Органы управления финансами, их функции. Специфика налогового сегмента управления финансами хозяйствующих субъектов Объектами управления финансами хозяйствующего субъекта являются

Управление финансами этого звена осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, концернов, ассоциаций, обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных предприятий.

В этой звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами посредством и в пределах предпринимательской деятельности предприятий и организаций. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли (дохода) от производства и продажи товаров, выполнения работа, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента на предприятиях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации – деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) хозяйствующих субъектов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы – общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах – общие собрания акционеров. Исполнительный орган – правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделения товарищества (общества) – финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие – финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела обычно основывается на следующих направлениях работы: прогнозно-аналитической, расчетной, претензионной, оперативно-финансовой. Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, кассовые.

Важными задачами финансовых служб хозяствующих субъектов являются:

изыскание путей увеличения прибыли или дохода и повышение рентабельности;

обеспечение финансовым и ресурсами заданий по производству, капитальным вложениям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями;

организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание предприятий и организаций, кредитуют временные потребности в денежных средствах.

2.3 Управление финансами хозяйствующих субъектов

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми департаментами (управлениями) и отделами министерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товариществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансовые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские департаменты (управления). Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финансов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товарно-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доходности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, инструкции, методические материалы, регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других вышестоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу финансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется финансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансово-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими процессами и движением денежных потоков посредством и в пределах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования имуществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях являются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - деятельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъектов осуществляют оперативное финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами координируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционерных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (заместителя управляющего) по финансам, который курирует соответствующее подразделение товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансовой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (схема 1) обычно включает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовой работы. Типовая структура финансового отдела включает: планово-экономическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планирования, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчетов с покупателями, расчетов с поставщиками, претензионная. На предприятиях, осуществляющих валютные операции, создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: планово-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять отдельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое прогнозирование и расчет финансовых нормативов возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Схема 1. Управление финансами хозяйствующего субъекта

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъектов являются: изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабельности; обеспечение финансовыми ресурсами заданий по производству; инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат; выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организациями; организация расчетов; содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений; контроль за правильным использованием финансовых ресурсов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют временные потребности в денежных средствах.

2.4 Автоматизированная система управления финансами

1

Настоящая статья посвящена исследованию системы управления финансами организаций (предприятий), отражающей специфику их финансовой деятельности и влияющей на их финансовую устойчивость. Рассмотрена позиция научного сообщества по вопросу определения сущности и принципов организации финансов организаций (предприятий). Предложена авторская система управления финансами хозяйствующего субъекта, включающая такие взаимосвязанные компоненты, как субъекты; инструменты; объекты, в том числе полный перечень и укрупненные объекты финансового управления; конечную цель управления финансами хозяйствующего субъекта. Дана характеристика целей субъектов управления финансами хозяйствующего субъекта. Изучен механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий стандартные и дополнительные показатели, которые возможно использовать в процессе проведения оценки эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта в разрезе отдельных объектов его финансового управления.

управление финансами

субъекты управления

финансовые показатели

объекты финансового управления

финансовая устойчивость

1. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и статистика, 1995. – 383 с.

2. Большаков С.В. Основы управления финансами: учеб. пособие. – М.: Изд. дом «ФБК-Пресс», 2000. – 368 с.

3. Бочаров В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 144 с.

4. Денежное хозяйство предприятий: учебник для вузов / А.Ю. Казак, О.Б. Веретенникова, М.С. Марамыгин, К.В. Ростовцев; под ред. проф. А.Ю. Казака, проф. О.Б. Веретенниковой. – Екатеринбург: Изд-во АМБ, 2006. – 464 с.

5. Павлова Л.Н. Финансы предприятий: учеб. для вузов. – М.: Финансы; ЮНИТИ, 1998. – 639 с.

6. Финансы предприятий: учеб. для вузов / Н.В. Колчина, Г.Б. Поляк, Л.П. Павлова и др.; под ред. Н.В. Колчиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 447 с.

7. Финансы предприятий: учебник / под ред. М.В. Романовского. – СПб.: Изд. дом «Бизнес-пресса», 2000. – 528 с.

