Процессы социализации - презентация. Презентация на тему: Человек в процессе социализации Проблема социализации личности в современном обществе презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Социализация - это процесс освоения социальных ролей, приобретения социальных статусов и накопления социального опыта. Процесс социализации начинается с рождения человека и продолжается всю его жизнь. Жизненный цикл человека составляют определенные возрастные этапы: - детство - юность - зрелость - старость

4 слайд

Описание слайда:

Периоды социализации Период детства и юности составляет начальную социализацию; Период зрелости и старости - продолженную социализацию.

5 слайд

Описание слайда:

Блажен, кто смолоду был молод, Блажен, кто вовремя созрел, Кто постепенно жизни холод С летами вытерпеть успел... А.С.Пушкин В ходе социализации человек из биологического существа превращается в социальное. Социальная среда играет в этом процессе решающую роль. Социализация дает возможность общаться посредством освоенных ролей. Социализация обеспечивает сохранение самого общества: прививает новым гражданам общепринятые ценности, образцы поведения.

6 слайд

Описание слайда:

Социализация - процесс развития человека, становления личности во взаимодействии с окружающим миром. Социализацию переживает каждый из нас на протяжении всей жизни. Социализацию понимают как процесс освоения человеком социальных ролей и культурных норм, накопления жизненного опыта. Иногда социализацию понимают как подготовку к взрослой жизни, как обучение и воспитание в школе, обучение предмету.

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Первичная социализация Семья Первичная социализация очень важна для ребёнка, так как она является основой для всего остального процесса социализации. Наибольшее значение в первичной социализации играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

9 слайд

Описание слайда:

Вторичная социализация Детский сад, школа Вторичная социализация происходит уже вне дома. Её основой является место, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке. В процессе вторичной социализации индивид приобщается уже не к малой группе, а к большой. Конечно, изменения, происходящие в процессе вторичной социализации, меньше, чем те, которые происходят в процессе первичной.

10 слайд

Описание слайда:

Досрочная социализация Досрочная социализация представляет из себя «репетицию» будущих социальных отношений. Например, взаимоотношения с одноклассниками, могут послужить «репетицией» отношений с будущими коллегами по работе.

11 слайд

Описание слайда:

Ресоциализация Ресоциализация - это процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Ресоциализация происходит в течение всей жизни человека.

12 слайд

Описание слайда:

"ступени" социализации: детство, юность, зрелость, старость. "Годы юности - самые трудные годы", - еще в XVIII веке писал немецкий философ И. Кант. Трудности подросткового возраста: психологические сдвиги (влечение к противоположному полу, усиливается агрессивность, склонность к необузданному риску и т.д.); склонность к инновации и творчеству; непризнание авторитетов; подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности; формируется параллельная система ценностей: родители - сверстники; изменяется поведение (от почти полного послушания к скрытому или явному неповиновению родителям); противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.

13 слайд

Описание слайда:

Может быть, это проблемы только современных подростков и молодых людей? Когда были написаны эти слова? Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру". (Надпись на вавилонском сосуде, около 3-х тыс. лет до н. э.). "Молодые строптивы, без послушания и уважения к старшим. Истину отбросили, обычаев не признают. Никто их не понимает, и они не хотят, чтобы их понимали. Несут миру погибель". (Надпись на гробнице фараона, около 3,5 тыс. лет до н. э.). Подростковый возраст - это экзамен для всех (самого подростка, родителей, учителей). Нельзя быстро и без труда разрешить все проблемы этого возраста: надо набраться терпения...

14 слайд

Описание слайда:

Важность подросткового этапа Заканчивается формирование фундамента личности - мировоззрения; Осознание своего "Я" происходит как осмысление своего места в жизни; идет постоянный поиск нравственных ориентиров. Экономически несамостоятельны, требуют социальной защиты, не выступают участниками правоотношений, не являются собственниками, производителями. Они лишь потребители; хотя психофизически они уже созрели для принятия важных решений. Недостаток жизненного опыта вынуждает совершать много ошибок. Но главное не их количество, а качество: преступность, наркотики, лихачество, алкоголь, половая распущенность... Это попытка играть роль взрослых.

