Проблемы внедрения добровольческой деятельности в бюджетных учреждениях социального обслуживания населения. Социальное обслуживание в Российской Федерации: проблемы и пути решения Актуальные проблемы социального обслуживания

Особенностью современной демографической ситуации в России является тенденция увеличения продолжительности жизни и рост доли населения старше трудоспособного возраста. Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи и поддержки пожилым людям.

В современном обществе у граждан старшего поколения происходит постепенная переориентация от простого дожития к активному включению в общественную жизнь. Изменилось и целевое назначение социального обслуживания на дому, которым является максимально возможное продление пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов в благоприятной среде, продление их жизненной активности в привычной для них обстановке.

Система социального обслуживания населения в настоящее время претерпела значительные изменения.С 1 января 2015 года вступил в силу новый Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который ориентирован в первую очередь на индивидуальный подход в решении проблем пожилых людей и инвалидов и оказания более четкой и адресной помощи. В законе по-новому определяется понятие «социальная услуга», которая может быть разовой, периодической и постоянной и предоставляется для улучшения условий жизнедеятельности граждан и расширения возможностей самостоятельно обеспечивать свои жизненные потребности.

Решение проблем социальной защищенности пожилых людей требует более непосредственного участия общества, поиска новых форм социального обслуживания. В настоящее время пожилые люди отдают предпочтение формам и методам социального обслуживания, позволяющим сохранять физическое здоровье, развивать интеллектуальные способности, поддерживать психоэмоциональное и духовное состояние в равновесии. В этих условиях традиционные формы обслуживания становятся недостаточными. Созданию условий для качественных социальных изменений служат инновационные социальные технологии.

В последнее десятилетие активно стала развиваться система полустационаров для дневного пребывания пенсионеров. Строятся частные жилые дома для комфортного проживания пожилых людей. Наиболее востребованными стали клубы социальной взаимопомощи и творческих интересов. Внедряются такие технологии, как «Виртуальный туризм», «Санаторий на дому», «Мобильная бригада» для граждан, получающих социальные услуги на дому. Пожилые люди и инвалиды регулярно привлекаются к проведению фотовыставок, выставок творческих работ и разнообразным акциям в надомных отделениях.

Не секрет, что в последнее время в стране имеет место ухудшение состояния здоровья нации. В российском обществе растет число граждан со значительными ограничениями жизнедеятельности. Многие нуждается в постоянной посторонней помощи. В связи с недостаточно развитой сетью хосписов и большой очередностью на получение мест в учреждениях стационарного социального обслуживания в надомных отделениях реализуются стационарозамещающие технологии: службы «Надомных сиделок», «Хоспис на дому», «Выходные без одиночества» и др.Также существует необходимость в сохранении отделений сестринского ухода при ЛПУ, где больные временно получают квалифицированную помощь до помещения в дом-интернат, а некоторые в результате полноценного ухода возвращаются домой. Из опыта работы стало понятно, что тесное сотрудничество социальных и медицинских работников способствует улучшению качества жизни получателей услуг. Модернизация системы стационарного социального обслуживания, строительство геронтологических и геронтопсихологических центров требует огромных денежных средств, а потребность в ресурсах возрастает, что подтверждает недостаточность объѐмов оказания государственными структурами социальных услуг. Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли общественных фондов, благотворительных и религиозных организаций, что будет способствовать развитию конкуренции в сфере оказания социальных услуг, а, следовательно, и улучшению их качества.

Еще одной очевидной проблемой, осложняющей взаимодействие государства и общества в работе с пожилыми людьми, является отсутствие информации. Для более успешной деятельности органов социальной защиты населения было бы целесообразно иметь банк данных об общественных организациях, работающих с людьми старшего возраста и действующих на территории их муниципалитетов. Системность и доступность этой информации на региональном и федеральном уровнях позволит улучшить межсекторное взаимодействие, обогатит государственные службы новыми идеями и подходами, а общественным организациям даст возможность распространить свой успешный опыт.

Специалист по социальной работе
Уколова Н.Ю.

Согласно российскому законодательству, социальное обслуживание -- это деятельность соответствующих служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся и трудной жизненной ситуации.