8. Финансы: учеб. для вузов / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской, Б.М. Сабанти. – М.: Изд-во «Перспектива», Изд-во «Юрайт», 2000. – 520 с.

9. Шатковская, Е.Г. Формирование банковских продуктов в современной экономике: монография / Е.Г. Шатковская. – Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2012. – 159 с.

10. Шатковская Е.Г. Формирование и реализация финансовой политики кредитной организации в условиях согласовательного регулирования: дис. … д-ра экон. наук. – Екатеринбург. 2015. – 399 с.

11. Шеремет, А.Д. Финансы предприятия / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 342 с.

Вопрос о сущности категории «финансы организаций (предприятий)» ведется как российским, так и зарубежным научным сообществом и остается дискуссионным по настоящее время. Единство мнений среди ученых по данной проблеме заключается в трактовке финансов хозяйствующих субъектов как совокупности денежных отношений.

Обзор основных трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)» представлен в табл. 1.

Из представленной таблицы видно, что позиции большинства российских ученых по вопросу сущности финансов предприятий схожи, однако вопрос об определении принципов финансов предприятий является дискуссионным (табл. 2).

На наш взгляд все выделенные принципы в той или иной мере отражают специфику организации финансов предприятий и заслуживают внимания и реализации.

Позиция автора по организации и управлению финансами хозяйствующего субъекта сводится к формированию современной системы управления финансами хозяйствующего субъекта, отражающей его специфические особенности (рис. 1).

Рассмотрим последовательно указанные элементы системы управления финансами хозяйствующего субъекта.

1) Субъекты управления финансами хозяйствующего субъекта.

Под субъектами управления подразумеваются собственники и менеджеры хозяйствующего субъекта. При этом у каждого уровня управления имеются свои экономические и социальные цели (табл. 3).

2) Инструменты управления финансами хозяйствующего субъекта.

В процессе управления финансами хозяйствующего субъекта важно выбрать подходящий для него набор показателей оценки эффективности финансовой деятельности в разрезе объектов финансового управления. Автор предлагает использовать специальный механизм управления финансами хозяйствующего субъекта, содержащий два блока оценочных показателей, которые взаимодополняют друг друга:

Таблица 1

Обзор трактовок содержания категории «финансы организаций (предприятий)»

Исследователи

Проф. М.В. Романовский

«Система денежных отношений, которые в определенной степени регламентированы государством и связаны с реальными денежными потоками предприятия, формированием и использованием капитала, денежных фондов и доходов, необходимых для осуществления уставной деятельности и выполнения всех обязательств» .

Выделяет три функции финансов предприятий: регулирование денежных потоков предприятия; формирование капитала; использование капитала, доходов и денежных фондов

Проф. А.Д. Шеремет,

Р.С. Сайфулин

«Финансы - это система денежных отношений экономического субъекта, возникающая в процессе его производственно-хозяйственной деятельности»

В.В. Бочаров

«Финансы предприятий выражают систему денежных отношений, возникающих в процессе хозяйственной деятельности и необходимых для формирования и использования капитала, доходов и денежных фондов … реальное формирование финансовых ресурсов предприятий начинается только на стадии распределения, когда стоимость реализована и из выручки от реализации товаров выделяются отдельные элементы стоимости (фонд возмещения, оплаты труда, прибыль)» .

Выделяет три функции финансов предприятий: формирование капитала (дохода); использование капитала (дохода); контрольная функция

И.Т. Балабанов

«Финансы любого хозяйствующего субъекта охватывают денежные отношения данного субъекта с другими хозяйствующими субъектами (по оплате поставок сырья, товаров, других материальных ценностей, по реализации продукции, при получении финансовых и коммерческих кредитов, при вложении капитала и т.п.); учредителями (при распределении прибыли); трудовым коллективом (по оплате труда, при распределении доходов и прибыли, при выплате дивидендов по акциям, процентов по облигациям и т.п.); государственными органами управления (при уплате налогов, обязательной продаже части экспортной выручки и т.п.)» .

Финансы предприятий выполняют три функции: формирование денежных фондов (доходы); использование этих фондов (расходы); контроль за их формированием и использованием

О.Б. Веретенникова

«Система денежных отношений по поводу формирования и использования предприятиями денежных средств для производства товаров и услуг, построенная на взаимоотношениях с государством в рамках возложенных на него функций» .