АО «Академия Гражданской Авиации» Презентация на тему: Выполнил: студент группы АТ(АВ)-13,2 Оралхан Самат

Слайд 2: Содержание

Введение 1) Теория социализации личности 2) Этапы социализации 3) Стадии социализации 4) Процесс социализации 4.1) Агенты социализации 4.2) Побочные эффекты социализации 5) Основные институты социализации 6) Контроль социализации 7) Заключение 8) Список литературы

Слайд 3: Социализация личности

это процесс усвоения индивидом социального опыта общества, к которому он принадлежит. Социальный опыт включает в себя: Нормы Правила Ценности Социальные отношения Культура труда

Слайд 4: Теории социализации

Слайд 5

Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.

Слайд 6: Этапы социализации

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.

Слайд 7: Процесс социализации и жизненный сценарий личности

Слайд 8: Схемы жизненных подъемов и спадов:

Возраст 16 -18 лет. Избавление от доминирования. Возраст 18 - 22 года. Уход из родной семьи. Возраст 22 - 28 лет. Построение реальной жизни. Возраст 29 - 34 года. Кризис вопросов. Возраст 35 – 43 года. Кризис безотлагательности. Возраст 43 – 50 лет. Достигнутая стабильность. Возраст 50 лет и старше. Умудренность опытом.

Слайд 9: Стадии социализации

Адаптация (детская социализация) Механизмами социализации в детском возрасте выступают психологические механизмы: имитация, идентификация, стыд и вина.

10

Слайд 10: Стадии социализации

2. Индивидуализация Формирование идентичности является важнейшей задачей подросткового периода. Также важную роль в этот период играет развитие моральных норм. Наступление половой зрелости – это биологическое событие, юношество – это социальный статус.

11

Слайд 11: Стадии социализации

3. Интеграция Критериями статуса взрослого человека являются: Принятие ответственности за себя; Самостоятельное принятие решений; Обретение финансовой независимости.

12

Слайд 12: Стадии социализации

4. Трудовая стадия Благополучие взрослого человека складывается из шести элементов: Самоодобрение Позитивные отношения с другими людьми Автономия (личная свобода) Умение владеть обстановкой Цель жизни Непрекращающийся личный рост

13

Слайд 13: Стадии социализации

5. Послетрудовая стадия Были предложены две теории для объяснения благополучного протекания старения: Теория устранения Теория активности

14

Слайд 14

Процесс социализации личности протекает на основе социальных контактов, взаимодействий личности с другими личностями, группами, организациями, институтами. В процессе этого взаимодействия срабатывают социальные механизмы имитации и идентификации, социального и индивидуального контроля, конформизма. На них накладывают свой отпечаток социальные, национальные, профессиональные, моральные, расовые различия людей. Процесс социализации

15

Слайд 15

Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.

16

Слайд 16

Социологические исследования показывают, что родители из средних слоев общества гибко относятся к власти авторитета. Они учат своих детей осмысливать факты и отвечать за свои решения, а также поощряют способности к сопереживанию. В семьях нижних слоев общества, где родители в основном заняты физическим трудом и работают под строгим контролем, они внушают детям готовность подчиниться внешнему авторитету, власти. Здесь придают большее значение послушанию, чем развитию творческих способностей.

17

Слайд 17

Основными средствами социализации, обеспечивающими социальный контакт между личностями, личностью и группой, организацией, являются: язык; ценности и нормы поведения; навыки и умения; статусы и роли; поощрения и санкции.

18

Слайд 18

Социальный статус – это положение личности в социальном пространстве, в социальной пирамиде, в социальной структуре общества. Социальный статус характеризуется социальным положением (т. е. принадлежностью к определенному классу, социальному слою, группе), должностью, заработком, уважением других людей (престижем), заслугами, наградами и т. д. Поведение личности, связанное с ее социальным статусом, т. е. диктуемое положением человека в обществе, называется социальной ролью.

19

Слайд 19

Усвоение различных социальных ролей является важнейшей составляющей процесса социализации личности. Однако сложность заключается в том, что в обществе существуют статусы не только одобряемые им, но и такие, которые противоречат общественным нормам и ценностям. Поэтому в процессе становления и развития ребенок может осваивать как позитивные социальные роли, так и негативные.

20

Слайд 20

21

Слайд 21: Агенты социализации

Первичные агенты социализации: родители, друзья, родственники, соседи, воспитатели, тренеры, учителя и пр. Вторичные агенты социализации: социальные институты (армия, политические организации, СМИ, профессиональные круги и пр.)

