управляющим) и пара подсобных рабочих. Суммарные расходы на зарплату с учетом увеличившихся выплат в фонд социального страхования - порядка 150 тыс. руб. в месяц.

Итак, первоначальные затраты в минимальном варианте (арендованное помещение) составят 400 тыс. руб. (оборудование) + 50 тыс. руб. (арендная плата за два месяца) + 150 тыс. руб. (зарплата работников за первый месяц) + 50 тыс. руб.

(регистрация предприятия). Итого 650 тыс. руб. В случае покупки или строительства собственного помещения эти расходы возрастают до 1 млн 800 тыс.

В переменные ежемесячные расходы следует записать зарплату (150 тыс. руб.), коммунальные платежи (20 тыс. руб. - автосервис потребляет много электричества), налоги (30 тыс. руб. - см. ниже) и затраты на расходные материалы и амортизацию оборудования (20 тыс. руб.). Итого - 220 тыс. руб. в месяц.

Средний столичный автосервис "без наворотов" способен приносить в среднем 8-10 тыс. руб. в день. При этом один подъемник будет использоваться для обслуживания мелких клиентов ("переобуть" резину, заменить масло и т.д.), а на втором будет стоять автомобиль со сложным ремонтом. На трассе мелкий клиент появляется в среднем раз в 2 часа, и в день таких бывает 4-5. С каждого по 1 тыс. руб. - получаем 4-5 тыс. руб. в день. Сложный ремонт стоит от 10 тыс. руб. и длится от 2 дней. Это еще 5 тыс. руб. в день. Итого - 240-300 тыс. руб. дохода в месяц, если работать без выходных.

Особо следует сказать о налогах. Предполагается, что будет открыто ИП и бухгалтерию предприниматель будет вести сам. Налог по упрощенной ставке составляет 6% от доходов. Или 18 тыс. руб. при указанных доходах. Повторимся, однако, что автосервис невозможен без стационарного помещения. А значит, "на огонек" к предпринимателю будут периодически заглядывать разного рода проверяющие. Поэтому на отношения с государством во всех его проявлениях следует заложить как минимум 30 тыс. руб. в месяц.

Теперь окупаемость. Чистая прибыль в минимальном варианте оборудования составляет от 20 до 80 тыс. руб. в месяц. Поскольку день на день и месяц на месяц не приходится, то берем средний вариант - 50 тыс. руб. в месяц. Тогда окупаемость проекта при арендованном помещении составляет 13 месяцев - чуть больше года. Но при этом над предпринимателем постоянно висит угроза, что хозяин помещения выбросит его на улицу, а "прикормленный" автосервис возьмет себе. В случае же собственного здания окупаемость проекта составляет 3 года. Именно этот вариант представляется наиболее разумным для старта малого бизнеса, несмотря на высокие первоначальные расходы.

С каждым годом все больше людей приобретают статус автовладельцев. Множество банков предлагают выгодные условия автокредитования, появляется возможность быстрого приобретения авто. Если вы собрались заняться бизнесом в сфере авто ремонтных услуг, для начало необходимо определиться, каких масштабов он будет, где будет располагаться. Нужно провести анализ рынка предоставляемых услуг, при выборе места расположения необходимо учитывать наличие конкурентов. Автомастерскую хорошо располагать вблизи больших автостоянок, авторынков, заправок, густонаселенных районах, а также, на въезде и выезде из города. Неплохо, если рядом с мастерской будет находиться магазин со специализированным товаром.

Расходы на открытие автосервиса

Стоимость оборудования, помещения, инвентаря обойдется в 4 500 тыс. рублей. Сюда включаются и затраты на приобретение автозапчастей, которые не стоит закупать заранее: на первых порах открытия мастерской необходимо изучить с какими машинами чаще всего обращаются в сервис, с какими проблемами и поломками и уже из этого делать вывод, какие нужны запчасти. Стоимость открытия шиномонтажа стоит дополнительно 270 тыс. рублей. Но в межсезонье при смене зимней резины на летнюю и, наоборот, на шиномонтаже можно получить неплохой доход. Следует сюда еще прибавить расходы на заработную плату (около 47 тыс. рублей/м)

Перечислим затраты на открытие автосервиса:

  • Реклама – 15 тыс. рублей.
  • Открытие сервисного центра – 4 500 тыс. рублей.
  • Открытие шиномонтажа: 270 тыс. рублей.
  • Заработная плата сотрудникам: 47 тыс. руб.

Итого затраты: 4 832 тыс. руб. – годовой расход, необходимый для открытия автосервиса и запуска его в стабильную работу.

Следовательно, месячный расход составит Зм = Зг/12 = 4 832 / 12 = 402,67 тыс. рублей, где Зм – затраты в месяц; Зг – затраты годовые; 12 – количество месяцев в году.

Доходы автосервиса

Доходы автосервиса – это выручка от реализации услуг за минусом расходов. Авторизованный автосервис с широким спектром оказываемых услуг приносит своему владельцу выручку от 580 тыс. рублей в месяц, но будет это, к сожалению, не сразу. К тому же шиномонтаж летом и зимой не приносит выручки. Поэтому для начала остановимся на выручке 150 тыс. руб./мес.

Следовательно, в год она составит: Вг = Вм * 12 = 150 * 12 = 1 800 тыс. руб, где Вг – выручка годовая; Вм – выручка в месяц.

Теперь посчитаем прибыль автосервиса в первый год работы.

П = Вг – Зг = 1 800 – 4 832 = -3 032 тыс. руб. – прибыль автосервиса в первый год работы.

Рентабельность бизнеса

По сути, рентабельность, т.е. доходность предприятия – это разница между доходами и расходами. Посчитаем рентабельность автосервиса.

Р = П/Зг, где Р – рентабельность, П – прибыль годовая, Зг – затраты годовые.

Р = - 3 032 / 4 832 * 100 = -0,63 * 100 = -63.

Определим срок окупаемости автосервиса О = Зг/В, где О – окупаемость, Зг – расходы годовые, Вг – выручка в первый год работы.

О = Зг/Вг = 4 832 / 1 800 = 2,7 года. Через этот период времени, проектируемый автосервис начнет приносить доход.

Соответственно доход через этот период составит 2,7 * 1 800 = 4 860 тыс. руб.

Прибыль по истечении срока окупаемости составит: 4 860 – 4 832 = 28 тыс. руб.

Рентабельность составит: 28 / 4832 * 100 = 0,006 * 100 = 0,6. Коэффициент рентабельности не очень высок, но предприятие входит в стадию стабилизации развития.

На самом деле, невозможно в таком маленьком бизнес-плане просчитать всю рентабельность, т.е. доходность автосервиса. Как у и многих других частных предприятий, у автомастерской она определяется многими факторами – сезонная посещаемость, налогообложение, заработная плата сотрудников, материальное благосостояние клиентов, ценами на бензин и политической обстановкой в стране и.т.п. И бизнес планирование включает в себя предприятия, только что запущенного в работу, предполагает ежеквартальный, даже ежемесячный анализ прибыли и рентабельности, а также планирование этих показателей на грядущий финансовый период.

Содержание:

Открытие автосервиса.
Строительство здания автосервиса.
Аренда помещения под автосервис.
Необходимая документация и разрешения для открытия автосервиса.


Как открыть автосервис?
Помещение для автосервиса. (схема, чертежи, участки автосервиса)

Персонал автосервиса.


Техническое оснащение автосервиса.
Охрана труда автосервиса.