Очередным законодательным регулятором вопросов доступности среды жизнедеятельности стало Постановление Правительства РФ от 25.11.1995г. № 1151, где был уточнен федеральный перечень гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам. В настоящем акте перечислены услуги, предоставляемые инвалидам и пожилым в условиях стационарного учреждения и на дому: материально-бытовые, социально-медицинские, правовые, ритуальные, образовательные услуги, а также услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией.

Постановление Правительства РФ от 15.04.1996г. № 473 регулирует порядок предоставления социальных услуг. Ими могут воспользоваться бесплатно:

Одинокие инвалиды, получающие пенсию (в том числе с учетом надбавок) в размере ниже прожиточного минимума, установленного для данного региона;

Инвалиды, имеющие родственников, которые по объективным причинам не могут обеспечить помощь и уход, при условии, что размер их пенсии ниже прожиточного минимума;

Инвалиды, проживающие в семьях, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума.

Социальное обслуживание инвалидов включает совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам из числа инвалидов на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.

Такие услуги оказываются только при условии добровольного согласия инвалидов, за исключением случаев, когда это необходимо сделать, чтобы спасти жизнь инвалида (может быть, даже и против его воли).

Оказание социальных услуг, может производиться на дому, при помещении в специальное учреждение (стационар), осуществляющее постоянный уход за находящимися в нем лицами, а также в форме полустационарного обслуживания.

К числу надомных социальных услуг, гарантированных государством в федеральном перечне, относятся:

Организация питания, в том числе доставка продуктов на дом;

Помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;

Содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения;

Поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;

Содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;

Содействие в организации ритуальных услуг;

Другие надомные социальные услуги.

Полустационарное социальное обслуживание включает:

Социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание инвалидов;

Организацию их питания, отдыха;

Обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности;

Поддержание активного образа жизни.

Оно предоставляется нуждающимся в нем инвалидам, сохранившим способность обслуживать себя и активно передвигаться, не имеющим медицинских противопоказаний к предоставлению такового, осуществляется отделениями дневного (ночного) пребывания, создаваемыми в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения.

Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Оно включает меры по созданию для инвалидов наиболее удобных и комфортных их возрасту и состоянию здоровья условий жизни, а также оказание им медицинской и иной помощи, способствующей достижению такого состояния, организацию их отдыха и досуга. Стационарное социальное обслуживание инвалидов осуществляется в домах-интернатах, специально оборудованных в соответствии с их возрастом, здоровьем и социальным положением. Инвалид, выбравший проживание в подобном учреждении, отнюдь не лишается возможности вести удобную и привычную для него жизнь. Он имеет право пользоваться телефонной связью и почтовыми услугами за плату согласно действующим тарифам, встречаться с родственниками, друзьями практически в любое время. Супруги из числа проживающих в доме-интернате вправе требовать предоставления им изолированного жилого помещения для совместного проживания.

Комплекс мер, которые связаны с социальным обслуживанием населения, также предполагает соблюдение норм права, распространяющихся не только на инвалидов, но и на всех граждан. В частности, это касается обслуживания населения в магазинах, ателье, домах быта и иных организациях подобного рода. Правда, и в этих случаях законодательство ориентирует лиц, занимающихся оказанием таких услуг, на особое отношение к гражданам, признанных инвалидами. Так, инвалиды I и II группы должны обслуживаться вне очереди в предприятиях торговли, общественного питания, службы быта, связи и жилищно-коммунального хозяйства, в учреждениях здравоохранения, образования, культуры, в юридических службах и других организациях, которые занимаются обслуживанием населения.

БУ "КЦСОН Колосовского района" осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-

психологических, социально-правовых услуг, социально-трудовых услуг, услуг, в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг, в соответствии

с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) отсутствие работы и средств к существованию;
  • 8) наличие иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

УМТСР по Колосовскому району принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. На получателя социальных услуг составляется

индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется, исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Учреждением также ведется работа по предоставлению материальной помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 27 августа 2008 года № 153-п с гражданами заключаются социальные контракты на разведение ЛПХ.

В целях реализации постановления Правительства Омской области от 5 июня 2013 года №123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами 1,2 группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" учреждением организована работа по организации приемных семей.

