Годовой отчет: составление, заполнение, представление. Приказ об утверждении Порядка подготовки и утверждения годовых отчётов о профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих Ханты-Мансийского автономного округа Югры Годовой

Личная информация:

Консультировал в области регулярного менеджмента более 70-ти компаний: от 10 до 9.000 человек (включая: холдинги, сети магазинов, фабрики, сервисные компании, строителей, государственных служащих, веб-агентства, интернет-магазины). Ученик Александра Фридмана.

Один из соавторов книги "Социальные технологии Таллиннской школы менеджеров. Опыт успешного использования в бизнесе, менеджменте и частной жизни": http://www.ozon.ru/context/detail/id/140084653/

эксперт по системному бизнесу

Точность - вежливость королей, но обязанность для их подданных

Людовик XVIII

кому: собственникам, топ-менеджерам

Как симуляция бурной деятельности может быть принята руководителем за результат работы

“Чем сегодня занимались мои подчинённые? Какие задачи ими были выполнены? Сколько времени на это ушло, и какие результаты достигнуты?” - такие волнующие мысли зачастую не дают покоя руководителю. Откуда бы им взяться?

С внешней стороны всё замечательно. Как только начальник входит в кабинет, все сразу при деле: светские беседы обрываются на полуслове, кто-то начинает лихорадочно печатать на компьютере, другие - деловито переносить бумаги из одного места в другое, третьи - незамедлительно звонить всем контрагентам подряд. Почему же такая благостная картина порождает “волнующие мысли”?

Дело в том, что опытный руководитель прекрасно понимает разницу между “фактами” и “мнением о фактах” . Но для того чтобы понять, чем занимались вверенные ему подчинённые, необходимо устраивать подробный устный расспрос, “чем”, “как”, “когда”, с “какими результатами” и “кто” занимался. На это уходит уйма времени как руководителя, так и сотрудника. Поэтому руководитель эту задачу решает по остаточному принципу. А кто спросит, пока он будет в отпуске или на больничном?

Об инструменте, который позволяет отделить “факты” от “мнения о фактах”, замерить результативность и производительность подчинённых, пойдёт речь в этой статье. Встречайте. Ежедневные рабочие отчёты в формализованном виде для каждого сотрудника.

Рабочие отчёты: описание технологии и выгоды

Технология рабочих отчётов проста, “как дважды два”. Каждый сотрудник по итогам своего рабочего дня должен предоставить отчёт с полным списком сделанных задач и затраченным на каждую из них временем вместе со ссылкой на результат работы.

Напоминаю, что рабочие отчёты являются частью более масштабной технологии - “Организация работы сотрудников с учётом рабочего времени по задачам с помощью планов и отчётов и их разбора со стороны руководителя”. Общая технология состоит из следующих элементов:

  • Ежедневное планирование для сотрудников: организация и требования к формату. Подробнее читайте в статье “ ” .
  • Анализ, оценка и корректировка планов сотрудников, обсуждение планов с руководителем. См. статью “ ”.
  • Ежедневные отчётность для сотрудников: организация и требования к формату. Об этом я и рассказываю в этой статье.
  • Анализ, оценка и выводы из отчётов сотрудников. Подробнее в “ ”.

Ключевые принципы рабочих отчётов

  1. Сотрудники должны делать отчёт по своей работе ежедневно вне зависимости от своей квалификации, должности и ещё каких-либо факторов.
  2. Отчёты должны отправляться строго в конце текущего дня (которому соответствует отчёт)
  3. Отчёт должен быть предоставлен в электронном виде и сохранён, чтобы у руководителя была возможность его подробно разобрать.
  4. Любой вышестоящий руководитель должен иметь возможность просмотреть отчёты всех своих подчинённых.
  5. Отчёт должен быть настолько подробным, насколько это необходимо для возникновения прозрачности в выполненных работах без дополнительного обсуждения с сотрудником.
  6. Руководитель оставляет за собой право разбирать отчёт, задавать вопросы по методам выполнения задач и оценивать качество и эффективность выполненной работы.


Выгоды от ежедневных отчётов для руководителей

  • 100% прозрачность действий каждого сотрудника по итогам рабочего дня, недели, месяца и т.д. Теперь нет необходимости в устных опросах: “а что вы делали?”.
  • Возможность отложенной проверки деятельности сотрудника. Далеко не всегда есть возможность проверять всех и сразу. Теперь можно открыть рабочие отчёты и узнать, что сделал менеджер Иван Петров за прошедшие 2 недели в течение каждого рабочего дня.
  • Ощутимый рост производительности сотрудников, ибо теперь можно спрашивать за каждую “десятиминутку” 8-ми часового рабочего дня.
  • Значительная экономия времени как руководителя, так и подчинённого за счёт отсутствия многочасовых опросов, “кто и что делал”.
  • Быстрая возможность отсева слабых, не справляющихся и не трудолюбивых сотрудников среди вновь нанятых и вышедших на испытательный срок. Теперь их результаты - “как на ладони” по итогам каждого дня.
  • “Старожилам” компании расслабиться и почивать на лаврах тоже не удастся. Их рабочие отчёты расскажут за них всё сами.
  • Снижение уровня стресса руководителя из-за “невозможности провести проверку”, т.к. теперь можно оценивать результаты каждого сотрудника в удобное время.

Выгоды от ежедневных отчётов для подчинённых

  • Непрерывный процесс получения знаний и опыта от своего руководителя. Как следствие: резкое развитие как профессиональных, так и личностных навыков. Фактически руководитель становится учителем-наставником, с которым вы на регулярной основе думаете совместно: о новых и более эффективных способах решения задач; как дальше развить свои “точки роста” и усилить “слабые места”; о допущенных ошибках и предотвращении появления новых.
  • Привычка работать “профессионально”, что во все времена очень ценится на рынке труда: прокачиваются навыки планирования, тайм-менеджмента, степень ответственности за свои действия.
  • Возможность самостоятельной оценки своей эффективности. Сотрудник всегда может посмотреть собственный рабочий отчёт, проанализировать его и наметить шаги по своему дальнейшему развитию.
  • Более быстрый карьерный рост тех, кто трудолюбив и работает качественно. Понятная и прозрачная демонстрация результата руководителю. Теперь с ним нет необходимости регулярно пить пиво и париться в бане, чтобы рассказать о своих достижениях, - всё наглядно видно. Система отчётов в организации значительно снижает влияние мастеров подковёрных игр и “любимчиков”.