Перечень оказываемых услуг.
Виды производимых работ в автосервисе.
Ценообразование. Цены на различные виды работ.

Стратегия маркетинга для автосервиса.
Реклама автосервиса.
Развитие автосервисов. Перспективы для развития.
Дополнительная прибыль от деятельности автосервиса.



Инвестиции в автосервис.
Окупаемость автосервиса.
Прибыль с автосервиса.

Автосервисы сегодня. Анализ рынка.
Виды автосервисов в России.
Автосервис в гараже.
Мини автосервис.
Автосервис на три бокса.
Автосервис среднего масштаба.
Автосервис с автомойкой.
Автосервис с шиномонтажом.
Автосервис по франшизе.
Строительство автосервиса и сдача его в аренду.
Автосервис самообслуживания.
Автосервис для страховой компании.
Круглосуточный автосервис.

История появления автосервисов.

Основоположником появления автосервисов смело можно назвать Генри Форда, ведь именно этот человек изобрел и поставил на конвейер первый автомобиль.
В самом начале развития автопромышленности автомобиль мог позволить себе только состоятельный человек.
Со временем, автомобили стали более доступны и уже вопрос об их обслуживании стал намного острее.
Первые автосервисы появились около 100 лет назад, автомобиль появился чуть раньше. Но первое время владеть автомобилем было действительно проблематично и если какая-то деталь выходила из строя то ее приходилось изготавливать самостоятельно, не говоря уж об ее замене. Как известно спрос рождает предложение. Спустя какое-то время появились умельцы, которые понимали принципы работы автомобилей и могли изготавливать на них детали. Вот тогда и начали появляться первые автосервисы, на базах, где размещались мастера по ремонту повозок и велосипедов.

Затем с развитием промышленности у авто производителей появилась возможность организовать производство запасных деталей о чем уже достаточно долгий период их просили торговые дома, через которые и продавались новые авто.

С появлением производств запасных деталей автомобиль стал еще более народным. Бизнес на кустарном производстве деталей уже не был настолько выгодным, а вот установка заводской детали получила развитие. Вот тут то и стало появляться все больше новых автосервисов, так как устанавливать заводские детали было намного проще, чем изготавливать их самостоятельно. Все больше предпринимателей смекнув о возможности неплохо заработать, потянулись в этот бизнес. И автосервисы стали возникать уже далеко за пределами обыденных поездок на авто. Соответственно и люди могли путешествовать на автомобилях, отправляясь в дальние поздки не беспокоясь о возможных поломках. В то время автопроизводители начали запускать рекламу о том, как хорошо путешествовать на своем автомобиле. Такие маркетинговые ходы создали новую волну интереса к автомобилю, и в скором времени практически в каждой семье появился автомобиль.

В России автосервисы появились заметно позже, что обусловлено задержками в развитии автопромышленности. Но со временем и в нашей стране этот бизнес набрал обороты и сегодня можно с уверенностью сказать, что если бы не было автосервисов, то многие бы владельцы автомобилей отказались бы от их использования.

Открытие автосервиса.
Строительство здания автосервиса.

В строительстве своего автосервиса основной задачей является подбор земельного участка. Как правило, лучшие места уже заняты, а те что вам предложат, будут далеки от идеала. В таком случае нужно иметь связи в управлении земельными ресурсами. В общем, каждый «выбивает» как может.
Так же стоит учесть тот факт, что чем ближе здание вашего будущего автосервиса будет располагаться к уже действующим помещениям, тем меньше денег вы потратите на подводку коммуникаций и электричества.

Автосервис так же может быть выполнен в качестве пристройки к какому-то другому помещению, что так же, несомненно, удешевит строительство.
Если участок под строительство у вас имеется, кстати, он должен находиться не ближе чем на 50 метров от жилых домов, то самое время подготовить проектную документацию для строительства. Проект лучше всего заказывать у частных проектировщиков, так вы сэкономите деньги, не переплачивая фирме.

Подрядчиков так же стоит искать не через крупные фирмы, лучше нанять небольшую частную бригаду, а строительную технику и оборудование взять в аренду у третьих фирм. Это так же понизит затраты.
Само здание должно быть максимально удобно спроектировано, и быть удобным для работников и для ваших клиентов.

В здании автосервиса должны обязательно присутствовать следующие помещения:

  • Ремонтные боксы
  • Диспечерская комната, где принимают клиентов, оформляются заказ наряды
  • Раздевалка для автослесарей с гигиенической комнатой (туалет, душ)
  • Комната приема пищи для персонала
  • Так же комната ожидания для клиентов, которая в принципе может разместиться прямо в диспечерской
  • Для клиентов стоит предусмотреть отдельный туалет
  • А так же не стоит забывать про подсобные помещения для хранения инвентаря

В строительстве автосервиса основное это фундамент. Так же стоит уделить особое внимание полу в ремонтных боксах, он должен быть изготовлен из лучших марок бетона и быть идеально ровным, потому что в последующем к полу будут крепиться анкерными болтами авто подъемники.
Само здание автосервиса может быть построено по быстрой технологии возведения складов. Основание делается из металлических конструкций, которое обшивается профлистом, внутри закладывается утеплитель. Обрешетка и стропила крыши выполняются из дерева, снаружи профлист или линокром, внутри утеплитель.
Но самый лучший вариант капитального строительства автосервиса, это строительство из монолита и кирпича.

Выбранный вариант постройки будет зависеть только от ваших возможностей. Остается только добавить, что окупаемость бизнеса со строительством своего автосервиса не менее пяти лет, но такой подход к бизнесу этого стоит.

Аренда помещения под автосервис.

Пожалуй, в открытии автосервиса главным вопросом как раз является поиск подходящего помещения. Помещение должно отвечать трем основным факторам, и лучше бы, если вам удастся найти все в одном:

  • Не высокая арендная плата
  • Удобство работы и возможность расширения в будущем
  • Людное, проходимое, заметное место

На практике, как правило, арендовать такое помещение не так-то просто, потому что многие уже заняты. Наверное, самая основная проблема, с какой сталкивается бизнесмен желающий открыть свой автосервис, это необходимость переоборудовать найденное помещение. В каких-то случаях нужно заливать хороший пол, для установки подъемного оборудования. В каких-то случаях делать санузлы и перегородки. Это все неизбежные затраты. Но опытные предприниматели договариваются с владельцами помещений, что затраченные деньги пойдут в счет будущей арендной платы. При условии длительного заключенного договора арендодатель, как правило, соглашается. В каких-то других случаях владелец помещения может взять на себя частично бремя переоборудования.

Старайтесь всегда, когда ищете в аренду помещение, разговаривать и договариваться только с владельцем, потому что иначе вы будете переплачивать деньги посреднику.

Старайтесь подыскивать помещение для автосервиса в соответствии с правилами:

  • Пожарной инспекции
  • Трудовой инспекции

Для этого есть определенные правила организации авто ремонтных работ, которые лучше все таки соблюдать любому предпринимателю.
Основные:

  • Расстояние от жилых домов не менее 50 метров
  • Вентиляция помещения
  • Хранение ЛКМ в отдельных проветриваемых помещениях
  • Комната приема пищи, если нет столовой
  • Водоснабжение
  • Санузел с душевой
  • Раздевалка с металлическими ящиками для одежды
  • Противопожарное оборудование
  • Курилка на улице
  • Освещенность помещения с проникновением дневного света

Пожалуй, это основные требования для поиска помещения для своего будущего автосервиса.

Необходимая документация и разрешения для открытия автосервиса.

