«Адмирал Ушаков». Хорошее имя для корабля. Тяжелый атомный ракетный крейсер таркр «адмирал ушаков Броненосец береговой обороны

Эскадренный миноносец «Адмирал Ушаков» (бывший «Бесстрашный») является 17-м кораблем в серии из 20 кораблей проекта 956 «Сарыч» (код НАТО - «Sovremenny class destroyer»), которая должна была быть построена на заводе № 190 им. А. А. Жданова в Ленинграде (со 02 февраля 1989 года «Северная верфь»).

Эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительном заводе № 190 им. А. А. Жданова в период с 1976 по 1992 год включительно для Военно-Морского Флота СССР. Последние корабли серии достраивались уже для Военно-Морского Флота России. После распада СССР закладка новых и достройка нескольких уже заложенных кораблей проекта была прекращена из-за проблем с финансированием. Два корпуса в 1997-2000 годах были достроены по проекту 956-Э (в экспортном исполнении) по заказу Военно-морских сил Народной Освободительной Армии Китайской Народной Республики, ещё два корабля в 2000-х годах были построены на экспорт в КНР по модернизированному проекту 956-ЭМ.

Эскадренный миноносец «Бесстрашный» заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 06 мая 1988 года (строительный № 877). Спущен на воду 28 декабря 1991 года. Экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 год в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России.

Бортовые номера: 694 (1993 год), 678 (1995 год), 434 (с 1996 года).

Основные характеристики: Водоизмещение стандартное 6600 тонн, полное 8000 тонн. Длина наибольшая 156,5 метра, ширина наибольшая 17,2 метра, осадка 5,96 метра. Скорость хода экономическая 18,4 узла, максимальная 33,4 узла. Дальность плавания 1345 миль на 33 узлах, 3920 миль на 18 узлах. Автономность плавания 30 суток. Экипаж 296 человек, в том числе 25 офицеров в мирное время, от 344 до 358 человек, в том числе 31 офицер в военное время.

Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674, мощностью 100 000 л. с. Движитель 2 пятилопастных винта.

Вооружение:

Артиллерия: 2х2 АУ АК-130/54 (боекомплект - 2000 выстрелов).

Зенитная артиллерия: 4х6 30-мм ЗАУ АК-630 (боекомплект - 12000 выстрелов).

Ракетное вооружение: 2х4 ПУ ПКР «Москит-М», 2х1 ЗРК «Ураган-Торнадо» (48 ракет).

Противолодочное вооружение: 2х6 РБУ-1000.

Минно-торпедное вооружение: 2х2 ТА калибра 533 мм (4 торпеды СЭТ-65).

Авиационная группа: 1 вертолёт Ка-27ПЛ.

С 1994 года находится в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 02 июня 1994 года прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, осуществлённому с 09 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

04 апреля 1995 года совместно с эсминцем «Расторопным» участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (с 06 по 09 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером на боевую службу в Средиземное море.

04 января 1996 года прошел через Гибралтарский пролив. С 29 января по 03 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия). С 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море. С 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 02 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября совершил в составе корабельной группы выход в море. В период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия). 04 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 08 октября 1997 года.

01 мая 1998 года был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2003 году завершил ремонт на ОАО «ЦС «Звездочка» в Северодвинске.

По сообщению от 19 марта 2013 года экипаж одиночного корабля на морских полигонах Северного флота в Баренцевом море. По сообщению от 01 апреля с атомным подводным ракетным крейсером стратегического назначения, морской авиацией Северного флота и минно-тральной группой Кольской флотилии разнородных сил СФ проводил мероприятия боевой подготовки в морских полигонах Баренцева моря. По сообщению от 29 августа в составе корабельной группировки разнородных сил Северного флота в акватории морских полигонов Баренцева и Белого морей. По сообщению от 01 октября экипажи надводных кораблей Северного флота во взаимодействии с морской авиацией СФ боевой подготовки комплекс учебно-боевых упражнений с проведением практических стрельб по воздушным целям из ракетного и артиллерийского вооружения. 04 октября ракетами «Москит».

17 апреля 2014 года со дня первого подъема Военно-морского флага. За время нахождения в составе СФ, экипаж миноносца дважды принимал участие в дальних походах в северо-восточную Атлантику и в Средиземное море. По сообщению от 22 апреля корабельная группировка разнородных сил Северного флота в составе эскадренного миноносца «Адмирал Ушаков», малого противолодочного корабля и малого ракетного корабля по противовоздушной обороне в морских полигонах СФ.

По сообщению от 05 мая 2015 года экипаж корабля в акватории морских полигонов Баренцева моря. По сообщению от 18 мая в составе группировки разнородных ударных сил Северного флота с двумя корабельными поисковыми ударными группами в Баренцевом море. 27 мая с составе разнородных сил Северного флота для участия в показном учении, которое проводится в рамках практических занятий со слушателями Военной академии Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации. 15 июня для отработки комплекса задач курса боевой подготовки. 26 июля в мероприятиях, посвящённых Дню ВМФ России в главной базе флота – Североморске. По сообщению от 29 июля экипаж эскадренного миноносца по береговой цели в Баренцевом море. 08 сентября в составе корабельной ударной группы Северного флота по отражению средств воздушного нападения условного противника в полигонах боевой подготовки в акватории Баренцева моря. 15 сентября главную базу СФ в район рассредоточения в Баренцевом море. 17 сентября противокорабельной крылатой ракетой «Москит» мишень, установленную в одном из полигонов боевой подготовки в Баренцевом море на удалении около 100 километров.

09 июня 2016 года экипаж корабля в Баренцевом море комплекс артиллерийских стрельб по морским целям. По сообщению от 15 августа в составе корабельной ударной группы артиллерийские стрельбы по морским и закрытым береговым целям в полигонах флота в Баренцевом море и на побережье Кольского полуострова. По сообщению от 06 сентября участие в Международном военно-техническом форуме «Армия-2016» в Североморске.

По сообщению от 24 августа 2017 года экипаж артиллерийские стрельбы по воздушным целям в полигонах Баренцева моря. 26 августа артиллерийские стрельбы по береговым целям. 04 сентября в Баренцево море.

09 мая 2018 года в торжествах в честь 73-й годовщины Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г. По сообщению от 26 мая артиллерийские стрельбы по воздушным целям в полигонах Баренцева моря. Принимает участие в , который начался 13 июня в Баренцевом море.