Функциями финансов предприятий, исходя из их сущности, являются: формирование денежных средств предприятий и использование денежных средств предприятий

Л.Н. Павлова

Финансы предприятий имеют две функции - распределительную и контрольную

Стандартные показатели, расчет которых производится по бухгалтерской отчетности, что сокращает срок получения данных для принятия соответствующих управленческих решений;

Дополнительные показатели, рассчитываемые по управленческой отчетности и дающие более точную и подробную оценку эффективности финансовой деятельности хозяйствующего субъекта (рис. 2).

3) Объекты управления финансами хозяйствующего субъекта автор делит на две группы:

Полный перечень объектов финансового управления, включающий денежный капитал, инвестиции в основной капитал, вложения в оборотный капитал, расходы, прибыль, денежные потоки;

Укрупненные объекты финансового управления, в том числе: пассивы, активы, рентабельность и ликвидность.

Такой подход позволяет субъектам управления проводить как экспресс-анализ эффективности управления финансами хозяйствующего субъекта по укрупненным объектам финансового управления, так и более детальный анализ в разрезе всего перечня объектов финансового управления на основе управленческой отчетности. При экспресс-анализе используется бухгалтерская отчетность, в частности: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «Отчет о финансовых результатах» и форма № 4 «Отчет о движении денежных средств».

Таблица 2

Принципы организации финансов предприятий, выделяемые российскими учеными

Исследователи

Принципы организации финансов предприятий

Профессор М.В. Романовский

Плановость; финансовое соотношение сроков; взаимозависимость финансовых показателей; гибкость (маневрирование); минимизация финансовых издержек; рациональность; финансовая устойчивость

Профессор О.Б. Веретенникова

При командно-административной системе управления (1917-1987 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их иммобилизации в другие активы, кроме оборотных.

В период перестройки экономики (1987-1991 гг.):

Плановость;

Демократический централизм;

Строгое разделение средств основной деятельности от капитальных вложений;

Сохранность собственных оборотных средств и недопущение их мобилизации в другие активы кроме оборотных;

Самофинансирование, самоокупаемость и полный хозрасчет.

В период рыночной экономики (с 1992 г. по наст. время):

Плановость;

Обеспечение финансовой устойчивости предприятий

Профессор Н.В. Колчина

Принцип хозяйственной самостоятельности; самофинансирования; материальной ответственности; заинтересованности в результатах деятельности; формирования финансовых резервов

Профессор С.В. Большаков

Полный хозяйственный (коммерческий) расчет; разграничение средств основной и инвестиционной деятельности; деление оборотных средств на собственные и заемные; обеспечение сохранности собственных оборотных средств; образование денежных фондов и резервов; планирование

Рис. 1. Система управления финансами хозяйствующего субъекта.

Управление финансами - составная часть общей системы управления социально-экономическим развитием страны.

Управление финансами - это сознательное воздействие органов законодательной и исполнительной власти на финансы страны в целом и ее территорий, хозяйствующих субъектов, а также финансовые процессы, финансовую деятельность в целях достижения и поддержки макроэкономической сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач.

Система управления финансами в современной рыночной экономике представляет собой взаимоувязанный комплекс мер, инструментов, а также финансовых институтов, обеспечивающих стабильное и эффективное функционирование финансовой системы в целом и ее отдельных звеньев, способствующих развитию реального сектора экономики и решению назревших социальных проблем.

В соответствии со структурой финансовой системы Российской Федерации управление финансами по видам объектов управления подразделяют на:

Управление финансами федеральных органов власти страны;

Управление финансами субъектов Федерации;

Управление финансами муниципальных образований;

Управление финансами хозяйствующих субъектов (финансовый менеджмент).

Управление финансами осуществляется с использованием административно-распорядительных и экономических методов.

В управлении финансами выделяются объекты, субъекты и инструменты управления.