Требования к составу рабочего отчёта

  1. Название выполненной задачи . Из него должно быть понятно, какая работа была выполнена. Например: “Оплатить счёт на покупку оргтехники для бухгалтерии”.
  2. Достигнутый результат . (пример: "Счёт оплачен частично, т.к. у продавца не было в наличии двух сканеров"). Если результат НЕ достигнут, то рядом с информацией о возникновении и реакции на возникшую проблему/задачу должна быть информация, каким образом и когда эту проблему планируется решить, и как её избежать в будущем.Также необходимо указать, какие регламенты/стандарты требуют дополнений/изменений/создания, и сразу же поставить себе в план соответствующие задачи. В новых задачах должна быть ссылка на текущую в качестве базовой-источника.
  • Основной принцип: у каждой задачи должен быть результат. Там, где это возможно, результат должен быть в формализованном виде (например: если сотрудник проводит собеседование, то в качестве результата работы: список отобранных кандидатов и краткая информация о них + список тех, с кем он поговорил).
  • Если задача подразумевала работу с документами, файлами или другой информацией, необходимо поставить прямую ссылку на эти документы, либо на папку или место, где они хранятся.
  • Важно для руководителей! Во всех задачах, связанных с управлением (например: изучение планов и отчётов других сотрудников, контроль и т.д.), обязательно указывать краткие итоги: достижения, недостатки, тенденцию и т.д. Пример “Задача: Проанализировать отчёты сотрудника Ивана Петрова за 2 недели. Выводы: “Нет предложений по некоторым задачам на улучшение регламентов. Петров с выводами ознакомлен и взял на себя обязательства обратить внимание и формулировать свои предложения более подробно”.
  • При изучении каких-либо материалов, посещении конференций, встречах с партнёрами и т.д. должен быть составлен краткий конспект + поставлена ссылка на него в отчёте.
  • Время, затраченное на выполнение задачи . Рядом с каждым достижением в скобочках необходимо указать время, затраченное на выполнение задачи.
    • Если у исполнителя есть ощущение, что итоговое время, затраченное на выполнение задачи, может вызвать вопрос у руководителя, необходимо сразу пояснить, “почему затрачено так много времени”. (Пример: Задача: Выставление и отправка счёта Клиенту. Время: 1 час. Пояснение: На выставление счёта затрачен 1 час времени из-за необходимости 3 раза пересогласовывать формулировку с Клиентом по его инициативе )

    Пример рабочего отчёта

    На примере продемонстрирован список задач из отчёта, сделанного в Битрикс24 (система позволяет централизованно работать в рамках компании и учитывать время по задачам). При должной организации планирования и учёта рабочего времени по задачам, все отчёты будут формироваться автоматически.


    Пример результата задачи


    Дополнение к рабочему отчёту

    В конце каждого рабочего отчёта необходимо поставить следующую фразу (DD - дата; MM - месяц; YY - год; HH:MM - формат часы + минуты).

    Итого за DD.MM.YY:
    1) Отработано в офисе: HH:MM
    2) Отработано из дома: HH:MM
    3) Итого отработано: HH:MM
    4) Больничный: HH:MM
    5) Часы за свой счёт: HH:MM

    Правила для дополнения к отчёту (на примере моей компании)

    • В рамках одного рабочего дня (сутки) “Итого отработано” и “Больничный” может превышать 8 часов, только если больничный равен нулю).
    • В рамках одного рабочего дня (сутки) “Итого отработано” и “Часы за свой счет” в сумме должны давать 8 часов, не больше.
    • Например, отпросился на 01:19, обед сократил до 00:25 вместо 01:00, рабочее время под конец дня составило - 07:19. В "Часы за свой счет" писать "00:41" плюс комментарий: отпросился на 01:19, обед 00:25 вместо 01:00 (т.е. фиксировать все отклонения от стандартов рабочего времени).
    • Время, проведённое в командировке, или поездка по рабочим вопросам считается также в строке “Отработано в офисе”.
    • В строке, где время равно нулю, ставится 0:00
    • Для скорости добавления фразы её необходимо копи-пастить из предыдущих отчётов, меняя время.

    Последовательность внедрения рабочих отчётов

    Внедрить ежедневные отчёты в повседневную работу подразделения/компании бывает крайне сложно, а порой и невозможно без параллельного проекта по внедрению регулярного менеджмента. Подробности о регулярном менеджменте читайте в статье “ ”.Здесь же я кратко обозначу 2 основных этапа:

    1. Первый этап (длительность: 2-3 недели): сотрудники обязаны фиксировать в отчётах пять наиболее крупных выполненных задач с указанием времени на каждую из них. Реализация: GoogleDocs или текстовые редакторы, возможно сразу система постановки задач.
    2. Второй этап (длительность: 3 недели и далее): сотрудники обязаны фиксировать в отчётах все задачи с указанием затраченного времени. Реализация: Битрикс24 или другая система постановки задач.


    Когда рабочий отчёт может быть лишним

    Для профессий, где выполняются однотипные повторяемые действия, имеет смысл вместо отчёта вводить норму на количество выполненных задач. Изначально оценивается желаемое среднее время на выполнение одной задачи. Далее норма вычисляется путём нехитрого действия: <количестов рабочих часов> разделить на <норма времени на выполнение одной задачи>.

    Например, у оператора колл-центра может быть норма: 90 звонков в день, 4 продажи и т.д. В этом случае руководитель смотрит на отклонение от нормы, а не на рабочий отчёт. Аналогичной будет ситуации и с рабочим, которые выпускает однотипные детали.

    Мне регулярно задают следующий вопрос: “Насколько часто рекомендуется проверять рабочие отчёты сотрудника?” Ответ банален: “Настолько, насколько необходимо, чтобы обеспечить приемлемую для компании и руководителя эффективность работы конкретного сотрудника” .

    На начальном этапе (1-1,5 месяца) внедрения рабочие отчёты важно проверять каждый день у всех. Впоследствии у некоторых сотрудников достаточно их проверять 1 раз в 1-2 недели, у кого-то каждый день.

    Если же человек работает с отчётами уже 1 год, а вы вынуждены проверять его отчёт каждый день - вы не дорабатываете как руководитель: не обеспечиваете должное воздействие на подчинённого или держите малоэффективного сотрудника.

    Досье на проект

    Пояснительная записка

    В соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437; 2013, N 12, ст. 1242; 2014, N 12, ст. 1263; 2015, N 35, ст. 4970) приказываю:

    Утвердить прилагаемый Порядок проведения отчетов о профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства.

    "____" __________ 20__ г.

    Приложение
    Утвержден

    от "___"________ 20___г. N _____

    Порядок проведения отчетов о профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства

    I. Общие положения

    1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 14 Указа Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 110 "О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 6, ст. 437) и определяет правовые и организационные принципы проведения отчетов о профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального казначейства и заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства (далее - гражданские служащие).

    Целью отчета о профессиональной служебной деятельности гражданских служащих (далее - Отчет), является осуществление регулярного контроля за прохождением федеральной государственной гражданской службы и профессиональными достижениями гражданских служащих путем проверки качества их профессиональной служебной деятельности.

    1.2. Отчет проводится с целью улучшения отбора и расстановки кадров, развития инициативы и творческой активности гражданских служащих, определение их потенциала, потребности в повышении квалификации; планировании карьеры, усовершенствовании процесса планирования и организации деятельности, как гражданского служащего, так и Федерального казначейства в целом, выявления организационных проблем и оперативного реагирования на них, анализа выполнения должностных регламентов гражданских служащих.