Так как в настоящее время лицензирование услуг автосервиса отменено, открытие бизнеса остается за малым:

  • Организовать ООО или ИП
  • Подготовить документы на покупку или аренду производственного помещения
  • Получить разрешение от СЭС
  • Разрешение Пожарного надзора
  • Заключить договора с водоканалом и гор. электросетью
  • Если требуется заключить договор на вывоз мусора и утилизацию ЛКМ и резины

Необходимые ресурсы для открытия автосервиса.
Как открыть автосервис?
Помещение для автосервиса. (схема, чертежи, участки автосервиса)

Так как выше мы уже говорили про строительство и аренду помещения, то здесь хотелось бы немного написать про внутреннее расположение и максимальное удобство пользования автосервисом. Как известно в любом бизнесе каждый метр занимаемой площади оценивают отдельно, и этот каждый метр стоит определенных денег, и он просто обязан себя окупать. В этом случае автосервис не является исключением. Так же можно сказать, что наиболее удобная планировка и расстановка позволит увеличить скорость и качество работы. Чертой многих автослесарей является тот факт, что если они видят свободный угол, то обязательно пытаются его захламить, вот здесь вот ваша задача исключить такой недостаток путем правильной планировки помещения.

Вы как бизнесмен должны продумать и организовать все перемещения по своему помещению автосервиса, чтобы в рабочее время не было свободных «гуляний» со стороны вашего персонала и клиентов. Проход в курилку и раздевалку, а так же в комнату приема пищи проходил только через диспетчера (мастера приемщика), который помимо своих обязанностей должен следить за порядком. Основное время, даже если нет работы, автомеханики должны находиться в закрепленных за ними по технике пожарной безопасности боксах.
Для лучшего контроля вы сможете установить видеооборудование, с помощью которого можно будет отследить все передвижения и действия сотрудников в помещении автосервиса. Так же онлайн наблюдение позволит отслеживать всех ваших клиентов прибывших на ремонт в ваш автосервис.

Сколько оборудования требуется для автосервиса? Какое оборудование выбрать для своего автосервиса?

На сегодняшний день на рынке продажи оборудования произошли колоссальные изменения, и если еще лет 10 назад, хорошее оборудование можно было привезти только из-за рубежа, то сейчас можно купить все необходимое буквально не выходя из дома. Производителей различного оборудования можно найти в интернете, на любой вкус и кошелек имеются разнообразные модификации любого инструмента как импортных, так и отечественных производителей.

И все же вопрос какое оборудование выбрать для своего автосервиса, остается без ответа. Давайте попробуем ответить на него логически, определив основные составляющие успеха любого автосервиса. В первую очередь поглядим глазами клиента, который приезжает за услугами в автосервис. На что он в первую очередь обращает внимание? На оборудование? Нет! Он может увидеть внешний вид персонала, обратить внимание на чистоту в помещениях и конечно на отношение к себе со стороны ваших работников.
Но это конечно не говорит о том, что оборудование может быть плохого состояния, а инструмента не хватать. При подборе оборудования вы должны придерживаться соотношения: цена/качество. На мой взгляд, российские производители уже давно научились удовлетворять такие требования. Поэтому я могу вам рекомендовать обратить внимание на отечественных производителей, оборудование которых соответствует нормам безопасности в автосервисе, неприхотливое в обслуживании и стоит не дорого.

Основное оборудование для автосервиса:

Авто подъемники.

Верстаки.

Список дополнительного оборудования для автосервиса.

Дрель
Отрезная машинка
Тиски
Бокорезы (кусачки)
Пассатижи
Длинногубцы (утконосы)
Клещи
Струбцины, захваты
Ножницы
Ножовки
Молотки, кувалды
Отвертки
Ремонтные комплекты ручного инструмента
Другой ручной инструмент

Существует и другое пневматическое оборудование для автосервиса, с помощью которого можно выпрессовывать и впрессовывать разнообразные узлы и детали авто. Цены на такое оборудование начинаются с 25 000 рублей.

Персонал автосервиса.

Подбор персонала в ваш автосервис будет завесить в первую очередь от того какое вы выберете направление для своего бизнеса. Например, если вы хотите заниматься кузовным ремонтов, тогда мастер по ремонту двигателей вам в штате не нужен. Или скажем вы открываете автосервис по предоставлению услуг широкого профиля, тогда вам потребуются и мастера и разнорабочие и автоэлектрики. Так же не стоит забывать, что специалистов одного профиля должно быть несколько, на случай больничных или отпусков. То есть должна быть взаимозаменяемость персонала. Так же не забывайте о должности мастера приемщика, который должен организовывать работу, отвечать на телефонные звонки, общаться с клиентами и оформлять ремонтные заказ наряды.

Как подобрать квалифицированный персонал в свой автосервис за небольшую зарплату?

На сегодняшний день это два не совместимых понятия, так как работы для опытного автомеханика предостаточно. Другое дело, что можно усреднить оплату труда за счет подбора персонала в парах. Это когда вы принимаете на работу квалифицированного специалиста, на хорошую зарплату, а ему в пару берете молодого не опытного напарника, но со стремлением в глазах. И поверьте у такого тандема очень хорошие перспективы, которые несомненно положительно отразятся и на вашем бизнесе. Почему?
На это есть множество причин, основные из них лежат на поверхности и если рассмотреть проблему подбора персонала в автосервис с другой стороны они станут понятны.
Например, вы принимаете на работу двух высококлассных специалистов, которые в силу своего опыта считают себя лучшими. И когда в работе таких специалистов возникает какая-то проблема, между ними возникают споры. А как известно у каждой проблемы есть множество путей для решения и получиться, что тот и другой будет прав, но в силу себялюбия им сложно будет поступиться друг перед другом. И вместо того чтобы работать они будут спорить. А вы будете платить высокую зарплату таким профессионалам. Вам оно надо?
Другое дело когда специалист работает с учеником, несомненно он будет чувствовать на себе ответственность и невозможность ошибиться так как он подает пример. Тут срабатывает психологический фактор и желание людей быть примером и обучать других. И ученик в свою очередь будет стремиться не упасть в глазах своего учителя. И если вам удастся наблюдать картину такого тандема в своем бизнесе, то есть небольшой совет, как можно дополнительно сблизить таких работников. Как?
Дайте им возможность заработать «левых» денег. Как?
Вы можете аккуратно разрешать им шабашить, даже в рабочее время, или предоставлять им подъемники на после работы. Поверьте, такие люди станут близки друг другу и помогут вам заработать постоянных клиентов.

Еще одним неоспоримым фактом для небольших мини автосервисов является, тот факт, что с клиентами больше всего общаются именно автомеханики, а не мастера приемщики, так как мини автосервис более открыт для своих клиентов. Поэтому ваши автомастера должны уметь вежливо общаться с Вашими клиентами!

Обеспечение труда в автосервисе.
Техническое оснащение автосервиса.

Техническое оснащение автосервиса, безусловно, влияет на работоспособность персонала и поэтому должно быть произведено согласно нормам трудового законодательства. Для работников должны быть предусмотрены раздевалки с отдельными шкафами, комната приема пищи, если неподалеку не предусмотрена столовая, в которой имеются комплексные обеды. Далее обязательно водоснабжение и водоотведение, это гигиенические нормы труда. Туалет и умывальники, мыло и бумага (салфетки) так же должны присутствовать в автосервисе. Для уборки внутри автосервиса и прилегающей территории в наличии должны быть: швабры, лопаты, метлы, лом.