Объектами управления финансов выступают разнообразные сферы финансовых отношений: государственные финансы (бюджеты федеральный и субфедеральные, государственные внебюджетные социальные фонды, бюджетный кредит, фондовый рынок), страхование, местные финансы (бюджеты муниципальных образований, местные внебюджетные фонды), финансы коммерческих и некоммерческих организаций, финансы индивидуальных предпринимателей.

Субъекты управления финансами - совокупность организационных структур власти, которые регулируют и контролируют финансовые процессы в экономике (законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном и местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях).

Инструментом управления финансами выступает финансовый механизм, являющийся составной частью хозяйственного механизма. Финансовый механизм представляет собой совокупность видов и методов организации финансовых отношений и используется для оказания воздействия на экономику и социальную сферу, проведения единой финансовой политики государства.

Финансовый механизм нацелен на решение конкретных задач и достижение реального эффекта, удовлетворение потребностей общества. Структура финансового механизма сложна в связи с разнообразием финансовых отношений. В структуре финансового механизма выделяют такие функциональные звенья, как мобилизация финансовых ресурсов, финансирование, стимулирование и др. Финансовый механизм приводит в движение финансовые ресурсы, воздействует на общественное производство через финансовое обеспечение и финансовое регулирование.

Построение финансового механизма осуществляется в соответствии с финансовой политикой и нормами финансового права, отраженными в финансовом законодательстве.

Функции управления финансами включают:

Финансовый анализ;

Финансовое прогнозирование;

Планирование финансовых ресурсов и финансовой деятельности;

Оперативное регулирование финансов;

Контроль за состоянием финансов.

Финансовый анализ призван формировать информацию для принятия управленческих решений в области финансов исходя из сложившейся ситуации.

Финансовое прогнозирование выявляет ожидаемую в перспективе картину состояния финансовых ресурсов, является предпосылкой финансового планирования.

Планирование финансовых ресурсов связано с установлением параметров финансовой системы, величины и источников финансовых ресурсов, каналов их расходования, уровня их дефицитности.

Оперативное регулирование финансов осуществляется в целях реагирования на складывающуюся ситуацию для перераспределения и изменения целевой направленности финансовых ресурсов в свете новых задач. Оперативное управление финансами возложено на финансовые органы - Министерство финансов, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовые службы предприятий.

Контроль за состоянием финансов призван выступать звеном обратной связи в цепи управления, предоставлять органам управления необходимую информацию о соблюдении законов, норм и правил формирования и использования финансов (фондов денежных средств).

Управление финансами тесно связано с управлением кредитом, с функционированием банковской системы, так как кредиты служат важнейшим источником финансовых ресурсов.

Еще по теме Управление финансами: понятие, объекты и субъекты управления, функции.:

  1. § 1. Понятие и виды преступлении против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления
  2. 1.1 ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
  3. 1.3. Методология и факторы превентивного управления в системе обеспечения экономической безопасности предпринимательскихструктур

Управление финансами отраслей национального хозяйства осуществляется финансовыми управлениями и отделами ми­нистерств, ведомств, компаний, акционерных обществ, товари­ществ, финансовыми отделами и финансовыми службами фирм, хозяйствующих субъектов.

Финансами общественных организаций управляют финансо­вые отделы или группы этих организаций.

В некоторых министерствах и ведомствах схема управления финансами совмещена с выполнением других функций управ­ления: планирования (прогнозирования), учета. В таких случаях действуют планово-финансовые или финансово-бухгалтерские управления. Эти органы анализируют хозяйственно-финансовую деятельность системы, подготавливают предложения, направленные на повышение ее эффективности с использованием финан­сов: ускорение оборачиваемости оборотных средств, вовлечение в хозяйственный оборот неиспользуемых товаро-материальных ценностей, сокращение непроизводительных расходов и потерь, уменьшение и ликвидацию убыточности подведомственных объ­ектов, мобилизацию внутрихозяйственных резервов, улучшение использования ресурсов, снижение издержек, повышение доход­ности (рентабельности). Они также разрабатывают указания, ин­струкции, методические материалы регулирующие финансовую работу подведомственных хозяйственных единиц.

Аппарат финансовых управлений министерств и других выше­стоящих органов осуществляет работу по сводному финансовому прогнозированию (планированию), контролю за выполнением сводного баланса доходов и расходов, координирует работу фи­нансовых отделов подведомственных хозяйствующих субъектов.