Имя на борту. «Адмирал Ушаков». Часть третья. Последний эсминец Советского Союза

5 июля 2004 года экипаж эсминца «Бесстрашный» был построен по большому сбору. Заместитель Командующего Северным Флотом, вице-адмирал Доброскоченко, мой первый комбриг, зачитал приказ о переименовании эсминца в «Адмирал Ушаков». Церемония, приуроченная к десятилетию подъема Андреевского Флага, была проведена в соответствии ритуалами и регламентом, принятом в ВМФ Российской Федерации, в присутствии первого заместителя председателя Государственного собрания Республики Мордовия Литюшкина и командования, не сокращенной, к тому времени, 7 Оперативной Эскадры.

Корабль был заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова, ныне ОАО «Северная Верфь» по проекту 956 «Сарыч» 6 мая 1988 года и спущен на воду 28 декабря 1991 года. Принят в состав ВМФ 30 декабря 1993 года.

С 1994 года проходил службу в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота.

Совместно с эсминцем «Расторопным», который больше был известен на Флоте под именем «Растопоренный», 4 апреля 1995 года участвовал в проведении зенитной ракетной стрельбы. Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло, 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец совершил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он участвовал в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М. 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.


1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В девяностые годы, когда Флот практически стоял на приколе, два эсминца: «Бесстрашный» и «Расторопный» не вылезали из морей, закрывая боевую подготовку за всю эскадру.

После серьезной аварии, корабль был поставлен в ремонт в Мурманский завод № 35. Ему повезло, он вышел из ремонта и в настоящее время продолжает выходить в море, к сожалению, не с такой интенсивностью, как в более молодые годы. А вот его «систер – шип», «Расторопный», который своим ходом в 2000 году пришел на ремонт в Санкт – Петербург, повторил судьбу крейсера «Киров» и со спущенным флагом умирает в центре морской столицы России в одном из достроечных ковшей ОАО «Северная верфь».

Что же это за корабли, эсминцы проекта 956. Последние эсминцы Советского Союза?

Эсминцы проекта 965, шифр «Сарыч» по классификации НАТО «Sovremenny class destroyer» - эсминцы 3 поколения типа «Современный» (по имени головного корабля). Последний эсминец советской постройки. Корабли строились для ВМФ Советского Союза, последние корабли достраивали уже для российского ВМФ. Оставшиеся недостроенные корабли вследствие финансовых проблем были проданы ВМС Китая.

В шестидесятые годы прошлого столетия, Советский Союз приступил к строительству океанского Флота. Необходимо было создавать крупные корабли первого ранга, способные к длительному несению службы в океанской зоне.

По замыслу военного – морского командования, при подготовке к войне на море и захвата стратегической инициативы, перед ВМФ СССР были поставлены следующие боевые задачи:

1) обеспечение боевой устойчивости стратегических ракетных подводных крейсеров;
поиск, обнаружение и слежение за подводными лодками противника. В первую очередь за подводными ракетоносцами;

2) вскрытие надводной обстановки, слежение за основными надводными группировками противника (АУГ (авианесущими ударными группировками), КПУГ (корабельными поисково – ударными группами);

3) обнаружение и вскрытие коммуникаций противника;

4) немедленная готовность к боевому применению на морских и океанских театрах военных действий;

5) выполнение внешнеполитических задач.

Да. Время было практически предвоенное. Противостояние двух мировых систем: капитализма и социализма достигала своего апогея и исход последней смертельной схватки не мог бы предсказать никто.

Многочисленными НИИ и оперативными управлениями были пересмотрены различные варианты решения данных задач. Предлагалось, по примеру США и Великобритании создать соединения с авианесущими крейсерами. От осуществление данного варианта было отказались из-за слишком дорогого строительства и судоремонта. Но окончательно проект отложен не были на самом своем излете, СССР смог вывести в океан свой первый и единственный авианосец. Вторым вариантом было массовое строительство противолодочных кораблей. Осуществление данного варианта до конца не реализовано из-за потребности прикрытия их самих РК (ракетными комплексами) или РКА (ракетно – артиллерийскими комплесами).

Кроме этого, эсминцы с артиллерией калибра 130 мм и артиллерийские крейсера проектов 68-К\Б подошли к предельному сроку эксплуатации и не имели современного вооружения - ПКР. Пробные эксперименты по размещению на крейсерах крылатых ракет, положительных результатов не дали.

Требовались многоцелевые корабли, оснащенные современными видами артиллерийского и ракетного вооружения – требовались эскадренные миноносцы. Корабли нового поколения.

1.11.1973 года – официальная дата начала строительства новейших отечественных ЭМ (эскадренных миноносцев) проекта 956. Как и планировалось, строительство началось на заводе имени А.Жданова. К 1981 году была подготовлена эксплуатационная документация и доработки по проекту постройки первого корабля (головного).

В оперативно-тактическом задании эсминец получил название «корабля огневой поддержки десанта», так как планировалось, что корабль будет действовать в основном совместно с десантными отрядами. Согласно ОТЗ корабль предназначался для:

  1. подавления наземных малоразмерных целей, а также объектов противодесантной обороны, скоплений живой силы и боевой техники противника;
  2. огневой поддержки противовоздушной и противокатерной обороны десанта в районе высадки и на переходе морем;
  3. уничтожения надводных кораблей и десантно-высадочных средств противника совместно с другими силами флота.

Головной корабль начинают строить с середины 1975 года – ЭМ «Современный» под заводским номером 861. В 1976 году серия ЭМ проекта 956 уменьшена до 32 кораблей, вместо предусмотренных 38, а в 1988 году серия уменьшается до 20 единиц. За все время было заложено 22 эсминца, из которых 17 вошли в состав ВМФ СССР/России. 2 ЭМ достроили по проекту 956-Э для ВМФ КНР. 3 недостроенных корабля в 1990-х годах подверглись утилизации. До 1991 года в ВМФ СССР поступили 14 ЭМ проекта 956. Строительство одного эсминца в среднем длилось 4 года. Средняя цена одного эсминца – 90 миллионов рублей в начале запуска серии и 70 миллионов рублей к середине серии (в ценах Советского Союза).


Энергетическая установка:

ЭМ проекта 956 - единственные эсминцы 3-го поколения с энергетической установкой котлотурбинного типа. ГЭУ (главная энергетическая установка) состоит из двух КТА (котло – турбинных агрегатов) ГТЗА-674 эшелонного расположения (корма/нос) мощностью по 50000 л.с. Для поддержания требуемой частоты вращения при различных режимах работы КТА имеется АСУ с регулятором частоты. В носовой части машинного отделения установлены два котла с правой турбиной, в кормовой – два котла с левой турбиной и укороченным гребным валом.