    1.3. Отчет проводится в соответствии с настоящим Порядком, не позднее 14 рабочего дня месяца, следующего за оцениваемым периодом (в целях применения настоящего Порядка оцениваемый период принимается равным одному календарному году).

    Отчеты заместителей руководителя Федерального казначейства, начальника Юридического управления Федерального казначейства (его заместителей), помощника руководителя Федерального казначейства, советника руководителя Федерального казначейства, заместителей руководителей территориальных органов Федерального казначейства составляются в соответствии с требованиями настоящего Порядка и утверждаются руководителем Федерального казначейства.

    Отчеты начальников управлений центрального аппарата Федерального казначейства (их заместителей) составляются в соответствии с требованиями настоящего Порядка и утверждаются курирующими заместителями руководителя Федерального казначейства в соответствии с распределением обязанностей между руководителем Федерального казначейства и его заместителями.

    Отчеты гражданских служащих отделов управлений центрального аппарата Федерального казначейства принимаются и утверждаются соответствующим начальником управления центрального аппарата Федерального казначейства (далее - начальник Управления), в котором гражданские служащие замещают должности федеральной государственной гражданской службы (далее - должности гражданской службы).

    1.4. В случае временного отсутствия начальника Управления (временная нетрудоспособность, отпуск, командировка и т.д.) Отчет принимается заместителем начальника Управления.

    1.5. Отчет не принимается в отношении гражданских служащих:

    а) проработавших в занимаемой должности гражданской службы менее одного года;

    б) достигших возраста 60 лет;

    в) беременных женщин;

    г) находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет;

    д) замещающих должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт;

    е) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена.

    1.6. При проведении Отчета используются должностные регламенты гражданских служащих, планы деятельности управления центрального аппарата Федерального казначейства и отделов Управления.

    1.7. Отчет проводится в соответствии с критериями и показателями качества работы гражданских служащих, которые делятся на общие (характерные для всех гражданских служащих) и специальные (зависят от особенностей работы каждого отдела Управления). Указанные критерии и показатели связывают с конкретной деятельностью и ожидаемыми результатами. Перечень критериев и показателей качества работы гражданского служащего определен в приложении N 1 к настоящему Порядку.

    1.8. Отчет должен осуществляться в атмосфере доверия и справедливости, на принципах законности, прозрачности, гласности, объективности, беспристрастности и равноправия.

    II. Организация и проведение Отчета

    2.1. Процедура проведения Отчета состоит из следующих этапов: подготовительный период, оценивание, собеседование и подписания результатов обсуждения, утверждение начальником Управления результатов оценивания, заключительный этап.

    2.2. Подготовительный период включает: анализ начальником отдела Управления и гражданским служащим выполнения поручений и обязанностей, определенных в должностном регламенте, положении об Отделе, Управлении, внеплановой работы, а также установление начальником Управления даты проведения собеседования.

    2.3. Оценка осуществляется гражданским служащим через самооценку с последующей оценкой начальником Управления, результаты которой заносятся в Отчет, оформленный согласно приложению N 2 к настоящему Порядку.

    2.4. Метод оценки должен обеспечить активное, конструктивное участие гражданского служащего в процедуре оценки. Гражданский служащий должен высказать свою точку зрения, определить проблемные вопросы, а также установить для себя конкретную цель в совершенствовании профессионализма. Начальник Управления оценивает выполнение гражданским служащим должностного регламента, отдельных поручений, задач, проверяет своевременность, качество, результативность их выполнения, выясняет причины продления сроков выполнения работ.

    2.5. Оценивание должно быть обоснованным, опираться на конкретные примеры с отметкой положительных показателей работы гражданского служащего, уровня его знаний, умений, профессиональных и деловых качеств, недостатков в работе, а также путей их преодоления. По результатам оценивания и самооценивания выставляется итоговая оценка.

    2.6. Итоговая оценка может быть:

    низкая - гражданский служащий должен улучшить свою работу, во избежание постоянного вмешательства руководителя для коррекции результата его работы;

    удовлетворительная - гражданский служащий достиг определенных результатов, владеет определенным объемом навыков и привычек, необходимых для выполнения должностных обязанностей, и должен направлять свою деятельность на те составляющие, которые принуждают руководителя временами вносить коррективы в результаты его работы;

    хорошая - гражданский служащий достиг результатов, сделал невозможным необходимое вмешательство руководителя в результаты его работы, направил усилия на внедрение инновационного стиля поиска решений;

    высокая - гражданский служащий превысил ожидаемые результаты, проявил высокий уровень знаний, применил инновационный стиль исполнения своих обязанностей и поручений.

    2.7. Собеседование начальника Управления с гражданским служащим проводится с целью обсуждения результатов оценки его работы за отчетный период и достижение показателей на следующий отчетный период относительно выполнения обязанностей, выявление необходимости повышения квалификации, учитывая приоритеты деятельности Управления в целом.

    2.8. Обсуждение должно быть структурированным, неформальным и иметь рекомендательный и разъяснительный характер с учетом самооценки гражданского служащего.

    2.9. При проведении собеседования необходимо придерживаться баланса между положительной оценкой работы и критикой отдельных направлений с соответствующим обоснованием.

    2.10. Собеседование заканчивается утверждением начальником Управления и гражданским служащим Отчета с подтверждением того, что результаты Отчета обсуждены и составлен индивидуальный план профессионального развития на следующий календарный год.

    2.11. Заполненные и утвержденные Отчеты направляются не позднее чем в семидневный срок в Отдел прохождения государственной гражданской службы и кадров Административного управления Федерального казначейства (далее - кадровая служба) для приобщения их к личным делам гражданских служащих.

    2.13. Кадровая служба анализирует и обобщает результаты ежегодной оценки и готовит проекты соответствующих решений по вопросам кадрового менеджмента. Указанные выводы учитываются при определении ежегодной и перспективной потребности в кадрах, формировании заявки на подготовку, переподготовку и повышение квалификации гражданских служащих.

    III. Результаты Отчетов

    3.1. Результаты Отчетов должны учитываться при аттестации гражданских служащих, рассмотрении вопросов о присвоении очередного классного чина федеральной государственной гражданской службы, установлении предусмотренных законодательством денежного вознаграждения, надбавок, премий или изменений их размера, при решении вопроса продления срока пребывания на федеральной государственной гражданской службе, формировании кадрового резерва и других вопросов прохождения федеральной государственной гражданской службы.

    IV. Заключительные положения

    4.1. В случае несогласия с оценкой гражданский служащий в десятидневный срок может обратиться с заявлением к начальнику Управления, высказав замечания и обосновав их.

    Информация о несогласии гражданского служащего с оценкой отражается в Отчете.