22

Слайд 22: Побочные эффекты социализации

Десоциализация – отказ от ранее усвоенных норм и правил поведения в обществе Ресоциализация – усвоение новых культурных норм и ценностей


23

Слайд 23: Основные институты социализации

Семья – один из ведущих определяющих агентов социализации. Оказывает функциональное воздействие не только на формирование и социализацию, но и на становление всей структуры личности. Эмпирические исследования показывают, что в конфликтных или неполных семьях процент детей с отклоняющимся поведением значительно выше. Группа ровесников – выполняет функцию «охраны» от захвата приоритета взрослых в процессе социализации. Обеспечивает появление таких качеств личности, как самостоятельность, независимость, социальное равенство. Позволяет проявлять социализирующейся личности новые эмоции и чувства, невозможные в семье, новые социальные связи, статусы и роли (лидер, равный партнер, изгой, маргинал и др.). Школа – действует как общество в миниатюре. Дает новые знания и навыки социализации, развивает интеллект, формирует ценности и нормы поведения. В отличие от семьи позволяет понять значения формальных статусов и ролей (учитель как формальный и временный начальник). Школа более авторитарна, рутинизирована. Ее социальное пространство обезличено, так как учителя, директор не могут быть такими же ласковыми, как родители; к тому же любой учитель может быть заменен другим человеком.

24

Слайд 24: Основные институты социализации

Средства массовой информации формируют ценности, образы героев и антигероев, дают образцы поведения, знания о социальной структуре общества. Действуют обезличенно, формально. Армия осуществляет специфическую, вторичную социализацию (ресоциализацию). Военное образование дает возможность молодому офицеру быстро внедриться в военную систему. Другое дело – призванные на срочную службу. Разность ценностей и стереотипов поведения гражданской и военной жизни проявляется резко и часто вызывает у молодых солдат социальный протест. Это тоже своеобразный институт социализации, форма освоения новых социальных норм. Важно чтобы такие протесты протекали на невысоком уровне конфликтности, не вызывали у молодых людей психических потрясений. Для этого служит специальная подготовка (допризывные сборы, курс молодого бойца), на это направлена деятельность командиров, военных социологов и психологов. Старослужащие, прошедшие вторичную социализацию, не столько протестуют, сколько «примеряют» на себе новые роли «гражданской» жизни.

25

Слайд 25: Социальный контроль – это …

… совокупность средств, с помощью которых общество регулирует поведение индивидов и поддерживает социальный порядок.

26

Слайд 26: Социальный контроль может быть …

Формальный (безличный) Осуществляется правоохранительными органами Неформальный Предполагает неофициальность и применяется в небольших группах: насмешки, критика и т.д.

27

Слайд 27: Элементами социального контроля являются …

Социальные нормы – предписания, требования, пожелания, ожидания и шаблоны поведения в конкретных ситуациях. (например, обычаи, традиции, табу, законы и т.д.) Социальные санкции – наказания и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. (награды, премии, стипендии, арест, увольнение, бойкот)

28

Слайд 28: Стратегии социального контроля

Наказание Замещение Легализация преступлений без жертв Внутренний контроль Создание служб социальной помощи

29

Последний слайд презентации: Социализация личности

Заключение Таким образом, социализация выполняет в общество три основных задачи: 1) интегрирует индивида в общество, а также в различные типы социальных общностей через усвоение им элементов культуры, норм и ценностей; 2) способствует взаимодействию людей вследствие принятия ими социальных ролей; 3) сохраняет общество, производит и передает культуру поколений через убеждения и показ соответствующих образцов поведения.

Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Приспособление (социальная адаптация) – это процесс и результат становления индивида социальным существом. Обособление – процесс автономизации человека в обществе, потребность человека иметь собственные взгляды, привязанности, возможность самостоятельно решать вопросы, касающиеся его жизни и так далее.