В БУ "КЦСОН Колосовского района" действует мобильная служба, осуществляющая выезды совместно со специалистами учреждений района в отдаленные населенные пункты.

Специалистами учреждения оказывается консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Оказывается помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

БУ "КЦСОН Колосовского района" в своей деятельности сталкивается с различными проблемами, неразрывно связанными с социально-экономическим развитием района, уровнем жизни граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, территориальным расположением района.

Остается серьезной и актуальной проблема организации предоставления социальных и услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных и малонаселенных пунктах (отдаленность деревень от администраций сельских поселений, отсутствие социально-бытовой инфраструктуры, рейсовых автобусных маршрутов, плохие дороги). Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, требуют больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но нагрузка на социальных работников увеличена (8 обслуживаемых в частном секторе и 10 в благоустроенном секторе).

Очень важно, чтобы мобильная служба делала выезды в отдаленные населенные пункты совместно с врачами-специалистами узкого профиля, фармацевтами, мастерами по ремонту обуви и т.д., потому что именно в отдаленных деревнях проживает большинство лиц престарелого возраста, которые порой не в состоянии на автобусе выехать в районный центр.

В отделениях социального обслуживания на дому много граждан, почти полностью утратившим способность к самообслуживанию. Нередко социальным работникам приходится стирать вещи, что не входит в их обязанности и занимает очень много времени. Доплачивать за этот вид услуги, подопечные отказываются, считая это обязанностью социальных работников. Социальные работники, жалея своих обслуживаемых, добровольно соглашаются на эту работу, а многие попросту забирают вещи себе домой, а потом чистые и наглаженные возвращают назад. С открытием социальной прачечной при КЦСОН эта проблема была бы решена.

Таким образом, необходимо рассмотреть проблемы, возникающие при оказании социального обслуживания гражданам района, и найти наиболее оптимальные способы их решения:

  • 1. Организовать предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, услуг, требующих больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но перераспределить нагрузку социальных работников, объединив их в бригады. (нагрузка: 8 обслуживаемых в частном секторе и 10- в благоустроенном секторе);
  • 2. Организовать выезды мобильной службы совместно с врачами и фармацевтами в отдаленные населенные пункты, для оказания услуг маломобильным гражданам;
  • 3. Для решения проблемы со стиркой белья граждан, состоящих на обслуживании в Комплексном центре и почти полностью утративших способность к самообслуживанию, необходимо открыть социальную прачечную при учреждении.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ
  • СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ НАСЕЛЕНИЯ
  • ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ В ОБЛАСТИ СТАНДАРТИЗАЦИИ
  • Государственное регулирование рационального использования водных ресурсов
  • К вопросу о правовых основах государственного экологического надзора
  • Правовое регулирование рационального использования водных ресурсов
  • Роль полиции в защите прав и свобод человека и гражданина
  • Нормативно-правовые документы муниципального управления социального обслуживания населения

Социальная защита населения в настоящее время, с учетом сложной социально-экономической обстановки, стала одной из важнейших задач органов государственной власти и местного самоуправления. Основное направление деятельности указанных органов по обеспечению и созданию условий для достойной жизни индивида направлена, прежде всего, на слабо защищенные группы населения, к которым относятся в первую очередь пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми.

Действующая система социального обслуживания населения в настоящее время сталкивается с многообразными проблемами. В частности, отдельные виды помощи существуют фрагментарно, различные подсистемы социальной защиты представителей разных социальных групп изолированы, нет четких правил взаимодействия и распределения функций между министерствами и внебюджетными фондами; органам социальной защиты приходится обслуживать все большее число нуждающихся лиц в условиях уменьшения объема ресурсов для их поддержки и т.д.

Реформы, происходящие в конце XX – начале XXI вв. в России, повлекли за собой существенное повышение роли регионов и муниципалитетов в реализации социальной политики государства, в частности, в сфере социального обслуживания населения. В результате проводимых реформ произошло разграничение таких направлений социальной защиты, как социальная поддержка и социальное обслуживание населения, реализуемых как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях.

Социальное обслуживание, став неотъемлемой частью государственной системы социальной защиты населения, по существу превратилось в социальный институт, то есть устойчивый комплекс социальных служб, нормативных актов, правил, технологий, методик, установок, отражающих социальные потребности различных категорий населения и влияющих на различные сферы деятельности в РФ.