Финансовая работа в фирмах, компаниях осуществляется фи­нансовым отделом, являющимся самостоятельным структурным подразделением. В небольших фирмах финансовые отделы могут быть совмещены с отделом сбыта или бухгалтерией (финансо­во-сбытовой или бухгалтерско-финансовый отделы).

В этом звене финансовой системы управление в рыночных условиях называется финансовым менеджментом, под которым понимается форма управления социально-экономическими про­цессами и движением денежных потоков посредством и в пре­делах предпринимательской деятельности хозяйствующих субъ­ектов. Предпринимательская деятельность является рисковой и направлена на получение прибыли от производства и продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, от пользования иму­ществом.

Объектами финансового менеджмента в низовых звеньях яв­ляются: недвижимое и движимое имущество, имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуаль­ной деятельности, нематериальные блага.

Финансовый менеджмент основывается на мотивации - дея­тельности по реализации целей, определяющих потребности и соответствующее поведение людей или коллективов. Мотивация проявляется в процессах стимулирования деловой активности, производительности и качества труда.

Финансовые отделы (службы) фирм хозяйствующих субъек­тов осуществляют оперативные финансовое планирование, маневрирование финансовыми ресурсами, используя новые формы кредитных и расчетных операций (акции, векселя, факторинг и др.).

В хозяйственных товариществах управление финансами коор­динируют, наряду с другими функциями, высшие органы - общие собрания (собрания представителей) их участников, в акционер­ных обществах - общие собрания акционеров. Исполнительный орган - правление, включает в свой состав должностных лиц, в том числе по управлению финансами: вице-президента (замести­теля управляющего) по финансам, который курирует соответ­ствующее подразделения товарищества (общества) - финансовый отдел, группу, сектор или в его подчинении работают отдельные служащие - финансовые менеджеры по направлениям финансо­вой деятельности хозяйственного субъекта.

Структура финансового отдела (см. схему 3.1.) обычно вклю­чает следующие направления работы: прогнозно-аналитическую, расчетную, претензионную, оперативно-финансовую работы. Ти­повая структура финансового отдела включает: планово-эконо­мическое бюро в составе групп: финансово-кредитного планиро­вания, оперативного планирования и контроля, экономического анализа; бюро банковских и кассовых операций; расчетное бюро в составе групп: расчтов с покупателями, расчетов с поставщика­ми, претензионный. На предприятиях, осуществляющих валют­ные операции создается валютная группа.

На крупных предприятиях финансовую деятельность может возглавлять заместитель директора по экономике или финансам, финансовый директор, вице-президент (особенно в акционерных обществах), финансовый менеджер. Этим должностным лицам могут быть подчинены и другие экономические службы: плано­во-экономическая, бухгалтерия, сектор экономического анализа и т.д.

Финансово-сбытовые отделы подразделяются на группы: по расчетам с покупателями, с поставщиками, с бюджетом, банками и вышестоящими организациями, финансового планирования и анализа, кассовые. Аналогичные функции могут выполнять от­дельные исполнители-специалисты.

В хозорганах, где нет финансовых отделов, финансовое про­гнозирование и расчет финансовых нормативов, возлагается на экономическую службу, а оперативная финансовая работа, все виды расчетов и кассовое планирование - на бухгалтерию.

Важными задачами финансовых служб хозяйствующих субъек­тов являются:

изыскание путей увеличения дохода и повышение рентабель­ности;

обеспечение финансовым и ресурсами заданий по производ­ству, инвестициям, внедрению новой техники и других плановых затрат;

выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, банками, поставщиками, вышестоящими организаци­ями;

организация расчетов;

содействие эффективному использованию производственных фондов и капитальных вложений;

контроль за правильным использованием финансовых ресур­сов, обеспечение сохранности и ускоренной оборачиваемости оборотных средств.

В оперативном управлении финансами фирмы, предприятий принимают участие учреждения банков. Банки второго уровня осуществляют расчетно-кассовое обслуживание, кредитуют вре­менные потребности в денежных средствах.

ТЕМА 17. Содержание финансового планирования

План лекции:

17.1 Сущность финансового планирования и прогнозирования.