    Приложение N 1
    к Порядку проведения отчетов о профессиональной
    служебной деятельности федеральных
    государственных гражданских служащих
    центрального аппарата Федерального
    казначейства, утвержденному
    приказом Федерального казначейства
    от "___"______ 20__г. N___

    Перечень критериев и показателей качества работы федерального государственного гражданского служащего центрального аппарата Федерального казначейства

    N п/п Критерии Уровень качества выполнения обязанностей и поручений
    Низкий Удовлетворительный Хороший Высокий
    1 2 3 4 5 6
    1. Выполнение обязанностей и поручений
    1 Объем выполняемой работы Не соответствует ожидаемому, увеличиваются сроки выполнения Соответствует установленным срокам выполнения Полностью укладывается в сроки, имеет время для дополнительной работы Постоянно выполняет задания в ускоренные сроки, выполняет дополнительные задания
    2 Качество работы Результаты работы необходимо постоянно принципиально исправлять Результаты работы почти не требуют исправлений Результаты работы можно использовать Результаты работы высокого качества, имеют инновационный характер решения вопросов
    3 Планирование работы Низкий уровень планирования рабочего дня, допускаются проявления бессистемных шагов относительно выполнения поручений Умеет организовывать свою работу, работа выполняется с соблюдением сроков (но иногда с риском нарушения сроков) Умеет организовывать свою работу, постоянно повышает собственную культуру планирования; работа выполняется рационально, с постоянным соблюдением сроков Организованность и собранность высокие; работа организуется целеустремленно
    2. Профессиональная компетентность
    4 Профессиона-льные знания Знания поверхностные, не системные, профессиональные задания самостоятельно решать сложно Владеет специальными знаниями, достаточными для удовлетворительного решения поручений профессионального характера Владеет специальными знаниями для решения творческих поручений профессионального характера Владеет глубокими, крепкими и всесторонними знаниями, имеет целостное представление о системности, гибкость мышления дает возможность решать сложные задачи теоретического характера в профессиональной сфере
    5 Профессиональные умения и навыки Развиты недостаточно, требуется постоянная помощь руководителя Развиты посредственно, обеспечивают необходимый уровень выполнения профессиональных поручений при оказании помощи Развиты и обеспечивают необходимый уровень самостоятельного выполнения профессиональных поручений Обеспечивает выполнение практических поручений профессионального характера на высоком уровне, может давать определенные консультации другому исполнителю
    6 Умение формулировать точку зрения (устно и письменно) тяжело понять, ограниченный словарный запас, документы необходимо перерабатывать, делаются ошибки по русскому языку при оформлении документов легко понять, достаточно владеет русским языком, в документы вносятся незначительные изменения четко и убедительно излагает мысли, документы не требуют исправлений логически построенные высказывания, точный выбор нормативной лексики и формулировок, в документах всегда упорядоченные, свободно изложенные мысли
    7 Готовность к действиям, инициатива большей частью пассивный, безынициативный, элементы творческого подхода к работе не проявляются; требуются постоянные наставления по работе работает свободно, проявляет инициативу, но активностью и творческим отношением к делам не отмечен проявляет инициативу, активный, не лишен творческого подхода к работе, настойчивый инициативный, творчески относится к решению практических поручений, способен генерировать идеи и предложения, которые заслуживают уважения, содействует их реализации
    8 Оперативность мышления медленно воспринимает новые задания проявляет неудовольствие в случае изменения задания или обычных обстоятельств приспосабливается к новым заданиям и ситуациям на работе воспринимает новые задания, охотно понимает их суть и связанные с ними проблемы, ориентируется в новых ситуациях быстро воспринимает новые задания и ситуации, определяет факторы влияющие на них и вникает в суть дела
    9 Трудоспособность и выносливость трудоспособность низкая, увеличение нагрузки ухудшает качество работы, теряет уверенность трудоспособность удовлетворительная, увеличение нагрузки, как правило, не влияет на качество работы трудоспособный, увеличение нагрузки не влияет на качество работы трудоспособность высокая, выдерживает продолжительную нагрузку, отвечает активностью на увеличение требований
    10 Ответственность проявляет равнодушие, безответственность, склонность к невыполнению обязанностей и поручений проявление чувства ответственности нестабильно, нуждается в постоянном контроле чувство ответственности проявляет постоянно высоко развиты чувства обязательности; исполнительная дисциплина отличная, надежен в решении поручений в повседневной деятельности
    11 Самостоятельность Самостоятельных решений не принимает, для разрешения небольших проблем требуется вмешательство Способный к принятию самостоятельных решений, но они не всегда бывают обоснованными; в критических ситуациях проявляет нерешительность В принятии решений, как правило, самостоятельный; способный анализировать и прогнозировать события; в критических ситуациях способный к решительным действиям; выполняет задания без посторонней помощи высоко развита способность к обдуманному принятию самостоятельных решений; владеет навыками предвидения; в критических ситуациях способный к продуманным и решительным действиям; самостоятельно
    решает сложные проблемы
    12 Способность к лидерству Лидерских качеств не имеет, и не пытается иметь; в коллективе незаметный Способный позитивно влиять на людей, но в практической деятельности этим пользуется редко Способный позитивно влиять на людей, имеет лидерские качества Имеет высокоразвитые способности позитивного влияния на людей, лидерские качества проявляются ярко
    13 Способность к накоплению и творческому применению профессионального опыта Профессиональный опыт накапливает медленно, профессиональные задания решает только традиционными методами, профессиональное новаторство не применяет или сопротивляется Профессиональный опыт накапливает и обновляет в меру потребности, в основном работает по шаблону Работает над повышением и обновлением профессионального опыта, добросовестно, результативно, имеет новаторский подход к профессиональной деятельности Активно, целеустремленно, систематично и результативно работает над повышением профессиональных знаний, умений и навыков; способен реализовать и поддержать новое в профессиональной сфере
    3. Этика поведения
    14 Этика поведения, стиль общения Уровень культуры поведения и общения с людьми низкий, допускает элементы нетактичного грубого отношения к окружающим; поведение не соответствует конкретной ситуации (неуверенность, невежливость, дерзость) Уровень культуры поведения и общения с людьми удовлетворительный, но не всегда адекватный соответствующей ситуации Культурный, в поведении с людьми, в общении тактичный, доброжелательный Владеет высоким уровнем культуры поведения и общения с людьми; присуща гибкость в выборе стилей общения и поведения, в критических ситуациях всегда ведет себя корректно и вместе с тем с пониманием
    15 Сотрудниче-ство Редко оказывает помощь, часто не информирует других Сотрудничает с другими, оказывает помощь Плодотворно сотрудничает с другими, оказывает помощь Выявляет способности к хорошей работе в коллективе, дает ценные импульсы для достижения конечных целей
    16 Дисциплинированность Нарушает служебный распорядок Придерживается служебного распорядка, но требуется контроль Дисциплинированный, служебный распорядок выполняет без нарушений Высоко дисциплинированный, строго и точно выполняет служебный распорядок
    4. Критерии для категории "руководители"
    17 Способность вести переговоры Неспособен придерживаться личной точки зрения, аргументация неуверенная, неубедительная преподносит свою точку зрения профессионально, конкретно Свою точку зрения может убедительно аргументировать Целеустремленно доводит свою точку зрения, не игнорирует контраргументов
    18 Умение организовать работу подчиненных не содействует упорядочиванию рабочего процесса Тщательно изучает цель и приоритеты; целесообразно распределяет рабочие задания определяет цель и приоритеты; обеспечивает регулярное информирование подчиненных; рационально распределяет рабочие задания четко определяет цель и приоритеты, оптимально организует рабочий процесс, распределяя задания, достигает максимальной эффективности
    19 Профессионализм в руководстве работой отдела Нечеткое формулирование поручений Не всегда объясняет и дает необходимую информацию и профессиональные разъяснения Четко объясняет поставленные задания; дает необходимую информацию и профессиональные разъяснения Разъясняет задания доступно, детально, своевременно консультирует, способен действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, преодолевать стереотипы, принимать нестандартные управленческие решения, переосмысливать свой личный опыт взаимодействия с подчиненными
    20 Контроль Контроль отсутствует вообще или неэффективный Эпизодично контролирует выполнение поставленных задач Систематично контролирует выполнение поставленных задач Контролирует умело и ненавязчиво
    21 Оценки и поощрения сотрудников не осознает достижений и возможностей работников, не знает их способностей и интересов, не поддерживает мероприятий по повышению квалификации, мешает проявлениям самостоятельности сотрудников Знает о достижениях и возможностях работников; старается оценивать способности; поддерживает мероприятий по повышению квалификации Знает о достижениях и возможностях работников, правильно оценивает способности и заслуги, поддерживает мероприятий по повышению квалификации, стимулирует самостоятельность мышления и действий Тщательно и детально изучает достижения и возможности работников, целеустремленно стимулирует их интересы и способности, эффективно побуждает к самостоятельному мышлению и действиям