Преобразования в социальном обслуживании привели к изменениям в образцах поведения, психологии и мышлении работников социальных служб, к развитию системы высших и профессиональных учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов для учреждений социального обслуживания населения.

Несмотря на то, что понятие «социальное обслуживание» широко используется в практической жизнедеятельности нашего общества, и в последнее время стало объектом исследований, проводимых в рамках социальной работы, социологии, социальной работы, его теоретическое обоснование практически отсутствует.

В России особый акцент был сделан на разработке правового аспекта социального обслуживания. Но без теоретического обоснования сущности и структуры процесса социального обслуживания возникают сложности, в первую очередь, в оценке эффективности социального обслуживания, в выборе адекватной модели, обеспечивающей реализацию основных принципов и направлений социальной политики государства, определении стандартов и норм профессиональной деятельности специалистов по социальной работе и т.д.

В 1990-х гг. возникает потребность стандартизации сферы услуг, что было вызвано разного рода причинами: во-первых, возрастающей ролью услуг в жизни человека, расширением спектра услуг; в частности появляются новые услуги, такие как: страховые, финансовые, налоговые, кредитования, социальные и др. Во-вторых, необходимостью контроля за качеством услуг, с целью выявления факторов, способных нанести вред физическим, психическим, духовным и социальным силам человека, а также окружающей среде. На государственном уровне стандартизация была признана с середины XX в. Основные законы в области стандартизации услуг в РФ были приняты в начале 90-х гг. XX столетия, среди них: федеральные законы «О защите прав потребителей» (1992); «О стандартизации» (1993); «Об обеспечении единства измерений» (1993); «О сертификации продукции и услуг» (1993).

Требования, которые содержались в государственных стандартах до 1 июля 2003 г., были направлены на обеспечение безопасности услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости услуг, единства методов их контроля, а также иные требования, установленные законодательством Российской Федерации, являлись обязательными для соблюдения государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности. Соответствие услуг указанным требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательной сертификации услуг. Иные требования государственных стандартов к услугам были обязательными для соблюдения субъектами хозяйственной деятельности в силу договора, либо в том случае, если об этом указывалось в технической документации исполнителя услуг. При этом соответствие услуг этим требованиям государственных стандартов определялось в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о добровольной сертификации услуг. За соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов осуществлялся государственный контроль и надзор со стороны исполнительных органов государственной власти.

В федеральном законе «Об основах социального обслуживания населения в РФ» в статье 6 было определено, что социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают основные требования к объемам и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания.

В соответствии с национальным стандартом «Качество социальных услуг», введенным в действие Постановлением Госстандарта России, установлены основные положения, определяющие качество социальных услуг. Этот стандарт устанавливает основные положения определения качества отдельной услуги, которая оказывается в учреждениях социального обслуживания населения; но, к сожалению, в стандарте не описаны положения, устанавливающие качество и эффективность процесса оказания услуги, а также отсутствуют критерии оценки качества результата, который должен быть достигнут после реализации услуги.

Сложность стандартизации услуг и их качества связана, в первую очередь, с особенностями самих услуг, среди которых можно отметить: трудность количественной оценки многих видов услуг, отсутствие показателей качества социальных услуг и др. Результаты исследования показали, что важным является разработка конкретных механизмов организации социального обслуживания населения на региональном уровне.

Отсутствие в должной мере необходимых условий для эффективного функционирования социального обслуживания лишает уверенности специалистов в перспективе их деятельности, оказывает серьезное влияние на процесс обслуживания и качество предоставляемых социальных услуг.

Перспективы существования и развития различных форм социального обслуживания зависят от разного рода условий, среди которых:

  • законодательные – развитие нормативно-правовой базы на федеральном, региональном уровнях;
  • организационно-структурные – уровень развития в целом системы социального обслуживания и его отдельных структурных элементов;
  • финансовые – уровень направляемых финансовых средств на развитие и функционирование системы социального обслуживания;
  • кадровые – уровень квалификации специалистов, условия переподготовки и повышения квалификации исполнителей;
  • информационные – уровень открытости и доступности информации о предоставляемых социальных услугах.