Первые 6 единиц ЭМ проекта 956 получили паровые котлы типа «КВН-98/64», дающие 98 000 килограмм пара. На седьмой и далее устанавливали паровые котлы типа КВГ-3, дающие 115 000 килограмм пара. Избытки или недостаток для котлов воздуха регулируется специальной турбиной или заслонкой. Котлы становятся самым слабым звеном эсминца – очень требовательные к подаваемой воде, быстро выходили из строя.

Именно ГЭУ и послужит основной причиной вывода эсминцев из состава Флотов в будущем. Эксплуатировать паросиловую установку надо чередуя с регулярными ремонтами, плановой заменой арматуры и аппаратуры. Должна безукоризненно выполняться цикличность боевого использования корабля. Но, как правило, корабли «насиловали» до той поры, когда они еще в состоянии были выйти в море, а потом, выбрасывали в отстой. К сожалению, отсутствие продуманной системы организации использования сил и привели к тому, что «Сарычи» довольно быстро выбыли из строя. Также, как и мои любимые «азы» - большие противолодочные корабли проекта 1134 «А». Изначально, эсминцы конструировались с газотурбинной установкой, которая отличается большей устойчивость и живучестью. Именно, имеющие ее в качестве движителей крейсера типа «Слава» и БПК типа «Удалой» до сих пор составляют основу ВМФ РФ, хотя по возрасту не моложе, а в большинстве своем старше эсминцев. До сих пор помню, как механики виртуозно ругали прогоревшие трубки котлов.

Окончательный выбор типа энергетической установки (котлотурбинной вместо более современной газотурбинной) был сделан Главкомом ВМФ С. Г. Горшковым после совещания с министром судостроительной промышленности СССР Б. Е. Бутомой. Это не бесспорное решение объяснялось несколькими причинами. Основным поставщиком газовых турбин в 1970-е годы был Южный турбинный завод, но на момент выбора типа ЭУ для проекта он был загружен заказами и с новыми заказами мог не справиться. В это же время, в Ленинграде на Кировском заводе простаивал паротурбинный цех. В пользу котлотурбинной установки приводили и тот аргумент, что на флоте на тот момент было много потребителей дизельного топлива, а в случае перебоев с ним корабли с КТУ, потреблявшие мазут, оказались бы в преимущественном положении. Но при этом не был учтён тот факт, что в случае перебоев с поставкой топлива в ходе военных действий потребители как соляра, так и мазута оказались бы в одинаково невыгодном положении. Важным аргументом в пользу котлотурбинной установки должно было стать и её качество. Энергетическая установка эскадренных миноносцев проекта 956 должна была стать родоначальницей нового поколения КТУ с выдающимися характеристиками, которых должны были добиться благодаря применению прямоточных котлов. Но прямоточные котлы оказались неработоспособными, вследствие чего их пришлось заменять высоконапорными котлами. Дополнительной причиной выбора КТУ была дешевизна флотского мазута в сравнении с газотурбинным топливом (в годы энергетического кризиса начала 1970-х годов этот аргумент был немаловажным).

Запас топлива 1.7 тысяч тонн. Дальность хода от 1300 до 3900 миль.
Основное вооружение:

ЗРК (зенитно-ракетный комплекс) «Ураган» (с 14 ЭМ-ЗРК «Ураган-Торнадо»). Состоит из двух однобалочных наводящихся ПУ, расположенных на полубаке и за вертолетной площадкой. Боекомплект - 48 «9М38М1» зенитных управляемых ракет. СУ (система управления) ЗРК «Орех» - 6 радиопрожекторов для подсветки целей и вычислительного оборудования. ЗРК способна работать по надводным кораблям. Одновременно ЗРК способна наносить удар по 1-6 воздушным объектам на высоте до 15 километров на расстоянии до 25 километров. Вероятность поражения самолет/КР – до 0.96/0.86. Достаточно высокая.

Артустановки:

АК-130. На борту корабля установлены две спаренные установки АК-130. СУ АК-130 – многоканальная МР-184, в состав которой входит двухдиапазонная РЛС, телевизир, лазерный дальномер, цифровой вычислитель, оптическое устройство. Установки имеют оптическое устройство, комплекс подачи боеприпасов и аппаратуру сопряжения. Скорострельность до 90 выстр/мин, дальность поражения до 24 километров. Боезапас – 500 выстреловна каждый ствол (180 из них готовы к боевому применению, заведены в ленту). Для ведения стрельбы по береговым объектам используется визирный спецпост. СУ позволяет вести только однобортное применение артустановок.



АК-630М – зенитный скорострельный комплекс ПВО (противовоздушной обороны). Состоит из двух 30-мм батарей комплекса АК-630М. Одна батарея – две артустановки с вращающимся шестиствольным блоком и СУ «Вымпел». Дальность эффективной стрельбы до четырех километров. Скорострельность 4 000 выстр/мин. Боезапас арткомплекса – 16 тысяч выстрелов. Вероятность поражения ПКР «Harpoon» - 0.4 -1.0.


ПКРК (противокорабельный ракетный комплекс) «Москит». Противокорабельный комплекс с ракетами «Москит». Состоит из 2 счетверенных блоков пусковых. Боезапас – 8 КР (крылатых ракет). Дальность поражения – 120 километров. Скорость – до 3М. Вес КР почти 4 тонны, вес БЧ – 0.3 тонны. Способен нести спец. боезапас. СУ эсминца проводит полный залп за полминуты. Вероятность поражения - 0.94-0.99.

Противолодочное вооружение:

РБУ (реактивная бомбометная установка) -1000. Реактивный бомбомет с боезапасом 48 РГБ (реактивных глубинных бомб). Дальность поражения до одного километра. Основная задача – обеспечение противоторопедной защиты корабля. Вероятность поражения торпеды противника – 0,2 – 0,3 (при одиночной стрельбе. Стрельба производится полным залпом, увеличивая вероятность до 0,7).
2 ТА (торпедных аппарата) калибра 533мм. Использовались торпеды СЭТ-65/53М, УСЭТ-80.

РМ-1/УДМ/ПМ-1-минное вооружение. Для использования мин установлены минные рельсы. Боезапас 22 мины.

Авиационное вооружение:

КА-27ПЛ/КА-25ПЛ – авиационное вооружение. Для использования вертолета на корабле имеется площадка (середина корабля) и телескопический ангар. Бортовой запас топлива позволяет обеспечить вертолету две дозаправки.
Эсминец всегда был «голубой мечтой» нас, минёров. Ещё бы! Вооружение как на МПК (малый противолодочный корабль), а должность «майорская» (капитан 3 ранга). Попадали по большому блату или, когда звание поджимало. Мне на эсминцах послужить не довелось, хотя в море на «Расторопном» и «Отличном» выходил….