    Приложение N 2
    к Порядку проведения отчетов
    о профессиональной служебной деятельности
    федеральных государственных гражданских
    служащих центрального аппарата
    Федерального казначейства, утвержденному
    приказом Федерального казначейства
    от "___"______ 20__г. N___

    Годовой отчет
    о профессиональной служебной деятельности федерального государственного гражданского служащего Федерального казначейства

    1. Сведения о гражданском служащем

    2. Самооценка

    2.1. Насколько успешно, на Ваш взгляд, Вы выполняете свой должностной регламент? Привести отдельные примеры.

    2.2. Указать количество выполненных гражданским служащим поручений и подготовленных им проектов документов за отчетный период (в процентном соотношении), плановых поручений, которые выполнены и которые не выполнены. Отметить количество внеплановых поручений, какие Вы выполняли. (Организация семинаров - совещаний, выступление на совещаниях - семинарах, с администраторами поступлений, с главными распорядителями и получателями бюджетных средств, участие в комплексных проверках, составление обзорных писем, ответы на письма и запросы сторонних организаций, участие во внедрении технологических регламентов и тестировании программных продуктов, другое).

    2.3. Какие особо важные задачи (задания), которые имели ключевое значение для работы Отдела или Управления, поручали Вам? Привлекались ли Вы к работе в группах по разработке программ, локальных нормативных актов?

    2.4. Представьте информацию о Ваших показателях результативности деятельности на протяжении отчетного периода (с приложением Таблиц показателей результативности деятельности федерального гражданского служащего, замещающего должность федеральной государственной гражданской службы в центральном аппарате Федерального казначейства за отчетный период).

    3. Оценка начальником Отдела

    3.1. Оценка выполнения гражданским служащим должностных обязанностей, определенных в должностном регламенте, а также степень участия в выполнении отдельных поручений.

    3.2. Уровень знаний, умений, профессиональные качества, способности гражданского служащего в контексте выполнения возложенных на него задач и обязанностей.

    _________________________________________________________________________ _

    _________________________________________________________________________ _

    _________________________________________________________________________ _

    Итоговая оценка ________________________________________________________

    Подпись гражданского служащего ___________________________________________

    Подпись начальника отдела _________________________________________________ _

    Дата_________________________

    4. Утверждение начальником Управления результатов ежегодной оценки выполнения гражданским служащим должностных обязанностей и поручений

    Подпись ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
    (фамилия, имя, отчество полностью)

    Дата _________________________

    Обзор документа

    Представлен проект приказа Федерального казначейства, которым урегулированы вопросы формирования отчетов о профессиональной деятельности госслужащих центрального аппарата и заместителей руководителей территориальных органов Службы.

    Цель составления отчета - регулярный контроль за прохождением службы и профессиональными достижениями путем проверки качества их деятельности.

    Результаты отчетов планируется учитывать при аттестации госслужащих, при рассмотрении вопросов о присвоении очередного классного чина, установлении вознаграждений, надбавок, премий и т. п.

    На медиаклубе «АСИ- Благосфера» эксперты поделились своими наработками в области подготовки годовых отчетов – как превратить процесс в легкое и приятное занятие и в каком формате представить партнерам и донорам свои усилия и достижения.

    Сразу два недавних события в мире НКО мотивируют участников пересмотреть свой подход к годовым отчетам — отнестись к их подготовке более конструктивно и активнее применять их как коммуникационный инструмент.

    Первое — конкурс президентских грантов 2017 года (заявки на принимаются до 31 мая). Размещенный на сайте НКО отчет иллюстрирует открытость организации и повышает осведомленность общественности, доноров и других заинтересованных сторон о ее работе. Это обязательное требование для всех соискателей и получателей грантов.

    Второе — возобновляемый после трехлетнего перерыва конкурс публичной отчетности НКО «Точка отсчета » Форума Доноров. Отчет будет способствовать развитию навыков по подготовке разноформатных отчетов и изменению отношения к ним с «просто отчета» на инструмент коммуникации для формирования доверия у целевых аудиторий.

    Больше динамики в цифрах, кейсов, цитат

    Екатерина Пожидаева, эксперт аудиторско-консалтинговой компании EY (ранее Ernst & Young) советует классическую технологию подготовки отчета – когда данные собираются систематически, с опорой на стандартные элементы GRI-отчетности – общие и специализированные.

    «При системной работе по сбору данных и наличии статистики их проверка, анализ и написание отчета занимают совсем немного времени, около 3 недель, — сказала Екатерина «Милосердию». — Если же регулярная рутинная работа по сбору информации сотрудниками не велась, написание отчета становится серьезной проблемой — ее решение отнимает гораздо больше времени и сил, а результат снижается».