Таким образом, в настоящее время актуальны исследования проблем обеспечения качества социальных услуг, разработки стандартов как основы подтверждения соответствия и оценки эффективности деятельности учреждений социального обслуживания населения, выявления особенностей организации социального обслуживания населения на различных уровнях, в том числе муниципальном.

Требованием времени становится повышение уровня безопасности жизни, здоровья граждан в процессе социального обслуживания, предоставление качественных социальных услуг.

Обеспечение соответствия услуг и процесса обслуживания этим требованиям входит в число задач стандартизации социального обслуживания населения. В связи с этим, особую актуальность представляет исследование вопросов стандартизации социальных услуг, предоставляемых населению; анализ существующих нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс предоставления и потребления социальных услуг разными группами населения; определение механизмов стандартизации социальных услуг на региональном и муниципальном уровнях.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 11.12.1995, № 50, ст. 4872.
  2. Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» [Электронный ресурс] \\ "Собрание законодательства РФ", 27.10.1997, № 43, ст. 4904.
  3. Кластеризация экономики и государственная кластерная политика: теоретические основы и социально-экономические предпосылки Ханнанов Р.А., Ханнанова Т.Р. Евразийский юридический журнал. 2012. № 12 (55). С. 129-135.
  4. Объективные основы формирования и реализации государственной аграрной политики Ханнанова т.р. исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. вопросы теории и практики. 2013. № 6-2 (32). с. 184-190.
  5. Актуальные проблемы объективации аграрной политики государства Ханнанова Т.Р.Юридические исследования. 2013. № 8. С. 164-193.
  6. Развитие учения о юридических фактах в гражданском праве Ханнанов Р.А. Уфа, 2006.
  7. Юридические поступки в системе социально-экономического развития россии Ханнанов Р.А.Академия наук Российской Федерации; Уфимский научный центр; Башкирский государственный аграрный университет. Уфа, 2007.
  8. Правовая природа бездействия и каузальность Ханнанов Р.А. Государство и право. 1978. № 4. С. 128.
  9. Проблемы повышения эффективности деятельности судебной власти Ханнанов Р.А., Шапошникова Р.Р. Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. 2013. Т. 3. № 4 (04). С. 86-88.
  10. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти (на примере республики башкортостан) Гарифуллина А.Ф. диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011
  11. Информационная политика органов государственной и муниципальной власти Гарифуллина А.Ф. автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата политических наук / Башкирский государственный университет. Уфа, 2011

В связи с вступлением в силу с 1 января 2015 года Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 открывается перспектива социального предпринимательства. В настоящее время государство устанавливает лишь социальные стандарты обслуживания, а возможность осуществления социального обслуживания стала доступна индивидуальным предпринимателям и иным юридическим лицам, в том числе негосударственным коммерческим и некоммерческим организациям, что должно разрешить накопившиеся трудности в действующей с 1995 года системе социального обслуживания. Так, по данным Минтруда России, на конец 2012 года на очереди для помещения в учреждения социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов-взрослых состояли 16,5 тыс. человек, в учреждения для детей-инвалидов - 6 тыс. детей. Из общего числа зданий учреждений для граждан пожилого возраста и инвалидов 0,4% находилось в аварийном состоянии, 1,7% - в ветхом, 3,6% требовали реконструкции.32 Кроме трудностей с нехваткой мест, ученые также выделяют проблему недостатка квалифицированных специалистов и низкое качество обслуживания в государственных учреждениях.33 Так, по мнению Н.Н. Дорошенко, специалист центра социального обслуживания для более качественного предоставления социальных услуг должен обладать правовой базой знаний, располагать знаниями о структуре государственных органов, социальных источников и систем обеспечения, понимать, как функционируют эти системы, специфику их деятельности, какое влияние они оказывают на клиентов и какие законы их регламентируют.34

В соответствии с новым Федеральным законом, социальное обслуживание определяется как «...деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, т.е. действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности»35. Указанное понятие более точно прописывает виды помощи и основную цель социального обслуживания по сравнению с понятием, приведенным в ранее действовавшем Федеральном законе №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995.

32 Официальная статистика стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей). [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 29.04.15).