Основным боевым соперником в водах Мирового океана для эсминцев проекта 956 являются спроектированые в 1980—1985 годах эскадренные миноносцы типа «Арли Бёрк» и «Spruance». Однако, по своим боевым качествам, эти два типа эсминцев несопоставимы: эсминцы 956-го проекта существенно уступают американским кораблям по целому ряду показателей: отсутствие многофункциональной БИУС (боевой информационной управляющей системы), слабыми возможностями гидроакустической станции по поиску ПЛ, котлотурбинной ГЭУ и относительно слабой ПВО. У эсминцев типа «Сарыч» имеются также 2 недостатка, свойственных и эсминцам «Арли Бёрк» первой серии: отсутствие вертолётного ангара и недостаточная дальность плавания на оперативной скорости, причём по последнему показателю американские эсминцы имеют неоспоримое преимущество: 4400 миль на 20 узлах против 3940 миль на 18 узлах для советских эсминцев 956-го проекта. Единственным преимуществом корабля в сравнении с американскими эсминцами является более мощное, чем у американских эсминцев, противокорабельное и артиллерийское вооружение. Но это преимущество и является решающим…

Выйти на уровень иностранного аналога по возможностям ПЛО оказалось невозможным из-за весьма внушительных массо-габаритных характеристик ГАК «Полином» и отсутствия на корабле резервов, которые ранее израсходовали на установку мощного артиллерийского вооружения (масса двух АУ главного калибра с системой подачи боезапаса составила около 300 т).

Таким образом, по артиллерии и ЗРК корабль пр.956, безусловно, превосходил американцев, а противолодочное вооружение «Сарыча» получилось слабым: два РБУ-1000 и столько же двухтрубных 533-мм ТА, ВПП со сдвижным ангаром-укрытием для противолодочного вертолёта Ка-25 (позже – Ка-27) временного базирования и небольшая ГАС «Платина-С» с антенной в носовом бульбовом обтекателе. Таким образом, средства ПЛО обеспечивали лишь самооборону корабля от торпедных атак ПЛ.

эсминец «Спрюенс»

Учитывая эти обстоятельства, командованием ВМФ было принято решение о создании СИСТЕМЫ из двух кораблей. Корабль УРО (управляемое ракетное оружие) и ПВО – пр.956, и специализированный корабль ПЛО (противолодочной обороны), создаваемый в развитие БПК пр.1135 и получивший проектный номер 1155. По сути, планировались совместные действия пр.956 и БПК пр.1155 в составе соединений и групп.
Первоначально предполагалось построить по 50 кораблей обоих проектов, но позже программа подверглась значительному сокращению.

Честно говоря, я даже не знаю, проектировалось ли где – нибудь в мире создание СИСТЕМЫ из двух кораблей? А если бы СССР не развалился и программа была бы реализована в полном объеме? А ведь на подходе были уже свои АУГ (авианесущие ударные группы) прикрытые атомными крейсерами….. Много чего кануло в вечность. Наверное, не так уж плох был СССР, как нам пытаются доказать….

бпк проекта 1155

краткие биографии:

«СОВРЕМЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 7.5.1975 г.; заложен 3.3.1976 г. на ССЗ №190 («Северная верфь»); спущен на воду 18.11.1978 г.; введён в строй 25.12.1980 г.; вошел в состав КСФ 24.1.1981 г.; 6.12.1989 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но из-за нехватки финансирования простоял без ремонта почти 10 лет и в ноябре 1998 г. выведен из состава флота и расформирован.
«ОТЧАЯННЫЙ»: Заложен 4.3.1977 г. на ССЗ №190; спущен на воду 29.3.1980 г.; введен в строй 30.9.1982 г.; вошел в состав КСФ 24.11.1982 г.; 2-6.05.1985 г. нанес визит в Алжир; 26.6.1992 г. поставлен на капремонт в Мурманске, но позднее был выведен в резерв, а впоследствии – из состава флота.
«ОТЛИЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 14.4.1976 г.; заложен 22.4.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 21.3.1981 г.; введен в строй 30.9.1983 г.; вошел в состав КСФ 15.12.1983 г.; 28.12.1984-2.01.1985 гг. нанес визит в Гавану (Куба), 21-25.07.1989 г. – в Норфолк (США); в конце 1990-х гг. выведен из состава флота.
«ОСМОТРИТЕЛЬНЫЙ» : Зачислен в списки ВМФ 14.4.1974 г.; заложен 27.10.1978 г. на ССЗ №190; спущен на воду 24.4.1982 г.; введен в строй 30.9.1984 г.; вошел в состав КТОФ 7.12.1984 г.; в 1985 г. совершил переход из Балтийска во Владивосток, произведя деловые заходы в Луанду (Ангола), Аден (Южный Йемен) и Камрань (Вьетнам); в 1990-х гг. поставлен в отстой, но ремонта не дождался и впоследствии был выведен из состава флота и расформирован; разделан на металл.

«БЕЗУПРЕЧНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен в 1980 г. на ССЗ №190; спущен на воду в августе 1983 г.; введен в строй 6.11.1985 г.; вошел в состав КСФ 7.1.1986 г.; 2-5.06.1984 г. нанес визит в Триполи (Ливия), 9-13.07.1990 г. – в Портсмут (Великобритания), 20-24.02.1991 г. – в Александрию (Египет); 3.11.1993 г. поставлен на капремонт в Пала-Губе на ССЗ №190.
«БОЕВОЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.2.1979 г.; заложен 26.3.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.8.1984 г.; введен в строй 28.9.1986 г.; вошел в состав КТОФ 5.11.1986 г.; 18-23.11.1987 г. нанес визит в Аден (Южный Йемен), 12-16.05.1988 г. – в Вонсан (Северная Корея), 31.07-4.08.1990 г. – в Сан-Диего (США); 25.11.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке.
«СТОЙКИЙ». Зачислен в списки ВМФ 1.8.1981 г.; заложен 28.9.1982 г. на ССЗ №190; спущен на воду 27.7.1985 г.; введен в строй 31.12.1986 г.; вошел в состав КТОФ 24.2.1987 г.; 22.10.1993 г. поставлен на капремонт на «Дальзаводе» во Владивостоке, но из-за отсутсвия финансирования отправлен в отстой; в начале апреля 1999 г. затонул и впоследствии был расформирован, списан и разделан на металл.
«ОКРЫЛЁННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 5.11.1982 г.; заложен 16.4.1983 г. на ССЗ №190; спущен на воду 31.5.1986 г.; введен в строй 30.12.1987 г.; вошел в состав КСФ 19.2.1988 г.; в конце 1990-х поставлен в отстой.
«БУРНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен в 1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду в феврале 1987 г.; введен в строй 30.9.1988 г.; вошел в состав КТОФ 9.11.1988 г.