17.2 Принципы и методы финансового планирования.

17.3 Система финансовых планов.

17.4 Основные направления совершенствования финансового планирования.

Сущность финансового планирования и прогнозирования

Финансовое планирование- это подсистема финансового механизма.

Финансовое планирование составная часть экономического и социального планирования. Специфика финансового планирования состоит в том, что оно осуществляется в денежной форме, обусловленной относительной самостоятельностью движения денежных средств по отношению к материально-вещественным элементам производства, активным воздействием опосредованного деньгами распределения на общественное воспроизводство.

Объектом финансового планирования выступает образование и распределения доходов и накоплений, использование централизованных и децентрализованных денежных средств. Таким образом, финансовое планирование представляет собой планомерное управление экономическими процессами образования, распределения и использование денежных средств.

Целью финансового планирования является достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.

Задачами финансового планирования является:

Определения источников финансовых ресурсов, их общей величины;

Установление оптимальных пропорций, распределение средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями национального хозяйства и административно - территориальными подразделениями;

Определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.

Финансовое планирование осуществляется органами государственной власти и управления, а также хозяйствующими субъектами. В рыночных условиях финансовое планирование проводится в значительной мере как прогнозирование.

Прогнозирование- разработка прогноза о перспективах развития какого-либо явления объекта, процесса.

Прогноз- вероятностные суждения о состоянии какого-либо явления в будущем на основе социального научного исследования.

План- система взаимосвязанных заданий, в котором определены порядок, сроки и последовательность действий или мероприятии.

Планирование- процесс, охватывающий собственную разработку плана.

Принципы и методы финансового планирования

В основе финансового планирования лежат следующие важнейшие принципы:

Сочетания централизованного и децентрализованного подходов.

Данный принцип означает сочетание централизованного финансового планирования с местным финансовым планированием. Это позволяет государству проводить единую финансовую политику.

И принцип единства- означает взаимосвязь и взаимозависимость финансового планирование с экономическим и социальным планированием.

В основе финансовых планов лежат показатели планов и прогнозов экономического и социального развития. Принцип непрерывностипланирования предполагает тесную увязку перспективных и текущих финансовых планов.

В финансовом планировании используются следующие методы:

1. Метод экстраполяции. Определение перспективных параметров на основе фактических показателей и их корректировки.

2. Метод экспертных оценок - использование опыта высококвалифицированных специалистов - экспертов.

3. Нормативный метод - позволяет рассчитывать плановые показатели на основе установленных норм и нормативов.

4. Балансовый метод - метод предусматривает согласованность расходов с источниками их покрытия, увязку всех разделов финансовых планов между собой, а также производственных и финансовых показателей.

5. Программно целевой метод получит в условиях рынка развитие как один из методов финансового прогнозирования на базе научно-технических программ, осуществляемых на разных уровнях - общенациональном, отраслевом, первичном. Финансовое программирование - метод финансового планирования, использующий программно-целевой метод, в основе которого заложены четко сформированные цели и средства их достижения.

6.Экономико-математические методы - с использованием ЭВМ, способствуют выбору наилучших решений. Составление финансовых планов осуществляется по этапам. На первом этапе планирования проводится экономический анализ выполнения финансовых показателей за отчетный период. На втором этапе производятся расчеты конкретных видов доходов и расходов на планируемый период. На третьем этапе отдельные задания, статьи увязываются в единое целое. Если предусмотренные мероприятия и плановые задания не согласуются с денежными ресурсами, изыскиваются источником увеличения доходов, определяются пути более эффективного их использования.

Система финансовых планов

Основным документом финансового планирования выступают финансовый план.

Финансовые планы - это планы образования и использования накоплений и денежных доходов предприятий и организаций и государств; в целом. Финансовые планы показывают обеспеченность финансовыми ресурсами.

Система финансовых планов включает многочисленные виды планов (первичные, сводные финансовые планы). К первичным относятсяфинансовые планы предприятии и организаций, сметы государственных учреждений. Сводные финансовые планывключают общегосударственные, территориальные, отраслевые планы.

Общегосударственными являются: сводный финансовый баланс государства, государственный бюджет.