    Екатерина Пожидаева, эксперт аудиторско-консалтинговой компании EY . Фото с сайта asi.org.ru

    1. Чем больше динамики в статистических данных вашего отчета, тем он убедительнее. Количественные показатели собирайте из года в год – это системная работа! Поручите сотрудникам после каждой акции заносить данные о ней (фото, цифры) в специальную форму, чтобы сэкономить ресурсы при подготовке и избежать авралов впоследствии.
    2. Объем публичного отчета не так важен, как существенность информации в нем. Без нее отчет теряет смысл.
    3. Пишите в стиле, наиболее близком к читателю: ориентируйтесь на язык целевой аудитории.
    4. Помните, что эффективность годового отчета измеряется тем, что он стал лучше предыдущего.
    5. Планируйте этапы работы над отчетом, продумайте концепцию и предварительное содержание. Помимо интерпретации данных, не забудьте об их верификации. Проведите независимую проверку данных: большинство количественных показателей можно уточнить.
    6. Посмотрите на деятельность своей организации через призму публикаций о себе в СМИ. Вы поймете, какие ваши проекты привлекли внимание и какой произвели эффект.
    7. Вместо отчетов по формам, следуя практике успешных западных фондов, пишите отчеты с качественными историями, кейсами, цитатами, добавляя туда консолидированные показатели.

    Плакат, открытка, видео – форма отчета может быть любой

    По мнению Эльвиры Алейниченко, руководителя программы «Точка отсчета » Форума Доноров, основная задача отчета – призвать читателя к действию: будьте партнером, сотрудничайте с нами pro bono, жертвуйте, ведите с нами проекты, станьте нашим волонтером. Поэтому очень важно писать отчет, имея в виду ключевые аудитории, цель отчета и тех, с кем вы хотите работать.

    «Лучший отчет не обязательно содержит 100 страниц, — подчеркнула эксперт. – Призвать к действию можно и с помощью 6 страниц с инфографикой».

    Она подробно остановилась на печатном и электронном видах, которые может принимать отчет, и привела примеры разных форматов. В печатном виде отчет может стать толстой книгой, глянцевым журналом с традиционными рубриками, брошюрой, листовкой, плакатом, открыткой. В электронном исполнении — электронным статичным или интерактивным pdf-файлом, пролистываемой книгой, микросайтом, видеороликом.

    Креативные варианты, существующие в мире, — это и выпуск отчета в форме полиэтиленовых пакетов, и в виде афиш, других вариантов. «Когда отчет готов и вы планируете его рассылать, определитесь, что вы хотите – чтобы его запомнили или чтобы на него откликнулись и как?» — подытожила руководитель проекта «Точка отсчета».

    Эльвира Алейниченко, руководитель программы «Точка отсчета» Форума Доноров.

    Аналитический отчет представляет собой описание тщательного исследования того или иного вопроса по завершении определенного планового этапа. Перед составлением данного документа необходимо разобраться в особенностях его структуры и требованиях к оформлению. Структура отчета достаточно проста, но знание нюансов во многом облегчит его составление.

    Структура

    Чтобы составить отчет грамотно и быстро, нужно соблюдать очередность таких составляющих:

    • титульный лист;
    • содержание отчета;
    • введение;
    • основная часть документа (аналитический и проектный раздел);
    • заключение;
    • список использованных источников;
    • приложения.

    Как написать аналитический отчет?

    Титульный лист содержит в себе сведения об исполнителе. Он является первой страницей работы, ее «лицом». В содержании описывается структура отчета и номера страниц каждого раздела. Во введении необходимо привести аргументы в пользу выбора темы, актуальности исследования, перечислить используемые для изучения проблемы методы и способы. Во вступлении приводят анализ источников, которые были использованы при изучении темы. Важно не забыть о целях и задачах, поставленных в ходе работы над аналитическим отчетом.

    Основная часть отчета, как правило, содержит несколько разделов и подразделов, логически связанных между собой. В каждой главе или пункте понятно и четко должен быть выражен материал. Нельзя забывать о ссылках на использованную литературу.

    Выводы о проделанной работе выносятся в заключение. Надо не просто перечислить итоги исследования, но и дать разъяснения по каждому из них. составляется по алфавиту. Аналитический отчет за год может содержать приложения, в них включают большие информационные блоки, каждый из которых должен сопровождаться ссылкой в тексте. К отчету прилагают документы и источники, используемые при его составлении: таблицы, диаграммы, схемы, графики и другие.

    Анализ проблемы

    Основным секретом правильного составления аналитического отчета является проведение глубокого анализа определенной проблемы. Описание его итогов должно быть ясным и подкрепленным аргументацией. Проведя параллели, сравнив явления, можно сделать качественные выводы по проведенному исследованию. Соблюдение простых советов поможет составить интересный и достоверный аналитический отчет по ФГОС в кратчайшие сроки.

    Как поставить цель?

    Цель необходимо формулировать кратко и как можно точнее. В смысловом отношении она выражает главную задачу, которая стоит перед специалистом, и ожидаемые результаты. Например, педагогическая цель должна быть направлена на развитие ребенка, появление ожидаемого результата необходимо оценить и измерить. Конкретизировать и развить цель помогают задачи - это действия для её реализации, которые в отчете перечисляют по порядку. Таким образом, процесс достижения цели делится на этапы. Они сформулированы как задачи: освоение технологии, создание системы работы, мониторинга и другие действия.

    В аналитическом годовом отчете должны быть отражены все направления деятельности, предусмотренные рабочими планами и журналами. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или педагога) включает качественные и количественные показатели по каждому виду работ. В нем могут сочетаться несколько видов анализа.

    • Сравнительный - сопоставление явлений, единых по природе и общим характеристикам. Сравнивать требуется внешние, внутренние признаки и условия эффективности.
    • Анализ структуры позволяет выявить роль и значение одного или нескольких факторов для успешного функционирования структуры.
    • Корреляционный - это установление зависимости одного элемента от другого. Взаимосвязь может возникать в ситуации, в процессе или системе. "Корреляция" переводится с латинского как "взаимная зависимость явлений".
    • Функциональный - это характеристика объекта с точки зрения его функций и выявление их взаимосвязи.
    • Системный - позволяет выявить структуру и способы взаимосвязи объектов.
    • Детерминационный позволяет установить причинно-следственные связи между явлениями, событиями, объектами.
    • Критический анализ - это выявление плюсов и минусов деятельности или личности.

    Аналитическая часть отчета

    Аналитическая часть описывает результаты труда. Для педагога это саморазвитие, развитие педагогики в теории и практике, итоги образования воспитанников.

    В отчете предоставляется результат и критерии его оценки. Среди последних выделяют процессуальные и результативные показатели. К процессуальным относят:

    • осуществление профессиональной деятельности;
    • реализацию собственного профессионального потенциала;
    • организацию видов деятельности и общения;
    • средства воздействия, способствующие или препятствующие достижению цели.

    К результативным показателям относят достигнутые итоги в количественном и качественном измерении. Они приоритетны в оценке эффективности деятельности. Поэтому автору отчета требуется соотнести достигнутые результаты с предметом проектирования.

    Проектная часть

    В проектной части указываются проблемные ситуации, трудности, с которыми специалист столкнулся в процессе своей деятельности. Расписываются направления и этапы по совершенствованию работы, проблема, тема, объект и предмет следующего отчетного периода.