Процесс социализации личности можно подразделить на два этапа: 1) первичная социализация – проходит в детские и подростковые годы жизни индивида (семья, дошкольные и школьные учреждения, а также группы равных – компаний друзей и сверстников); 2) вторичная социализация – это развитие личности в последующие годы жизни (социальные институты, включая систему образования, средства массовой информации, трудовые коллективы)


Нормативно-регулятивная функция, формирующая и регулирующая жизнедеятельность человека в обществе посредством воздействия на него специальных социальных институтов, определяющих образ жизни данного общества во временном контексте; - личностно-преобразовательная функция, индивидуализирующая человека посредством формирования потребностно - мотивационной сферы, идеалов и установок человека в системе социальных отношений; - ценностно-ориентационная функция, формирующая систему ценностей определяющих образ жизни человека; Функции социализации


Коммуникативно-информационная, приводящая человека во взаимоотношения с другими людьми, группами людей, системой, насыщающая человека информацией с целью формирования его образа жизни; - прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом; - творческая функция, в процессе реализации которой рождается стремление творить, отыскивать выход из нестандартных ситуаций, открывать и преобразовывать мир вокруг себя; - компенсаторная функция, восполняющая дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека.


Социализация и её агенты Социализация - это процесс освоения индивидом определённой системы знаний, норм, ценностей и социальных ролей Десоциализация - это отказ личности от ранее усвоенных ролей Ресоциализация - усвоение новых правил и ролей взамен утраченных




Социальная группа объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Социальная группа




По выполняемым функциям различают нормативные и сравнительные референтные группы, по факту членства в группе группы присутствия и идеальные, в соответствии с согласием или отрицанием индивидом норм и ценностей группы положительные и отрицательные референтные группы. Нормативная референтная группа выступает источником норм, регулирующих поведение индивида, ориентиром по ряду значимых для него проблем. В свою очередь, сравнительная референтная группа является для индивида эталоном в оценках себя и окружающих. Одна и та же референтная группа может выступать и как нормативная, и как сравнительная. Группа присутствия это референтная группа, членом которой является индивид. Классификация групп


Идеальная референтная группа это группа, на мнение которой индивид ориентируется в своем поведении, в оценках важных для него событий, в субъективных отношениях к другим людям, но в состав которой он по каким-либо причинам не входит. Такая группа бывает для него особо притягательной. Идеальная референтная группа может быть как реально существующей в социальной среде, так и вымышленной (в этом случае эталоном субъективных оценок, жизненных идеалов индивида выступают литературные герои, исторические деятели далекого прошлого и др.). Если социальные нормы и ценностные ориентации положительной референтной группы полностью соответствуют представлениям о нормах и ценностях индивида, то система ценностей отрицательной референтной группы при такой же степени значимости и важности оценок и мнения этой группы для индивида чужда и противоположна его ценностям. Поэтому в своем поведении он старается получить негативную оценку, «неодобрение» своих поступков и позиции со стороны этой группы. Классификация групп


Теория социализации Зигмунда Фрейда Теория социализации З. Фрейда, основывается на положении, что биологические побуждения индивида противоречат нормам культуры, и социализация есть процесс обуздания этих побуждений. Цивилизация с ее многочисленными моральными запретами, вредит нормальному развитию человеческой личности, является источником ее неврозов.


Теория социализации Зигмунда Фрейда Деятельность человека - биологический процесс, в котором непрерывная потребность в поддержании гомеостатического равновесия проявляется в виде влечений, заставляющих организм мобилизовать свою активность в определенной направленности, на до сознательном уровне. В возрасте 3-6 лет ребёнок сталкивается с конфликтом между собственными побуждениями и предъявляемыми окружением правилами. Этот конфликт, берущий начало в амбивалентных переживаниях по отношению к родителям назван Эдиповым комплексом, где ребёнок находится в ситуации одновременно желания и страха по отношению родителям. Все основные модели социального взаимодействия формируются именно на этой стадии. Дальнейший процесс социализации представляет собой хрупкий компромисс природного и культурного.


Теория социализации Эрика Эриксона Социализация – путь к идентичности, начинающийся с рождения и заканчивается смертью. Есть 8 этапов формирования я-идентичности, каждая из которых характеризуется специфической задачей развития, или кризисом, который должен разрешиться для того, чтобы человек перешел к следующей стадии.