На рабочем месте помимо приточной и отточной вентиляции, должно быть достаточное освещение. Дополнительно в автосервисе должны присутствовать светопереноски.

Для соблюдения температурных норм на рабочем месте, многие владельцы автосервисов устанавливают воздушные тепловые завесы, что особенно актуально в зимний период.

Охрана труда автосервиса.

Охрана труда автосервиса. Техника безопасности в автосервисе.

Перед началом бизнеса по открытию автосервиса вы должны понимать немаловажный фактор, это техника безопасности. Особых сложностей возникнуть тут не должно, потому что нормы по технике безопасности такие же как и на любом производстве. Основным будет соблюдение электробезопасности и пожаробезопасности.
Электробезопасность вызвана большим количеством рабочего электрооборудовании и электроинструмента. Пожаробезопасность вызвана тем, что автосервис это работа с ГСМ и ответственность за имущество клиентов. Поэтому в помещении автосервиса запрещается держать открытый огонь и курить. Легковоспламеняющиеся жидкости требуется хранить в хорошо проветриваемом помещении.

Работники автосервиса должны быть обеспеченны:

  • Спецодеждой (зима, лето)
  • Спец.обувью
  • Перчатки с резиновым покрытием, резиновые перчатки
  • Очки, маски для защиты глаз
  • Распираторы
  • Одежда для маляров, защитная маска
  • Одежда для сварщиков, сварочные маски

В любом автосервисе должен быть человек, отвечающий за охрану труда, который должен проводить инструктаж работников. Инструктаж по технике безопасности бывает первичным и инструктаж на рабочем месте, после чего каждый работник должен расписаться в журнале по охране труда и техники безопасности. После чего инструктаж проводиться либо при смене обязанностей, либо ежегодный инструктаж.

Чаще всего аварии и нарушение техники безопасности в автосервисе происходят из-за работы неисправным оборудованием и плохо проинструктированными работниками. Уделить внимание так же стоит правильной установке подъемного оборудования, потому что работа под машиной, поднятой на подъемнике, особо опасна.

Перечень оказываемых услуг.

Виды производимых работ в автосервисе.

В автосервисах проводятся любые работы связанные с автомобилями. Единственное, что имеет значение, это специализация автосервиса. Некоторые автосервисы основным родам деятельности выбрали покраску и ремонт кузовов автомобилей, в связи с большим количеством ДТП на дорогах, данные услуги пользуются спросом. Другие бизнесмены выбирают ремонт ходовых частей подвески автомобиля. Так же обуславливается плохим состоянием дорог, итог, частые поломки авто.
Открывая свой автосервис, задумайтесь, каким направлением следует заниматься и стоит ли залезать в те услуги, в которых конкуренция и так велика. Может быть стоит уделить внимание установке дополнительного оборудования или специализироваться на замене стекол и заправке кондиционеров.

Список услуг автосервиса:

Основные виды работ.
  • Замена масла (двигатель, кпп)
  • Замена деталей подвески
  • Ремонт двигателя
  • Регулировка двигателя
  • Работа электрика
  • Настройка светового оборудования
  • Кузовные работы
  • Ремонт стартеров и генераторов
  • Покраска автомобиля
  • Ремонт тормозной системы
  • Ремонт рулевого управления
  • Настройка системы впрыска
  • Ремонт выхлопной системы

Дополнительные виды работ.

  • Установка дополнительного оборудования
  • Установка автосигнализаций
  • Установка автомузыки
  • Автоаэрография
  • Нанесение защитных пленок на кузов авто
  • Изготовление элементов внешнего тюнинга
  • Установка ГБО
  • Тюнинг двигателя
  • Шумоизоляция салона
  • Перетяжка салона
  • Тонировка, замена и ремонт стекол
  • Антикорозийная обработка
  • Чип-тюнинг
  • Развал-схождения

Ценообразование. Цены на различные виды работ.

Ценообразование в автосервисах может происходить от различного рода факторов так или иначе влияющих на конечную стоимость услуги. Если взять автосервисы, которые работают с автосалонами и страховыми компаниями, то тут цены на ремонты устанавливают не владельцы автосервисов, а соответственно автосалоны и страховщики.

В других случаях цена так же складывается из ряда факторов, таких как:

  • Арендная плата
  • Оплата персонала
  • Налоговая ставка
  • Желание владельца

Ключевую роль играют и средние цены за конкретную услугу. То есть цены конкурентов.
Как бы там не было на сегодняшний день в виду большой конкуренции цены являются минимальными и если и будут меняться, то только в сторону увеличения.

Многие предприниматели в автосервисах начинают прибегать к технологиям ценообразования наподобие как в продуктовых магазинах. А именно удешевляют одну услугу при этом начинают её активно рекламировать, но в этот же момент поднимают стоимость другой не менее популярной услуги. За счет этого получают новых клиентов и остаются при своих деньгах.

Если же говорить по привлечение клиентов за счет ценообразования, то можно еще добавить один маркетинговый ход, по которому клиенты завлекаются какой нибудь не сложной в техническом отношении услугой, например, «Проводиться акция - замена масла 50 рублей для первых 100 клиентов!». При этом данную работу выполняют не профессиональные работники, а студенты-практиканты.

В таком подходе владелец автосервиса получает 100 первых клиентов при этом не затратив практически ни каких ресурсов.

Нормо час в автосервисе.
В ценообразовании автосервиса есть и такое понятие как нормо час. Что такое нормо час и для чего это нужно? Такие расценки распространяются как правило на работы, которые сложно рассчитать по иным тарифам, например работа электрика. Если скажем у нескольких клиентов постоянно подгорают предохранители, и из-за этого не работают приборы, то в таком ремонте не достаточно установить новые предохранители, а следует разобраться в причине, а причин, как известно множество. На поиски таких причин всегда уходит разное количество времени, хотя на первый взгляд кажется, что причины одинаковы. Поэтому и появились такие понятия как нормо час в автосервисе. В среднем цена нормо часа у электрика порядка 800 рублей.
Если предприниматель решает работать по нормо часам, то в его задачу входит подобрать квалифицированный персонал и постоянно следить, чтобы работник не сидел сложа руки, тем самым обманывая своих клиентов.

Прайс-лист в автосервисе.
После того как вы определились с ценообразованием следует составить прайс-лист. Прайс-лист с ценами должен быть вывешен наряду с ксерокопиями документов о постановке на учет в налоговых органах и книгой жалоб и предложений на видном для клиентов месте. Скорей всего в диспетчерской, где оформляются заказы.
Прайс-лист, как и любой другой документ должен быть составлен грамотно и нести в себе информацию о действующих в данный момент времени ценах. При составлении прайс-листа для своего автосервиса, старайтесь соблюдать логическую последовательность и располагать предоставляемые услуги либо в порядке востребованости либо в алфавитном порядке, чтобы ваши клиенты без труда находили цену на интересующий их ремонт.
Если у вашего автосервиса будет свой сайт в интернете, то обязательно следует добавить прайс-лист с ценами на его страницы, чтобы клиенты были информированы с самого начала, а ваш бизнес казался прозрачным и вызывающим доверие.

Пример прайс-листа для автосервиса со средними ценами можно скачать

Хорошее название для автосервиса это как минимум 5% успеха всего бизнеса! Вы хотите иметь пять процентов успеха еще не начав свой бизнес? Тогда придумайте созвучное, запоминающиеся название для своего автосервиса.