    В заключительной части оценивается собственная аналитическая деятельность, отмечаются направления для саморазвития, планируется самосовершенствование в профессиональном направлении.

    Аналитический отчет педагога

    Значимость преподавателя подтверждается во время аттестации. Это мероприятие позволяет установить уровень квалификации педагога. Чтобы предоставить профессиональному сообществу итоги своего труда, приходится составлять аналитический отчет учителя. Оценка результатов профессиональной деятельности может осуществляться и в межаттестационном периоде.

    Аналитическим отчетом педагога является документ, обобщающий результаты профессиональной деятельности за определенный период. Данная форма позволяет системно изучить собственную деятельность, ее эффективность, откорректировать работу, открыть новые возможности для саморазвития. В отчете педагог анализирует итоги работы и ее эффективность. Результаты своего труда оцениваются в соответствии с поставленными в периоде целями и задачами. Цель аналитического отчета - проведение самоанализа и самооценки профессиональной деятельности учителя за истекший период.

    Отчет психолога

    Профессиональная деятельность психолога, так же как и педагога, требует постоянного анализа собственных действий и особенностей людей, с которыми он работает. Проделанные выводы позволяют специалисту спроектировать следующие шаги для совершенствования своей работы. Аналитический отчет психолога является вторичным и основывается на общих данных, полученных на базе оперативного или текущего анализа проведенных мероприятий.

    Объектом отчета выступает деятельность психолога: обследования, профилактика, диагностика, исследовательские, коррекционные, развивающие мероприятия. Предметом является анализ профессиональных действий, изучение свойств или показателей.

    Составляя отчет, педагог-психолог должен соблюсти принципы анонимности и конфиденциальности, то есть он предоставляет информацию в виде общих результатов. Анализ выполненных задач предполагает описание возникающих затруднений, проблем, которые, как правило, становятся задачами на новый учебный период. Новые средства анализа позволяют прописать перспективы дальнейшей трудовой деятельности.

    Справки и заключения

    К аналитическому отчету психолога прилагается статистическая справка за отчетный период, установленный в организации. Данные в виде заключений и итогов по видам деятельности являются дополнением к служебной документации. Заключения по направлениям работ могут включать:

    • индивидуальную психодиагностику;
    • групповую психодиагностику;
    • индивидуальную развивающую или коррекционную работу;
    • групповую развивающую или коррекционную работу.

    Заключение можно составить в свободном виде или на основе стандартных форм.

    Годовой отчет воспитателя

    Аналитический отчет воспитателя за год содержит следующие разделы:

    • Общая характеристика группы.
    • Итоги по выполнению образовательных программ. Деятельность по подготовке к школе и ее приоритеты. Формирование детской личности. В процессе каких видов деятельности достигаются поставленные цели? Это разнообразная игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная деятельность. Направления работы для воспитателя.
    • Аналитический отчет воспитателя за год должен содержать ответ на вопрос о том, чего удалось достигнуть в плане физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития детей.
    • Мероприятия с детьми и их краткая характеристика.
    • Отчет об итогах работы с детьми. Деятельность по проектам.

    По каким критериям оценивается отчет?

    1. Обоснована ли актуальность темы? Должны присутствовать нормативно-правовые материалы, подтверждающие важность темы, доказательства необходимости ее разработки.
    2. Обоснована ли проблема, противоречия, на разрешение которых направлен аналитический отчет? Цель отчета, иерархия задач.
    3. Оценка содержания отчета. Общекультурное, методологическое, нормативно-правовое обоснование, эффективность в социально-экономическом плане и психолого-педагогическое основание.
    4. Система партнерских взаимодействий.
    5. Результаты, их анализ и оценка, соотношение с целями, задачами и прогноз.
    6. Уровень информационной культуры представления результатов. Как оформлен аналитический отчет ДОУ?
    7. Перспективность и применимость отчета на практике в профессиональной деятельности.

    Аттестация и защита аналитического отчета

    Защита отчета может быть формой проведения аттестации. Выступление займет от 10 до 15 минут, плюс ответы на вопросы экспертов. Что надо включить в доклад?

    1. Анализ рекомендаций с прошлой аттестации.
    2. Проблема, ее формулировка и актуальность со ссылками на новые документы.
    3. Объект - то, что будет исследоваться, реальность (уровень знаний, воспитанность, образовательный процесс и т. д.).
    4. Предмет - то, с помощью чего влияют на изменение объекта (методы обучения, деятельность, задания, подходы и т. д.).
    5. Формулировка темы должна включать в себя предмет и объект, показывая их взаимосвязь.
    6. Цель - результат, который ожидается, конкретный и простой (создание условий).
    7. Задачи (действия по достижению цели).
    8. Гипотеза (требуется не всегда, иногда просто запланированный результат) - научное обоснование способа достижения цели, идея, центральная мысль.
    9. Стратегия и механизмы по достижению целей. Аналитический отчет воспитателя по ФГОС (или учителя) предполагает рассказ о том, что педагог делал на протяжении всего периода до аттестации для достижения цели. Это самый большой и главный пункт. Здесь необходимо рассказать обо всех своих действиях и показать, что работа выполнялась в системе.
    10. Результат, т. е. то, что получено фактически. Параметры и критерии для оценки результата определяет сам специалист, составляющий отчет (они заявляются в цели).
    11. Общественные выступления по теме, печатные труды и другое предоставление опыта.
    12. Заключение, выводы: достигнута ли цель, в какой степени, что сделано, что доказано, какова значимость работы.

    Нет такого руководителя, который хоть раз в год не требует от своих подчиненных отчета о том, что было сделано. И проблема в том, что при рутинной занятости разработать такой документ кажется довольно сложной задачей. А попросить примеры отчетов о проделанной работе у начальства почему-то мы стесняемся. А вдруг решит, что мы не соответствуем занимаемой должности?

    Кому это нужно

    Этим вопросом задается исполнитель, получивший задание отчитаться. Чаще всего сотрудники фирм чувствуют себя почти оскорбленными от таких требований. Но во всем есть смысл.

    Во-первых, отчет о проделанной работе нужен самому исполнителю. Не формальное, а заинтересованное отношение к этому процессу позволит найти узкие и слабые места в своей квалификации. А значит, определены направления, по которым можно (и нужно) развиваться. Ведь все мы учимся на своих ошибках.

    Во-вторых, в этом нуждается руководитель. Отчет о проделанной работе позволяет объективно оценить качество и скорость решения поставленных задач. Благодаря этому документу отпадет множество вопросов - от самого примитивного «чем вы все время занимаетесь» до сложного «почему я должен поменять вам компьютер на более современный». Поскольку в отчете будет указано, что для сохранения изменений в документе затрачивается много времени. И от исполнителя это не зависит - устаревшая офисная техника не может работать быстрее. Собственно, поэтому и создается ощущение, что работник все время пьет чай - он просто ждет, пока выполнится операция.