33 Гусейнов Э.К. Проблемы привлечения частного некоммерческого сектора в систему социального обслуживания населения / Э.К. Гусейнов,

A.M. Малинин // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. - №17(4). - С.128-130.

34 Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства / Н.Н. Дорошенко // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С.1-8.


Нововведения этим не ограничиваются. Так, гражданин, претендующий на предоставление социальных услуг, должен быть сначала признан нуждающимся в них на основе наличия обстоятельств, закрепленных в ст.15 п.1 Федерального закона №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности. Еще в 2012 году, при рассмотрении законопроекта Минздрав настоял на расширении рисковых обстоятельств36, включив семейную составляющую проблем: наличие в семье ребенка-инвалида или детей-инвалидов, а также детей, испытывающих трудности в социальной адаптации; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами; наличие насилия в семье. Кроме того, решение о признании гражданина нуждаю- щимся в социальном обслуживании или об отказе в социальных услугах принимается в течение пяти рабочих дней37 с даты подачи заявления в письменной или электронной форме. Тем не менее, при отказе в социальном об- служивании решение может быть обжаловано в суде.

Лица, которым предоставляются социальные услуги, являются теперь не «клиентами социальной службы»38, а получателями социальных услуг, соответственно, те, кто осуществляет социальное обслуживание, называются поставщиками социальных услуг. Дальнейшее взаимодействие между поставщиками услуг и их получателями начинается с составления индивидуальной программы39 - документа, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Вторым шагом является заключение договора о социальном обслуживании. В новом Федеральном законе закреплены основные права и обязанности, которые будут нести каждая из сторон после заключения договора. Например, для получателя услуг доступно право выбора поставщика или поставщиков социальных услуг, право на отказ от предоставления социальных услуг, право для посещения получателя услуг нотариусами, адвокатами, священнослужителями как в дневное, так и в вечернее время.

Федеральным законом №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 подтверждается наличие и соблюдение основных конституционных прав граждан. Так, согласно ст. 4 данного Закона, социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека. Помимо этого, в ст. 12 закрепляются положения о том, что поставщик услуг не вправе ограничивать права, свободы и законные интересы получателей социальных услуг, допускать оскорбление, грубое обращение, применение физического или психологического насилия по отношению к получателям услуг.

Также в новом Федеральном законе большое внимание уделяется защите конфиденциальности, неразглашении информации о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Разглашение информации о получателях социальных услуг согласно Кодексу Российской федерации об административных правонарушениях влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией средств защиты информации или без таковой.40 Передача информации о получателе социальных услуг другим лицам, в том числе должностным лицам допускается с согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме.41

35 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.З / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: (дата обращения: 29.04.15).

36 Минздрав включил семьи алкоголиков и наркоманов в законопроект о соцобеспечении / Интернет-издание Медновости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/05/15/social/ (дата обращения: 29.04.15).

37 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.15, пункт 2 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l66044/?frame=4 (дата обращения: 29.04.15).

38 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 №195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013). - ст.З / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».-[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 54754/ (дата обращения: 29.04.15).

39 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.16, пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_166044/?frame=4 (дата обращения: 29.04.15).


Несмотря на признание гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, не всем лицам социальные услуги теперь предоставляются бесплатно. Так, согласно ст. 31 Федерального закона №442, социальные услуги доступны бесплатно: несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов. На дому и в полустационарной форме социальные услуги оказываются бесплатно, если среднедушевой доход получателя социальных услуг ниже предельной величины или равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, которая не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума. В иных случаях, социальные услуги предоставляются за плату или частичную плату, плата за предоставление социальных услуг производится в соответствии с договором о предоставлении социальных услуг. Согласно ст. 33 нового Федерального закона необходимо осуществлять государственный, региональный, общественный контроль в сфере социального обслуживания. Одной из форм такого контроля является создание информационных систем о поставщиках социальных услуг - реестр поставщиков социальных услуг и о получателях социальных услуг - регистр получателей социальных услуг, где происходит сбор, хранение и обработка всей предоставляемой на добровольной основе информации. Операторами информационных систем являются уполномоченный орган субъекта Российской Федерации и организации, с которыми указанный орган заключил договоры об эксплуатации информационных систем.