Как лучше назвать свой автосервис?
Вот неплохие варианты названий для автосервиса:

  • Крутящий момент
  • Масленка
  • Япошка
  • Сан-Саныч
  • АвтоМастер
  • СТО Кулибин
  • РемЗона
  • Финиш
  • СТО ШАМАН
  • МегаВольт

Реклама для автосервиса пригодна в любом виде и поэтому фонд рекламы может быть от нескольких тысяч и до сотен тысяч.
Затраты на рекламу так же могут увеличиваться в случае развития своего бренда для последующих продаж своих франшиз или заключения договоров обслуживания с автотранспортными предприятиями.
На ранней стадии открытия автосервиса хорошей политикой будет привлечение клиентов из ближайшей округи. Для такого способа заявить о себе подойдут бумажные рекламки, такие как визитки и простая расклейка объявлений, скажем вблизи АЗС и гаражных кооперативах. Визитки могут распространяться «под дворники» на автостоянках и около торговых центров.
Со временем круг проведения рекламных компаний можно расширять и привлекать клиентов из других районов вашего города предлагая лучшие услуги.
Реклама как и ваш бизнес должна расширяться постепенно по мере поступления финансов, поэтому составьте план проведения рекламных компаний.

  • Открытие автосервиса от 30 000 до 60 000 руб. - печатная реклама (визитки, печать объявлений). Привлечение первых, основных клиентов.
  • Второй этап спустя 2-ва, 4-ре месяца от 20 000 до 40 000 руб. - печатная реклама, для расширения круга клиентов. Соседние районы. Предложение лучших своих услуг.
  • Третий этап спустя 7-ь, 10-ть месяцев от 40 000 руб. до 70 000 руб. - печатная реклама на все предыдущие районы плюс реклама по местному радио.
  • Спустя год можно создавать собственный сайт и заказывать интернет рекламу с привязкой на свой регион, это от 100 000 руб.

Развитие автосервисов. Перспективы для развития.

Последние годы с появлением кредитов увеличились число продаж автомобилей. И число новых автомобилей с каждым годом растет от 6-8%. Росту продаж так же способствует появление на территории России сборочных заводов практически всех ведущих марок. К слову сказать, что сборка автомобилей внутри страны удешевляет конечную цену для потребителя.

Для появления сборочных заводов была проделана огромная работа по созданию благоприятных условий, это и принятие новых законов, в том числе увеличение пошлин на ввоз б/у автомобилей и инвестиции гос. средств в автомобилестроение, появление авто кредитов, и вступление в ВТО. И долгожданные инвесторы пришли в нашу страну. Частично выкуплены акции Автоваза (Объединение Рено-Ниссан), завод Иж, группа компаний ГАЗ.

Многие наши граждане не понимали для чего во время кризиса государство поддерживает отечественный автопром, спасая «тонущий корабль». Те денежные вливания были направлены по большей части на привлечение инвесторов. Да и рост автомобилей способствует увеличению продаж нефти, из которой производится бензин и другие ГСМ.

Всё это способствует появлению на наших дорогах большего количества автомобилей. Но мало того построить автомобиль, его еще нужно продать, а затем очень важно ещё и обслуживать.

Продажами автомобилей занимаются различного рода автодилеры. Обслуживанием автосервисы. И не у всех автодилеров имеются собственные автосервисы, поэтому многие дилеры заключают договора с частными автосервисами.

Страховые компании так же заключают договора с автосервисами на обслуживание автомобилей своих клиентов. В основном для страховых компаний, важна специализация автосервиса на покраске и кузовном ремонте.

Любой бизнесмен должен стремиться к развитию своего дела. Следуя закону физики по которому малые тела притягиваются к большим, так и частный автосервис должен стремиться заключить договор с автодилером или страховой компанией.

Если же вы решили открывать небольшой автосервис, скажем на три подъемника, то в перспективе развития обязательно должен появиться стенд сход развала либо автомойка или шиномонтаж.

Дополнительная прибыль от деятельности автосервиса.

  1. Открытие магазина автозапчастей
  2. Организация мобильного выездного автосервиса
  3. Открытие автомойки, шиномонтажа
  4. Добавление в штат новых сотрудников, моторист, электрик, если их нет.
  5. Доставка автозапчастей своим автотранспортов
  6. Доставка автомобилей эвакуатором
  7. Обучение персонала новым направлениям, например:
  8. Предоставление бесплатного места-офиса для автооценщика, автоюриста
  9. Установка вендинговых аппаратов
  10. Продажа авто масел из бочек вместе с заменой
  11. Продажа автоэмали и расходников для покраски авто
  12. Колеровка эмали
  13. Услуги по шлифование и расточке блоков двигателей
  14. Заправка кондиционеров на выезде

На начальном этапе нужно сосредоточиться на основной деятельности своего автосервиса и все свои силы и мысли вкладывать только туда. После того как главная деятельность начнет приносить прибыль, можно будет смотреть по сторонам.

Налогообложение для автосервиса.

Услуги по ремонту транспортных средств согласно закону подходят под ЕНВД. Но любой предприниматель вправе поменять свою систему налогообложения согласно Федеральному закону № 94 от 25.06.2012 , то есть выбрать между УСН и ЕНВД. Единственное не забудьте поставить в известность свою налоговую.
Говоря простым языком, бизнес автосервис попадает под 346.26 статью Налогового кодекса, который предусматривает ЕНВД.

Финансовый план развития для автосервиса.

Какую прибыль приносит автосервис?

Инвестиции в автосервис.

Вложение денежных средств в открытие автосервиса, могут быть совершенно различными и начинаться от 300 000 рублей, а заканчиваться в районе 6 000 000 рублей. Все будет зависеть от масштабов и дополнительных услуг.
Инвестировать деньги возможно в строительство автосервиса с нуля и под ключ. Либо арендовать уже готовое помещение, закупив лишь оборудование и инструмент. Давайте проведем примерный расчет инвестиций среднего автосервиса, без учета затрат на помещение.

Расчет:
Организация фирмы, регистрация в налоговых органах ООО или ИП - 5000 руб.
Приобретение оборудования:

  1. Два двухстоечных подъемника - 105 000х2=210 000 руб.
  2. Два ножничных подъемником - 155 000х2=310 000 руб.
  3. Тележка-ящик с инструментами - 40 000х2=80 000 руб.
  4. Инструменты в ящике - 4000х2=8000 руб.
  5. Набор съемников - 6000 руб.
  6. Стол верстачный - 9000 руб.
  7. Молотки, дрели, болгарки, тиски и т.д. - 25 000 руб.

Итоги: 210 000 +310 000+80 000+8000+6000+9000+25 000= 648 000 руб.

Персонал:
В одной смене работают:

4 авто слесаря:
2-ва профессиональных - по 25 000 руб.; 25 000х2=50 000 руб.
2-ва помощника «студента» - по 15 000 руб.; 15 000х2=30 000 руб.

1 авто электрик - 20 000 руб.;
1 мастер приемщик - 20 000 руб.

Итоги: 50 000+30 000+20 000+20 000= 120 000 руб.

Работать можно в одну смену, но сразу стоит заложить оплату переработок, потому что все равно придется задерживаться после работы. Другой вариант рабочего графика, это две смены, два через два. Во втором случае фонд месячной оплаты труда вырастает вдвое. Но как бы то не было фонд заработной платы нужно закладывать на три месяца вперед.

Окупаемость автосервиса.