«ВЕДУЩИЙ»: с 18.8.1988 г. «ГРЕМЯЩИЙ». Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 23.11.1984 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.5.1987 г.; введен в строй 30.12.1988 г.; вошел в состав КСФ 1.5.1989 г.; 25.06-1.07.1990 г. нанес визит в Гавану (Куба); 25.05-1.06.1993 г. принял участие в торжествах в Ливерпуле (Великобритания), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику». С 18.08.1988 г. носит гвардейский Военно-морской флаг, унаследованный от одноименного ЭМ пр.7 СФ и БПК пр.57-А КСФ.
«БЫСТРЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 30.10.1984 г.; заложен 29.10.1985 г. на ССЗ №190; спущен на воду 28.11.1987 г.; введен в строй 30.9.1989 г.; вошел в состав КТОФ 31.10.1989 г.; 5-8.06.1990 г. нанес визит в Киль (ФРГ), 23-30.08.1993 г. – в Циндао (Китай), 31.08-4.09.1993 г. – в Пусан (Республика Корея).
«РАСТОРОПНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 21.3.1985 г.; заложен 15.8.1986 г. на ССЗ №190; спущен на воду 4.6.1988 г.; введен в строй 30.12.1989 г.; вошел в состав КСФ 28.2.1990 г.; 11-15.10.1993 г. нанес визит в Тулон (Франция).
С 2002 года в отстое.

«БЕЗБОЯЗНЕННЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в марте 1989 г.; введен в строй 28.11.1990 г.; вошел в состав КТОФ 29.12.1990 г.; 15-19.06.1991 г. нанес визит в Антверпен (Бельгия).
«БЕЗУДЕРЖНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1987 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 25.6.1991 г.; вошел в состав КСФ 11.7.1991 г.; 26-31.05.1993 г. принял участие в торжествах в Нью-Йорке (США), посвященных 50-летию «битвы за Атлантику».
«БЕСПОКОЙНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 26.11.1986 г.; заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1990 г.; введен в строй 28.12.1991 г.; вошел в состав ДКБФ 11.2.1992 г. Резерв второй категории.

«МОСКОВСКИЙ КОМСОМОЛЕЦ»: с 15.2.1992 г. «НАСТОЙЧИВЫЙ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен в 1989 г. на ССЗ №190; спущен на воду в июне 1991 г.; введен в строй 30.12.1992 г.; вошел в состав ДКБФ 5.2.1993 г.; 19-26.06.1993 г. нанес визит в Киль и 28.06-2.07.1993 г. – в Вильгемсхафен (ФРГ). В1996 в Абу-Даби и Кейптаун.

«БЕССТРАШНЫЙ»: с 05.07.2004 г. «АДМИРАЛ УШАКОВ»
Зачислен в списки ВМФ 30.12.1987 г.; заложен 6.05.1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 28.12.1991 г.; введен в строй 30.12.1993 г.; вошел в состав КСФ 21.1.1994 г. и 17.04.1994 поднял Андреевский флаг; 16.08.1994 г. совершил межфлотский переход с Балтики на КСФ; с 5.05.1995 г. по 10.05.1995 г. посетил с официальным визитом Осло (Норвегия); с 21.12.1995 г. по 03.04.1996 г. нес Боевую службу в Средиземном море; 29.01.1996 г. деловой заход в Тартус (Сирия); 17.02.1996 г. официальный визит в Ла-Валетта (Мальта); в октябре 1997 г. официальный визит в Портсмут (Великобритания); с 06.2000 г. по 07.2003 г. проходил ремонт на ФГУП МП «Звездочка» в Североморске; с сентября по октябрь 2004 г. – Боевая служба в Северо-восточной Атлантике.
«ВНУШИТЕЛЬНЫЙ»: Зачислен в списки ВМФ 11.4.1983 г.; заложен 30.8.1983 г. на ССЗ №200, но вскоре снят со строительства; спущен на воду 17.10.1987 г. и превращен в плавсклад при заводе; впоследствии разделан на металл.
«ВАЖНЫЙ»: позднее - «ЕКАТЕРИНБУРГ» . Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду 30.04.1991 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 1999 г. и передан КНР, где получил название «ХАНЬЧЖОУ» (б/н 136) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.
«ВДУМЧИВЫЙ»: с 30.8.1995 г. «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Заложен в 1988 г. на ССЗ №190; спущен на воду в 1992 г.; достраивался на плаву по пр.956-Э для КНР; введен в строй в декабре 2000 г. и передан КНР, где получил название «ФУЧЖОУ» (б/н 137) и вошел в состав Восточного флота ВМС НОАК.

: [з/н 880]. Заложен в 1992 г. на ССЗ №190; постройка была приостановлена при технической готовности 20%.


Списание :

1987 – Внушительный (зав.№2211) (как плавсклад ССЗ им. 61 коммунара, слом в 1996);

1998 – Окрылённый (30.09), Отличный (30.09), Осмотрительный (30.09), Отчаянный (30.09), Современный (30.09), Стойкий (30.09);

2001 – Безупречный (20.07);

2006 – Гремящий (18.12);

2009 – Расторопный (ноябрь);

2010 – Боевой (1.12)

С момента вступления в строй и до окончания холодной войны эскадренные миноносцы проекта 956 интенсивно эксплуатировались на различных морских театрах (от Баренцева моря до Персидского залива), активно участвовали в боевой службе советского Военно-Морского Флота, демонстрировали советское военно-морское присутствие в Мировом океане, в том числе и в зонах вооружённых конфликтов.




А ведь планировалась и модернизация проекта….

Работы над проектом эсминца с усиленным составом вооружения (пр. 956У) были начаты в Северном ПКБ в конце 1980-х годов. Проектом было предусмотрено три варианта модернизации. Отличие первого варианта от базового проекта 956 состояло в том, что вместо пусковых установок для ПКР «Москит» на корабле размещались наклонные универсальные пусковые установки СМ-403 для 16 крылатых ракет класса ПКР и КРБД. Отличие второго варианта от первого заключалось в том, что помимо замены пусковых установок комплекса «Москит» на корабле на месте кормовой АУ АК-130 размещалась установка вертикального пуска ЗС-14 на 16 крылатых ракет. Третий вариант модернизации предусматривал размещение только кормовой УВПУ на 24 ракеты с демонтажем ПУ ПКРК «Москит».