    А вопрос: «Зачем нужно писать отчет о проделанной работе за месяц?» сам по себе некорректен. Потому что накопление и заполнение баз данных имеет смысл для стратегов, а не для Им-то как раз проще решить задачу, чем рассказывать о методах ее решения.

    Что писать

    Примеры отчетов о проделанной работе показывают, что писать нужно очень подробно. Все, что представляется мелочью или незначительным телодвижением, может оказаться ключевым элементом в выполнении конкретных функций. Но понимание этого придет только после изучения нескольких написанных отчетов.

    Если же работа носит рутинный характер, например, сверка документов и выявление несоответствий, то имеет смысл разработать табличную форму. При этом, опять-таки, вначале таблица должна быть очень подробной и содержать множество граф; со временем отпадет необходимость в некоторых столбцах, и форма отчета примет нормальный (читай - разумный) вид.

    В ряде случаев, составляя отчет о проделанной работе (учителя, например), нельзя формально подходить к вопросу самоанализа. Ведь, помимо запланированной учебно-методической нагрузки и изучения необходимого материала, школа занимается и воспитательной деятельностью. Здесь требуется особый подход к составлению документа: необходимо понять причины отставания ряда учеников, найти способызаинтересовать детей своим предметом. И при этом нельзя забывать об успевающих (а то и одаренных) школьниках.

    Цели отчетов

    Для правильного составления и минимальных временных затрат необходимо с самого начала определиться, с какой целью и для чего пишется отчет о проделанной работе за год. Назовем самые популярные:

    Обоснование реальной пользы от конкретной позиции в организации;

    Подтверждение квалификации того или иного сотрудника;

    Демонстрация эффективной работы руководству;

    Получение финансирования на следующий отчетный период;

    Получение согласия на развитие направления (идеи);

    Обоснование расходования выделенных ресурсов и финансов и т. п.

    Известная формулировка - правильная постановка задачи обеспечивает 50 % решения - работает и в этом случае. Чем лучше мы понимаем, зачем нужен отчет, тем легче нам его написать. Вплоть до того, что документ «для галочки» совершенно не требует от нас творческого подхода. И затрат времени.

    Структура документа

    Если на предприятии нет разработанной то разрабатывать ее приходится самостоятельно. Зная цели документа, необходимо продумать его структуру. Примеры отчетов о проделанной работе позволяют сделать вывод о том, что необходима четкая и простая схема.

    В самом начале следует объяснить назначение и логику подачи информации. Разъяснить последовательность изложения и составить оглавление. Для таблицы необходимо дать краткие пояснения, почему выбрана именно такая форма.

    Внутри разделов и подразделов также следует придерживаться единства изложения. Так документ будет более понятен, в результате он легче воспринимается. В отчете за длительный период времени вполне уместны иллюстрации в и графиков, которые облегчат восприятие. Но здесь нужно придерживаться правила «золотой середины»: сплошной текст, равно как и исключительно визуальные материалы, очень быстро утомляют.

    Стилистика

    Для рядового сотрудника, пожалуй, самым сложным в написании оказывается терминология и формулировка. Пафосный отчет будет выглядеть неестественно и вызовет негативную реакцию руководства. Слишком простые формулировки (отксерено 25 документов, например) также оттолкнут читателя.

    Но при этом следует избегать шаблонов. Исключение составляет только тот документ, который никто и никогда не будет читать. С такими задачами мы иногда сталкиваемся, но в этой статье нас интересуют реальные (не для проформы созданные) отчеты.

    В любом случае не стоит говорить только о достижениях. Чтобы их подчеркнуть, необходимо рассказать и о трудностях, с которыми пришлось столкнуться в ходе работы. Помимо прочего, анализ сложностей - это по поводу оптимизации труда для руководящих сотрудников. Примеры отчетов о проделанной работеговорят о том, что не стоит пользоваться обтекаемыми фразами вроде «неудовлетворительное состояние», «возникшие затруднения» и т. п. Лучше все называть своими именами: «сломанный ксерокс», «отсутствие доступа к интернету», «недостаток или несвоевременное поступление информации из сопряженного отдела». Все это позволяет адекватно и объективно оценивать сложившуюся на фирме обстановку.

    Оценка результатов

    Каждый полученный результат должен быть подтвержден цифрами. Такая конкретизация обеспечивает понимание динамики развития.

    Кроме того, необходимо задать и критерии оценки результатов. Будет это предыдущий (если это отчет за квартал, например) или, наоборот, процентное значение выполнения поставленных целей, решать автору документа.

    Вообще, косвенные показатели могут много рассказать о процессе решения поставленных задач. Для дальнейшего анализа здесь также есть масса информации. От определения трудозатрат до понимания правильности постановки целей.

    От проблемы к решению

    Большинство отчетов составляется по принципу описания хода работ. Выигрышнее выглядит документ, в котором четко прослеживается взаимосвязь проблема-решение. Читатель сразу понимает, какими методиками и техникой (при необходимости) воспользовался исполнитель для своевременного и качественного выполнения поставленной задачи.

    Еще более подробно составленная цепочка «конкретная проблема - причины ее возникновения - постановка задач - решение» сразу же наводит на мысль о необходимости представить ежедневный отчет в табличной форме. Причем и названия граф уже известны. Представленная таким образом информация легка для прочтения и анализа.

    Представление количественных показателей

    В тех случаях, когда отчет состоит в основном из цифровых данных, табличная форма как раз может оказаться очень сложной для восприятия. Сплошной поток цифр буквально утомляет читателя уже через несколько минут. Другое дело - разноцветные диаграммы и графики. Они наглядны, понятны, легкочитаемы.

    К каждой диаграмме необходимо дать комментарий. Кроме того, необходимо указать, как взаимосвязаны между собой различные графики; разъяснение причинно-следственных связей еще больше облегчит анализ отчета.

    Если во время работы были затрачены материальные ресурсы, не стоит просто перечислять их все. Вместо этого следует указать приобретенные блага. Сухая фраза: «Закуплена офисная техника» зазвучит совершенно по-другому, если написать: «Создано 2 рабочих места, что позволило повысить выработку отдела».

    Как оформить документ

    Несмотря на то что нет единой формы составления, отчет о проделанной работе можно оформлять согласно ГОСТу, определяющему основные критерии научной работы. В нем прописаны требования, предъявляемые к форматированию, типу и кеглю шрифта и т. п.

    Что же касается читабельности документа, то здесь есть несколько советов:

    Старайтесь, чтобы в одном абзаце было не больше 5 предложений;

    Ключевые показатели можно выделять шрифтом или цветом;

    Разбивайте текст так, чтобы таблица или график не занимали всю страницу; обязательно оставляйте место для комментариев к ним;

    Составьте четкое и лаконичное резюме отчета.

    Эти советы помогут облегчить восприятие вашего отчета, а значит, изначально настроят читателя на лояльное отношение к автору документа. Представьте себе, что вы - начальник. И сделайте отчет таким, какой вам было бы полезно и интересно прочесть.