Окупаемость автосервиса будет напрямую зависеть от вложенных средств и от множества других факторов, таких как:

  • Количество клиентов
  • Виды оказываемых услуг
  • Проценты по кредитам (если таковые имеются)
  • Фонд заработной платы

С каждым днем число автомобилистов неуклонно растет как в крупных городах, так и в небольших поселениях. Многие из них - это занятые люди, которые не любят тратить свободное время на самостоятельный ремонт машины, даже если он просто необходим. По этой причине многие водители готовы заплатить любые деньги за сервисное обслуживание автомобиля. Так почему на этом не заработать? Как открыть автосервис с нуля? Бизнес-план какого формата нужно использовать?

Идея открытия СТО очень актуальна и перспективна, если правильно при ее осуществлении. Для этого лучше всего использовать бизнес-план автосервиса с расчетами, который мы сегодня и рассмотрим.

Сфера обслуживания

На данный момент автопарк в России увеличился в три раза, что привело к расширению структуры рынка автообслуживания. На данный момент туда входят:

    Частные услуги по ремонту. Таких индивидуальных мастеров сейчас огромное множество; их услуги являются самыми дешевыми, но не всегда самыми качественными.

    Одиночные автосервисы. Один из самых популярных сегментов рынка, рекламирующий себя за счет идеального сочетания «цена-качество».

    Специализированные автосервисы. Они работают с определенной маркой автомобиля, что сильно уменьшает число потенциальных клиентов, но выделяет четкую целевую аудиторию.

В зависимости от ваших возможностей, личных целей и обстановки на рынке необходимо выбрать один из этих сегментов для работы.

Если в вашем городе большую популярность имеют коммерческие перевозки, то резонно использовать бизнес-план грузового автосервиса с расчетами, пример которого поможет определить средний размер вложений.

Частные и одиночные автосервисы более выгодны с позиции первоначальных затрат, однако окупаемость у них может пострадать из-за серьезной конкуренции с более крупными компаниями. Особенно остро данная проблема чувствуется в больших городах.

Сетевые СТО лучше всего открывать в местах, где нет популярного бренда в этой сфере. Здесь основные затраты уйдут на рекламное продвижение марки.

Автосервис по франшизе отрекламирован ей самой, но за это хозяин сети накладывает на бизнесмена определенные требования, начиная от поддерживания определенного внешнего вида офиса, заканчивая тактикой подбора каждого сотрудника. В данном случае бизнес-план (образец с расчетами) автосервиса может меняться, так как вложения на рекламу тут сокращаются.

Анализ рыночной ситуации

Новый автосервис имеет хорошие шансы на успех при правильной оценке среды, в которой ему придется работать. Для того чтобы правильно выбрать направление деятельности, возможную спецификацию и территориальное расположение, необходимо провести анализ рыночной ситуации, без которого бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса не будет актуален.

Для начала стоит объективно оценить количество ваших конкурентов, спектр услуг, которые они оказывают, их стоимость и целевую аудиторию. Если вы чувствуете, что ваша СТО не сможет выиграть на фоне соседних автостанций, вам лучше выбрать другую специализацию, есть ряд работ, которые вы будете выполнять на более высоком уровне или по более низкой цене, либо сосредоточьтесь на определенной марке автомобилей, которую хотите обслуживать.

Узнав все слабые места конкурентов, вы можете спокойно использовать бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса в своих целях. Примерный расчет вложений поможет вам сориентироваться в возможности организации подобного бизнеса.

Оказываемые услуги

Бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого мы рассматриваем, рассчитан на осуществление широкого спектра услуг: капитальный ремонт основных узлов автомобиля, диагностика и ремонт электрической части, кузовные и слесарные работы, шиномонтаж, покраска и многое другое. В качестве дополнительных услуг стоит рассматривать работы по подбору и установке акустики, сигнализации, газобаллонного оборудования, аэрографии, нанесения винила, перетяжки салона и т. п.

Самыми выгодными из этого списка являются ремонтные работы с коробкой скоростей, двигателем, сцеплением, рулевым редуктором. Меньший доход приносит однако отказаться от нее просто невозможно.

Лучше всего для СТО выбрать узкую специализацию, что сократит расходы на техническое обслуживание бизнеса. Однако, такая тактика может сильно сократить количество потенциальных клиентов.

Помещение

После того, как вы определились с направлением коммерческой деятельности, вам необходимо подобрать помещение, в котором вы будете ее осуществлять. В данный момент для бизнесмена доступны аренда или строительство.

Последний вариант используется крайне редко, так как он требует оформления дополнительных соглашений с местной администрацией, ожидания решения комиссий и затем выкупа прав на аренду. Таким образом, получается, что само строительство требует вложения 600-900 тысяч рублей, а аренда земельного участка - около 200 тысяч рублей в год за 7-9 соток.

Арендовать помещение дешевле, однако найти подходящий вариант сложно, так как многие из них либо не отвечают требованиям бизнесмена, либо не соответствуют пожарным нормативам. Если повезет, то арендовать нужную площадь под СТО можно за 200-300 тысяч в месяц.

Во всех случаях бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса должен учитывать будущий размер цехов и необходимую площадь для отделов по шиномонтажу и работ с электроникой.

Оборудование

В полученном помещении ничего, кроме голых стен, не будет, поэтому следующий этап - это подбор оборудования. Основные траты здесь уходят на диагностику (90-150 тысяч рублей), верстаки (от 20 тысяч рублей), подъемник (90-120 тысяч рублей), крупные инструменты (от 140 тысяч рублей). Также не стоит забывать, что для работы требуются и мелкие инструменты: молотки, тиски, бокорезы и т. п., на которые может уйти до 30 тыс. рублей.

На самом деле бизнес-план автосервиса с расчетами, пример которого здесь указан, включает в себя стандартные характеристики СТО, которые можно усовершенствовать путем вложения более внушительных сумм.

Персонал

От того, кто будет работать на СТО, зависит не только качество работ и количество клиентов, но и имидж самой компании. Поэтому к выбору персонала следует отнестись внимательно. На небольшой автосервис достаточно 2-3 мастеров, управляющего и специалиста по работе с клиентами. Таким образом, на штат из 5 человек заработная плата в среднем составляет от 100 до 150 тысяч рублей. Эту сумму тоже стоит включить в первоначальные расходы, так как в начале бизнес может не приносить желаемых доходов.

Если СТО будет нести другую направленность, то штат стоит расширить. Так, бизнес-план грузового автосервиса требует наличия, как минимум, 10-15 человек.

Законодательство

Закон требует четкого выполнения предписания насчет СТО. Так, функционирование автосервиса должно быть согласовано с пожарной службой, ГИБДД и санитарно-эпидемиологическим надзором. Помещение, в котором производятся работы, должно быть подключено к центральной канализации и находиться не ближе, чем в 50 метрах от жилых домов.

Особое внимание необходимо уделить охране труда. СТО - это место повышенной опасности, поэтому соблюдение трудового кодекса, а именно глав, посвященных обеспечению безопасности персонала, требуется очень строго. В интересах самого бизнесмена соблюдать правила пожарной безопасности, не уменьшать площадь помещения в целях экономии, ввести правила хранения горючих веществ, обеспечить работников формой и средствами защиты.

Реклама

Если СТО работает не под крылом франшизы, то стоит в статье расходов выделить отдельную главу, посвященную рекламе. В число методов продвижения можно включить объявления в газетах и журналах, раздачу информационных флаеров, наружную рекламу на баннерах и в транспорте, рекламу по ТВ и радио, оформление и раскрутку сайта. Такой комплексный набор может обойтись в 400 тысяч рублей. Однако, в условиях небольшого СТО можно уложиться и в 50-100 тысяч рублей ежемесячно. Потом расходы будут плавно уменьшаться, так как появится собственная и запустится так называемое «сарафанное радио».