В УПУ и УВПУ всех трёх вариантов предполагалось разместить крылатые ракеты «Оникс» и «Калибр» в любой комбинации. Целеуказание для крылатых ракет должен был обеспечивать новый радиолокационный комплекс (РЛК) «Монумент», устанавливаемый взамен РЛК «Минерал» (КРС-27). Установки РБУ-1000 и все ЗАК АК-630М снимались. Вместо них предполагалось разместить 2 боевых модуля ЗРАК «Кортик» (для первых двух вариантов) и 4 аналогичных модуля для третьего варианта. Стандартное водоизмещение модернизированного корабля в окончательном варианте приблизилось к уровню 6700—6750 тонн.

Все необходимые проектные работы были выполнены к концу 1991 года. Однако из-за отсутствия финансовых средств в период практически полного прекращения финансирования военного судостроения достройка уже заложенных кораблей по проекту 956У не производилась, а все дальнейшие работы по нему были свёрнуты, несмотря на то, что эскадренные миноносцы проекта 956, если сравнивать их с новыми кораблями четвёртого поколения, безусловно устарели, прекрасные модернизационные возможности, имеющиеся у проекта, позволяют придать ему требуемые в новых условиях боевые качества посредством замены устаревших систем корабельного вооружения на более современное.

Представьте себе, какой у России сейчас мог бы быть Флот…


Эсминец «Адмирал Ушаков» был построен по проекту 956 «Сарыч» и входит в состав Северного флота РФ.

История строительства и служба

Начиная с 1972 года, эскадренные миноносцы проекта 956 строились на судостроительной верфи № 190 им. А.А. Жданова. Судно, которое до 2004 года носило имя «Бесстрашный», было заложено именно на этом заводе в 1988 году. Корабль спущен на воду в конце 1991 года.

Зимой 1993 года принят в состав флота. Во время строительства, с июня 1993 года, был в составе 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей Ленинградской военно-морской базы. На период тестирований его внесли в 76-ю бригаду ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.
Начал свою карьеру в 1994 году, в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. Весной 1995 года корабль принимал активное участие в проведении зенитно-ракетной стрельбы, вместе с эсминцем «Расторопный». В ноябре того же года выполнял артиллерийские стрельбы под наблюдением министра обороны РФ и Главнокомандующего ВМФ. В конце 1995 года вместе с крейсером-авианосцем «Адмирал Кузнецов» через Гибралтарский пролив отправился на службу в Средиземное море.

В период с августа по сентябрь того же года находился в доках судоремонтного завода в Росляково. Весной 1997 года «Адмирал Ушаков» совершил недолгий выход в море для проверки боеготовности, а в апреле принимал участие в учениях флота РФ.
В начале мая 1998 года миноносец «Бесстрашный» был включен в состав 43 дивизии ракетных кораблей 7 оперативной эскадры. При осуществлении похода в море летом 1998 года, из-за остановки котлотурбинной установки корабля, эсминец «Адмирал Ушаков» едва спасся от налета на скалы. После этой аварии он был поставлен на ремонт в доки Мурманского судоремонтного завода.

Деятельность в современных условиях

Сегодня «Адмирал Ушаков» (эсминец проекта 956) выполняет следующие боевые задачи:

  1. Поражение малоразмерных наземных целей, живой и технической силы противника
  2. Огневая поддержка противовоздушной и противокатерной обороны десантных войск при высадке на море
  3. Уничтожение наводных кораблей противника, и их десантных войск

В 2003 году вышел с ремонта в Северодвинске на ОАО ЦС «Звездочка».
В марте 2013 года успешно отработал действия одиночного корабля в Баренцевом море, на одном из полигонов Северного флота. При этом он взаимодействовал с атомным подводным крейсером стратегического назначения, морской авиацией Северного флота и минно-тральной группой Кольской флотилии.
В конце августа 2013 года завершил учения на полигонах Баренцева и Белого морей.
В 2014 году «Адмиралу Ушакову» исполнилось 20 лет со дня торжественного водружения военно-морского флага. За время службы миноносец дважды совершал походы в Атлантику и Средиземное море.
В 2015 году эсминец снова принял участие в военно-морских учениях в Баренцевом море, а так же присутствовал на праздничных мероприятиях, посвященных Дню военно-морского флота Российской Федерации.
В 2016 году участвовал в артиллерийских стрельбах в Баренцевом море, а так же ним был отработан бой с надводным кораблем условного противника.


Впечатления очевидцев

Эсминец «Адмирал Ушаков» входит в боевой состав Северного флота, дислоцируясь на военно-морской базе ЗАТО Североморска Мурманской области. Корабль находится в составе 43-й дивизии ракетных кораблей.
Судно – боевая единица, которая ведет борьбу не только на воде (корабли и подлодки), но и уничтожает цели на берегу и в воздухе. Служба, как рассказывают очевидцы, стандартна для всех военных кораблей. Моряки находятся на вахтах, различных дежурствах, занимаются учебными стрельбами. В море выходят на неделю – 10 дней.
Экипаж эскадренного миноносца – около 350 служащих. Большая часть – контрактники. О неуставных отношениях и дедовщине отзывы не сообщают. Напротив, отмечают длительный отпуск – 30 суток основного, 15 – за службу на флоте и еще 15 – за условия Крайнего Севера, ЗАТО Североморск находится за полярным кругом.
Рассказывают о долгой акклиматизации. Адаптация бойцов сопровождается простудными заболеваниями, возникающими из-за холодных ветров и влажности Северного моря.

И контрактники, и моряки, служащие по призыву, проживают каютах с общим санузлом. О дате и времени присяги, а также об увольнительных и регламенте использования мобильных нужно узнать у служащего.
Североморск – закрытый населенный пункт. Для поездки на присягу нужен пропуск (данные передаются матросу). Как вариант – отправляется запрос на электронный адрес администрации. Пропуск, оформленный для поездки на присягу, родственники получают на КПП. Пропуск в Североморск – на КПП ЗАТО.