Жизненный цикл по Э. Эриксону 1. Доверие и недоверие до года. Степень доверия, которым ребенок проникается к окружающему миру, к другим людям и к самому себе, в зависит от проявляемой к нему заботы. 2. Самостоятельность и нерешительность (автономия и стыд) от 1 года до 3 х лет. Формирование у ребёнка ощущения, что он владеет самим собой то есть у него появляется чувство уверенности и самостоятельности. 3. Предприимчивость и чувство вины от четырех до пяти лет. Дошкольник начинает сам придумывать себе занятия, а не просто отвечать на действия других или подражать им. 4. Умелость и неполноценность. (Творчество и комплекс неполноценности) от 6 до 16 лет. Когда детей поощряют довести начатое до конца, хвалят за результаты, у ребенка вырабатывается умелость и способности к творчеству. 5. Личностная идентичность и путаница ролей лет. Появляется чувство целостного осознания себя и своего места в жизни, происходит самоопределение, формируется «я» идентичность. 6. Близость и одиночество от конца юности до начало среднего возраста. Близость – это способность заботиться о другом человеке и делиться с ним всем существенным без боязни потерять при этом себя. 7. Общечеловечность и самопоглощенность. (Производительность и застой) зрелый возраст. Способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. 8. Цельность и безнадежность. период старости и до смерти. Ощущение цельности, осмысленности жизни возникает у того, кто, оглядываясь на прожитое, ощущает удовлетворение.


Теория социализации Жана Пиаже Социализация - процесс адаптации к социальной среде, способность осознавать свое «Я», сопоставлять точки зрения других людей и свою собственную. Для этого необходимо сформированный интеллектуальный аппарат и моральные принципы. Она обуславливает переход ребенка от эгоцентрической позиции (особенность детского мышления, его представления о мире, индивидуальная позиция, заключающееся в неспособности понять и учитывать другие точки зрения и позиции) к объективной.


Теория социализации Жана Пиаже Социальная жизнь начинает играть прогрессивную роль, когда складываются отношения кооперации, когда ребенок овладевает нормами поведения и мышления, такой перелом в развитии наступает в 7-8 лет. До этого периода взаимодействие субъекта с внешним миром подчиняется законам биологического приспособления. Внешнее влияние на субъект оказывают два дополняющих друг друга процесса: ассимиляция включение внешних элементов в развивающиеся или завершенные структуры организма, при этом новые элементы лишаются своих специфических черт; и аккомодации приспособление прежде сформированных реакций субъекта с переходом к новым способам реагирования. По мере освоения действительности, эти процессы становятся более скоординированными. Таким образом к биологическим факторам на определенном и довольно высоком уровне развития присоединяются социальные факторы, благодаря чему у ребенка вырабатываются логические нормы. Ассимиляция перестает быть эгоцентрической, то есть ребенок становится способен усваивать опыт, а взаимодействие логического разума и самого опыта достаточно для дальнейшего интеллектуального развития.


Теория социализации Чарльза Кули В основе формирования личности лежит множественное взаимодействие людей с окружающим их миром. В процессе подобных взаимодействий люди создают своё «зеркальное Я», которое состоит из трёх элементов: того, как нас воспринимают другие, с нашей точки зрения; того, как эти другие реагируют на то, что видят, с нашей точки зрения; того, как мы действуем в ответ на воспринятую нами реакцию других. Данная теория акцентирует внимание на интерпретации мыслей и чувств других людей той или иной личностью.


Теория социализации Джорджа Мида Мид развивал идеи Кули и разработал теорию, в которой объясняется сущность процесса восприятия индивидом других личностей и развита концепция обобщенного другого, в известной степени дополняющая и развивающая теорию «зеркального Я». В соответствии этой концепцией обобщенный другой представляет собой всеобщие ценности и стандарты поведения некоторой группы, которые формируют у членов этой группы индивидуальный Я-образ. Индивид в процессе общения как бы встает на место других индивидов и видит себя другой личностью. Он оценивает свои действия и наружность в соответствии с представляемыми оценками его обобщенного другого, как бы смотрит на себя со стороны.


Теория социализации Джорджа Мида Дж. Мид различал три стадии процесса обучения ребенка исполнению взрослых ролей. Первая подготовительная стадия (в возрасте от 1 до 3 лет), во время которой ребенок имитирует поведение взрослых без какого-либо понимания смысла этой деятельности Вторая стадия, называемая игровой (в 3-4 года), наступает тогда, когда дети начинают понимать поведение тех, кого они, изображают, но исполнение роли еще неустойчиво. Третья заключительная стадия (в 4-5 лет и более), в которой ролевое поведение становится собранным и целенаправленным и проявляется способность ощущать роли других актеров. Стадии принятия роли другого, других, обобщенного другого все это стадии превращения физиологического организма в рефлексивного социального индивида. Происхождение Я, таким образом, целиком социально.


Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова Факультет экологии и естественных наук Презентация на тему: Процессы социализации Выполнили студентки 3-го курса заочного отделения направления «Биология» Александрова К., Сафина А., Демьяновская А.,Ульянова М. Москва 2015 г.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Социализация личности: понятие, процесс, научные концепции. Объективные и субъективные факторы социализации личности, ее функции. Ценности в смысловой сфере личности. Стадии социализации личности, периодизация ее развития. Десоциализация и ресоциализация.

    курсовая работа , добавлен 28.06.2013

    Определение и сущность социализации, состоящей в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества. Универсальные характеристики процесса социализации. Методы исследования социальных изменений личности старшеклассников.

    курсовая работа , добавлен 26.01.2016

    Этапы развития личности в процессе социализации. Результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Концепция социализации личности как единство индивидуальных способностей и социальных функций человека.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2014

    Социализация как социокультурное явление. Социогенетический подход к явлению социализации. Концепция "значимый другой" в процессе социализации. Связь образования и культуры общества. Значение наследственности и социальных факторов в развитии личности.

    контрольная работа , добавлен 21.10.2010

    Проблемы социализации личности и языковой политики. Место языковых норм среди ценностей в постсоветском пространстве. Реформы высшего образования, их роль в формировании студенческой среды. Отражение социализации личности студента на усвоении языков.

    курсовая работа , добавлен 15.11.2015

    Социализация человека: понятие, процесс и основные стадии. Средства массовой информации как мощный инструмент социализации личности. Проблемы социализации в современном украинском обществе. Сферы и институты, основные механизмы социализации личности.

    курсовая работа , добавлен 17.03.2012

    Личность и общество, их взаимодействие в процессе социализации. Основные задачи социализации личности, ее формы и виды. Понятие индивидуальности, структура личности и ее важнейшие компоненты. Социальные типы личности. Усвоение нового социального опыта.


    Этапы социализации Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственностью, а также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность.


    Стадии социализации Дотрудовая стадия. Ранняя социализация от рождения до поступления в школу; Стадия обучения – школьные годы, студенчество (ВУЗ – двоякое отнесение). Трудовая стадия. Идея социализации как непрерывного процесса, непрерывного образования. Специфика социализации взрослых. Послетрудовая стадия. Идея «десоциализации», свертывания социальных функций. Роль пожилых людей при воспроизводстве социального опыта. Изменение типа активности.




    Социализация – это двусторонний процесс, включающий: усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; процесс активного воспроизведения индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Термин «социализация» отличают от смежных понятий «развитие личности» и «воспитание».


    Институты социализации Институты социализации - конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают транслятором социального опыта (Белинская, Тихомандрицкая). Дотрудовая стадия: семья, дошкольные детские учреждения, школа, группы сверстников, учебные заведения. Трудовая стадия: трудовой коллектив, команда, организация. Послетрудовая стадия: общественные организации, членами которых являются пенсионеры.


    Процесс социализации личности включает и воспитание активной социальной ответственности, осознания долга перед обществом, понимания необходимости соблюдения социальных норм, что в конечном счете обеспечивает нормативное поведение, высокую степень социальной воспитанности человека, предупреждение его антисоциальных проявлений.


    Три сферы становления личности: деятельность На протяжении процесса социализации происходит расширение «каталога» деятельностей. Три важных процесса: Ориентировка в системе связей (через личностные смыслы); Центрирование вокруг главного (возникновение иерархии личности); Освоение новых ролей и осмысление их значимости


    Три сферы становления личности: общение Общение в контексте социализации рассматривается со стороны его расширения и углубления: расширение общения понимается как умножение контактов с другими людьми, специфика этих контактов в каждом возрасте; углубление общения – это переход от монологического общения к диалогическому.


    Три сферы становления личности: самосознание Процесс социализации означает становление в человеке образа «Я»: отделение этого образа от деятельности; интерпретация «Я»; Социальная психология: каким образом включение человека в различные социальные группы запускает этот процесс?


    ВЫВОДЫ: социализация представляет собой двусторонний процесс, включающий, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду; становление личности происходит в трех сферах: деятельность, сознание, общение; особая роль в современной социализации принадлежит образованию и приобретению профессии; в современных условиях формируется активная жизненная позиция личности.