Итоговый подсчет

Тем, кто думает, как открыть автосервис, бизнес-план лучше использовать, как рекомендацию. Постоянные изменения курса валюты, экономически события, рост конкуренции могут влиять на размер вложений, которые требуются для открытия бизнеса. На данный момент реальность такова.

Бизнес-план (пример с расчетами) автосервиса включает следующие статьи расходов:

1. Первоначальные расходы:

    покупка и установка специализированного оборудования — 1,5 млн. рублей;

    согласование с другими инстанциями — 50 тыс. рублей.

аренда помещения — 200 тыс. рублей;

зарплата для сотрудников — 15 тыс. рублей.

расходные материалы — 100 тыс. рублей.

Итак, вложения в первый месяц работы будут составлять около двух миллионов рублей. При правильной ежемесячная выручка СТО может превышать 600 тыс. рублей, из которых около 200 тыс. рублей — это чистая прибыль.

Таким образом, на вопрос о том, как открыть автосервис даже примерного характера смог дать ответ.

Супруги Турсуновы утверждают, что хорошо организованный автосервис может работать с 15% рентабельностью. Их главное ноу-хау - IT-система, которая мешает сотрудникам воровать и заставляет их работать

Одна из основателей сети автосервисов «Вилгуд» Барно Турсунова

Свой путь в бизнесе уроженцы Узбекистана супруги Шерзод и Барно Турсуновы начали в 2001 году с торговли обоями из контейнера на строительной ярмарке в Мытищах. Через два года они уже владели десятью точками на рынке, но вовремя заметили смену тренда — через дорогу началось строительство первого российского «Леруа Мерлен». Турсуновы переключились на оптовую торговлю отделочными материалами, создав компанию «Евродизайн». К концу десятилетия предприниматели решили сменить сферу деятельности. «Мы хотели начать бизнес, который было бы можно, во-первых, масштабировать, во-вторых, легко поделить с партнером, и, в-третьих, он должен был расти в кризис», — рассказывает РБК Барно Турсунова. В 2011 году супруги выкупили убыточный автосервис на «Автозаводской» и решили на его базе построить сеть из 100 точек под брендом «Вилгуд» по всей стране. «Мы изначально рассчитывали, что, если будет кризис, люди будут чинить старые машины», — объясняет целевую аудиторию Турсунова.

Все через кассу

В покупку работающего автосервиса (с оборудованием, 25 сотрудниками, поставщиками и клиентами) было вложено 18 млн руб. личных средств, вырученных от продажи доли в «Евродизайне». «Артмоторс» с ежемесячным оборотом около 3 млн руб. продавался как прибыльный. «Но когда мы начали вникать в подробности, выяснилось, что бизнес убыточен, — вспоминает предпринимательница. — Работа строилась так: одни сотрудники сидят на приемке: можешь принять клиента? — Могу. — Приходите послезавтра. Дальше никакого планирования не было». Большая часть работы записывалась на бумажке или передавалась устно, все это приводило к простоям, уходу клиентов и тому, что деньги клиентов шли мимо кассы.

Восемь месяцев понадобилось Турсуновым, чтобы сделать свой новый бизнес эффективным. В первую очередь они наняли программистов и стали внедрять управление всеми процессами в автосервисе через специальную программу: от первого звонка клиента до заключительного этапа по выдаче ему ключей. «Все звонки проходили только через телефон компании, а далее человек должен был передать клиента по цепочке», — объясняет Турсунова. Сотрудники не могли работать с клиентом вне IT-системы. Это сразу лишило персонал возможности оказывать услуги «частным образом», минуя кассу. По словам Турсуновой, благодаря этому уже весной 2012 года обороты автосервиса увеличились до 7 млн руб. в месяц.

Для повышения эффективности бизнес был разделен на два юрлица: одно оказывало услуги по кузовному ремонту, другое — слесарные. «Мы решили, что слесарные сервисы будем масштабировать», — рассказывает Турсунова. После того как первый автосервис на «Автозаводской» начал приносить стабильный доход, в ноябре 2012 года супруги открыли второй и третий сервисы — на «Петровско-Разумовской» и «Домодедовской». Как следует из ЕГРЮЛ, новые центры открывались на паритетных началах с Алексеем Крапивиным, одним из крупнейших акционеров московского Интерпрогрессбанка; он уже был партнером Турсуновых в компании «Евродизайн». Связаться с Крапивиным через банк и через его знакомых РБК не удалось.

«Вилгуд» в цифрах

28 автосервисов работает под брендом «Вилгуд»: 6 собственных и 22 по франшизе

Более 8 тыс. клиентов обслужили в «Вилгуд» в марте 2016 года

90% клиентов сервисов «Вилгуд» — частные лица

8 тыс. руб. — средний чек в автосервисах «Вилгуд»

4 млн руб. — средний ежемесячный оборот автосервиса «Вилгуд» в Москве

400 млн руб. — оборот сети по итогам 2015 года

Источник: данные компании

Открытие каждого нового центра обошлось предпринимателям в сумму около 5 млн руб., однако выход на самоокупаемость вместо планируемых 12 месяцев занял полтора года. За это время в каждое предприятие пришлось дополнительно инвестировать по 4 млн руб. «Эти деньги мы потратили на тестирование IT-системы и покупку дополнительного оборудования, — объясняет Турсунова. — Кроме того, часть денег ушла на привлечение клиентов».


Барно Турсунова (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Для решения проблемы Турсуновы стали совершенствовать созданную IT-систему. Для начала они постарались сделать так, чтобы клиенты не приезжали с улицы, а записывались заранее — таким образом мастер-консультант успевал бы подготовиться к их приходу (например, заказать запчасти). Это также позволяло бороться с простоями и очередями. Кроме того, такой подход позволял обезопасить владельцев от потери бизнеса. «Очень часто в автосервисах мастер-консультант становится владельцем всех отношений с клиентами, и если вдруг он захочет открыть свое дело, то просто уведет клиентов к себе, — рассказывает Турсунова. — Мы хотели, чтобы люди шли в «Вилгуд», а не к конкретному мастеру». Предварительная запись прикрепляет клиента к компании, а не к адресу, и в случае потери помещения автосервис не лишится клиентов. По словам Турсуновой, такой подход принес свои плоды: сейчас более 90% клиентов «Вилгуд» приезжают по предварительной записи, и когда в 2014 году первый автосервис переехал с «Автозаводской» на «Кантемировскую», это не привело к падению клиентского потока.

Для привлечения и удержания клиентов была разработана система клубных карт, приобретение которых позволяло клиенту получать определенный перечень услуг (например, замену масла или сход-развал) в течение года бесплатно.

Как работает IT-система в «Вилгуд»

Для работы с клиентами в автосервисах «Вилгуд» используется IT-платформа собственной разработки — Wilgood IS. С ее помощью контролируются все операции и этапы работы с клиентами. Процесс обслуживания клиента разбит на этапы, каждый из которых отмечается в системе: входящий звонок и согласование сроков визита, подготовка к визиту клиента, приемка автомобиля и составление заказ-наряда, выполнение ремонта и оказание услуг, контроль качества и подготовка автомобиля к выдаче, возврат автомобиля и расчет.