Ваш визит

  • Из Мурманска до Североморска ежедневно ездит автобус № 105. На КПП ЗАТО спросят пропуск. Скажите, что Вы едете на присягу и пропуск, заказанный заранее, выдадут на месте.
  • Остановиться можно в гостинице «Ваенга». Зимой номера забронировать проще. Телефон отеля: 7 (815-37) 4-84-75

В 1961 г. в боевой состав ВМС США вошел первый атомный крейсер УРО "Лонг Бич". Это событие послужило толчком к созданию отечественного боевого атомного надводного корабля. Естественное развитие военно-морской техники также оказалось причиной того, что в 1964 году начались исследования по определению облика первого в нашей стране боевого надводного атомохода.
Основой исследований явилась объективная потребность флота в океанском надводном корабле, способном действовать в удаленных районах Мирового океана самостоятельно и в составе группировки, преимущественно с противолодочными задачами. Исследования завершились тактико-техническим заданием на разработку проекта большого противолодочного корабля с атомной энергетической установкой водоизмещением 8000 тонн. Главным конструктором был назначен Б.Купенский , до этого являвшийся главным конструктором первых отечественных газотурбинных БПК типа "Комсомолец Украины". От Военно-морского флота главным наблюдающим за проектированием и строительством корабля с самого начала и до окончательной его передачи флоту стал капитан 2 ранга А. Савин .
Новый атомный корабль с самого начала стал любимым детищем Главнокомандующего ВМФ Адмирала Флота Советского Союза С. Горшкова . Тем не менее проектирование шло трудно и довольно медленно. С первых же этапов начало расти водоизмещение, что заставило искать всё новые и новые варианты главной энергетической установки, в первую очередь паропроизводящей её части. В конце концов, приняли решение о создании специальной энергетической установки (ЭУ). При этом Главком потребовал размещения на корабле резервной ЭУ на органическом топливе.
При проектировании исходили из того, что решение кораблем главной задачи будет обеспечено только при наличии достаточной боевой устойчивости. Не вызывало сомнений, что наибольшую опасность для него представляет авиация, поэтому предусматривалось эшелонирование средств ПВО корабля по всей её глубине, элементам, принципам построения, калибрам и т. д.
Противокорабельные ракеты в проекте появились не сразу. Строившиеся у нас в те годы противолодочные корабли достаточно эффективного ударного оружия не несли, что существенно снижало их боевую устойчивость. Было учтено также то, что надводный флот США начал интенсивно оснащаться противокорабельными ракетами. Таким образом, облик первого отечественного атомного корабля приобрел многоцелевую направленность, и он получил окончательное наименование - атомный ракетный крейсер. В 1973 г. его проектирование было завершено, а весной следующего года состоялась закладка. От первого легкого крейсера советской постройки, оставившего заметный след в истории нашего ВМФ, головной крейсер унаследовал наименование “Киров” (с 1992 г. “Адмирал Ушаков”). Его постройка велась медленно и не очень ритмично. Головной корабль был спущен на воду в 13 часов 53 минуты 27 декабря 1977 г.
Костяк экипажа сформировали ещё за год до этого события. Были назначены командир корабля и заместитель командира по политической части, офицеры электромеханической боевой части и химической службы. К моменту спуска корабля на воду экипаж был укомплектован почти на сто процентов. В 1978 году экипаж прибыл в Ленинград и с огромным энтузиазмом принялся осваивать новый корабль.
В 1980 г. крейсер прошел испытания и вошел в состав Северного флота. 12 апреля 1981 года над кораблём гордо взвился Краснознамённый Военно-морской флаг.
В 1984 году появился второй корабль этого типа – “Фрунзе” (“Адмирал Лазарев”), в 1988 году третий – “Калинин” (“Адмирал Нахимов”) и в 1998 году “Юрий Андропов” (“Пётр Великий”).
Наши атомные ракетные крейсера прямых аналогов за рубежом не имеют. На ТАРКР энергетическая установка включает в себя две паровые турбины мощностью до 70000 л. с. каждая. В резервном варианте турбины получают пар от двух автоматизированных паровых котлов, работающих на органическом топливе. При работе атомной энергетической установки крейсер развивает скорость более 30 узлов, под котлами - не менее 14. Экипаж почти вдвое меньше, чем было на одинаковом по водоизмещению линкоре “Октябрьская революция”. “Главный калибр” атомного крейсера - противокорабельный ракетный комплекс большой дальности "Гранит".
Зенитное ракетное оружие на крейсерах “Адмирал Ушаков” и “Адмирал Лазарев” было такое же, как и на крейсере “Слава”. На крейсере “Адмирал Нахимов” установлены уже более современные ЗРК.
Артиллерийское оружие головного корабля - две одноорудийные 100-мм автоматические установки с радиолокационной системой управления. Начиная со второго корабля серии, на них вместо двух “соток” стали размещать одну двухорудийную 130-мм артустановку. В качестве средств ближней самообороны на ТАРКР было установлено восемь 30-мм шестиствольных автоматов. На крейсере “Адмирал Нахимов” вместо этого оружия установлены два новых ракетно-артиллерийских комплекса самообороны.
Противолодочное оружие составляют автоматизированный гидроакустический комплекс "Полином", противолодочный торпедный комплекс "Метель" (в дальнейшем "Водопад").
На втором и последующих крейсерах вместо противолодочного ракетного комплекса и торпедных аппаратов устанавливали новый универсальный ракето-торпедный комплекс.
Набор противолодочных средств дополняют реактивно-бомбовые установки, основное назначение которых на этих кораблях - поражение атакующих их торпед. Начиная с третьего корабля серии, на атомных крейсерах устанавливают новый комплекс противоторпедной защиты. На корабле базируются два вертолета типа Ка - 27, Ка - 27ПС, Ка - 31 или Ка - 39 в поисково-спасательном, противолодочном и других вариантах. Для обеспечения базирования вертолётов предусмотрен подпалубный ангар, погреба боезапаса, подъемник и взлётно-посадочная площадка.
Таким образом, атомные крейсера типа "Киров" вобрали в себя практически всю номенклатуру боевых и технических средств, созданных в последние годы.
Несмотря на решение Государственной думы РФ о необходимости сохранения в боевом составе ВМФ России ТАРКР “Адмирал Ушаков”, в связи с отсутствием средств на ремонт и восстановление крейсер был выведен из боевого состава ВМФ и в настоящее время ожидает утилизации у стенки судоремонтного завода.
Однако члены экипажа первого отечественного атомного ракетного крейсера не считают себя вправе забыть историю. По инициативе единомышленников создан и активно работает Совет ветеранов крейсера. Традиционными стали ежегодные встречи бывших сослуживцев. По инициативе энтузиастов в Интернете создан сайт “Для тех, кто служил на ТАРКР “Киров” ().
В канун 30-летия спуска крейсера на воду в Североморске состоялась ставшая традиционной ежегодная встреча ветеранов. Капитан 1 ранга Александр Фадеев тепло поздравил тех, кому за время, прошедшее с последней встречи, исполнилось 50 лет и вручил им памятные адреса. Наиболее активным членам Совета ветеранов вручили памятные знаки эскадры надводных кораблей.
Капитан 1 ранга запаса Анатолий Романько рассказал собравшимся о работе, проводимой группой энтузиастов по сохранению истории родного корабля. Например, один из ветеранов крейсера, капитан 3 ранга запаса Борис Пономарёв собрал всю информацию об офицерах и многих мичманах крейсера, служивших на корабле с первого экипажа. Он ежегодно рассылает бывшим сослуживцам информацию о членах экипажа, ставшие редкими фотографии.
Секретарь Совета военных пенсионеров Североморска Юрий Смирнов рассказал присутствующим о грядущих изменениях в пенсионном обеспечении.
Отрадно отметить, что многие из ветеранов крейсера так или иначе и поныне служат Военно-морскому флоту. Капитан 1 ранга Олег Ивлев – офицер электромеханической службы соединения ракетных кораблей, а офицер запаса Вячеслав Андреев занимается вопросами поддержания технической готовности ТАРКР “Петр Великий”.
Радует ветеранов и то, что уже и сыновья некоторых из них принимают активное участие в работе Совета. На нынешнем сборе присутствующим представили сына офицера БЧ-5 первого экипажа корабля – Евгения Ожгихина , а ранее в работу Совета ветеранов активно включились Дмитрий Ралль и Евгений Белинин .
Капитан 2 ранга Юрий МУЗЫРА.