Отраслевые финансовые планы включают: балансы доходов и расходов министерств (ведомств), отраслей материального производства, финансовые планы общественных организаций.

К территориальным финансовым планам относятся: сводные финансовые балансы регионов, местные бюджеты, планы общественных организации на соответствующей территории.

В зависимости от периода финансовое планирование подразделяется на годовое, среднесрочное (трех - пятилетнее) и перспективное. В настоящее время на годичный период составляются все названные выше виды планов.

В сфере материального производства финансовые планы называются балансами доходов и расходов, включает четыре раздела:

Доходы и поступления средств.

Расходы и отчисления средств.

Платежи в бюджет.

Ассигнования из бюджета.

В первыйраздел баланса включаются: чистый доход, амортизационные отчисления, долгосрочные кредиты банков, средства фонда накопления, выручка от реализации выбывшего имущества, поступления налога на добавленную стоимость и акцизов, средства от продажи ценных бумаг, прирост оборотных средств.

Раздел " Расходы и отчисления средств " отражает капитальные вложения, убытки по основной деятельности, расходы по уплате процентов, ссуды на выполнения недостатка собственных оборотных средств, операционные расходы, погашения долгосрочных кредитов.

Раздел " Платежи в бюджет " включают: платежи всех видов налогов.

В разделе " Ассигнования из бюджета" предусматриваются следующие мероприятия: государственные, централизованные капитальные вложения, операционные расходы, финансируемые по решениям правительства и местных органов власти.

Хозяйствующие субъекты с небольшими оборотными средствами составляют финансовые планы из двух разделов: доходов и расходов.

Важнейшими финансово-экономическими показателями на уровне предприятий являются:

Выручка от реализации продукций(работ, услуг). Этот показатель предопределяет возможности дальнейшего распределения и использования

Фондов денежных средств;

Себестоимость реализованной продукции;

Удельный вес отдельных элементов затрат в общих затратах;

Величина прибыли или дохода;

Уровень рентабельности (доходности);

Величина амортизационных отчислений;

Величина фондов накопления, потребления, резервного, валютного и др.;

Состояние кредиторской и дебиторской задолженности;

Наличие собственных оборотных средств;

Показатели использования основных и оборотных средств (фондоотдела, фондоемкость, коэффициент оборачиваемости оборотных средств, длительность оборота);

Объем акционерного капитала;

Показатели ликвидности средств предприятия;

В финансовой работе используются также общеэкономические показатели:

Затраты на единицу выпускаемой продукции;

Объем капитальных вложений (инвестиций);

При налогообложении применяются следующие специфические показатели:

Совокупный годовой доход;

Облагаемый доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом и вычетами;

К сводным финансовым показателям относятся показатели доходов и расходов бюджетов, а также их отдельных составляющих и их удельные веса, суммы дефицитов бюджетов.

На уровне национального хозяйства финансовые показатели характеризуют объем и структуру финансовых ресурсов государства и их распределения через государственный бюджет, рентабельность различных отраслей национального хозяйства.

Основные направления совершенствования финансового планирования

Государственное регулирование рыночной экономики в первую очередь обеспечивается проведением антимонопольной, налоговой, бюджетной, банковской, таможенной политики. Важное место в государственном регулировании экономики занимает финансовое планирование и, прежде всего индикативное планирование (прогнозирование) в процессе которого определяются общие контуры желаемого развития экономики. Главная цель индикативного финансового планирования - определение предполагаемого объема и направления финансовых ресурсов для выполнения функции государства.

Индикативные финансовые планы имеют обязательный характер лишь к государственному сектору, а для секторов с другими формами собственности - рекомендуемый характер.

Предпринимательские звенья в своей хозяйственной коммерческой деятельности руководствуются так называемыми - бизнес-планами.

Бизнес-план - это документ, соответствующий технико-экономическому обоснованию предпринимательской деятельности.

Здесь подготавливаются несколько документов:

Прогноз объемов реализации;

Баланс денежных доходов и расходов;

Сводный баланс активов и пассивов предприятия;

График достижения безубыточности;

В рыночной среде финансовое планирование осуществляется на более высоком уровне и обогащается новыми формами методами, позволяющими проводить этот процесс, используя научные методы, современные технические средства и надежную информационную базу.