За выполнение каждого этапа отвечают конкретные сотрудники, которые за выполнение своих обязанностей получают баллы. Например, сотрудник call-центра получает несколько баллов за звонки потенциальным клиентам, а если ему удается собрать о клиенте первичную информацию (марку машины, указать проблемы автомобиля) и завести на него карточку в системе, то количество баллов увеличивается в четыре раза. «Мы говорим каждому сотруднику, что он получает зарплату не за должность, а за результаты работы, — объясняет Турсунова. — У каждого сотрудника 15-20 KPI, которые он должен выполнить». Механик получает баллы за каждый нормо-час работы, но, если он не выполняет работы в установленное время, баллы вычитаются (в случае задержки клиент получает компенсацию в 500 руб. за каждый час). «Если клиент вернулся через три месяца, то механик получает премиальные баллы, — рассказывает Турсунова. — Если по результатам опроса клиента выясняется, что он чем-то недоволен (например, ему не вернули замененные запчасти), то баллы вычитаются». По итогам месяца заработанные сотрудниками баллы конвертируются в премии или денежные потери. «Коэффициент конвертации зависит от результатов работы автосервиса в целом, поэтому отличается месяц от месяца», — объясняет Турсунова.

По окончании каждого этапа работы с клиентом сотрудник обязан передать клиента по цепочке: например, мастер-консультант с помощью системы выбирает наиболее подходящего механика в зависимости от его рейтинга, загруженности и типа автомобилей, с которыми он работает. Если же сотрудник не отмечает какое-либо действие в системе, дальнейшее обслуживание клиента становится невозможным. «Система довольно жесткая — при ее внедрении в новый автосервис до 70% сотрудников увольняются, зато те, кто остаются, остаются надолго», — говорит Барно Турсунова.

Экономика автосервиса

Барно Турсунова утверждает, что инвестиции в открытие автосервиса на шесть подъемников на площади 500 кв. м не превысят 5,5 млн руб. «Именно такая площадь оптимальна для бизнеса, — отмечает она. — Несколько автосервисов «Вилгуд» открыты в помещениях бывших дилерских центров площадью 1000 кв. м, но из-за этого эффективность бизнеса снижается, поскольку приходится платить за воздух». Почти половина расходов — это закупка оборудования. Первый месяц аренды вместе с обеспечительным платежом будет стоить в среднем около 400 тыс. руб. «Вилгуд» предпочитает экономить на аренде, размещая большинство своих сервисов в весьма труднодоступных местах. Около 150 тыс. руб., по ее словам, уйдет на вывеску. Турсунова рекомендует иметь свободные средства в размере 1 млн руб., чтобы финансировать бизнес на старте, пока он не выйдет на окупаемость.

На оплату труда сотрудников (с учетом налогов) в автосервисах «Вилгуд» в среднем уходит от 20 до 30% общей выручки (чем меньше выручка, тем больше доля). По словам Турсуновой, механик в «Вилгуд» получает 22% от стоимости произведенной им работы, а мастер-консультант — 10%. Другая крупная статья расходов — закупка запчастей. Их компания заказывает у оптовиков и продает с наценкой до 65%. Продажа запчастей по заказ-нарядам клиентов приносит половину выручки автосервису (но клиент имеет права принести свои запчасти для ремонта). Запчасти также продаются «на улицу» в магазине при автосервисе, что приносит еще 2-20% от выручки.


Постоянная расходная часть в сервисе включает аренду (в Москве и области — от 280 тыс. до 460 тыс. руб. в месяц), коммунальные платежи (40-80 тыс. руб.). «Арендная плата за помещение, например в Долгопрудном, составляет 400 тыс. руб. в месяц, но мы сдали его часть в субаренду автомойке за 120 тыс. руб. в месяц, — объясняет Турсунова. — Сейчас обеспечительный платеж составляет обычно предоплату за один месяц аренды». Около 10% от выручки все автосервисы (собственные и работающие по франшизе) отчисляют в управляющую компанию за маркетинг, услуги call-центра и контроля качества, а также роялти (3,5% от выручки). Для автосервиса в Москве точка безубыточности — это выручка 2 млн руб. в месяц, утверждает Турсунова. В среднем один автосервис «Вилгуд» сейчас выходит на этот уровень за два—три месяца, говорит предпринимательница. Средний оборот по сети — 4 млн руб. в месяц.

В «Вилгуд» утверждают, что при такой выручке автосервис способен зарабатывать до 600 тыс. руб. прибыли в месяц, то есть работать с 15% рентабельностью. Правда, за 2014 год по четырем собственным точкам Турсуновых, отчетность по которым РБК удалось обнаружить в системе «Контур.Фокус», рентабельность чистой прибыли составила около 3,5%: при суммарной выручке 107 млн руб. совокупная чистая прибыль составила всего 3,6 млн руб. Турсунова объясняет это тем, что показатели месяц к месяцу по каждой точке колеблются. «Кроме того, с первыми центрами мы долго мучились, отрабатывая на них технологии управления, с новыми все происходит быстрее», — говорит предпринимательница.

Покатились по России

На старте Турсуновы планировали самостоятельно открыть 100 автосервисов, но поняли, что это потребует больших инвестиций и много времени. Поэтому в 2014 году предприниматели запустили франшизу, основой которой является использование разработанной IT-системы. Несмотря на высокую стоимость (паушальный взнос составлял 1 млн руб.), сразу несколько человек выразили желание ее приобрести.


Первым франчайзи «Вилгуд» стал предприниматель Андрей Варнавский из Троицка. «У меня была цель выйти на стабильные показатели по прибыли, и я посчитал, что быстрее отобью затраты в 1 млн руб. на покупку франшизы, если смогу сглаживать фактор сезонности за счет удержания клиентов, — рассказал он РБК. — Благодаря IT-системе мне удалось заставить сотрудников выйти из зоны комфорта и начать работать с клиентами. Сейчас я вижу все ключевые показатели работы каждого мастера, а у сотрудников появился азарт в работе». По словам предпринимателя, выручка его автосервиса за три месяца работы по франшизе удвоилась. По итогам 2014 года, по данным системы «Контур.Фокус», автосервис Варнавского сработал с чистой прибылью 6,9 млн руб. при выручке 29 млн руб. В марте 2016 года Варнавский открыл четвертую точку под брендом «Вилгуд».

С момента запуска франшизы под брендом «Вилгуд»​ открылось 22 автосервиса: от Санкт-Петербурга до Хабаровска. Координирует работу сети специально созданная компания, которая занимается маркетингом, отвечает за услуги call-центра и контроля качества. «Отдельный автосервис не может себе позволить полноценный отдел развития, и мы решили его сделать централизованным», — объясняет Турсунова. Все эти услуги для автосервисов сети «Вилгуд» платные: по итогам каждого месяца УК выставляет им счет за привлеченных клиентов, по факту закрытия заказ-наряда. Кроме того, УК договаривается с поставщиками запчастей о скидках и создании запасов на их стороне, чтобы минимизировать неликвид на собственном складе. «С поставщиками у нас договоренность, что мы можем вернуть запчасти им», — рассказывает предпринимательница.

По словам Турсуновой, сейчас спрос на франшизу «Вилгуд» не снижается, несмотря на высокий входной порог. По ее словам, в последний год в компании не только не упало количество клиентов, но из-за подорожания запчастей даже не снизился средний чек, несмотря на то что общее количество входящих в него работ уменьшилось. Сейчас он по-прежнему составляет около 10 тыс. руб. по Москве и 8 тыс. руб. в среднем по России. «К нам обращаются владельцы автосервисов, у которых нет клиентов, снижается чек, — объясняет Турсунова. — Мы помогаем это подтянуть».