Код НАТО - «Sovremenny class destroyer».

17-й эскадренный миноносец проекта 956 «Сарыч»

История

Заложен на заводе № 190 им. А. А. Жданова 6 мая 1988 года (строительный № 877), спущен на воду 28 декабря 1991 года, экипаж сформирован 31 декабря. Корабль прошёл заводские ходовые испытания с 27 ноября по 25 декабря 1993 года в Балтийске. Принят флотом 30 декабря 1993 года (25 декабря на корабле был поднят военно-морской флаг). 17 апреля 1994 года эсминец вступил в состав Военно-Морского Флота России. На период строительства (с 16 июня 1993) был включён в состав 13-й бригады строящихся и ремонтируемых кораблей (13 брстремк) Ленинградской военно-морской базы, на время испытаний включён в состав 76-й бригады ракетных кораблей 12-й дивизии ракетных кораблей.

Служба

С 1994 года - в составе 56-й бригады эсминцев 7-й оперативной эскадры Северного флота. 2 июня 1994 года «Бесстрашный» прибыл в Балтийск для подготовки к межфлотскому переходу, который произошёл с 9 по 16 августа 1994 года. 27 декабря эсминец был введён в состав сил постоянной боевой готовности.

Вмсете с эсминцем «Расторопным» 4 апреля 1995 года принимал участие в проведении зенитной ракетной стрельбы (получил оценку «хорошо»). Под флагом контр-адмирала В. Д. Верегина нанёс визит в Осло (Норвегия) (6 - 9 мая), 22 ноября выполнял артиллерийские стрельбы в присутствии министра обороны и Главнокомандующего ВМФ. 21 декабря «Бесстрашный» под флагом адмирала И. В. Касатонова вышел совместно с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» на боевую службу в Средиземное море; прошёл 4 января следующего года через Гибралтарский пролив, с 29 января по 3 февраля осуществил деловой заход в Тартус (Сирия); с 17 по 18 февраля совместно с «Адмиралом Кузнецовым» находился с визитом в Ла-Валетте (Мальта), где эскадренный миноносец посетил Президент республики Мальта. 22 марта 1996 года корабль вернулся в Североморск, пройдя за время боевой службы 14 156 морских миль и выполнив 7 учений и 49 боевых упражнений. В августе-сентябре «Бесстрашный» прошёл докование на судоремонтном заводе № 82 в Росляково.

Для комплексной проверки боеготовности 14 апреля 1997 года эсминец осуществил выход в море, с 16 по 17 апреля и с 23 по 25 апреля этого же года он принимал участие в командно-штабных учениях флота в составе двух эсминцев и двух больших противолодочных кораблей. 21 августа «Бесстрашный» выполнил артиллерийскую стрельбу с постановкой помех из ПК-10 и ПК-2М (получил общую оценку «хорошо»). 2 сентября стрелял «Москитом», получил оценку «отлично». 16 сентября «Бесстрашный» совершил в составе корабельной группы выход в море, в период с 22 по 26 сентября нанёс визит в Портсмут (Англия); 4 октября в проливе Каттегат была осуществлена заправка эсминца топливом кильватерным способом от танкера «Г. Гасанов». Пройдя 4391 морскую милю, эскадра возвратилась в Североморск 8 октября 1997 года.

1 мая 1998 года эскадренный миноносец «Бесстрашный» был включён в состав 43-й дивизии ракетных кораблей 7-й оперативной эскадры. Во время похода летом 1998 года в условиях шторма произошла остановка котлотурбинной установки корабля, из-за чего он едва не был выброшен на скалы.

В 2004 году эсминец «Бесстрашный» сменил название на «Адмирал Ушаков».

Командиры

С 2001 года по 2003 год - капитан 1 ранга Кузнецов Виктор Иванович

С 2004 года по 2005 год - капитан 1 ранга Сидоров Валерий Дмитриевич

С 2005 года по 2007 год - капитан 1 ранга Неклюдов Игорь Владиславович

С 2007 года по 2009 год - капитан 1 ранга Набока Андрей Валерьевич

С ноября 2009 года по март 2016 года - капитан 1 ранга ранга Гладкий Олег Анатольевич

С марта 2016 года - капитан 1 ранга Никитин Игорь Александрович

Бортовые номера

Во время службы эсминец сменил ряд следующих бортовых номеров:
-1993 год - № 694;
-1995 год - № 678;
-1996 год - № 434.
-2016 год - № 474

ТТХ

Основные характеристики

Водоизмещение: 6600 т стандартное, 8000 т полное
-Длина: 145,0 м (по КВЛ), 156,5 м (наибольшая)
-Ширина: 16,8 м (по КВЛ), 17,2 м (наибольшая)
-Осадка: 5,96 м, 8,2 м (габаритная)
-Двигатели: 2 котлотурбинных агрегата ГТЗА-674,
-Мощность: 100 000 л. с.
-Движитель: 2 пятилопастных винта
-Скорость хода: 18,4 узла экономическая, 32,7 узла (полная), 33,4 узла максимальная
-Дальность плавания: 1 345 миль на 33 узлах, 3 920 миль (на 18 узлах), 4500 миль (с топливом в перегруз)
-Автономность плавания: 30 суток
-Экипаж: 296 человек (в том числе 25 офицеров) в мирное время, 344-358 человек (в том числе 31 офицер) в военное время