Подводя итоги, можно выделить существенные плюсы нового ФЗ, такие как: конкретизация содержания и перечня социальных услуг, а также основных прав и обязанностей поставщиков и получателей социальных услуг; особый упор делается на профилактику нуждаемости граждан в социальном обслуживании, вводится понятие социального сопровождения; представлен перечень срочных социальных услуг, которые могут оказываться в неотложных ситуациях; ограничивается предельный размер платы за социальные услуги, вводится принцип адресности оплаты за социальные услуги - т.е. зависимость от уровня среднедушевого дохода граждан, при этом закрепляется, что новые условия получения социальных услуг не ухудшают положение тех, кто имел право на их получение до 01 января 2015 года.

Тем не менее, многие исследователи42 также говорят о минусах закона, наиболее существенными, по их мнению, являются: недоработанность системы социального сопровождения, кто и по каким критериям будет определять необходимость предоставления гражданам такой помощи, в законе не установлено; в законе не сказано, что для подачи заявления требуется согласие получателя социальных услуг лицам его представляющим; понятие трудной жизненной ситуации как универсального критерия отнесения людей к нуждающимся в социальном обслуживании исключено; не конкретизировано понятие срочных социальных услуг. Закрепление семейного неблагополучия как обстоятельства, признающего гражданина нуждающимся в социальном обслуживании, имеет обратную сторону, т.е. делает возможным вмешательство государства в частную жизнь семьи иногда без веских на то причин, так как в некоторых пунктах статьи не раскрывается суть испытываемых в семье проблем, например, это касается пункта о трудностях адаптации ребенка. Здесь ставится под сомнение соблюдение конституционного права защиты семьи и воспитания детей, права на неприкосновенность жилища, частной жизни, личную и семейную тайну.43

В заключение, можно сказать, что несмотря на наличие отрицательных сторон закона, Федеральный закон №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 направлен на становление и дальнейшее развитие рынка социальных услуг с возможностью привлечения коммерческих и не- коммерческих организаций для расширения и оптимизации системы социального обслуживания населения.

40 Кодекс российской федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). - Глава 13, ст. 13.13 пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164056/ (дата обращения: 29.04.15).

41 Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст. 6 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166044/ (дата обращения: 29.04.15).

42 Кручинин В.Н. Правое регулирование социального обслуживания населения на основе анализа Федерального закона № 442-ФЗ «Об

Основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / В.Н. Кручинин // Правовая реформа: проблемы теории и практики государственных преобразований в России. - 2014. - №3(7). - С.35-46.

43 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. От 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 38, 23, 25.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. -2014. -№31;

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (в ред. от 06.04.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2015). - Глава 13, ст. 13.13 пункт 1 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 64056/

3. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 №195-ФЗ (в ред. от 25.11.2013). - ст.3 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 54754/ (дата обращения: 29.04.2015).

4. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» от 28.12.2013 № 442-ФЗ (в ред. от 21.07.2014). - ст.3 / Справочно-правовая система «Консультант-Плюс». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_l 66044/ (дата обращения: 29.04.2015);

5. Гусейнов Э.К. Проблемы привлечения частного некоммерческого сектора в систему социального обслуживания населения / Э.К. Гусейнов, A.M. Малинин // Вестник Российской академии естественных наук. - 2013. -№17(4).-С.128-130;

6. Дорошенко Н.Н. Социальное обслуживание в реализации социальной политики государства / Н.Н. Дорошенко // Современные проблемы науки и образования. -2013. - № 6. - С. 1-8;

7. Кручинин В.Н. Правое регулирование социального обслуживания населения на основе анализа Федерального закона № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации / В.Н. Кручинин // Правовая реформа: проблемы теории и практики государственных преобразований в России. - 2014. - №3(7). - С.35-46;

8. Минздрав включил семьи алкоголиков и наркоманов в законопроект о соцобеспечении / Интернет-издание Медновости. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://medportal.ru/mednovosti/news/2012/05/15/social/ (дата обращения: 29.04.2015);

9. Официальная статистика стационарных учреждений социального обслуживания для граждан пожилого возраста и инвалидов (взрослых и детей). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ra/wps/wcrn/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/ (дата обращения: 29.04.2015);